Автор: Cергей К., Москва

Записки инструктора (часть 8)

15 февраля, 2009
вдп. Кони-Айры (8-й день)

«…Вода, вода,
Кругом вода…»

(Из песни)

На сегодняшний день намечена первая радиалка в этом походе. Наш путь лежит к водопаду Кони-Айры. Заодно нужно разведать переправу через «верхнюю» Кучерлу, от которой зависит, сможем ли мы попасть на следующий день на оз. Дарашколь.

Группа разделяется. Примерно треть остаётся в лагере (в основном по медицинским показателям). Остальные выходят на тропу. С собой берём лишь немного тёплых вещей, «сухпай», костровые и «дождевые» принадлежности. Ну, и разумеется, фотоаппаратуру. Рюкзаки берут только мужчинки, а женские туристы идут налегке.

Выходим из лагеря.

Дойдя до переправы через Кучерлу, с удивлением вижу – воды не то, чтобы много, а даже меньше, чем обычно. Брёвно переправы через первую протоку, обычно лежащее частично в воде, в этот раз практически полностью сухое. Ну что ж, значит завтра есть шанс переправиться без проблем.

Идём дальше и вскоре подходим к р. Мюшту-Айры. Здесь, шедший с нами Стас, решает дальше не идти и остаётся побродить с фотоаппаратом в этих местах. Приболев в дождливые дни, он до конца ещё не оклемался. А вчерашнее купание в холодной реке только усугубило его хворь, о которой он мне раньше ничего не говорил. Знай о его болезни, я бы ему вчера «покупался»!!!

Оставив Стаса на берегу, уходим на переправу через Мюшту. Несмотря на то, что в Кучерле воды меньше обычного, в Мюшту-Айры (впадающей в неё) воды больше нормального уровня. Переходим первые рукава по очень скользким брёвнам.

На последнем самом широком рукаве русла небольшая проблема. Здесь хотя ничего «военного» нет, но переправиться, как обычно (по камням), не удастся – сильный поток идёт почти по колено. После небольшой разведки находим более-менее приемлемое место, где и начинаем переправу. Поскольку ничего экстремального в этот день не планировалось, основная верёвка была оставлена в лагере. Поэтому в качестве хоть какой-то страховки приходится использовать вспомогательный короткий «репик» (реп-шнур).

Вода в Мюшту просто ледяная, что объясняется близостью ледников. Пока переправились, ноги и руки буквально окоченели. Но, переправа закончена, и мы продолжаем путь. А впереди нас ждёт ещё несколько часов «кувыркания» по горной тайге и бесконечным курумникам.

Группа, очевидно уже по привычке, даже налегке идёт очень медленно, и нам приходится периодически стоять (а порой и сидеть), ожидая отставших.

Пользуясь остановками народ с удовольствием фотографирует окружающую красоту и наслаждается тишиной.

Но, мы здесь не одни - с вершины лиственницы за нами лениво наблюдает местный пернатый абориген.

Ну вот, наконец впереди показалась заветная цель!

Народ потихоньку вылезает на стоянку перед водопадом. Взгляд на часы навевает грустные мысли – путь в один конец занял у нас 4 часа!!! Однако, рекорд! А ведь ещё и обратно топать.

Отдышавшись, туристы отправляются любоваться водопадом. То, что им открывается, просто потрясает своей мощью и дикой первозданной красотой. Огромный поток, зажатый в скалах, несётся с сумасшедшей скоростью вниз. Русло водопада напоминает зигзаг – вода, ударяясь в скалу на своём пути, сворачивает на несколько метров влево, после чего продолжает падать в том же направлении. Рёв стоит оглушительный. При этом сотни тонн воды лупят со страшной силой в преграждающую им путь скалу, поднимая огромный облако водяной пыли. И вся эта феерия украшена многочисленными радугами, повисшими над ней.

Если же подняться немного выше водопада, то можно увидеть нечто, напоминающее пейзажи из «Властелина колец».

Не могу отказать себе в традиционном удовольствии – залезть на скальный гребень, находящийся на пути воды, в метре от потока. Скалы мокрые и очень скользкие. При любом неосторожном движении улететь в водопад и выплыть внизу в виде фарша – вероятность, более чем реальная. Но, это того стоит. Находясь вплотную от несущегося на тебя страшного пенного потока, получаешь ни с чем не сравнимые сильнейшие эмоции. Ощущения дрожащих скал, водяной бездны и всепоглощающей стихии – непередаваемы!!! В этом месте особо остро понимаешь глупость фразы "Человек - царь природы"!

И хотя сам водопад непередаваем в своём великолепии, все видят, что и вокруг нас окружает не менее сказочная красота.

Налазившись по водопаду и сделав кучу снимков, ошалевшие туристы со счастливыми лицами начинают подтягиваться на стоянку, где мы приступаем к замечательной трапезе. Увидев те деликатесы, которые достаются из рюкзаков, тут же рождается афоризм: «Хочешь хорошо поесть – иди в радиалку». Помимо уже привычных нам паштета, шпротов и карамелек, на «столе» появляются изюм, курага, засахаренные ананасы, копчёная колбаса и сыр. Народ, пользуясь отсутствием строгого завхоза, начинает «жировать». Заканчивается это совершенно не характерной для походов ситуацией – обожравшиеся деликатесами туристы в изнеможении валяются вокруг костра. При этом слышны ленивые кощунственные фразы:

- «Ну, кто ещё хочет ананасов?»
- «Да ну их!»
- «Курагу кто-нибудь ещё будет?»
- «А-а-а, на фиг!»
- «Ну, доешьте кто-нибудь шпроты!»
- «Не мо-о-гу-у!»
И т.д.

Подкрепившись таким образом, отправляемся в обратную дорогу. Помня, сколько мы тащились сюда, и совершенно не имея желания прийти в лагерь затемно, провожу моральную «накрутку» туристов. Типа, если будем так тащиться, то придётся по курумам лезть уже в сумерках. Да ещё и дождь сейчас может нас накрыть. А у нас ещё и переправа впереди. В общем, «загнанных лошадей будем пристреливать»!
После этого «подрываюсь» и в первый раз за поход выхожу на свою крейсерскую скорость. Вместо уже осточертевшего многодневного «ползанья» по камням, мы скачем как горные козочки. Красота!!!
Самое забавное, что народ почти не отстаёт, выдерживая нормальную скорость. Вылетаем к Мюшту-Айры и с ходу проскакиваем её. Ещё немного горной акробатики и возбуждённые, радостные и уставшие туристы вваливаются в лагерь. И вот тут нас накрывает дождь! Но, теперь наплевать – мы уже в палатках!

Гляжу на часы и глазам не верю – обратный путь занял 2 часа!
Значит могут, когда захотят!

Короткий дождь заканчивается и впереди у нас снова замечательный вечер с традиционными посиделками у костра, хохмами и болтовнёй обо всём. Ну, и конечно с рассказами нашего Игоря-астронома о звёздах, планетах и событиях, происходящих там.

К предыдущей части _____ Продолжение следует....