Автор и фото: Игорь Паша, Москва

Виды Кавказа с горы Адырсу
Часть 2 (Продолжение)

В первой части заметки с этим названием я рассказал о первых двух днях фотосъемочного похода к вершине Адырсу, проведенного в начале августа 2010 г. Там же я привел серию снимков с низовыми и высокими видами верховья Адырсу и пообещал дополнить этот ряд видовыми картинками с самой горы Адырсу.

Пришло время выполнять обещание. Эта часть заметки – о подъеме к вершине Адырсу по западному контрфорсу южного гребня (маршрут 3А). Всюду по тексту попутные фотоснимки и панорамы, а в Приложении – схема маршрута и координатно-высотные данные GPS-измерений. Мои спутники: Костя Антончик, Сергей Барабанов (Бара), Антон и Сергей Куляхтины.

Вид на Адырсу с севера (с Тютюбаши). Стрелкой отмечен отрог, который предстает обратной стороной на следующем снимке

Гора Адырсу, вид с запада. Стрелкой отмечен тот же отрог, что и на фото 1

Костя Антончик

Сергей (слева) и Антон. Та еще братва

С Барой (справа) на вечерней фотосессии

День третий.

Как и накануне, общий подъем на рассвете, и снова красочное утро, сдобренное на этот раз понюшкой низового тумана.

Солнце лизнуло макушку Уллутау

Сквозь полупрозрачный туман

Туман сгустился в блин, который скоро будет съеден

Лацга и Чегеттау между перевалами Гарваш и Гумачи

«Ребята» нам напомнили: пора двигать

Отыграли утренние краски – мы в восемь вышли к Адырсу, с собой взяли одну из двух палаток, минимум вещей и суточную хавку. Метеосводки предрекали преотменную погоду на этот день и ночь, и так оно и вышло.

Мы подтянулись к основанию контрфорса и по текучей осыпи взобрались ему на спину. Там, в пропесоченных мелких камушках на высоте 3.5 км – «маршрутные» бивачные площадки и собственно начало маршрута 3А. Вплоть до высоты 3900 м гребень одомашнен заметной каменистой тропкой – мы поспешили по ней вверх к программным крутизнам маршрута. На четырехкилометровом рубеже градус подъема стал-таки крепчать, но категория всё еще держалась в пределах 1Б-2А, что облегчало панорамную съемку с набираемых, уже уважительных высот.

Панорамный вид от Сарыкола до ЭльбрусаОт Безенгов до Эльбруса. Панорамный вид с несколько более высокой точки

Чегеттау и Уллукара в верхнем соединении. Снимок с приближением

Купола Ушбы и Чатына поверх Лацги. Снимок с приближением

Массив Светгар поверх Местийского перевала. Левее центра над ним проглядывает массив Асмаши

Стена Безенги – Тетнульд – Башильтау

К половине четвертого мы достигли высоты 4100 м и выбрались на просторный развал со снежником, подпирающий почти отвесную 20-метровую стену – ключевой участок маршрута. Здесь мы нормально передохнули-перекусили. До вершины оставалась пара сотен метров, и, казалось, что к семи вечера – оптимальному началу вечерней фотосессии – мы точно до нее доберемся.

Передохнули – и дальше. Фото С. Куляхтин

Бара на страховке. Фото С. Куляхтин

Выход на «равнину». Фото С. Куляхтин

На большом привале под стеной

Безенгийский вид в «привальный» проем
между склоном гребня Адырсу (слева)
и местной скалкой (справа)

Верхний вид на Сарыколбаши с перевалами
Месхийский (справа) и Грановского (слева).
На заднем плане Башильтау (слева)
и массив Светгара (справа)

Его Высочество Тетнульд

Вид на Безенгийскую стену

В начале пятого мы приступили к штурму стены. Костя пояснил, что это маршрут такой: почти всё 1Б-2А и немного 2Б при самой вершине, плюс эта пятерочная стена-орешек – по совокупности 3А. Крепкий, скажу, орешек!

Привальная площадка под стеной, предвершина и место ночевки. Нумерация в привязке к таблицам в Приложении

Вид на маршрутную стену с привальной площадки.
Для масштаба под стеной фигурка Кости

Костя обнюхивает подъемный путь

Антон под моим рюкзаком. Фото С. Куляхтин
По преодолении стены последовала еще одна «тяжелая» веревка, после чего мы добрали остававшиеся метры и в половине седьмого вышли на предвершину Адырсу – пик-сателлит высотой 4240 м в полукилометре к югу от главного пика. К семи мы сошли на заснеженную перемычку и установили на ней палатку, ибо осознали, что до захода солнца (за час-полтора) нам до вершины не добраться.

На вечер мы разделились. Костя с Барой отправились налегке к вершине, а мы с Антоном и Сергеем провожали день в бытовых и фотографических заботах на месте. Я не сильно пожалел, что остался: когда солнце на заходе спряталось за далекий конус Эльбруса и мы оказались в его тени, картина стала просто феерической. Прежде мне не доводилось видеть такого!

Ставим на перемычке палатку
Безенги. Фазы заката

Солнце сходит за Эльбрус

Мы в тени Эльбруса

Солнце село около девяти, Бара и Костя взошли на вершину в полдесятого. К одиннадцати они сошли назад, и Бара передал мне мой ветеранский Nikon 8800 с контрольными вершинными снимками.

Закат за Эльбрусом

Сумеречный вид Тютюбаши и Джайлыка с вершины Адырсу.
Фото С. Барабанов

Панорама сумеречной Ушбы с вершины Адырсу.

Ночь была тихая и не особо зябкая. С первыми проблесками я выбрался из палатки, разбудил Костю (он и Бара предпочли ночевать у скалки, под звездами), и мы пошли на предвершину встречать рассвет и фотать превосходный восходный мир. Об этом отдельно – в окончании.

ПРИЛОЖЕНИЯ: карта маршрута и GPS-измерения.

Здесь приведен фрагмент карты В.Г. Ляпина, охватывающий маршрутную область.

На карте нумерованными красными кружками обозначены места на маршруте, в которых производились измерения, занесенные под теми же номерами в таблицы. Первая таблица охватывает подходной участок пути от а\б Уллутау до базового лагеря у Рыжих скал, вторая – «оцифровывает» пробный выход из лагеря к вершине Озерная (описанный в Части 1), третья – маршрут 3А к вершине Адырсу.

Координатные и высотные данные по каждой замеренной точке получены «оптимизацией» серии замеров. Замеры следовали с 15-секундным интервалом, их производилось от 4 до 12, в среднем шесть – столько, сколько требовалось, чтобы добиться стабилизации показателя высоты данной точки в пределах 2 метров.

В колонке времени поэтапного и общего прохождения указано время «брутто», с учетом всех попутных остановок.