Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Руководитель: Ю.Федосеев, Москва

Отчет о горном походе 3 к.с. по Киргизскому хребту летом 2010. 1/2.

ФЕДЕРАЦИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА – ОБЪЕДИНЕНИЕ ТУРИСТОВ МОСКВЫ
КЛУБ АКТИВНОГО ТУРИЗМА И ОТДЫХА

ОТЧЁТ

О горном туристском походе

3 категории сложности по Северному Тянь-Шаню (Киргизский хребет),

совершённом с 23.07.10 по 10.08.10г.

Маршрутная книжка №-1/3-307

Руководитель группы Федосеев Ю.В.

Тел. 8-926-312-76-66

E-mail: Fedoseev_ju@list.ru

Москва 2010 г.

1.Справочные сведения.

1.1 Справочные сведения о маршруте.

Вид туризма: горный

Район: Северный Тянь-Шань (Киргизский хребет)

Категория сложности: третья

Количество участников: семь

Сроки проведения: 23.07.10-10.08.10

Продолжительность: 19 дней

Протяженность: 121 км

Маршрут: г. Бишкек - б.о."Теплый Ключ"- р.Аламедин - р.Салык - пер.Искра Ц.(2А,4150) - лед.Ивероновой (Искра) - р.Иссык-Ата - курорт Иссык-Ата - т.б.Теплый Ключ – слияние рек Аламедин и Алтынтор - р.Алтынтор - язык лед.Топ-Карагай В. (Приток) - пер.Инструментальщик (2А, 4300) - лед.Топ-Карагай - радиально пик Ак-Тоо (2А, 4612) - попытка прохождения пер.Симонова (1Б, 3800) - Долина р. Топ-Карагай - альплагерь Ала-Арча - г. Бишкек.

Всего категорийных препятствий: 3

Пройдено категорийных перевалов: 2

из них: 2А — 2

Совершено восхождений: 1

из них: 2А — 1


1.2 Сведения о группе.

№ п/п

ФИО

Год рожд.

Опыт

1

Федосеев Юрий Владимирович

1984

3ГР - С.Тянь-Шань,

5ГУ - Ц.Кавказ,

2

Бычков Кирилл Сергеевич

1984

2*2ГУ - Ц.Кавказ,

3ПУ-Прип. Урал (1Б)

3

Качалов Дмитрий Александрович

1970

2ГУ-Зап. Кавказ,

4

Матвеев Александр Николаевич

1986

2ГУ - Зап.Кавказ

5

Новожилов Олег Викторович*

1984

2ГУ - З.Кавказ,

З.и В. Эльбрус (2Б)

6

Попова Ксения Сергеевна

1987

2ГУ- З.Кавказ,

значок Альп.России (1Б, Ц.Кавказ)

7

Федосеева Евгения Николаевна

1984

4ГУ - Ц.Кавказ,

1ГР - Зап.Кавказ,

*Участвовал только в первой части маршрута.

1.3 График движения.

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Км

погода

23.07.10

1

г. Бишкек - б.о. "Теплый Ключ"

2,5

Дождь

24.07.10

2

р. Аламедин - р. Салык

8,5

Ясно

25.07.10

3

язык лед. Салык

6

Ясно

26.07.10

4

пер. Искра Ц. (2А,4150) - лед. Ивероновой (Искра)

6,5

Ясно

27.07.10

5

морена лед. Ивероновой

1

Ясно

28.07.10

6

язык лед. Ивероновой

3

Вечером дождь

29.07.10

7

р. Иссык-Ата

5

Дождь

30.07.10

8

курорт Иссык-Ата

22,5

Дождь

31.07.10

9

Дневка

Ясно

01.08.10

10

т.б. Теплый Ключ – слияние рек Аламедин и Алтынтор

17

Пасмурно

02.08.10

11

пререправа через р. Аламедин

4

Пасмурно

03.08.10

12

р. Алтынтор - язык лед. Топ-Карагай В. (Приток)

6

Пасмурно

04.08.10

13

подход под пер. Инструментальщик.

3,5

Снег, пурга

05.08.10

14

пер. Инструментальщик (2А, 4300) - лед. Топ-Карагай

10

Пасмурно, снег

06.08.10

15

радиально пик Ак-Тоо с юго-запада (2А, 4612)

4,5 (9)

Ясно, во второй половине дня снег

07.08.10

16

попытка прохождения пер. Симонова (1Б, 3800)

3

Пасмурно

08.08.10

17

Долина р. Топ-Карагай

2,5

Дождь

09.08.10

18

альплагерь Ала-Арча

12,5

Ясно

10.08.10

19

Ала-Арча – г. Бишкек

Ясно

Итого, активными способами передвижения: 121 км

1.4 Заявленный график

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Км

23.07.10

г. Бишкек - б.о. "Теплый Ключ"

-

24.07.10

1

р. Аламедин - р. Салык

6

25.07.10

2

язык лед. Салык

8

26.07.10

3

пер. Искра Ц. (2А,4150) - лед. Ивероновой (Искра)

7

27.07.10

4

р. Иссык-Ата

7

28.07.10

5

Ледник Петросянца II

10

29.07.10

6

пер. Иссык-Ата Юж. (2А, 4100)

6

30.07.10

7

пер. Универсиада (1Б, 3900) - пер. Аламедин Вост (1А, 4052)

8

31.07.10

8

рад. пер. Лесгафта (2А, 4100) - вер. Иссык-Ата (2А, 4450)

3(6)

01.08.10

9

р. Ашутор - р. Аламедин

17

02.08.10

10

Резервный день

03.08.10

11

Дневка (заброска в т.б. Теплый Ключ)

9(18)

04.08.10

12

р. Алтынтор - лед. Топ-Карагай В.

13

05.08.10

13

пер. Инструментальщик (2А, 4300) - лед. Топ-Карагай

8

06.08.10

14

радиально пик Ак-Тоо с юго-запада (2Аальп, 4612)

4(8)

07.08.10

15

пер. Симонова (2А, 3800)

3

08.08.10

16

пер. Теке-Тор (2А, 3900) - лед. Ак-Сай - хиж. Рацека.

2

09.08.10

17

рад. вершина Корона 2-я башня (2А, 4860)

5

10.08.10

18

Резервный день

11.08.10

19

Ала-Арча - Бишкек

20

И т о г о, активными способами передвижения: 132 км

1.5 Причины расхождений заявленного и пройденного маршрута.

1. При спуске с перевала Искра Центральный один из участников повредил ногу (потянул связки). В результате спуск занял 3 дня. Первое кольцо мы пройти не успевали, было принято решение на машине переехать из курорта Иссык-Ата в Теплые ключи, и сразу выходить на второе кольцо. Тем самым мы не только наверстали упущенное время, но и обеспечили сопровождение участника до Бишкека (травмпункт и аэропорт).

2. На второй части маршрута нам фатально не везло с погодой. Сутки были потеряны при переправе через р. Аламедин, прохождение перевала Инструментальщик и восхождение на пик Ак-Тоо заняли больше запланированного времени и отняли много сил. А начало подъема на перевал Симонова нам просто не удалось найти. В результате из-за недостатка времени пришлось по долине р.Топ-Карагай сразу выходить в альплагерь Ала-Арча.

1.6 Заезды, заброски, отъезд, проживание.

На Киргизский хребет удобнее всего заезжать через Бишкек.

1. Ежедневно из Москвы в Бишкек прибывает поезд. Это дешево, но занимает 4 суток.

Можно лететь самолетом. В Бишкек ежедневно летают самолеты нескольких авиакомпаний. Мы воспользовались услугами компании Аэрофлот. Билеты в оба конца стоили 14000р. (брались за 6 месяцев). Норма провоза багажа 20 кг (у киргизских перевозчиков норма 25 кг, при той же цене на билет, но продажа билетов начинается за два месяца до отлета). Самолет летает 2 раза в сутки. В нашем случае отлет из Москвы в 8.20, прилет в Бишкек в 14.25. Обратно 15.45 и 18.15 соответственно.

2. В горы из Бишкека ходит городской транспорт (маршрутное такси). Однако большинство маршрутов идут с пересадкой в г. Кант.

В настоящее время на территории Киргизии работают туристические фирмы, профессионально занимающиеся обслуживанием спортивных туристских групп. Эти фирмы оказывают услуги по вывозу групп на начальные точки маршрутов (в частности, в точки, на которые нет регулярного транспортного сообщения). Мы пользовались услугами фирмы «Достук-Треккинг». Они же организовали нашу встречу в аэропорту и доставили группу в горы. После похода забрали из лагеря Ала-Арча и отвезли на Иссык-Куль. Позволили оставить личные вещи в офисе фирмы (чистую одежду до похода, и рюкзаки после). Весьма четкая работа при доступных ценах за услуги (турфирма «Достук-Треккинг», 720005, Бишкек, 18-линия, дом 42-1, тел. +996 (312) 545455 427471 540237 e-mail: dostuck@saimanet.kg, dostuck@elcat.kg, директор - Щетников Николай Николаевич).

Машина из аэропорта Манас до санатория Теплый Ключ стоила 65 евро (фирма предпочла работать в этой валюте, деньги меняли на месте).

1.7. Наличие мобильной связи

В Бишкеке была куплена симкарта компании Биллайн. Мобильная связь есть в санатории Теплый Ключ, Иссык-Ата и альплагере Ала-Арча (сигнал стабильный). Выше по ущельям связи нет.

1.8 Регистрация на территории Казахстана и Киргизии.

Во время нашего путешествия гражданам России регистрация была не нужна (срок пребывания до 90 суток). Загранпаспорт также не нужен. Но при выезде из Киргизии требуют въездные билеты (посадочный талон).

1.9 Страховка.

На время похода была оформлена групповая страховка в компании «Росно». Стоимость составила 190 р с человека. Страховая сумма 30000 $. Страховка не пригодилась.

1.10. Политическая обстановка.

После революции, произошедшей весной 2010 года, большинство групп отказалось от походов по территории Киргизии. У нас на тот момент билеты были куплены, да и заезды в район в нашем случае быстрые – решили рискнуть.

В тех местах, где были мы, ситуация спокойная.

В ущельях все тихо, только пастухи обсуждают итоги революции. Туристов и альпинистов нет. За весь поход встретили только одну туристскую группу из Екатеринбурга. В Ала-Арче из отдыхающих только местные.

В Бишкеке не видно никаких следов погрома. Все магазины работают, цены не менялись. С обменом валют проблем также не возникало. Гуляли по вечернему Бишкеку – спокойно, очень много русских. Город живет своей жизнью.

На Иссык-Куле цены по сравнению с прошлым годом существенно упали. Отдыхающих мало, местное население встречало туристов (особенно русских) очень радушно.

Не известно, какая ситуация будет на следующий год, но сейчас проводить походы на Киргизском хребте абсолютно безопасно.


2.Техническое описание маршрута.

В тексте термины «правый» и «левый» употребляются только в орографическом смысле, если это специально не оговаривается.

2.1 Перевал Искра Цетр. (2А, 4150)

1

Район, хребет:

С. Тянь-Шань, Киргизский хребет.

2

Индекс перевала: (по перечню)

1.5.28

3

Категория трудности:

4

Характер :

Снежно-ледовый

5

Высота перевала:

4150 м

6

Местоположение:

Северный отрог Киргизского хр.

7

Соединяемые ледники, долины:

лед. Искра Ц. (лед. Иверновой) (басен р. Исык-Ата) и лед. Салык Восточный (С. Рериха).

8

Ориентация перевальных склонов:

Запад-восток

9

Количество точек страховки:

5

10

Требуемое снаряжение:

Горные ботинки, ледорубы, кошки, системы, каски, карабины, веревка, ледобуры.

11

Период времени:

Июль

12

Особые замечания:

Описание дается от санатория Теплый Ключ до курорта Иссык-Ата

1 день.

Из Бишкека до Теплых ключей уехали, заранее заказав микроавтобус. Нас завезли на территорию самого курорта (по отчетам, раньше за въезд на курорт приходилось платить, сейчас никакой охраны нет, и плату, соответственно, не берут). Дорога заканчивается автостоянкой. Здесь и начинается пешая часть маршрута.

До Теплых ключей доехали к 19-00.

До темноты по тропе вышли с территории курорта, спустились к берегу р. Аламедин, где и встали на ночевку (стоянки, костровища, вода из реки - мутная). Время 21.00.

2 день.

Выход в 8.30. Продолжаем движение по правому берегу р. Аламедин (хорошая тропа). Два раза по камням переходим притоки (первый без названия, второй – Ачикташ) и в 10.45 выходим к р. Салык (на слиянии рек Салык и Аламедин выпасы, стоят пастухи) (Ф.1.1.).

Часть группы уходит делать заброску к Березовой роще. Переправа через р. Салык по мосту (очень неприятный скользкий мост, нужно быть аккуратнее, Ф.1.2), по правому берегу р. Аламедин до Березовой рощи идет тропа. До самой рощи заброску нести не стали, ушли из зоны видимости пастухов и спрятали в лесной зоне.

После возвращения продолжаем движение по правому берегу р. Салык (выход в 15.00, тропа).

На ночевку встали на травянистых площадках, не доходя коша (не хотелось соседствовать с пастухами), воду набирали в р. Салык. Время 16.30, 2285м Ф.1.3.

3 день.

Выход в 6.50. Продолжаем движение по тропе Ф.1.4, 1.5. Миновав избушку, пристроенную к большому камню, переходим на левый берег реки (в месте, где река выходит из морены, далее воды нет) и поднимаемся на морену. Тропа пропадает, движемся по средней осыпи (8.30).

Поднимаемся на первую ступень морены Ф.1.6, 1.7 (неприятный конгломератный склон до 45°, поднимаемся «в лоб» прыгая по крупным камням как по ступеням двигаться плотной группой возможности нет, поэтому увеличиваем расстояние между участниками, каждый идет своим путем (оптимальной линии движения нет, каски). Преодолев склон, выходим на плато, отдыхаем. Далее, преодолев несколько моренных гряд, выходим к озеру (теряющаяся тропа, туры) Ф.1.8. До озера воды нет. Время 13.30, обедаем.

16.00. Продолжаем движение в сторону ледника Салык (средняя осыпь, тропы нет, но попадаются туры).

Встали на ночевку перед ледником на ровных площадках на разливе реки, вытекающей из под ледника Ф.1.9. Время 17.30, 3293м.

4 день.

Выход в 6.30. Сразу выходим на язык ледника Салык (выход на ледник трудности не представляет). Движемся по леднику (ледник открытый, пологий, кошки одевать не стали). С ледника уходим на морену. Пересекаем ее, и начинаем подъем по живой осыпи и снежникам (3 перетекающих друг в друга снежника, до 35º, 400 м) (Ф.1.10, 1.11). По снежникам выходим на верхнее плато (закрытый ледник, связки) (Ф.1.12). Отсюда уже виден перевал. Время 11.30.

Перевал имеет 3 седловины: северную, центральную и южную (Ф.1.13). В библиотеке есть описания прохождения всех седловин. Мы решаем идти северную (ее описания были самыми свежими, и направление прохождения предыдущих групп совпадало с нашим).

По плато 300–400м доходим до снежного гребня, ведущего на перевал, перепад по высоте около 100 м (Ф.1.14). По нему выход на седловину (последние метры гребня ледовые, необходимы кошки). Время 13.00.

Седловина узкая, сильно продувается, палатку поставить негде. Тур не нашли.

Путь спуска, описанный в отчетах, нам не понравился (слишком крутой и продолжительный ледовый склон, прохождение потребовало бы слишком много времени). В результате по скальной полке уходим на право (по ходу движения Ф.1.15) и выходим на снежный склон (15–20°) чуть ниже центральной седловины. Начинаем движение в связках, однако постепенно крутизна склона увеличивается и снега становиться меньше. Начинаем вешать перила (Ф.1.16). Всего было провешено 5 веревок (50 м): 3 по льду (станции на ледобурах, сдергивали самовывертом), 2 по снегу (станции на ледорубах, последний уходил с нижней страховкой). На 4 веревке бергшрунд (сложности не представляет: ширина менее метра, засыпан снегом) (Ф.1.17, 1.18). Далее выходим на открытый ледник, на котором и встаем на ночевку (вода в небольшом озере в ледовой мульде). Время 21.00.

5, 6, 7 день.

При спуске с перевала один из участников повредил ногу (как потом выяснилось, потянул связку), поэтому решаем перенести лагерь на боковую (левую) морену ледника Иверновой и день отдохнуть, в надежде, что травма пройдет. За день состояние не изменилось, и было принято решение продолжить спуск в долину р. Иссык-Ата. В начале по леднику (пологий, открытый), ночевали под языком ледника (ровные площадки, последнее место, где есть вода) (Ф.1.19). Далее спуск по моренным валам до первого (чистого) озера (разлив реки Иссык-Ата). На протяжении всего спуска воды нет, по началу двигались придерживаясь левой части долины, непосредственный спуск к озеру по правой части морены (центральная часть моренного выноса обрывается крутой конгломератной стеной (до 40°), обходим ее справа по травянистому склону, до 25°).

Далее по левому берегу по тропе спускаемся до курорта Иссык-Ата (все притоки переходятся по камням, у камня «Джарташ» и перед курортом стоят коши пастухов Ф.1.20,1.21).

График движения:

Путь от Теплых ключей до р.Салык 2 ч 15 мин

Путь вдоль р. Саплык до морены 2 ч 10 мин

Подъем по морене до озера 3 ч 50 мин

Путь до языка л.Салык З. 1 ч 00 мин

Путь по леднику до морены 1 ч 50 мин

Подъем по морене и выход на плато 2 ч 00 мин

Подход по плато под перевальный взлет 1 ч 00 мин

Выход на перевал 30 мин

Спуск с перевала до пологой части ледника 5 ч 00 мин

Всего: от санатрия Теплый Ключ до пологой части ледника Искра Ц. (путь без заброски) 19 ч 35 мин

Выводы и рекомендации

Техническая сложность перевала соответствует заявленной 2А, а вот протяженность определяющего участка несколько больше. Пять полноценных веревок для 2А – это много. Перевал имеет три седловины (северную, центральную и южную), имеются описания прохождения всех седловин. Все авторы оценивают перевал как 2А и дают адекватные описания, но вот оптимальный путь прохождения не указывают. Истинным перевалом, видимо, является южная седловина. Она имеет наименьшую высоту и наиболее пологие склоны (больше снега, больше ходится ногами). Трудность восточного склона южной седловины заключается в преодолении 2-х открытых бергшрундов. Северная седловина наиболее крутая, снег только в нижней части. С перевала ледник обрывается 70° стеной, конец первой веревки – ледовое зеркало около 40°. Уйдя с северной седловины на центральную, мы этот участок обошли.

В целом, перевал соответствует 2А категории трудности, но мы не рекомендуем его прохождение во время акклиматизации в походах 3 к.с., (для групп, у которых это первая 2А). Слишком большая протяженность перевала требует быстрой и слаженной работы.

2.2 Перевал Инструментальщик (2А, 4300 м)

1

Район, хребет:

С. Тянь-Шань, Киргизский хребет.

2

Индекс перевала: (по перечню)

1.4.19

3

Категория трудности:

4

Характер :

Снежно-ледовый

5

Высота перевала (м):

4300

6

Местоположение:

Северный отрог Киргизского хр.

7

Соединяемые ледники, долины:

ледн. Приток (р. Алтын-Тор) и ледн. Топ-Карагай (р. Ала-Арча).

8

Ориентация перевальных склонов:

В-З

9

Количество точек страховки:

5

10

Требуемое снаряжение:

Горные ботинки, ледорубы, кошки, системы, каски, карабины, веревка, расходные петли, ледобуры.

11

Период времени:

Август

12

Особые замечания:

Описание дается от слияния рек Аламедин и Алтынтор до языка ледника Топ-Карагай

11 день. По плану в этот день была переправа через р. Аламедин, и подъем по долине р. Алтынтор. По отчетам с переправой ни у кого проблем не возникало. В нашем случае, уровень воды был очень высок. Даже в 6.00 утра, мы не решились бродить стенкой. Пришлось тянуть навесную переправу.

2 участника были отправлены вверх по долине, где стенкой перешли р. Аламедин (примерно в трех километрах выше слияния рек Аламедин и Алтынтор), и спустились по противоположному берегу (тропы на левом берегу р. Аламедин нет, обход занял 3 часа) (Ф.2.1).

Далее ими была переброшена веревка, мы натянули навесную переправу (на двух березах). Вещи и участники были благополучно переправлены (Ф.2.2).

Переправа через р. Алтынтор трудностей не представляла (7 м, 0,3 м, переправа стенкой) (Ф.2.3).

12 день. После переправы через р. Алтынтор движемся по тропе по ее левому берегу. Пройдя конгломератный склон (траверс ок.100м, до 30°), тропа выводит в широкую долину и пропадает. Движемся по долине вдоль реки (река делиться на множество рукавов, периодически по камням их переходим, двигаться по одному берегу возможности нет). Путь от переправы до разливов занял 1 час 30 мин.

Поток заворачивает в сторону л. Топ-Карагай В. (Приток), продолжаем движение по правому берегу потока (последние ровные площадки, где можно встать – у характерного большого камня в месте поворота реки). Постепенно выходим на травянистый гребень (старая морена), который выводит к языку ледника (Ф.2.4, 2.5). На гребне иногда попадаются места под палатки. Ночуем в снежной мульде под языком ледника (в жаркое лето снежника может и не быть, тогда встать там негде). Подъем по гребню занял 4 часа.

13 день. Выход в 6.30. Выйдя на ледник (трудностей не представляет Ф.2.6), идем вдоль его правого борта. С лева по ходу движения из кулуаров сыпятся камни (движение по одному). Преодолеваем зону разломов (относительно трудным был только один участок, 15 м, до 45°, попеременная страховка ф.2.7) и выходим на пологую часть ледника (ледник становится закрытым). Выход занял 1 час.

Преодолеваем следующую ступень (обходим ледопад справа по ходу движения Ф.2.8) и выходим в верхний цирк перевала (отсюда уже виден наш перевал Ф.2.9). По снежному мосту переходим большой характерный разлом, и в цирке перевала встаем на ночевку (в снежный год место может быть лавиноопасным, тогда следует становиться ниже, до характерного разлома). Сделали 4 ходки по 35 мин.

14 день. Выход в 7.00. Непосредственно подъем на перевал начинаем с траверса снежного склона (до 25°) (Ф.2.10), выходя на скальный гребень, в начало снежного кулуара ведущего на перевал (на скалах удобно привалиться).

Далее подъем по кулуару (лед, 150 м, 15–25°) (Ф.2.11). К концу перевала крутизна увеличивается до 35°, снега становится мало. Последние 30 м провешиваем перила (обе станции на ледобурах) (Ф.2.12). Непосредственный выход на седловину – снежный наддув (3 м, 60°), обходим справа. Выходим на северный край седловины.

Подъем на перевал занял 3 часа (грязное время).

Сама седловина – узкий снежный гребень, тур на скалах в южной части седловины.

Уходим в южную часть седловины (траверс карниза ниже предполагаемой линии отрыва, 10 м, трудностей не представляет) и оттуда начинаем спуск.

Спуск с перевала по снежному склону (до 35°). Снега мало, провесили 2 веревки перил (первая с расходной петли на скалах, вторая на ледобурах, последний уходит с нижней страховкой). Далее одновременное движение в связках. Через 50 м – бергшрунд, переходим с попеременной страховкой (засыпан снегом, трудностей не представляет). После бершрунда склон выполаживается. Выходим на пологий закрытый ледник Топ-Карагай. Спуск занял 1 час 30 мин (Ф.2.13.,2.14).

Далее движемся по центру ледника (становится открытым). Спускаемся с языка ледника на морену, к небольшому озеру. Переходим на правобережную морену и движемся по карману этой морены (тропы нет, иногда попадаются туры) (Ф.2.15). Встаем на ночевку в кармане морены (небольшой выход воды из камней, площадки под две палатки).

График движения:

Подъем вдоль реки Алтынтор до травянистой морены. 2 ч 30 мин

Подъем по травянистой морене до языка ледника Приток 3 ч 00 мин

Выход в перевальный цирк 3 ч 20 мин

Преодоление перевального взлета (грязное время) 3 ч 00 мин

Спуск на пологую часть ледника Топ-Карагай 1 ч 30 мин

Путь до языка ледника 1 ч 15 мин

Всего: 14 ч 35 мин

Выводы и рекомендации

Прохождение перевала оставило самые приятные ощущения. Интересный, технически насыщенный перевал. Иногда этот перевал проходят через южную (скальную) седловину, но рациональность такого пути сомнительна. Выбранный нами вариант логичен и абсолютно безопасен.

2.3 Пик Ак-Тоо (2Аальп, 4612) с юго-запада

1

Район, хребет:

С. Тянь-Шань, Киргизский хребет.

2

Категория трудности:

3

Характер :

снежно-ледовый

4

Высота:

4612

5

Местоположение:

расположен в Аксайской подкове, между в. Текетор (4441 м) и в. Свободная Корея (4740 м).

6

Количество точек страховки:

6

7

Требуемое снаряжение:

Горные ботинки, ледорубы, кошки, системы, каски, карабины, ледобуры, веревка

8

Период времени:

Август

9

Особые замечания:

Спуск по пути подъема

В некоторых отчетах пик называют Актор.

Выход в 9.00. Начало подъема – широкий осыпной склон (средняя живая осыпь, до 30°) (Ф.3.1). Ширина склона более 500 м, промахнуться невозможно. Склон выводит на плато. Отсюда хорошо просматривается путь на перевал Теке-Тор Ю. и вершину.

Подъем на пер. Теке-Тор Ю. (седловина между пиками Текетор и Ак-Тоо) представляет собой несколько параллельных осыпных кулуаров (30–35°). Самый правый (по ходу движения) кулуар залит льдом. Поскольку от осыпей мы уже устали, решили идти по льду (Ф.3.2).

Погода портится, но затраченных сил жалко, решаем продолжить восхождение. Время 13.00.

Кулуар не широкий, снега достаточно для формирования ступеней. Крутизна 15–20°.

За 30 мин кулуар заканчивается, начинается широкий снежно-ледовый склон. Снега мало, начинаем вешать веревки (Ф.3.3). Постепенно крутизна склона увеличивается от 20 (при выходе из кулуара) до 40°. Нами было провешено 5 веревок (по 50 м, все станции на ледобурах).

На саму вершину решили не выходить. По альтиметру оставалось 50–100м, но погода испортилась окончательно (пурга), да и спускаться по темноте не хотелось.

Траверсом (с небольшой потерей высоты) уходим в сторону седловины перевала Теке-Тор Ю. (3 веревки), далее спуск чуть ниже седловины перевала, спуск по осыпному кулуару (живая средняя осыпь до 35°) и далее по пути подъема (спуск занял 4 часа грязного времени). Спуск в лагерь 21.30 (Ф.3.4, 3,5, 3.6, 3,7).

График движения:

Путь от морены л. Топ-Карагай до плато (начало кулуара) 2 ч 30 мин

Прохождение кулуара 30 мин

Прохождение снежно-ледового склона 3 ч 00 мин

Спуск в лагерь (грязное время) 4 ч 00 мин

Всего: 2 ч 40 мин

Выводы и рекомендации

Вершина нами взята не была, но то, что прошли – хватило. Маршрут довольно однообразный. Подходы утомительны (продолжительная живая осыпь, вечно ищешь где склон меньше «едет»). Однообразный снежно-ледовый склон (однообразная техника, одинаковые станции, никакого тактического интереса). А «ломание ног» по живой осыпи на спуске (в сумерках) вообще отвратительно. Видами насладиться нам не позволила погода.

Данный маршрут не стоит затраченных на него сил.

2.4 Перевал Симонова (1Б, 3800 м.).

Попытка прохождения.

1

Район, хребет:

С. Тянь-Шань, Киргизский хребет.

2

Индекс перевала: (по перечню)

1.4.22

3

Категория трудности:

4

Характер :

Скально-осыпной

5

Высота перевала:

3800 м

6

Местоположение:

-

7

Соединяемые ледники, долины:

р.Топ-карагай – р.Теке-тор

8

Ориентация перевальных склонов:

С-Ю

9

Количество точек страховки:

0

10

Требуемое снаряжение:

Горные ботинки, каски

11

Период времени:

Август

12

Особые замечания:

Описания с указанием места начала подъема у нас не было, поэтому решили идти по карте (GPS). Нас не смутило сильное различие имеющихся в наличии хребтовки и топоосновы, а жаль.

Мы нашли осыпной кулуар, располагающийся в нужном нам месте, и начали подъем (средняя осыпь 20–30°) (Ф.4.1). Вскоре он разделился на множество кулуаров, обходящих множество скальных останцев (Ф.4.2.). Продолжая движение по осыпи и скальным полкам, доходим до высоты 3900 м (при заявленной высоте перевала 3800 м). На скальной полке встаем на ночевку, и производим разведку. Выяснили, что на высоте 4200 м осыпь переходит в серьезную скальную стену, подходящего под описание кулуара нет.

Решаем оставить попытки пройти намеченным путем, и на следующий день спускаемся, забирая западнее пути подъема, в надежде найти нужный кулуар. Единого кулуара, спускающегося до р. Топ-Карагай мы не нашли. Переходя из одного кулуара в другой, спускаемся к реке.

На следующий день, спускаясь вдоль реки Топ-Карагай, мы увидели подъем на пер. Симонова в километре ниже по течению (Ф.4.3., 4.4). Указателем начала подъема может служить характерный одиноко стоящий скальный останец. Но при плохой погоде найти его почти невозможно.


Рис.1. Маршрут движения группа и истинное расположение пер.Симонова (отмечено синим крестом).

Продолжение >>>>>>>>


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100