Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 1 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00


Руководитель: Жаров А.В., г.Москва

Отчет о горном походе 2 к.с. по Ц.Кавказу в августе 2010 г. Часть 3 из 3

Продолжение. Часть 2 здесь

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ

Азау Большой — ледник площадь оледенения 23 кв. км. Длина 9,3 км (по данным на 1984 г.) Начинается у скал Кюкюртлю. Западная граница ледника проходит от гребня цирка Хотютау к вершинам Уллукамбаши и Азаубаши. Ежегодно ледник отступает на 31 м. Поверхность нижней части ледника покрыта 2-3 см слоем гравия и обломков камней.

Азау Малый — ледник площадь оледенения 8,5 кв.км. Длина 7,6 км (по данным на 1984 г.). Толщина ледового панциря 100 м. Ледник спускается до отметки 3000 м.

Баксан (Азау) — река, правый приток Малки, бассейн Терека, длина 173 км, площадь бассейна реки - 6800 кв.км. В верхней части питание снеговое.

Верхний Баксан — быв. Урусбиево, старинное село, принадлежащее когда-то роду Урусовых. Исходная точка популярных маршрутов по долинам рек Адырсу и Кыртык.

Далар — пик на Западном Кавказе в ущелье Кичкинекол (3979). На его вершину проложено 15 маршрутов от 3 до 6А сложности. Траверс Далара с продолжением на восток до горы Фильтр оценивается в 6Б. Самый сложный маршрут проходит по бастиону северной стены. Пройден в 1976 году двойкой Гракович—Уорбартон (США).

Замок — вершина в Главном Кавказском хребте на восток от пика Далар. Высота 3930 м. Впервые пройден с северо-запада в 1937 г. Название получил из-за характерного профиля, напоминающего старинный замок.

Кубань — река, впадающая в Азовское море. Длина 906 км. Истоки Кубани находятся под вершиной Кюкюртлю-баши. Ниже Невинномысска река перегорожена плотиной с целью придания ее водам большего народнохозяйственного значения — наполнение водой оросительных каналов. "Течет вода Кубань-реки куда велят большевики." Питание смешанное: ледниковое — 46%, грунтовое — 32%, дождевое — 32%. В низовьях Кубани активно возделывают рис. Судоходна от Краснодара до устья.

Кюкюртлю-Баши (4623) — главная вершина в цирке, которого находятся истоки р.Кубань.
ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Базальт — от эфиопского "басаль" — железный камень. Магматическая горная порода. В составе преобладают Лабрадор, присутствуют оливин, магнетит, титанит, пироксены. Распространен среди вулканогенных толщ, следовательно, характерен для района Эльбруса.

Гляциология — наука о формах льда на земной поверхности. Последние прогнозы гляциологов предрекают дальнейшее сокращение зоны ледников на Кавказе.

Гнейсы — массивный, обычно полосчатый кристаллический сланец гранитоидного состава. Используется в качестве строительного материала. В районе Зап. Кавказ сложены гнейсовыми породами.

Доломиты — осадочная горная порода, состоящая из минерала класса карбонатов белого и сероватого цвета. Всемирно известны Доломитовые Альпы в Италии. В районе нашего похода есть вершины. сложенные из Д. Д. используются как огнеупорный материал. а так же сырье для стекольной промышленности


ГОСУДАРСТВО

Адат — так называлась у народов Кавказа норма обычного права. Полностью вытеснить адат шариатом народов Кавказа не удалось - обычаи кровной мести сильны и поныне.

Депортация народов — ярчайшее проявление сталинского произвола в области национальных отношений. По ложному обвинению в массовом предательстве были выселены многие кавказские народы. В 1943-1944 г. с Северного Кавказа в Среднюю Азию и Казахстан было выселено около 500 тысяч человек, в том числе 63 тыс. карачаевцев, 33 тыс. балкарцев, а также чеченцы, ингуши и др.

Иберо-кавказские языки — принадлежат к семье индоевропейских языков (всего около 40). Всего на этих языках говорят около 6 млн. человек. Делятся на 3 группы, картвельскую (грузинскую), абхазо-адыгскую и нахско-дагестанскую.

Имамат — государство, созданное в годы Кавказской войны и существовавшее в период с 1828 по 1859 г. Властители И. обладали высшей духовной и светской властью. Наиболее знаменитый имам — Шамиль, пытавшийся включить западнокавказских горцев в орбиту своего влияния. Наиб (наместник) Шамиля Мухаммед-Эмин сумел сплотить часть адыгов, женился на дочери местного князя и прекратил сопротивление после капитуляции Шамиля.

Ислам — одна из трех мировых религий. Возникла в 7 в. на Аравийском полуострове, благодаря усилиям пророка Мухаммеда. Настоящий мусульманин должен верить только в аллаха и его пророка, пять раз в день молиться, совершать паломничество к святым местам, поститься в указанный срок, раздавать милостыню. Кроме этого, мусульманин должен быть готов к джихаду — противодействию врагам веры, в том числе и вооруженным путем. В исламе два основных направления: сунниты, признающие не только Коран, но и Сунну — священное придание и шииты (раскольники), не признающие законность власти некоторых преемников Мухаммеда и уравнивающие пророка с его дальним родственником Али, следовательно отрицая Сунну. На Кавказе ислам среди горцев утвердился по настоящему только на рубеже 18-19 в. Практически все верующие — сунниты.

Кабардино-балкарская республика (название принято верховным советом КБ АССР 10 марта 1992 года) — один из 89 субъектов, входящих в состав Российской Федерации. Она расположена на северном склоне центральной части Кавказа и на прилегающей равнине.

Кабардино-Балкария — многонациональная республика, где проживает более ста национальностей (кабардинцы — 49.2, балкарцы — 9.6, русские — 30,7 процентов, украинцы, осетины, таты, грузины, корейцы, турки-месхетинцы и др. — 10.5 процентов)

Кабардино-Балкария состоит из 9 административно-территориальных районов: В республике имеется 101 сельская администрация, 165 населенных пунктов, семь поселков городского типа. Столица республики г. Нальчик.

Однако история взаимоотношений с Россией не всегда была безоблачной. В результате русско-турецких войн и в соответствии с п. 6 белградского мирного договора между Россией и Турцией в 1739 году Кабарда была признана независимым государством. Но в 1774 году по кучук-кайнарджийскому договору между Россией и Турцией Кабарда была включена в состав России. В результате Кавказкой войны в XIX веке Кабарда потеряла независимость и 4/5 своего населения, которое вынуждено было переселиться в Турцию, Иорданию и Сирию в процессе получившим название мухаджирства. Так возникла в этих и других государствах черкесская диаспора, во много раз превышающая

Количество кабардинцев, живущих на своей исторической родине. В начале XX века Кабарда и Балкария продолжали оставаться аграрной окраиной России. 1 сентября 1921 года образованна Кабардинская автономная область в составе РСФСР, а в январе 1922 года — единая Кабардино-балкарская автономная область преобразованная в 1936 году в Кабардино-балкарскую АССР. Предвоенные годы были наполнены напряженной работой во всех областях экономики и культуры. Была создана промышленность. В крае, где на рубеже веков грамотность едва достигала двух процентов была создана сеть общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений. Декларация о суверенитете была принята верховным советом республики 31 января 1991 года. 1 июля 1994 года между Российской Федерацией и Кабардино-балкарской республикой подписан договор "о разграничении предметов ведения и взаимном декларировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Кабардино-балкарской республики".

Территория Кабардино-балкарской республики составляет 12.5 кв. километров. Население республики на первое января 1994 года составляет 758.8. тысяч человек, в том числе городское 59.8 процентов. Средняя плотность населения 63,2 человека на кв. км.

Кабардино-балкарская республика — край необычайно природных контрастов обусловленных ее рельефом. В геоморфологическом отношении территория республики делится на три части: горную, предгорную и равнинную. Горы занимают половину площади республики. Горные и предгорные части республики богаты полезными ископаемыми, минеральными источниками, равнины и поймы плодородными почвами. В Баксанском ущелье, в верхней части течения реки Баксан есть крупное месторождение вольфрама и молибдена.

Выгодное географическое положение, благоприятные природно-климатические условия, наличие достаточных минерально-сырьевых и трудовых ресурсов, развитость транспортных сообщений создают условия для относительно высокого уровня развития хозяйственного потенциала Кабардино-Балкарии. В республике сформировалась многоотраслевая промышленность: машиностроение, легкая промышленность, предприятиями которой производится более 70 процентов товаров.

Другими важнейшим агрохозяйственным звеном является аграрный сектор, в котором создается около 30 процентов национального дохода. Важной составной частью экономического потенциала республики является рекреационный комплекс, созданный на базе использования лечебных минеральных источников и уникальных природных условий. Благодаря весьма благоприятным природно-климатическим условиям сформировался многопрофильный курорт "Нальчик", в арсенале которого минеральные источники (бромо-иодные, азотно-термальные, сероводородные, минеральные воды), грязевой источник Тамбурасского озера. На курорте "Нальчик" функционирует 19 санаториев, пансионатов и домов отдыха, осуществляющих лечение опорно-двигательного аппарат, заболеваний нервной системы, желудочно-кишечного тракта, верхних дыхательных путей и др. Кабардино-балкарская республика — центр туризма, альпинизма и горнолыжного спорта, здесь действует 14 турбаз, 8 альплагерей и 6 тургостиниц.

В республике 300 общеобразовательных школ, 25 профтехучилищ, 11 средних специальных училищ. В республике функционируют Кабардино-балкарский научный центр РАН, Кабардино-балкарский государственный университет и Аграрная академия, Высокогорный геофизический институт, Научно-исследовательский институт истории, филологии и экономики, Институт кукурузы, Институт горного и предгорного садоводства.

Казаки кубанские — войско, образовано в 1860 г., сложилось из 2 частей: "линейцев", потомков переселившихся на Кубань донских казаков, живших в верховьях реки и "черноморцев", потомков запорожцев, живших на пространстве от устья до р. Лабы. В 1916г. на территории войска проживало 3 млн. человек, из них 43% были казаки. В годы гражданской войны Кубанская Рада поддержала А.И. Деникина, но скоро оказалась в оппозиции к нему вследствие великодержавной политики Деникина и в 1920 году участия в белом движении практически не принимала. В годы ВОВ оказались более лояльны к Советской власти, чем донские казаки и приняли активное участие в партизанском движении.

Конфедерация народов Кавказа — основана в 1991 году. Лидер Ю. Сосланбеков. Радикальное крыло организации выступает за выход горских народов из состава России и создание собственного государственного образования.


ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

Битва за Кавказ (1942 - 43 г.) — одна и крупнейших битв Великой Отечественной войны, включала в себя ряд оборонительных и наступательных операций советских войск с 25 июля 1942 по 9 октября 1943 года между р. Дон и предгорьями Большого Кавказа, делится на оборонительный (до января 1943) и наступательный период. Наступление немецко-фашистских войск началось 25 июля 1942 года. Под натиском превосходящих сил противника советские войска были вынуждены отходить на Ю и Ю-В направление. Был создан Сев. Кавказкий фронт (С. М. Буденный, с мая 1943г — генерал полковник Петров И.Е.) и Закавказский фронт (генерал И.В. Тюленев). Войска отступали к предгорьям западной части Большого Кавказа. Немецкая армия к сентябрю вышла к Новороссийску. Встретив решительное сопротивление на грозненском направлении, противник перегруппировал войска и прорвался на Нальчик, Орджоникидзе, где был остановлен. Гитлеровцам удалось только в одном месте преодолеть ГКХ и временно закрепиться на его южной стороне (в Абхазии). Несмотря на совершенное ими восхождение на Эльбрус и водружения на восточной вершине флага со свастикой, Кавказ так и остался непокоренным. Зимой 1943 года часть немецких войск отошла на Тамань, где закрепилась на т.н. "Голубой линии". Осенью 1943 советскими войсками была проведена Новороссийско-Таманская операция (генерал-полковник И. Е. Петров) в ходе которой был освобожден Новороссийск и Таманский полуостров.

Кавказская война (1817-1864) — военные действия, связанные с присоединением Чечни, Горного Дагестана и С-З Кавказа, населенные горскими народностями, совершавшими в то время набеги на Кавказскую укрепленную линию, мешавшими отношениям с Закавказьем. Назначенный в 1816 генерал А. П. Ермолов планомерно продвигался вглубь, возводя укрепительные сооружения (крепости Грозная, Внезапная, Бурная). К 1821 году отд. Кавказский корпус составлял 90 тыс. чел. В 1822-26 были проведены карательные экспедиции против черкесов в Закубанье. В результате русско-иранской и русско-турецкой войны к России отошли Эриванское и Нахичеванское ханства и все Черноморское побережье от устья Кубани до сев. Границы Аджарии. В 1827 Ермолова сменил ген. И. Ф. Паскевич, применявший тактику отдельных карательных экспедиций. В 1828 была построена Военно-Сухумская дорога. Тогда же возникло движение горцев под оболочкой мюридизма, основанное на газавате (джихаде), конечной целью которого было создание феодально-теократического государства имамата. Первым имамом стал Гази-Магомед. К 1831 под властью имама оказалась Чечня и большая часть Дагестана. В 1831 Паскевича сменил Г. В. Розен. Отряды мюридов были оттеснены в горный Дагестан, где Гази-Магомет был убит, и на его место был провозглашен Гамзат-бек, убитый в 1834 и замененный Шамилем. В 1837-39 временное перемирие. В 1838 Розен был заменен Е. А. Головиным, который стал создавать укрепления. С 1840 по 1856 ведутся военные действия с переменным успехом. За это время Головин был сменен Нейгардом, потом Воронцовым. После заключения Парижского мирного договора 1856 Кавказский корпус был преобразован в армию (около 200 тыс. чел.). Главнокомандующие Н. Н. Муравьев (1854-56) и А. И. Барятинский (1856-60) сжимали кольцо блокады против имамата. В 1859 Шамиль был взят в плен. К 1864 году усилилась волна эмиграции в Турцию (500 тыс. чел.). В том же году боевые действия были в основном закончены, хотя в 60-70-х гг. в Чечне и Дагестане имели место антиколониальные восстания. Концом Кавказской войны считается капитуляция войск горцев Зап. Кавказа у урочища Кбаада (Красная поляна). 77000 человек потеряла Россия в войнах за Кавказ. Потери Российской армии, из которых составили около 900 офицеров и около 30000 нижних чинов. Среди мирного населения погибло более 20000 чел. Сколько же погибло горцев никто не знает.


НАРОДЫ КАВКАЗА

Абазины — самоназвание абаза. Народ, живущий в Карачаево — Черкессии, районе Адыгеи и районе Кисловодска. Численность — около 20000 чел. Предки обитали на восточном побережье Черного моря. На современной территории известна с 14 в. в этнографическом отношении делится на 2 группы: тапанта и шкарауа. Абазинский язык относится к С-З (абхазско-адыгской) группе кавказских (иберийско-кавказских) языков. Основных гласных в нем всего только две: “а” и “ы”. На основе ассимиляции и слияния этих букв могут образовываться другие гласные. Второй особенностью является отсутствие падежей. Абазинский язык распространен главным образом в
Карачаево-Черкессии. Письменность на А создана в 1932 г. на латинской основе, а в 1938 г. на основе русской графики.

Адыги — племена, жившие на Черноморском побережье и в Закубанье в середине тысячелетия нашей эры. Они образовывали адыгейскую народность с единым языком, но с рядом диалектов. Район нынешнего Сочи населяли адыгейские племена: абадзехи, медозюи, чужгуча, убыхи, шапсуги, джигеты и другие. В европейской литературе адыги назывались черкесами. Сами адыги называли себя адыгэ. Адыги занимались животноводством, земледелием, садоводством, пчеловодством. Из современных народов Кавказа к А. относятся адыгейцы, кабардинцы черкесы, говорящие на родственных языках, состовляющих особую ветвь С-З абхазо-адыгской группы кавказски языков и сохраняющая в своей материальной и духовной культуре много общих элементов.

Балкарцы (таулу, маллкьарлы) — один из древнейших народов Кавказа, численностью около 60 тыс. человек, верующие мусульмане-сунниты. В их этногенезе определенную роль сыграли древние болгары и особенно кипчаки (половцы), которые ассимилировали местное кавказское население и аланские племена раннего средневековья. Длительный и сложный процесс этногенеза балкарцев завершился в эпоху позднего средневековья и происходил в условиях развития феодализма, который господствовал у них до отмены крепостного права в 1867 г.

Традиционные аулы балкарцев располагались в прошлом в ущельях высокогорных рек и представляли собой группу небольших сакель. Строились они так тесно, что с крыши одной сакли свободно можно было переходить на крыши соседних. Многие аулы располагались на склонах ярусами или уступами так, что плоские крыши одного яруса домов служили как бы дворами или террасами для выше лежащего. Эти же крыши-террасы, наряду с узенькими улочками, служили зачастую и дорогами. Вплоть до 40-х годов XX в. родственники-однофамильцы жили, как правило, по соседству, в одном квартале — «тийре». А сами села подразделялись на поли- и монофамильные поселения.

К XIX в. в каждом крупном селе имелись мечети, мануфактурные лавки, кузни, водяные мельницы. В настоящее время все без исключения традиционные балкарские аулы покинуты и представляют из себя груды каменных развалин, рядом с которыми или поодаль от них стоят в разной степени сохранности феодальные фамильные и общесельские боевые башни и оборонительные сооружения, а также культовые погребальные памятники-мавзолеи «кешене», относящиеся к эпохе позднего средневековья. К этому же времени относится и наиболее архаичный тип балкарского жилища. Традиционно — это прямоугольная в плане, каменная или в сочетании камня и дерева, реже деревянная, с плоской или едва заметной двухскатной земляной кровлей, опирающаяся не столько на стены, сколько на установленные в несколько рядов опорные столбы, постройка — «уллу юй» (большой дом), со срединным (открытым) или пристенным (закрытым) очагом-камином, дым от которого выходил через огромный плетневый, обмазанный для огнеупорности изнутри толстым слоем глины, конусообразный дымник. По мере женитьбы сыновей к основному дому, преимущественно в ряд, пристраивали помещения для новобрачных — «отоу», имевших изолированный выход в большой общий двор.

Национальная одежда балкарцев мало чем отличалась от национальной одежды соседних горских народов, в особенности мужская. Нижним бельем была нательная, туникообразного покроя, рубаха (кёлек), поверх которой надевали бешмет-кафтан (къаптал). Бешмет шили из хлопчатобумажной или тонкой шерстяной ткани. Из этих тканей шили также шаровары — брюки (кёнчек). Поверх бешмета надевали черкеску. Шилась она не очень длинной — до колен, с цельной спиной, с вставными боками и узкой талией, застегивалась на мелкие пуговицы. На груди делали вырез треугольной формы, по обеим сторонам нашивались газырницы — прошитые карманчики, в которые помещались лжепатроны с красивыми наконечниками. Подпоясывалась черкеска тонким ременным поясом (белибау) с серебряными украшениями. Пожилые люди носили суконные пояса. Обувью служили чувяки или «чабыры» из сыромятной кожи с плетеной подошвой, удобные для хождения по горам. Парадной обувью являлись сафьяновые сапоги (чурукъ) с высокими голенищами. Распространенным видом теплой обуви были суконные или сафьяновые ноговицы (ышым). Другой разновидностью теплой обуви, которую носили как мужчины, так и женщины, были бурки — разновидность валенок (уюкъла). На голове зимой мужчины носили овчинную папаху (бёрк), а летом, с загнутыми полями, войлочную шляпу (къалпак). Впоследствии большое распространение получили так называемые бухарские шапки — папаха из привозного черного, коричневого или серого каракуля, с высоким околышем и бархатной или суконной тульей. К головному убору относится также башлык.

Женская одежда была красочнее мужской. Непременной частью женского костюма являлась рубаха (келек), цельнокроеная, прямая, длинная, с широкими руковами. Под рубашку надевались шаровары (кёнчек). Поверх рубахи надевали бешмет (келек) — кафтанчик, полы которого расшивались узором. Поверх всего этого надевалось широкое к низу, длинное платье (жыйрыкъ чепкен), разрезанное спереди сверху донизу. На груди образовывался глубокий вырез, заполнявшийся нагрудной вставкой с серебряными застежками. Поверх рукавов, которые доходили до локтей, надевались нарукавные подвески. Платье расшивалось золотом, в талии охватывалось серебряным поясом (кёмуш кямар). Пожилые женщины носили матерчатые пояса, которые наряду с особым головном убором, были отличительной чертой костюма пожилых. Важнейшей частью балкарской женской одежды были головные уборы. Возрастные отличия, а также изменения семейного положения больше всего отражались на головном уборе. Когда девушки начинали ходить на танцы, они носили высокую шапку (окъа бёрк). Замужние женщины, в зависимости от времени года и обстоятельства носили различного рода платки. Любимым головным убором горянок были шелковые платки — мухариске, шал жаулукъ, кюпес, гюльмеди. Повседневной обувью у женщин были сафьяновые или кожаные чувяки — чарык. Женщины из привилегированного сословия в знак своего высокого происхождения носили деревянные ходули.

Основной традиционной отраслью хозяйства было отгонное скотоводство. Разводили мелкий и крупный рогатый скот, лошадей. Занимались также пашенным террасным земледелием. Сеяли главным образом ячмень, в незначительных размерах овес и пшеницу. Подсобную роль в хозяйстве играли охота и пчеловодство. Были развиты домашние промыслы — ткацкое и золотошвейное дело, выделка грубого сукна и войлоков, обработка кожи, дерева, металла, спорадическое вываривание соли из минеральных вод, добыча серы и свинца, производство пороха и пуль, заготовка на продажу леса и сосновой лучины.

В традиционной пище балкарцев преобладали мясные и кисломолочные продукты. В весенне-летние месяцы — молочные, в осенне-зимние — мясные. Мясо употребляли как в свежем виде, так и заготавливали впрок (вялили). Любимыми мясными блюдами были: мясо отварное, шашлык, различного рода колбасы, изготовленные из внутренних органов мелкого и крупного рогатого скота. Деликатесом считались засоленные в сывороточном рассоле осмоленные и сваренные головы и ноги мелкого и крупного рогатого скота. Большое место в пище балкарцев занимали сливочное масло, сливки, бараний и говяжий жир, различного рода сыры, кислое молоко (айран). Мучная пища была менее разнообразной: пресные, испеченные в золе, лепешки-чуреки (гыржин) и пироги (хычин), начиненные сыром, картофелем, мясом, яйцами и растительными приправами.

Общественный строй балкарцев вплоть до отмены у них в 1867 г. крепостного права был феодальный, сословный. Общественные отношения между сословиями регулировались нормами обычного права — адатом, содержавшим в себе права и обязанности всех сословий. Имущественные отношения в семье также регулировались адатом. Правом наследования обладали только мужчины. Семейно-брачные отношения регулировались мусульманским правом — шариатом. Все наиболее важные общественные дела обсуждались и решались в таком представительном органе как «тёрё». который сочетал в себе законодательную, судебную и исполнительскую функции. Семейный быт был проникнут патриархальным началом. Действовало неукоснительное подчинение младших старшим, половозрастное разделение труда.

Для традиционной бытовой культуры были характерны яркие календарные праздники, военизированные игры, разнообразный фольклор — легенды, сказки, нартский эпос, историко-героические, лирические и обрядово-трудовые песни и пр. Одним из самых ярких и зрелищных на­родных праздников был весенний праздник «Голлу», который длился неделю, начиная с 22 марта по лунному календарю. Традиционная хореография балкарцев была до недавнего времени представлена академическим государственным ансамблем «Кабардинка». В 1991 г. был образован фольклорный ансамбль «Балкария», который пользуется большим успехом у зрителей. Начинают получать вторую жизнь забытые народные инструменты.

В советское время возросла роль земледелия, в том числе в таких его новых отраслях, как огородничество и садоводство. Улучшилась породность скота. Вязание изделий из овечьей шерсти и козьего пуха являются основой благосостоя­ния значительной части населения. Развилась многоотраслевая, в том числе горнорудная промышленность. Широко развита сеть турбаз и альплагерей. Селения укреплены и благоустроены, домашний быт все более урбанизируется. Вырос национальный рабочий класс и интеллигенция.

Подвергались репрессиям в советское время. Права восстановлены в 1957 году.

Кабардинцы (самоназвание — адыгэ) — один из крупных субэтносов адыгов, известных во всем мире под экзоэтнонимом черкесы. Коренное население Кабардино-Балкарской Республики. Живут исторически также в республиках Адыгея,
Карачаево-Черкессия, Северная Осетия — Алания, Краснодарском и Ставропольском краях РФ, Турции и некоторых арабских странах. Число кабардинцев в РФ около 450 тыс. чел., в т. ч. в Кабардино-Балкарской Республике 416 тыс. чел. В странах СНГ — 5 тыс. чел. среди значительной адыго-черкесской диаспоры (более 3 млн.) в Турции, Сирии, Иордании и др. странах кабардинцы составляют около 200-250 тыс. чел. Несмотря на современную территориально-административную разобщенность, кабардинцы и
адыго-черкесы (бжедуги, абадзехи, шапсуги, темиргоевцы и др.) составляют единый этнос.

Символами их этнической идентификации и самоидентификации, помимо общего самоназвания (адыгэ), является язык (адыгэбзэ), общность духовной культуры и психического склада, проявляющиеся в таких категориях, как «ады-гагъэ» («адыгство» — концентрированное выражение моральных правил поведения, основанных на идеализированных свойствах национального характера высшая ценность — ориентир для самосовершенствования), «адыгэ щэн» (адыгский характер) и др., представляющие собой составные части «адыгэ хабзэ» (свод правовых норм, законов, обычаев, этики) — визитной карточки адыгской (черкесской) культуры и индикатора адыгского (черкесского) этноса.

В антропологическом отношении кабардинцы относятся к промежуточному между кавкасиоиским и понтийским типу балкано-кавказской расы большой европеидной расы. Язык кабардинцев принадлежит к адыгской ветви западно-кавказской (абхазо-адыгской) языковой семье, генетически родственной вымершему во 2-ом тыс. до н. э. хаттскому Малой Азии. Существуют различные диалекты и говоры: Большой Кабарды, моздокский, бесланеевский, кубано-зеленчукский, малокабардинский. Письменность на кабардинском языке до 1923 г. была на основе арабской графики, затем на базе латинского алфавита, а с 1936 г. — на русской графической основе. Верующие кабардинцы — мусульмане-сунниты, моздокские кабардинцы — в основном христиане - православные.

Нижний хронологический рубеж процесса этногенеза уходит в глубочайшую древность и проходил в определенной связи с культурно-историческими общностями Циркумпонтийской зоны, особенно Восточной Малой Азии. В эпоху ранней бронзы складывается проадыгский этнический массив, тесно связанный с создателями майкопской и дольменной археологических культур. В античное время древние предки кабардинцев уже фиксируется в письменных источниках как под собирательным названием «меоты», так и под собственными именами — синды, псессы, тореты, ахеи, зихи, керкеты и др. Сначала I тыс. до н. э. процесс этнокультурного развития меотов проходил в условиях достаточно длительного, порой сбалансированного сосуществования и взаимодействия с различными социумами — племенными объединениями кочевников (сначала киммерийцев и скифов, затем сарматов и алан) и греческими городами-колониями. Разносторонне контакты с последними сыграли роль своеобразного катализатора в процессе социального и имущественного расслоения синдов и образования у них государства. В начале IV в. до н. э. Синдика вошла в состав Боспорского государства. Во 2-й половине 1 тыс. н. э. процесс консолидации адыгских этнотерриториальных групп завершился образованием Зихской конфедерации с политическим и религиозным центром в Никопсисе (р-он совр. г. Туапсе), а имя зихов в византийских и грузинских средневековых источниках ст­новится термином, покрывающим весь адыгский этнический массив Северо-Западного Кавказа.

Для его обозначения в Х-ХН вв. русские летописи и арабо-персидская литература применяют наименование касоги (кашак). В VIII-XII вв. Зихско-касожская (адыгская) общность играла активную роль в политических событиях Восточного Причерноморья. Некоторые авторы считают, что к 60-80 гг. VIII в. было создано адыгское государство во главе с Иналом — родоначальником адыго-кабардинских княжеских родов. К середине IX в. «Иналово государство» или Зихская конфедерация распалась. Война с Хазарским каганатом и его окончательный разгром Русью способствовали восстановлению адыгского политического объединения. В конце X - начале XI вв. в орбите его влияния оказалась Тьмутаракань (адыг. Тамтаракай), где располагался адыгский епархиальный центр — Зихская архиепископия. Усиление роли адыгского объединения послужило причиной похода Мстислава на касогов-адыгов (1022 г.). Одолев адыгского князя Редедю, а затем женив его сына на своей дочери, Мстиславу удалось объединить в рамках одной политической системы Тьмутаракань и адыгские этнотерриториальные группы, в результате чего произошло превращение Тьмутарканского княжества в крупное адыго-славянское политическое образование, просуществовавшее до конца XI в.

Активные перемещения кочевников южно-русских степей (половцев/кыпчаков) в начале XII в. привели к отрыву от Руси Тмутаракани, установлению над ним протектората Византийской империи и дезинтеграции адыгской (касожской) общности. На этом этнополитическом фоне началось и проходило образование в центральных районах Предкавказья самостоятельной политической единицы Кабарды и формирование кабардинского субэтноса. Монголо-татарское нашествие в первой половине XIII в. внесло существенные коррективы в этнополитическую карту Северного Кавказа. В этот период для обозначения всех адыгов, в том числе и кабардинцев, утверждается новый экзоэтноним черкесы, впервые фиксируемый в письменных источниках с XII в. Кабардинские исторические предания, перекликающиеся с определенными источниками, сохранили сведения об упорной их борьбе с монголо-татарами, о пребывании кабардинцев в Сарае и их возвращении. В конце XIII-начале XIV вв. в Центральном Предкавказье начинается массовое распространение кабардинских курганных могильников, отражающих завершающий этап формирования этнической территории кабардинцев и их обособления как адыгского субэтноса. По определению антропологов, заметная выраженность у кабардинцев кавкасионского типа свидетельствует об автохтонном происхождении значительной части их физических предков и о их связи с древнейшим населением центральных предгорий Кавказского хребта. В этом плане образование в XII-XIV вв. адыгского объединеия в Центральном Предкавказье представляет собой вторичное явление в этнической истории.

Как установившееся наименование страны и народа ее населяющего, название «Кабарда» в форме «Кевертей» известно в источниках первой половины XV в. О происхождении этнонима существуют различные версии. Предание связывает его с именем адыгского владетеля Кабарда. Окончание -ей в слове «Къэбэрдэй» является показателем принадлежности и соответствует русскому -ов, -ово. «Къэбэрдэй» - то, что принадлежит Кабарду, т. е. «Кабардово».

Падение владычества Золотой Орды обусловило политическую гегемонию кабардинцев на Центральном Кавказе, а владение обширными землями (от вер­ховьев Кубани на Запад до слияния Сунжи и Терека на Восток) на равнине и предгорьях способствовали резкому сдвигу в сфере социально-экономического, политического и культурного развития, дальнейшему упрочению феодальных отношений. В XVI—XVII вв. феодализм в Кабарде достигает своего расцвета с характерными для него признаками: повсеместным господством вотчины, закрепощением всего крестьянства, развитым вассалитетом, сильной военной организацией, ярко выраженной рыцарской идеологией и т. д. Ее политическое устройство отличалось сбалансированным взаимодействием трех институтов: власти верховного князя (пщышхуэ), сословно-представительно-го собрания (хасэ) и высшего судебного органа (хей). Именно в этот период адыгская (черкесская) культура через кабардинцев распространяется по всему Кавказу и становится синонимом аристократизма и комильфоности.

С конца XV в. Кабарда становится объектом экспансии со стороны Крымского ханства, поддерживаемого Турцией. В целях обеспечения внешней безопасности феодальная верхушка Кабарды во главе с Темрюком Идаровым обратилась к русскому царю Ивану IV Грозному за помощью и покровительством. Это был оптимальный для того времени исторический выбор, отвечающий и насущным потребностям Русского государства, южные окраины которого подвергались беспрестанным нападениям крымских татар. В результате в 1557 г. был заключен военно-политический союз, закрепленный позже (1561 г.) династическим браком Ивана IV с дочерью князя Темрюка Гошаней-Марией по крещении. Этим союзом Россия расширяла сферу влияния на юге, учитывая стратегическое значение Кабарды в северо-кавказском регионе. Стабильности кабардино-русских отношений способствовали в дальнейшем кабардинские князья, выезжавшие с середины XVI в. на службу в Москву, которые стали известны в истории России как князья Черкасские. Они занимали высокое положение в правительстве и при царском дворе, возглавляли приказы, были воеводами и командующими армиями. Около 12 из них в разное время входили в состав Боярской думы, не говоря уже о том, что один из них стал первым генералиссимусом Русского государства (Михаил Але-гукович), а другой — великим канцлером Руси (Алексей Михайлович- 1740 г.).

В первой половине XVIII в. Кабарда оставалась ареной русско-турецкого соперничества. Белградский мирный договор 1739 г. провозгласил ее «вольной». Юридически страна стала независимой, что было и признанием возросшего международного авторитета Кабарды, дважды разгромившей крупные силы крымских ханов — Каплан-Гирея (1708 г.) и Бахты-Гирея

(1729 г.). Но с 60-х гг. XVIII в. Россия уже не довольствуется политикой максимальной «протекции» над Кабардой и начинает проводить политику экспансионизма и колониализма по отношению к ней. Строительство Моздокской крепости (1763 г.) на ее восточных рубежах фактически положило начало столетней Кавказской войне. Кючук-Кайнарджиский договор (1774 г.), решивший де-юре кабардинский вопрос в пользу России, развязывал руки царизму, который предпринял активные меры, чтобы Кабарда и де-факто стала составной частью империи. Первый этап Кавказской войны (1763-1822 гг.) завершается потерей независимости Кабардой, анненксией значительной части ее территории, десятикратным сокращением численности населения, разрушением экономики и традиционных общественных институтов. Подняв первой знамя национально-освободительной войны, Кабарда стала первой жертвой Кавказской войны. 21 мая 1861 г. завершилось завоевание царизмом западных адыгов, а вместе с тем и Кавказская война. Большая часть оставшихся в живых была насильственно выселена в пределы Османской империи. В 1858 г. был образован Кабардинский округ, а в 1865 г. проведена переселенческая реформа: для успешной организации полицейского надзора из 116 селений было образовано 39, в том числе 30 (5969 дворов) в Большой Кабарде. Реформа 60-х гг. приводит к втягиванию традиционной системы хозяйства кабардинцев в рыночную экономику и появлению новых факторов социальной дифференциации. Адаптация кабардинцев к социокультурной системе России сопровождается развитием общественной мысли и просветительства на новой социальной, институциальной и интеллектуальной основе (Ш. Ногмов, К. Атажукин и др.). В 1871 г. Кабардинский округ был переименован в Георгиевский, затем в Пятигорский и наконец, в Нальчикский.

В 1921 г. в составе РСФСР образована Кабардинская АО, с 1922 г. — объединенная Кабардино-Балкарская АО, в 1936 г. преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР. С 1944 г. по 1957 г., когда балкарцы были незаконно депортированы, республика существовала как Кабардинская АССР. В 1957 г. Кабардино-Балкарская АССР была восстановлена. В январе 1991 г. Верховный Совет принял Декларацию о суверенитете и провозгласил Кабардино-Балкарскую ССР.

Традиционное занятие кабардинцев — пашенное земледелие и отгонное скотоводство, главным образом коневодство. Всемирную известность получила кабардинская (адыгская в широком понятии) порода лошадей. В царской России Кабар­да занимала первое место по продаже коней на рынке. Были развиты промыслы и ремесла: мужские — оружейное, ювелирное, кузнечное, кожевенное женские — сукновальное, войлочное, золотошвейное. Власть отца семейства, подчинение младших старшим нашли отражение в этикете, в том числе в обычае избегания. Брак был строго экзогамным. Соционор-мативная культура общества регулировалась адыгэ хабзэ — сводом правовых норм, законов, обычаев, нравственных традиций, в которых отразилась философия и мировоззрение народа. С VI в. среди адыгов начинает распространяться христианство, однако в силу ряда причин — изоляции и удаленности от христианских центров, возрастающее влияние Турции и Крымского ханства с XVI в. исламские принципы регулирования общественной жизни не получили безусловного преобладания, а адаптировались под адыгэ хабзэ. Многие элементы адыгэ хабзэ, наряду с такими хорошо приспособленными к военному быту элементами материальной культуры, как мужская одежда, приемы седловки, джи­гитовки и проч. широко распространились среди соседних народов.

В настоящее время кабардинцы четко осознают свое историческое единство с другими адыгами. Установлены тесные связи с черкесской диаспорой. Учреждена Всемирная Черкесская ассоциация, функ­ционирует общественная Адыгская (Черкесская) Международная Академия наук. Особенности исторического существования и развития кабардинцев способствовали формированию у них достаточ­но высокого уровня и зрелых форм национального самосознания. Многовековое обладание различными формами национальной государственности заложили в общественном сознании кабардинцев неприемлемость посягательства на национальную государственность и подрыва возможностей воспроизводства этнокультурных основ своего национального существования.

Кипчаки — один из вариантов названия народа, известного как половцы, возможно, являющегося этническим предком балкарцев.


ЖИВОТНЫЙ И РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР

Барбарис кавказский — многолетняя трава, реже колючий кустарник или деревце с очередными, иногда прикорневыми простыми или сложными листьями. Плод - односемянная или многосеменная ягода или коробочка, реже ореховидный

Береза Литвинова — кавкзская береза, образует низкорослых кривоствольные рощицы (криволесье). Стволы изогнутые и наклонены вниз по склону.

Белка — Неизвестный до середины 20 века Кавказу зверь. Завезена с Алтая. Белки отлично прижились в новых условиях, быстро размножились до значительного количества, ныне являются неотъемлемым представителем кавказской фауны.

Айран — кисломолочный продукт из овечьего, коровьего и козьего молока. По мнению путешественников лучше кефира и йогурта, в больших дозах резко улучшает работу желудка и приводит в состояние легкого похмелья. Можно получить и в домашних условиях. В охлажденное до 40°С кипяченое молоко добавляют кислое молоко и ставят в теплое место для сквашивания, взбивают миксером и оставляют при комнатной температуре. Затем на сутки ставят в холодное место. Подают холодным.

Боза — карачаевский напиток, приготовляемый по рецепту: пшено 170 г., сухие дрожжи 25 г., вода 700 г, сахар 110г. Пшено заливают кипящей водой, варят 6-7 часов, добавляют дрожжи и дают забродить. После брожения добавляют холодную кипяченую воду и сахар, затем процеживают.

Буковица крупноцветковая (Betonica grandiflora) — растение семейства губоцветных с крупными розовыми цветками. У ближайшей родственницы этого растения — буквицы лекарственной, растущей в средней полосе, цветки гораздо меньше. Произрастает в зоне альпийских лугов Кавказа.

Горец мясо-красный (Polygonum carcinum) — яркое темно-малиновое соцветие цилиндрической формы, образует целые скопления на субальпийских лугах. Соцветия расположены по одному в конце по одному в конце довольно длинного лиственного стебля.

Кабардинская порода лошадей — является одной из лучших отечественных пород, прекрасно приспособленной к условиям существования в горной местности. Предположительно, что в ее создании участвовали южные группы лошадей и представители монгольских пород, а сам процесс выведения стал результатом творческой селекционной работы горских народов, преимущественно кабардинцев, проживающих от рек Дона до Терека. Бесконечные и многочисленные войны, происходившие на Северном Кавказе, междуусобицы влиятельных феодальных князей, частые военные набеги, сопровождавшиеся многодневными конными походами, требовали наличия выносливой резвой верховой лошади.

И эти качества настойчиво и, порой, чисто интуитивно формировались на протяжении многих лет народными селекционерами у выводимой ими породы.

Климатические особенности данного региона, сложный горный рельеф оказали существенное влияние на создание уникальной по своей выносливости, работоспособности и крепкой конституции кабардинской лошади, способной легко преодолевать длительные маршруты по крутым подъемам и спускам, совершать многочасовые пробеги. А табунное содержание в высокогорных районах выработало у нее способность прекрасно ориентироваться в сложных условиях существования.

Ценной отличительной чертой этой породы от других является необыкновенно твердый копытный рог, наилучшим образом приспособленный для передвижения по горному каменистому грунту. Неприхотливость в кормлении и содержании, отменное здоровье, способность легко переносить неблагоприятные климатические воздействия сделали кабардинскую лошадь незаменимой в дальних походах и желанной добычей воина в бою.

Ее уникальные племенные и хозяйственные качества, высокая плодовитость и жизнестойкость оказались незаменимым генетическим материалом для создания более крупных полукровных пород. В этом направлении в Кабардино-Балкарии проделана большая работа, результатом которой стало выведение англо-кабардинской породной группы, положительно отличающейся от кабардинской породы большим ростом и резвостью, и, как следствие этого, значительно лучшими спортивными показателями.

Одним из показателей исключительной выносливости кабардинской породы лошадей являются неизменные победы на дистанционных конных пробегах. Так конный пробег протяженностью 3000 км, проведенный в 1935 г. по маршруту, огибавшему весь Главный Кавказский хребет, безусловно, явился венцом выносливости, крепости и силы кабардинской породы, ни одна лошадь которой не пала в этом пробеге, в то время как все другие породы понесли в нем существенные потери.

Небывалый технический прогресс, охарактеризовавший собой минувший век, едва не нанес непоправимый ущерб развитию коневодства. И лишь благодаря благоразумию, самоотверженности настоящих ценителей, их бескорыстию и преданности древнейшему другу и помощнику человека — лошади, их постоянной заботе и помощи этой отрасли, конечно же, утратившей былую хозяйственную значимость, но от этого лишь преобретшую еще более высокую гуманистическую ценность, возрождается в Кабардино-Балкарии поголовье, продолжается селекционная работа, устраиваются всевозможные конно-спортивные мероприятия. Вновь открываются конные туристические маршруты, пользующиеся всевозрастающей популярностью у туристов, приезжающих в республику из других регионов России и из-за рубежа.

Сейчас, когда техника оттеснила лошадь из рядов основных составляющих хозяйствования человека, она приобрела удивительную способность дарить людям радость, искренность и теплоту общения, несущего умиротворенность и покой душе. День, проведенный в конном походе в горах, и ночь у костра, рядом с тихо пасущимся конем подарит вам ни с чем не сравнимое чувство радости и любви, трепетное ожидание чуда.

Ель восточная (Picea orientalis) — похожа на ель европейскую. У нее такие же одиночные иголки, густо покрывающие веточки, свешивающиеся вниз шишки, густая хвоя, ствол, покрытый шершавой крупночешуйчатой корой темно-серого цвета. Иголки, напротив, значительно короче и мягче, неколючие. Дерево очень теневыносливо, более теплолюбиво и требовательно к влажности чем ель европейская.

Жабрица вильчатая — эндемичное растение. Растет на известняковых скалах и сухих склонах гор. Цветет с середины лета. Листья яйцевидные, лепестки белые. Плод почти голый, до 2.5 мм. Растение многолетнее с дважды—четырежды
перисто-рассеченными листьями.

Колокольчик удивительный (Campanula mirabilis) — многими своими особенностями оправдывает свое название. Оказалось, что это довольно мощное растение, 50—70 см высотой, с коротким веретеновидным корнем, прикорневой розеткой кожистых продолговато-лопатчатых, по краю колючих листьев и ветвящимся толстым густооблиственным стеблем, с многочисленными крупными цветками бледно-лилового или голубого цвета, цветет всего один раз — на второй год жизни или позже. И период цветения у него необычен — до 4 месяцев (с июля по октябрь).

Впервые описал этот вид (1895) русский ботаник Николай Михайлович Альбов и обратил внимание на необычную красоту растения (разнолистность в сочетании с высокой декоративностью при цветении), назвав его царицей абхазской флоры. Научное название рода Campanula — уменьшительное от сатрапа — «колокол» — в латинском языке женского рода. Вероятно, Н. М. Альбовым были собраны в Абхазии и семена удивительного колокольчика, уже в 1898 г. вошедшего в садовую культуру в европейских странах. А в естественных условиях этот колокольчик обитает только на известняковых скалах по ущельям горных рек в нескольких точках западной Абхазии: в устье реки Геги при впадении в реку Бзыбь местечко Жоэквара близ Гагры на хребте Арабика, ущелье Цихерви, река Хипста.

Крокус — он же шафран. Род многолетних трав семейства касатиковых. Очень красивый цветок. Отдельные виды крокусов являются кавказскими эндэмиками. Некоторые виды употребляются в качестве приправы и для краски пищевых продуктов (к кавказским крокусам это не относится.


Второй важной частью краеведческого задания было составление таблицы перевода некоторых географических объектов района похода.

Топонимика

Название

По-балкарски

Перевод

А


Адыл-cу

Адыл Суу

Адыл, видимо, имя собственное. Суу общетюркское слово – “вода”, “ручей”, “река”

Адыр-су

Адыр Суу

“Хребтовая река”. Тюркский термин “адыр” обозначает третичные предгорья., хребет. Современное балкарское адыр – “посуда” здесь вряд ли применимо.

Азау

Азау

  1. Азау – имя собственное, напр, сван. Азав.
  2. От Азыу – “коренной зуб".
  3. «Река, по которой мало ходят»

Айлама

Айламма (айланма)

Букв. “водоворот”

Ачкерья (искаженное Ачкерил) Кол Баши Терсак

Ачкерил Къол Баши Терс Акъ

Ачкерил – имя собственное Къол – “балка”, “ущелье” Баши– “вершина” Терс – “обратный”, “теневой” Акъ – “белый”. Скорее всего – “теневая вершина ущелья Ачкерила”.

Андырчи

Ындырчы

“молотильщик” Ындыр-ток, где молотят зерно

Б


Баксан


Бахсан, Басхан

Этимология неизвестна, вероятно, от имени собственного. Старое кабардинское название реки – Альтуд

Башилъ

Башиль

Этимология неясна

Башкара

Башкара

“черноголовая [вершина”]

Башхаауз

Башха Аууз

“Другое ущелье”

Бечо

Бечо

Сваны понимают название своего селения Бечо как производное от Бъэч – “камень”.

Бжедух

Бжедух

Название представляет собой обычную русскую адаптацию адыгского бжъэдыгъу – “рог похитившие”. Природа названия неизвестна.

Бодорку

Бодуркъу

“пугало”

Букабаши

Букъа Баши

Букъа- имя собственное, баши - “вершина”

Булунгу

Булуннгу

От древнетюркского булун, булунг – излучина, поворот реки

Буульген

Буу Ельген

“Умерший (убитый) олень”, исходя из контура горы

Безенги

Бызыннгы

Возводят к бизники – “наша [земля]”. Место оспаривалось чегемцами и черекцами.

Быллым

Быллым

Вероятно кабардинское былым – “скот, богатство”. Заимствовано из древнетюркского по А.К Шагирову

Бурунташ

Бурунташ

Переводится как «выступающий камень»

Г

Гарабаши

Гара Баши

“нарзанные верховья”

Гарваш

Гарваш

В основе, видимо, сванское гъар – “желоб”, “кулуар”

Гезевцек

Гезе Ывцыкъ

Гезе – значение неясно ыфцыкъ (диалект. от ыфчыкъ) – от осетинского aфцaг- “перевал”

Гестола

Гестола

Значение неясно

Гогутай (Когутай) баши

Гогутай Баши

“Гогутая (имя) вершина”

Гумачи

Гумачи

В основе названия усматривают балк. гуму – “кладовая” и ачи – “горечь”. Вероятно – “солончаки”. Единое мнение отсутствует.

Гюльчи

Гюльцю (Гюльчю)

“цветочное [место]”

Д


Домбай Ульген

Доммай Ельген

“убитый зубр” – от контура горы

Дых-тау

Тых Тау

От первоначального тик тау – “отвесная гора”

Джайлык

Жяйлыкъ

“Летовье”

Джанги-тау

Жянгы Тау

“новая гора” по преданию названа местным балкарцем, впервые поднявшимся на нее.

Джантуган

Жян Туугъан

По имени балкарца охотника погибшего в ущелье

Джилысу

Жылы Су

“теплая вода”

И


Ирик Чат

Ирик Чат

Первая часть данного названия по-видимому составит один ряд с основами гидронимов, объединяемых по общности компонентов: Иртыш, Иргиз, Иркут, Иро, Иркуль, Ирмок, Ермак. Древнетюкское ир может иметь значения “камень”, “солнечная сторона горы” -ик может быть сопоставлено с тюркским гидронимическим термином ык – “река”, “приток”. Мнение о том, что название восходит к балк. “баран-валух” необоснованно, так как не отражает его гидронимической сущности. Кроме того ирик – весьма многозначно в тюркских языках.

По версии Алексеева Ирик переводится как «долина, где свободно паслись бараны»

Иткол

Ит Къол

“собачья балка”

К


Кашкаташ

Къашха Таш

“голый камень” - бараньи лбы обнажившиеся после отступления ледника

Кашхатау

Къашха Тау

“лысая гора”

Кермен

Кермен

От тюркского кермен – “крепость”

Кенделен

Кенделен

Букв. “поперечный”

Кичкидар

Кичгидар, Ичтитар

“внутри теснины”, “внутренняя теснина”

Кулумкол

Кулум Къол

Толкование неясно вторая часть къол – “балка”

Кюкюртлю

Кукуртлу, Кюкюртлю

“серная”, “сернистая”, «ущелье, где добывали серу». Кукурт – сера

Кюндюм, Кюннюм

Кюннюм, Кюллюм

“солнечный, южный [склон]”,

Курмычи, Курмы

Кьурмычи, Къурму Тау

Вероятно от курум – “осыпь”, “россыпь камней”

Катынтау

Къатын Тау

Современное “гора-женщина” и приводимые легенды являются, вероятно, переосмыслением Къаты Тау – “твердая (крепкая, трудная) гора”.

Койавган

Къой Аугъан Аууш

“перевал, через который перешли овцы”

Коргашин, Коргашинлитау

Къоргашинли Тау

“свинцовая гора”

Коштантау

Къоштан Тау

Тау – “гора” по къоштан общего решения нет. Къош может означать в данном случае как “сросшийся, соединенный”, так и “пастбищная стоянка”. Элемент тан с редукцией д -> т может представлять собой балкарский исходный суффикс дан или осетинское “вода”.

Кулак

Къулакъ

“ухо”

Л


Лялвер


Лялвер

Существуют три версии этого сванского названия:

  1. Весной для ускорения таяния снега поля посыпаются землей. Этот процесс называется лилвери.
  2. В мифологии – зимний праздник
  3. Лалвер – личное имя

М

Мингитау

Минги Тау

Вероятно от древнетюркского mongu - “ледник”. Толкование как “тысяча гор” – лингвистически и этимологически туманно.

Мижирги

Мижерги

Значение неясно

Миссес

Миссес

Значение неясно

Н


Накра



Накра

Сван. нак – “ровное место” для горы видимо название вторично

Нуамкуам

Нуам Куан

Значение неясно

С

Сакашиль

Сакъашили

Значение неясно

Салынан

Салыннгъан

“нависшая [гора]”

Сарыкол

Сары Къол

“желтая балка”

Сукан

Суукъан

По мнению многих: “водный проток”, “канал” от древнеиндоевроп. къан – “канал”, “проток”

Суллукол

Суулу Къол

“многоводная балка”

Суарык

Сууарыкъ

“водный канал”, “арык”

Сылтран

Сыртран

Возможно из балк. сырт – “плато”, “возвышенность” и осет. ран – “место”. По другой версии – от осет. сырд – “зверь”.

Т

Ташлы-Тала

Ташлы Тала

“каменистая поляна”

Твибер

Твибер

В основе сванское твиб – “ущелье”

Тегенекли

Тегенекли

“место полное колючих кустарников тегенек

Терскол

Терс Къол

“обратная, теневая балка” - прилегающая к поселку. По другой версии (Алексеева А.А.) – «неправильное ущелье», не имеющее выхода в другое ущелье.

Донгузорун

Тонгъуз Орун

“свиней место”, “поганое место”

Тырныауз

Тырны Аууз

Вероятно от тар аууз “узкая теснина (ущелье)”

Тютю баши

Тютюн Баши

“курящаяся, дымящаяся вершина” - либо по низко летящим облакам, либо сдуваемым снежным флагам

У

Укю

Укку

“сова”

Уллу Ауз

Уллу Аууз

“большое ущелье”

Уллукара

Уллу Къара

“большая черная [гора]”

Уллутау Чана

Уллу Тау Чана

Уллу тау – “великая гора”, чана сопоставляют с балкарским чана – “сани” параллели с якобы сванским цана – “небо” неуместны, так как по-свански “небо” - дец

Уллучиран

Уллу Чыран

“большой ледник” - в русскоязычной литературе – “ледник Безенги”

Ушба

Ушба

  1. Балкарцы возводят это название к юч баш – “три вершины” (Южная, Северная и Хохра Ушба – сван. “Малая Ушба”).
  2. Сваны считают исходным словом шуб – “копье”, перемена местами первых букв – явление достаточно заурядное
  3. Для возведения топонима к сван. “беда”, “несчастье” достаточных оснований нет

Ф

Фытнаргин

Фытнаргъы

Значение неясно

Крумкол

Хрумкъол

“осыпная балка” название вершины – вторично

Хасанхойсюрюльгенауш

Перевал, через который Хасан угнал овец

Ц

Цурунгал

Цурунгал

Значение неясно гал – по-осетински “бык”

Ч


Чат

Чат

“короткое крутое тупиковое ущелье”

Чегем

Чегем

Происхождение гидронима неясно. Разлагают на чек – “граница” (балк.) и кем “река” (индоевр.). В кабардинском – Шэджэм

Чегет

Чегет, Цегет

“Северный, лесистый склон горы”

Черек

Черек

В балк. языке черек – “крупная река”, “поток”. Некоторые тюркологи считают Черек и Терек родственными словами, обозначающими большую реку.

Ш


Шхара

Шхара

Сванск. “полосатая”

Шхельда

Ишхилди

“брусника”

Ю

Юсеньги

Юсеньги

Вероятно от общетюркского озень – “горная речка”, “ручей”. Суффикс –ги стоит в одном ряду с подобными ему в названиях: Гарилги, Ликъарги , Хуралги. Значение последних неясно. Возведение Рототаевым к юй – “дом” и сени – “твой” возможно основано на попытках местных жителей объяснить непонятное для них название.

Список литературы и интернет-источников

1. Алексеев А.А. Эльбрус и его отроги. Москва 2002

2. Рототаев П.С. Краткий словарь горных названий Кабардино-Балкарии. Нальчик 1969

3. Карачаево-Балкарский русский словарь Москва 1989

4. http://www.mountain.ru/useful/dictionaries/2000/slovar.shtml

5. www.wikipedia.ru


Отзывы (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00
Сортировать по: дате рейтингу

Чаткара...

Пройти вершину Чаткара с перевал Джикаугенкез можно было "насквозь", - до перевала Ирик-Чат. Там проход несложный, - мы проходили (статья "Слово об Эльбрусе" на моей авторской). И дальше можно было обойти два хребта со спуском в ущелье Терскол. Или даже пройти дальше полями (без прямого спуска к Баксану) и вдоль "хребтика" до "Приюта-11-ти". Это я отмечаю, как возможные варианты маршрута на этом участке на уровне горной "двойки"...
 

Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2019 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100