Полезное > Справочная информация >

Автор: Cергей Коровяковский, Москва

Поход в горы - с чего начать
Сушка вещей у костра

Вот, что интересно – проходят годы, потом ещё годы, а в туризме, при всём внешнем разнообразии, многие вечные «грабли», так и остаются лежать на пути новичков, которые исправно на них натыкаются каждый год.
И именно поэтому я хотел бы сегодня поговорить о такой проблеме, как походная жизнь у костра, и как её сделать безопасной и приятной.
Итак, одна из главных бед, с которой сталкиваются почти все новички без исключения – уничтожение своей одежды и снаряжения при сушке у костра.
Как с этим бороться?
Да очень просто!
Вот несколько советов, проверенных многократно на себе и других.

Одно из главных правил - никогда не оставлять сушить свои вещи у костра без личного присмотра.

Почти каждый год вижу одну и ту же картину – не смотря на все мои предупреждения, народ развешивает и раскладывает у огня свои мокрые шмотки, после чего отправляется заниматься своими делами. В результате через некоторое время мы имеем всё те же мокрые шмотки, только теперь уже провонявшиеся дымом, либо некое подобие матерчатого дуршлага, радующее своего владельца весёлым блеском разнокалиберных дырок. :)))

Дело в том, что мокрые вещи могут безопасно высохнуть у костра только в одном месте – сбоку от него, и в непосредственной близости от огня. Для этого их нужно держать в руках, находясь рядом с огнём.
Над самим же костром сушить их нельзя, т.к. если повесить низко над огнём – они сгорят, высоко – останутся сырыми.
К примеру, здесь моим туристам так ничего толком высушить и не удалось. Зато все вещи приобрели непередаваемй сильнейший "аромат". :)

Причина в том, что высоту пламени угадать нельзя (это не газовая горелка), потому и бесхозная вещь, висящая сиротливо над огнём, как правило, либо так и остаётся мокрой, либо второй вариант - под горестные завывания своего бывшего владельца, отправляется в подарок Хану Алтая. :)

Если всё же есть необходимость быстро что-то высушить, то делается это следующим образом (речь не идёт о синтетике) – берёте свою мокрую шмотку (носки, футболку, подгузник, галстук и т.д.) и лёгким покачивающим движением проносите её через пламя. За счёт того, что ткань будет в самом пламени находится долю секунды, сгореть она не успеет. Но за счёт постоянного большого нагрева, высохнет очень быстро.
(именно таким способом я здесь очень быстро высушил свои носки)

С сушкой синтетики дело обстоит несколько иначе:
Берёте её в руки и садитесь сбоку от костра. После этого подносите к пламени на такое расстояние, чтобы огонь лишь нагревал её. Дальше нужно постоянно проверять рукой поверхность ткани – она должна быть очень горячей, но не до такой степени, чтобы начать плавиться. В случае необходимости нужно буквально на пару секунд отодвинуться от огня (что даст возможность чересчур нагретой ткани остыть), после чего вновь продолжить сушку тем же способом.
(именно это демонстрирует мой собеседник на предыдущей фотографии).

Кроме этого помните, что искра и отлетающие угольки для синтетики гораздо страшнее, чем для х/б – дырка получается в момент. Поэтому будьте внимательны.

И пожалуй стоит упомянуть ещё один, достаточно безопасный способ - сушка над горячими углями только что потухшего костра.

Но, этот способ применим только на длительных неторопливых стоянках и днёвках.

Продолжая эту тему, логически переходим к другой проблеме – как уберечь носимую одежду от прожигания, находясь у костра.

Ну, во-первых, костёр костру - рознь. Одно дело - настоящий таёжный костёр (из кедра, пихты и лиственницы), и совсем другое – из равнинного разнолесья (осина, ёлки и прочие палки).

В первом случае мы получаем костёр с ровным и жарким пламенем, почти без искр и стрельбы. Во втором случае наш костёр запросто может превратиться в некое подобие праздничного фейерверка. Это нужно тоже учитывать и вести себя рядом с огнём соответственно.
У нормального таёжного костра можно находиться безбоязненно достаточно близко. Хотя, разумеется, порой и из него вылетает какая-нибудь маленькая раскалённая мерзость. :)
А вот рядом с костром, откуда фонтаном летят искры, нужно быть очень внимательным и слишком близко не усаживаться.
И в обоих случаях хочу сказать, что отменная реакция и быстрые руки всегда выручат вашу любимую курточку, или футболку. Со временем этот навык дойдёт до автоматизма, но первое время придётся у «стреляющего» костра держать себя на стороже, готовым в долю секунды сбросить расколённый уголёк со своей одежды.

Ещё, о чём стоит сказать отдельно – сушка обуви.

Начнём с того, что ботинки у огня нужно сушить только в очень крайнем случае, и так же, постоянно контролируя этот процесс.
Поясню первую часть этой фразы.
Если ботинки кожаные, то быстро высушенные у костра они могут скукожится так, что вы начнёте плакать ещё не надев их, только лишь взглянув на это убожество. Вторая же часть драмы начнётся после их надевания. И скорее всего после этого вы снова побежите на речку их размачивать, поняв, что сырая обувь в данном случае не худшее зло.
Хочу ещё предупредить – некоторые кожаные ботинки, если быстро высушены, могут очень здорово, причём безвозвратно, уменьшиться. Проверено на собственной шкуре, когда после одной такой сушки, мои ботинки стали выглядеть достаточно забавно – из под вполне нормально выглядящей обуви, вперёд почти на сантиметр торчали подошвы, т.к. ботинки ссохлись и уменьшились, а подошва нет.

А вообще, обычно ботинки специально не сушат. Просто в конце ходового дня ставят под тент палатки, где они потихоньку и приходят в норму. И хотя на утро они будут всё равно влажными, это не беда, т.к. в таком виде они ещё лучше будут сидеть на ноге. Да и потом, всё зависит от района. К примеру, на Алтае очень часты броды, т.ч. даже хорошо высушенные ботинки, всё равно достаточно быстро полезут вновь купаться. И это не говоря уже о дождливых днях. Тут суши - не суши, один хрен – вышел со стоянки, и ты вновь по уши в грязи и воде.
Поэтому не нужно так фанатично бороться с влагой на вашей обуви. В конце концов, от сырой обуви ещё никто не умер, а вот убить ноги ссохшимися и задубевшими у огня ботами – запросто. Не говоря уже о риске просто сжечь их, и вообще остаться посреди похода босиком.

Впрочем, есть ещё один достаточно безопасный способ сушки - на солнце (если оно есть). В этом случае обувь сохнет не так быстро, как у костра, поэтому и не теряет свою форму. Ну, и конечно, нет риска её прожечь. Да и вообще, в этом деле солнышко – самый безопасный сушитель, не требующий контроля и постоянного наблюдения. Все же остальные способы – только при личном участии хозяина мокрых шмоток.

Ещё, с чем иногда приходится сталкиваться туристам – с сушкой у костра мокрого спальника или пуховки. Поскольку это самое ценное из того, что у вас есть, отнестись к этому процессу нужно очень ответственно.
Сушить только лично самому и только в собственных руках!
Самая главная снаряга в походе - это ваша голова!
Учитесь пользоваться ею! :)

К предыдущей части __________ Продолжение следует....

согласен с Ольгой

лучше всего купить пару "сухой сушки" для обуви, наполненной силикогелем - специальные вкладки в ботинки (продаются в большинстве обувных магазинов стоят около 400 руб., служат уже 4-й год)- после ходового дня вкладываете внутрь мешочки с гелем, а через каждые полчаса вытаскиваете их на 10 минут, что бы просушить у костра. НО!!! Т.к. почти все горные походы прошли по Кавказу (читай - по заповедникам = костры нельзя разжигать), то рекомендую все те же самые "мешочки с силикогелем" - вставляете в ботинки и ставите ближе к горелке... чтобы хоть немного тепло было. И на ночь - ботинки (если совсем сырые) лучше всего ставить не просто под тент, а именно в палатку в ноги.

Сушить надо либо резиновые сапоги

Не могу согласиться с автором, что обувь не надо сушить. Во-первых, мокрыми ботинками можно натереть ноги (дочка натерла на пятках 2 водянки размером с пятикопеечную монету). Во-вторых, постоянно влажная обувь приобретает неприятный запах. Выхода два: 1. Берется тостая газетка, разбирается на листы, которые комкаются и засовываются плотно в ботинки. Через полчасика (или раньше, если слишком мокрая обувь) газетка извлекается, новые листы комкаются и засовываются, а старые расправляются и укладываются около костра в теплом месте на безопасном расстоянии для просушки. Сохнет расправленная газета очень быстро. Процедура повторяется необходимое число раз. Использованная высушенная газета аккуратно складывается и используется по мере необходимости. Т.о. одной толстой газетки вам надолго хватит. 2. Если осень, много бродов и грязь - берутся резиновые сапоги на размер-два больше. Готовятся 2 комплекта носков. Каждый комплект состоит из синтетического (или полусинтетического/трекингового) носка на босу ногу, на него надевается толстый домовязанный шерстяной носок большего размера, и в заключение еще больший шерстяной домовязанный носок. В этом комплекте и сапогах вы ходите весь день, вечером переодеваетесь в сухой второй комплект, предварительно протерев сапоги изнутри той же газеткой, а мокрый комплект сушите у костра. Система работает даже при небольшой минусовой температуре (единственно, долго стоять нельзя - холодно), при температуре +15 носки берутся тоньше (но тоже три на одну ногу), прекрасно зарекомендовала себя при проходе через небольшие горы (не скользят). В дождь поверху одеваются непромокаемые или мембранные штаны. Сапоги обычные из хозмага по 350 руб.

сушить не надо

Опыт многих (в том числе и изложенный здесь автором) говорит о том, что возле костра (и вообще огня) ничего сушить не стоит. Вещи могут высохнуть только на солнце и ветре.