Руководитель: А.Карминский, Ростов-на-Дону

Отчет о горном походе 4 к.с. по З.Кавказу летом 2010 г. Часть 1

Маршрутная книжка № 44/10

Руководитель Карминский А. В.

Адрес руководителя: Ростов-на-Дону, Красноармейская 3, кв. 49

поселок

с.

село, селение

Понятие "левый" и "правый" употребляются в тексте в орографическом смысле, если это специально не оговорено. Под временем прохождения того или иного участка подразумевается чистое ходовое время, если это также специально не оговорено. Высоты подразумеваются над уровнем моря.

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

1.1. Нитка маршрута

Ростов-на-Дону – Теберда – ущ. р. Джемагат – ущ. р. Гаралыкол – пер. С. Гаралыкол (2Б, 3410м) – ущ. р. Даут – пер. Надозерный (2А, 3415м) – пер. В. Уллукель (1А, 3110м) – ущ. р. Махар – пер. Юбилейный (1Б, 3180м) – ущ. р. Гондарай – л. под пер. Гондарай (рад.) – ущ. р. В. Кичкинекол – пер. 300 лет Российскому Флоту+в. Гл. Гвандра+л. Морды (2Б, 3984м) – ущ. р. Морды – ущ. р. Кичкинекол – пер. Таллычат (2Б, 3360м) – ущ. р. Чирюкол – ущ. р. Уллукам – пер. Хотютау (1Б, 3545м) – пос. Терскол – Ростов-на-Дону.

1.2. Состав группы

Р: III

Мед. обеспечение

1.3. Прочие сведения

Документы на проведение путешествия рассмотрены в Ростовской областной МКК.

Продолжительность активной части путешествия 20 дней.

Протяженность маршрута 153км.

Пройдено 7 перевалов в том числе:

Суммарный набор высоты на маршруте около 11200м.

Высотный коридор маршрута 1300 - 4000м.

Метеоусловия на активной части маршрута:

- дней с осадками 6

- дней без осадков 14

Средний возраст участников похода 42 года.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ

В 2009 году группа в примерно в том же составе ходила в поход четвертой к. с. по этому району Западного Кавказа. По ряду причин пройти маршрут не удалось. В этом году решили завершить начатое в прошлом.

В настоящее время довольно сложно спланировать поход сложнее 3й к. с. в районе восточной части Домбая и Узункола, так как большинство сложных перевалов находятся в ГКХ, часть перевалов в северных отрогах также закрыты пограничниками. Тем более, нам не хотелось проходить перевалы, пройденные в прошлом году, такие как С. Кичи-Муруджу или Карабаши. Нам удалось найти сведения о существовании перевала С. Гаралыкол, редко посещаемого туристами. Существовал определенный риск с включением в маршрут этого перевала. С одной стороны, перевал мог оказаться проще, чем 2Б тогда «четверка» могла не получиться. С другой стороны, он мог оказаться слишком сложным или опасным тогда пришлось бы возвращаться в начало ущелья и терять порядка трех дней.

Существовал еще один участок маршрута, по которому не было достаточной информации – пер. 300 лет Российскому флоту. Предполагалось подняться на перевал с запада после разведки пути (что мы в итоге и сделали), в противном случае идти с востока, с л. З. Гвандра.

В походе использовался стандартный для «четверок» с комбинированным набором препятствий набор личного и общественного снаряжения. Потребности в снаряжении были преимущественно покрыты за счет участников.

Продукты питания были распланированы так, чтобы нести на себе только сушеные или сублимированные продукты. Тяжелые продукты, такие как консервы или свежие овощи должны были потребляться преимущественно на забросках, которых было три, и в первый день после заброски. Заброски развозили за две недели до начала похода на личном автотранспорте. Дополнением к рациону питания должны были служить грибы и ягоды.

Пропуска в Тебердинский заповедник (ущ. Гаралыкол) не оформляли. Решили договориться с егерями на месте. Это удалось сделать, хотя и с трудом.

Пропуска в погранзону были заказаны через интернет.

Для заезда и отъезда воспользовались автомашиной, заказанной в Ростове. Заказ машины на обратный путь подтвердили звонком с последнего перевала Хотютау, где есть устойчивая телефонная связь.

3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

М. н. – слияние рр. Уллукам и Уллуозень

12.08.10

20.

М. н. – пер. Хотютау (1Б) – «поляна Азау»

13.08.10

21.

М. н. – пос. Терскол

3.2. Профиль маршрута

График 1

3.3. Техническое описание участков маршрута

3.3.1. Подъезды, организация заброски

За две недели до начала похода на личном автотранспорте за выходные, прихватив один рабочий день, завезли заброски. Первую оставили на турбазе «Глобус» у слияния рек Гондарай и Махар. Ее забрали во время дневки на р. Махар. Вторую заброску оставили в а/л «Узункол». Ее забрали во время второй дневки. Третью оставили в лесу у дороги недалеко от впадения р. Чирюкол в Уллукам.

Во время этой поездки заехали также в Черкесск, чтобы забрать пропуска в погранзону, заказанные заранее по интернету, и поставить группу на учет в МЧС.

Для заезда всей группы заказали микроавтобус «Газель». Из Ростова выехали 23.07.2010 в 22-00. В 8-00 на следующий день прибыли в Теберду, к началу пешеходной части маршрута. Этой же автомашиной мы вернулись в Ростов после завершения маршрута, подтвердив срок по телефону с пер. Хотютау.

3.3.2. Перевал Северный Гаралыкол

К. с. 2Б. Высота 3410м. Расположен в Кышхаджерском хр. восточнее в. Гаралыколбаши. Ведет из верховьев р. Гаралыкол в ущ. р. Даут. Описание дается от г. Теберда до места впадения р. Рынджи в р. Даут. В [1] отсутствует.

24.07.10. Прибыли в Теберду «Газелью» из Ростова-на-Дону в 8-30 утра. Остановились у кордона заповедника на р. Джемагат. Позавтракав и распределив груз, в 10-10 выходим на маршрут.

От кордона идем по грунтовой дороге вверх по ущ. р. Джемагат. Через 1 час 20 минут выходим к слиянию рек Эпчик и Гаралыкол, образующих р. Джемагат. Здесь находятся известные Джемагатские нарзаны. Грунтовая дорога заканчивается. Поднимаемся вдоль П. берега р. Гаралыкол. По ущелью идут две тропы: нижняя, тупиковая, и верхняя, ведущая в верховья реки. Выяснив это в ходе небольшой разведки, идем по верхней тропе. Тропа, вопреки ожиданиям, хорошо набита, идет, траверсируя крутой склон, поросший труднопроходимым лесом. Удобных мест для ночевки нет. Через 1,5 часа подъема ущелье постепенно начинает выполаживаться, появляются поляны. Пройдя около 2х часов от нарзанов, находим относительно ровную травянистую полянку. Время 16.20. Для первого дня мы уже набрали довольно много, что нас ждет дальше неизвестно, к тому же не прекращается дождь. Поэтому становимся на ночлег (высота 2200м).

25.07. Выходим с места ночевки в 8-00. Продолжаем подъем по тропе П. берега. Ущелье расширяется, лес отступает на склоны. В заповедном ущелье со строгим режимом пасутся стада коров и лошадей. По пути встречается полуразрушенный домик. Прямо по ходу показывается наш перевал (Фото 2).

Фото 02 - Вид на верховья р. Гаралыкол из средней части ущелья.

Через 1,5 часа переходим П. приток, текущий из-под пер. Джилкыауш. Тропа постепенно теряется, появляются завалы, заболоченные участки. Еще через 30 минут подходим к подножию ск. ступени, перегораживающей ущелье (Фото 3).

Фото 03 - Путь обхода ск. ступени в ущ. р. Гаралыкол.

Ступень обходим слева по ходу. Сначала поднимаемся по крупным и средним осыпям, затем траверсируем вправо тр. склоны и выходим на пологую часть ущелья выше уступа (45 минут). Поднимаемся вдоль речки. Каменные завалы чередуются с травянистыми полянами. Пройдя еще около 1 часа, выходим на обширную тр. поляну (Фото 4 ). Выше начинаются сплошные каменные гряды. Здесь ставим палатки (2800м) (Фото 5).

Фото 04 - Верхняя тр. поляна в ущ. р. Гаралыкол. Знаком «х» отмечена непройденная седловина, предположительно 2А к. с., в ур. Джолсузчат.

Фото 05 - Панорама верхнего цирка ущ. Гаралыкол

Вид нашего перевала не вызывает оптимизма (Фото 6), поэтому оставшуюся часть дня посвящаем разведке пути подъема.

Фото 06 - Перевальный взлет перевала С. Гаралыкол. Снято с увеличением от места ночевки. А-Б – снег, 40-45°, 180м; Б-В – лед, 45-50°, 150м; В-Г – лед, до 70°, 15м.

26.07. Выходим в 6-00. Идем по нагромождениям камней в направлении перевального взлета. Через 55 минут выходим к снежнику, лежащему у подножия перевала (Фото 7).

Фото 07 - Перевал С. Гаралыкол. Вид с севера от подножия

Надеваем кошки и идем по смерзшемуся снегу к Л. борту перевального кулуара. Уклон постепенно возрастает. Через 20 минут, когда крутизна достигает 35-40°, переходим к движению по перилам. Поднимаемся по сн. склону крутизной 40° около 180м (3,5 веревки, перила на ледорубе, Фото 8) и выходим к сужающемуся кулуару, ведущему к перевалу. Кулуар чисто ледовый, крутизной 45-50°. В центре кулуара имеется желоб. Местами лед присыпан каменной крошкой, что затрудняет подъем. Поднимаемся по кромке льда вдоль скал справа по ходу (кошки, перила на ледобурах и ск. крючьях). Первый участник идет без рюкзака. В верхней, самой узкой части кулуара крутизна на участке 8 – 10м достигает 70° (Фото 9). Общая протяженность ледового участка 170м.

Фото 08 - Начало подъема по кулуару на пер. С. Гаралыкол

Фото 09 - Верхняя часть подъема по кулуару на пер. С. Гаралыкол. Снято с перевала.

На перевал поднялись в 14-00. Вопреки нашим опасениям, самопроизвольного схода камней не было. Высота по навигатору 3410м. Тур пустой. Еще 1,5 часа ушло на то, чтобы забрать оставленный рюкзак и веревки (Фото 10).

Фото 10 - На перевале С. Гаралыкол.

В 16-20 начали спуск. Спуск простой, по осыпному кулуару с выходами скал (фото 11). Главное не спустить камни друг на друга. Через 30 минут спускаемся на пологий снежник у подножия. Еще 50 минут идем вниз по ущелью по сплошным россыпям крупных камней. Пройдя полузамерзшее озеро, останавливаемся на ночлег на первой ровной травянистой площадке (17-50, высота 3070м, фото 12, фото 13).

Фото 11 - Спуск с пер. С. Гаралыкол.

Фото 12 - Верховья урочища Джолсузчат. Снято от места ночевки. Знаком «х» обозначена непройденная седловина в ущ. Гаралыкол, предположительно 2А к. с.

Фото 13 - Начало подъема на седловину, ведущую в ур. Рынджи. Вид от озера.

27.07. Выходим с ночевки после вчерашнего напряженного дня поздно, в 9.40. Спускаемся с уступа ущелья по тр. склонам с выходами скал и выходим к мелководному озеру (25 минут). Далее возможен спуск в ущ. р. Даут прямо вниз по ущ. Джолсузчат, однако, в этом случае, придется проходить высокую и крутую ступень бараньих лбов (фото 14). Мы предпочитаем перейти в соседнее с юга ущ. Рынджи через вспомогательный перевал. Пройдя озеро, поворачиваем вправо и поднимаемся по тр.-ос. склонам между ск. стеной справа по ходу и крупной осыпью слева (фото 15).

Фото 14 - Устьевая ступень ущ. Джолсузчат. Вид от озера на слиянии рек Даут и Рынджи.

Фото 15 - Вид с подъема на седловину в сторону ур. Джолсузчат

Через 25 минут выходим на покрытую камнями террасу над осыпью. Далее поднимаемся по пологому снежнику, постепенно заворачивающему влево, на восток, и через 40 минут выходим на седловину (3240м, можно оценить как 1А). С седловины спускаемся, все время придерживаясь П. склона, обходя ск. сбросы, сначала по крупной осыпи, потом по тр. кулуару и через 40 минут выходим к довольно большому озеру («Павлиний глаз»?, 2980м, фото 16).

Фото 16 - Спуск с седловины к озеру в ур. Рынджи.

Ниже озера расположен еще один пояс ск. сбросов. Спускаемся от озера в Ю.-В. направлении через тр. бугор, оставляя справа ск. сбросы, а слева – речку, уходящую в каньон, и выходим на следующую тр. террасу (фото 17). Отсюда поворачиваем вправо и по тр. склону спускаемся к р. Рынджи (40 минут от озера). Без труда переходим речку и спускаемся П. берегом до слияния с р. Даут (30 минут). Здесь на берегу озера ставим палатки (17-00, высота 2430м).

Фото 17 - Вид на ур. Рынджи со стороны висячей долины р. Искровцев. Знаком «х» отмечена седловина в урочище Джолсузчат

г. Теберда – слияние истоков р. Джемагат

1 час 20 минут

подъем к истокам р. Гаралыкол

5 часов 40 минут

подъем под перевальный взлет

55 минут

подъем на перевал

7 часов

спуск с перевала до пологой части ущелья

30 минут

спуск до нижнего озера

1 час 15 минут

подъем на седловину в отроге

1 час 5 минут

спуск к озеру в С. части урочища Рынджи

40 минут

спуск до слияния с р. Даут

1 час 5 минут

2100м

980м

32км

Рис 1. Карта района пер. Северный Гаралыкол.

3.3.3. Перевал Надозерный

К. с. 2А. Согласно [1] к. с. 1Б*, осенью 2А. На наш взгляд перевал следует оценивать как 2А* при прохождении с запада на восток и 2Б при прохождении в обратном направлении. Высота 3420м. Расположен в Даутском хр. южнее в. Рынджи-Аге. Ведет из верховьев второго П. притока р. Даут на Уллукельские озера, в верховьях р. Кичкинекол. Описание дается от слияния рек Даут и Рынджи до оз. Уллукель.

28.07.10. Выходим с ночевки у озера выше слияния рек Даут и Рынджи в 7.10.(фото 19) Идем вверх по слабозаметной тропе вдоль Л. берега р. Даут. Через 40 минут подходим к естественному каменному мосту через Даут, по которому переходим на П. берег немного ниже впадения в Даут второго П. притока (встречается название – р. Искровцев).

Фото 19 - Вид от озера на слиянии рек Даут и Рынджи в сторону ущ. Даут.

Переправа возможна только при низком уровне воды. В противном случае пришлось бы подниматься выше и переходить реку по сн. мосту. Начинаем подъем вдоль П. берега р. Искровцев по крутым тр. склонам с выходами скал. Тропы нет. Через 40 минут подъем выполаживается, трава постепенно сменяется осыпями и моренами. Пройдя от р. Даут 2 часа, выходим в верхний цирк ущелья с озером Искровцев (3161м). Здесь много удобных площадок под палатки. Прямо по ходу виден перевал Надозерный (фото 20).

Фото 20 - Озеро Искровцев и пер. Надозерный.

Обходим ск. ступень, расположенную под перевальным взлетом, слева по ходу по средней осыпи и выходим на каменистую террасу под перевалом (40 минут от озера). Здесь также есть площадки под палатки. Далее по осыпям и разрушенным скалам поднимаемся к перевальному кулуару (фото 21). По узкому ск. кулуару крутизной 40° протяженностью порядка 100м выходим на перевал (в 15-00, от озера 1 час 10 минут).

Перевал представляет собой узкую щель с крохотной площадкой наверху. Здесь могут разместиться не более трех человек. Остальные вынуждены дожидаться в кулуаре, пока первые не уйдут вниз.

Фото 21 - Подъем на пер. Надозерный выше ск. ступени над оз. Искровцев.

Восточный склон перевала представляет собой ск. стену высотой около 100м (фото 22, 23). Спускаемся с перевала дюльфером вначале влево по наклонной ск. полке 20м крутизной 50° (фото 24), затем прямо вниз 25м по крутым скалам 70-75° на ос. полку в средней части склона Здесь закрепляем вторую веревку и спускаемся прямо вниз 50м по скалам крутизной 70-90° в рантклюфт. С гребня рантклюфта еще один дюльфер по плотному снегу крутизной в верхней части 60°. Через 30-40м снежник выположивается, дальше спускаемся без взаимной страховки (фото 25). Спуск до пологой части ледника занял около двух часов. Очевидно, что подобный характер препятствий не может быть оценен как 1Б независимо от состояния снега. Подъем на перевал по пути спуска по отвесным монолитным скалам невозможен. Вероятно, для подъема нужно использовать ск. полки, уходящие влево от перевала. Это удлинит путь как минимум в 2 раза.

Фото 22 - Вид с седловины пер. Надозерный на путь спуска в сторону оз. Уллукель. Видна ос. полка с промежуточной станцией

Фото 23 - Ск. участок спуска с пер. Надозерный в сторону оз. Уллукель (приближено). Знаком «х» отмечена ск. полка.

Фото 24 - Начало спуска с пер. Надозерный.

Фото 25 - Спуск с пер. Надозерный в сторону оз. Уллукель ниже скального участка.

По снегу за 10 минут доходим до конечной морены. Здесь имеются ночевки. Спускаемся с высокой конечной морены до осыпной террасы и далее по снежникам и завалам камней, оставляя справа верхние озера (фото 26). Через 40 минут выходим на ровную тр. поляну с ручьем и становимся на ночлег (18-00, 2970м, фото 27).

Фото 26 – спуск с пер. Надозерный

Фото 27 - Вид на вид на верховья р. Кичкинекол (Учкуланский)

28.07.10. Выходим в 9-00. За 20 минут по травянистой ложбине спускаемся к озеру Уллукель (2817м). От озера начинаем подъем на пер. Уллукель.

слияние рек Даут и Рынджи – устье р. Искровцев

устье р. Искровцев – оз. Искровцев

2 часа 5 минут

оз. Искровцев – пер. Надозерный

1 час 10 минут

спуск до пологой части ледника

2 часа

спуск до оз. Уллукель

1 час 10 минут

980м

600м

7км

Рис 2. Карта района пер. Надозерный и пер. В. Уллукель. Цифрами обозначены: 1. Пер. Нефтяник; 2. Пер. Искровцев; 3. Пер. Надозерный; 4. Пер. Дырявый; 5. Пер. З. Уллукель; 6. Пер. В. Уллукель; 7. Пер. Ниж. Уллукель.

3.3.4. Перевал Восточный Уллукель

К. с. 1А. В [1] отсутствует. Высота 3110м. Расположен в хребте Чирпы-Баши, восточном отроге, Даутского хр., восточнее в. 3249. Ведет от оз. Уллукель (р. Кичкинекол Учкуланский) в ущ. р. Трехозерной (л. приток р. Махар). Описание дается от оз. Уллукель до устья р. Трехозерной.

29.07.2010. Спустившись с пер. Надозерный к оз . Уллукель, в 10-00 начинаем подъем к пер. В. Уллукель. Обойдя озеро с юга по крупным осыпям, выходим к подножию перевала (25 минут, фото 29). Поднимаемся на перевал по пологому снежнику, затем по мелкой осыпи и снова по снегу. Ближе к перевалу крутизна повышается, под седловиной свисает карниз (фото 30). Уходим влево по ходу и поднимаемся по простым скалам. На скалах на отдельных участках требуется гимнастическая страховка. Пройдя от озера 1 час, выходим на широкую тр.-ос. седловину перевала (фото 31) .

Фото 29 - Пер. В. Уллукель. Вид со склона Даутского хр. под. пер. Надозерный

Фото 30 - Подъем на пер. В. Уллукель со стороны оз. Уллукель

Фото 31 - Группа на пер. В. Уллукель

С перевала траверсируем вправо поросшую травой осыпь до полого гребня, спускающегося в сторону ущ. Махар и далее спускаемся по гребню (фото 32). Гребень заканчивается набольшим ск. останцем. С этой точки видна верхняя часть ущелья и кош на склоне под нами. Кош служит ориентиром для спуска. Спускаемся вправо по длинным и крутым тр. склонам (фото 33) и выходим к поляне с кошем (от перевала 1 час 20 минут, фото 34). Здесь начинается сосновый лес. По набитой тропе выходим к р. Трехозерная и далее вдоль реки до грунтовой дороги в ущ. р. Махар (25 минут от коша).

Фото 32 - Начало спуска с пер. В. Уллукель сторону оз. р. Трехозерной.

Фото 33 - Спуск с пер. В. Уллукель. Вид от поляны с кошем.

Фото 34 - Кош на спуске с пер. В. Уллукель

Сходив за заброской, оставленной на т/б «Глобус», направляемся вверх по ущ. Махара к пер. Юбилейный.

оз. Уллукель – пер. В. Уллукель

1200м

6км

3.3.5. Перевал Юбилейный

К. с. 1Б. Высота 3180м. Расположен в Нахарском отроге ГКХ между вв. Большой Нахар и Средний Нахар. Ведет из ущ. 2го П. притока р. Махар в ущ. р. Закылдачат – 2го Л. притока р. Гондарай. Описание дается от места впадения р. Трехозерной в р. Махар до слияния рек Гондарай и Индрюкой. В [1] отсутствует.

29.07.10. Спустившись по ущ. р. Трехозерной к р. Махар, забираем заброску, оставленную на бывшей т/б «Глобус», после чего поворачиваем вверх по ущелью, по грунтовой дороге. Через 10 минут останавливаемся на поляне недалеко от подвесного моста через Махар. Здесь у нас запланирована дневка.

31.07.10. Выходим с места ночевки в 9-00. Переходим по мостику на П. берег р. Махар и поднимаемся по тропе вдоль реки. (Грунтовая дорога, идущая вдоль реки, несколько раз переходит с одного берега на другой.) Пройдя 1 час 20 минут от м. н., выходим к П. притоку, ведущему к пер. Юбилейный. Не доходя до речки несколько десятков метров, начинается слабозаметная тропа, ведущая вдоль П. берега притока. Начинаем подъем по тропе среди высокой травы и березового криволесья. Вскоре тропа исчезает – она снесена селем. Поднимаемся по крутому травянистому склону среди зарослей рододендронов, отходя от речки, текущей в каньоне. Через 35 минут подъема склон начинает выполаживаться, тропа появляется вновь. Еще через 20 минут выходим на небольшую, поросшую травой террасу (фото 35).

Фото 35 - Подъем к пер. Юбилейный. Терраса выше устьевой ступени

Переходим на Л. берег и идем вдоль речки. В конце террасы поток уходит в каньон. Обходим его, поднявшись по осыпи на Л. склон, и далее по тр. склону с выходами скал выходим на следующую террасу выше каньона. Речка разделяется на два потока. Поднимаемся вдоль левого (правого по ходу) потока по осыпи и простым скалам и выходим к озеру, расположенному в каменной чаше (2 часа 20 минут от р. Махар, 2910м). Над озером на востоке видны перевалы Юбилейный и Киевский (фото 36, 37). На западном берегу озера находим удобные тр. площадки и ставим палатки.

Фото 36 - Озеро под пер. Юбилейный

Фото 37 - Путь подъема на пер. Юбилейный от озера. Снято со ск. отрога, разделяющего цирк пер. Юбилейный и пер. Туров.

1.08.10. Выходим в 7-40. Обходим озеро слева и по моренным валам поднимаемся к Л. краю снежника на склоне пер. Юбилейный. Траверсируем снежник в направлении перевала (фото 38).

Фото 38 - Подъем на пер. Юбилейный. Выход на снежник.

Не доходя до подножия перевала поворачиваем вправо вверх, к скалам. Выходим на скалы (при переходе со снега на скалы – перильная страховка, 30м, фото 39). По разрушенным скалам и крутым осыпям поднимаемся под ск. стену. По ск. полке вдоль ск. стены поворачиваем влево и выходим на перемычку (9-30, от м. н. 1 час 25 минут). От места выхода на перемычку траверсируем 100-150м по ск. полкам В. склон перевала и выходим на площадку, на которой находится тур (фото 40). Вниз с этой точки в сторону озера уходит кулуар с натечным льдом, по которому сходят камни (фото 41). Поэтому, путь подъема, выбранный нами, более прост и безопасен.

Спускаемся от тура прямо вниз, выбирая путь по ск. полкам, до ск. площадки в середине склона, хорошо видимой с перевала (фото 42).

Фото 39 - Подъем на пер. Юбилейный. Переход со снега на скалы.

Фото 40 - На перевале Юбилейный

Фото 41 - Вид с пер. Юбилейного (от площадки с туром) в сторону пути подъема

Фото 42 - Вид с пер. Юбилейного (от площадки с туром) в сторону пути спуска.

От этой площадки спускаемся по косой полке влево и, преодолев небольшую ск. стенку, сходим в ск.-ос. кулуар. Ниже кулуар переходит в ос. склон, по которому спускаемся до пологой части цирка, на ледник (30 минут от перевала, фото 43). Спускаемся по снегу вдоль Л. борта ледника еще 10 минут. Ледник заканчивается небольшим озером (фото 44). На противоположном берегу озера, на бараньих лбах есть ночевки. Ниже озера расположен пояс ск. сбросов. Обходим эту ступень слева, траверсируя крутые тр. склоны. Когда сбросы справа заканчиваются спускаемся прямо вниз по траве до ровной террасы ниже пояса скал (фото 45, 1 час от озера под ледником).

Фото 43 - Спуск с пер. Юбилейный на л. Закылдачат.

Фото 44 - Вид на пер. Юбилейный от озера под л. Закылдачат

Фото 45 - Спуск с пер. Юбилейный. Путь обхода пояса ск. сбросов ниже озера

Пройдя террасу, переходим поток и спускаемся по крутому тр. склону с кустами рододендронов вдоль П. берега реки. Через 30 минут выходим к скалистому устьевому уступу, с которого река спадает каскадом водопадов (фото 46). Здесь уходим метров на 200 вправо и спускаемся по тр. склону с островками берез до ущ. р. Гондарай (30 минут).

Фото 46 - Общий вид спуска с пер. Юбилейный в ущ. Гондарай. Снято с ледника под пер. Гондарай

Река Гондарай в это время дня очень полноводна. Решаем не связываться со сложной переправой и обойти через верх. 40 минут поднимаемся вдоль реки до ледника Гондарай и переходим на П. берег по сн. полю у конца ледника. Еще 45 минут спускаемся вдоль П. берега до крупного П. притока со стороны пер. Гондарай. Здесь большая ровная тр. поляна с родником. На поляне ставим палатки (17-40, высота 2120м). Завтра у нас по плану радиальный выход на в. Гондарай.

2.08.10. После рад. выхода спускаемся по тропе П. берега до тр. поляны выше слияния рек Гондарай и Индрюкой (около 1 часа). Здесь начинается сосновый лес. Становимся на ночлег (17-40). В нижней части поляны находится мост через р. Индрюкой. Отсюда начинается подъем к следующей цели нашего маршрута - в. Гвандра

р. Трехозерная – река с пер. Юбилейный

1 час 30 минут

подъем к озеру под перевалом

2 часа 15 минут

подъем на перевал

1 час 35 минут

спуск до озера у л. Закылдачат

спуск до р. Гондарай

2 часа

1280м

1060м

11км

Рис 3. Карта района пер. Юбилейный и в. Гондарай. Цифрами обозначены: 1. Пер. Киевский; 2. Пер. Юбилейный; 3. Пер. Туров; 4. Пер. Гондарай-Махар; 5. Пер. Гондарай; 6. Пер. В. Цоя; 7. В. Гондарай.

3.3.6. Радиальный выход на л. Гондарай

План похода предусматривал восхождение на в Гондарай по альпинистскому маршруту 2А с запада. Хотелось с вершины просмотреть путь подъема на наш следующий перевал – 300 лет Рос. Флоту, по которому не удалось добыть никакой информации, и изучить другой малоизвестный перевал В. Цоя. Накануне мы потеряли много времени на спуск с пер. Юбилейный и переправы через реку. В связи с этим не хватило времени подойти повыше. Кроме того, маршрут при ближайшем рассмотрении показался нам скорее 3А, чем 2А. Поэтому пришлось ограничиться выходом к подножию вершины.

2.08.10. Вышли со стоянки у впадения притока с пер. Гондарай в р. Гондарай в 7.20. За ночь расход воды в реке уменьшился в несколько раз. Перешли на П. берег притока и начали подъем по тропе. В начале подъема спрятали в камнях рюкзаки. Тропа серпантином поднимается по крутому травянистому П. склону в висячую долину притока. Тропа хорошо набита, ее видно с противоположного склона ущелья, из-под пер. Юбилейный. Поскольку туристы и альпинисты уже много лет не посещают эти места, можно предположить, что тропа обязана своим существованием пограничникам. Через 35 минут подъема выходим в тр. цирк над устьевым уступом (фото 48). Здесь стоит домик, оставленный пограничниками. Тропы дальше нет.

Фото 48 - Вид на массив Гондарая из ущ. р. Закылдачат

Выше тр. цирка расположен уступ бараньих лбов. Поднимаемся левее по ходу от бараньих лбов до снежника и, траверсируя снежник вправо, выходим на гребень бараньих лбов (фото 49). Поднимаемся по скалам, пока не упираемся в ледник. Здесь связываемся и надеваем кошки. По открытому льду крутизной до 30° с многочисленными, но мелкими разрывами выходим на пологую закрытую часть ледника. По закрытому леднику выходим к подножию ск. стены Гондарая (фото 50, от м. н. 2 часа 45 минут). Оценив сложность восхождения на вершину (не менее 7-8 веревок), решаем, что подняться и спуститься за один день нереально. В течении 2х часов проводим технические занятия на сн. и л. рельефе, после чего спускаемся в ущ. р. Гондарай по пути подъема. Обзорное фото (фото 51)

Фото 49 - Подъем к в. Гондарай с запада. Вид из тр. цирка над устьевой ступенью.

Фото 50 - В. Гондарай и пер. В. Цоя с запада. Пунктиром показан маршрут на Гондарай по З. гребню.

Фото 51 - Вид на запад от подножия в. Гондарай.