Автор и фото: Игорь Паша, Москва

Виды Кавказа с горы Адырсу

Маршрут к Адырсу был завершающим – седьмым – в моем Кавказе Десятого года. Я порядком устал уже к тому времени. Однако погода все те дни стояла курортно-ласковая, и спутники мои – Антон и Сергей Куляхтины – были на подъеме, они до этого сходили всего по маршруту, причем Антон потом еще успел поплавать с девушкой на море. (Море – вещь!) И – главное – нашу тройку повели маститые местные зубры, Костя Антончик и Сергей Барабанов.

Костя Антончик

Антон Куляхтин

Сергей Куляхтин

С Сергеем Барабановым

В неприличное обеденное время мы вышли впятером из альплагеря Уллутау и, миновав Местийские ночевки, встали к вечеру на ночевках у Рыжих скал - к ним и далее к подошве Адырсу ведет гребень морены.

Вид на Адырсу с подходов к Тютюбаши. Трио Адырсу – Химик – Озерная

Вид на Адырсу с вершины Гумачи. Справа ребро Чегеттау

От базы Уллутау к Местийским ночевкам (на снимке движение влево).
Минуем ледовые сходы перевала Гумачи по ту сторону долины

Поворачиваем налево (восток), к истокам Адырсу. Первое появление Сарыколбаши

Попутный взгляд назад: массив Чегеттау, слева снежная дужка Лацги

Проходим Местийские ночевки. Впереди массив Адырсу

Адырсу крупным планом. Наш маршрут – по контрфорсу на правую предвершину, далее к вершине

Тыловая панорама: Лацга – Чегеттау – Гумачи

Сарыколбаши и его «эполетные» перевалы: Грановского (слева) и Местийский (справа).

Вечер был практически безоблачен и недвижим, если не считать случайно возникавших среди скал туров, а также мелкой снующей фауны в лице мангуста или ласки.

От Сарыкола до Уллутау. Вечереет

Перевал Грановского

Вечерняя Адырсу. На ледовой перемычке между вершинами будет наша верхняя ночевка

Стена Уллутау

Вечерний вид на Уллутау и перевал Гарваш

День второй. Общий подъем на рассвете – красочное утро, особо чаровавшее тех, кто ночевал в верховье Адырсу впервые.

День второй. Сарыкол встречает солнце

Утренний привет от Уллутау

Аэродинамический торс Уллутау. Фаворит Формулы-1

Проснулась скромная Лацга

Утро закрепилось. Лацга – Чегеттау – Гумачи

Чистая гребенка Уллутау

За утренними любованиями и завтраком было решено отложить выход к Адырсу назавтра, а пока налегке сходить единичку-бэ на Озерную, чтобы за новыми видовыми ракурсами притереться друг к другу и дождаться максимально устойчивой ясной погоды, ее продвинутые оракулы-сайты предрекали именно на следующие сутки-двое.

Выйдя на прямую видимость Озерной, мы рассмотрели варианты подхода к ее верхним скалам. Костя с Барой – альпинисты – высказались за «логичный» подъем на перемычку в гребне, с дальнейшим продвижением по нему направо в обход жандарма (см. фото): типа раз полный траверс Треугольник - Химик суть 3Б, то сей малый его фрагмент и есть означенная 1Б. Я в ответ заметил, что в нормальных 1Б не бывает траверсов таких нехилых жандармов, и, как горник, предложил идти напрямик к осыпному кулуару. Но друзья-альпинисты подвергли остракизму саму мысль о кулуаре и настояли на своем.

Вид на Гарваш – Лацгу – Уллутау с осыпи на подъеме к Озерной

Выход солнца из лагуны Адырсу

Скально-осыпные южные тылы Озерной

Мы поднялись на перемычку не моргнув глазом и, так же не моргая, стали придвигаться к жандарму.

От Сарыкола до Уллутау. Вид с седловины

Верхи и низы Уллутау

Перевал Гарваш

Ледовые сходы с Сарыкола. Перевалы Грановского (слева) и Местийский (справа)

Перевал Местийский

По мере приближения к взлету жандарма всё лучше виделось, что единичкой-бэ дело не ограничится, несложный вариант траверса при этом никак не обнаруживался (он, вероятно, начинался ближе к перемычке, там где мы его еще не выискивали). В итоге мы уперлись в уходящую на многие метры ввысь крутизну скальной махины. Бара с Костей оценили эту явь пятеркой, т.е. полным анусом, и мы, повздыхав на безучастные высоты природы, потянулись назад.

Явление Ушбы над Чегеттау

Эльбрус по ту сторону хребта

Вид с жандарма поверх перевала Грановского. Тетнульд и Безенгийская стена вдали

Просторный вид на Уллутау

Вершина Адырсу

Пик Московский Комсомолец

Уллукара в приближении

ГКХ от Уллутау до Донгузоруна. Вид с жандарма

Так вот и получилось, что план на день выполнен не был, Озерная от нас отказалась. В проработку неудачи возникло предложение дать адекватное имя не пропустившему нас жандарму, и нарекли мы его по совести: Один-Бэ.

Хребет Адылсу на своем пути к Эльбрусу

Вершина Адырсу. Вид на обратном пути

Вид на Озерную и жандарм «1Б» с Джаловчатского склона Адылсу

Адырсу – Химик – Озерная – ж. 1Б, вид с пер. Шогенцукова

Подъем на Адырсу мы начали ранним утром следующего дня, но об этом уже в Продолжении. Там же будут приведены данные GPS - определений.

Виды Кавказа с горы Адырсу
Часть 2 (Продолжение)

Фотоотчет на уровне хорошего путеводителя

Отличгно сделанная работа. Всегда удивляюсь как это автору удается создавать такой уровень фотоматериалов и не только фото. Спасибо! - Захаров Павел

Чегет-Тау-Чана - попрпавка подписи к фотке

На фотке 25 текущая подпись: Вид на Гарваш – Лацгу – Уллутау с осыпи на подъеме к Озерной Правильнее было бы: Вид на перевал Гарваш – Лацгу – Чегеттау с осыпи на подъеме к Озерной. Не уверен, но за дальнем плане правее торчит вершинка Уллукары.