Руководитель: А.Карминский, Ростов-на-Дону

Отчет о горном походе 4 к.с. по З.Кавказу летом 2010 г. Часть 2

Продолжение. Начало ЗДЕСЬ

3.3.7. Перевал 300 лет Российскому флоту – в. Гл. Гвандра

К. с. 2Б. В [1] данная связка отсутствует. Перевал 300 лет Российскому флотув [1] оценивается 2Б*. Высота 3984м (в. Гвандра). Ведет из ущ. р. З. Кичкинекол на л. Морды. Описание дается от слияния рек Гондарай и Индрюкой до слияния рек Морды и Кичкинекол (р. Узункол).

3.08.2010. От слияния рек Гондарай и Индрюкой поднимаемся по ущ. р. Индрюкой по старой размытой тракторной дороге вдоль П. берега. Путь идет по хвойному лесу. Подъем постепенно выполаживается, лес на П. склоне ущелья исчезает. Слева, на склоне, остается кош. Выше коша колея исчезает, идем по тропе. Пройдя 1 час 15 минут от начала подъема, выходим к слиянию рек З. Кичкинекол и Ак-Тебе, образующих р. Индрюкой. Выше слияния переходим по мосту через р. Ак-Тебе и идем по тропе П. берега р. З. Кичкинекол. Лес быстро заканчивается, ущелье становится безлесным (фото 52). Тропа ведет вдоль П. берега реки. Ущелье постепенно поворачивает влево, из-за хребта Ак-Кыштык слева показывается в. Гвандра и ледник, сползающий с вершины в С.-З. направлении (фото 53). Уходим от реки влево на склон и траверсируем в направлении этого ледника. Проходим несколько моренных террас. На самой верхней, под языком ледника в 16-30 ставим лагерь (2 часа 20 минут от моста через р. Ак-Тебе, высота 2810м).

Фото 52 - Ущелье р. З. Кичкинекол.

Фото 53 - Верховья ущ. р. З. Кичкинекол.

Описания перевала у нас нет. Оставшуюся часть дня проводим разведку. Выясняется, что подняться на ледник снизу для нас нереально – ниже конца ледника отвесные заглаженные скалы образуют сплошной пояс (фото 54, 55).

Фото 54 - Вид на хр. Ак-Кыштык со стороны ущ. З. Кичкинекол

Фото 55 - Вид в сторону пер. 300 лет Российскому флоту из ущ. р. З. Кичкинекол

Проходим вдоль склона в направлении Гвандры. Здесь сплошная стена крутых разрушенных скал высотой многие сотни метров. Подъем в принципе возможен, но это явно значительно сложнее, чем 2Б. Остается только один приемлемый вариант – подъем на гребень хр. Ак-Кыштык по одному из кулуаров севернее перевала и траверс гребня до перевала. Здесь следует отметить, что в [2] и других источниках упоминается альпинистский маршрут 1Б, сн.-лд. на Гл. Гвандру с запада («из ущелья Индрюкол», цитирую). Можно с уверенностью сказать, что в наше время ничего похожего на снежную 1Б здесь нет.

4.08.2010. Вышли с ночевки в 7.40. Траверсируем склон хр. Ак-Кыштык влево вверх в направлении второго крупного ск. кулуара, считая от ледника (фото 54). Через 45 минут по тр. склонам с участками скал и осыпей выходим к подножию кулуара. В нижней части кулуар представляет собой крутой ск. желоб с отвесными бортами. Этот участок обходим слева по ходу, по тр. полкам на ск. склоне кулуара. Выбор пути требует предварительной разведки. Метров через 200 кулуар выполаживается. Сходим вправо в кулуар и продолжаем подъем. Средняя крутизна в пределах 30°, скалы прочные, типа «бараньих лбов» (фото 56). Опасности камнепада нет. Постепенно кулуар переходит в ск.-ос. склон (фото 57), который выводит на широкую ос. седловину не гребне отрога Ак-Кыштык, южнее в. Ак-Кыштык (2 часа 30 минут от м. н., фото 58) При необходимости здесь можно заночевать.

Фото 56 - Подъем на хр. Ак-Кыштык. Начало подъема по кулуару

Фото 57 - Верхняя часть подъема по кулуару на хр. Ак-Кыштык

Фото 58 - Вид на хр. Ак-Кыштык со стороны л. Ак-Тебе. Фото 2009 года.

Поворачиваем по гребню вправо, в сторону Гвандры. Поднимаемся по средней осыпи на жандарм в гребне. С жандарма спускаемся дюльфером вправо от гребня (50м) по ск. кулуару крутизной 50-60°, далее траверсируем склон по ск.-ос. полкам и выходим на следующую седловину (около 1 часа от места выхода на гребень). Седловина довольно широкая, есть вода. Поскольку до самой вершины хороших мест для ночлега не предвидится, выравниваем площадки и ставим палатки (14-30, высота 3500м). За оставшуюся часть дня проводим разведку дальнейшего пути и провешиваем имеющиеся у нас веревки (фото 59, 58).

Фото 59 - Вид на хр. Ак-Кыштык со склона Гвандры. А-Б – ср. осыпь, скалы, 30°; Б-В – ск. склон, 50-60°, спуск дюльфером; В-Г – траверс склона по ск.-ос полкам; Г-Д – ср. осыпь, 30°; Д-Е – острый ск. гребень, перила; Е-Ж – ск склон, до 70-80°, спуск дюльфе

Вид на хр. Ак-Кыштык со склона Гвандры. А-Б – ср. осыпь, скалы, 30° Б-В – ск. склон, 50-60°, спуск дюльфером В-Г – траверс склона по ск.-ос полкам Г-Д – ср. осыпь, 30° Д-Е – острый ск. гребень, перила Е-Ж – ск склон, до 70-80°, спуск дюльфером Ж-З – траверс ск.-ос. склона З-И – ск. склон, 50-60°, дюльфер И-К – траверс склона по ос. и ск. полкам.

5.08.2010. Выходим в 7-30. Поднимаемся по средней осыпи и разрушенным скалам на очередной жандарм в гребне. С вершины жандарма идем по острому ск. гребню (горизонтальные перила, 50м, фото 60). Далее спуск дюльфером 30м по гребню и 20м по ск. стенке влево от гребня, на полку. По полкам идем вдоль гребня и выходим на очередную седловину. С седловины 20м спуска дюльфером вправо от гребня. Далее идем по ск. и ос. полкам, оставляя слева последний жандарм в хр. Ак-Кыштык и выходим к леднику, сползающему с Гвандры (фото 61).

Фото 60 - Движение по гребню хр. Ак-Кыштык. Участок Д-Е на фото 59

Фото 61 - Вид на массив Гвандры с хр. Ак-Кыштык

Надеваем кошки, связываемся. Поднимаемся одновременно по закрытому леднику вдоль ск. гребня. Через 15 минут выходим на седловину, где отрог Ак-Кыштык примыкает к склону Гвандры. Предположительно, это и есть пер. 300 лет Российскому флоту. Тура нет. От седловины поворачиваем вправо и поднимаемся, траверсируя сн. склон (фото 61, А-Б). Крутизна постепенно возрастает. Переходим к движению по перилам. Преодолеваем крутой участок (до 70°, фото 61 Б-В, фото 62) с крупным разрывом (перила на ледобурах, 50м) и выходим на сн. площадку с небольшим озером у левого края ледника. Далее идем по снегу вдоль края ледника и подходим к ск. взлету. Поднимаемся на ск. взлет крутизной 50-60° (перила, 50м, фото 61 Г-Д, фото 63). Выше подъем выполаживается, скалы переходят в осыпь. Продолжаем подъем по ск.-ос. гребню. Слева остается ледник, справа на многие сотни метров ск. обрыв в ущ. Кичкинекол. Преодолеваем 40-метровый участок открытого льда (30-35°, кошки, перила, фото 64) и выходим на вершинный гребень Гвандры. Здесь поворачиваем влево, на восток. Гребень широкий, сложен из разрушенных скал. Движение не представляет технической сложности (фото 65). Через 25 минут выходим на вершину Гл. Гвандра (в 15-30). (фото 66)

На вершине проводим более получаса. В 16-10 начинаем спуск. По простым скалам спускаемся на перемычку между Гл. и Ц. Гвандрой. Траверсируем перемычку по сн. склону ниже гребня в направлении ос. склона, спускающегося с Ц. Гвандры. По ос. склону спускаемся прямо вниз до горизонтальной террасы (35 минут от вершины, фото 67). Терраса заканчивается полуторакилометровым ск. сбросом к р. Сакен. Слева начинается ледниковое Гвандринское плато. На террасе расчищаем площадки и становимся на ночлег (высота 3780м, фото 68).

Фото 62 - Прохождение ледового разрыва при подъеме на в. Гвандра. Участок Б-В на фото 61

Фото 63 - Прохождение ск взлета при подъеме на Гвандру. Участок Г-Д на фото 61

Фото 64 - Выход на вершинный гребень. Участок Е-Ж на на фото 61

Фото 65 - Движение по вершинному гребню Гл. Гвандры

Фото 66 - На вершине Гл. Гвандры

Фото 67 - Вид с вершины Гл. Гвандры на восток

Фото 68 - Ночевка на полке Ю. склона Гвандры

6.08.2010. Выходим с ночевки в 8-00. Пересекаем «аэродром» – закрытое ледниковое плато в восточном направлении. Слева по ходу остается в. Ц. Гвандра и перемычка между Ц. и В. Гвандрой (фото 69). Подходим к ск. склону В. Гвандры (25 минут). Здесь крутизна ледника начинает увеличиваться, появляются крупные разрывы. Надеваем кошки. Спускаемся по сн. склону крутизной до 35° с крупными разрывами и выходами льда (связки, на отдельных участках попеременно, фото 70) в направлении в. Морды. Через 30 минут выходим на пологую часть ледника возле перевала Морды-Сакен (Ложный Морды).

Фото 69 - Панорама Гвандринского плато

Фото 70 - Спуск с Гвандринского плато на центральную часть л. Морды

Далее спускаемся по закрытому леднику вначале вдоль П. борта, под склонами в. Морды, оставляя слева зону разрывов, затем пересекаем ледник к Л. борту под пер. Ак-Тебе и спускаемся вдоль Л. борта. Слева начинается пологая боковая морена с хорошо набитой тропой (1 час 25 минут от м. н.). Переходим на морену и идем по тропе на склоне Л. борта ущ. Морды. Через 45 минут тропа выводит к большому палаточному лагерю – верхние ночевки Морды (фото 71). Еще через 30 минут спуска по тропе оказываемся в широкой заболоченной долине р. Морды. За 1 час 40 минут по тропе доходим до слияния рек Морды и Кичкинекол, образующих р. Узункол (2080м).

Фото 71 - Ущелье р. Морды. Знаком «х» отмечены ночевки Морды.

В а/л «Узункол» забираем заброску (20 минут от слияния) и направляемся вверх по ущ. р. Кичкинекол.

р. Гондарай – верховья р. З. Кичкинекол

3 часа 25 минут

подъем на седловину на хр. Ак-Кыштык

2 часа 30 минут

траверс хр. Ак-Кыштык до пер. 300 лет Р. Ф.

3 часа 15 минут

35 минут

спуск до ночевок Морды

2 часа 20 минут

спуск до слияния с р. Кичкинекол

1 час 30 минут

2100м

1920м

30км

Рис 4. Карта района в. Гвандра.

3.3.8. Перевал Таллычат

К. с. 2Б. Согласно [1] 2А*, осенью 2Б. Имея опыт весеннего прохождения перевала, могу сказать, что категория, скорее всего, занижена даже в мае это скорее 2Б, чем 2А, не говоря уже про лето. Высота 3360м. Расположен в С. отроге ГКХ, отходящем от в. Кичкинеколбаши. Ведет с л. Ср. Кичкиенкол на л. Чунгурджар. Описание дается от слияния рек Морды и Кичкинекол до слияния рек Чирюкол и Уллукам.

6.08.2010. Забрав заброску, оставленную в а/л «Узункол», поднимаемся вверх по ущ. Р. Кичкинекол. Через 20 минут выходим на поляну с родником у последних сосен в ущелье. Здесь ставим лагерь. На следующий день у нас дневка.

8.08.2010. Выходим с м. н. в 8-00. Поднимаемся по тропе по ущ. Кичкинекол (фото 73). Переходим стекающие слева со склона речки с пер. Ю. Доломиты и с пер. Малый Кичкинекол. Через 35 минут тропа постепенно заворачивает влево вверх, в ущелье 1го П. притока Кичкинекола. Еще 35 минут поднимаемся по тр. склонам на устьевую ступень. Выше подъем выполаживается. Появляется высокий четко выраженный гребень правобережной морены ледника Ср. Кичкинекол. Идем по тропе на гребне морены 1 час 10 минут и выходим к ночевкам у П. Борта ледника (2960м).

Фото 73 - Ущелье р. Кичкинекол.

По плану у нас предусмотрен траверс в. Кичкинеколбаши через пер. Кичкинекол со спуском на пер. Таллычат. Однако, посмотрев, во что превратился пер. Кичкинекол, который когда-то стоил 1Б (фото 74), отказываемся от этого плана и решаем идти сразу на пер. Таллычат. Ставим палатки и, после обеда, в течение 4х часов разведываем путь подъема и навешиваем веревки.

Фото 74 - Перевал Кичкинекол. Вид от ночевок у л. Ср. Кичкиенкол.

9.08.2010. Выходим в 7-40. По смерзшемуся утреннему снегу в кошках за 20 минут подходим к полке, образованной бараньими лбами левее по ходу перевального взлета (фото 75). По ск.-ос. полкам траверсируем склон вправо с набором высоты в сторону перевала (фото 76). Полка переходит в крутой ск. склон. Поднимаемся вверх по ск. склону крутизной 70° (20м, перила на ск. крючьях, фото 77, А-Б, фото 78) до наклонной тр. полке между скалами. По полке уходим траверсом вправо до ос. склона (50м, перила, фото 77, Б-В, фото 78). Пересекаем осыпь и продолжаем траверсировать склон по ск. полкам в направлении перевального кулуара (фото 77, В-Г-Д). Полка становится узкой, справа по ходу вертикальные сбросы. Хотя путь довольно прост, последние 50м навешиваем перила и выходим к сн. конусу под перевалом в его верхней части. Отсюда поднимаемся влево вверх по ск. склону крутизной 70° (40м, перила, фото 77, Е-Ж) до большой ск. площадки (точка Ж). На площадке можно собраться группой. От площадки по ск склону протяженностью 80м и крутизной 50-70° (перильная страховка, фото 79, фото 77 Ж-З) выходим на перевал. Общее время подъема от ночевки составило 5 часов по провешенным с вечера веревкам.

Возможен подъем на перевал «в лоб» по фирновому кулуару. При этом варианте пришлось бы провесить на подъеме не менее 8 веревок, а предварительная обработка склона с вечера была бы бессмысленной.

Фото 75 - Панорама л. Ср. Кичкиенкол. Вид от ночевок.

Фото 76 - Начало подъема на пер. Таллычат. Движение по ск. полкам.

Фото 77

Перевал Таллычат запада. Снято с приближением со склона над ночевками. А-Б – ск. склон 20м, до 70° Б-В – наклонная тр. полка на ск. склоне, 50м В-Г – мелкая осыпь Г-Д – ск. полки Д-Е – узкая ос. полка над сбросами Е-Ж – ск. склон 40м, до 70° Ж – ск. площадка Ж-З – ск. склон 80м, до 70°.

Фото 78 - Подъем на пер. Таллычат. Прохождение участка А-Б-В, 77

Фото 79 - Подъем на пер. Таллычат. Прохождение участка Ж-З, 77

Перевальная площадка очень маленькая, разместиться можно только стоя (фото 80). После небольшой разведки в 13-30 начинаем спуск.

Фото 80 - На перевале Таллычат

Вначале спускаемся по ск. желобу крутизной около 50° (дюльфер, 40м, фото 81, 82 А-Б). Затем 40м спуска по почти вертикальной ск. стене на наклонную ск полку (фото 82 Б-В). С полки 25м по заглаженным скалам крутизной 70° в рантклюфт глубиной 4-5м (фото 82, В-Г). Из рантклюфта выходим по трещине на сн. склон. Снег быстро выполаживается, по нему выходим на морену у Л. борта. Спуск с перевала занял 2 часа.

Фото 81 - Начало спуска с пер. Таллычат на л. Чунгурджар.

Фото 82 - Общий вид спуска с пер. Таллычат на л. Чунгурджар. Снято с противоположного склона ущелья с приближением

Выбранный нами путь спуска самый короткий, однако, при прохождении перевала в обратном направлении он неприемлем. Подъем возможен, вероятно, по соседнему кулуару севернее нашего, который не столь крут, но зато в два раза длиннее. Или же надо искать выход на наклонную полку, которая начинается выше перевала и тянется на север на несколько сотен метров (фото 83).

Фото 83 - Верховья ледника Чунгурджар.

Дальнейший спуск идет по пологому л. Чунгурджар. В основном идем по снежникам вдоль Л. борта ледника. Через 45 минут выходим на обширное ровное поле ниже ледника. Здесь множество подготовленных стоянок. В 17-30 становимся на ночлег (2700м, фото 84).

Фото 84 - Терраса под л. Чунгурджар.

10.08.2010. Выходим с ночевок в 9-30. Идем по тропе вдоль Л. берега р. Чунгурджар. Через 25 минут «аэродром» заканчивается ск. уступом. Тропа спускается серпантинами по полкам и выводит на тр. склоны ниже уступа. Идем среди высокой травы и зарослей рододендронов. Начинается лес. Пройдя от ночевки 1 час 25 минут выходим к слиянию рек Чунгурджар и Талычхан, образующих р. Чирюкол. Далее идем вниз по тропе и грунтовой дороге Л. берега Чирюкола. Через 1 час 10 минут останавливаемся на стоянках в сосновом лесу возле старого коша и пережидаем сильный дождь. После трех часов ожидания понимаем, что погоды нам сегодня уже не дождаться, и, воспользовавшись паузой в дожде, ставим палатки.

11.08.2010. За 25 минут по грунтовой дороге спустились до слияния с р. Уллукам. Сходили за заброской, спрятанной ниже по реке (1 час 20 минут). Разложив продукты и просушив подмокшие вещи, направились вверх по Уллукаму к пер. Хотютау.

от слияния рек Морды и Кичкинекол – ночевки
у л. Ср. Кичкинекол

2 часа 40 минут

подъем на пер. Таллычат от ночевок

5 часов

спуск на л. Чунгурджар

2 часа

спуск до террасы под л. Чунгурджар

45 минут

спуск до слияния с р. Уллукам

2 часа 55 минут

1280м

1560м

27км

Фото 85 - Рис 5. Карта района пер. Таллычат

3.3.9. Перевал Хотютау

К. с. 1Б. В это время года перевал скорее 1А. Высота 3545м. Расположен в хребте-перемычке Хотютау, соединяющей ГКХ и массив Эльбруса. Описание дается от слияния рек Чирюкол и Уллукам до пос. Терскол. В маршруте был заявлен параллельный пер. Хасанхойсюрюльген, но туда нам запретили идти пограничники.

11.08.2010. В 11-00 от слияния начинаем подъем по грунтовой дороге, идущей высоко над П. берегом Уллукама. Через 2 часа дорога выводит к группе кошей у слияния рек В. Кичкинекол и Уллукам. Это так называемые Ворошиловы коши. На противоположном берегу Уллукама стоит погранзастава. Продолжаем подъем вдоль П. берега Уллукама по местами заболоченным лугам. Через 30 минут выходим к поляне с остатками старой погранзаставы у слияния Уллукама и Уллуозеня (фото 86). Здесь должна быть переправа через Уллукам, но сейчас она залита водой. Поэтому решаем остановиться на этой поляне.

Фото 86 - Вид от Ворошиловых кошей в сторону слияния Уллукама и Уллуозеня.

12.08.2010. Выходим в 7-00. Переходим по бревну на Л. берег Уллукама и 10 минут поднимаемся вдоль реки к подножию отрога, разделяющего ущелья Уллукама и Уллуозеня По хорошо набитой тропе поднимаемся серпантином по гребню отрога. Через 25 минут серпантин заканчивается и тропа уходит влево, траверсируя тр. склон. Слева, в глубоком каньоне течет Уллукам. Еще через 35 минут каньон заканчивается, ущелье расширяется и тропа спускается к реке. Здесь есть ночевки с родником. Продолжаем подъем вдоль реки. Прямо по ходу показываются стены Кюкюртлю с лежащим под ними ледником Уллукам. Справа открывается небольшое ущелье, которое замыкает пер. Хотютау (фото 87). Тропа постепенно поворачивает вправо, в сторону перевала. Поднимаемся по ложбине вдоль ручья. Трава постепенно сменяется осыпями, появляются небольшие снежники. По пути есть несколько удобных мест для бивака. По средней и крупной осыпи крутизной до 30°, придерживаясь левого по ходу склона выходим на седловину перевала. Почти на всем пути подъема прослеживается тропа. От места ночевки подъем занял 3 часа. На перевале есть места под палатки, однако вода только на леднике.

Фото 87 - Вид на пер. Хотютау из ущ. р. Уллукам выше каньона

Фото 88 - Группа на пер. Хотютау.

Фото 89 - Вид на пер. Хотютау с л. Большой Азау

С перевала спускаемся по короткой крупной осыпи на л. Большой Азау (фото 88, 89). Эта часть ледника называется плато Хотютау. Ледник пологий, полностью открытый, трещин очень мало (фото 90, 89). По леднику спускаемся прямо вниз вдоль склона из вулканической породы ( фото 91). Склон слева заканчивается, прямо по ходу прослеживается перегиб ледника, уходящего в теснину Азау. Здесь поворачиваем влево в направлении крыши станции «Мир», стоящей на дальнем гребне. Пересекаем серединную морену и основной поток ледника Бол. Азау (фото 92). Ледник пологий, открытый. Имеются трещины, но все они легко обходятся. Сходим с ледника на вулканическую морену (1 час от перевала) и идем в прежнем направлении. Прослеживается тропа. Через 20 минут выходим к озеру (Эльбрусское озеро). Здесь много площадок под палатки. От озера по хорошей тропе спускаемся к станции «Старый кругозор». Далее по старой грунтовой дороге еще 40 минут спуска до поляны Азау.

Фото 90 - Вид с пер. Хотютау на восток. Знаком «х» отмечена станция «Мир».

Фото 91 - Спуск с пер. Хотютау на л. Большой Азау

Фото 92 - Путь спуска с пер. Хотютау на восток. Фото получено из интернета. Знаком «о» отмечено Эльбрусское озеро, «х» - станция «Мир», «к» - «Старый кругозор».

Ночуем в березовом лесу на берегу Баксана между Азау и Терсколом. Утром в Терсколе садимся на «Газель», заказанную по телефону с перевала, и отъезжаем в Ростов.

устье р. Чирюкол – слияние Уллукама и Уллуозеня

1650м

1450м

21км

Карта района пер. Хотютау.

4. ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ

Пройденный в походе набор препятствий, отвечает требованиям, предъявляемым к походам четвертой категории. Для трех из шести участников это была первая «четверка».

Пройденный маршрут несколько отличается от заявленного варианта. Это вызвано следующими причинами.

1. Вместо пер. З. Уллукель пройден пер. В. Уллукель. Эта замена на наш взгляд не принципиальна. Пер. З. Уллукель, вероятно, сложнее, чем 1Б, и нам не хотелось терять время на участке, не определяющем сложность маршрута.

2. Мы отказались от восхождения на в. Гондарай, ограничившись выходом к подножию вершины. В противном случае мы выбились бы из графика похода. К тому же сложность вершины явно выше предполагавшейся 2А, скорее это 3А.

3. Было заявлено прохождение траверса ГКХ от пер. Замок до в. Кичкинеколбаши со спуском через пер. Таллычат, как основной вариант и связка пер. Кичкинекол – в. Кичкинеколбаши – пер. Таллычат в качестве запасного варианта. От основного варианта мы отказались, как от слишком сложного для группы, в которой половина участников имеет только опыт «тройки». От запасного варианта также пришлось отказаться, когда мы увидели пер. Кичкинекол, который усложнился до 2Б-3А и стал исключительно камнеопасным.

4. Вместо пер. Хасанхойсюрюльген пройден равноценный ему пер. Хотютау. Это связано с требованием пограничников.

Маршрут линейный, охватывает значительный участок Западного Кавказа. Препятствия на маршруте имеют разнообразный характер – есть и скалы, и лед и снег.

Во время похода преобладала хорошая погода. Все перевалы пройдены при солнечной погоде, дожди выпадали несколько раз, когда мы находились в зоне леса.

В завершении хотелось бы остановиться на рекомендациях по прохождению отдельных участков маршрута.

1. Пер. С. Гаралыкол. Полноценная, довольно сложная 2Б. По нашим сведениям пройдена туристами всего дважды, последний раз более 20 лет назад. Использование этого перевала расширяет возможности планирования сложных походов в районе, где количество доступных перевалов 2Б ограничено.

2. Пер. Надозерный. Сложность перевала явно занижена. Скорее соответствует 2Б. Включение такого перевала в маршрут 2й к. с. чревато несчастными случаями.

3. Пер. 300 лет Российскому Флоту в связке с Гл. Гвандрой. Нет никаких сведений о том, что туристы ранее ходили по данному маршруту. Также можно рекомендовать, в качестве перевала 2Б к. с. Пер. 300 лет Российскому Флоту сам по себе менее логичен и, на наш взгляд, скорее соответствует 3А к. с.

4. Пер. Таллычат. Также считаем, что сложность здесь занижена. Возможны разные варианты прохождения как с одной, так и с другой стороны, но при любом варианте летом это сложнее, чем 2А.

5. ПРИЛОЖЕНИЯ

Личное снаряжение, кг

12,0

60,0

Продукты питания и топливо, кг

4,8

33,2

199,8

5.3. Литература

1. Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов... - М., «Прест», 2001.

2. Классификация маршрутов на горные вершины. Издание 2. - М., издатель И. В. Балабанов, 1999.

3. Горные путешествия по западному Кавказу. Арсенин В., Бондарев Н., Сергиевский Э. – М., «ФиС», 1976.

4. Интернет-сайт caucatalog.narod.ru.

некоторые моменты

Делали траверс Гвандры от р. Индрюкой до пер. Ак-Тюбе в 5 кс в 1991м, отчет хранился в городской МКК г. Киева, в электронной форме его с сожалению нет. А Талычат - знатный перевал, в 2005 м посмотрели его с запада, подумали и прошли его северную седловину, которая метров на 150 выше и на 200м севернее. http://www.tourclub.kiev.ua/content/view/122/32/ Все идется ногами. На восток с седловины наклонная полка, повесили для неуверенных 1 веревку.