Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Анна Помазова . Москва - Вестра

Велопутешествие по Ливану

Вводная
В этой главе - основные сведения о поездке, а также впечатления от нашего первого дня в Бейруте

Предыстория

Наша поездка в Ливан была организованна довольно спонтанно, за 1,5 месяца до нее, когда прочие новогодние планы внезапно обломались. На момент планирования я уже кое-что знала о Ливане из отчетов других путешественников и из рассказов знакомых, которые ездили туда год назад. Кроме того, у нас в Бейруте был знакомый, который как раз незадолго до поездки гостил у нас. В общем, мы решили навести ответный визит. Поскольку новогодние праздники – довольно длинные, а Ливан – страна довольно маленькая, было решено не просто покататься по стране, а превратить поездку в своеобразный велопоход. Все участники обладали достаточным опытом в туризме в целом (горные, лыжные, пешие, водные походы до 5 к.с.) и каким-то опытом в велотуризме (самые дальние наши велопоездки ограничивались Крымом или Арменией и протяженностью менее недели). Мы решили попробовать. Отважилось на такое мероприятие четверо: Аня, Митя, Света, Лёша.

Вопреки всяческим запугиваниям тех, кто бывал в Ливане, путешествовать в этой стране на велосипеде оказалось самым адекватным! Страна маленькая, а красивых мест много. Если проехать их все за 3 дня на машине, то прочувствовать страну невозможно. Сражаясь с подъемами и в полной мере наслаждаясь невероятными спусками в красивейших долинах вдыхая морской запах под шум горелки, ночуя на берегу Средиземного моря в палатке утопая в снегу на перевале 2600 м (с велосипедом!) и активно участвуя на равных в хаотичном дорожном движении крупных городов с их перманентными звуками клаксонов поедая фатуш и табулю, а также общаясь при помощи английского, русского, арабского языков и языка жестов с местными жителями, думаю, нам вполне удалось погрузиться в атмосферу Ливана...

Итак, немного подробнее. Общую историческую и политическую справку о стране приводить не буду, очень подробно описывать и без того хорошо описанные достопримечательности тоже. Ознакомиться с этими разделами крайне рекомендую самостоятельно.

Отступление про маршрут

Летели в Бейрут мы «Аэрофлотом», единственным известным мне на момент покупки билетов прямым регулярным перевозчиком из Москвы. Рейсы в Бейрут у «Аэрофлота» всего два раза в неделю. Стоимость бывает и вовсе сказочная (менее 10 тыс.рублей в обе стороны), но для этого надо обеспокоиться покупкой билетов заранее. Мы же пропустили даже вариант за 12 тысяч (долго думали) и оторвали билеты за 17,5 тыс.рублей. Леша и Света покупали билеты позже нас, когда они еще больше подорожали.

Перевозка велосипеда. Мы очень тщательно перед поездкой изучали рекомендации друзей и незнакомых велопутешественников по упаковке велосипедов. Сняли оба колеса, педали, седло и прочую навеску все тщательно примотали к раме, постарались сделать жесткую конструкцию в переднюю вилку вставили пустую пластиковую бутылку, дабы вилку не сплющило. Результаты перевозки благоприятные – все живо и здорово!

Наш запланированный маршрут: Бейрут – Собачья река – Джуния – Библос – Триполи – Бшарра – Долина Кадиша – «Кедры» - перевал – Баальбек – Захле – Ксара – Анджар – Мукхтара – Бaйт-эд-Дин – Дейр-аль-Камар – море – Сидон – Тир – Бейрут. Все это планировалось проехать на велосипеде примерно за 9 дней. Предстояло намотать всего около 400 км по горизонтали, но зато 12 км по высоте (суммарные перепады высот)! В плане были учтены запасные варианты (маршрутки) в случае закрытия нашего перевала из-за зимних условий и в случае усталости или опоздания по времени.

Наш реальный маршрут: Бейрут – Собачья река – Джуния – Библос – Триполи – Бшарра – Долина Кадиша – «Кедры» - перевал – Баальбек – Захле – Ксара – Бaйт-эд-Дин – Дейр-аль-Камар – море – Бейрут (на велосипедах) – Сидон – Тир – Бейрут (на маршрутках). Причины изменения ищите в тексте.

А теперь только путевые заметки.
1 января. Прилет

Да-да, вылет из Москвы состоялся в эту знаменательную дату! После новогодних вечеринок, катания на лыжах и укладки вещей мы все же смогли вовремя встретиться в аэропорту и без проблем провезти свои 4 велика, 4 рюкзака и две пары велоштанов с общим перевесом без дополнительных оплат. Как выяснилось по прилету, сквозь пальцы посмотрели даже на перевозимые в ручной клади жидкости из аптечки (я думала, что мы сдали их в багаж). Вот что значит лететь в первый день нового года! Конечно, весь рейс было немного не по себе при мысли, что пилоты в данный момент чокаются хрустальными бокалами со стюардессами, и наша судьба висит на волоске. Самолет большую часть пути трясло. Но, видимо, это все же обычные воздушные потоки. А долетели мы хорошо. Мне даже удалось отведать «кошерного питания», из интереса заказанного мной при покупке электронного билета. Митя заметил, что это несколько вызывающий поступок, т.к. летели мы в страну, поддерживающую с Израилем отношения постоянной вражды, однако два куска кошерной рыбы съел…

В 1-20 ночи, пролетев мимо самого центра Бейрута, сели в местном аэропорту. Въездной штамп поставили бесплатно (как я понимаю, бесплатно ставят тем, кто едет в гости, а не бронирует гостиницу… по крайней мере в Ливанском посольстве в Москве меня уверили, что на границе с нас возьмут денег, и что визу лучше делать заранее в Москве, аж за 35 долларов… я не послушала). Багаж долетел полностью и – о, чудо! – без поломок (как выяснится завтра). Перевели часы на час назад, встретились с бейрутским приятелем Толей и уехали к нему домой (благо, машина у него – как раз для перевозки такого количества багажа!). За чаем обсудили разные вопросы путешествия по Ливану и улеглись спать около 5 утра. Уф!

2 января. Бейрут (Beyrouth/Beirut)

Поскольку накануне мы засиделись допоздна, подъем был поздним. Только после 13 ч мы с Толей отправились на автомобильную экскурсию по Бейруту. Пешком прогулялись лишь по самому центру (мечеть, памятник мученикам, Площадь Звезды (L’Etoile) с ее пешеходными улочками-лучами, Гран-Сарай, Римские термы возле него и т.п.). Затем решили до закрытия сгонять в Национальный музей (ибо последний день нашего пребывания в Ливане выпадал на понедельник, когда музей не работает). Музей очень понравился. Небольшой, но со стОящими экспонатами. Конечно, больше внимания уделили самым-самым древностям. Очень хорошо музей (а также многие другие достопримечательности на нашем пути) описан в отчете Marmis: http://www.awd.ru/livan.htm (очень интересно и подробно рассказаны истории и легенды информации, порой, сильно больше, чем я смогла найти сама в Инете). Если коротко, то интересные саркофаги, древнейшие мозаики, образец очень-очень старой ткани, окрашенной в пурпурный цвет соком (?) редких моллюсков и образец чуть ли не самого старого финикийского письма в мире! В общем, стоит зайти!

После музея еще немного прогулялись на закате по набережной в районе Голубиных скал. Если честно, остальную часть длиннющей набережной мы не видели, поэтому не хочу говорить, что «это место – красивейшее в городе». Но вид симпатичный. Хотя, конечно, шумная улица за спиной вовсе не склоняет к медитации. Кстати, ни одного голубя на скалах замечено не было. Отсюда вопрос…

Как только стемнело, Толя отвез нас в район Американского Университета Бейрута. Если посмотреть на карту города, то это будет, наверное, самый зеленый уголок Бейрута! Территория университета относительно большая и очень зеленая. Чем-то сродни территориям Кембриджа, Оксфорда или хотя мы Московского Университета. На территории растут пальмы, эвкалипты и еще какие-то странные деревья, пускающие корни сверху, чтобы уцепиться ими за жизнь! А еще – очень много кошек. Просто очень много! Одна-другая постоянно сопровождали нас во время прогулки. Пожалуй, именно здесь самое приятное место в городе!

Прямо напротив одного из выходов с территории университета – улица с огромным количеством кафе и ресторанчиков (Bliss st.). Толя отвел нас в уважаемый им ресторан ливанской кухни «Kabab-Ji» (www.kabab-ji.com, работают с 9 утра до часа ночи). Говорит, что это – практически образец. Оценили. Вкусно. Я до этого бывала в Турции, Иране, Сирии, Иордании. Кухня имеет много общего (особенно сирийско-иорданская), но, честно говоря, ливанская как-то разнообразнее и вкуснее что ли. Нам очень понравилась нежная жареная баранина, потрясающе вкусный салат «Фатуш» и сырое мясо. Остальное тоже было достойно. Ну и сам ресторан на уровне. Горячие «надутые» лепешки подносят с завидной регулярностью. Очень рекомендую! Как выяснилось позже, цены в разных ресторанах по стране разнятся не так сильно, как качество еды и обслуживания. Здесь мы впятером очень плотно и вкусно покушали (с пивом и чаем) на 92 доллара.

Отступление про цены

Цены в Ливане на продукты в магазинах и питание в ресторанах/кафе стремятся к московским жилье несколько дешевле. Фрукты и овощи дешевы и вкусны. В целом про цены на все: дороже, чем в Сирии и Иордании, но все еще терпимые. Стоимость основного блюда в ресторане – от 12 до 18 тыс LL, стоимость пива в ресторане – от 3 до 5 тыс. LL, стоимость пива в магазине -1500 LL, чай в ресторане – от 2 до 4 тыс. LL, пицца в пиццерии – от 1500 до 4000 LL, большой стакан свежевыжатого сока (490 мл) – от 3 до 4 тыс. LL, фрукты на рынке – около 2000 LL за килограмм (бананы, мандарины, апельсины, киви, авокадо…). Курс ливанской лиры: 1 руб. = 50 LL, 1$ = 1500 LL. Доллар является второй валютой страны, им могут спокойно расплачиваться даже в мелких лавках (могут, например, часть сдачи сдать в лирах, а часть - в долларах).

С тяжелыми животами отправились на смотровую площадку на высоте около 700 м над у.м., а потом в супермаркет. Помимо продуктов, в супермаркете «TSC Plus» мы смогли раздобыть столь нужную нам вещь, как газовые баллоны («дихлофосные» баллоны «CampinGaz» в стиле стандартных «ковеевских» – для тех, кто в теме), подходящие нашей горелке! В принципе во многих маленьких магазинчика в течение дня мы видели какие-то свои баллоны и свои маленькие горелки (и стоят то всего рублей 300!) для пикников, но уж больно подозрительной выглядела цена! В общем, не стали мы покупать ширпотреб, а вот «CampinGaz», конечно, прикупили. 2 баллона по 220 г. В поздний час добрались мы до Толиной квартиры и стали собирать велики. Очевидно, что лечь спать «пораньше» нам не удалось и сегодня. Тем более, что у Светы сегодня день рождения!

Да, температура воздуха весь день была около +21 С, к вечеру похолодало.

Собственно велосипедная поездка

Здесь описана неделя на колесах. Не подумайте ничего плохого! :)
3 января. Северные окрестности Бейрута

У Собачьей реки

Собачья река (Nahr el Kalb), грот Джейта (Jeita Grotto), пещера Св.Георгия (Al Batiya), Джуния (Jounie/Jounieh), Харисса (Harissa)

Стартовали, заспанные, ближе к 11. Поначалу Толя, которому, видимо, нечем было заняться на каникулах, да и клоунов таких он первый раз видел, решил изобразить из себя машину сопровождения (правда, мы не знали, на каком именно этапе он отделится, поэтому вещи в машину не клали). Поскольку с дорогами в городе мы еще не были знакомы, он нас очень ловко вывел из города (ехал довольно медленно перед нами).

В полдень доехали до Собачьей реки. Если кратко, то это река, которая ранее была очень бурной настолько бурной, что каждый «проходящий мимо» (обычно им бывал какой-нибудь полководец во главе своей армии) считал должным оставлять на стенах надпись об этом событии. Летопись ведется примерно со 2 тысячелетия до нашей эры! Надписи, конечно, сохранились не все, но довольно много. Почитать будет интересно. Да и виды со стены на море и пригород Бейрута открывается замечательный!

После Собачьей реки поехали к пещере Джейта. Это чуть ли не самая большая в мире и одна из самых древних пещер с очень красивыми залами. В настоящее время борется за звание одного из новых 7 чудес света. Не могу сказать, что Карлсбадские или хотя бы наши Крымские пещеры менее красивы, но уж залы-то в Джейте поболее будут. В так называемой Верхней пещере – прогулка по высоким и широким залам с разнообразными натеками, в Нижней – катание на лодочке по подземной реке. И там, и там снимать фото-видео запрещают, просят положить технику в специальные шкафчики. Однако «мыльницу», конечно, пронести можно (учтите только малую освещенность залов!). Жаль, что у меня не было «мыльницы» :( Фотографий поэтому нет. Посмотреть стоит обязательно! Из удивительного дня меня: температура воздуха внутри пещеры высокая – тепло даже в футболке (видимо, потому, что это все же грот, а не вертикальная пещера). А вот влажность была заметная.

Когда мы вылезли из пещер, забарабанил дождик. Вообще-то по прогнозам на сегодня и завтра обещали дожди, но все обошлось малой кровью – через 20 минут дождь закончился. Успешно переждали его. +20 С.

Ах да, про дорогу! При подъезде к пещере нужно набрать около 700 м и потом метров 200 скинуть. Короче, на подъеме мы, конечно, запыхались. И это только начало! Митя умудрился проколоть камеру. Поменяли. Когда тронулись после починки, обратили внимание, что Лёха забыл рюкзак, да так и поехал :) Ишь ты, утомился! К самой пещере спуск с ветерком – приятно. Однако очень гложет мысль, что на обратной дороге это все в горку будет. Реальность оказалась мягче. Обратная дорога была сильно проще. А еще перед пещерой мы расстались с Толей. Теперь уж точно – автономное велопутешествие.

При возвращении к морю, надо было съехать на дублер основной трассы (где меньше машин и чище воздух), но мы проскочили поворот, поэтому погнали дальше на север, к Джунии, по автобану.

Отступление про дорожное движение

Конечно, движение в арабских странах не ахти. Шумное и хаотичное. В Ливане так вообще до недавнего времени не было светофоров! Вы можете себе такое представить? Толя даже с жаром ругал светофорную систему, т.к. без них, по его мнению, якобы лучше. На самом деле на светофоры мало кто обращает внимание. На красный запросто едут вперед. Световые сигналы практически не используют, а вот клаксон – наоборот (я бы посоветовала автопрому выпускать специальные автомобили для арабских стран без каких бы то ни было фар, но с несколькими вариантами сигнала клаксона). На улицах и автострадах очень шумно из-за этого (Толя говорит, что всегда ездит с открытым окном, т.к. только так он может «почувствовать» и «услышать» дорогу). Довольно много придурков, которые поворачивают через две полосы, совершенно не комментируя свои действия поворотниками. На перекрестках разъезжаются самым невероятным способом… Короче, все ездят так, как хотят. Но при этом мы видели ровно 1 аварию (маленькую) за 10 дней. В общем, здесь свой стиль передвижения.


Однако, в отличие от совершенно диких иранцев, ливанцы благосклонны к пешеходам и, как выяснилось, велосипедистам! Нас почти всегда пропускали, а на неосновных трассах часто сигналили, махали руками, кричали и даже аплодировали в качестве поддержки наших начинаний. Конечно, были негодяи, которые подрезали нас на поворотах, но если влиться в этот шумный поток машин, то и мыслить начинаешь, как местные. То есть всегда на чеку. Это поначалу было тяжело морально (постоянно в напряжении), но под конец мы расслабились. Ездить по Ливану оказалось гораздо приятнее, чем я ожидала! Наверное, даже приятнее, чем по России. Просто действуй, как тебе нужно (это практически лозунг самих ливанцев)!

Что касается дорог, то ливанские дороги довольно хорошего качества. Асфальт ровный, обочина, чаще всего есть и широкая. Если дорога без разметки, то все равно на ней достаточно места, для того чтобы разъехаться двум автомобилям и велосипедисту. Короче, рекомендую!

Еще маленькая заметочка про автомобили. В стране они встречаются в широком разнообразии: от самых новых и дорогих (это обычно в Бейруте) до ужасно старых, годов 60-70хх, в отвратительно раздолбанном и ржавом состоянии, но на ходу! :) Что касается такси, то все они имеют красные номера (будь то автобусы, маршрутки или легковые такси), а вот шашечки на крыше встречаются редко.

В южном пригороде Джунии КаслИк есть место (Аль-БатИя), где, по легенде, Св.Георгий боролся со змеем. Небольшая пещерка в скале, прудик, несколько скульптурных и барельефных изображений Св.Георгия на коне. Симпатично, уютно. Много гуляющих с детьми. Нашли не сразу. Кто такой «Сэнт Джордж», знают немногие. Лучше искать «Аль-БатИю».

Оттуда несемся к фуникулеру (www.teleferiquelb.com) в центре Джунии. Во-первых, скоро стемнеет, а хочется виды при свете дня во-вторых, подъемник зимой недолго работает. У нижней станции Teleferique (в Ливане очень сильно французское влияние, большая часть жителей знают французский, много французских названий, да и вообще почти все надписи дублируются) в 16-20. Говорят, что последних визитеров пустят в 17-40. А очередь большая. Торопимся. Велосипеды оставили на замке внизу (и в этот, и в последующие разы с ними ничего не произошло, мы даже перестали париться на эту тему).

Ехать на подъемнике в одну сторону около 10 минут. По дороге можно разглядывать чужие квартиры (дома очень и очень близко стоят к ленте подъемника), но более интересны виды. Понравилось. Подъемник прибывает на гору Харисса, где стоит сама статуя Хариссы (Ливанской божьей матери, изготовлена во Франции в XIX веке), а также католический собор с фасадом в виде ливанского кедра (как говорят). На мой взгляд, сходство сомнительное. В соборе была вечерняя служба, но почему-то не в основном помещении, а в какой-то «прихожей». Чуть ниже стоит другой католический собор, в более традиционном стиле постройки. До него не ходили – времени не хватило. Запечатлеть виды побережья удалось уже тоже в сумерках. Место – активно посещаемое (может быть, сказалось то, что сегодня праздник). Снова отстояли очередь – и вниз.

В 18 ч снова в седле. Едем дальше на север. Сама Джуния нам не интересна – это курортный городок. По плану мы должны были отъехать километров 15 от города и встать в палатке. Но в темноте искать место для палатки сложно. После примерно часа поездки через многочисленные пригороды и казино решаем останавливаться в отеле. Цены на отели примерно одинаковые (от 40 до 60 долларов за double). Остановились в отеле «Vermer» (Tabarja – Lebanon – Facing AQUA MARINA 1, Telfax: 09-850854/57, Cell: 03-923450, vermerhotel@dm.net.lb) за 80 долларов со всех. Две отдельные комнаты (каждая со своим санузлом), соединенные гостиной. Есть выход к бассейну (сейчас нет воды).

Поужинали в близлежащем рыбном ресторане. Видно, что попроще вчерашнего, как по обслуживанию, так и по ценам. Но поели хорошо. Чай попили в гостинице. Наш спортивный Леха утверждал, что смыв в унитазе не работает, т.к. долго не мог с ним справиться – в результате позвал горничную, которая пришла и дернула ручку посильнее. Все заработало. Но выглядело очень смешно. Картина «Богатый белый господин просит шриланкийку убрать за ним в туалете» :) По поводу шриланкийцев. По рассказам Толи, в Ливане очень распространено нанимать в качестве горничной, гувернантки или няньки женщин из более бедных арабских стран, Таиланда, Шри-Ланки и других регионов. Если это нянька – то ее просто берут в семью (обычно на 3 года) как нового члена семьи. От ребенка она не отходит ни на шаг. Соответственно, ее возят в те же места, куда ездит отдыхать семья кормят за одним столом и прочее. Ну и приплачивают типа 100-150 долларов в месяц (большие деньги для тех, кто нанимается!). Часто бывают случаи, что наемщик потом оплачивает учебу детей бывшей няньки или оставляет ее пожить бесплатно в своей второй квартире. Забавно…

Вечером +19 С. Ночью прошел дождик.

За день проехали около 35 км, ЧХВ – 4,5 ч.

Продолжение следует....


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100