Авторы: Авторы: Игорь и Лариса Ширяевы

Притяжение Эльбруса
Продолжение

«Многие попытки покорения Эльбруса заканчивались трагедией или просто провалом, как например, массовое восхождение альпинистов Кабардинской АССР в 1947 году, посвященное 30-летию Октябрьской революции. Руководство республики организовало это восхождение, с целью установить на вершине бюст Сталина и с вершины Эльбруса отправить в базовый лагерь в п. Терскол радиограмму, которую радист базы должен был переправить как поздравительную в Москву. Ориентировочно подъем на вершину планировалось завершить в 15.00 часов. Но группа горовосходителей, попав в буран, сбилась с пути, была вынуждена повернуть назад, утеряла рацию, а тяжелый бюст, весом около 60 кг, была вынуждены припрятать в скалах. Радист базы в п. Терскол, не дождавшись радиограммы от группы в назначенное время, все-таки отправил поздравительную радиограмму в Москву. Спустившихся вниз руководителей группы горовосходителей на следующий день пригласили в органы НКВД и объяснили им их личные перспективы: «или бюст Сталина в ближайшие дни будет стоять на вершине Эльбруса, или....» Пригласив более профессиональных альпинистов и отказавшись от массовости мероприятия в составе небольшой группы, в которую был включен и сотрудник НКВД, они устранили свою спортивную ошибку, приобретавшую «политический» окрас. Найдя и установив бюст на вершине Эльбруса, они спасли тем самым свои жизни. Об этом юбилейном, но неудачном восхождении на страницах одной из республиканских газет в 90-х годах поведал один из участников повторного восхождения». Взято отсюда.

«Дело было в 1994м, на майские. Что меня подвигло на такой "подвиг", в общем-то не сторонника одиночных путешествий-восхождений, вспоминать не хочется.
Какие-то личные проблемы, семейные и т.д. По прошествии времени все кажется достаточно мелким, подтверждая тем самым довольно банальные истины, типа "время лечит", или "дело-то житейское". Точно помню, что никаких мыслей о каких-то спортивных достижениях, о том, чтобы "что-то кому-то доказать" не было. Пусть будет так – захотелось побыть одному и наедине с горами, подумать о том, о сем, о жизни. Заодно посмотреть Эльбрус с другой стороны, и в тишине, и без никого.
Как-то абсолютно случайно к этому времени у меня была уже палатка полутора местная. Где-то я услыхал про однодужные конструкции, решил такую сделать. Тогда мы еще мало покупали, больше сами делали, шили, ковали, точили…» Об одиночном восхождении на Эльбрус читатьЗДЕСЬ.

«2 сентября 2008 года 20-летний слепой липчанин Николай Орлов самостоятельно взошёл на Западную вершину Эльбруса (5642 м) - высшую точку России и Европы. Впервые в истории России Гору почтил своим присутствием полностью незрячий человек (с 3 лет, травматическое повреждение).

В группу из 6 человек (взошли пятеро), входили два полностью незрячих человека - помимо Коли в экспедиции участвовал 54-летний, на тот момент, председатель Липецкого отделения Всероссийского общества слепых Николай Александрович Сарычев, участник войны в Афганистане, подорвавшийся на мине. Лишившись зрения, он потерял ещё и часть лёгкого. Сарычев не дошёл до вершины всего 80 метров по вертикали, не дотянув всего 20 метров до более пологого выхода на вершину. На мой взгляд, как человека находившегося в этот момент вместе с ним, он не смог переступить психологический барьер, не поверив в то, что невозможное - возможно...» Взято отсюда.

И все-таки, Эльбрус не отпускает…

«Клянусь Аллахом, если б я родился
Не в нынешнем, а в прошлом веке,
Паломником, пошел бы и молился
Я лишь тебе, не думая о Мекке».