Горы мира > Памиро-Алай >

Автор: Евгений Башкирцев, Иркутск

Каравшин. Пик Одесса(4810)
Маршрут Ведерникова 6а(max 7a,1350m)

После трех восхождений, мы наконец решили, что достаточно акклиматизировались и разлазились, чтобы залезть на 4810. Какой маршрут выбрать? Из-за нестабильной погоды, маршруты на северной стене отпадают - слишком мокро и холодно для свободного лазания. На юго-восточной стене официально пять маршрутов, вроде есть ещё по левому гребню (автор не известен), также вроде есть корейский, расположенный между маршрутами Ситника и Ведерникова, но скорей всего корейцы залезли Ведерникова или его вариант.

Из прочтённых описаний предварительно выбрали маршрут Ситника, как имеющий наибольшие шансы для прохождения свободным лазанием. Запасной вариант - маршрут Ведерникова. Описания маршрута Ведерникова у нас не было, только нитка, но маршрут очень логичный, по внутренним углам, можно лезть и без описания, не заблудишься. Окончательный выбор решили сделать в цирке под стеной. Первоначально заход в цирк казался весьма проблематичным - в нижней части кулуара сбросы. На поверку же оказалось всё не так страшно, удалось всё обойти по травяным полкам слева от ручья. На подход под стену у нас ушло полдня, остальные полдня потратили на изучение маршрутов.

Центр стены бескомпромиссен

На маршруте Ведерникова немного смущало начало – надо было попасть во внутренний угол, под которым голая плита, и неизвестно, полезется она лазанием или нет. На Ситнике начало замечательное - по рельефу, но где-то в середине рельеф теряется. По описанию на этом участке 150 метров пятёрочного лазания по 90o стене, но наш опыт подсказывал, что что-то здесь не так , а что не так проверять не хотелось. По этой причине окончательно выбрали маршрут Ведерникова.

Начало маршрута Ведерникова

Первая верёвка на Ведерникова простая, а вот вторая … даже когда подлезли, было неясно
-пролезется или нет. Попытка не пытка .

Ключ маршрута Ведерникова (ориентировочно 7а)

До внутреннего угла 15 метров, на эти 15 метров всего два старых шлямбура. Напряженное лазание из нескольких техничных движений, а также бонус из пары перехватов через хрупкие зацепки. Получаю огромное удовольствие, когда наконец долажу до начала угла и прощёлкиваю два старых крюка. Дальше траверс по катушке в левый угол, не тяжёло, но психологически давит - 20 метров без промежуточных точек. Третья верёвка - лазание тоже не тяжёлое, сперва пол-верёвки по углу, а потом снова траверс, правда, на сей раз под карнизиком. Для страховки ставлю несколько камалотов. Эти камалотики выносят мозг Волосатому, когда приходит время их снимать. Денис идёт по перилам с баулом и, вытаскивая кам летит маятником, а маятники с баулом – страшненько. Я даже почти пожалел, что их поставил . Следующие питчи похожи друг на друга - внутренний угол, в котором встречаются живые камни. Лезу аккуратно, не спеша, чтобы не завалить Волосатого.

Волосатый

Даже при относительно небольшой скорости, к пяти часам долазим до стандартных ночёвок на «варежке». Не хочется терять время, поэтому лезем выше. Через пару верёвок небольшая полочка, на которую почти входит наша палатка. Пока солнце не село успеваем повешать ещё пару верёвок.

Место ночёвки

На следующий день встаём за час до рассвета, с расчётом успеть поесть и собраться к восходу солнца. Начало второго дня мало чем отличается от первого - всё тот же внутренний угол. Через пару часов долазим до верха угла, место тяжёлое, есть над чем задуматься - вверх щель заросшая мхом. Через пару движений понимаю, что по мху пролезть не получится. Второй вариант - вправо через перегиб более удачный, один длинный перехват и я за перегибом. Далее стена ложится, появляется много катушечного лазания. Разгоняемся. К вечеру дня мы уже в районе вершины, но из-за непогоды встаём на ночёвку. Полка под ночёвку оказалась косая, пришлось потрудиться. Выложили площадку из камней. Получилось даже лучше чем ожидали - одно лежачее и одно полусидящее место.

С утра - холодно, на небе перестые облачка. Надо поспешать, погода может снова испортиться. Лезем быстро, но начинаются снежные полки и обледенелые скалы, лазание в тапках – явный передоз. Из рюкзака извлекаем кошки и инструменты (фаст энд лайт - ничего лишнего ). Волосатый заряжается, и погнали дальше. Денис быстро проходит ледовые «речки». В десять утра - на вершине.

На вершине

Снимаем записку украинцев, они были там днём ранее по маршруту Назарова(5Б). По их следам доходим до первого дюльфера. Четырнадцать кривых дюльферов и мы на земле, правда землёй это можно назвать весьма условно - очень неприятная, дли-и-и-ная осыпная морена, которая отнимает последние силы. Радует одно – по ней только вниз.

Каравшин. Кыркчилта (4507м)
Маршрут Потанькина 6а (1950m, max 7a+)

Каравшин. Жёлтая стена (3800м).
Маршрут Солонникова 5а (600m, max 6c+)

Молодцы, но жаль, что...

"На Ситнике начало замечательное - по рельефу, но где-то в середине рельеф теряется. По описанию на этом участке 150 метров пятёрочного лазания по 90o стене, но наш опыт подсказывал, что что-то здесь не так , а что не так проверять не хотелось. " Ну и напрасно не поверили! Там нашлепка 150 м, снизу не видна щель между нашлепкой и основной стеной (правая часть огромной нашлепки), т.е. классический внутренний угол со щелью, проходимый лазанием "на откидку". Самая приятная часть маршрута. Эта система щелей открывается только когда с полки (300 м от земли, единственной на маршруте) уходишь вправо за угол. Ни снизу ни сбоку щели не видно. Вообще, практически весь маршрут лезется без ИТО, жаль, что не его выбрали! Получили бы удовольствие!