Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Анна Помазова . Москва - Вестра

Велопутешествие по Ливану. Часть 3

6 января. Долина Кадиша (Qadicha Valley)

Ночь была неспокойная, т.к. Мите все время мерещились какие-то койоты (с утра выяснилось, что он имел в виду шакалов). Действительно, снаружи кто-то выл и кричали какие-то птицы, но это же не повод будить каждые два часа!

Встали в 5 утра (светает в 6-30). Звезды. +8 С. Тихо и хорошо! Собрались, поели. В 7 ч неподалеку от нас стали возиться то ли с землей, то ли с плодами какие-то садовые рабочие (было плохо видно, но хорошо слышно). Видели они нас или нет – не известно, но не подходили. Ну а в 7-20 и вовсе мы уехали.

Очень долго шел постепенный заунывный подъем. Вроде не очень круто, но все равно в какой-то момент устаешь крутить педали, слезаешь и идешь рядом пешком. Потом снова крутишь педали, и снова пешком… Количество итераций не ограничено. Лёха в связи со своим плохим знакомством с седлом только сейчас выяснил, что он им очень недоволен. Поэтому пешком шел еще чаще остальных. А еще он где-то проколол камеру. Снова ремонт.

Минут за 40 от ночевки поднялись на высоту 635 м, за следующий час – до высоты 1015 м. Тяжело даются подъемы! Жарко, хотя всего +15 С! Виды вниз как-то сглаживают усталость – красиво и далеко видно! Триполи, море, кедровые рощи, деревушки… Запахи свежие… Дорога хорошая, незагруженная.

В 11-15 наконец-то доезжаем до большого села Ehden. Это значит, что примерно за 3 ч 20 минут мы проехали 20 км. Основная часть села находится дальше, чем наш поворот на Bsharre, но приходится проехать мимо, т.к. время обеда. Нашли кафе на площади. Опять в итальянском стиле. Принесли такие огромные лазаньи, что мы их взяли с собой и доедали не только вечером, но и утром! Обедали долго. Сначала объелись горячими блюдами, а потом еще и чай со сладостями в себя впихивали (заказали до того, как объелись). Не рассчитали свои силы, в общем.

После обеда вернулись к повороту на Bсharre. Встретили каких-то мужичков, едущих навстречу, которые радостно сообщили нам, что наш перевал закрыт до марта. Ммм… Ладно, доедем до Bсharre, посмотрим. В крайнем случае, поедем к побережью по противоположному борту долины Кадиша.

Дорога пошла в основном вниз. Немного освежились. Спуски местами такие, что разогнаться до 40-45 км/ч не проблема. Деревеньки стали по пути встречаться регулярно. +20 С. То жара, то на спуске прохладно. А виды (на море и на открывающееся ущелье Кадиша) какие! Просто замечательно! Очень хорошо, что мы тут поехали!

Примерно в 16 ч приезжаем наконец-то в Bcharre. Хочется многого: посмотреть достопримечательности долины Кадиша (так плохо описанные в путеводителе), выяснить, что с нашим перевалом, продумать план действий на завтра и найти место ночевки. Все сразу, да еще до темноты, осуществить не удастся. Зато находим (случайно) гостиницу типа хостела «Tiger house» (Bcharre – Cedre st. – Lebanon-North, Manager Tony Tawk, Tel: 03-378138, tigerhousepension@hotmail.com). 20 тыс. ливанских лир (400 руб.) за человека в комнате с 4 двухэтажными кроватями (по сути в комнате ночевали мы одни). Один санузел на комнату. Большая гостиная. Есть, куда велики поставить. В общем, нормально.

Бросаем вещи и едем гулять по центру. Хотели заехать в музей Халиля Джибрана (ливанский поэт-мистик… ничего о нем, к сожалению, не знаю), он до 17 ч должен работать, но уже почему-то закрыт :( В деревушке два больших католических (?) собора. Посетили один из них во время службы. Ничего так внутри. А снаружи так вообще оба весьма симпатичные, хоть и достаточно современные.

Затем в гостинице пьем чай, выясняю у хозяйки, где же все-таки расположены эти самые достопримечательности Долины и как к ним пробраться (в путеводителе Шанина по Ближнему Востоку они только перечислены, но ни объяснения, ни карты-схемы – ничего нет да и вообще путеводитель оставляет желать лучшего). Про перевал хозяйка, выпучив на меня глаза, говорит, что он закрыт, и бывает закрыт каждую зиму что там снега до 2 м (но, конечно, она там не была зимой) и вообще нельзя туда ехать. Вот… Перед сном Леха высказывает свое пожелание не ехать на перевал при любом нашем решении.

За день проехали около 38 км, ЧХВ – 5,5 ч.

7 января. Долина Кадиша, «Кедры» (Cedars/Cedres), перевал

Подъем в 6 ч. Завтрак входит в стоимость проживания и представляет собой чай с лепешками и восточной сладостью на основе творога что ли. Долго думали, как нам быть. В итоге выбрали такой вариант (немного выбиваясь из графика): сейчас идем немного смотреть достопримечательности Долины, затем едем на такси до «Кедров», смотрим на перевал. Если хотя бы видимая часть подъема окажется нормальной – едем на перевал если нет – едем обратно.

Вышли из отеля еще до 8 ч, но очень долго искали нужный проход к спуску в долину (вроде бы какая-то улочка идет вниз, а потом бац – тупик!). А это все потому, что туризм не развит. Никак! Ладно. Зато по дороге было множество деревьев спелой сочной хурмы! Мммм… Какая она тут вкусная! Объелась! :)

Хорошо, что хозяйка гостиницы дала нам примерную схему расположения достопримечательностей в Долине (правда, без указания масштаба)! Только по ней и ориентировались как-то. Долина Кадиша (Qadicha) мало того, что красива сама по себе (представляет собой довольно глубокое лесное ущелье с плоским дном, по которому течет тонкий ручеек речки и местами даже проложены асфальтовые дороги), еще и насыщена большим количеством различных пещерных монастырей, келий и прочих святых мест! Этих сооружений сохранилось больше десятка: есть совсем крохотные пещерки, а есть довольно внушительные монастыри. Посмотреть стоит! Похоже немного на Крымские пещерные монастыри. Красиво! Народу – никого!

Мимо апельсиновых плантаций спустились на дно долины, дошли до первого монастыря – Дейр-Мар-Элиша (Монастырь Св.Елисея) XIV века, бывшая резиденция христиан-маронитов, а ныне музей (при нас не работал). Выглядит симпатично! Продолжили движение по долине. Через примерно 2 км дошли до первого правого притока и по его расщелине поднялись в поселок Hadchit, по дороге осмотрев маленькие пещеры и кельи (Mar Antonios, Deir Es Salib, Mar Sarkis). До самого большого монастыря долины, конечно, не дошли – это долго (монастырь Saydet Qannoubine). Забавно, как много всего тут строили! И почему именно в этом месте? Долина Кадиша считается чуть ли не самым христианским местом во всем Ливане! А еще долина внесена в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

В поселке Hadchit поймали машину (не хотелось терять время) и за 100 рублей доехали до гостиницы. Попили чайку, взяли такси и отправились в «Кедры». Что такое «Кедры»? Для начала, «Кедры» («Cedars») – это небольшой заповедник маленькой рощи ливанского кедра, расположенный примерно в 7 км от Bсharre выше по дороге. Экскурсий сейчас не было, калитка была закрыта. Местные сказали, что надо просто перелезть через забор. Так мы и поступили. Водитель выделил нам 15 минут на осмотр тысячелетних (а некоторые и старше!) кедров. Если честно, кедров мы видели уже достаточно много по дороге. Эти были немного повыше и потолще. Но до американских секвой им еще далеко. В любом случае, погулять среди тенистых кедров приятно!

От заповедника кедров еще около 3 км по той же дороге – и мы попадаем в одноименный горнолыжный курорт. Высота начала подъемников – 2072 м. Склоны крутые и каменистые. Снега крайне мало. Естественно, все не работает. Говорят, обычно снег бывает уже от 1500 м, но эта зима очень теплая. Для нас это хорошо. А мы еще подумывали, а не покататься ли здесь на сноуборде! :)

От горнолыжной базы видна наша дорога на перевал. И по ней – о, удивление! – ездят машины. Вот это да! А как же закрытость дороги? Значит, она не закрыта? Или это военные? Может, дорогу закрывают из стратегических соображений, т.к. где-то там какой-то военный объект? Почему тогда только на зиму? Не понятно… Но мы решаем ехать, пусть даже и втроем. А Лёха уезжает с водителем обратно в Bcharre. C ним мы спишемся попозже.

Перепаковались, намазались кремом (солнце печет! еще вчера поджарились!) и ровно в полдень направились к перевалу. То есть доехали немного вниз до развилки, а оттуда – вверх по замечательной сухой асфальтовой дороге. Ветра нет, солнце припекает, +14 С. Мимо нас снуют машины. И никакие не военные! Штатские! Проезжаем вверх чуть меньше 3 км по асфальтовому серпантину и упираемся в грузовичок военных. Но никто не останавливает. Просто оказалось, что военный врач говорит по-русски (бывал у нас). Сказал нам, что мы вряд ли сможем подняться на перевал, ибо сразу за грузовиком военных начинается снег. И якобы чем выше, тем его больше! Здесь же разворачиваются все штатские машины. Они привозят сюда своих чад или жен и показывают им снег или же берут с собой снег и везут их развлекаться вниз в деревню. Забавное зрелище! :) Уже на снегу стоит еще один джип (вообще в Ливане самые-разные джипы очень распространены!). Возле него два мужичка учат кататься на лыжах орущую ливанскую женщину. Боится :) Еще тут же стоит снегоход, пока пустой.

Почесали репу, переобулись и решили идти, пока идется. Вроде как до перевала не больше 5 км. Идется медленно. Снег хоть и укатан снегоходами, все равно проваливается и под ногами, и под колесами. Естественно, никакой речи о том, чтобы ехать, не идет! Медленно, словно вьючные животные, поднимаемся пешком. Солнце палит еще нещаднее. Скорость не больше 3 км/ч. Везти велик вверх по снегу – занятие не из легких! Руки напрягаются сильно.

Виды очень нравятся! Вся долина Кадиша, как на ладони! А вот и заповедник «Кедры», и склон, на котором отчетливо видны ровные линейки – как сказал военный врач, это новые посадки кедров… Красиво!

Температура по мере подъема неуклонно падает, особенно в последний час. А ветер, наоборот, нарастает. Мы вышли на «финишную прямую» - длиннющий траверс направо по ходу, выводящий прямо на перевал. Перед этим поворотом нас догнали три снегохода, пообещали отвезти до перевала, но уехали кататься в другую сторону, да так и не вернулись. А тем временем лафа начинает заканчиваться! Закончилась утрамбованная снегоходами колея, дальше они не ездили – большие сугробы, сверху покрытые корочкой. Подъем становится тяжелее, но куда деваться? Не идти же обратно – обидно. Пока вроде безопасно. Как только снег переходит в состояние фирна, идем по каменистой кромке, чтобы не скользить. Медленно, но верно приближаемся к перевалу. Температура упала уже до +8 С, ветер дует, но солнце все еще не дает нам замерзнуть.

В 15-20 – победа! Мы на перевале! Жаль, что он без названия или мы его не знаем. Это здорово! Мы это сделали! Но радуемся только наполовину – надо же еще и спуститься! На перевале снег растаял, чистый асфальт. Здесь стоят два недостроенных или разрушенных каменных строения и икона (иконы ливанцы часто ставят на крутых поворотах дорог). Виды в обе стороны завораживают! Стоило сюда подняться хотя бы ради этого. Утепляемся (температура +2 С и сильнющий ветер!) и отправляемся на разведку.

Дорога вниз видна. Однако непосредственно от перевала она представляет собой выпуклый сугроб длиной около 30 м. Причем не снежный, а с таким хорошим фирном сверху. Попробовали забраться на него с великами – очень скользко. Нет, там мы не пойдем! Надо преодолеть этот кусок – и начнется сухой асфальт. Он так манит! :)

Спускаемся на камням в обход этого снега. Дальше малюсенькая снежная перемычка (метров 5), снова камни – и мы на асфальте! Хорошо! Даже удается проехать на велосипеде (а то мы уже почти забыли, как это делается)! Метров 10. А потом – снова кусочек фирна. На этот раз всего 3 метра. Митя пробует его пройти, пробует рубить ступени. В кроссовках это не удобно. Он зачем-то берет мой подседельный штырь (хорош ледорубчик! додумался тоже!) и начинает им долбить ступени. В принципе получается, но не очень хорошо. Да и вообще мне все это уже не нравится. Обдумываю варианты обхода. А Митя тем временем уже дошел до нового куска асфальта и тут… Тут все происходит примерно по сценарию, который прокручивался у меня в голове: подседельник (а вместе с ним и навинченный на него багажник вместе со спальником, сандалиями и какими-то еще вещами) выпадает из рук Мити и катится в далекий снежно-ледовый кулуар метров на 100-120 вниз. Собственно, я предвидела, что такое может случиться (и уже вспомнила о том, какой старый у меня спальник, да и сандалии пора менять…), но не хотелось под руку на скользком склоне говорить Мите о том, что он не прав :) Ладно, подберем спальник, недалеко укатился. Плохо то, что Митя теперь запаниковал. Он сходил на разведку до конца асфальта (до поворота) – там то же, что здесь: кусок асфальта, кусок фирна, кусок асфальта, кусок фирна… Возвращается. Обратно медленнее и менее уверенно. Еще бы! Не хочется поехать вслед за спальником. Однако, все не так плохо – это еще не ледник, сцепление есть. Вернулся. Возвращаемся на перевал тем же путем.

До темноты не так много времени. Спуски на сегодня надо отменить. Нужна разведка, а это время. Склон вниз целиком не просматривается. Надо забрать укатившиеся вещи и ставить палатку. Я иду на разведку, Митя – за вещами (в обход по каменистому склону – это несложно), а Света осматривает строения на предмет пригодности их для ночевки. Все-таки ветер тут буйствует нешуточный! В 17 ч ставим палатку внутри одного из строений. Здесь есть три стены (две из которых зачем-то с окнами), потолок и… полметра снега на полу :) Но все лучше, чем стоять снаружи – дует здесь на порядок меньше. Температура около 0 градусов.

Пока готовим на горелке чай (воды с собой было немного, поэтому топим снег), рассматриваем виды «Кедров», Бшарры и Баальбека в огоньках. Красиво! Ну вот – настоящий поход начался :) Снаружи палатки газ работает плохо («летний» вариант, однако – чисто бутан), поэтому горелку переместили в палатку, в результате чего нагрели ее за пять минут до +20! Перед сном традиционная СМСка Толе о месте нашего нахождения + теперь еще и Лехе. Хорошо, что связь есть! Небо потрясающе звездное! Красотища! В 20 ч ложимся спать.

За день проехали 3 км, прошли пешком 6 км, ЧХВ – 5,5 ч.

К предыдущей части ____ Продолжение следует....


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100