Горы мира > Памиро-Алай >

Автор: Евгений Башкирцев, Иркутск

Каравшин. Пик Слесова (4240м)
Маршрут «Перестройка крэк» 5б (max 7a, 900m)

В этом году Каравшин переживал альпинистский бум. На все популярные маршруты были очереди, иногда доходило до 3-4 команд, Перестройка тоже не стала исключением. Так как наш базовый лагерь находился в Карасу, а пик Слесова в Аксу, мы не имели информации о занятости маршрута. Пошли под Перестройку чисто на удачу – вдруг нам повезёт и она окажется свободна.

Добравшись до лагеря под Слесова, мы встретили канадца Джеймса. Он нам и рассказал о «расстановке сил»: Перестройка была занята американцами, они стартовали из лагеря у реки и ночью должны были спуститься, Питер ушёл покорять далёкую Птицу, на тот момент у них в лагере был только один наблюдающий - Гриша, словенцы вообще уехали домой. Вот так мы оказались первые в очереди. Лагерь Питера был по пути, поэтому решили зайти туда, познакомиться с Гришей. Дальше всё было как в сказке про Винипуха: и они посидели ещё маленько… и ещё... и чем дольше мы сидели, тем сильней трансформировался наш план восхождения. По первоначальному плану мы должны были забраться на бастион и переночевать, а уже на следующий день залезть доверху и спуститься. Потом подумали, что успеем залезть, если стартуем не с бастиона, а из-под маршрута. Посидев ещё немного решили, что если американцы успевают, выйдя из лагеря, то и мы тоже успеем. Поставили свою палаточку неподалёку и легли спать. Правда, поспать пришлось очень не долго. В три уже подъем! По-быстрому едим, мотаем руки пластырем под щелевое лазание (надо сказать, что по этой части мы теоретики, поэтому получилось, мягко говоря, не очень ).

В четыре утра - ночь кромешная, а надо ещё тащиться в гору по морене. Но назвался груздём - полезай в кузовок. Полтора часа скитаний и мы вроде под маршрутом. Вот огроменный камень. По описанию от него по полочкам и катушкам вправо. Без страховки подходим под ребро и далее вверх по ребру. Терзают лёгкие сомнения - правильно ли лезем? Угадали. Всё правильно. Вот шлямбур первой станции-всё, встали на рельсы, дальше без сомнений продвигаемся вверх по внутреннему уголку.

Первая шестёрочная верёвка даётся не просто - скала холодная, пальцы замерзают – приходится отогревать. Через пару верёвок согреваемся, разлаживаемся, да и лазание упрощается, в общем до верха бастиона никаких проблем. Первый ключик на основной стене, это переход в ту самую трещину, из-за которой назван маршрут. Пара-тройка интересных движений (6с) и мы в начале щели. Сама трещина переменной величины, поэтому со страховкой проблем не возникает (у нас был двойной комплект камолотов, правда без шестёрки и с одной пятёркой). Лазание простое, думать не надо - вваливаешь по щели от станции к станции. Станции готовые, сблокированные свежими верёвочками.

Кайф, если не считать одно но… когда лезешь, приходится клинить ноги в щели, и от этого издевательства у Волосатого ногам начал приходить пипец. Пришлось достать из рюкзака жюмар. Пройдя щель, долезли до станции в украинском описании прописанной как шкворки. Эта самая «бодрая» станция на всём маршруте, сделана из веревочек, завязанных на трёх камнях стоящих друг на друге, плюс старый шлямбур - от стены станцию грузить строго воспрещается! (лучше сделать свою чуть ниже). Сразу за станцией второй ключик - щель под 5-6 номера . Само лазание тоже не очень сложное (), но так как у нас была только одна 5ка, а станция на шкворках , поставил камалот в начале щели, а потом пришлось терпеть, пока долезу места, где можно застраховаться ещё чем-либо.

Следующий питч порадовал не меньше - узкий камин. Технически нетрудно, но весьма энергозатратно, со страховкой здесь тоже не очень, но чтобы из него вывалиться надо постараться. Пролезли ещё пару питчей и вот он главный ключ маршрута - внутренний уголок с мелкими зацепками, проходится в основном на ногах. В описании это два участка 7а-7в категории, я бы сказал, что не больше 7а. После прохождения этого участка казалось, что всё основное пройдено, остался долаз, думали – сейчас забежим по-быстрому. Наверное это ошибочное мнение сложилось из-за того, что в описании после ключа этот участок не разбит по питчам, а описан одним участком - шесть верёвок с уровнем лазания 5с-6с. На фотке сделанной с верха бастиона смотрится, что стена на этом участке ложится. Так мы и пролезли все шесть верёвок в ожидании, когда стена ляжет. На вершине были в 17-30.

Спускались по пути подъёма. Как мы не торопились - засветло не успели. Ночь застала в верхней части щели перестройки, но ночными дюльферами нас не испугать, тем более по готовым станциям. В свете фонариков уже не спеша доехали до бастиона. С перемычки между стеной и бастионом есть короткий спуск в два дюльфера - им мы и воспользовались.

В десять вечера стояли на земле, ещё два мучительных часа спуска по морене и мы в лагере. Пиво. Костёр. Макароны с сыром. Тёплоё одеяло.

P.S. Отличный маршрут, хотя для 5б, наверное несколько жестковат, скорее 6а

Свободу Птице

Каравшин. Кыркчилта (4507м) Маршрут Потанькина 6а (1950m, max 7a+)

Каравшин. Жёлтая стена (3800м). Маршрут Солонникова 5а (600m, max 6c+)