Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Руководитель: Ф.Картаев, Москва

Отчет о горном походе 5 к.с. по Памиру летом 2011 г. Часть 1

ОТЧЕТ о горном туристском походе пятой категории сложности по Северо-Восточному Памиру (Заалайский хребет), совершенном с 16 июля по 7 августа 2011 года

Маршрутная книжка № 1/3-502

Руководитель группы: Картаев Филипп

Адрес: Москва, ул. Расковой 10-14

контактный телефон: (495)612-73-39

e-mail: kartaev@gmail.com Справочные сведения

Общие сведения

3

Район похода

Северо-Восточный Памир (Заалайский хребет)

4

Вид туризма

Горный

5

Категория сложности

Пятая

6

Маршрут

Р. Алтындара – р. Кызылкунгей - перевал Бондаренко (2Б, 5050) - перевал Кёккиик (3А, 4950) - река Кёккиик - поселок Ачиксу - перевал Чакманташ (2Б, 4900) - ледник Чакманташ - перевал Конституции (2Б, 5500) - Ледник Кузгун - Ледник Красина - перевал Дзержинского (3А, 5700) - радиальный выход на пик Дзержинского (3А, 6717) - Ледник Коман - пер. Разведывательный (1Б, 4559) - МАЛ на Луковой поляне

7

Протяженность

163 км

8

Продолжительность

общая (от Москвы до Москвы): 23 дня

активной части: 19 дней

9

Сроки похода

16 июля – 6 августа

10

Маршрутная книжка

№ 1/3–502

Пройдено всего перевалов и вершин: 7

из них перевалов 6

вершин 1

Распределение по категорийности: 1Б – 1

2Б – 3

3А – 3 (1 радиально)

Максимальная высота: 6717 м (пик Дзержинского)

Максимальная высота ночевки: 5700 м (седловина перевала Дзержинского)

(Все препятствияпройдены в линейной части маршрута) Состав группы

п/п

Фамилия, имя

Год рождения

Туристский опыт

Обязанность

1

Картаев Филипп Сергеевич

1983

5ГР, 3А(Р), Терскей, Чуйский хребет

Руководитель

2

Федосова Ольга Александровна

1986

4ГУ, 2Б (У), Киргизский хребет

Завпит

3

Лукьянов Павел Михайлович

1990

4ГУ, 2Б (У), Киргизский хребет

Снаряженец

4

Роговин Илья Константинович

1983

5ГУ, 3А(У), Чуйский хребет

Фотограф

5

Матюнин Дмитрий Сергеевич

1985

5ГУ, 3А(У), Терскей

Ремонтник

6

Сидоров Никита Владимирович

1991

4 ГУ, 2Б(У) Киргизский хребет

Медик

Место хранения отчета

библиотека МГЦТК

Поход рассмотрен МКК

ФСТ ОТМ

Содержание отчета

Общая смысловая идея похода

Никто из участников нашей группы до этого похода не был на Памире и вообще не был на высоте, превышающей высоту Эльбруса. Поэтому главной целью похода было знакомство с этим новым для нас районом, с большими горами и с большой высотой.

Для реализации этой цели планировалось решить следующие задачи: пройти протяженный линейный маршрут по Заалайскому хребту от долины реки Алтындара до Луковой поляны в рамках этого маршрута взойти на вторую по высоте (после пика Ленина) самостоятельную вершину в Заалайском хребте — пик Дзержиского (6717 м).

В ходе нашего путешествия было пройдено три препятствия категории 3А и три — категории 2Б. Все поставленные задачи были решены.

Варианты подъезда и отъезда

До города Ош удобно добираться самолетом. Либо напрямую, либо с пересадкой через Бишкек. Второй вариант менее предпочтителен, так как на внутренних рейсах Бишкек – Ош ограничение по весу всего 15 кг на человека. Стоимость перелета в Бишкек и Ош примерно одинакова (Аэрофлот, Авианова, Киргизстан, S7) — $400–600 туда-обратно. Перелет Бишкек – Ош стоит около $50.

Из Оша с Алайской долиной (вплоть до Дараут-Кургана) есть рейсовое сообщение, везде можно проехать на обычном транспорте. Чтобы заехать в МАЛ или в верховья Алтындары необходим уже спецтранспорт повышенной проходимости – обычно турфирмы предлагают в аренду ГАЗ-66 или ЗиЛ-131. Стоит это около 100 евро. Дорога до долины Алтындары заняла у нас около 9 часов. Обратный путь с Луковой поляны до Оша— около 7 часов.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

При нахождении на северных склонах Заалайского хребта в аварийной ситуации предусматривался спуск в Алайскую долину. На южных склонах – выход на север через самый простой из доступных перевалов.

Нами были разработаны следующие запасные варианты маршрута:

Перевал Наташа (2Б) вместо перевала Кёккиик (3А)

Перевал Минжар (2Б) вместо перевала Дзержинского (3А)

Изменения маршрута и их причины.

Мы отказались от радиального акклиматизационного выхода на перевал Осыпной 1А. Такое решение было вызвано плохой погодой в потенциальный день выхода. Кроме того, наличие времени для довольно плавного набора высоты на пути к нашему первому серьезному перевалу (Бондаренко, 2Б) и хорошее самочувствие участников в процессе акклиматизации сделали этот выход нецелесообразным.

Остальной маршрут был пройден полностью, без изменений.

График движения

Дата

№ ходового дня

Участок пути

Км

Макс. высота

Высота ночевки

Перепад

Ходовое время

Способ передвижения

16.07 –17.07

Перелет Москва – Ош.

Переезд Ош - пос. Ачиксу - река Алтындара

Самолет, а/м

17.07

1

Р. Алтындара – р. Кызылкунгей

18

3500

3500

+800

5 часов 20 минут

Пешком

18.07

2

р. Кызлкунгей – под ледник перевала Бондаренко

4

4000

4000

+500

1 час 40 минут

Пешком

19.07

3

Под перевал Бондаренко

5

4500

4500

+500

2 часа 30 минут

Пешком

20.07

4

перевал Бондаренко (2Б, 5050) - выход на перевал Кёк-Киик

3

5150

4950

+650

–200

6 часов 40 минут

Пешком

21.07

5

перевал Кёккиик (3А, 4950) - река Кёккиик

8

4950

3500

–1450

5 часов 50 минут

Пешком

22.07

6

река Кёккиик - поселок Ачиксу – долина реки Ачиксу

23

3500

3300

–500

+300

5 часов 40 минут

Пешком

23.07

7

под перевал Чакманташ

6

3900

3900

+600

2 часа 40 минут

Пешком

24.07

8

Подъем по гребню перевала Чакманташ, ночевка на гребне

4

4800

4800

+900

7 часов 10 минут

Пешком

25.07

9

перевал Чакманташ (2Б, 5020) - ледник Чакманташ - ледник, стекающий из под перевала Конституции

8

5020

4200

+220

–820

5 часов 40 минут

Пешком

26.07

10

под перевал Конституции

4

5100

5100

+900

4 часа

Пешком

27.07

11

перевал Конституции (2Б*, 5500) – ледник Кузгун

4

5500

5000

+400

–500

4 часа 40 минут

Пешком

28.07

12

Ледник Кузгун – Ледник Красина

6

5000

4500

–700

+200

5 часов 20 минут

Пешком

29.07

13

Ледник Красина

5

4900

4900

+400

4 часа 10 минут

Пешком

30.07

14

Ледник Красина

4

5400

5400

+500

4 часа

Пешком

31.07

15

Ледник Красина - седловина перевала Дзержинского (3А, 5700)

2

5700

5700

+200

2 часа

Пешком

01.08

16

радиальный выход на пик Дзержинского (6717, 3А)

9

6717

5700

+1017

–1017

8 часов 30 минут

Пешком

02.08

17

Спуск с перевала Дзержинского на ледник Коман

3

5700

4400

–1300

6 часов 10 минут

Пешком

03.08

18

Перевал н/к (4180)

под перевал Разведывательный

8

4400

3700

–900

+200

4 часа 40 минут

Пешком

04.08

19

пер. Разведывательный (1Б, 4559) - МАЛ на Луковой поляне

12

4559

3500

+859

–1059

4 часа 40 минут

Пешком

05.08

20

Переезд в Ош

а/м

06.08

21

перелет Ош-Москва

самолет

Общая протяженность маршрута

(с учетом коэффициента 1,2)

163 км

Техническое описание маршрута

В отчете всюду, где это специально не оговорено, слова «левый» и «правый» следует понимать в орографическом смысле.

Затраты времени на прохождение участков маршрута исчисляются чистым ходовым временем (без учета привалов и разведок). Исключение составляют технические участки, предполагающие организацию перил и/или движение с попеременной страховкой. Продолжительность работы на таких участках, измеряется полным временем.

16.07

Прилетаем утренними рейсами авиакомпаний S7 и Авиановы в аэропорт города Ош. Здесь наш встречает наш водитель. В 9 часов утра выезжаем из аэропорта. Тратим около 4 часов на то, чтобы заехать на ошский базар, закупить и расфасовать нужные продукты. После этого примерно в час дня выезжаем в направлении Алайской долины.

По пути к началу маршрута заезжаем в поселок Ачиксу (оказываемся в нем около 8 вечера). Здесь мы оставляем нашу заброску на второй этап похода.

После этого, так как время уже позднее, решаем не заезжать сегодня на старт маршрута, а принять любезное приглашение нашего водителя и переночевать у него в доме рядом с поселком Дарауткурган. А уже на утро следующего дня заехать в долину Алтындары.

17.07

№ ходового дня

Участок пути

Км

Макс. высота

Высота ночевки

Перепад

Ходовое время

1

Р. Алтындара – р. Кызылкунгей

18

3500

3500

+800

5 часов 20 минут

Водитель завозит нас немного выше поста пограничников в Кара-Шыбаке на въезде в долину реки Алтындара (здесь, кстати, пришлись пропуска в погранзону, которые мы заранее оформили с помощью фирмы Dostuck-Trekking). Дальше дорога в плохом состоянии и его транспортное средство проехать не готово, поэтому мы с ним прощаемся и начинаем наш путь.

Перевал Бондаренко расположен в водоразделе Заалайского хребта южнее узловой вершины 5290, в северо-западном отроге которой находится хорошо заметный пик Свердлова 5465. Перевал ориентирован с северо-запада на юго-восток и соединяет бассейны рек Кызылкунгей и Комансу. Перевал односторонний: основную сложность представляет северо-западная сторона. Через пер. Памяти Бондаренко проходит самый быстрый путь из долины Алтын-Дары в долину Саукдары, минующий сложный каньон в ее нижнем течении. Описание перевала дается от Долины реки Алтындара до верховьев ледника Комансу.


Фото 1.1. Долина Алтындары, строения расположенные у слияния Алтындары и Кызылкунгея

В 10:00 утра начинаем движение вверх по долине реки Алтындара. Идем по правому берегу реки по сильно раздолбанной дороге. За пять переходов по 40 минут поднимаемся к месту впадения реки Кызылкунгей в Алтындару. Здесь стоит небольшое глиняное строение, в котором живет киргиз, склонный выпить с нами чаю и угостить нас разными вкусными вещами.

Отдыхаем и обедаем у киргиза.

После этого продолжаем путь вверх по долине реки Кызылкунгей. Идем по тропе, по правому берегу реки. Примерно через час движения пересекаем по камням первый правый приток реки, стекающий с пика 4462. Еще через час выходим к второму притоку.

Здесь есть хорошие ровные площадки для лагеря. Высота составляет примерно 3500 метров и дальнейший подъем в первый ходовой день представляется нецелесообразным.


Фото 1.2. Вверх по долине Кызылкунгея

18.07

№ ходового дня

Участок пути

Км

Макс. высота

Высота ночевки

Перепад

Ходовое время

2

р. Кызлкунгей – под ледник перевала Бондаренко

4

4000

4000

+500

1 час 40 минут

Выходим в 8:30.

От места стоянки продолжаем движение вверх по Кызылкунгею. Идем по травянистому склону или по камням вдоль воды. За 50 минут выходим к месту слияния двух равноценных истоков этой реки. Дальше поднимаемся по правому истоку. Здесь он почти в любом месте легко переходится по камням, поэтому можно идти по тому берегу, который более удобен.

Еще через 30 минут травянистый склон сменяется нагромождением старых моренных валов. Река исчезает в камнях.

Продолжаем движение по морене и через 20 минут выходим к небольшой травянистой площадке в кармане правого борта долины. Здесь есть места для палаток и чистый ручеек.

Скоро ли еще будут удобные стоянки и вода непонятно. Кроме того, мы уже набрали положенные на сегодня 500 метров высоты (альтиметр показывает 4012 м). Поэтому ставим лагерь здесь и оставшуюся часть дня отдыхаем.


Фото 1.3. Стоянка в моренном кармане правого борта долины правого истока р. Кызылкунгей

19.07

Дата

№ ходового дня

Участок пути

Км

Макс. высота

Высота ночевки

Перепад

Ходовое время

19.07

3

Под перевал Бондаренко

5

4500

4500

+500

2 часа 30 минут

Выходим в 8:40.

От места стоянки поднимаемся по карману правого борта морены. На наш взгляд этот путь подъема на ледник является оптимальным, так как позволяет не скакать вверх-вниз по моренным валам, а планомерно набирать высоту.

За три перехода по 30 минут поднялись к леднику, стекающему из под перевала Бондаренко.

Продолжаем движение по морене, по центральной части ледника. Ледник здесь пологий, в пределах 10°. За два перехода по 30 минут и подходим к началу ледопада, выводящего на верхнее плато ледника.

Ставим лагерь на краю морены, немного не доходя того места, где ледник становится заметно круче и начинается ледопад.

Высота 4500. За этот день мы набрали еще 500 метров по высоте. Самочувствие и аппетит у участников хорошие. У двух человек вечером слегка побаливает голова. В остальном акклиматизация никого не мучает. Решаем на следующий день идти наш первый перевал, что потребует от нас заночевать еще примерно на 500 метров выше, чем сегодня.


Фото 1.4. Верховья долины Кызылкунгея


Фото 1.5. Морена ледника, стекающего с пер. Бондаренко. На заднем плане — пер. Бондаренко.


Фото 1.6. Ледопад пер. Бондаренко

20.07

№ ходового дня

Участок пути

Км

Макс. высота

Высота ночевки

Перепад

Ходовое время

4

перевал Бондаренко (2Б, 5050) - выход на перевал Кёк-Киик

3

5150

4950

+650

–200

6 часов 40 минут

Выходим в 7:30.

За 30 минут по пологому открытому леднику подходим под ледопад. Дальше ледник становится закрытым, а крутизна склона возрастает с 10° до 30-40°. Поэтому связываемся и далее до верхней части перевального взлета продолжаем движение в связках.

Ледопад проходили ближе к левому борту. По ледовому склону между основной частью ледопада и моренным холмом его левого борта. Здесь не очень много трещин, а те, что есть, легко перешагиваются. За 60 минут поднялись на верхнее плато ледника, стекающего из-под нашего перевала. Еще за час пересекли это плато и подошли под перевальный взлет.

Перевальный взлет представляет собой крутой (до 45°) снежно-ледовый склон с перепадом высот около 250 метров.

Нижнюю часть перевального взлета (до характерных скальных «ворот»), крутизна которого около 30°, преодолели в связках с одновременной страховкой. Далее крутизна склона возросла, а снега стало меньше. Поэтому мы начали вешать веревки.

Повесили 150 метров перил до выхода на более пологое снежное ребро, выводящее на седловину перевала. Крутизна ребра составляла около 25°, длина — около 250 метров. Оно было покрыто довольно глубоким (почти по колено) снегом. Организовав ступени в этом снегу, поднялись по ребру на седловину перевала Бондаренко.

В целом преодоление перевального взлета занято три с половиной часа. Тура на перевале не нашли.

С седловины перевала Бондаренко хорошо видна седловина нашей следующей цели — перевала Кеккиик.


Фото 1.7. Плато над ледопадом пер. Бондаренко и сам перевал. Красным указан путь подъема группы


Фото 1.8. Подъем под скальные ворота в средней части взлета пер. Бондаренко


Фото 1.9. Вид с седловины пер. Бондаренко в сторону долины р. Кызылкунгей


Фото 1.10. Вид с седловины пер. Бондаренко на седловину пер. Кеккиик

За 10 минут по короткому и пологому (100 м, до 25°) снежнику спускаемся с перевала на ледник Комансу. Еще за полчаса в связках пересекаем верховья ледника в направлении перевала Кекиик.

Ставим палатку на камушках непосредственно на Заалайском хребте в 150 метрах от седловины Кекиика.

Здесь же, в скалах слева от седловины, находим тур. Сняли записку группы туристов т/к «Вестра», под руководством Никонорова от 4 августа 2009 года (маршрутная книжка 1/3-602).

21.07

№ ходового дня

Участок пути

Км

Макс. высота

Высота ночевки

Перепад

Ходовое время

5

перевал Кёккиик (3А, 4950) - река Кёккиик

8

4950

3500

–1450

5 часов 50 минут

Перевал Кёк-Киик (3А 5000). Находится в центральной части Заалайского хребта. Ориентация — север-юг. Соединяет две ветви ледника Кёк-Киик. Перевальный взлет с южной стороны как таковой отсутствует, взлет с северной стороны — снежно-ледовый склон крутизной от 20 до 50° с ледопадом в центральной и правой частях склона. Перепад высот с севера — 500м. Описание прохождения перевала дается от верховьев ледника Комансу до Алайской долины.

С утра небо чистое, как и в предыдущие дни. На хребте дует сильный ветер. Начинаем спуск в 8:00.

Крепим первую веревку на петлю вокруг скалы, расположенной справа от широкой снежной седловины. Вешаем ее вертикально вниз (снег, до 50°).

Ниже первой веревки снега значительно меньше. Местами открытый лед. Крутизна склона 40-45°. Склон разорван бергшрундами, которые приходится перепрыгивать. Вешаем еще 200 метров перил, забирая вправо по ходу, чтобы обойти мощные разломы в центральной части склона. Крепление все перил – на ледобурах. Снимает перила последний участник, двигаясь без рюкзака и с нижней страховкой.

Постепенно склон выполаживается до 30-40°. Если было бы много снега, то, наверное, можно было бы спускаться просто ногами по ступеням. Однако в нашем случае, снега мало, поэтому продолжаем спуск в связках со страховкой через «скользящие ледобуры».

В конце спуска, для преодоления снежного моста через заключительный бергшрунд еще раз организуем перила.

К 11:30 спускаемся на пологий открытый ледник.

Пересекаем его, забирая влево, и за 10 минут выходим на морену его левого борта. Еще 30 минут продолжаем спуск по этой морене и оказываемся на широкой горизонтальной каменистой площадке, где происходит слияние нескольких истоков реки Кек-Киик.

Здесь мы обедаем.

После обеда продолжаем спуск по морене вдоль левого берега Кек-Киика. За один сорокаминутный переход спускаемся с морены до начала зеленых травянистых террас. Здесь в реку впадает относительно мощный левый приток.

Бродим его и еще час продолжаем спуск левым берегом. Идем по альпийским лугам, поверху, практически не спускаясь к реке. Движение непосредственно вдоль воды показалось нам нецелесообразным из-за риска угодить в прижим.

Переходим по камням еще несколько ручейков, впадающих в Кек-Киик. Пока, наконец, не ставим лагерь у одного из них.


Фото 2.1. Преодоление бергшрунда при спуске с пер. Кеккиик


Фото 2.2. На спуске с перевала Кекиик. Вид на ледовые разломы в средней части перевального взлета


Фото 2.3. Южный склон пер. Кеккиик. Красным указан путь спуска группы


Фото 2.4. Вид на долину р. Кеккиик из-под перевального взлета пер. Кеккиик


Фото 2.5. Верховья долины р. Кекиик

Продолжение >>>>>>>>


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100