Автор: Анна Помазова . Москва - Вестра

Велопутешествие по Ливану

4 января. Библос (Byblos/Jbail/Jbeil)

Развалины древнего Библоса

Встали около 7 и без завтрака поехали в сторону Библоса. Наше кафе так рано не работало, надеялись перекусить по дороге. Буквально через 15 минут – непредвиденная остановка. Слышу какой-то грохот сзади себя. Оборачиваюсь и застаю картину: Света барахтается между двух велосипедов и кричит: «Леша, сними с меня велосипед!», вело-штаны валяются отдельно. Но оказалось, что основной пострадавший – не Света. Леха не справился с управлением при преодолении «лежачего полицейского» и упал, перелетев через руль. Света не успела затормозить и упала на велосипед Лехи, а ее собственный велосипед сотворил на асфальте вело-гамбургер. В итоге, Леха немного ударился головой (хорошо, что был в шлеме! легкое сотрясение есть) и поцарапал руки-ноги (вот! надо в велоперчатках ездить!). Промыли, заклеили. У Светы остался большой синяк на ноге. И ведь только выехали!

В 8-30 едем дальше. Теперь аккуратнее. В пригороде Библоса выпили чая с круассанами. Очень большие и очень вкусные! Недорого. Опять повеселил Лёха. Мы оживленно беседовали вчетвером, и тут, ни с того, ни с сего Леха устремил свой взгляд куда-то вдаль и загадочно монотонно произнес: «Calculate sum!» Э… что? Мы даже не сразу врубились, что это уже не велосипеды обсуждаются, а Лёша попросил счет. Официант и вовсе никак не отреагировал на обращение якобы к нему…

Сегодня пасмурно, +19 С. Дождя пока нет.

Старый город Библоса (Byblos, Jbail/Jbeil) начинается с большого базара. Базар обычный, восточный. От иранского, например, отличается довольно сильно – вследствие того, что в Иране нет такой свободы в одежде, внешнем виде, рекламе (и там продают весьма специфическую женскую одежду типа хеджаба, а все «неприличное» типа колготок или маек сложно найти на виду). Зато по «тряпкам» близок к нашему Черкизовскому. Много сувениров. Мало туристов.

Отступление про туризм в Ливане

Туризм в Ливане практически отсутствует как класс. Наверняка, в сезон в Ливане много пляжных отдыхающих. Наверняка, в сезон в Ливане много отдыхающих в прохладных горах местных. Но вот зимой туристов практически нет. А туристов с рюкзаками – таких вообще не видно. Уж про велотуристов я и вовсе молчу… Что касается готовности ливанцев к приему туристического потока, я бы выразили мнение, что не готовы они сейчас, не готовы! Ни карт городов и достопримечательностей, ни рекламных проспектов, ни англо-говорящих сотрудников Туристической информации… Хуже, чем в России.

Около 10 ч добрались до самих развалин. Это самый старый город в мире, который никогда не покидала человеческая цивилизация. А именно более 8 тысяч (!) лет! Я уже заметила, что при посещении подобных мест надо, прежде всего, «всадить» в себя мысль об исторической значимости места, окружить себя соответствующей атмосферой, а потом уже идти смотреть развалины. Ибо просто так созерцать оставшиеся руины может быть не интересно. Библос не был исключением. Площадь развалин не очень большая, да и по сравнению с тем же Баальбеком или, к примеру, Эфесом, сохранилось здесь меньше. Но посмотреть есть на что. Опять же подробно, но ёмко про развалины можно почитать в отчете http://www.awd.ru/livan.htm или просто в исторической литературе. Если не читать, бродить среди руин будет неинтересно. Остатки нескольких доисторических храмов, царский колодец (по легенде, возле него месяцами сидела богиня Исида, пытающаяся вызволить из заточения своего мужа Осириса), некрополь и саркофаги, амфитеатр. Еще есть замок крестоносцев 12 века, внутри которого мини-музей (тоже интересно почитать, посмотреть), и развалины персидской крепости VI в до н.э. Тоже интересно. На одной из стен крепости – каменная голова льва. Еще с территории древнего Библоса открывается приятный вид на море и окрестности. Кругом пальмы, свежий запах моря. Хорошо!

На территории развалин встретили русских, которых видели вчера в Джейте. Пообщались немного. Погода весь день пыжилась, даже упали две капли дождя и задул резкий ветер, но этим и ограничилось. После обеда – яркое солнце.
Вышли с территории музея, прогулялись в сторону соседней церквушки в окружении лимонных деревьев. Еще обнаружили симпатичную маленькую площадь, украшенную ёлкой и гирляндами. Весьма интересна мостовая в Библосе (видели такую же в Баальбеке, но там ее меньше) – галька от 3 до 7 см выкладывается не плашмя, как мы привыкли, а ребром! Красиво!
После прогулки по городу заехали в большой супермаркет и закупили продукты и воду на вечер (будем ночевать в палатке). С основной трассы наконец-то съехали на дублер, идущий вдоль моря. По нему устремили свои колеса к Триполи. Машин мало. Дорога почти все время вдоль берега моря. Виды очень симпатичные! Море волнуется. Возле больших камней или скал оно разбивается большой пенной волной. Эвкалипты почти на всем протяжении пути… Мммм… Я в Новой Зеландии? Австралии? Боже, почему мне так приятны эти ароматы?! Очень классная дорога! +21 С, солнце – и это зима!

Проехали длинную военную часть. Сразу за в/ч (после большого количества танков) – придорожное кафе. В нем кушают военные. Должно быть, хорошее местечко. Так и есть. Наелись от пуза (и зачем, если через 40 минут вставать?), еще и сладости как подарок от шеф-повара притащили. Вкусно!

Отступление про военных и милицию

В Ливане практически на каждом углу можно встретить военного с автоматом, противотанковый ёж или просто сам танк. Все это тихо-мирно, как будто так и должно быть. Типа как у нас милиционер ходит с пистолетом на поясе, так и у них стражи порядка – обычное явление. На дорогах часто встречаются блокпосты. Думаю, что в последнее время все стало несколько проще, потому как останавливают теперь только каждую пятую машину, а раньше (говорят) – чуть ли не каждую первую. Нас ни разу ни на чем не останавливали. Наоборот, военные всегда мило улыбались при нашем приближении, помогали сориентироваться, указывали верную дорогу, желали счастливого пути и всегда говорили «Welcome to Lebanon!». В общем, очень милые ребята.

Милиция в стране есть, но с ней нам не приходилось сталкиваться. Если и действует, то тихо и почти незаметно (хотя несколько машин с надписью «police» я видела). ГАИ и аналогов в стране нет в принципе. Именно поэтому все ездят так, как им заблагорассудится.

В 15-45 выехали из кафе. Темнеет зимой рано, около 16-20 закат, сумерки еще полчаса. Поэтому надо торопиться с выбором места для палатки. Всем хочется встать непременно с видом на море :) Мест для ночевок сначала встречалась куча, но к 16-20, как раз когда мы начали подыскивать убежище для себя, стала появляться какая-то цивилизация. Но через 10 минут мы все же обнаружили небольшой пустынный травяной холмик с видом на море. В море катаются винд-серфингисты (а внизу, на пляже, их ждут машины), хотя ветер просто охрененный! Мы долго искали место, где дует поменьше, но в итоге сдались. В общем, при +16 С казалось сильно холоднее из-за ветра.

Попили чай, поглазели на закатные краски, потрогали море, пообщались… Легли спать в 19 ч! Во-первых, завтра надо рано встать во-вторых, все равно делать особо нечего. Звездная крыша над головой и очень громкий шум прибоя…

За день проехали около 31 км, ЧХВ – 2,5 ч.

5 января. Триполи (Tripoli/Trablous)

Центр Триполи

Первая ночь в палатке была очень теплая! Все взмокли и повыползали из своих особо теплых спальников :) Выспались! Встали в 6 утра, сварили себе макарончиков, позавтракали. +19 С уже утром.

В 8-30 выехали по нашей уже любимой дороге. Снова мало машин, отличные виды и запахи. Но встречались исключения. Были каких-то два достаточно больших городка с загруженными новогодними улицами, потом район совершеннейших трущоб (!) и невероятно большой цементный завод с белой взвесью в воздухе. Кхе-кхе… Очень забавно было наблюдать смешение финансового благосостояния в отдельном маленьком городке: вначале шил полуразрушенные дома, мусор, свалки, дешевые домики… А потом бац – салон вечернего платья с шикарной витриной :) Стоило все это посмотреть!

После цементного завода снова пошли замечательные виды моря. В принципе, очень похоже на Крым, Хорватию, Турцию, немного Грецию… Встретили первого и последнего на нашем пути велотуриста из Испании. Уже 3,5 месяца мотается он по разным странам. Финишировать планирует в Египте. В Россию тоже собирается, как-нибудь в другой раз… Судя по его велозамку (толстый-толстый шнур!) более ранние потери (я имею в виду кражу предыдущего велосипеда) были значительны! Говорит, что приехал сюда из Баальбека, но не через наш перевал, а через долину и Хермель. Это крюк, да и перевал там не очень высокий. Нам интересен наш вариант. Пообщались и разъехались в разные стороны.

Триполи неуклонно приближался. Издалека он манил своими белыми домами и длинной прибрежной полосой, словно Майами или какой-то другой курортный город. Чуть-чуть не доехав до города, нашли хороший песчаный пляж в одном из отелей. Немного искупались (некоторые). Вода теплая! Позволили себе немного задержаться в этом месте. +21 С.

Около полудня въезжаем в Триполи (Tripoli). Сразу же шум, огромное количество машин, пробка. Даже на велосипеде местами не везде проедешь. Окраины – современные многоэтажки, выглядят симпатичнее Бейрута. Наверное, Триполи не бомбили. В принципе, окраины города мне понравились. Чисто, пальмы кругом и чем-то родным пахнет. Не в смысле воздух, а в смысле, что большие дома, так привычные нам… В Триполи в большом количестве начали встречаться мечети. До этого (кроме одной большой в Бейруте) я что-то не замечала. Глас муэдзина стал доноситься с разных сторон, призывая к молитве. Что-то давно я этого не слышала…

+25 С. Жара наступает! По пробке добрались до центра, вернее до старой части города (возможно, это не совсем центр, карту города не разглядывала). Ах да, по дороге откопали Tourist Information офис, но очень бестолковый. Сотрудник говорил только по-французски (а мы нет), буклеты (они, оказывается, есть в природе!!!) – тоже только на французском, карты города нет и узнать что-то практически нереально! Уф! Ладно, хоть направление к крепости подсказали.

В общем, прибыли мы в крепость Сен-Жиль. Вероятно, это основная достопримечательность города (хотя опять же настаивать не буду, про город читала мало). Крепость построена крестоносцами, по-моему, веке в XI. Крепость как крепость. Ничего особенного. Особенное в ней то, что на ее территории расположен гарнизон. То есть буквально по территории крепости гулять можно, но не везде (вам скажут, куда нельзя). Вокруг крепости солдаты-солдаты-солдаты-танки-танки-танки и броневики. В общем, забавная картина. Особенно наш велосипед на той же парковке.

Полазили немного по крепости (по сравнению с замком крестоносцев Крак-де-Шевалье с Сирии, например, конечно, очень маленькая она), по ее подземным коридорам и стенам. Самое интересное – это вид с крепости на старый город, базар, современную часть города и море. В общем панорама 360 градусов. Красиво! Трущобы, мусор, мечети, дома-дома-дома, автомобильная пробка… Все шумит, гудит, взывает к молитве, пытается продать бананы-мандарины и прочее… Очень шумный и очень колоритный город! Я бы рекомендовала к посещению просто для того, чтобы ваше впечатление от Ливана не было излишне однобоким.

На осмотр убили меньше часа. Поехали искать кафе и нужный нам выезд из города. Крепость расположена на холме, но выше нее еще тянется значительная часть города. Набор высоты крутой, приходится пешком идти. Зато нашли кафе. Правда, в итальянском стиле (их тут много). Более-менее. Меню полностью на арабском, при расчете попытались обмануть по типу: «Ну вы же заказали цыпленка, а не курицу. Цыпленка у нас в меню нет – это спецзаказ, он стоит вот столько-то». Хотя обычную курицу они и не предлагали… Ну в общем, надо всегда проверять счета. Хотя в целом в Ливане нас пытались обмануть меньше, чем в Турции, например.

Стали искать выезд из города (город хаотичной планировки, дорог много, пересекаются под разными мыслимыми и немыслимыми углами). Какой-то мужчина предложил доехать с ним до его дома (он шел пешком), там он взял машину (оказался полицейским) и, как и Толя, сопроводил нас примерно на 5 км, пока мы окончательно не выехали на трассу. Окраины Триполи мне показались очень похожими на окраины провинциального российского города с многоэтажками, играющими детьми и бегающими тут же собаками и курами. На выезд из города шел большой поток машин и узкая дорога. Неприятный участок!

От города отъехали около 13 км (то подъемы, то спуски, но в целом тенденция на повышение). Высота 225 м н.у.м. По обеим сторонам дороги тянулись оливковые рощи. В одной из таких рощ, подальше от трассы, мы и встаем в 16-20. +15 С, довольно тепло. Снова так наелись в обед, что нет мочи ужинать. Попили чай, посидели немного и около 19 ч пошли спать. Поскольку все накануне выспались, спать не очень хотелось. Леха еще больше часа травил анекдоты.

За день проехали около 49 км, ЧХВ – 3,25 ч.