Горы мира > Турция, Ближний Восток >

Автор: Александр Юркин, Москва

Застрахуй братушку, застрахуй! Или кое-что о лазании в Ваде Раме
Часть 1. Первые впечатления

За окном стояли обычные промозглые и слякотные осенние деньки, когда никуда не хочется выходить из дома, а шевелиться и двигаться заставляют только батареи центрального отопления и мечты о далёких жарких странах. И тут в голову приходит светлая мысль, а не махнуть ли куда!?

Похожие мысли совместились с ещё одним человеком – Наташей Прилепской, известной альпинистки из Москвы. Купили билеты, договорились насчёт снаряжа, и вот уже быстрый турбореактивный самолёт несёт нас на Ближний Восток!

В Аммане жара. Кстати, всю жизнь думал, что это государство такое, но это не так! Есть страна Оман, а есть Амман - столица Иордании. Произносится по-русски практически одинаково, отсюда и путаница!

Время года, в которое мы сюда прибыли, считается зимой. Днём +25. Мы были не против такой зимы!

В аэропорту прыгнули со всей нашей поклажей в таксо и в город. Езды там 30-40 мин. Пробок по пути не наблюдали. Я с жадностью смотрю за окно на новую для меня страну и людей. Наташа лениво водит видеокамерой – она спокойна, она здесь уже второй раз.

Наш навигатор в мире Иордании – Хаким, владелец компании приключений «Tropical Desert Trips». С ним мы списались перед отъездом, и он нам дал свой номер телефона. Это было очень для нас полезно! Через трубу Хаким давал консультации водителю такси, куда заруливать.

Приехали в центр города, здесь на втором кольце и находится контора «TD». Тут реально ловлю дежавю! Офис Хакима практически полностью похож на наш клуб в Сокольниках! Небольшой скалодром, синенькие маты, диванчики, такие же полочки с книгами и гайдами, вокруг молодые весёлые клаймберы – говорят только по-своему чудно! Но к слову, практически все знают англицкий, это облегчало общение. Ещё одно отличие от нашего клуба, это висящая в основном помещении плазма, по которой постоянно крутились фильмы про альпинёров и скалолазов. В общем, ночевали мы здесь практически как дома!

Типичный Амман

Утром по холодку с Наташей мотнулись в пригород, полазили спортивные скалолазные дорожки, а вечером уже выдвинулись в пустыню! Рейсовые автобусы мы проворонили (самый вечерний в ту сторону уходит в 18), поэтому Хаким разработал для нас какой-то хитрый план езды на такси, так что бы нам это не влетело в копеечку.
Вообще классически народ из аэропорта садится на автобус транспортной компании JET, едет 5 часов до Aкабы, оттуда или на автобусе деревушки Quweira, далее на местном таксо до Вади Рама или взять таксо сразу от Акабы до Вади Рама, что будет немного дороже.

План Хакима сработал, мы очень быстро добрались до нашей цели. Единственное что нас немного задержало – это большая пробка на выезде из Аммана. Оказывается, в это время в столице были волнения, какие-то политики местные чего-то не поделили, кто-то хотел из них даже революцию мутить, в общем, стояла какая слегка нервозная атмосфера. По сторонам дорог на выезде стояли какие-то энергичные люди с лозунгами и жгли костры из покрышек. Наш водила был самым настоящим таксистом, для которого доставить пассажиров к месту это священный долг, поэтому он не стал стоять в многокилометровой пробке, а спокойно вырулил на встречку, точнее на обочину встречной и бодро поехал вперёд. Мне сразу вспомнилась трасса Москва-СПб наглухо забитая фурами, где мы точно так же делали, возвращаясь с «Выборгского Микста». Нарушение, конечно! А что делать?!
В ночах мы приехали в Вади Рам. Темно. Одноэтажные дома. Еле видные силуэты, каких то пупырей вокруг деревни.

Деревня Вади Рам

Поселились в гостевом доме у бедуина Шакира. Бедуины - это здесь такой народ живёт, типа, например, как в Непале. Бедуины достаточно современные и цивилизованные люди, добродушные и отзывчивые. По крайней мере, в Ваде Раме нам попадались, в основном, такие. Единственное, что не понравилось - то, что у местных бедуинов было грязно. Очень много техногенного мусора. Пластиковые бутылки, обёртки, консервные банки, мешки валялись по дворам, улицам, носились гонимые ветром в воздухе. В нашем бунгало мы в первый же день сами провели генеральную уборку и жили потом в относительной чистоте.

В жилище

А! Это я уже перескочил! Утро первого дня началось с того, что в 5 утра с деревенской мечети громко прокричал муэдзин утреннее приветствие. Ну, вообще это привычное дело в мусульманских странах, поэтому запаров не было! А было другое – местные петухи. Это вообще, какие то непонятными товарищами оказались. Они начинали кукарекать ровно в 22.00, делали это организованно, подключались все петухи окрестностей, продолжалось это дело до 3-4 ночи, там они стихали и оживали только к рассвету.
А, вот опять отвлёкся . В общем, выползаю я с утра во внутренний дворик, протираю глаза и вижу, что мы действительно оказались в Ваде Раме! Даже на крышу забрался. Вокруг картинки, которые я десятки раз рассматривал в Интернете и видел в модных альпинистских журналах. Действительно, мы оказались в горах Иордании, в Ваде Раме. Это было потрясающее зрелище! Процесс созерцания был прерван звонком Хакима. Он подъехал с друзьями в Вади Рам и предлагал нам с Наташей присоединиться к их восхождению. Мы быстро покидали снаряжку в рюкзачок, намотали верёвок на себя и пошли к месту встречи – к Rest Housе.

Руины доисторические

Rest Housе – это знаменитый клаймберский кэмпинг в Ваде Раме. Здесь бросают якорь большая часть тусовки, приехавшая полазить по местным скалам. Кэмпинг находится на въезде в деревню, наличествуют тенты для палаток, душевые, небольшая кафешка. В большинстве описаний подходов к маршрутам отправной точкой фигурирует Rest Hous.
Хаким был с ребятами из Америки – девушкой и парнем. С песнями и прибаутками на разных языках мы пошагали в сторону Джабель Рам. Наш 20ти минутный путь проходил мимо развалин то ли какого-то монастыря, то ли крепости. Внушительно!

Подход под стену Джабель Рам

Небольшой подлаз по простым скалам, и мы под маршрутом. Идём «Gold finger» на Сentral Tower или на «Лапу», как в просторечии называют эту башню. Маршрут короткий - всего 3 верёвки. Первым лезет Хаким с товарищами, мы надеваем обвязки, звеним железками без особого дела и глазеем по сторонам. Вот подошёл и наш черёд. Наташа быстро и деловито начинает разматывать метры страховочной верёвки на скальной вертикали. А точнее она разматывает сразу две верёвки. Ибо здесь на этих скалах удобнее всего лазить на двойной верёвке. У нас с собой новые верёвки «Венто», которые мы вовсю гоняем и тестим. Надо сказать, что верёвки показали себя прекрасно!

Вот чу, «страховка готова»! Мой черёд лезть. Порода под руками – песчаник - достаточно крепкий и монолитный. Но как выяснилось позже не везде такой, как на этом маршруте, местами он очень даже хрупкий и ненадёжный! Недаром некоторые альпинисты называют вадирамские горы «вертикальными песочницами».

Восточная стена Джабель Рам

Звуковой ряд, доносящийся с земли немного необычный – с мечети переодически душераздирающе кричит муэдзин, верблюды ревут как динозавры, какой то людской гомон, кукарекают петухи. Какофония, но особо не мешает, звуки органически вливаются в иорданский колорит лазания по скале.
Вылезли наверх «Лапы». Оттуда пару дюльферов и уже земля.

Пока стоим рядом с массивом, рассматриваю стены, нахожу линии маршрутов по путеводителю. Вся восточная стена Джабель Рама исчерчена маршрутами. Очень много коротких по 3-5 верёвок. Дальше на этих маршрутах или порода плохая, или они законнекчиваются с длинными маршрутами. Здесь вообще не парятся, как в России, что надо обязательно вылезать на вершину. Самые красивые верёвки пролезли и вниз. Длинные, многоверёвочные маршруты по 400-600 метров ходят редко, особенно зимой. У нас как раз и была зима. В принципе ничего, только день короткий. В 17 часов начинает темнеть, а потом как-то резко раз и всё – мрак.

Наташа, Саша, Хаким и американские друзья. Rest Housе

На следующий день договорились вместе с Хакимом идти на Jebel um Ishrin (массив на противоположной стороне деревни) маршрут «L`aperetiv» .
Ужинали вечером в кафешке жареной курочкой и рисом. В это время года в Ваде Раме мало туристов, поэтому забегаловок и кафешек, как и магазинчиков с сувенирами, работает мало. Когда мы были, вообще работала одна кафешка, да и то не каждый день. Ещё был вариант с ресторанчиком в Rest Housе – но дороговато и бестолково. Готовили в основном у себя в домике, получалось дешевле и вкуснее, благо в магазинах был достаточный ассортимент для прокорма.
С утра Хаким и товарищи резко укатили в Амман, какие-то супер неотложные дела позвали их. Перед отъездом Хаким ткнул пальцем в нужную нам гору, и мы пошли. По пути встретилась тройка французов, они шли тоже намылились на «Апперетив». По ходу мы тут же переиграли и выбрали маршрут «Бьюти» на Jebel um Ejil. К этому маршруту идти чуть дальше и запутаннее. Первую часть подхода шли с французами. В огромном амфитеатре они остановились у начала своего маршрута. Прямо скажу, на подходе я был мягко сказать ошарашен, а попросту офигел. Рельеф местности был невероятен и фантастичен, такого я нигде ещё не видел! Огромные амфитеатры, каньоны, различные скальные образования в виде башен, неведомых цветков, столбов и т.д.

В районе массива Jebel um Ishrin

Креативная сила природы тут неплохо поработала!
«Лопни мои глаза!!!» «Ёккорный бабай!!!» «ОГОГО!!!» - только и восклицал я! Наташа всё это уже видела, улыбалась и только непрерывно жала гашетку видеокамеры.
Немного понаблюдали, как французы готовятся к маршруту, пошли дальше. Наша «тропа» начиналась с огромной террасы над глубоким каньоном и уходила в невероятное хитросплетение больших и маленьких каньонов и стен. Шли согласно картинке в «ховардовском» путеводителе. Достаточно хорошо нарисовано, но мы всё равно пару раз сбивались, уходили не туда. В итоге, через час ходьбы мы вышли под «Бьюти». Там уже работало две команды восходителей. Как потом выяснилось - французы и чехи.

Маршрут «Beauty»
Когда мы подошли под маршрут, французы уже оторвались от земли, а чехи дюльферяли.
Маршрут «Бьюти» по классификации TD, что типа нашей 5А, 5 верёвок. Красивое начало – огромный внутренний угол, полностью проходимый на своих точках, потом на следующей верёвке интересное лазание по плите и на предпоследней верёвке широкий внутренний угол, здесь порадовались, что у нас в наличии были большие камалоты – две 4ки и 5 ка. Без них было бы очень и очень грустно!

На верхней верёвке встретили французов. Они ходили на вершину. С последней верёвки, все желающие, могут отвязаться и пешочком сходить до вершины. Процесс в одну сторону занимает 15-20 мин, но он того стоит! Наверху открываются восхитительные виды далеко вокруг. Голубое небо, тарелка солнца и Пустыня. Песок – красный, оранжевый, жёлтый, серо-буро-бормалиновый и повсюду, сколько хватает глаз, возвышаются пирамиды гор. Я снова перехожу на восклицания, Наташа по-прежнему улыбается и снимает всю красоту на камеру. Фотосессия и валим вниз. Дюльферяем вниз и быстро-быстро назад в деревню, т.к. уже темнеет. Обратно возвращаемся уже через Kharazeh Canyon. Это еще один 30 метровый дюльфер, и ножками выходим на торную тропу к деревне. В сумерках вступаем на песок.

Вид с вершины Jebel um Ejil

Вечером звонок от знакомого бедуина Абдалы. Приглашают нас в гости в пустыню. Не отказываемся. Прыгаем в джип и мчимся в пустыню. Абдала показывает нам своё совместное с братом Матаром хозяйство – кэмпинг, живность и прочее. Ночью сидим на дальнем кордоне Абдалы. Жжём костёр, кушаем приготовленные на костре нехитрые вкусности, джипуем на барханах. Поздно ночью выясняется, что вагончик с одеялами и прочими тёплыми вещами наглухо закрыт и ключи где-то потеряны. Абдала посылает своего друга Али в другой кэмпинг за одеялами, предлагает мне тоже съездить. Я соглашаюсь. Вот так всегда и начинаются приключения. На середине пути у нас лопается колесо наглухо, а запаски нет. Что делать надо идти пешком. Вылезаем из машины. Ночь звёздна, но темна, как смоль. Али просит у меня фонарик. Смотрю за его манипуляциями и немного начинаю как-то тревожится. Бедуин достаёт самую настоящую американскую штурмовую винтовку М 16 и начинает перебирать патронташ. Я такую винтовку видел только в кино. С вялым оптимизмом говорю:
- Cool gun, Ali! This is the M16?
- Yes!
- Why do you need a gun, Ali? You're a hunter?
- Hunter, hunter… улыбается он
Тут положим, по-честнаку, струхнул я слегка! Один на один посреди пустыни с бедуинским парнем с автоматом, чего у него там голове?! Блин, тут меня и не найдут никогда!
И тут Али мне такой типа: «You want to shoot?» Протягивает винтовку и тычет пальцем в небо! Беру я винтовочку ватными руками, тяжёлая такая дура, примеряюсь, палю в небо. Эх, не служил я в армии и понятное дело, не знал что такое отдача! Второй выстрел был лучше, а третий Али шарахнул сам. Пули в винтовке были трассирующие, Али перезарядил боевые патроны на сигнальные. Оружие есть у многих местных и таким образом бедуины дают своим знать о всяких проблемах. Сотовая связь в пустыне пока не работает. Напряжение между нами спадает, и мы идём дальше по пустыне до кэмпинга за второй машиной, непринуждённо болтая, насколько позволял мой слабоватый английский. На втором джипе возвращаемся на кордон к народу. Тут уже все спят. До рассвета оставалось 2 часа.

Итоги ночных гонок по пустыне.

Что такое рассвет в пустыне это отдельная песня и это не описать – надо видеть! Собственно, как и закат!
На следующий день сходили маршрут «Black Magic» (TD, 300 метров) на Dark Tower, это в массиве Джабель Рам. Очень приятный маршрут, особенно верхняя часть! Что то типа крымской 5А, с лазаньем в районе 5с – 6а со своими точками. Один только момент был затычный, долго тупили после выхода на R6 – там большая полка. Думали, что надо прямо в лоб лезть, искали варианты, а на самом деле надо было по большой полке уйти вправо за угол к дереву с дюльферной петлёй. От него прямо вверх по трещине, забирая влево чуток, выйти к следующей станции. И последняя простая верёвка до основания огромного карниза не имеет дюльферных петель, спускаться надо ножками.
18 ноября у нас был день отдыха.
Спали ели, тусили с буржуйскими клаймберами. В этот день по прогнозу должен был быть дождь. И он действительно был! Полдня собирались тучки, дул сильный ветер и потом зарядил! Целый час поливало, как из ведра. Выяснилось, что крыша нашего бунгало не предназначена для защиты от дождя. В двух местах текли небольшие романтичные ручейки.

Ключевая верёвка маршрута «Flight of Fancy»

19го сходили «Flight of Fancy». Невероятно красивый и интересный маршрут на Восточной стене Jebel Rum. Спускались рядышком по «Inferno» и имели возможность посмотреть и пофотографировать как «Flight of Fancy» лезут французы. Жаль, что нас так никто не снимал!

Это похоже когда то было кафе