Скалолазание > Люди >

2. IFSC Climbing Worldcup (B) - Barcelona (ESP) 2011
6. IFSC Climbing Worldcup (B) - Wien (AUT) 2011
3. IFSC Climbing Worldcup (B,S) - Milano (ITA) 2011
2. Rock Master - World Championship Pre-event - Arco (ITA)
5. IFSC Climbing Worldcup (B) - Sheffield (GBR) 2010

Action directe, 9a, Франкеньюра, Германия

Спонсоры Scarpa, Red Bull, Salewa

Часть I. Жизнь ДО Action Direct

MR: Склонен к авантюрам. Про поездку, целью которой было доехать от Москвы до места твоего рождения на машине, купленной за две недели до отъезда, в сервисе не проверенной

РГ: 2009 год получился интересным. Я стал вторым в мировом рейтинге и в Большом Кубке, потом получил небольшую травму в Америке, и в итоге, я решил, что сезон был удачным, у меня есть деньги, я покупаю машину и еду путешествовать.

Сразу же родилась идея сделать большое путешествие, не просто поехать в Казахстан, а в Индию. Я пытался проштудировать все эти границы. Попасть в Индию можно было только через Пакистан, через страшные какие-то вещи, либо через Китай, а в Китай машину без китайских прав не пускают. Всё сложно. И мы с Мурзаевым решили ехать пока до Казахстана, до Алматы, и на месте разбираться.

MR: Выбор машины

РГ: Какая? Должен быть внедорожник. Взяли Митсубиси Делика.
Она была старая, ей уже было 20 лет. Она заводилась, пыхтела.
Купил я её абсолютно случайно, у какой-то женщины, которая выступала на соревнованиях, поэтому вся машина была обклеена соревновательными наклейками, смешная, торчала, но ехала, нормально.

Фото из архива Рустама

Мы взяли с собой чуть-чуть денег и выехали в сторону Казахстана, решили границу переходить под Оренбургом и въезжать без трассы практически.
Условия были ужасные, километров за 20 до границы закончилась вообще дорога.
Её не ремонтировали, считается не Казахстан ещё, и уже не Россия.
Никому не нужна. С этого и началось.
Остановились на заправке, неизвестно, что будет в Казахстане.
Заправка чудная, две колонки, шланг, без рычажка, просто дюралевая трубка, ты руку поднимаешь, машешь, смотришь в бак, потом второй рукой машешь, и выключается солярка, но она всё равно вытекает.

А суть была такая, можно ли по асфальту добраться до того места, где я родился.
По Гуглу или по какой-то карте показывало пять тысяч километров.
Приграничная зона с Китаем, город Текеле, 300 километров на северо-восток от Алматы. Нууу, это очень далеко.
И как ни удивительно оказалось, может, не везде асфальт, но в принципе, до туда можно доехать по асфальту, то есть всё уложено асфальтом, весь мир.
Но это надо было доказать себе.

Мы приехали в Алмату, потусовались, покатались на сноубордах и поехали дальше.
И когда въезжали в городок, в котором я почти девять лет не был, мы в 2001 уехали, вкатывался туда на машине, тарахтя, это было просто невероятно.

MR: Изменилось ли что-нибудь?

РГ: Подросли деревья, как обычно, как говорят и должны.
А так ничего не изменилось. Поехал на свою улицу, на ней всё по-прежнему. Грязи по колено, что только на вездеходе, мы практически застряли, такая улица была.
Встретил знакомых, одноклассников, не все разъехались.

Посмотрел соседей, посмотрел тот дом, который мы продали, зашли в гости, я перепутал своего знакомого, думал, это его отец, оказывается, это он уже такой стал, и кричу: «Эй, дядя Олег!», он говорит, да не, это я, его сын, Дима.
Заходим к ним домой, и что интересно, запах точно такой же, как в детстве, запах соседей.
И ты понимаешь, что ничего не меняется, также всё у них и осталось.

А мы ещё хотели поискать болдеринги, у нас крэшпэды были.
Мы искали камни, но проблема в том, что лень, это первая была проблема, во-вторых, стояла жара невероятная.
До этих болдерингов идти 30 километров. Пешком. Машина едет только в городке, дальше ты пешком, потому что нет дорог совсем. Всё размытое.
Мы нашли пару боевых камней. Но там очень сильное солнце.
360 дней в году солнце светит. Камни обжигает.
Гранит, но весь обожжённый, как зеркало, магнезия даже не ложится, глянцевая поверхность. Болдеринги не лезутся.

И мы поехали к одному дядьке, который купил себе землю и собирал травы лекарственные. Эфедру, раньше она была не запрещена, потом её запретили, как наркотики, он её когда-то собирал, и так он остался там жить.

Построил домик, ловит рыбу, абсолютно безмятежное место.
Себя по другому ощущаешь. Приезжаешь, видишь, у человека ничего вообще нет, есть свой огород, речка, рыбу форель ловит, и всё.
Километров в пятидесяти от городка. Люди туда не ходят.
Чувствуешь себя другим человеком. Полное единение с природой, телефон не ловит, ничего. Неделю у него провели. Мировоззрение меняет.

Фото из архива Рустама

Поехали в Алма Ату. Я потренировал казахстанскую команду. Провели соревнования, местные, с ЦСКА.
И тут мне написали из Ред Булла, приезжай на проверку, и я понял, что надо тренироваться (в тот год меня взяли в команду Ред Булла), а я уже зажирел и ничего не хотел делать.
Я понял, что надо бегать. А на улице уже мороз. Мы решили поехать на 3200м, взяли там домик. Жили в этом домике, в какой-то день у нас был праздник, чуть все не погибли в снегу, как это бывает на празднике.

Сходили в горы, беккантри покатались. Я много бегал, готовился.
Пока на сноуборде не вывернул палец в обратную сторону.
Как раз вот этот (Показывает средний), который на Action Direct и нужен.
Я думал, ничего не будет, но наутро он стал синий и большой.

Через неделю всё было ништяк, он уже шевелился, и я решил отжиматься на пальцах почему-то, и он заболел сильнее. Поехали домой. Мне надо было ехать на проверку, делать визу, дело было в декабре. Для Алма Аты не очень холодно. Немного снега выпало.

Чуть отъехали и попали в буран, метель, лёд, оказывается, там очень резко меняется климат. Машина без шипов, на липучках, пусть и на новых, всё равно, когда ты едешь в горку, не переключаешься, если начать переключаться, просто покатишься.

Фото из архива Рустама

Те 400 километров дороги не помню, кошмар какой-то, я его пережил и забыл.
Переехали границу. Не доезжая 70км до дома, у меня отобрали права.
Это был пятый раз, когда нас остановили менты, у меня уже не было никаких сил, я уже чувствовал себя важным, полез драться, и у меня отобрали права.
У нас не было спидометра, и я доказывал, что скорость была такая-то, а не такая, какая была.
После этого трипа я съездил в Ред Булл, меня взяли в команду, я расслабился.

В следующем году я пытался с 63 скинуть вес, и мне было тяжело.

MR: Что была за идея с весом?

РГ: Была идея, что я сейчас раскачаюсь, буду тяжёлый, пальчики у меня станут сильнее, начну лазить, мне будет афигенно, потом я скину вес, и начну всех рубать.

Но дело в том, что когда начинаешь терять вес, жир в какой-то момент падает, но потом начинают белки расщепляться, вес ещё большой, под 60.

Такой ещё присутствует стереотип, абсолютная ошибка, когда ты хочешь похудеть, ты мало пьёшь, начинают связки болеть, начинаешь травмы получать.
У меня потянуты были сразу четыре кольцевых связки, воспалены.

И я пальцы лечил, и вес не кидается, всё это болит больше, утомление психологическое, тогда я понял, что мне надо просто дотерпеть это дело до конца года, и потом разбираться, не спеша.
Прошёл сезон, сезон был плоховатый, и я начал тренировать пальцы.

В тот день, когда я решил заниматься пальцами, мне отрезало сухожилия (Прим. бытовая травма, перерезало стеклом).
Я понял, что в ближайшее время я пальцами не позанимаюсь и начал за собой просто следить, не набирать вес.

MR: Сколько ты был в гипсе?

РГ: Три недели был в гипсе, это была крупная ошибка.
У спортсменов регенерация другая. Неделю и снимать. Заживает.
Это обычным людям надо три недели.

Полную подвижность после трёх недель восстановить нереально. Контрактуры.
Ещё было так, я снял гипс и пошёл помогать покупать кухню.
И мне говорят, ты же спортсмен, иди тащи.
Не стану же объяснять, что только гипс снял. Я её беру, коробку, а я не мог раньше руку разгибать, беру и чувствую, что у меня что-то оторвалось. Под кожей сухожилие, но это было очень больно.

Два месяца каждое утро я ходил на растяжку, на реабилитацию.
Сначала пальцы все вместе только шевелились, в разные стороны не шевелились.
Такие классные упражнения делал, любому скалолазу бы подошли. ЛФК помогла мне.
Научился делать вещи, которые до этого не умел, палочки перебирать, карандашики, колёсики катать.
Вылечился, и это был уже сезон 2011 года. Это было не так давно вообще-то.

Думал: не восстановлюсь никогда, не смогу на Action Direct попасть в дырку.
А в этом году я понял, что надо просто верить, и всё будет ништяк, хотя я с трудом понимал, как это может быть, пальцы только вместе шевелятся, а там же в дырку надо попадать.

MR: Когда ты первый раз попробовал Action Direct?

Action Direct

РГ: Action Direct я первый раз попробовал, в год, когда был чемпионат мира, получается, в 2009.
Перед тем, как поехать в Казахстан, первый раз я приехал в Германию, на чемпионате мира я стал вторым, Лёха (Прим. Рубцов) – первым. Я такой расстроенный.
Промежуток между Китаем и Action Direct - меньше недели.

Приехали, сразу взяли машину и поехали туда.
Я попробовал эту трассу и понял, что это вообще невероятно, при том, что я ещё в форме, и я не могу ничего сделать.

Вообще ничего не светит, не могу вывеситься на нём.
Под полфаланги зацепка непонятная, причём она берётся в подхват лучше, чем прямо.
Ни щипок не зажать.
Палец очень больно. Отрывается просто тупо.
Видео перед этим я не смотрел, не знал, как лезть, расклад потом уже узнал, приехал в Нюрнберг и где-то в интернете посмотрел.

Прыжок я даже толком не пробовал, чуть-чуть подёргался, но я не понимал, как туда вообще долететь и там удержаться.
Следующую зацепку попробовал, вроде она нормальная - ручка.
Прикинул, теперь я точно смогу, но в ближайших попытках не получалось.
С ручки щёлкаешь оттяжку и делаешь большой крест.

Прим. Ручка условная, как в сказке про Буратино «даже очаг у них был нарисован на куске старого холста», так вот, на Action Direct, кажется, все зацепки нарисованы магнезией и кровью.

"Несложный" крест на Action Direct

Крест у меня не получался, хотя крест – это вообще несложно, абсолютно несложный крест. Крест – ладно - не получался, но только две следующие зацепки тоже не держали.

Я пытался классическим раскладом пролезть, классический расклад чуть сложнее, чем обычный, или к нему просто привыкать надо.
Столкнулся не с тем, что пальцы не держат, понятно, не держат - Action Direct, но я не мог себя ногами притянуть.

Реально не мог с ногами совладать. Ноги не могли встать, не могли себя притянуть к скале, а там надо всё время себя тянуть, ноги правильно расставлять, безошибочно работать.

Был щипок, но щипки я люблю, с щипком было всё нормально.
И концовка мне показалась невероятной, потому что там на весь размах дотяг, после такого начала…

Сейчас я чуть по другому делаю, кладу пятку, двумя пальцами самую плохую зацепку на трассе беру, а тогда подумал, нереально.

В тот год Action Direct вылез Фишхубер. Он сказал, что две недели её лазил, и вначале вообще ничего не получалось, никакие перехваты, потом залез.

Я подумал, что, наверное, так и есть. Буквально один раз попробовал и ушёл оттуда.
Меня даже просто испугало вот это нависание, эти вщёлкивания, между оттяжек эти пролёты… Тяжело.

Попробовал рядом «Armstrong» (Прим. 8с+) и понял, что вообще нереально.
Я не могу поднять своё брюхо и поставить туда ноги. Сильно откидывает.
Ещё эта дырка под один палец…
Сейчас я прыгал и не менял положение пальца, втыкал и брал щипок, силы уже есть, а до этого мне надо было провернуть палец и зажать это двумя руками.
Теперь мне кажется легко, как 8b. А тогда ноги со всей силы откидывались, и я с отрывом лез. И дальше практически всё с отрывом лез.
Даже Ондра про «Армстронг» сказал, что это достойный маршрут, не в его стиле. Значит всё-таки сложный.

Армстронг, 8c+

На следующий год мы приехали с Рубцовым, я упал на Армстронге сверху, оттяжку не вщелкнул, он зевнул, и я упал на землю.
У нас крэшпэды были, ничего страшного не случилось.
Трассу не пролез, потому что испугался, что оттяжку не прощелкнул.

Попробовал Action Direct, пять кусков уже получалось стабильно.
Первый прыжок не получался, было тяжеловато. Всё время в межсезонье, после соревнований, после вечеринок. Приезжаешь и ничего не можешь пролезть.

Вернулся во Франкеньюру тем же летом, уже с Мурзаевым, пробовал вылезти Армстронг.
Почти вылазил его.

Армстронг

Action Direct пробовал, но мы, в основном, в секторе Эльдорадо лазили.
Пробовал Infiniti, вылез там коротенькую, сложную, очень сложную.
Попробовал Wall Street. Показалось нереально.
Потом сделал концовку, показалось уже легче.

В том году мы с Арманом ездили (Прим. Тер-Минасян), в начале года ничего толком не получалось, но я залез Армстронга.
Был один день тёплый, мы уже 2 марта выезжали, и 2 марта было +15С, а до этого всё время был минус.
Action Direct тоже пробовал, но не пошло, и мы поехали домой.

Армстронг

Прошлым же годом после соревнований, после Испании, когда я стал второй, Гиги первый, через два дня я попробовал Action Direct.
Кроме прыжка в две части залез. Прыжок не делал.

MR: Франкеньюра

РГ: Мне очень нравятся здесь маршруты, легендарные, с названиями говорящими. Маркус Бок названия даёт супер, Pain makes me stronger, действительно, боль учишься терпеть.

Для меня это интереснее, чем невероятный резистанс, который терпишь, лезешь-лезешь, такая мышечная усталость, ты не знаешь уже, как эти мышцы напрячь, но тебе их надо, и ты лезешь.

Action Direct

MR: Kinematix, 9а, которую ты вылез во Франции, как раз резистансная…

РГ: Я её пролез, чтобы доказать себе и всем другим, чтобы не было вопросов, ты – болдерингист, и длинное не умеешь лазить.
Было тяжело.

Первая верёвка была . В то время , сейчас + стала, один щипок отломили, я потом пробовал, ради интереса заезжал, в целом, не влияет на картину.
9а, как была, так и осталась.

Так вот, эту первую верёвку я пролез 35 раз без срыва.
Первую 8с я залез 35 раз без срыва!
Если честно, я там уже почти со счёта сбился.
Мы там были 30 дней. Я делал в день две попытки на неё.

Первую верёвку я ни разу не сорвался, и в дождь, и мокрую, и в жару, никогда не срывался.
Срывался на второй, на 8b+, она в стиле трудности, во весь размах, как бы в один перехват, одной достал, надо вторую руку убирать, по потолку.
Первая тоже по потолку, но тут широкие перехваты, они другие.
И концовка была просто невероятная. Я не мог вщелкнуться.

В итоге, я поменял билет на самолёт, остался её лазить.
Хотя мысль была, я такой сильный, такой крутой, я сейчас поеду домой, поподтягиваюсь и её легко залезу, но в какой-то момент меня осенило, что легко не залезешь никогда.

И мы на недельку ещё остались. Я уже знал, что первым в СНГ залезу . Поотдыхал три дня. И залез без напряга.

Пролез, кстати, и сразу расстроился. Упало настроение. Я сделал невероятный какой-то шаг, потратил столько сил, и как вообще дальше жить и ради чего?

В Париже был чемпионат Европы, я просился, чтобы на трудность меня заявили, но не заявили, я понял, что остаётся две недели, и надо тренировать болдеринг.
Я понимал, что сила невероятная, особенно пассивы почему-то, попал в финал, шестое место, правда, но в финале.
Нормально, после месячного лазания на скалах, без скалодрома.
В тот же год я выиграл Аржентьер и Монтобан.

MR: Франкеньюра

РГ: Чем мне нравятся здесь скалы, тут невероятные активники, я на них страдаю, мучаюсь, это значит клёвые активники, их надо тренировать.

Дырки, но далеко не все тут трассы с дырками.
Дырки – это, конечно, местная фишка, но не сказать, что это самое тяжёлое, что здесь есть.

Армстронг

Тяжёлое – это ставить ноги. Потому что эти дырки не держат.
И ногами учишься работать. То есть первое, что у тебя тренируется, - это пресс и ноги.
И потом от корпуса, прямо от плечей, всё тело начинает работать.
Приезжаешь на скалодром и ноги ставишь совсем по-другому.
Здесь если в дырке одним пальцем держишься, то туда ногу засунуть практически нереально. Поэтому по возвращении чувствуешь себя по иному, более свободно.

Зато здесь появляется скованность. Допустим, тут лишний раз рисковать, напрыгивать на дырку очень тяжело. Лучше до неё дотягиваться непонятно каким способом.
Иначе можно травму нанести себе.
Поэтому динамику надо по приезду дотренировывать.

MR: Подготовка к Action Direct

РГ: Я понял, что всё-таки выезжаю сюда и за неделю до отъезда продал свою машину, купил другую.
Конечно, мне 100 человек сказали, ты такой идиот, покупаешь машину, она же непроверенная, а если … она старенькая, да, она красивая, Булка. Громкая и красивая.
Что громкая я узнал, после покупки, до этого я не знал, что она такая громкая.

Все понимали, и я включительно, что опасно ехать на машине, которая работает, но неизвестно как.
Самое интересное, я её купил, оставил на пару дней около дома, в Москве я на метро, и потом я её не смог завести.
Я понял, что это подстава, надо быстро решать, что с ней делать. Но дело оказалось в свечах, хотя там было ещё много проблем, которые устранять не было времени, и даже не было финансов. Потому что эта машина была подороже, и они резко закончились, как это бывает.
А потом я ещё подумал, что надо купить билет в Китай (Прим. На этап Кубка мира), и купил билет в Китай. На этом всё иссякло.

Мы собрали последние деньги и поехали.
Ехали всю дорогу хорошо, не как на легковушке. Как на автобусе, смотришь сверху.
Не быстро, но легко можешь шесть часов ехать. Едешь себе и едешь, пьёшь чай. Машину не колбасит. Зимнюю дорогу российскую хорошо преодолели.

Сюда ехали потренироваться. Приехали в Обертрубах или Обертрубач, как мы называем.

Action Direct

Нет, даже не так, мы приехали прямо под Action Direct. Всё мокрое пре-мокрое.
Я знал, что скоро не будет дождей и поэтому всё круто. Завтра всё высохнет, и будем её лазить. Чувствую, что холодно, думаю, ну, наверное, станет потеплей.

Наутро мы просыпаемся, чистим зубы (я понимал, что мокровато даже просто, чтобы бегать, не то, что лазить), и пока мы чистим зубы, выпадает 10 см снега.

Наверное, надо отсюда ехать. В Швейцарию – нет крэшпэдов и нет намерения лазить болдеринги. В итоге, поехали в Голландию.
Это была хорошая неделя, чтобы подготовиться к Action Direct, учитывая, что до этого, за неделю, я начал тренировать левый средний палец для прыжка. Тренировал только его.
Потом ещё хорошее упражнение – я на двух пальцах держал горизонт. То есть много тренировал. Вставлял в дырки пальцы и на них держал горизонт, потому что здесь ножки надо держать резво, и они не очень-то стоят.
Ещё тут руки не держат, скользят.
Потом боковой, на одной руке повисаешь и вбок поднимаешь тело, потому что здесь надо вбок себя кидать не от локтя, и не меняя позиции рук. Потому что начинаешь барахтаться, и они вываливаются.
Обычные упражнения.
Тренировал левый палец в RockZone, там у них есть плохая зацепка какая-то, в кроссовках, на ней повисал и пытался прыгать, прыгать, прыгать. Думаю, это плюс дало.

MR: Сегодня прыжок получился

РГ: Прыжок делаю, это реально успех.

Action Direct

В Голландии замечательный громадный скалодром. За четыре дня до нашего приезда построили новую плоскость, гигантскую. Нависает, и спектр зацепок очень широкий.
Месяц назад у них был фестиваль, накручено 90 трасс, некоторые из них были очень сложные трассы, все эти трассы я лазил четыре дня. Упирался.
Это лучший скалодром, плюс, там меня любят.

Потом я понял, что надо пальцы протереть до дыр и тупо лазил на руках. Кровь пошла, и я закончил тренировки.
Поехали в Брюссель, отдохнули, поели вафелек.
Скоро начинаются суровые будни.
Приехали во Франкеньюру, здесь было всё мокро. Но мы решили, что будет всё сухо и не стали Ане писать ничего (Прим. хотя Аня спрашивала). Подумали, что вдруг передумает и не приедет.

* * *
Action Directe, первый маршрут в мире категории .
Прохождения

14 сентября 1991 года Вольфганг Гюллих (Wolfgang Gullich) за 11 дней в течение 10 недель делает первое прохождение Action Directe.
• Alexander Adler - 1995.
• Iker Pou - 2000.
• Dave Graham - 2001.
• Christian Bindhammer - 2003.
• Rich Simpson - 2005.
• Dai Koyamada - 2005.
• Markus Bock - 2005.
• Kilian Fischhuber - 2006.
• Adam Ondra - 2008.
• Patxi Usobiaga - 2008.
• Gabriele Moroni - 2010.
• Adam Pustelnik 2010
• Jan Hojer 2010
• Felix Knaub 2011
• Рустам Гельманов 2012

Габриэль Морони на Action Direct

< width="700" height="386" src="http://www.youtube.com/embed/hahDRieyNkE?rel=0" frameborder="0" allowfullscreen>

SCARPA Man :) Сергей Шаферов

Михаил Черников: "Не бояться делать ошибки, они почти всегда будут""

Рустам Гельманов "Action Directe, 9a". Фильм

Красноярск. Чемпионат России
Интервью с серебряными призёрами в болдеринге.
Рустам Гельманов и Евгения Лапшина

Рустам Гельманов. Первое место на втором этапе Кубка мира в болдеринге.
Интервью после старта

Вторая 9а Рустама Гельманова, Action Direct!

Авторская страница Анны Пиуновой

Шарф Интервью с дважды чемпионом мира в болдеринге и просто классным парнем

Алексей Рубцов. Интервью с Чемпионом мира в болдеринге (2009)