Руководитель: Ф.Картаев, Москва

+300

5 часов 40 минут

Выходим в 8:30

От места стоянки продолжаем спуск по травянистым террасам левого берега реки Кек-Киик. Видно, что ниже террас у самой воды неприятный крутой конгломератный склон, поэтому спускаться к реке пока не хочется.

Через полчаса пути долина реки Кекиик становится более широкой и пологой. Спускаемся к воде и с помощью любезного киргиза, который перевозит нас через брод на лошади, оказываемся на правом берегу реки.

Здесь есть хорошо набитая тропа, по которой мы и продолжаем спуск. В нижнем течении Кек-Киика и, тем более, в самой Алайской долине рельефа практически нет. Идти по равнине просто, поэтому мы перемещаемся довольно быстро. За полтора часа выходим в Алайскую долину.

Поворачиваем направо, в направлении поселка Ачиксу, спускаемся на проселочную дорогу и продолжаем движение по ней. За 2 часа выходим по этой дороге в поселок.

Забираем заброску, обедаем.

От поселка Ачиксу в верховья долины (к джайло) также ведет дорога. После обеда, с изрядно потяжелевшими рюкзаками, продолжаем подъем по ней.

За 1 час 40 минут поднимаемся к джайло – небольшому скоплению юрт на широкой зеленой поляне. Ставим лагерь на краю этой поляны на берегу притока реки Ачиксу, стекающего из под перевала Лыбидь.

Фото 2.6. Нижнее течение р. Кекиик

Фото 2.7. Вид на Заалайский хребет с дороги, ведущей из пос. Ачиксу

под перевал Чакманташ

+600

2 часа 40 минут

Перевал Чакманташ (2Б 5020). Находится в центральной части Заалайского хребта. Ориентация - север - юг. Соединяет долину реки Ачык-Суу (с севера) и ледник Чакманташ (с юга). Взлет с южной стороны фактически отсутствует. От ледника Чакманташ склон быстро выполаживается с 25 до 10 - 15°, а потом и меньше и около 500 м тянется до седловины. Взлет с северной стороны представляет собой снежно-ледовый склон крутизной до 45°, изорванный в верхней и правой частях ледовыми сбросами, в центральной части разрезанный вдоль двумя скально-осыными грядами и ледопадом. Из-за этого на перевал идут по гребню северного отрога Заалайского хребта в левой (восточной) части склона и лишь в самом конце выходят с гребня на седловину.

Описание прохождения перевала — от долины Ачиксу до ледника Чакманташ.

Выходим в 10:00.

Поднимаемся по травянистым террасам по правому берегу реки Ачиксу. Утром реку можно легко перейти по камням практически в любом месте. За два перехода по 40 минут поднимаемся к повороту в цирк нашего перевала.

Далее продолжаем движение вверх по ручью, текущему из цирка перевала Чакманташ и впадает в Ачиксу.

Поднимаемся сначала по травянистым террасам, а затем по морене вдоль ручья. Еще за два перехода по 40 минут подходим под снежно-ледовый склон, из под которого этот ручей и течет и по которому мы планируем выйти на гребень, ведущий к седловине перевала.

Однако начинать подъем сегодня нецелесообразно. Вчера наши рюкзаки изрядно потяжелели, так как мы забрали заброску с продуктами на две недели похода. Поэтому идем мы не слишком быстро. Уже два часа дня, а до ближайших приемлемых стоянок на гребне набирать еще 400-500 метров.

Поэтому ставим лагерь на старом моренном валу непосредственно перед началом подъема на наш снежник.

Фото 3.1. Движение вверх по р. Ачиксу

Фото 3.2. Пер. Чакманташ. Красным цветом показан путь подъема группы

Ходовое время

Подъем по гребню перевала Чакманташ, ночевка на гребне

+900

7 часов 10 минут

Выходим в 8:00.

За 10 минут выходим на снежник, надеваем кошки и начинаем подъем.

Перепад высот от подножия снежника до гребня составляет около 400 метров. В нижней части склон относительно пологий (до 25°) и покрыт снегом. Однако в средней части его крутизна постепенно увеличивается до 30°, а затем до 40°. Кроме того, от снега остается совсем тонкий слой, под которым — лед. Поэтому, в верхней части подъема вешаем 100 метров перил (фото 3.4).

На гребень, ведущий к перевалу, вылезаем в 11:30. Высота 4300. Здесь есть площадка, на которую можно уместить палатку и вода в ручье из снежника. Отдыхаем, пьем мультивитамины, через полчаса продолжаем путь.

Поднимаемся по гребню. В среднем он довольно пологий, однако местами встречаются взлеты, крутизна которых достигает 30–40°. Идем то по осыпи, то по снегу, то по льду. На крутых участках открытого льда вешаем перила. Всего получается три участка перил по 40-50 метров.

К шести часам вечера подходим под широкий снежно-ледовый лоб, крутизной около 40-50°. По нашим подсчетам за ним расположено перевальное плато перевала Чакманташ. Ну а непосредственно под ним, на высоте около 4800 метров, есть ровная снежно-осыпная полка, на которой мы решаем заночевать.

Фото 3.3. Начало подъема на гребень пер. Чакманташ. Надеваем кошки

Фото 3.4. Верхняя часть подъема на пер. Чакманташ. Движение по перилам

Фото 3.5. На гребне, ведущем на пер. Чакманташ. Вид на Алайскую долину

Фото 3.6. Вид с гребня пер. Чакманташ на седловины пер. Лыбидь

Фото 3.7. Движение вверх по гребню пер. Чакманташ

Ходовое время

перевал Чакманташ (2Б, 5020) - ледник Чакманташ - ледник, стекающий из под перевала Конституции

+220

–820

5 часов 40 минут

Выходим в 8 часов.

От седловины перевала нас отделяет крутой снежно-ледовый лоб с перепадом высот около 200 метров.

В нижней части крутизна подъема около 50°. Вешаем 100 метров перил. Далее взлет постепенно выполаживается, а снега становится больше. Продолжаем подъем в связках. За полтора часа от места стоянки поднимаемся на перевал.

Седловина перевала невыраженная, это почти горизонтальное поле размером 200х200 м. По имеющемуся у нас описанию, тур должен находиться на скалах в западной оконечности гребня, ведущего к перевалу Лыбидь. Однако найти этот тур нам не удалось.

От седловины перевала начинаем спуск вниз по леднику Чакманташ. В центральной части ледник сильно разорван. Поэтому спускаемся прижимаясь к левому борту ледника.

Идем в связках.

Спуск неприятный. Приходится идти то по рантклюфту левого борта, по мелкой и средней осыпи, обходя многочисленные озерца, расположенные в рантклюфте. То по самому леднику, петляя между трещин. В верхней части ледник закрыт, и трещины почти не просматриваются. Наши участники проваливаются в них дважды. Так что в связках мы идем не зря.

За шесть переходов по 40 минут спускаемся к месту слияния ледника Чакманташ и ледника, стекающего из под перевала Конституции (фото 3.10). Ставим лагерь на морене левого борта ледника Чакманташ.

Фото 3.8. Перевальное плато пер. Чакманташ. Вид в сторону ледника Чакманташ

Фото 3.9. Движение группы вниз по леднику Чакманташ

Фото 3.10 Место слияния ледника Чакманташ и ледника, стекающего из под пер. Конституции

под перевал Конституции

+900

4 часа

Перевал Конституции расположен в южном отроге Заалайского хребта между вершинами 5860 м (узловая) и 5914 м и ведет со среднего течения ледника Чакманташ в верховья ледника Кузгун. Категория трудности: 2Б. Высота: 5500 м. Характер: снежно-ледовый. Ориентация: запад–восток. Описание прохождения перевала — от ледника Чакманташ до ледника Красина.

Фото 4.1. Подъем вдоль правого борта ледника, стекающего с перевала Конституции

Выходим в 9:00.

Сегодня нам предстоит подняться в цирк перевала Конституции. От нашей стоянки хорошо виден поворот на ледник, стекающий из-под перевала Конституции и начало подъема (фото 4.1).

Преодолеваем моренный вал, отделяющий ледник Чакманташ от его притока, по которому нам предстоит подниматься. Далее начинаем подъем по осыпному склону слева по ходу от ледника. В отличие от вчерашнего ледника Чакманташ, здесь ледник не прижимается бортами к скалам. Поэтому вместо узкого рантклюфта здесь достаточно комфортный мелко- и среднеосыпной склон.

За 4 перехода по 40 минут поднимаемся к ледопаду перевала конституции. Чтобы попасть в цирк перевала — пологое снежное плато над ледопадом — нужно как-то его преодолеть.

Путь непосредственно по ледопаду возможен. При движении по оптимальной траектории, возможно, даже удастся избежать навески перил. Однако придется распутывать довольно заковыристый лабиринт из трещин, что может занять очень много времени.

Поэтому мы выбираем другой вариант. Мы поднимаемся на правый борт долины и обходим ледопад по склону. Идем траверсом над ледопадом по мелкой осыпи с немногочисленными выходами разрушенных скал (фото 4.2). Средняя крутизна 20–30°.

За час выходим на пологий снежник в верхней части ледопада. Связываемся и за 20 минут поднимаемся по этому снежнику на верхнее плато ледника.

Таким образом, обход ледопада перевала Конституции занял у нас 1:20 чистого времени.

Ставим лагерь на плато.

Фото 4.2. Седловина пер. Конституции и ледопад пер. Конституции. Красным треугольником обозначено место ночевки группы на плато над ледопадом

перевал Конституции (2Б*, 5500) – ледник Кузгун

+400

–500

Выходим в 7:30.

От места стоянки хорошо виден наш перевал.

Перевальный взлет в нижней части представляет собой снежный склон крутизной около 30° и с выходами скал. В верхней части для того чтобы попасть на седловину нужно подняться по более крутому (40-50°) снежно-скально-осыпному кулуару.

За 20 минут в связках по пологому закрытому леднику подходим под перевальный взлет.

За 1 час 40 минут преодолеваем снежный склон и поднимаемся к началу кулуара.

В кулуаре вешаем 60 метров перил по разрушенным скалам и льду, которых хватает для выхода на седловину.

На седловине перевала оказываемся в 11 часов. Это неглубокая снежная мульда с небольшими выходами разрушенных скал.

В направлении ледника Кузгун перевальный взлет практически отсутствует. По пологому закрытому леднику в связках спускаемся на верхнее плато восточной стороны перевала. И пересекаем это плато забирая вправо, чтобы обойти мощные разломы в центральной части ледника (вид снизу на эти разломы представлен на фото 4.6). За 40 минут подходим к началу спуска с подперевального плато.

Здесь крутизна склона возрастает до 30° а трещин становится больше. Часть из них удается обойти. Часть преодолеваем по снежным мостам. Там, где мосты не вызывают нашего доверия, организуем перильную страховку. Спускаемся по правой стороне ледника. Слева от нас ледопад, стекающий с верхнего плато.

Через 30 минут ледник снова становится пологим, однако остается закрытым.

Еще 50 минут петляем между трещинами, спускаясь по центру ледника. Снега все еще много, он совсем раскис и держит плохо. Поэтому решаем не мучиться сегодня, а пройти оставшуюся часть закрытого ледника завтра утром, по смерзшемуся фирну.

Ставим лагерь на леднике Кузгун примерно в двух километрах к востоку от ледопада, стекающего с верхнего плато перевала Конституции.

Фото 4.3. Скально-осыпной кулуар в верхнея части перевального взлета пер. Конституции (с запада) и вид с перевала конституции в сторону лед. Чакманташ

Фото 4.4. На седловине пер. Конституции (фотограф — И. Роговин)

Фото 4.5. Начало спуска с пер. Конституции в сторону ледника Кузгун. Привал на верхнем плато ледника Кузгун

Фото 4.6. Ледопад в верхнем течении ледн. Кузгун. Красным показан путь спуска группы

Ледник Кузгун – Ледник Красина

–700

5 часов 20 минут

Выходим в 7:30.

От места стоянки продолжаем движение вниз по закрытой части ледника Кузгун. Утром снег еще не раскис, и мы идем по фирну, совсем не проваливаясь. За 20 минут спускаемся к ледопаду, который перегораживает практически весь ледник Кузгун в его среднем течении.

Проходим ледопад, смещаясь к правому борту ледника. Спуск здесь не представляет сложности. За полчаса находим относительно легкий путь между трещинами и спускаемся с ледопада на нижнюю, открытую часть ледника Кузгун.

Продолжаем спуск по пологому открытому леднику. Трещин здесь мало, и идти довольно комфортно. За 1 час 10 минут достигаем места слияния ледников Кузгун и Красина. Последний выглядит довольно неприветливо: в нижнем течении он представляет собой хаотичное нагромождение льда засыпанного моренными отложениями темного цвета.

Фото 4.7. Средняя часть ледника Кузгун и вид на нижнее течение ледника Красина

Перевал Дзержинского. Категория трудности: 3А. Высота: 5700 м. Характер: снежно-ледовый. Ориентация: СВ – ЮЗ. Расположен в Заалайском хребте, в северном плече пика Дзержинского (между вершинами Дзержинского и Красина) Ведет с ледника Красина (восточный исток ледника Кузгун) в Алайскую долину. Описание прохождения перевала — от ледника Красина до ледника Коман.

Пока готовится обед, проводим разведку захода на ледник Красина и пути по его нижней части. Решаем, что оптимально двигаться по правому рантклюфту ледника. После обеда на протяжении четырех переходов (по 40 минут) следуем этой стратегии: идем то непосредственно по рантклюфту, то по осыпи, по правому борту долины. За это время удается продвинуться примерно на 4 километра вверх по течению ледника и достичь высоты 4500 метров.

Лагерь ставим за моренным валом, отделяющим рантклюфт от тела ледника, со стороны ледника, то есть таким образом, чтобы этот вал защищал нас от возможных камнепадов со склона.

Фото 5.1. Начало движения по морене правого борта ледника Красина

Фото 5.2. Нижняя часть ледника Красина, на заднем плане — левый приток ледника Красина

Фото 5.3. Правобережная морена ледника Красина и перевал Красина

Ледник Красина

+400

4 часа 10 минут

От места стоянки продолжаем подъем верх по леднику Красина.

40 минут поднимаемся карману правого борта, затем выходим на ледник и продолжаем подъем по морене по его центральной части. Здесь, между двумя ступенями ледопада (первую мы полностью обошли по рантклюфту) течение ледника довольно спокойное.

Проходим мимо устрашающего перевального взлета перевала Красина (фото 5.4.).

Фото 5.4. Перевальный взлет перевала Красина

Еще час минут подходим к очередной ступени ледопада. Ее обойти по рантклюфту не получится. Продолжаем подъем, ища путь среди разломов. Ледопад производит довольно «грязное» впечатление. Он почти весь покрыт осыпью и бурой глиной, поэтому ботинки и штаны выглядят так, как будто мы не на Памире на высоте почти 5000 метров, а в Краснодарском крае в межсезонье.

Движемся ближе к правой стороне ледника, так как здесь размеры разломов меньше, чем слева и в центре.

Периодически приходится преодолевать короткие (по 4-7 метров) ледовые стенки крутизной до 60°. Там, где есть куда падать при срыве, вешаем для страховки перила.

Преодоление второй ступени ледопада занимает два с половиной часа. За это время удается найти путь и подняться на верхнюю, более пологую часть ледника.

Ставим лагерь в центральной части ледника Красина над второй ступенью ледопада. На повороте ледника: там, где направление его течения меняется с юго-запада на северо-запад.

Фото 5.5. В ледопаде ледника Красина

Фото 5.6. Ледопад ледника Красина

Фото 5.7. В ледопаде ледника Красина

Фото 5.8. Верхнее плато лед. Красина, пер. Дзержинского

Ледник Красина

+500

4 часа

Выходим в 9:00. От места стоянки продолжаем подъем по леднику Красина. Поднимаемся по пологому (до 10°) закрытому леднику. Несмотря на то, что ледник не крутой, трещин очень много. Приходится делать длинные обходы, смещаясь то правее, то левее. Сначала поднимаемся ближе к левому борту ледника, потом смешаемся ближе к центру.

За шесть переходов по 40 минут поднимаемся к заключительной ступени ледника, выводящей непосредственно в цирк перевала. Высота 5400 метров. При этом по мере подъема погода постепенно портится. Небо затягивают тучи, начинается снегопад. Видимость падает. Поэтому ставим лагерь.

Ходовое время

Ледник Красина - седловина перевала Дзержинского (3А, 5700)

2 часа

Выходим в 9:00. К утру погода наладилась и наш путь хорошо просматривается. Поднимаемся по снежно-ледовому склону, выводящему в цирк перевала Дзержинского. В среднем, крутизна склона не превышает 25°, однако на отдельных участках достигает 35°. Ледник по-прежнему сильно разорван. Лавируем между трещин, постепенно смещаясь к правому борту ледника.

Постепенно склон выполаживается, и трещин становится меньше. Продолжаем подъем по пологому (до 5°) снежному полю, которое выводит нас на широченную снежную седловину перевала, где мы и ставим лагерь в 11:30.

Подъем от места стоянки до седловины занимает 2 часа чистого ходового времени. Впереди у нас почти целый день для того чтобы отдохнуть и восстановиться перед завтрашним непростым восхождением на пик Дзержинского.

Фото 5.9. Организация лагеря на седловине пер. Дзержинского

Пик Дзержинского. Высота: 6717 м. Маршрут по: северному гребню с седловины перевала Дзержинского. Характер: снежно-ледовый

Ходовое время

радиальный выход на пик Дзержинского (6717, 3А)

+1017

–1017

8 часов 30 минут

Из-за не очень хорошего самочувствия и накопившейся усталости Илья Роговин предпочитает отдохнуть денек и не участвовать в восхождении. Поэтому выходим на пик Дзержинского впятером. Стартуем в 7:10.

На восхождение из группового снаряжения берем веревки, ледобуры, аптечку. Из личного — каски, кошки, палки, ледорубы, перекусы, воду, пуховки.

С погодой нам повезло: на протяжении всего восхождения была безветренная и почти безоблачная погода.

Маршрут представляет собой подъем по северному гребню пика, который от седловины перевала выводит непосредственно на вершину.

По крутому (до 40 град.) снежному склону выходим на гребень и продолжаем подъем по нему.

Характер гребня — снежно-ледовый с отдельными участками разрушенных скал и осыпи. Средняя крутизна 25–30 град.. Однако, встречаются отдельные участки до 45 град.. Снега на гребне довольно мало. Идем в кошках.

Есть отдельные трещины. Впрочем, довольно узкие.

Гребень идет уступами, периодически встречаются почти горизонтальные участки.

В средней части гребня подъема находится наиболее сложный с технической точки зрения участок – довольно крутой (до 50-55 град. в верхней части) и шестидесятиметровый ледовый взлет. Организуем перильную страховку.

При приближении к вершине склон постепенно выполаживается.

Вершинное плато пика Дзержинского представляет собой огромное почти горизонтальное снежное поле, расположенное на высоте примерно 6700.

Высшая точка плато — это, по всей видимости, снежный надув слева по ходу. Вылезаем на него в поисках тура, но, как и опасались, тура не находим. Фотографируемся и начинаем спуск.

Спускаемся по пути подъема.

Подъем занимает шесть с половиной часов. Спуск — два часа. Таким образом, с учетом получасовой фотосессии на вершинном плато, восхождение занимает 9 часов. Возвращаемся в лагерь в 16:10.

Фото 5.10. Подъем по гребню пика Дзержинского. Вид на Алайскую долину

Спуск с перевала Дзержинского на ледник Коман

–1300

6 часов 10 минут

В этот день мы осуществляли спуск с седловины перевала Дзержинского.

Все имеющиеся у нас описания говорили о том, что этот спуск в сторону Алайской долины следует осуществлять по контрфорсу — продолжению северного гребня пика Дзержинского, ведущего с вершины на седловину перевала (перепад высот от седловины перевала до пологой части ледника Коман составляет около 1400 метров). Именно так мы и планировали поступить.

Однако по мере спуска мы решили внести в этот план коррективы. Дело в том, что в отличие от групп, описания которых у нас имелись, мы столкнулись с ситуацией довольно маленького количества снега. В средней части склона его не было вовсе. Поэтому, с одной стороны, проблема лавиноопасности для нас не стояла так остро, как для наших предшественников. А с другой стороны, в этих условиях мы не могли подобно группам Зеленцова (2003) и Янчевского (2006) спустится по контрфорсу ногами, без навески перил.

Хотя организация перил на 40-градусном ледовом склоне не представляет существенной технической сложности, однако очень большая протяженность контрфорса (а провешивать пришлось бы всю среднюю часть) делает эту работу довольно утомительной. Поэтому по мере спуска мы сначала двигались по контрфорсу, а затем отклонились от него вправо, спустившись на верхнюю часть ледника Коман, что позволило заметно сократить и без того весьма внушительную длину перевального взлета.

Выходим в 9.00.

От места стоянки выходим траверсом на контрфорс и продолжаем движение вниз по нему.

Крутизна склона — около 35 град.. В верхней части есть снег, поэтому спускаемся в связках с одновременной страховкой. Преодолеваем многочисленные трещины. На одном участке крутизна склона над разломом возрастает до 60 град., поэтому мы организуем перильную страховку. Перила крепим на ледорубах.

По мере спуска снега становится все меньше. В средней части гребня он практически исчезает. Поэтому продолжаем спуск с перильной страховкой. Постепенно забираем вправо по ходу для того, чтобы не оказаться на скалах. Вешаем 500 метров перил (крепление на ледобурах). Этого хватает для того, чтобы спуститься на пологую снежную полку.

Дальше склон становится в среднем чуть положе (около 30 град.) и опять появляется снег. Зато разломов здесь заметно больше. Снова связываемся и продолжаем движение с одновременной страховкой. Немного петляем между трещинами. Сбрасываем еще примерно 200 метров высоты и снова оказываемся на крутом участке.

Организуем еще 200 метров перил (40–50 град.), преодолевая несколько широких поперечных трещин, и спускаемся на пологий закрытый ледник Коман. Спуск с перевала занимает у нас пять с половиной часов.

Все перила, организованные на протяжении спуска, снимались с нижней страховкой.

Еще 40 минут спускаемся по центральной части ледника, так чтобы удалиться на почтительное расстояние от склонов и сераков левого борта. После этого ставим лагерь на леднике Коман.

Фото 5.16. Спуск по перилам в средней части перевального взлета пер. Дзержинского

Фото 5.17. Спуск по перилам в средней части перевального взлета пер. Дзержинского

Фото 5.19. Преодоление трещины по снежному мосту при спуске с перевала Дзержинского

Фото 5.20. Путь спуска с перевала Дзержинского

Перевал н/к (4180)

под перевал Разведывательный

–900

4 часа 40 минут

В верхнем течении ледник Коман довольно сильно разорван. В правой и левой частях ледника — мощные ледопады. Зато в центре по нему вполне можно пройти: хоть ледник и разрезан здесь несколькими глубокими поперечными трещинами, однако остается довольно пологим. Поэтому от места стоянки мы спускаемся в связках по центральной части ледника. Трещины перешагиваем или перепрыгиваем.

За один час спускаемся по леднику на морену его правого борта. Наконец, можно развязать связки и снять системы. Продолжаем спуск по моренным валам, а затем по травянистому склону правого борта ледника. Еще за полтора часа спускаемся до места, где удобно подняться на этот правый склон и перевалить по нему в долину реки Таш-Кунгей.

Фото 6.1. На хребте, разделяющем долину ледника Коман и долину р. Ташкунгей

Поднимаемся на хребет, отделяющий нас от долины Таш-Кунгея по руслу ручья, по некрутому (до 25 град.) склону. В нижней части он травянистый, в верхней — мелкоосыпной. Перепад высот от правого борта долины ледника Коман до седловины этого некатигорийного перевала составляет около 200 метров. Подъем занимает один час.

С хребта хорошо просматривается наш дальнейший путь под перевал Разведывательный и сам перевальный взлет.

За 30 минут спускаемся с перевала. Сначала по мелкоосыпному склону, потом по травяным террасам и сухому руслу ручья. Спускаемся к реке чуть выше каньона. Реку легко переходим по камням, хотя уже вторая половина дня.

Еще за 40 минут пересекаем широкую травянистую долину, двигаясь в восточном направлении, в сторону ручья текущего из под перевала Разведывательный. По пути пересекаем еще несколько русел. Все они переходятся по камням.

Ставим лагерь на ровной травянистой террасе на левом берегу чуть ниже слияния двух истоков реки Таш-Кунгей, правый из которых течет с нашего следующего перевала.

пер. Разведывательный (1Б, 4559) - МАЛ на Луковой поляне

+859

–1059

4 часа 40 минут

Перевал Разведывательный. Категория сложности: 1Б. Высота 4550 м. Расположен в северном отроге Заалайского хребта, идущем от вершины Раздельная, в южном плече вершины Разведывательная и ведет с ручья Таш-Кюнгей в долину ручья Путешественников (к Луковой поляне). Характер: снежно-осыпной. Ориентация: запад – восток. Описание — от долины ручья Таш-Кунгей до альплагеря Ачикташ под пиком Ленина.

Выходим в 8:30.

Поднимаемся вверх по реке Таш-Кунгей. Поднимаемся по левому берегу до места слияния двух истоков. Переходим левый приток по камням и продолжаем подъем вверх по правому. Выше слияния речка достаточно мелкая, поэтому можно легко переходить с берега на берег. Идем по камням у самой воды, то по левому берегу, то правому, в зависимости от того, где удобнее. За два перехода по 30 минут поднимаемся в цирк перевала к ровным зеленым площадкам, на которых часто ночуют перед его прохождением. Еще за полчаса, продолжая движение вдоль русла ручья, подходим под самый перевальный взлет.

Перевальный взлет представляет собой крутой (до 35-40 град.) осыпной склон с перпадом высот около 300 метров. Осыпь живая. Особенно в верхней части склона. Поэтому подъем на перевал весьма утомителен.

Вылезаем на седловину за два перехода по 30 минут.

Со спусковой стороны перевальный взлет заметно короче и положе. За 10 минут по 25-градусному осыпному склону спускаемся на пологий открытый ледничок. Пересекаем его и выходим на морены его правого борта. Продолжаем спуск по моренам по правому берегу ручья, текущего с перевала. Двигаемся в направлении хорошо заметной отсюда тропы, ведущей с перевала путешественников. За один час спускаемся к тропе.

Еще за шестьдесят минут сбегаем вниз по хорошо набитой конной тропе, а затем к по дороге в альплагерь Ачикташ.

Поход окончен!

Фото 6.2. В долине Ташкунгея

Фото 6.3. Вид с седловины пер. Разведывательный в сторону перевала Путешественников

Потенциально опасные участки маршрута

· Лавиноопасный при большом снеге северный склон перевала Дзержинского,

· Лавиноопасные при большом снеге склоны перевала Конституции.

Перечень наиболее интересных природных объектов на маршруте

· Пик Дзержинского — вторая по высоте самостоятельная вершина района,

· Впечатляющий своими масштабами ледник Красина,

· Алайская долина

Стоимость проживания, питания, средств передвижения

Стоимость авиабилета Москва – Бишкек – Москва авиакомпании S7 — около 15 000 рублей с человека (если покупать этот билет заблаговременно)

При переезде от аэропорта города Ош до старта маршрута и при возвращении группа пользовалась услугами фирмы «Достук Треккинг». Также эта фирма любезно согласилась организовать завоз нашей заброски в альплагерь Ачикташ. Все эти услуги обошлись на в $250.

Регистрация в Кыргызстане – 5$/чел. Нужна только тем, у кого нет с собой загранпаспорта, а есть только паспорт гражданина РФ.

Стоимость хранения заброски в альплагере «Ачикташ» в базовом лагере фирмы Тянь-Шань Тревел составила 1 евро в день.

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

В целом, поход оказался удачным. Пройденный маршрут соответствует заявленному, отклонения в графике движения также были минимальными.

Как и обычно в путешествиях нашей группы, мы постарались сохранить достаточный запас физических и психологических сил на протяжении всего маршрута. По ощущениям участников, это удалось, что сильно способствовало безопасности похода.

Поскольку мы первый раз шли в поход на такую высоту, мы сознательно старались ограничить интенсивность графика нашего движения, а также техническую сложность препятствий. Тем не менее, ледопад Красина, в своем нынешнем весьма разорванном состоянии, и пик Дзержинского (6717 м) стали достойными испытаниями для нашей первой памирской «пятерки».

Заалайский хребет можно рекомендовать для совершения походов 4–6 категорий сложности. Относительно простые заезды в район, делают его удачным выбором для первого знакомства с действительно большими горами.