Скалолазание > Люди >

Автор: Анна Пиунова, Mountain.RU

Рустам Гельманов. Одержимость Action Direct
Часть вторая. Прохождение

РГ: Пару дней отдохнул и собирался вылазить на следующий день, но, наверное, что-то перемудрил с обезвоживанием, надо было себя в руках держать как-то, тяжеловато было лезть. Тяжеловато - это я падал с перехвата на самом верху, после вщёлкивания, после большой тяги.
Научился по хитрому оттяжку вщёлкивать, так как меня страховала Маша. По-моему, ещё никто там не вщёлкивался.
Вщелкивал оттяжку, делал два перехвата и потом падал. Причём зацепку уже брал, но с неё отваливался.

Сделал две попытки, пошёл дождь. Зацепки начали мокнуть.
Вечер, из них вода сочится, делаю третью попытку, опять оттуда же падаю. Силы есть, но всё уже мокрое, и концовка начала течь.
Решаю день отдыхать и день пробовать, так как мы планировали уезжать.

В день, когда собирался вылезти, напереживался нереально, шёл дождь, я издергался.
Голова кругом шла, я не знал, что сделать, как вылезти, понимал, что физически готов, но не знал, как себя настроить. Организм весь шалит.
На следующий день отдохнул. Хорошо мы так по лесу погуляли, помедитировали. Решил вечером следующего дня прохождение делать.
Но, как оказалось, изменилось время в Европе, а в России не изменилось.
Я пришёл в шесть вечера, солнце высоко, ничего понять не могу, часы сами автоматически перевелись, и реально было жарковато.
Зацепки высохли, но температура поднялась, и зацепки стали плохо держать, выскальзывали.

На первом прыжке за весь этот выезд я ошибся всего два раза. Всё время прыгал. Тренировал палец, а в итоге прыгал с актива. Брал дырку в актив и в щипок, и прыгал, даже когда за мокрое брался.

Настроился, прямо полностью. Полез эту попытку.
Попытка сразу пошла дурацкая. Плюс я расклад начал менять.
Расклад менять на Action Direct – это на пять сантиметров не туда поставить ногу.
Делаю эту тягу гигантскую, дотягиваюсь, рука выскальзывает, и я повисаю на двух пальцах и на ноге. Не знаю сам как. Фантастика. Жаль, не записали видео. Возвращаю один палец в эту дырку и опять делаю дотяг, и падаю с него, сильно надрываю палец.
Я зря удержал. На что рассчитывал вообще непонятно. Пальцы уже были в шоке.
Поскольку я стартовал пораньше, ещё время было. Солнце начало закатываться, я побежал, попил водички, съел конфеток, достал из уже упакованных на обратную дорогу продуктов, которые мы решили не трогать, печенье, от Маши скрыл, съел печенье, в карман их засунул, хожу вокруг, думаю.

Решаю Машу не пугать, а уже когда полезу, сказать, что оттяжку вщёлкивать не буду, верхнюю, потому что это последний шанс сэкономить силы и пролезть. Я понимал, что падать нельзя, потому что Маша страхует. Она старается, но там реально нужна реакция, чтобы верёвку выбрать успеть.
Если падаешь с ключа, делаешь ключевой перехват, ручку взял и оттуда падаешь, то ничего страшного, если вдруг будешь париться и упадёшь выше, то это всё.
Я боялся больше всего упасть выше, поэтому всё время до конца трассу опробовал, чтобы концовку разметить и уж точно оттуда не упасть.

Вышло так. Я полез. Лез достаточно хорошо. Движения экономичные, уверенные, успокоился.
Подлажу к ключу, не щёлкаю эту оттяжку, делаю легко все перехваты, беру ручку, достаточно легко, и всё. Начинается ступор. Причём капитальный.
Держу эту ручку и ничего не могу отпустить. Рука начинает приплывать, я беру зацепку, которую никогда не брал, начинаю судорожно делать перехваты вверх, делаю ещё два перехвата, уже почти липкие ручки, и они начинают вываливаться, просто мрак.
Я понимаю, что с середины щели падать – это уже ближе к земле. Напугался.
Внутри такие слова, всё, Рустамчик, вот ты и допрыгался, либо вверх-вниз, теперь ты альпинист.

Случайно как-то до этого, пару попыток назад, на спуске, заметил ручку, я её немного помагнезил и видел, что она держит, помню, что она как бы не совсем ручка.
И на руках, которые уже ничего не держат, я ухватился за что-то, что вообще не является зацепкой, на одной руке повис.
Смешно, если в конце начинаешь тупить.
Когда я вылез, реально был рад, что пролез и не упал, выжил.
Пролёт с хорошим страховщиком – нормальный, безопасный. А с не очень опытным, можно было и ноги повредить.

В итоге, я громко-громко раскричался, что я её пролез, что-то кричал про немцев-фашистов. Тяжело передать эти ощущения.
Прибежали немцы на эти крики, те самые фашисты, и давай рассматривать, что я там пролез.

Перед предыдущим удерживанием у меня чуть-чуть уже пальцы начали надрываться, на правой руке, и где-то в середине трассы реально порвалась кожа, и начала капать кровь, и когда я лез, кровь брызгала как в блокбастере.
Как в фильмах, кровь летит, я лезу, солнце заходит, такие яркие капли крови в его лучах.
Взял ручку, она уже достаточно липкая от крови, что внесло свои коррективы.

Финальную часть вылез раскладом, который, наверное, никто уже не сделает, потому что никакого смысла нет брать эти зацепки…

Считаю, что трасса далась практически нахаляву.
Психологическую нагрузку один день потерпел. На предыдущей 9а, я 37 или 35 раз - сбился со счёта - первую часть трассы проходил и на второй падал…

Удачную попытку делал в день, когда по прогнозу погода была плохая, а на самом деле стояла хорошая и солнечная, но из-за этого трение было самое дурацкое.
Когда много лазишь, кожа становится гладкой и сухой, хоть ты её протираешь, но она как пластик и выскальзывает из этих дырок.

Надо бы было неделю там потренироваться, неделю в другом месте, и неделю на пролезание.
Но у нас всего было: четыре дня я лазил Action Direct, из них день фотографировался, два дня тренировался, день на вылаз и ещё день на вылаз уже окончательный.
Сколько попыток сделал, точно не знаю. В первый день где-то три попытки, на следующий день – три, потом две или три, не помню, и со второй попытки на следующий день залез. Соответственно, в районе десяти попыток.
Трасса всё время подмокала, с утра низ весь мокрый, приходилось подлазить, подчистить, потом уже делать попытку.

Когда лез этот маршрут, по зубам мне стучала оттяжка, в точности как во время съёмки, я же её не вщелкнул, она мне била по зубам, и в этот момент я вспомнил, мне Аня говорила, всегда оттяжки стучат по зубам, и зачем я думаю об этом, когда мне надо ещё лезть? В голове не знаю, что творится.

Не то, чтобы я сильно обрадовался, что пролез, но когда вниз спустился, не поверил, что мне больше не надо её лезть.
Зарекаться нельзя, про Армстронг я уже зарекался, что не буду его пробовать… Неизвестно ещё, как там получится с Action Direct.

MR: Гюллих

РГ: Когда в первый раз, в 2009 году, я приехал и попробовал трассу, я был в шоке.
Не передать. Сейчас, когда уже залез, я понимаю, да, это человек может, но когда первый раз я попробовал Action Direct, я воодушевился.

Гюллих в 1991 году залез Action Direct, и не только Action Direct, там ещё куча трасс.
Началось с того, что я не сразу попробовал Action Direct, я ещё попробовал несколько трасс 8b, 8b+, 8c… Я был шокирован, именно которые пролез Гюллих. Возможно, даже пробил, не знаю. Невероятно, насколько он опередил своё время.

Потом я понял, почему получилось так, что для них оказалось это нормально. Когда тренируешься в такой среде, всё время берёшь эти дурацкие зацепки, к ним привыкаешь, человек может привыкнуть ко всему.

Гюллих и Action Direct оставляют неизгладимое впечатление. Особенно когда первый раз пробуешь маршрут.
В те времена, они все были такие здоровые, и всё равно вылазили все эти маршруты, я удивлялся, что так было.
Хотя могу сказать, что Action Direct не та трасса, как бы это передать, это не полное лазание на пальцах, это такая компиляция между корпусным лазанием и плохими зацепками.

Назвать супер-сложными зацепки, которые там есть, нельзя, есть маршруты, где хуже зацепки, но при этом там корпус по другому работает.
Здесь сочетание работы корпуса и плохих зацеп составляет очень красивую картину. Получается, что сама эта линия безупречная.
Не просто лезешь на пальцах по мизеркам, а ещё работаешь корпусом, при этом невероятные нагрузки на пальцы.
Причём ты можешь выбрать - кидаться на эти дырки или дотягиваться до них, у всех разные стили. Плюс несколько разных раскладов.
Тот расклад, который я сделал, новый, мне кажется, он упрощает намного ситуацию, может, для меня и для моих размеров, те, кто подеревяннее, пожалуй, не смогут так ногами обжаться.

Когда прорабатывал Action Direct, я ходил по этому чудесному лесу и визуализировал, как я лезу, всё время пританцовывая, прыгал, делал движения.
Последние дни понял, что надо отрабатывать с дыханием, потому что часть трассы я не дышал, а надо дышать, отрабатывал с дыханием этот маршрут, подпрыгивая и пританцовывая каждое утро и каждый вечер, уходил в себя, ходил по лесу, Маша всё пугалась, где часами пропадаешь.
Психологически маршрут меня не задавил, я просто его с удовольствием прорабатывал, представлял себе.

Самое сложное, ты вроде его представил, всё продумал, проработал, а в самый момент, когда готов, стоишь перед маршрутом, тебе надо в этот момент напрячься, наступает такая небольшая апатия, ты понимаешь, что сейчас надо работать.
Но я для себя решил, что делаю прыжок, и с этого момента начинается маршрут.
У меня был девиз: лезть быстро и следить за дыханием. Если просто лезть, то далеко не улезешь. Организм понимает, что надо делать быстро, ты себя заставляешь, но в итоге, получается не так-то и быстро.

MR: В связи с усложнением маршрутов возрастает скорость их прохождения

РГ: Адам Ондра очень быстро его пролез. Очень быстро. И Морони для себя, учитывая, что он любит повисеть. Этот маршрут не предполагает зависания.
Можно лезть и тупить, есть же такой стиль лазания по ручкам, когда лезешь, висишь на одной руке, оглядываешься, куда лезть… Тут не проканает.
Даже надо себя немного взбесить, проявить в себе психа. Не просто резко делать перехваты, а как будто ты в нервно-психическом расстройстве делаешь всё это, максимально быстро, и дёргаясь. Я Машу так и настраивал, всё, буду сейчас выбирать верёвку, как психбольной. Приблизительно так и было.
Залез и сразу стал снимать оттяжки. Было круто, как будто пролез и всё, убегаю дальше тренироваться. Снял оттяжки и стоял на него смотрел.

MR: Т.е. жизнь, как после первой "девятки", не закончилась.

РГ: Нет, абсолютно. Я ещё подумал, что завтра попробую пролезть «Пантеру».
У нас не было никакого особенного праздника. Ну, небольшое поощрение я себе сделал.

MR: Съел на одну печенюшку больше?

РГ: Практически так. Кашка, чуть побольше сахара, а для Маши были куплены деликатесы, баварские белые сосиски.
Часто такое после соревнований случается, выложился, через неделю следующий старт, думаешь, не хочу никакого праздника, ни объедаться, ни выпивать.
Организм, может, даже и против чревоугодий и возлияний.

MR: Раз уж задели соревновательную тему. Начало сезона. Прогнозы, планы, расклады

РГ: Спортивный сезон начался достаточно рано. Учитывая, что я пролез Action Direct, значит форма неплохая, но это не говорит о том, что я точно буду всё время первый, второй, третий, скажем. И до этого я вылазил тяжёлые трассы, приезжал на соревнования и лез обычно.
Всё-таки это большая разница. Настрой правильный, физическое состояние и пролаз маршрута, который ты уже отработал, и тебе надо просто воспроизвести то, что ты в голове себе представил.
А когда совсем разные трассы, соревнования – это совсем разные области.

Но надеюсь, что пальчики держат неплохо. И это было важно.
Теперь никто не скажет, что у тебя пальчики держат не очень. И дырки не любишь.
Теперь я автоматически попал в список, любящих зацепки под один-два пальца.
Даже сам того не ожидая, если бы мне три года назад сказали, что я люблю дырки и прыжочки по ним…

Собираюсь участвовать на всех этапах на болдеринг, в коммерческих стартах Адидас, и думаю съездить в Аржентьер, потому что Аржентьер – это хороший отдых, ну и в Арко, конечно же, буду выступать.

Задача не очень сложная. Попасть в призы на мире и в Большом Кубке в рейтинге, в прошлом году на два этапа не поехал, в Англию и в Канаду, визу не успел сделать, и везде в рейтинге опустился.
В этом году тоже есть хороший шанс не поехать из-за визы уже на первый этап. Я несколько дней как получил новый паспорт и не успел всё проставить, а так как ко всему прочему федерация наша неспешная...
Поэтому я не уверен, что смогу на все поехать, но абсолютно точно уверен, что если один этап пропущу, на остальных напрягусь сильнее. Может быть, это будет своеобразным мобилизирующим фактором.

MR: Чемпионат мира

РГ: Чемпионат мира – это такая вещь, про которую говорить страшно. Сезон удачно спланирован, американскими соревнованиями заканчивается первая серия Кубков, затем большой промежуток, можно хорошо потренироваться, пролезть что-то скалолазное, посетить какое-нибудь чудесное место, и после восстановления взять нагрузки и подойти к соревнованиям.
Проверочными соревнованиями сделать Аржентьер, к примеру. После поехать в Рок Стар, как на более серьёзное.
Потом Кубок в Мюнхене, где надо напрягаться по полной программе, потом Арко, не то, чтобы обязательный супер старт, но всё-таки проверка, и это место, где нас любят, всем скалолазам нравится в Арко выступать, хотя, как выступишь, неизвестно, не прогнозируемо. Дурацкая система, где помимо своих сил, ты проверяешь судьбу по полной программе.

Потом Чемпионат мира. Классно, что он проводится в сентябре.
Мне в сентябре нравится соревноваться. Другая атмосфера, другое ощущение.
В начале лета выступаешь, весь заведённый, а в сентябре чувствуешь себя уже серьёзным, взрослым что ли, потому что в сентябре ты уже стареешь, потому что год приближается к концу.
Ты уже опытный и наглый. Выступаешь более хладнокровно.
Сентябрь должен мне помочь.