Руководитель: Ю.Федосеев, Москва

Отчет о горном походе 3 к.с. по Киргизскому хребту летом 2010. 2/2.

Продолжение. Часть 1 здесь

Выводы и рекомендации

Долина р. Топ-Карагай славится своими осыпями! Восхождение на пик Ак-Тоо, попытка прохождения пер. Симонова и дальнейший спуск по долине к р. Ала-Арча оставили неизгладимые воспоминания. Удовольствия от нескончаемой живой осыпи весьма сомнительны, а другие развлечения там найти слишком тяжело. Одним словом, лучше долину проходить быстро, не задерживаясь.

2.5 Спуск по долине рек Топ-Карагай и Ала-Арча

Под конечной мореной ледника Топ-Карагай по камням переходим р. Топ-Карагай на левый берег (ниже переправа невозможна). Переправившись, начинаем спуск вдоль реки по травянисто-осыпному склону. Тропы нет. Постепенно забираем наверх (спуск вдоль реки невозможен – скальные прижимы). Пройдя бараньи лбы (спуск по травянистым полкам), спускаемся к реке. Вскоре появляется тропа, которая выводит к мосту через р. Ала-Арча (чуть выше впадения в нее р. Топ-Карагай). Далее по дороге по левому берегу р.Ала-Арча спускаемся в альплагерь (перед лагерем по мосту переходим на правый берег реки). Гостиница и кафе находятся в северной части лагеря.

График движения

Путь от конечной морены л.Топ-Карагай до р.Ала-Арча 3 ч 10 мин

Путь от слияния рек Топ-Карагай и Ала-Арча до альплагеря 1 ч 30 мин

Всего: 4 ч 40 мин

Выводы и рекомендации

Из-за плохой погоды (дождь) много времени ушло на спуск с бараньих лбов и движения по осыпям. В хороших условиях этот участок проходится быстрее.

3.Выводы и рекомендации

3.1 Выводы

Пройден горный маршрут 3 категории сложности. Уровень подготовки группы соответствовал уровню сложности препятствий. Планирование было вполне адекватным условиям района, но необычно плохая для этого лета погода и травма участника не позволила нам сделать всего запланированного. Материальное обеспечение соответствовало задачам похода. Финансовые затраты соответствовали зарезервированным средствам.

3.2 Рекомендации

Район интересен не столько своей красотой, сколько техническим разнообразием. Множество перевалов и вершин любой категории сложности. На многие перевалы есть свежие описания.

Из природных достопримечательностей нам особенно понравилась долина Иссык-Аты. Долина Топ-Карагай – напротив. Слишком много осыпей, сильно утомляет.

Поразил очень сильный перепад высот на Киргизском хребте. На Кавказе и Заалийском Алатау такого нет. Дневные наборы и сбросы высот иногда вынужденно превышали километр. Без грамотно подобранного снаряжения и раскладки такие наборы дались бы нелегко.

Следует быть осторожнее при питании в киргизских кафе. Обстановка там антисанитарная. После дневки на курорте Иссык-Ата два участника получили легкое отравление.

Вообще район с точки зрения санитарии очень грязный. Даже самые маленькие царапины моментально начинают гноиться. Различных антисептиков в этот поход мы брали больше, чем обычно – израсходовали все.

Удачно окончание маршрута в альплагере Ала-Арча. Там можно за небольшие деньги переночевать в гостинице и сходить в сауну, в общем привести себя в порядок (Иссык-Ата и Теплый Ключ такой возможности не дают). Отмечу, что ни на одном из курортов нет пунктов обмена валют, а рубли не принимаю – деньги надо менять заранее.

После похода очень приятно отдохнуть на Иссык-Куле.

Опасения связанные со сложной политической обстановкой, к счастью, оказались напрасными.

4.Приложения

4.1. Материальное обеспечение

Снаряжение, раскладка, аптечка не были оригинальными, поэтому мы приводим данные по материальному обеспечению выборочно.

Для приготовления пищи мы уже несколько лет используем мультитопливные горелки PrimusMultifuelв сочетании с экраном из титановой фольги. Бензин закупали на месте. В течение похода горелки пришлось чистить два раза. Готовим в алюминиевых кастрюлях.

В целях экономии веса полностью отказались от тушенки и использовали сублимированное мясо и рыбу. В целях экономии времени утренних сборов, при приготовлении завтрака использовали быстро разваривающиеся хлопья.

Очень рекомендуем сухой изотонический напиток, он прекрасно утоляет жажду, в отличие от горной деминерализованной воды. На чел/день 10-15 г. Подобные продукты продаются в магазинах спортивного питания.

Перечень личного специального снаряжения

Наименование

Кол-во

Страховочная система с блокировкой и самостраховкой

Каска с самостраховкой

2 шт

Лопата лавинная

4.2 Фотоматериалы

В отчете использованы фотоматериалы К.Бычкова, А.Матвеева, О.Новожилова и Ю.Федосеева

Ф.1.1 Слияние рек Салык и Аламедин.

Ф.1.2 Мост через р.Салык

Ф.1.3. Ночевка у р.Салык.

Ф.1.4. Долина р.Салык, вид с морены.

Ф.1.5. Тропа у коша на р.Салык.

Ф.1.6 Подъем на первую ступень морены л.Салык

Ф.1.7. Подъем по конгломератному склону на первую ступень морены л.Салык

Ф.1.8. Озеро (морена л.Салык).

Ф.1.9. Язык ледника Салык.

Ф.1.10 Место выхода на плато пред пер.Искра Ц.

Ф.1.11. Слияние ледников З. и В Салык

Ф.1.12 Осыпной склон перед выходом на плато перед пер.Искра Ц.(с лед. В.Салык).

Ф.1.13 Северная, центральная и южныя седловины пер. Искра Ц. (вид с запада)

Ф.1.14 Седловина пер.ИскраЦ. (вид с запада).

Ф.1.15 спуск с седловины пер.Искра Ц. на скальную полку

Ф.1.16. Восточный склон пер. Искра Ц.

Ф.1.17 Центральная седловина пер. Искара Ц

Ф.1.18 Южная седловина пер.Искра Ц.

Ф.1.19 Язык ледника Иверновой

Ф.1.20 Долина Иссык-Ата (мост выше камня Джарташ).

Ф.1.21 Курорт Иссык-Ата

Ф.2.1. Место брода через р.Аламедин.

Ф.2.2. Навесная переправа через р.Аламедин (Березовая Роща).

Ф.2.3 Брод через р.Алтынтор.

Ф.2.4. Язык ледников Топ-Карагай В (Приток) и Кара-Тоо (Маяковского).

Ф.2.5. Подъем по «бараньим лбам».

Ф.2.6. Место выхода на ледник Топ-Карагай В.

Ф.2.7 Зона разломов л.Топ-Карагай В.

Ф.2.8 Выход в цирк пер.Инструментальщик

Ф.2.9 Разлом перед пер.Инструментальщик (с востока).

Ф.2.10 пер. Инструментальщик (с востока).

Ф.2.11 Перевальный взлет пер.Инструментальщик (с востока).

Ф.2.12 Седловина пер.Инструментальщик.

Ф.2.13 пер.Инструментальщик (с запада).

Ф.2.14 пер.Инструментальщик (с запада)

Ф.2.15 Морена лед.Топ-Карагай.

Ф.3.1 Осыпной склон в начале подъема на пик Ак-Тоо.

Ф.3.2. Ледовый и осыпной кулуары перед перевалом Теке-Тор.Ю.

Ф.3.3 Подъем по ледовому склону пика Ак-Тоо.

Ф.3.4 Пер.Теке-Тор Ю. со склона пика Ак-Тоо

Ф.3.5 пик Ак-Тоо (выход из ледового кулуара).

Ф.3.6 пик Ак-Тоо.

Ф.3.7 пик Ак-Тоо.

Ф.4.1 Ложный кулуар при подъеме на пер.Симонова

Ф.4.2 Ложный кулуар при подъеме на пер.Симонова.

Ф.4.3 Характерный скальный останец в начале подъема на пер.Симонова.

Ф.4.4. Начало подъема на пер.Симонова.

4.4.Картографический материал.

Схема 1. Схема района проведения похода. М 1:50000 Р.Аламедин, лед.Салык.

Схема 2. Схема района проведения похода. М 1:50000 пер. Искра Ц., р.Иссык-Ата

Схема 3. Схема района проведения похода. М 1:50000 лед.Приток, пер.Инструментальщик, лед.Топ-Карагай.

Схема 4. Схема района проведения похода. М 1:50000 пикАк-Тоо, пер.Симонова.

Схема 5. Схема района проведения похода. М 1:50000 Альплагерь Ала-Арча.

5. Список литературы:

1. http://tlib.ru/ - библиотека отчетов МГТЦК.
  2. http://mountain.ru/ - отчеты о районе. Форум, где можно получить ответы на интересующие вопросы.
  3. www.tourism.ru – библиотека отчетов по туризму.
  4. http://bb.ct.kz/ - Казахстанский форум «Центр тяжести». В разделе «Горный туризм, альпинизм и скалолазанье» можно получить свежую информацию о районе от альпинистов Алма-Аты.
  5. http://diesel.elcat.kg/ - Киргизский форум «Дизель». В разделе «Альпинизм, Скалолазание, Туризм» можно пообщаться с туристами и альпинистами Киргизии.