Руководитель: Г.Сальников, Новосибирск

Отчет о горном походе 5 к.с. по Фанским горам в августе 2012 г. Часть 4

Продолжение. Часть 3 здесь

Спуск с пер. Мирали

Здесь дается описание спуска с перевала Мирали по неопределяющей стороне на запад до реки Правый Зиндон.

27 августа в 635 мы начали спускаться с пер. Мирали. Сначала спуск идет по пологому закрытому леднику. Известно, что внизу ледник заканчивается сбросами и крутыми ледовыми лбами, которые принято обходить справа по бараньим лбам. Причем бараньи лбы - тоже не подарок проход по ним возможен далеко не в любом месте, их надо распутывать, и не всем группам удавалось найти путь, не требующий навески перильных веревок. Туристы из Питера, через 15 минут после нас поднявшиеся на пер. Мирали с этой стороны и ночевавшие рядом с нами на седловине, рассказали, что им бараньи лбы не понравились, они поднялись по леднику и рекомендуют нам поступить так же. На леднике они повесили 2 веревки, и тем не менее, по их словам, этот путь был более предпочтительным.

В связках и кошках мы быстро сбежали вниз по пологой части ледника (300-400 м, 15 - 20°), все время держась правой стороны, и вышли на осыпь.

157 - N: спуск с перевала Мирали в сторону долины Правый Зиндон

По мере приближения к бараньим лбам (сверху их не видно) крутизна осыпи постоянно увеличивалась, и появлялось все больше выходов сильно разрушенных скал. Мы не хотели, как питерцы, вешать веревки по льду и надеялись как-нибудь пройти ногами. Но сверху путь по бараньим лбам совершенно не просматривался, а чтение дома перед походом чужих отчетов не давало представления, как именно шли через лбы другие группы. Пришлось послать руководителя на разведку, в результате которой проход через верхний пояс бараньих лбов был найден. Он оказался проходимым без страховки, без связок, но на всякий случай в кошках, потому что кое-где на камнях был натечный лед. Сначала по полкам на бараньих лбах надо уходить далеко вправо,

158 - S: спуск с перевала Мирали: подход к первому поясу бараньих лбов; далеко внизу виден второй пояс бараньих лбов

затем спуститься вниз, докуда получится, по маленькому кулуарчику, напоминающему каменное русло ручья (возможно, днем там и течет ручей). Кулуарчик выводит на длиннющую полку, идущую влево вниз вдоль всего сброса этой ступени бараньих лбов.

159 - P: спуск с перевала Мирали: прохождение первого пояса бараньих лбов

В самом конце полки есть простой выход на осыпной склон, идущий до самого низа этого, верхнего скального пояса. Там есть просторная площадка, на которой удобно отдохнуть. К сожалению, оказалось, что дальше все еще не пешком. С этой площадки вниз ведет крутой, узкий и на вид очень непривлекательный снежно-ледовый кулуар, зажатый между скальными бортами второго, нижнего пояса бараньих лбов (почему-то в отчетах наших предшественников не нашлось упоминания о том, что на Мирали два пояса бараньих лбов, а не один). Возможно, кулуар и был проходим на три такта без перильных веревок, но связываться уж точно бы пришлось, т. к. в кулуаре были видны то ли трещины, то ли дырки-промоины подозрительного происхождения. Кроме того там могли быть возможны камнепады.

Пришлось второй раз отправить руководителя на разведку. Оказалось, что без страховки проходим и этот скальный пояс.

160 - N: спуск с перевала Мирали: путь через второй пояс бараньих лбов

Тут надо, наоборот, сначала уходить по полкам далеко налево, там чуть вниз, и снова направо. В каком-то месте попадаешь в ручей, берега которого покрыты звонко хрустящим под кошками льдом и живописными сосульками.

161 - P: спуск с перевала Мирали: прохождение второго пояса бараньих лбов

Пройдя чуть вниз по этому ручью, попадаешь на следующую систему полок, уходящих вправо вниз до самого конца скального пояса, прямо к подножию вышеупомянутого непривлекательного кулуара. Дальше можно спускаться по осыпи либо по фирну до относительно плоского места, где даже есть площадки для палаток, куда мы пришли в 905. Сброс высоты по бараньим лбам составляет 300-400 м.

Здесь мы отдохнули, переоделись, т. к. стало тепло, убрали кошки. В 950 двинулись дальше. Тут уже намечается тропа, вскоре становящаяся отчетливой. Она идет по левому берегу сая по осыпному склону, внизу переходящему в травянистый. Тропа сбрасывает 600-700 м и выходит к р. Правый Зиндон. Здесь мы были в 1025, и на этом месте пер. Мирали можно было считать успешно пройденным. Дальше тропа продолжается по правому берегу реки. После разливов река уходит под завал. Тропа, периодически теряясь в булыганах, петляет по завалу и, наконец, спускается на берег оз. Большое Алло,

162 - N: озеро Большое Алло

куда мы пришли в 1215. Вода в Большом Алло теплее, чем в Алаудине можно не только купаться, но даже немножко плавать. К сожалению, мы спешили на свой самолет до Новосибирска и не могли позволить себе даже полудневку в этом шикарном месте. В 1530 мы покинули озеро и обошли его слева по ходу, пройдя через прижим поверху. Через две ходки поднялись на оз. Верх. Алло, где в 1650 остановились на ночевку.

Таким образом, группа прошла пер. Мирали через Дон в сочетании с радиальным восхождением на п. Чимтарга. Пер. Мирали пройден в условиях неблагоприятной погоды (плотная облачность, туман) на подъем с определяющей стороны, где было навешено 6 веревок (из них 4 по скалам и 2 по льду), 305 м перил. Спуск с пер. Мирали проходился по бараньим лбам. Этот вариант спуска пройден без использования перильной страховки, но потребовал предварительной глубокой разведки всего пути. При восхождении на Чимтаргу веревка была навешена дважды (на подъеме и на спуске), итого 2 веревки по скалам, 100 м перил. На наш взгляд, пер. Мирали для категории 3А недостаточно технически сложен, тогда как для категории 2Б недостаточно тривиален, поэтому мы пишем для него в отчете "2Б-3А". В направлении, противоположном нашему, оптимальный путь через перевал будет тот же самый. При этом подниматься по бараньим лбам будет проще - снизу, наверное, будет виден проход, и не понадобятся разведки. Спускаться же в направлении пер. Дон может оказаться труднее - скорее всего, выход в правильном месте на скалы просматриваться не будет, и группе придется проявить всю свою наблюдательность. Кроме того, на спуске могут потребоваться перила в том месте, где на подъем можно было проскрестись просто в связках. Дополнительную сложность может создать, очевидно, частая в этом месте плохая погода, приводящая к ограниченной видимости. Может потребоваться большее количество веревок со стороны Дона, если на гребне будет меньше снега и больше голого льда. Также могут потребоваться веревки со стороны р. Правый Зиндон на бараньих лбах в случае большого количества натечного льда. Считаем, что путь прохождения Мирали через Дон безопасен на всем протяжении. Напротив, перевальный взлет Мирали со стороны оз. Мутного в лоб проходить категорически не рекомендуем: технически он не сложнее, но может быть очень опасен в нижней части. Восхождение с перевала на Чимтаргу, по-видимому, мало меняется по характеру препятствий в зависимости от погодных условий, и практически всегда одинаково безопасно. Настоятельно рекомендуем включать пер. Мирали через Дон в нитку маршрута последующим группам. Только желательно так планировать прохождение перевала, чтобы была возможность сходить на вершину Чимтарги утром - в это время поймать ясную погоду можно с гораздо большей вероятностью.

Пер. Двойной (1Б, 4287)

Перевал Двойной ведет с оз. Алло и р. Левый Зиндон на р. Ахбасай, правый приток р. Арг - это если с него спускаться, как мы, направо. Поскольку этот перевал на самом деле двойной, он приведет также и на р. Казнок, если спуститься с него налево. Говоря более глобально, перевал ведет с оз. Алло на оз. Искандеркуль. Координаты седловины по данным Вадима Ляпина: N 39°09.305', E 68°10.580' высота по данным Ляпина 4287 м, по Классификатору - 4200 м. Категория сложности: 1Б. Ориентация: запад - восток. Характер: осыпной. Перевал пройден группой с р. Левый Зиндон на р. Ахбасай. Описание дается от оз. Верх. Алло до тропы на р. Арг.

Пер. Двойной у нас был заявлен как запасной вариант к пер. Блок (3А) - оба находятся в одном и том же отроге рядом друг с другом и орографически эквивалентны. Поскольку мы по известным причинам на целый день отставали от графика, сроки, привязанные к обратным билетам на самолет, сильно поджимали (самое позднее послезавтра вечером мы обязаны были прибыть в Душанбе), проходить пер. Блок было бы слишком рискованно. Пер. Двойной, безусловно, можно было бы пройти, затратив на него гораздо меньше времени, а главное, прогнозируемое его количество. Поэтому мы решили, что наступила необходимость воспользоваться этим запасным вариантом. Забегая вперед, можем сказать, что это было на самом деле оправдано.

28 августа в 530 мы вышли от оз. Верх. Алло в направлении нашего перевала. Тропа сначала идет вдоль реки. Затем река уходит под морену, а тропа, виляя между огромными курумами, довольно круто начинает набирать высоту на ледник. Ледник длинный и пологий, выходить на лед нигде не требуется. До самого взлета на пер. Двойной тропа, иногда ненадолго теряясь, идет по довольно удобной морене. Время от времени попадаются площадки для палаток. В 830 мы подошли под перевал (где тоже оказалась площадка под палатку).

163 - N: цирк перевалов Двойной и Блок

164 - N: перевал Блок с севера

Направо был Блок, на него мы все еще хотели, но уже не могли. Прямо по курсу - Двойной, на него-то мы и полезли.

Подъем на пер. Двойной, технически хотя и прост, но орографически нетривиален. Самое низкое место в отроге действительно является седловиной, туда в конце концов и попадают, и там находится перевальный тур, но поднимаются-то как раз не туда. Взобраться на седловину в лоб, безусловно, можно, но там гораздо круче, и, предположительно, может быть голый лед. Наверняка понадобятся кошки и с большой вероятностью веревки, сложность может возрасти до 2А. На самом деле надо начинать подниматься вверх прямо от того места, где морена фактически упирается в перевальный взлет, все время сильно забирая по косой вправо.

165 - N: подъем на перевал Двойной

Там осыпной склон ( 25 - 30°), в нижней части которого довольно отчетливо прослеживается тропа, потом теряющаяся в верхней части. Так и идут, траверсом осыпного склона с набором высоты, в направлении на слабо выраженную вершинку, находящуюся прямо над характерным мощным скальным зубом. Незадолго перед выходом на вершинку склон пересекают два узких снежничка.

166 - P: подъем на перевал Двойной: траверс осыпного склона

При ближайшем рассмотрении снежнички оказались покрыты тонким слоем натечного льда. Снежнички были неширокие (по 5-7 м каждый), склон в этом месте не очень крутой, надевать кошки только ради этих снежничков не хотелось. Поэтому мы проскреблись через них без кошек, вырубив в натечке ледорубом необходимое количество ступеней.

Осыпная вершинка - та, которая выше зуба, на которую надо подниматься - на самом деле является узловой вершиной. Если с нее начать спуск в левую сторону, то придешь на оз. Бирюзовое, и дальше на р. Казнок. Направо - попадешь на нужную нам седловину, откуда спустишься на р. Ахбасай.

167 - P: подъем на перевал Двойной: выход к седловине

Весь косой подъем на перевал от подножия до седловины (перепад высоты порядка 200 м) занял у нас по времени полную ходку, от 850 до 930. Седловина широкая, есть площадки под палатку, хотя не совсем понятно, откуда брать воду. В туре мы сняли записку группы туристов Нижегородского горного клуба под рук. К. Сидоренко от 31.07.2012,

168 - записка с перевала Двойной

проходивших перевал в том же направлении, что и наша группа.

Спуск мы начали в 950. Опять же, прямо вниз от тура склон крут и неудобен. Лучше пройти траверсом немного левее и спускаться оттуда (осыпной склон ~200 м, 25 - 30°).

169 - N: вид с седловины перевала Двойной на восток; показан путь спуска

170 - P: перевал Двойной со стороны реки Ахбасай

Дальше движемся все время вдоль отрога, проходящего слева от нашего пути, по разнокаменной осыпи, время от времени пересекая небольшие снежники. Через одну ходку, в 1020, мы спустились к первому после перевала ручью с маленьким теплым, но очень мелководным озером. Здесь мы остановились на обед. Хотя время было еще довольно раннее, но, во-первых, мы в этот день рано встали, много работали и уже прошли свой перевал, дальше только вниз. А во-вторых, мы подозревали, что скоро начнутся пастбища, и неизвестно еще, как там будет с чистой водой. Забегая вперед скажем: так оно и оказалось - остановка на обед в этом приятном месте была в тему.

В 1215 мы вышли с обеда, и сразу начался энергичный сброс высоты. Мы бежали вниз сначала по крутой длинной осыпи, по-прежнему вдоль отрога. Потом осыпь превратилась в такой же крутой травянисто-конгломератный склон, на котором появилась тропа. Сбросив, наверное, чуть ли не километр, мы выбежали на травянистые террасы левого берега реки, являющиеся, как мы и предполагали, пастбищем. Чуть позже (около 1430) встретилась маленькая летовка. Тропа продолжала идти по левому берегу реки. Перед впадением в р. Арг р. Ахбасай входит в каньон. Здесь еще один приличный сброс высоты, но тропа нормальная. Дойдя до р. Арг, согласно описаниям, полагается пройти сколько-то вверх по течению. Там вроде бы должен быть какой-то мост, за ним тропа уже по левому берегу р. Арг должна подниматься высоко вверх к летовке и там обходить прижим Арга. Однако, выйдя на террасы Арга, тропа не повернула налево, как мы ожидали, а просто пропала в густой высокой траве.

Мы подумали: ну и ладно, что мы, без тропы, что ли, давно не ходили... Решили просто идти вверх по берегу р. Арг, пока не дойдем до моста, или какой там будет переход через реку. Вскоре нам попалась кривая береза, один из стволов которой был изогнут по дуге и доставал до того берега.

171 - P: переправа по кривой березе через реку Арг

По этой березе мы переправились через Арг. На другом берегу, сразу за кривой березой, оказалось некое подобие тропы вниз по течению. По логике, эта тропа не могла обходить прижим, как описано, верхом. Мы подумали, ну ладно, раз тропа есть, значит, наверное, можно пройти и низом. Вскоре тропа повернула левее и пошла траверсом крутого конгломератного склона непосредственно под огромной практически вертикальной стеной из конгломерата.

172 - P: обход прижимов реки Арг по конгломератам

При этом качество тропы сильно изменилось в худшую сторону. Пришлось достать ледорубы и применить соответствующую технику хождения. В целом конгломератный склон оказался вполне приемлемым, он был не слишком длинным, и было видно, где он заканчивается. В паре мест пришлось подрубить ледорубом несколько ступенек в конгломерате, кое-где можно было придержаться за деревья. Настроение поднимали растущие кое-где на косогоре кусты спелой вишни. Дойдя до ручья Биоб, конгломератный прижим закончился. Мы переправились по большим скользким камням через Биоб, взгромоздились чуть вверх по крутому травянистому склону и вышли на мощную конную тропу.

На сем технические сложности похода благополучно закончились. Пройдя еще пару ходок по тропе вниз, в 1700 мы остановились на ночевку в березовой роще на берегу реки. На следующий день, выйдя с места ночевки в 715, около 1500 с минимальными приключениями не спортивного характера мы добрались до Искандеркуля,

173 - N: озеро Искандеркуль

где нас ждала машина, и вечером были в Душанбе.

Таким образом, группа прошла пер. Двойной как заявленный на случай нехватки времени запасной вариант к пер. Блок. Пер. Двойной совершенно надежен и удобен для прохождения в любом направлении и представляет собой, пожалуй, самый короткий выход в населенку от оз. Алло. Рекомендуем только не брать с нас пример и не ходить по конгломератным прижимам. Хотя прижим вполне проходим, безопасен, на нем есть отдаленное подобие тропы, наверное, он позволяет даже несколько срезать крюк по расстоянию и почти не набирать высоту, но все равно зачем это? Не поленитесь пройти по р. Арг еще чуть повыше, наверное, где-нибудь там настоящая тропа найдется.

Выводы и рекомендации

Итак, наша группа прошла технически сложный спортивно-туристский горный маршрут в районе Фанских гор, соответствующий пятой категории сложности. За 23 дня пройдено 186 км (162 км без учета радиальных выходов и подноса забросок). Дневок не было. Маршрут включает в себя сквозное прохождение восьми категорийных перевалов: 1Б - три, 2А - один, 2Б - один, 2Б-3А (категория сложности пер. Мирали спорная) - один, 3А - два. Кроме того, совершено три категорийных радиальных выхода: на вершину пика Малая Ганза (2А), на вершину пика Чимтарга (2Б) и на перемычку перевала Фанская Сказка (3А). Один из определяющих перевалов - Ход Кентавра (3А) - пройден впервые, причем маршрут через этот перевал одновременно является первовосхождением на новую вершину (пик Кентавр) со спуском не по пути подъема. Все определяющие препятствия, в том числе и первопрохождение, находятся на линейном участке маршрута. Большая часть технически сложных участков маршрута имеет скальный или комбинированный характер. В сумме за весь поход навешено 59 веревок, 2960 м перил из них 32 веревки, 1625 м перил - по скалам. Все определяющие и предопределяющие препятствия проходились на подъем с определяющей стороны. К сожалению, не получилось сквозное прохождение перевала Фанская Сказка. Как мы ни старались, два последовательных радиальных выхода на разные седловины перемычки не привели к обнаружению истинной седловины, с которой был бы приемлемый спуск, соответствующий заявленной категории сложности 3А. Отступление с Фанской Сказки по запасному варианту привело к дефициту времени, из-за которого мы впоследствии не успели пройти перевал Блок. Но, несмотря на два использованных запасных варианта, принципиально маршрут от заявленного все-таки не отличается. Все равно он остается технически весьма сложным, достаточно напряженным и, как нам кажется, выдержанным в духе лучших туристских традиций.

В таком компактном районе, как Фанские горы, трудно построить красивый, не закольцованный маршрут со сколько-нибудь выдающейся протяженностью. В нашем походе относительно невысокий километраж компенсировался другими факторами напряженности. Среди них, в частности, большое количество технически сложных препятствий, требующих интеллектуального прохождения, преимущественно скальных, причем пройденных на подъем с определяющей стороны. Отсутствие на маршруте дневок. Малочисленный состав группы, необходимость иметь довольно много веревок и "железа" для безопасного преодоления технически сложных перевалов разнообразного характера, а также сравнительно высокое для сложных походов отношение Ж : М = 2 : 4 приводило к большему, чем обычно, весу рюкзаков (свыше 10 кг общественного снаряжения на "мальчика"). В таких условиях редуцированный километраж был нашим преимуществом маршрут с учетом этой специфики целенаправленно был построен так, чтобы "меньше ходить, но больше лазить".

Известно, что Фанские горы - район сравнительно теплый и преимущественно скальный. Хотя само по себе то и другое - совсем неплохо, но в сочетании с условиями типичного технически сложного маршрута эти свойства являются настораживающими факторами повышенной камнепадоопасности. Хотя за ночь фирн на склонах, как правило, все-таки смерзается, оттаивает он очень рано. В 530 еще только светает, а в 8 утра все уже начинает раскисать, тает натечный лед, бегут мелкие и не очень мелкие ручейки, вымывают камни, и тогда уже от них только знай, уворачивайся... Уже на самом первом, технически простом перевале мы учли этот важный фактор и далее на протяжении всего похода особое внимание уделяли вопросам безопасности. В частности, стратегия и тактика прохождения перевалов продумывалась так, чтобы потенциально камнеопасных участков на маршруте было как можно меньше, и чтобы те, которых не избежать, проходились очень рано утром и максимально оперативно. Нетривиальные места преодолевались не кавалерийским наскоком, а продуманно, часто с предварительной глубокой разведкой особо технически сложные участки - с предварительным провешиванием перил. Благодаря такой предусмотрительности, нам удалось избежать нежелательных приключений: в первую очередь представляющих угрозу камнепадов, а также ночных хождений и сидячих ночевок. Сколько-нибудь существенной лавинной опасности мы на маршруте, к счастью, не встретили. Физическая и техническая подготовка всех участников и участниц была на высоте. Группа прошла весь маршрут в полном составе, со всеми техническими и тактическими сложностями справлялась быстро, надежно и квалифицированно, абсолютно контролированно, со значительным запасом прочности.

Погода на протяжении маршрута не всегда была благоприятная. Обычно после обеда натягивало плотную облачность, почти каждый день шел дождь или мокрый снег. К счастью, регулярно случавшаяся непогода в целом почти не мешала прохождению маршрута. А в стратегически важное время - на самых сложных перевалах (Имат, Фанская Сказка, Ход Кентавра) и на теплых озерах (Алаудин, Алло, Искандеркуль) - погода была хорошая.

По информации из Интернета, многие группы жалуются на различные проблемы желудочно-кишечного характера, подстерегающие туристов в Фанах буквально на каждом шагу. Вплоть до того, что рекомендуется воздерживаться от местной еды, некипяченой воды из ручья и т. п. На своем собственном опыте ничего этого подтвердить не можем. В первый же вечер мы с аппетитом ели шашлык в чайхане на Алаудине. В середине похода в летовке на Имате нас угощали лепешками и дугобом [Дугоб - то же, что и айран, но по-таджикски]. В течение похода мы пили сырую воду из всех озер и ручьев, что под ногами. В конце похода от пуза ели эфедру и спелую вишню на ишачьей тропе по Аргу и немытые кислые яблоки в Сарытаге. И ни одному участнику за это ничего не было. Может быть, нам просто повезло. А может быть, повезло потому, что по сути весь маршрут был построен таким образом, что проходил по верховьям гор, куда домашний скот из кишлаков и летовок не поднимается.

Фанские горы - давно и хорошо исследованный, освоенный туристами и альпинистами район. По нему доступно масса информации, в том числе и в Интернете. Много отчетов по походам различных категорий, есть и целые обзоры. Тем не менее, достаточно подробное описание и богатая фотографическая информация, снятая не издалека, а практически "в упор", даже для хорошо известных перевалов не будет лишней. Но в нашем отчете, кроме дополнительной уточняющей информации, есть и принципиальный элемент новизны. Обнаружен, впервые пройден и описан новый перевал - Ход Кентавра (3А). Одновременно, в процессе прохождения нового перевала, совершено первовосхождение на вершину - пик Кентавр. Перевал Ход Кентавра изящен, технически интересен и предоставляет принципиальный проход между двумя важными с туристской точки зрения цирками, которые к тому же непосредственно не граничат между собой. Он исключительно видовой, орографически расположен очень выгодно и, главное, безопасен безопаснее всех остальных, что есть поблизости. Туристы наверняка пожелают его пройти уже в ближайшие годы, и подробная информация о перевале из нашего отчета, как мы надеемся, будет весьма полезна.

Частные выводы и рекомендации по каждому перевалу в отдельности были даны в конце технического описания соответствующего перевала. Добро пожаловать на Фаны! Удачи вам, единомышленники!

Благодарности

Следующий список составлен в произвольном порядке и не отражает важность вклада конкретного лица в результирующий успех похода. Также заранее приносим извинения людям, не упомянутым ниже. Группа выражает благодарность:

• Елене Лоренц, фирма "Asia Discovery" - за быстрое оформление документов и надежное обеспечение транспортом для заезда в горы
  • Александру, начальнику альпбазы "Вертикаль-Алаудин" - за сохранность нашей заброски и устные консультации по началу маршрута
  • Страховому агенту Мамонтовой Валентине Васильевне, г. Новосибирск - за оформление страховки на время прохождения маршрута
  • Михаилу Сорокину, г. Новосибирск - за то, что он собрал, организовал и тренировал такое большое количество участников, что часть из них смогла составить отдельную группу - ту, которая прошла данный маршрут если бы не Миша Сорокин, этот поход вообще бы не состоялся
  • Екатерине Зеленцовой, г. Москва - за достойный маршрут по Фанам 2011 года, отчет о котором ненавязчиво намекнул руководителю о существовании вот еще и этого интересного горного района если бы не Екатерина (хоть ей об этом и неизвестно, и в маршрутах наших всего один общий перевал), наша группа, скорее всего, не подумала бы о Фанах и пошла бы в другой район
  • Анатолию Джулию, г. Москва - за его превосходный обзор Фанских гор в Интернете, за вводную консультацию по району в личных беседах с руководителем, за подстрекание руководителя к прохождению перевала Имат с определяющей стороны и подробное описание этого технически сложного перевала без перевала Имат нитка нашего маршрута была бы менее красивой и логичной
  • Николаю Симонову, г. Новосибирск - за многократные консультации по району и по нитке маршрута, за идею и совместное обсуждение возможности первопрохождения нового перевала, которому мы дали название Ход Кентавра если бы не Николай, этот перевал все равно когда-нибудь был бы пройден, но, наверное, не в этом году и не нашей группой
  • Вадиму Ляпину, г. Москва - за подробнейшие карты района и описание живописного перевала Траверсный
  • Вадиму Ветлужских, г. Новосибирск - за консультации руководителя по району и завхоза по раскладке продовольствия
  • Владимиру Нефедову, г. Новосибирск - за рис, оставленный в туре на перевале Енисей сверхплановый плов, сваренный из пролежавшего четыре года на перевале нефедовского риса, показался особенно изысканным лакомством
Поход проведен при организационной поддержке Гранта на развитие молодежных студенческих организаций НГУ.

Паспорт перевала Ход Кентавра и маршрута на вершину Кентавр по восточной стене

Район Хребет Название Высота (м)
Категория трудности
Памиро-Алай
Фанские горы
Ход Кентавра 5000 3А ск - сн - лд

Местоположение на хребте

Перевал Ход Кентавра расположен в Фанских горах, в хребте, разделяющем долину Алаудинских озер и узел пиков Малой и Большой Ганзы, между пиком Адиджи и пиком Замок. Ориентация перевала: запад - восток. Характер: комбинированный (скалы - снег - лед). Определяющая сторона: восточная. Сложность определяется скальным участком подъема на п. 4929 с седловины пер. Енисей. Спуск совпадает с каноническим спуском с п. Замок и сам по себе соответствует 2А. Проблем с ориентированием и идентификацией перевал не представляет. По сути это траверс участка хребта с подъемом на пер. Адиджи со стороны лед. Сурхоб, последовательным проходом через перевальные точки пер. Адиджи и Енисей, п. 4929, пер. Замок (он же - узловая вершина 5012 согласно карте Вадима Ляпина, место стыка массива п. Замок с главным хребтом, будем для удобства называть эту вершину далее по описанию "п. Замок-Узловая") и спуском с пер. Замок в сторону оз. Мутного. Седловиной пер. Ход Кентавра мы предлагаем считать маленькое локальное понижение, находящееся рядом с вершиной п. 4929, к западу от нее. На этой седловине находится перевальный тур. Саму безымянную вершину п. 4929 (на карте Вадима Ляпина отмечен как "Белый Ключ", но истинный Белый Ключ - это другая вершина), через которую проходит путь через пер. Ход Кентавра, и на которую тем самым в процессе прохождения перевала совершено первовосхождение по восточной стене, предлагаем называть аналогично перевалу: "пик Кентавр".

174 - Фрагмент сх. В.Ляпина: кр.линией обозначен м-т через пер. Ход Кентавра, синим треугольником – пер. тур; 9 - седловина пер. Адиджи, 8 - седловина пер. Енисей; 8 - 5012 - участок п/п, 8 - 4929 - определяющий сложность участок

Что связывает

Пер. Ход Кентавра связывает верховья лед. Сурхоб и оз. Мутное. Существенно то, что эти два цирка непосредственно между собой не граничат, и только предлагаемый перевал предоставляет прямой проход между ними.

Кем назван, когда, что означает

Название "Ход Кентавра" предложено группой секции горного туризма Спортклуба Новосибирского госуниверситета, совершившей первопрохождение этого перевала 23 августа 2012 г. Кентавр - особая фигура из области "сказочных шахмат", которая ходит по диагонали, как слон, и перепрыгивает через другие фигуры, как конь. Таков и наш проход - из долины в долину не поперек, а по диагонали, при этом перемахивая через встречающиеся препятствия. По нашему замыслу, образное название "Ход Кентавра" отражает нетривиальное орографическое устройство перевала.

Сведения о первопрохождении перевала

Пер. Ход Кентавра впервые пройден группой секции горного туризма Спортклуба Новосибирского госуниверситета под руководством Георгия Сальникова 23 августа 2012 г., номер маршрутной книжки О-151-12, с востока на запад (с лед. Сурхоб на оз. Мутное, с определяющей стороны на подъем). Идея о возможности прохождения нового перевала в этом месте была предложена Николаем Симоновым, г. Новосибирск.

Количественные характеристики

со страховкой
Количество
пунктов страховки
(час) (час) (час) попеременной одновременной (ориентир.)
13 3 10 8.5 4.5 40

Условия, при которых изменяется категория трудности

По нашему мнению, категория трудности и возможность безопасного прохождения пер. Ход Кентавра не должны изменяться в зависимости от метео- или иных условий. При прохождении в направлении с запада на восток (с оз. Мутное на лед. Сурхоб, по определяющей стороне на спуск) сложность перевала в принципе может уменьшиться на полкатегории (до 2Б*), но утверждать это с достоверностью мы не можем и предлагаем дождаться первого такого прецедента.

Рельеф по участкам пути. Время прохождения участков. Организация движения и страховки. Возможные опасности и меры безопасности.

На полное прохождение через пер. Ход Кентавра от лед. Сурхоб до оз. Мутного, равно как и в противоположном направлении, с учетом возможных вспомогательных действий (предварительная навеска перил и т. п.) требуется два дня. Ниже подробно расписывается вариант прохождения перевала на подъем. Вариант спуска - аналогичен. Ссылки на схемы и фотографии по ходу описания указаны в тексте и в примечаниях на полях.

Подход под перевал со стороны лед. Сурхоб.

Если группа будет подходить под пер. Ход Кентавра из долины, путь подхода достаточно очевиден. Поскольку подъем на пер. Ход Кентавра проходит через седловину пер. Адиджи, подход к нему совпадает с подходом к пер. Адиджи с этой стороны. До ледника по травянистым лощинам у левого (орографически) борта долины есть тропа. При выходе на ложе ледника тропа теряется, но дальнейший путь по моренам не вызывает сомнений. Нужно двигаться в направлении характерного мощного ледопада, падающего с плато п. Малая Ганза в районе пер. Гусева-Мухина Зап., а по мере приближения поворачивать направо по ходу в сторону седловины пер. Адиджи - ближайшей к узловой вершине, находящейся в правом дальнем (по ходу) углу цирка.

Наиболее вероятно однако, что группа будет подходить не снизу, а со стороны соседнего перевала, например, пер. Гусева-Мухина Вост. В этом случае путь еще более очевиден, поскольку искомая седловина Адиджи оттуда хорошо видна.

Непосредственно перед перевальным взлетом, общим для перевалов Ход Кентавра и Адиджи, на моренах есть уютные площадки для ночевки.

Подъем на перевал Ход Кентавра и пик Кентавр со стороны лед. Сурхоб.

175 - Участок R1 перевала Ход Кентавра: подъем на седловину пер. Адиджи

Участок R1.

Совпадает с подъемом на пер. Адиджи (3А) с юго-востока, с неопределяющей стороны. Подъем до седловины примерно по центру перевального взлета - фирновый склон ~250 м, 30 - 35°, проходится в связках и кошках с одновременной страховкой. Бергшрунд в нижней части склона легко обходится. Взлет желательно проходить рано утром: с обоих скальных бортов кулуара могут изредка долетать отдельные камешки. Седловина достаточно широкая, при необходимости можно ночевать. Время прохождения этого участка - 50 минут.

176 - Участок R2 перевала Ход Кентавра: траверс Адиджи - Енисей

Участок R2.

Это траверс от седловины пер. Адиджи (3А) до седловины пер. Енисей (3Б), не совпадающий ни с одним из перевальных взлетов этих перевалов. Идут влево от седловины Адиджи траверсом фирнового склона с постепенным набором высоты, оставляя скальную стену п. Белый Ключ слева по ходу. Цель - ясно видная впереди гора характерной формы, сложенная из скал розового цвета - пик Кентавр седловина пер. Енисей - непосредственно перед ней. Первые ~200 м склона (крутизна 20 - 30°) проходятся в связках и кошках по фирну с одновременной страховкой. По мере приближения к пер. Енисей крутизна траверсируемого склона возрастает до 40°, и появляется голый лед. Здесь необходимо применить либо перильную страховку, либо (как делала наша группа) двигаться с одновременной страховкой через ледобуры. Веревки вешаются горизонтально. Протяженность участка траверса по крутому льду со страховкой через ледобуры около 120 м (мы использовали 11 точек страховки). Перед седловиной пер. Енисей склон выполаживается и становится фирновым. Оставшиеся ~200 м до седловины снова проходятся просто в связках. Весь участок безопасный. Время прохождения - 1 час 30 мин. Седловина пер. Енисей широкая, на ней удобно ночевать.

Прохождение ключевого участка перевала Ход Кентавра и маршрута на пик Кентавр по восточной стене.

Категорию сложности всего перевала Ход Кентавра определяет скальная стена, ведущая с седловины пер. Енисей на вершину пика Кентавр. Эта гора по обе стороны хребта обрывается скальными сбросами, поэтому ее нельзя обойти траверсом склона, и нужно проходить через вершинную точку, находящуюся в южной (левой по ходу) оконечности массива. Самый логичный путь подъема такой. От седловины пер. Енисей сначала прямо вверх примерно по центру широкой стены (200 м, средняя крутизна 50 - 60°). Достигнув предвершинного гребня, продолжать движение по широкой наклонной скальной полке слева (по ходу) от гребня (50 м). Дойдя до конца полки, снова подняться на гребень, по нему дойти до высшей точки пика и перевалить через нее до маленькой локальной седловинки сразу же по ту сторону вершины (50 м). На этой седловинке мы построили тур, т. к. на самой вершине практически нет места.

На прохождение всей стены от пер. Енисей до вершины, включая подъем рюкзаков и снятие веревок, среднестатистической группе потребуется порядка 7-8 часов работы. В зависимости от расклада по времени, может оказаться целесообразным провесить часть веревок с вечера, заночевать на пер. Енисей и завершить прохождение всего перевала Ход Кентавра на следующий день. Скалы сами по себе не камнеопасны. Самопроизвольных камнепадов мы не наблюдали, остерегаться нужно только камней, сброшенных недостаточно аккуратными участниками. Рельеф в целом позволяет оборудовать все станции и перестежки в укрытиях от камней, и рекомендуется не пренебрегать этой возможностью. Для удобства детального описания мы подразделяем восточную стену пика Кентавр на шесть (по числу навешенных перильных веревок) участков R3 - R8. Каждый участок по протяженности представляет собой одну веревку длиной 45-60 м, включая запас на необходимые узлы и следование перегибам склона. Для удобства протяженность участков указана с учетом этого, все равно необходимого, запаса. Все "лево" и "право", если не оговорено особо, указываются не орографически, а по ходу подъема на вершину (для спуска будет наоборот). На всех участках лидер двигался с нижней крючьевой страховкой без рюкзака, последующие участники - с рюкзаками по закрепленным перилам. На схеме отмечены станции между веревками и перестежки примерно посередине каждой веревки промежуточные точки страховки только для лидера отдельно не указываются. На стене от седловины пер. Енисей до предвершинного гребня скалы сухие, там кошки не требуются. На самом гребне скалы покрыты снегом или фирном кошки надо надеть в удобном месте перед выходом на гребень. Снаряжение для лазания с использованием ИТО не требуется. Практически повсеместно по пути движения имеется богатый рельеф без рюкзака свободным лазанием проходимы все участки. Гребневые участки также не настолько узкие, чтобы потребовалась специфическая гребневая техника. Вытягивание рюкзаков веревкой нецелесообразно - груз будет цепляться за выступы. Если где-то покажется трудно подниматься с рюкзаком, удобнее будет воспользоваться стременем и вторым жумаром. Поскольку скалы достаточно расчлененные, снятые с пройденных участков веревки следует уносить наверх в собранном виде. При прохождении перевала на спуск стоит также иметь в виду, что продергиваемая веревка будет норовить застрять между камней, и предпринимать против этого соответствующие меры.

177 - Участки R3 - R8 перевала Ход Кентавра: подъем на вершину п. Кентавр

178 - Условные обозначения к схеме перевального взлета

Участок R3.

Переход с крутой осыпи на скалы, начало перильной страховки. Сначала ~30 м по косой ( 50°) скальной полке вправо вверх. В верхней части косой полки перестежка на якорном крюке. Дальше ~20 м траверса по широкой горизонтальной полке направо. По горизонтальной полке идется пешком, перила нужны только для страховки. Веревка надежно крепится за большой камень на этой полке. Верхняя станция удобная, места много. Рядом скальная стенка, за которой можно прятаться от случайно сброшенных сверху камней. Безопасно. Время прохождения - 50 минут.

Участок R4.

Точка страховки на петле вокруг большого камня, очень удобная. Сначала 15-20 м по несложным плитам, затем крутой внутренний угол с отдельными небольшими нависаниями. В этом углу богатый рельеф, есть за что крепко ухватиться, есть где застраховаться через надежную закладку или френд, с нижней страховкой лезется уверенно. Из угла надо вылезти по левой стенке на маленькую полку, где сделать промежуточную точку перестежки на скальном крюке. Дальше вверх по плитам наподобие бараньих лбов (15-20 м), лазание в основном на трении. Плиты быстро выполаживаются и выводят влево вверх на широкую скальную полку. Там веревка надежно крепится за большой камень, там же в больших камнях можно прятаться от случайных камнепадов. На этой веревке около 15 м напряженного, но уверенного лазания, остальная часть не составляет проблем. На верхней станции очень удобно, много места. Безопасно. Время прохождения - 1 час 10 мин.

Участок R5.

Точка страховки на петле вокруг большого камня, очень удобная. Сначала метров 15 вправо по широкой горизонтальной полке. Затем по внутреннему углу прямо вверх (~10 м, 60 - 70°). Там перестежка на крюке. Дальше по косой наклонной полке по плитам влево вверх, в самый угол (~30 м, 30 - 40°). Косая полка пологая, легко проходится на трении. Верхняя станция достаточно удобная, веревка крепится за надежный выступ, стенка прикрывает от камней, но тесновато. Безопасно. Время прохождения - 50 минут.

Участок R6.

Это ключевой участок, выводящий на предвершинный гребень. Точка страховки в начале участка на скальном выступе, удобная, но много людей здесь не соберется. Сначала вверх ~15 м напряженного лазания - либо прямо вверх по плитам частично на трении ( 60 - 70°, зацепки в основном плохие), либо левее по внутреннему углу (чуть положе, зацепки есть, кое-где возможен распор, но скалы покрыты скользкой и противной черной слизью). Дальше несложный участок (~10 м, 50 - 60°, скалы сухие, чистые). Затем внутренний угол с небольшими нависаниями, еще ~10 м трудного лазания, скалы разрушенные, многие зацепы ненадежные. В щели внутри угла сидит френд, который мы с таким усердием засадили, что потом никак не смогли извлечь. На этом френде можно делать надежную перестежку - проверено, не выскочит! В верхней части угла можно перелезть через левую стенку. Дальше 10 м простого лазания по хорошо расчлененным скалам. Выход на частично заснеженный скальный гребень метров на 70 правее вершины. Время прохождения - 1 час 30 мин. Станция на гребне на большом камне, надежная, удобная, для людей места много, но палатку поставить нельзя. Частично просматривается дальнейший путь за вершиной п. Кентавр. Поскольку дальше путь практически только по гребню, камнеопасных мест больше быть не может.

Участок R7.

Точка страховки на предвершинном гребне на большом камне, комфортная. Появляется снег. Надевать кошки можно либо уже здесь, либо в конце этой веревки. Сначала ~10 м проходятся по камням на гребне. Затем предвершинный гребень усложняется, начинаются жандармы. Переход на левую (по ходу) сторону. Здесь вдоль гребня вверх ведет длинная пологая скальная полка (~40 м, 30 - 40°). Полка технически очень простая, но перильная страховка нужна - лететь далеко. В конце полки станция на скальном выступе, очень удобная, места много. Безопасно. Время прохождения - 50 минут.

Участок R8.

Эта веревка выведет на вершину п. Кентавр. На вершинном гребне будет снег, фирн. Если на предыдущей станции не надели кошки, нужно надеть их на этой. Точка страховки на выступе, очень комфортная. Выход на гребень перед самой вершиной по внутреннему углу (~12 м, 60 - 70°), там перестежка, чтобы не было маятника. Дальше заснеженный скальный гребень проходит через вершину и спускается на маленькую локальную седловинку по ту сторону вершины. По этому участку гребня идется ногами, но гребень довольно узкий, перила на нем нужны. Безопасно. Время прохождения - 50 минут. Вершина тесная, на ней не собраться. На седловинке за вершиной гребень расширяется, тут хоть и не танцплощадка, но места для палатки уже хватит. Здесь на разрушенных скальных выходах мы построили тур. Перевал взят! Следующий протяженный участок проходится просто в связках и кошках без перильной страховки. Предстоящий путь до самого п. Замок просматривается почти полностью.

Спуск с перевала Ход Кентавра и пика Кентавр в сторону лед. Замок.

179 - Участки R8 - R11 перевала Ход Кентавра: траверс Кентавр - Замок

180 - Участки R9 - R11 перевала Ход Кентавра: траверс гребня до п. Замок-Узловая

Участок R9.

Примерно половина пути до п. Замок проходится в связках и кошках с одновременной страховкой по волнистому, извилистому, но широкому и безопасному фирновому гребню. Время прохождения ~15 минут.

Участок R10.

Этот короткий участок сужения гребня находится примерно на полпути от п. Кентавр до п. Замок. Здесь торчит маленькая балдушка из разрушенных скал, местами чистых, местами заснеженных, местами с натечным льдом. По сторонам балдушки очень крутой снег, карнизы, так что ее проще перелезть, чем обойти. Станция на плоском месте перед балдушкой на ледорубе. Подъем сначала по льду (~10 м, 50°), страховка через промежуточный ледобур. Путь на протяжении следующих 10 м через участок натечки переходит на чистые скалы. Затем еще ~20 м по разрушенным скалам и осыпи, практически траверс, в основном по той причине, что ближе негде надежно закрепить веревку. Безопасно. Время прохождения - 40 минут.

Участок R11.

Вторая половина пути до Замка (после балдушки) проходится в связках и кошках с одновременной страховкой по широкому фирновому гребню, местами с выходами осыпи. На сам п. Замок, находящийся, строго говоря, в боковом отроге главного хребта, выходить не нужно спуск в долину начинается от п. Замок-Узловая. Время прохождения ~15 минут.

181 - Участок R12 перевала Ход Кентавра: спуск по леднику Замок

Участок R12.

Совпадает с путем спуска с пер. Замок (3Б) на север по неопределяющей стороне, а также с наиболее простым альпинистским маршрутом на п. Замок (2А). Спуск в связках и кошках с одновременной страховкой по протяженному снежно-ледовому склону ( 10 - 30°, сброс высоты ~700 м). В верхней части склона есть несколько широких бергшрундов, все они обходятся. В нижней части склона открытый лед, но он уже шершавый, не крутой, и проблем при движении в кошках не представляет. В самом низу, под бастионами п. Замок ледник постепенно зачехляется мореной. Безопасно. Время прохождения на спуск - 40 минут.

Спуск из-под перевала до Фагиторских стоянок.

Если спускаться дальше по линии падения воды, ледник заканчивается неудобными сбросами. Поэтому нужно сначала, держась правее, траверсом пересечь пару осыпных отрогов п. Замок. Там встретится тропа, по которой можно удобно сбежать между осыпных отрогов в самый низ долины, прямо к Фагиторским стоянкам рядом с оз. Мутным. Время прохождения на спуск - 1 час. Перевал пройден!