Руководитель: Жаров А.В., г.Москва

1-00

Р. Субаши – пер. Джикаугенкез

Местность

Тропа идет по правому берегу реки, потом по снежному мосту через реку и выходит на Ромашковую поляну. Оттуда идет тропа на перевал (фото № 23).

Навигация

Тропа везде хорошо видна, трудностей в навигации не возникает. Тропа на подъеме к перевалу видна нормально. К седловине перевала траверсом склона идет очень хорошо видная тропа (фото № 24).

пер. Джикаугенкез – в. Чаткара

Местность

Тропа идет сначала по осыпи, потом по скалам (фото № 25,26,27,28). С Вершины видно восточную вершину Эльбруса, Ледовое плато Джикаугенкез и долины рек Ирик и Субаши.

Навигация

Тропа видна хорошо, трудностей с навигацией не возникало.

в. Чаткара – пер. Джикаугенкез

Такая же как на подъем.

Навигация

Тропа везде хорошо видна, идет прямо по гребню.

Техника и тактика

На всякий случай в этот день встали пораньше. Ведь предстоит идти на вершину. Ставим палатки на перевале и выходим к вершине. Одеваем каски. Самостраховка кто палками, кто ледорубами. Стараемся придерживаться гребня.

Описание места стоянки

Лагерь разбили прямо на перевале. Прекрасный вид. (фото № 29)Есть места, огороженные стенками из камней. Что-то доложили сами. Ночью оттяжки палатки, которая стояла выше по склону порвало все оттяжки. Но палатка устояла, мы подвязали стойки репшнуром.

День

Пер. Джикаугенкез – ледовое плато Джикаугенкез – пер. Ирикчат – дол. р. Ирикчат – дол. р. Ирик

Пер. Джикаугенкез – ледовое плато Джикаугенкез

1-00

Пер. Джикаугенкез – ледовое плато Джикаугенкез

Местность

Тропа идет по достаточно крутой мелкой осыпи, при выходе на плато начинается лед (фото № 30).

Навигация

Спуск навигационной сложности не представляет

Ледовое плато Джикаугенкез – пер. Ирикчат

Местность

Ледовое плато было достаточно сильно подтаявшее (фото № 31).

Навигация

По плато подошли к перевальному взлету (фото № 32), и по открытому леднику огибая разломы и трещины зашли на перевал.

Пер. Ирикчат – дол. р. Ирикчат

Местность

Седловина перевала широкая, есть места для тоянок (фото № 33). Спуск по тропе (фото № 34), потом будут очень красивые луга (Фото № 35), а потом, при спуске к мосту (Фото № 36, 37)спуск станет сильно реще. Около моста есть кош. После моста идет тропа.

Навигация

Сложностей в навигации на этом участке пути не возникало, после моста повернуть направо, а можно переходить не через Ирик, а через Ирикчат, и пройти не по правому, а по левому берегу реки Ирик.

Дол. р. Ирикчат – дол. р. Ирик

Местность

Тропа идет по пологой травянистой местности, по правому орографическому берегу р. Ирик.

Навигация

Сложности с ориентированием нет. Здесь много мест для ночевок.

Техника и тактика

Спуск с перевала Джикаугенкез крутой, до 35 градусов. С утра подмерзший. При выходе на лед одеваем кошки. Ледник пересекается легко. При подъеме на Ирикчат кошки и индивидуальная страховка. Не сложно. С перевала просто идем вниз по тропе. Очень хорошая тропа)

Описание места ночевки. Ночевка в лесной зоне в 1 километер от коша на реке Ирик. Есть лес и дрова. (фото № 38)

Дол. р. Ирик – пер. Терсколак – Бараньи лбы

1-50

Дол. р. Ирик – пер. Терсколак

Местность

Тропа идет по правому берегу реки, потом кончается. Дальше осыпь, снежники и седловина перевала Терсколак

Навигация

Сначала шли по тропе на правому берегу р. Ирик (фото № 39), потом, перед языком ледника Ирик поднимаемся на правый борт долины. Движемся по осыпям и моренам крутизной 25-30° вдоль правого берега ручья (фото № 40), стекающего с наклонных травянистых полян. Выходим на поляны. Далее по травянистому склону крутизной около 20° вдоль левого по ходу ручья идем вверх- к водопаду (фото № 41) и затем направо к длинному снежнику (фото № 42, 43), начинающемуся под переметным ледником Терсколак. Над снежником массив бараньих лбов. Нижнюю крутую часть массива можно обойти слева по снежнику (возможен камнепад с ледника Терсколак) или справа по осыпному гребню. Через 3 часа подъема от языка ледника выходим по осыпям (фото № 44) под перевальный взлет высотой около 70 м. Поднимаемся по осыпному склону с выходами разрушенных скал. Крутизна склона в верхней части достигает 40° (камнеопасно!). Слева лежит крутой переметный ледник Терсколак. Очень красивый вид на Эльбрус (фото № 45) С седловины спускаемся к снежнику (фото № 46), затем по осыпи до осыпной полки конечной морены ледника Терсколак. Крутизна спуска не превышает 25°. По осыпям идем влево по ходу и вниз- в широкий карман левобережной морены ледника Терскол (3000, 1,5 часа от седловины). Здесь удобные места для лагеря, чистый ручей (фото № 47).

Пер. Терсколак – моренный порог ледника

Местность

На спуск идет тропа, сначала по осыпи, а потом хорошая натоптанная тропа.

Навигация

Тропа везде хорошо видна. Встать на ночевку можно не только на Бараньих лбах, но и чуть раньше будет место для ночевки.

Техника и тактика

В начале подъема по осыпному склону двигаться в касках и плотной группой, чтобы не спустить друг на друга камни. Далее быть аккуратными при прыжках по крупной осыпи. Использовать палки. На снежнике требуется самостраховка ледорубом. Спуск простой по тропе и средней осыпи.

Описание места ночевки

Очень красивое место с необычайным видом на Терскол. Видна абсерватория.

Тропа, дорога

-1100

Ю

Местность

Сначала Бараньи лбы, через которые идет тропа. После Бараньих лбов трапа переходит в дорогу (фото №49,50,51,52).

Навигация

Движение как по тропе, так и по дороге навигационной сложности не представляет.

Техника и тактика

На спуске с бараньих лбов нужно быть предельно осторожными. Лучше двигаться плотной группой, чтобы контролировать друг друга.Не рекомендуем ходить их на спуск с вечера.

Описание места ночевки

Ночуем в Терсколе в квартире. Обошлось по 200 рубелей с человека. Помылись. Постирали вещи. Приятно.

Пос. Терскол - Устье р. Курмычи – Дол. р. Курмычи

+1140

4-20

Пос. Терскол - Устье р. Курмычи

Утром пришли на остановку и сели на рейсовый автобус. Доехали на нем до устья реки Курмычи и сошли. 2 человека поехали за заброской.

Устье р. Курмычи – дол. р. Курмычи

Местность

Сначала тропа идет по полю, по правому орографическому берегу, затем уходит в лес (фото № 53). В лесу тропа идет серпантином из-за очень крутого склона (фото № 54). Потом тропа выполаживается и идет прямо. Лес начинает редеть и местами встречаются поляны. Открывается вид на долину (фото № 55)Потом тропа выходит из леса и подходит к реке. Через реку есть небольшой мостик. Потом перейдя на левый берег тропа идет дальше и через небольшое время опять пересекается с рекой, но тут река достаточно мала и её можно перейти вброд (фото № 56). Потом если слева обойти осыпной выступ там будет озеро. Около него есть места для ночевки (фото № 57).

Навигация

Тропа начинается от памятников первовосходителям на эльбрус около моста и дальше идет четко выраженная тропа и навигационной сложности нет, только в конце надо обойти осыпной выступ слева, а не идти справа от него.

Техника и тактика

На крутом подъеме удалось держаться единой группой. Шли все вместе, четко отсекая ходовое время. Сначала делали ходки по 20 минут, а потом стали и по 30 делать.

Описание места ночевки.

Ночевка на берегу озера недалеко от основания ледника.

Тропа, ледник

2.6

+1060

Ю

Местность

От озера надо подняться на выступ и обойти скалу справа. Посередине скалы есть проход (фото № 57,58) и пройдя по нему оказываешься на леднике (фото №59).

Дальше – движение по леднику, сначала достаточно крутому, но без трещин (фото № 59), а потом – небольшой ледопад с открытыми трещинами (Фото № 60,61,62,63) . Обходить их надо придерживаясь правого борта по ходу движения. После этого идет пологое ледовое поле до самого перевального взлета (фото № 64, 65). Перевальный взлет – осыпной склон крутизной 25о – 30о. Седловина перевала широкая.

Навигация

После подъема на выступ, главное – найти проход между двумя частями выступа, он находится примерно посередине его.

Далее по леднику подниматься, обходя трещины и пройдя направо по ледовому плато, подойти к перевальному взлету. На перевал поднимаемся по осыпи.

Техника и тактика

При движении в кулуаре движемся плотной группой, в касках и быстро. Перед выходом на ледник одеваем кошки. Сразу начинаем вешать перил до выполаживания ледника. Повесили 3 веревки. Разведали путь в ледопаде. Связались. После выхода из ледопада начинается пологий закрытый ледник. Идем с индивидуальной страховкой.

Описание места ночевки

Это самая высокая наша ночевка. На седловине перевала Курмычи. Есть хорошие места для стоянок и вода.

День

Пер. Курмычи – в. Курмычи – пер. ВЦСПС – альплагерь Джинтуган – зеленая гостиница

Пер. Курмычи – в. Курмычи

2-15

Пер. Курмычи – в. Курмычи

Местность

Справа от хребта идет тропа, но передвижение по ней затруднено осыпями и скалами (фото № 66,67,68). Местами встречались ледники. Повесили две коротких вереки на подъем и одну 5м метров на спуск.На вершине стоит православный крест с иконой. С вершины открывается красивый вид на долину реки Курмычи, перевал ВЦСПС.

В. Курмычи – пер. ВЦСПС

Местность

Спуск проходит по тропе, местами осыпь. Спуск сначала достаточно крутой, но подход к седловине – пологий. Повесили 2 веревки по 15 метров (фото № 69).

Навигация

Сложностей с ориентированием нет, но могут быть облака затрудняющие ориентирование, но тропа видна, даже если самой седловины не видно.

Техника и тактика

Движение по скальным осыпям требует осторожности. Местами простое лазание. В касках. При необходимости идет первый с нижней сраховкой и вешает перила. На спуске тоже навешиваем перила крепя вервку за выступы камней. По тропе с перевала ВЦСПС нужно быть вниматльеным и терпеливым. Очень изнуряющий спуск.

Пер. ВЦСПС – альплагерь Джинтуган

Местность

С ВЦСПС на спуск идет тропа (фото № 70), по осыпи сначала серпантином, а потом прямая по местам ночевок. После этого тропа выходит на травянистый склон и серпантином спускается в альплагерь Джинтуган. На этом участке встречается много камней с мемориальными табличками. Спуск сложный, точнее выматывающий.

Навигация

Тут везде есть хорошая тропа, хорошо видная, только на местах ночевок тропа немного теряется. Но если пройти дальше видно тур и от него – тропу. Сложностей с навигацией быть не должно.

Альплагерь Джинтуган – Зеленая гостиница

Местность

Спустившись в перевала ВЦСПС оказываемся в восточной части лагеря, если пройти на запад – там будут магазины.

Из поселка на запад идет дорога, переходящая потом на левый берег реки и по нему идет до Зеленой гостиницы.

Навигация

После спуска и перевала тропа приходит в лагерь и надо пройти немного и влево уйдет дорога, загражденная шлагбаумом, по ней и надо идти, не надо переходить реку по бетонным

плитам. Дальше трудности могут возникнуть около моста, там надо перейти на левый орографический берег реки и пойти вдоль неё до поляны.

Техника и тактика

Движение по тропе ничем не затруднено.

Описание места ночевки

Ночевка на зеленых гостиницах – это традиционные ночевки в этой долине. Обширные поляны, много мусора. (фото № 71)

Зеленая гостиница – Пер. Койавганауш – а/л Уллу-Тау

3-00

Зеленая гостиница – Пер. Койавганауш

Местность

Зеленая гостиница находится на левом берегу реки, пройдя по тропе с турами немного выше, и перейдя реку вброд начали подниматься по тропе (фото № 72). Эта тропа поднимается на каменистое плато с местами для ночевок. Далее она идет на перевал (фото № 73, 74).

Навигация

Движение на этом участке навигационной сложности не представляет, тропа везде хорошо видна.

Пер. Койавганауш – а/л Уллу-Тау

Местность

На спуск с перевала по осыпи идет тропа (фото № 75,76), потом она заворачивает налево и идет по левой стороне долины. На спуске к реке Адырсу спуск становится круче и тропа идет серпантином. Перед серпантином есть хороший места для тстоянок. Там водятся козлики (фото № 77)..

Навигация

Навигационных трудностей на этом участке быть не должно, т. к. тропа везде хорошо видна и не развитвлятся.

Техника и тактика.

На спуске использовали альпенштоки, движение плотной группой уже привычка.

Описание места ночевки

На левом берегу реки есть лесок со стоянками, на которых мы и встали. Место хорошее. Широкое. Много травы и воды.

Дневка

4-30

А/л Уллу-Тау – пер. Кулумкол

Местность

Сначала надо перейти Р. Адырсу на правый берег, потом по правому берегу р. Куломкулсу подняться до райских ночевок (фото №78) и от них по тропе вверх. Тропа заметна хорошо и маркирована турами. Выходим к леднику (фото № 79) и пересекая его движемся к перевалу.

Навигация

Тропа везде хорошо видна, трудностей не возникает.

Рад. выход до 4200 по гребню Тютюбаши

Местность

Характер местности скально-осыпной. Крутизна не более 30 градусов. (фото № 79,80) Хороший обзор на север и северо-запад. После выхода на гребень и в сторону востока. Хорошо виде Эльбрус.

Навигация

По гребню идет тропа, которая иногда теряется. Но с гребня некуда деваться и понятно куда нужно идти (фото № 81)

пер. Кулумкол - а/л Уллу-Тау

Местность

Седловина широкая, снежная. Есть места для ночевки. Северный склон снежно-ледовый, подрезанный двумя бергшрундами, крутизной до 25-30 гр. протяженностью 100 м. С перевала виден Эльбрус и вершины Адырского хребта. Тур на склонах слева по ходу. Спуск в связках с попеременной страховкой. Проходим 2 берга. (фото № 82) Далее в связках с одновременной страховкой уходим влево в обход трещин (фото № 83), но не подходя под стены г. Кулумкол, спускаемся на открытый ледник и уходим на его правый борт. Далее по спокойной, пологой правой стороне ледника выходим на его язык, переходим ручей из под него вытекающий и спускаемся по морене борта ущелья на "Сулукольские ночевки" у озера (фото № 34). От выхода на открытый ледник. От озера идет тропа (фото №.85,86,87) По тропе можно дойти до а/л Новый Джайлык. Перейдя по мосту на левый берег реки Адырсу и пойдя вверх, мы вернулись в лагерь.

Навигация

Сложности могут возникнуть только на леднике, его лучше проходить ближе к правому краю. Дальше – видно озеро. А оттуда – тропа отмеченная турами.

Техника и тактика.

Основное препятствие представлял подъем по гребню к Тютюбаши. Здесь приходилось весьма ловко лазать по крупным камням. На спуске с перевала попеременная страховка в связках.

Описание места ночевки. В том же месте.

дорога

-800

Местность

От лагеря до поселка идет автомобильная дорога. Перед В. Баксаном есть подъемник для машин.

Навигация

Трудностей в ориентировании на этом участке нет.

6. КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Список картографических материалов вошедших в состав отчета

Наименование

Масштаб

Количество листов

Обзорный спутниковый снимок района

Топографическая карта маршрута

1:100000

1 (формат А3)

Для удобства использования карта маршрута помещена так, чтобы ее можно было достать из отчета и использовать одновременно с чтением технического материала.

Таблица нестандартных условных обозначений, использованных группой при внесении изменений в карты

Обзорный спутниковый снимок района

Рукавицы

Кошки

Треккинговые палки

Рекомендации по подбору и использованию снаряжения

1. Основные веревки мы взяли Вентовские (которые делают на том же заводе что и Tendon)по прочности они даже выше чем 10 мм Коломны. Тем самым выиграли в весе. Остались ими довольны. Они мягкие и не сильно крутятся при спуске на спусковом устройстве. Также они не дорогие (30 р. за 1 метр.) Отложили, чтобы использовать на следующий год.

2. Репшнур пригодился. Но в основном ушел на оттяжки для палатки, которые порвало во время ночевки на пер. Джикаугенкез.

3. Мы использовали в походе GPS Garmin 60cs. Используем прибор давно. Очень надежен. В этот раз в него была залита карта Центрального Кавказа. (автор: Панов Д.М. 2009 г.). Бумажной картой мы пользовались пару раз.

4. Для более быстрого приготовления пищи с целью экономии времени и для экономии газа с целью сокращения веса рюкзаков при готовке использовали Автоклав «Варя». Автоклав покупали через интернет магазин. Остались довольны выбором.

5. Для приготовления пищи использовали две мультитопливные горелки KOVEA KB-0603. В принципе они нас не подвели. Приходилось иногда чистить, но это естественно. Воду кипятили сразу на двух горелках, и на одно кипячение уходило не более 20 минут. Потом автоклав заклавливался и отставлялся в сторону, где он продолжал готовить пищу, в то время как кипятился чай.

6. Палатки были фирмы Баск Bonzer 4 и Dolomit 4. Подойдут для походов не более чем 3 к.с.

Расчет веса рюкзаков и меры по его снижению

Расчет веса рюкзаков планировался исходя их следующих параметров:

- Средний вес суточного рациона – 650 г. Общий вес продуктов с упаковкой - 84 кг.

- Вес газа из расчета 450 гр на группу в день + вес баллона, получается 9,75 кг

- Общий вес группового снаряжения – 35,4 кг

- Максимальный вес личного снаряжения участника – 13 кг.

- Групповой вес (групповое снаряжение + питание) делится между мальчиками и девочками в соотношении приблизительно 2/3

Расчет максимального веса рюкзаков на одного участника

1 часть (м/ж)

24,5/21,2

21,2/18,6

20,5/18

Меры по снижению веса рюкзаков в данном походе:

- Организация забросок (одна в Верхнем Баксане и одна в а/л Уллу-Тау)

- Использование раскладки умеренного веса. Так мы сами сублимируем мясо, которое легче, вкуснее и питательнее консервов или сублимированного покупного..

- Использование групповых многоместных спальников

- Использование веревок диаметром 9 мм

- Отказ брать с собой жумары, которые не столь необходимы в походе 2.к.с.

- *В третьей части вес рюкзаков был еще более облегчен, так как мы делали 2 дневный выход за один день без ночевки. Следовательно, не брали палатки и спальники.

Рекомендации по питанию

Акклиматизационные процессы, дополнительные нагрузки на опорно-двигательный аппарат за счет веса рюкзаков, передвижение по сложному рельефу с наборами и сбросами высоты ведут к интенсивным обменным процессам и затратам энергии. Поэтому питание планировалось сделать 4 раза в день (завтрак. перекус, обед, ужин.).

На завтрак были каши на сухом молоке, сыр или колбаса, сухари, чай, кофе или какао.

На перекус чередовались сыр, колбаса, кальмары (хорошо усвояемый белок), рыба + орехи, сухофрукты, шоколад.

На обед супы быстрого приготовления, чай, чеснок, сухари.

Ну ужин крупы с сублимированным мясом собственного приготовления, лук чай, сладости: щербет, косхалва, халва, козинаки и пр.

Рекомендуем взять с собой «Лимонку». Это лимон нарезанный дольками и упакованный до половины пластиковой бутылки, остальная половина засыпается сахаром. Очень утоляет жажду, богат витаминами, тонизирует.

Каждый день мы пили мультивитамины «Витрум» + аскорбиновая кислота.

8. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Район похода

1. Район Центрального Кавказа является одним из популярных районов туристских путешествий. Главной особенностью района для туристов-горников, несомненно, следует считать большое разнообразие форм горного рельефа и, соответственно, разнообразный арсенал технических приемов, необходимых для прохождения маршрута..

2. Маршрут позволяет ознакомиться с особенностями высотной поясности в полной мере. Темнохвойные леса сменялись широколиственными, те в свою очередь сменялись субальпийскими и альпийскими лугами…Что делало поход эмоционально разнообразным. Четыре ночевки мы имели возможность кипятить много чая, так как ночевали в зоне леса.

3. Как известно район очень активно посещают как туристы, так и альпинисты и просто любители гор.. Мы нередко встречали группы на своем пути и отдельных горовосходителей. Это делает район более безопасным.

4. Долина Баксана густонаселенна. Много магазинов, медпунктов, баз отдыха, спортивных баз, лагерей, развито транспортное сообщение. Это во всех смыслах удобно). Так, в районе много туристических фирм, специализирующихся на оказании услуг туристам, совершающим спортивные походы. Такими услугами являются доставка группы от поезда (самолета) на начальную точку маршрута, организация выезда с конечной точки маршрута, а главное – содействие в организации забросок. О транспорте, забросках и оформлении пропусков в пограничную зону (70 руб. с человека) мы заранее договорились по электронной почте bezonec@list.ru , контактное лицо Борис.

5. Погода в этом году нас порадовала. Каждый день позволял группе двигаться дальше.

Маршрут

1. Общая идея похода заключалась в том, чтобы посетить значительную часть Приэльбрусья: ущелья Сылтрансу, Мкяра, Субаши, Ирик, Терскол, Курмычи, Адылсу, Адырсу. Нам удалось сделать это полностью. С многих точек маршрута был виден Эльбрус – высшая точка Европы – примечательный факт.

2. Маршрут получился очень техничным. Так, на маршруте встречались ледовые и скально-осыпные перевалы, закрытые и открытые ледники, случалось использовать свободное лазание, вешать перила на спуск и на подъем, не раз одевать и снимать кошки.

3. Маршрут достаточно безопасен. Есть описания и множество запасных и аварийных вариантов.

4. Удобные заезды и выезды, что позволяет построить маршрут в сжатые сроки.

5. Легко организовывать заброски

6. Район позволяет проводить практические занятия на рельефе. Так на третий день похода при радиальном выходе на пер. Мукал мы организовали ледовые занятия.

7. Позволяет приобщиться к истокам Российского альпинизма и горного туризма, ознакомиться с жизнью альплагерей.

Основные итоги похода

Маршрут пройден в полном объеме, все основные задачи выполнены:

- пройдены все основные препятствия в соответствии с планированием

- группа продемонстрировала высокий уровень своей подготовки, достаточный для участия в походах II к.с. Ребят можно рекомендовать к более сложным походам

- поход дал возможность получить реальный опыт прохождения препятствий 2 категории трудности

- В воспитательном плане участники повысили качество межличностных взаимоотношений, проявили такие качества как дисциплина, выдержка, дружелюбие, взаимопомощь, товарищеская поддержка, честность и справедливость, взяли новый уровень в своем развитии.

- В познавательной сфере стоит отметить то, что ребята впервые проходили перевалы второй категории сложности. Это в определенной мере познание. Также в ходе выполнения краеведческого задания мы познакомились с основами местного языка.

Основные рекомендации

Рекомендуем туристским группам Москвы, имеющим соответствующую квалификацию походы по Кавказу. Это доступный и интересный во всех планах район, позволяющий экономично, но эффективно повысить уровень спортивного мастерства, расширить познавательную сферу.

Список источников, использованных при подготовке отчета:

1. http://caucatalog.narod.ru/ - каталог фотографий перевалов, вершин и других объектов Кавказских гор, карты. Автор: Михаил Голубев.

2. http://www.westra.ru/reports/ - библиотека отчетов турклуба «Вестра»

Фотоальбом

Фото № 1. Серпантин автодороги. Баксан справа по ходу

Фото № 2. Хорошо натоптанная тропа в лесу при подъеме вдоль р. Сылтрансу

Фото № 3 Выход из леса. Справа по ходу группы стоянки.

Фото № 4 Травянистый бугор с традиционными местами под палатки

Фото № 5 Широкая травянистая долина р. Сылтрансу

Фото № 6 Россыпи камней при подъеме к оз. Сылтранкель

Фото № 7 Простые скальные участки на последнем маренном взлете перед оз. Сылтранкель

Фото № 8 Травяные склоны перед озером.

Фото № 9 Озеро Сылтранкель.

Фото № 10 Осыпной склон по пути подъема к пер. Мукал

Фото № 16 Седловина пер. Сылтран очень широкая

Фото № 17 Спуск с перевала Сылтран

Фото № 18 Брод через р. Мукал

Фото № 19 Вид на долину реки Мкяра и спуск группы. Также виден брод.

Фото № 20 Брод через р. Мкяра

Фото № 26 Гребень вершины Чаткара

Фото № 27 вершина Чаткара и мы

Фото № 28 На спуске с в. Чаткара

Фото № 29 Вид из палатки с пер. Джикаугенкез на ледовое плато Джикаугенкез и Эльбрус

Фото № 30 Спуск с пер. Джикаугенез на ледовое плато

Фото № 31. Группа на ледовом плато Джикаугенкез

Фото № 32 Путь к перевалу Ирикчат

Фото № 33 Вид на путь от перевала Дждикаугенкез к пер. Ирикчат

Фото № 34 Спуск в долину р. Ирикчат

Фото № 35 Прекрасная долина р. Ирикчат.

Фото № 36 Путь к слиянию рек Ирикчат и Ирик

Фото № 44 Крупная осыпь после снежника при подъеме на пер. Терсколак

Фото № 45. Вид с седловины Терсколака на Эльбрус

Фото № 46 Спуск с пер. Терсколак

Фото № 47 Ручей с ледника Терскол.

Фото № 48 Удобное и красивое место для ночлега перед крутым спуском в долину р. Терскол

Фото № 49 Долина р. Терскол

Фото № 50 Начало спуска по моренному порогу ледника

Фото № 51 Путь группы на спуск по долине р. Терскол

Фото № 52 Путь по тропе на спуске в Терскол

Фото № 53 Начало тропы в долину р. Курмычи

Фото № 54 Тропа круто набирает высоту

Фото № 55 Путь к перевалу Курмычи, за холмом ночевка на озере

Фото № 56 Переправа через один из притоков р. Курмычи в ее верховьях

Фото № 57 Путь с места ночевки под ледником Курмычи лежит в обход скальной пирамиды

Фото № 57,58 Движение в обход пирамиды в кулуаре

Фото № 73 Путь подъема к перевалу Койавганауш 1А

Фото № 74 На седловине перевала Койавганауш

Фото № 75 Спуск с перевала Койавганауш

Фото № 76 Техничные ребята на спуске с Койавганауша)

Фото № 77 Это тоже техничные ребята))

Фото № 78. Подъем по долине реки Кулумкол к Райским ночевкам (подпись на фото не верна)

Фото № 79 Вид на ледник зап. Джайлык

Фото № 80 Вид на пер .Кулумкол и путь подъема в сторону Тютюбаши, также виден спуск

Фото № 81 Наша предельная высота – 4200 метров

Фото № 82 перила на спуске с перевала Кулумкол.

Фото № 83 Путь спуска с перевала Суллуколсу в сторону ледника суллуколсу

Фото № 84 Озеро на морене, от которой идет тропа

Фото № 85 Спуск от озера в сторону долины реки Суллуколсу

Фото № 86 Тропа на спуске

Фото № 87 Путь движения к лагерю Новый Джайлык и нашей стоянке.