Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Анна Помазова . Москва - Вестра

Велопутешествие по Ливану.
Часть 4

8 января. Долина Бекаа (Bekaa), Баальбек (Baalbek/Heliopolis)


Наш перевал практически в центре
Встали в 5-30. Всю ночь ветер дул невероятно! То есть именно к нам в палатку несильно задувал, но зато звуки от него были устрашающие! И еще было как-то холодно от снежного пола и немного незимнего спальника… В общем, спала я плохо. Утром в палатке было обнаружено +5 градусов тепла. Снаружи, вероятно, был легкий минус. Как только поставили урчать горелку, температура мигом поднялась до +22 С! Жара! Как у волка с кипятильником из «Ну, погоди!» :)

Вышла из палатки – у, красотища! Рассвет. Виды. Дует не так уж сильно, как вечером… От Лехи СМСка пришла – ночевал на нашем старом месте между Библосом и Триполи. Молодец – далеко укатил!

В 6-43 выходим на спуск. Идем по каменисто-травяному склону. Вначале он довольно пологий, но постепенно крутизна увеличивается. Местами так вообще под 30 градусов! Это довольно круто, а тут еще велики! С ними неудобно – постоянно необходимо жать на тормоза и удерживать их. Но самое неприятное – то, что нужно объезжать колючие растения с длинными шипами (а их здесь много!). Вчера вечером Митя умудрился проколоть на них обе свои камеры. Сегодня при замене камер обнаружили на каждой по 4-5 «заноз»! А еще на склонах полно битых стекол. Удивительно: вроде и дорога асфальтовая несколько в стороне проходит, и люди тут особо пешим туризмом не увлекаются – откуда ж столько разбитых бутылок? :(

Долго ли, коротко ли, но справляемся мы со своими трудностями, за 1 ч 15 мин ЧХВ спустившись до чистого сухого асфальта. Уррра! :) Колеса накачаны, лишняя одежда сброшена (конечно, потеплело до +16 С!) и около 9 ч мы снова садимся в седла. Перед нами бесконечная долина Бекаа, сады, деревушки и, конечно, длинный асфальтовый серпантин! Ну тут-то мы оторвались! Скорости опять почти неподвластны торможению. Около 50 км/ч – это уже норма. А уж экстремалы позволили бы себе разогнаться и до 60-65 км/ч. Руки опять устали от торможения. Но вот и промелькнули 7 км на одном дыхании – мы в деревушке Ainata. Здесь хотели перекусить, но она словно вымершая. Несезон…

Дальше начинается более-менее ровная дорога. То есть общая тенденция все еще на спуск, но спуски не такие крутые и часто чередуются с локальными подъемами. Еще километров 10 в таком стиле – и мы в Дейр-Аль-Ахмаре. Здесь в первом открытом кафе (по левую руку, ближе к выезду из деревушки) пьем чай с пиццей. 3 чая, 3 большие и вкусные пиццы и 2 банки «Coca-Cola» стоили всего 10 тыс LL (то есть 200 руб.)! Красота! :) А еще в соседней пекарне нас угостили большой свежей горячей лепешкой! Да, этот район мне, определенно, нравится :)

Дальше еще 18 км до Баальбека по самой долине. То есть около 80% времени монотонно ехали по длинной почти прямой дороге, не понимая, на подъем или на спуск. Ехать было как-то тяжеловато (при средней скорости 17 км/ч). Машин мало. Те, которые встречаются, как обычно бибикают, или из окон появляются приветственно машущие руки. Военные на посту тоже уже традиционно для нас улыбаются и говорят «Велькам!»…

И вот он – Баальбек. Такой симпатичный с перевала – и такой неприглядный вблизи городок. Шумный, необаятельный, с кучей приставучего народа и глуповатыми водителями мотороллеров. Скорее к развалинам и кыш из этого города!

В полдень въезжаем на территорию музея. Здесь обнаружился русскоговорящий гид, предлагающим нам свои услуги. Гид нам не нужен, погуляем сами. Описан Баальбек хорошо как в путеводителе, так и в известных отчетах. Служители предупреждают нас, что храм очень большой, а музей закрывается в 16 ч – мол, надо успеть! Хм… А что тут делать 4 ч? Хотя соглашусь, что для историка, археолога или любителя здесь, конечно, есть что посмотреть и потрогать. А мы погуляли 1,5 ч. Осмотрели территорию двух храмов (храм Юпитера, храм Бахуса) и двор. Взмокли от жары. Сходили в прохладный музей. Заехать сюда, конечно, стоило. Все-таки, хоть площадь развалин и невелика, но масштабы колонн и, особенно, камней впечатляют. Нереально здоровые плиты фундамента (по некоей версии – труды нечеловеческой цивилизации еще до времен римлян), конечно, с трудом ассоциируются с примитивной строительной техникой того времени! Грандиозно! Говорят, вес некоторых блоков достигает тысячи (!) тонн! Как их транспортировали? Загадка… Еще отсюда очень красивый вид на наш любимый хребет, в т.ч. на наш перевал. Отсюда кажется нереально далеко…

После музея у нас было две цели: отведать знаменитых баальбекских пирожков (наверняка, их делают не только здесь, но слава почему-то досталась все тому же Городу Солнца) и увидеть самый большой строительный камень в мире – родственник фундамента храма Юпитера. К пирожкам нас привел тот самый русскоговорящий гид. Это оказалось на площади перед развалинами (тут же рядом развалины храма Венеры, которые можно через сетку осмотреть бесплатно). Пока дошли до кафе (метров 50 всего), нас многократно атаковали торгаши, приставая то с майками, то с флагами Хезболлы (я одну таки купила… говорят, хорошая цена – около 3 долларов за майку), то еще с какой-то фигней. В общем, не понравился на Баальбек в этом плане. Сильно отличается в худшую сторону ото всех ливанских городов. Но пирожки вкусные. Маленькие такие, примерно 5*5 см (в виде малюсенькой пиццы), но вкусные. Правда, их тоже не осилили и взяли часть на вечер. Да, еще они тут не очень дешевые. Наверное, лучше искать пирожки чуть в стороне от руин (спросите любого: «СфИха» – вам покажут).

Обработанный монолит весом около двух тонн мы обнаружили менее, чем в километре от основных развалин (поворот к ним слева по ходу возле шоссе на Zahle). Какой же он здоровый! Не верится, что кто-то хотел использовать его при строительстве, да еще в столь давние времена! Здорово! Возле камня – кафе. Его владелец принес рекламный листочек (копия из местной газеты), где про него целая статья размещена. Оказывается, большая часть работ по очистке этого камня от земли и мусора, по защите его от посягательств всяких земельных фондов и коммерческих структур – в основном энтузиазм вот этого человека! Спасибо тебе, Человек!

Примерно в 15 ч стартуем на юго-запад в сторону Zahle на поиски ночевки. Это автострада. И тут нам везет с дорогой: она имеет по две полосы в каждую сторону и широкую обочину, т.е. конфликтов на дороге с автомобилями никаких (тем более, что поток не очень большой, но, конечно, больше, чем на горных дорогах). Асфальт ровный, новый. Да еще все время хоть немного, но вниз едем. Это чувствуется. Больше 20 км/ч все время едется легко… Периодически СМСит Лёша – он едет на маршрутке из Бейрута нам навстречу. С учетом того, что наши аппараты почти сели, чувствую, встреча может быть весьма заманчивой…

В 16-20 закупаемся продуктами на вечер и сворачиваем направо на маленькую дорожку в сторону деревни Bednaiel. Пошли поля и мелкие оливковые рощи. Вообще весь этот район от Баальбека – очень сильно заселенный. Жилые поселки встречаются повсеместно, а вот перелесков, напротив, нет совсем. То есть где поставить палатку – вопрос. Нам почему-то почудилось, что в Zahle может не быть гостиниц, а в темноте столкнуться с этим фактом лицом к лицу на хотелось. Поэтому и ищем место для палатки. Покатались по мелким грунтовкам – нашли относительно укромное место прямо на поле (уже отработанное на этот год, сверху сено навалено), за небольшим перегибом рельефа. То есть с ближайшей грунтовки видно, но не очень сильно. А из других мест и вовсе не видно. Но палатку до темноты не ставим.

У Светы почему-то немного спустили обе камеры. Клеимся, готовим чай, перезваниваемся с Лёшей, пытаясь донести ему, человеку без навигатора (в отличие от нас), наше местоположение. Постепенно темнеет. Ставим палатку, вдыхаем вечерний воздух. Похолодало до +5 С (ага, тут резкоконтинентальный климат), начинаем мерзнуть.

Около 20 ч едем встречать Лёшу на трассу. Велофары не спасают, темновато ехать. Телефоны по очереди садятся, деньги заканчиваются… В общем, каким-то чудом, спустя полчаса ожидания, дрожа от холода, мы встретили на остановке Лёху, которого привезли сюда добрые люди на машине. Добрыми людьми оказались какой-то русскоговорящий (сколько же их сегодня будет? на самих развалинах еще две русскоязычные группы встретили) местный «большой человек» (хотя имеет несколько дорогих машин, пару домов, его тут все знают и т.п., говорит, что работает ветеринаром) со своим молчаливым телохранителем. Нда… «Большому человеку» показалось забавным, что мы ночуем в палатке, и он непременно захотел осмотреть новую достопримечательность своего района. К счастью, визит его не затянулся (как могло бы случиться, например, в кавказских районах нашей родины) и уже около 21 ч наша команда отправилась на боковую.

За день прошли пешком 1,5 км, проехали 62,5 км, ЧХВ – 5 ч.


Спуск по камням

Развалины в Баальбеке

Храм Бахуса

2000-тонный монолит (обработан неизвестными существами)

9 января. Ксара, Бейт эд Дин, Дейр аль Камар

Встали снова в 5-30. На улице -1 С. Легкий дубак. На тенте и велосипедах иней. Мда… Сегодня ночью замерз почему-то Митя, а я не замерзла.

Звезды плавно перетекли в розовый рассвет, а потом и вовсе стало светло и даже +5 С. Позавтракали в 7-30 стартовали. Лёха таки надумал посетить Баальбек на маршрутке, а потом как-то догнать нас. Вот странный он тип! Неужели ему вчера не хватило приключений? Телефоны наши сели, а на Лёхином деньги закончились. Но обещал купить телефонную карту. Ладно, в любом случае мы намереваемся наш велосипедный план немного изменить и уже сегодня поехать в Бейрут, а в южные районы скататься на маршрутке. В общем, разъехались в разные стороны.

В сторону Захле мы поехали теперь уже не по автобану, а по более западной дороге-дублеру. Эта дорога поуже и асфальт похуже, но все же терпимо. Все еще едем вниз. Где-то по дороге должна быть могила Ноя. Я в это место очень-очень хотела попасть! Однако в путеводителе о нем ни слова, а в полюбившемся мне отчете – только одна наводка: местечко Карак. Искала информацию и на ливанском сайте достопримечательностей, но и там нет описания проезда :( В общем, спрашивали у местных, да что-то куда-то они нас не туда заслали. Проехали мы, короче :( Возвращаться 7 км в горку не хотелось совершенно. Ладно, как-нибудь в другой раз. Едем у Ксару, уже немного осталось.

В 8-50 мы у дверей винного хозяйства «Ksara». Сюда мы и ехали. Тем временем на улице потеплело до +19 С, а одометр показал 18 км за сегодняшнее утро. С 9 ч мы отправились на экскурсию в шато. Для начала нам показали фильм про хозяйство (которому, кстати, насчитывается уже больше 150 лет!), потом провели бесплатную дегустацию, а потом сводили в винные погреба (вернее, не погреба, а настоящие пещеры протяженностью 2 км). В самом шато ну очень приятная атмосфера! Очень здорово все оформлено: и сам стиль шато, и новогодние украшения, и старинные аппараты типа пресса или аппарата, который вставлял пробки в бутылки! Очень нам это местечко понравилось! Вина тоже ничего, но на любителя. В основном сухие, много терпких. Но в целом можно выбрать что-то для себя. Тут же купили несколько немного вина с собой и в подарок.

После экскурсии выпили по чашечке чая-кофе с круассанами в кафе напротив (через дорогу) и продолжили путь на юго-запад. У нас сегодня по плану долина, в которой расположен дворец Бейт эд Дин и старинное местечко Дейр аль Камар, а это отсюда километрах в 35-40, да еще по дороге нам предстоит нехилый подъем на перевал. Перевал высотой всего 1700 м (это на километр почти ниже нашего вчерашнего), но все равно набирать такую высоту мы будем долго. И самое неприятное – что придется это делать по трассе, ведущий из Дамаска в Баальбек! Это одна из самых больших и загруженных трасс Ливана. По ней мы проехали всего несколько километров и решили поймать маршрутку, облегчив себе участь и сэкономив время.

Поймали, засунули три велика и все наши вещи, а потом долго радовались, как дети, что мы так здорово выкрутились: подъем на перевал оказался затяжным даже для маршрутки! Напоследок немного видов долины Бекаа и хребта Антиливан… Вылезли мы из маршрутки в местечке Мдейредж (Mdeirej), где начинается дорога к Бейт эд Дину. Жара на улице – пипец какая! В тени +29 С, на солнце - +37 С!

В 12 ч начинаем спуск по этой дороге. Ну то есть, и правда, спуск: очень крутой сброс метров 200 высоты, а потом… а потом подъем :( Так и едем: то спуск, то подъем. Поначалу больше спусков. И мы радуемся невероятно зеленым видам вокруг, сладким мандаринам без косточек и придорожного магазинчика, интересным церквушкам и вновь появившемуся запаху эвкалиптов… А потом – на тебе! Затяжной подъем. И снова то в седле, то на ногах. Взмокли…

Большую часть пути по левую руку от нас располагается большой (самый большой в Ливане?) заповедник кедров, а вокруг него, безо всякого заповедника, растут в огромном количестве сосны. Так что места здесь очень классные, а запах хвои перемежает эвкалиптовый. А еще сосны сбрасывают огромные тяжелые шишки прямо на дорогу (хорошо, что не на голову!). Понравилась очень эта дорожка, несмотря на подъем. Сам Бейт эд Дин находится на высоте уже меньше 1000 м, но до него мы знатно «поскакали» по горкам.

В Бейт эд Дин (Bait ed Dine) мы прибываем около 14-40. Это дворец местного эмира XVII века. В Бейт эд Дине какое-то время даже находилась столица объединенного княжества. В общем, дворец можно назвать «правительственным». При входе он показался нам довольно милым, но не более того. Чем-то похож на Бахчисарайский дворец, к примеру. Но когда мы прогулялись по всей его территории, впечатление сильно улучшилось! Действительно, архитектура дворца очень приятная невероятно красивы потолки интересно будет взглянуть и банные комнаты, и на гостиную с витражами. А в отдельном большом холле собрана богатая коллекция мозаик I-III веков н.э. Дворец окружен чудесным тенистым садиком с розами и апельсиновыми деревьями. Конечно, по территории все это довольно компактное, но очень уютное. Нам понравилось.

От Бейт эд Дина нам надо попасть в Дейр аль Камар. Охранник показал нам путь – крутой спуск минут на 5. Спустились. Хм. А теперь то нам в горку! :) Вот, блин! Наверное, был какой-то более разумный путь с меньшими перепадами, но чего уж теперь руками размахивать? Тащимся вверх, как улитки.

Около 16 ч в Дейр аль Камаре (Deir al Qamar). Городок представляет собой Ливан XVII века. Площадь, дворец, музей, медресе и прочее – все хорошо сохранилось. Конечно, не так изысканно, как готика или там ренессанс, но довольно своеобразная архитектура – культурное наследие Ближнего Востока. Симпатично, в общем. Музей работает зимой до 16 ч, поэтому мы даже не пытались попасть куда-то внутрь (да и некогда особо было) – просто осмотрели вот этот маленький район снаружи и поехали дальше.

До темноты есть огромное желание спуститься вниз, к морю. Уж оттуда-то по трассе можно и в темноте до Бейрута доскочить – так думаем мы. А еще периодически позванивает из таксофонов Лёша и сообщает очередную «радостную» новость. Он снова пытается нас догнать! И хотя мы советовали ему ехать из Баальбека сразу же в Бейрут, он не послушал совета и доехал, так же, как и мы, на маршрутке до Мдейредж, а теперь своим ходом движется в сторону дворцов. Уф! Тем не менее, мы менять планы не хотим и торопимся спуститься до темноты.

16 км постоянного спуска вниз! Вот это трасса! Ветер так и свистит в ушах, руки устали давить на тормоза, а сами тормоза еще больше устали от нас – аж дымятся. Периодически останавливаемся, просто чтобы дать отдохнуть и себе, и технике. А еще немного приодеться, т.к. во-первых, просто холодает во-вторых, на такой космической скорости обдувает, будь здоров! Все это на закате, с красивыми видами. Первый раз в жизни я увидела такое огромное и яркое «ложное Солнце» (небесное явление, когда солнечные лучи, преломляясь определенным образом в атмосфере, дают визуальное изображение еще более яркого объекта, «ложного Солнца», несколько в стороне от настоящего – пусть меня поправят астрономы)! Просто фантастика!!!

В общем, доехали мы до моря очень и очень быстро. Не сравнить по времени с подъемом. Устали от спуска и от постоянной концентрации внимания (видимость ухудшается, а машин на трассе все больше и больше становится), но довольны, как Чеширские коты! :) Перекусили, отдохнули – погнали.

По автобану до столицы Ливана чуть больше 10 км. И едем вроде довольно быстро (в среднем более 20 км/ч), но как-то очень долго. А трасса, кстати, очень неприятная в темное время суток. У ливанцев же любят электричество отключать, когда захотят (у многих есть резервные генераторы на этот случай). Так вот – трасса не освещается ни капли. Хотя фонари стоят. Наши велофары и налобные фонарики в лучах резкого света автомобильных фар просто теряются, а как только машина проезжает, глаз еще долго не может привыкнуть к темноте до уровня освещенности нашими лампами. В общем, неприятно! Машины проносятся рядом с бешеной скоростью, да еще и туннели встречаются. Хорошо хоть, ливанцы додумались широкую обочину заложить на трассе – это сильно выручает. Короче, около 18-30 потянулись окраины Бейрута, и по самому городу мы ехали еще больше часа, под конец попав в ужасную пробку. Вот эта часть дороги – пожалуй, единственная за всю нашу поездку, которая совсем не понравилась.

Снова Бейрут. В столице оказалось значительно теплее, чем на дальнем побережье. Пришлось снова менять облик (уже немного устали от этого). Что-то мы давно не ели! Ищем подходящее заведение. В районе площади Звезды только пешеходные улицы – охранники просят нас спешиться. Уныло бредем по брусчатке. Что-то мы сегодня много накатали – устали, однако! Кафе здесь довольно дорогие, но нам удается найти несколько подешевле. Вкусно. А какой гранатовый соус к Фатушу! Объедение! Долго релаксировали. Потом перебрались из этого заведения в «Starbucks» напротив…

Потом мы долго колесили в районе автостанции в поисках дешевых гостиниц (рекомендованных в путеводителе без единого адреса). Наконец нашли какой-то мрачноватый отель типа хостела (названия не запомнила, да и бог с ним – найдете себе получше, хотя точка из GPSа сохранилась), да там и приземлились. Заправлял там всем усатый ливанец Уаляль в полосатой пижаме. Его рабочее место, reception так сказать, а на самом деле кровать (!) находилось прямо возле входа. Нет, конечно, у него был стол и компьютер, но, видимо, для другого времени суток. Сейчас же он встречал нас лежа.

Вечер прошел не особо интересно. Мы нашли Лёшу и привели его «домой» (выглядел он еще похуже нашего), дозвонились до Толи, разобрали велосипеды, дождались Толю (после долгой пробки на соседней улице, полной кафе), отвезли ему лишний скарб в гараж, вернулись и наконец-то отдохнули. Часы показывали около полуночи. Одометр, кстати, при расставании показал мне намотанный за сегодня километраж – 99,9 км! Рекорд! Уаляль мило пообщался с нами со Светой на предмет, учимся ли мы в школе и привезла ли я футболку с надписью «Хезболла» из России и, удовлетворившись отрицательными ответами, оставил нас в покое, вновь водрузившись на свой диван. Мы же угомонились ближе к 2 ч.

За день проехали 99,9 км, ЧХВ – 7 ч.


Ксара

Дворец Бейт эд Дин

К предыдущей части ____ Продолжение следует....


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100