Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Руководитель: Г.Сальников, Новосибирск

Отчет о горном походе 5 к.с. по Фанским горам в августе 2012 г. Часть 3

Продолжение. Часть 2 здесь

20 августа в 550 мы начали отступление. Прошедшая этой ночью непогода почти не добавила снега и не усложнила нам спуск. В кошках по смерзшемуся фирну мы за 20 мин спустились с "балкона", особенно быстро проскочив тот самый потенциально опасный участок под сераками,


100 - S: спуск с Фанской Сказки: по указанному пути под сераками можно проходить только рано утром, причем максимально быстро

куда мы так предусмотрительно не поперлись вчера днем. Сейчас, в раннее время, сераки еще не начали таять и обваливаться. За ходку прошли ледник верхнего цирка до Джулиевского ригеля и подошли к ледопаду. Спускаться с ледопада на лед. Имат мы решили не по центру (не по пути подъема сюда), а правее, ближе к ригелю. Во время подъема мы видели, что безопасный проход там есть. Ледопад в том месте несколько более крутой, но зато и более короткий при спуске это, скорее всего, окажется выгодно. На спуске с ледопада мы повесили 4 веревки по голому льду. Три первых были совсем нестрашными ( 40°), их снимали на три такта с нижней страховкой через ледобур, и только последнюю, более крутую, сдергивали ледосбросом.


101 - N: спуск с ледопада Фанской Сказки

В 800 мы спустились с ледопада и вышли на оперативный простор. За одну ходку обошли всю рвань на лед. Имат справа, под склонами Большой Ганзы и Линкора.


102 - N: спуск с Фанской Сказки: обход рвани на леднике Имат

К 1040 спустились c ледника в долину по моренам у правого борта и уже снизу увидели, что с левой стороны спуска бы не было: там ледопад и бараньи лбы.


103 - N: выход с ледника Имат по правому борту

Дальше побежали вдоль правого берега реки. Под ногами появилась тропа. Бычки попадаться перестали, из чего мы заключили, что в отличие от нас, неудачников, иматским курильщикам сквозное прохождение пер. Фанская Сказка удалось. С 1130 до 1430 обедали в первой березовой роще напротив устья р. Желтой.


104 - N: березовая роща на реке Имат: слева ледник Имат, справа каньон реки Желтой

Эта река нас теперь не интересовала: подниматься туда только для того, чтобы терять время на прохождение неопределяющего перевала Зард (1Б) не было смысла. Еще полходки по тропе вниз по р. Имат, и мы перешли реку по мосту на левый берег. Там находится летовка, в которой мы час (с 1500 до 1600) общались с местными жителями. Прямо от летовки тропа снова круто поднимается вверх и поворачивает налево, огибая водораздел без потери высоты.


105 - S: летовка на левой террасе реки Имат; отчетливо видно начало тропы, траверсом склона ведущей в долину реки Сурхоб

Дальше тропа постепенно приближается к р. Сурхоб и переходит по мосту на левый (орографически) берег. В 1720, вскоре после моста через Сурхоб, у чистого родника на границе зоны леса мы заночевали. Сделано за этот длинный день было много, драгоценное время частично наверстано.

Надо сказать, местные названия рек не совпадают с теми, которые отмечены на картах (в том числе на самых современных картах Завьялова и Ляпина), и на которые ссылается Классификатор. Таджики в летовке на р. Имат (сами они из кишлака Пасруд) реку, которая на наших картах отмечена "Желтая", называют "Сурхоб". Река, отмеченная как "Сурхоб", у них называется "Бодхона". А большую реку, в которую внизу впадает р. Имат и в верховьях которой находится оз. Алаудин, они называют "Алаудин". Тем не менее, во избежание путаницы мы будем по ходу отчета называть долины рек согласно карте.

Таким образом, из-за промашки руководителя группа не смогла идентифицировать единственную правильную седловину на широкой перемычке пер. Фанская Сказка. Группа поневоле совершила радиальные выходы на две отдельные ложные седловины, с которых не было приемлемого для похода 5 к. с. спуска на другую сторону, и спустилась с них по пути подъема. Несколькими днями позже с перевала Адиджи мы рассмотрели обратную сторону Фанской Сказки и уточнили местонахождение ложных и истинной седловин.


106 - P: перемычка Фанской Сказки со стороны ледника Имат: 1 - ложная седловина 1, 2 - ложная седловина 2, 3 - истинная седловина, 4 - место ночевки на "балконе", 5 - место ночевки в верхнем цирке


107 - N: перемычка Фанской Сказки со стороны реки Желтой: 1 - ложная седловина 1, 2 - ложная седловина 2, 3 - истинная седловина

При прохождении этих радиальных выходов на ложные седловины было навешено и затем снято по пути подъема 8 веревок (из них 7 скальных и одна снежно-ледовая). Кроме того, в ледопаде при подъеме было навешено 2 веревки, а при спуске - 4 веревки, все по льду. Итого в сумме при прохождении радиального выхода на перемычку Фанской Сказки группой было использовано 14 веревок (7 по скалам, 1 по фирну, 6 в ледопаде), всего 710 м перил. Такие масштабы соответствовали бы вполне заслуженной категории сложности 3А, будь это пройденным перевалом. В защиту группы стоит еще сказать, что все тактические и технические действия при прохождении этого радиального выхода были грамотными и надежными. Причем особо нужно подчеркнуть: группа оказалась готова не только к чисто технической работе, но и к тому, чтобы адекватно сопоставить сложность и опасность препятствий со своими реальными возможностями, не совершить опрометчивых действий и не начать спуск в тартарары, откуда могло уже не быть возможности повернуть обратно. Произведя глубокую разведку, группа подчинилась требованиям безопасности и благоразумно отступила.

Будущим группам следует обратить особое внимание на то, что подходы к пер. Фанская Сказка, в том числе и в случае его правильного, канонического прохождения, с юга, со стороны лед. Имат, неудобны и довольно опасны. Как бы рано ни вышла группа с ночевки на ригеле Джулия, она подойдет под взлет, когда сераки уже начнут вытаивать, и налицо будет опасность ледового обвала. Выйти с ригеля ночью вряд ли удастся: впереди разорванный ледник, на котором необходим дальний обзор. Это значит, что под взлетом перед группой будет стоять дилемма: сразу вверх под угрозой не столь масштабных, но регулярных обвалов мелких сераков, либо ждать до утра в верхнем цирке. Мелкие обвалы до дальнего края цирка не достают, однако по-прежнему угрожают редкие, но катастрофические обвалы с верхней шапки Большой Ганзы, переметающие весь цирк. По-видимому, гораздо безопаснее проходить пер. Фанская Сказка с севера на юг, в направлении первопроходцев - тогда можно заночевать на "балконе", а рано утром пересечь опасный цирк сверху вниз очень быстро.

Пер. Ход Кентавра (3А п/п, п/в, 5000)

Пройденный нашей группой новый перевал, которому мы предлагаем дать название "Ход Кентавра" - это траверс участка хребта с подъемом на пер. Адиджи со стороны лед. Сурхоб, последующим проходом через перевальные точки пер. Адиджи и Енисей, безымянный п. 4929 (предлагаем для него название "п. Кентавр" на карте Вадима Ляпина он отмечен как "Белый Ключ", но истинный Белый Ключ - это другая вершина), пер. Замок (он же - узловая вершина 5012 согласно карте Вадима Ляпина, место стыка массива п. Замок с главным хребтом - будем для удобства называть эту вершину далее по отчету "п. Замок-Узловая") и спуском с пер. Замок (п. Замок-Узловая) в сторону оз. Мутного. Этот проход ведет с лед. Сурхоб на оз. Мутное, цирки которых не стыкуются непосредственно. Какое именно место логичнее всего считать "седловиной" перевала - вопрос открытый. Нам показалась наиболее логичной маленькая локальная седловинка, находящаяся сразу же за вершиной п. 4929, к западу от нее. Там мы и построили перевальный тур. Высота перевала составляет около 5000 м. Предлагаемая категория сложности: 3А. Ориентация: восток - запад. Характер: комбинированный (скалы - снег - лед). Определяющая сторона: восточная. Сложность определяется скальным участком подъема на п. 4929 с седловины пер. Енисей. Спуск совпадает с каноническим спуском с пер. Замок или п. Замок и сам по себе соответствует 2А. Группа совершила прохождение с лед. Сурхоб на оз. Мутное, с востока на запад, на подъем с определяющей стороны. Описание дается от лед. Сурхоб до оз. Мутного. Перевал пройден впервые. Паспорт нового перевала см. в дополнительном разделе.

Первоначально мыслью о принципиальной возможности такого прохода с руководителем поделился известный новосибирский горник Николай Симонов, за что группа выражает ему особую признательность. Именно успешная реализация идеи Симонова завершилась первопрохождением описываемого ниже перевала, которому группа дала название Ход Кентавра. В пользу того, что этот проход не является просто связкой Адиджи + Енисей + Замок, и правильнее классифицировать его как отдельный новый перевал, имеются следующие аргументы.

  • На пути прохождения нашего перевала не пролегает ни один из участков, определяющих сложность перевалов Адиджи, Енисей, Замок.
  • Участок, определяющий сложность нашего перевала, не находится ни на каком из путей прохождения перевалов Адиджи, Енисей, Замок, и пройден впервые. Этот участок не проходился ранее и альпинистами.
  • Категория сложности нашего перевала (3А) ниже категории сложности перевалов Енисей и Замок (оба 3Б) характер определяющего участка нашего перевала (скалы) совершенно иной, чем характер определяющего участка пер. Адиджи (лед).
  • Наш перевал гораздо безопаснее любого из перевалов Адиджи, Енисей, Замок.
Для определенности, далее по ходу отчета мы будем называть новый перевал "Ход Кентавра". Мы предлагаем эту аллегорию из следующих соображений. Кентавр - особая фигура из области "сказочных шахмат", которая ходит по диагонали, как слон, и перепрыгивает через другие фигуры, как конь. Таков и наш проход - из долины в долину не поперек, а по диагонали, при этом перемахивая через встречающиеся препятствия. В этом смысле название "Ход Кентавра" подошло бы лучше, чем просто "ход коня". К тому же, хотя конь, или, скажем, лось, также являются благородными туристскими животными по сравнению, например, с ишаком, но для горного туризма высоких категорий кентавр подходит гораздо лучше: ведь кентавр имеет не только копыта, но и руки, а следовательно, способен лазать и работать со снаряжением.

Проходя пер. Ход Кентавра, мы, как оказалось, совершили и первовосхождение на вершину п. 4929. Эту вершину нельзя обойти, путь к перевалу проходит через нее, причем именно восхождение на эту вершину и является определяющим участком пер. Ход Кентавра. Предлагаем назвать эту вершину по имени перевала: "пик Кентавр". Хотя вообще-то наименования новых перевалов и вершин регистрируют особые инстанции, но пока для определенности по ходу отчета мы так и будем называть перевал и гору, о которых идет речь. В принципе, при наличии определенного художественного воображения, при наблюдении с юго-востока или северо-востока эта гора и правда может напоминать гордо восседающую на хребте широкоплечую голову Кентавра.

Подъем на пер. Адиджи

Перевал Адиджи расположен между вершинами п. Адиджи и п. Белый Ключ (4975) и ведет с лед. Сурхоб на лед. Бодхона. Координаты седловины по данным Вадима Ляпина: N 39°10.906', E 68°17.431' высота по данным Ляпина 4633 м, по Классификатору - 4400 м. Категория сложности: 3А. Ориентация: северо-запад - юго-восток. Характер: снежно-ледовый. Определяющая сторона: северо-западная. Эта же сторона определяет повышенную опасность перевала там когда-то под ледовым обвалом погибла целая группа. В процессе прохождения пер. Ход Кентавра наша группа поднялась на седловину пер. Адиджи с юго-востока, с лед. Сурхоб - с неопределяющей, безопасной стороны. Определяющая сторона пер. Адиджи нами не проходилась. Дается описание подъема на седловину с лед. Сурхоб.

(На карте Вадима Ляпина п. Белый Ключ ошибочно назван п. Черный (4975). Такая же ошибка присутствует и на карте Славы Завьялова (только там п. Черный отмечен высотой 4914). В действительности п. Черный находится южнее и отмечен на карте Ляпина высотой 4931. Узловой же вершиной является п. Белый Ключ 4975)

22 августа в 525 мы стартовали с очень удобной ночевки на осыпных площадках под пер. Адиджи.


108 - N: уютная ночевка под перевалом Адиджи

За первую ходку в связках и кошках пересекли ледничок в цирке, держась слева по ходу, и подошли под бергшрунд в нижней части перевального взлета. За вторую ходку по хорошо смерзшемуся фирну (~250 м, 30 - 35°)


109 - P: подъем на седловину перевала Адиджи

поднялись на седловину, на которой были в 700. Поднимались по центру перевального взлета. Хотя эта сторона перевала совершенно не выглядит угрожающе, мы уже в такой ранний час наблюдали два маленьких камешка, ненавязчиво катящиеся по склону. По-видимому, днем этот склон может быть камнепадоопасным, и проходить его следует с утра как можно раньше.

Седловина пер. Адиджи достаточно широкая, при необходимости на ней можно ночевать.


110 - N: группа на седловине перевала Адиджи

Здесь мы сняли записку группы туристов г. Николаева (Украина) под рук. В. Козия от 29.07.2012,


111 - записка с перевала Адиджи 2012 года

проходивших перевал с лед. Сурхоб на лед. Бодхона. Украинцы жаловались на то, что сами тур не нашли и были вынуждены сложить свой собственный. Мы же нашли и второй тур, в котором была записка группы туристов МГУ (г. Москва) под рук. В. Кодыша от 21.07.2006.


112 - записка с перевала Адиджи 2006 года

Москвичи проходили перевал в противоположном направлении и, что характерно, тоже не нашли тура своих предшественников. Оставив в одном из этих туров свою записку и разрушив второй, мы продолжили движение по маршруту траверсом северного склона п. Белый Ключ в направлении седловины пер. Енисей.

Северную сторону пер. Адиджи принято считать объективно опасной из-за ледовых обвалов. Надо отметить, что обвалы льда - пренеприятнейшая штука из-за того, что их нельзя прогнозировать. Лед падает не тогда, когда особенно тепло или особенно холодно, а тогда, когда настало время это может произойти даже рано утром или ночью. Группам, совершающим здесь походы 5 к. с., мы рекомендуем как вариант рассматривать прохождение пер. Ход Кентавра вместо пер. Адиджи. Хотя Ход Кентавра технически, пожалуй, немного сложнее, чем Адиджи, зато он совершенно безопасный, а кроме того, исключительно видовой.

Траверс Адиджи - Енисей

Перевал Енисей расположен между вершинами п. Белый Ключ (4975) и п. Кентавр (4929 на карте Вадима Ляпина отмечен как "Белый Ключ", но истинный Белый Ключ - это другая вершина) и ведет с лед. Малая Ганза на лед. Бодхона. Координаты седловины по данным Вадима Ляпина: N 39°10.837', E 68°17.041' высота по данным Ляпина 4815 м, по Классификатору - 4600 м. Категория сложности: 3Б. Ориентация: север - юг. Характер: скально-ледовый. Определяющая сторона: южная, скальная. Северная, ледовая сторона пер. Енисей - общая с пер. Адиджи и является опасной. Наша группа не проходила ни одного из перевальных взлетов пер. Енисей. В процессе прохождения пер. Ход Кентавра мы попали на седловину пер. Енисей траверсом с пер. Адиджи, ночевали на ней и затем продолжили траверс хребта в направлении п. Замок, тем самым пройдя Енисей не поперек, а вдоль седловины. Дается описание нашего траверса от пер. Адиджи.

(На карте Вадима Ляпина п. Белый Ключ ошибочно назван п. Черный (4975). Эта же ошибка присутствует и на карте Славы Завьялова (только там п. Черный отмечен высотой 4914). В действительности п. Черный находится южнее и отмечен на карте Ляпина высотой 4931. Узловой же вершиной является п. Белый Ключ 4975)

22 августа в 730 мы вышли в связках и кошках с пер. Адиджи траверсом склона в направлении седловины пер. Енисей. Канонический спуск с пер. Адиджи на север включает в себя часть этого траверса. При каноническом спуске сначала идут по фирновому склону налево, под северную стену п. Белый Ключ, а затем, не приближаясь к пер. Енисей, постепенно поворачивают прямо вниз, начиная вешать перила где-то там, ниже. Канонический спуск на эту же сторону с пер. Енисей выглядит зеркально: начинают с седловины траверсом направо, а на полпути до Адиджи поворачивают вниз, где пути спуска с этих двух перевалов соединяются.

Траверс Адиджи - Енисей сначала около 200 м идет по фирновому склону крутизной 20 - 30°.


113 - P: путь через перевал Ход Кентавра: траверс Адиджи - Енисей - Замок; в центре пик Кентавр

Фирн в это время был смерзшийся, кошки держали на нем надежно. Но по мере приближения к пер. Енисей крутизна траверсируемого склона возрастала, а толщина слоя фирна поверх льда уменьшалась. Когда мы уже прошли место поворота вниз на лед. Бодхона, крутизна склона достигла 40°, а на поверхности появился голый лед. Здесь определенно требовалась страховка, но эффективно работать на таком косогоре с горизонтальными перилами все равно было бы неловко. Поэтому мы применили тактику одновременного движения в связках со страховкой через ледобуры.


114 - S: движение с ледобурной страховкой на траверсе Адиджи - Енисей

Такая тактика привычна для альпинистов, но туристы из-за тяжелых рюкзаков пользуются ею редко: на вертикальных участках традиционные перила более эффективны. Здесь же, на траверсе, техника одновременной страховки имела свои преимущества. Мы делали так. Первый участник в связке (у нас было две связки по трое), ступив со снега на голый лед, крутил ледобур и пропускал через него связочную веревку. Вся связка продолжала траверс на три такта лицом к склону. Когда второй участник подходил к первому ледобуру, первый крутил у себя еще один ледобур и прощелкивал веревку после этого второй веревку на своем перестегивал. По мере дальнейшего продвижения последний участник в связке выщелкивался, оставляя ледобур для второй связки, и так далее. При этом связка целиком все время остается застрахована как минимум на двух ледобурах, что для безопасного движения по такому склону вполне достаточно. В какой-то момент ледобуры в первой связке закончились, между связками произошел обмен снаряжением, и движение продолжилось по той же схеме. Таким образом с одновременной страховкой через ледобуры было пройдено около 120 м траверса и использовано 11 пунктов страховки, что было бы эквивалентно примерно трем веревкам, если бы здесь навешивались горизонтальные перила. Под самой седловиной пер. Енисей ледовый склон постепенно выполаживался и снова закрывался фирном. Как только позволила обстановка, мы прекратили ледобурную страховку и в 900 вышли на седловину просто в связках.

Седловина пер. Енисей широкая, есть много места для ночевки.


115 - N: группа на седловине перевала Енисей на фоне пика Бодхона

По нашим сведениям, этот перевал проходился лишь дважды: впервые в 1980 г. красноярцами, а во второй раз в 2008 г. новосибирцами. Мы сняли записку как раз этой новосибирской группы под рук. В. Нефедова от 3.10.2008,


116 - записка с перевала Енисей

поднявшейся на перевал с юга, а затем двигавшейся траверсом через пер. Адиджи в направлении, противоположном нашему. Кроме записки, в туре обнаружилась оставленная группой Нефедова бутылка с 1.5 кг риса, за что отдельное спасибо нашим предшественникам!

Теперь впереди был ключевой участок нашего перевала, на котором начиналось и собственно первопрохождение (а как позже выяснилось, и первовосхождение) - подъем на п. Кентавр.


117 - N: ночевка на седловине перевала Енисей; впереди стена перевала Ход Кентавра


118 - N: гребень перевала Ход Кентавра, вид с перевала Гусева-Мухина Западный

На вид можно было предположить порядка 4 веревок по скалам. Нижняя часть подъема не выглядела устрашающе, но верхняя смотрелась подозрительно крутовато. Кроме того, было неизвестно, что нас ждет наверху - а вдруг там еще и узкий гребень. Относясь ответственно к своему проекту, мы решили, что из соображений надежности и безопасности целесообразно не ломиться на гору с ходу, а совершить, как мы уже делали до того на Имате и на Фанской Сказке, сначала глубокую разведку и предпровес, после чего думать, как робить дальше. Забегая немного вперед, скажем, что четырех веревок хватило только до предвершинного гребня, по которому нельзя было продолжать движение без страховки. Чтобы не нарываться на возможную сидячую ночевку на гребне, мы решили комфортно заночевать на седловине пер. Енисей и продолжать прохождение на следующее утро.

Из имеющегося на Енисее ассортимента площадок мы выбрали верхнюю, спрятанную от ветра между скалок. Вечером мы устроили праздничный ужин, сварив плов из нефедовского риса. И хотя у нас для этого оказалось мало лука, на жир мы топили сало, а морковный цвет придавала курага, все равно сверхплановый плов получился великолепно, за что группе Нефедова отдельная благодарность!

Подъем на п. Кентавр с пер. Енисей

Пик Кентавр (4929, условное название предложено нашей группой) находится в хребте между п. Замок и п. Черный. На карте Вадима Ляпина эта гора подписана "п. Белый Ключь 4929" (с орфографической ошибкой), и мы считали, что будем на ней не первыми. Однако после похода, изучив описание восхождения альпинистов на п. Белый Ключ (Ю. Джибраев, 1978 г., по ЮЗ стене, 4Б, №12) и сопоставив их фотографии с нашими, мы выяснили, что истинный Белый Ключ - другая вершина, так что этот узел на картах Ляпина и Завьялова подписан ошибочно. Настоящий п. Белый Ключ - это узловая вершина, подписанная на карте Ляпина "п. Черный 4975", а на карте Завьялова "п. Черный 4914". Истинный же п. Черный находится южнее Белого Ключа, на карте Ляпина он подписан "4931" без собственного названия, а на карте Завьялова не подписан вовсе. Таким образом, получается, что альпинисты не были на п. 4929, собственного названия эта гора до сих пор не имела, и наша группа совершила на нее первовосхождение.

Поскольку наше восхождение на этот пик - туристское и фактически представляет собой путь подъема на пер. Ход Кентавра (3А п/п), мы предлагаем присвоить соответствующему маршруту категорию сложности 3А, и гору назвать по имени соответствующего перевала - пик Кентавр. Для определенности мы так и будем называть его далее по ходу отчета. Паспорт всего восхождения и схему прохождения перевала см. в дополнительном разделе. Здесь мы дадим описание определяющего сложность участка подъема - ориентированной на восток скальной стены от седловины пер. Енисей до вершины п. Кентавр.


119 - N: скальная стена - ключ на перевал Ход Кентавра

22 августа в 1030 мы вышли с пер. Енисей, чтобы налегке произвести разведку и предварительную навеску перильных веревок в направлении вершины п. Кентавр. Подход под скальную стену идет по широкому осыпному гребню, крутизна которого все время увеличивается, достигая 35° под самой стеной.


120 - N: подъем на перевал Ход Кентавра: подход по осыпи под скальную стену

Набор высоты по осыпи составляет около 50 м. Дальше сразу же начинается навеска перил.

1-я веревка (50 м) технически простая. Сначала ~30 м по косой ( 50°) скальной полке вправо вверх (здесь и далее при описании подъема "право" и "лево" применяются по ходу движения). В верхней части косой полки станция для перестежки на якорном крюке. Дальше ~20 м траверса по широкой горизонтальной полке направо. По горизонтальной полке идется пешком, перила нужны только для того, чтобы совсем некуда было падать. Веревка надежно крепится за большой камень на этой полке. Рядом скальная стенка, за которой можно прятаться от случайно сброшенных сверху камней.

2-я веревка (50 м) уже с маленьким "приколом". Сначала 15-20 м по несложным плитам, затем внутренний угол с отдельными небольшими нависаниями. Зато в этом углу не плиты, а нормальный рельеф, за который можно хорошо ухватиться, и есть куда заложить для страховки надежную закладку или френд. Из угла удобнее вылезти по стенке слева на маленькую полку,


121 - P: подъем на перевал Ход Кентавра: 2-я веревка

там для страховки что-нибудь заколотить, что получится, и пройти вверх по плитам наподобие бараньих лбов ~15-20 м, в основном на трении, т. к. хорошего рельефа здесь немного. Неприятные крутые плиты быстро выполаживаются и выводят влево вверх на широкую скальную полку. Там веревка надежно крепится за большой камень, там же в больших камнях можно прятаться от случайных камнепадов. На этой веревке около 15 м напряженного лазания, остальная часть не составляет проблем.

3-я веревка (60 м) проще, чем 2-я. Сначала метров 15 вправо по той же широкой горизонтальной полке, на которой располагается станция. Затем по внутреннему углу прямо вверх (~10 м, 60 - 70°, рельеф нормальный). Дальше по косой наклонной полке по плитам влево вверх, в самый угол (~30 м, 30 - 40°).


122 - P: подъем на перевал Ход Кентавра: Лена Сенченко идет по 3-ей веревке

Косая полка пологая, на трении держит, проходится легко. Верхняя станция здесь менее удобная, чем две предыдущих. Укрытие от камнепадов имеется, но в углу тесно, и надежный выступ для закрепления веревки находится в неудобном месте.

4-я веревка (45 м) - ключевая - это было нечто...


123 - S: подъем на перевал Ход Кентавра: 3-я и 4-я веревки

Лезть прямо вверх по плитам ( 60 - 70°) с зацепками, направленными вниз, не хотелось, и лидер пошел левее по внутреннему углу, где было больше рельефа, и нижняя часть не такая крутая. Возможно, это было ошибочным выбором. Выше рельеф стал беднее, а стенка оказалась покрыта слоем черного, склизкого і-моЈ [і-моЈ - характерные черные подтеки на крутых скалах по определению Евгения Савинова: "окаменелые сопли горного зайца"]. Говнолазание на трении по слизи требовало изысканных навыков. Примерно через 15 м слизь закончилась, следующий 10-метровый участок был сухим, пологим и технически простым ( 50 - 60°). Затем новый трудный участок (~10 м) с небольшими нависаниями. Лучше всего здесь было пройти по внутреннему углу, а в верхней части перелезть на левую стенку этого угла. Тут тоже пришлось нехило поупражняться, причем не все выступы-зацепы были прочными и надежными. В этом углу мы оставили френд. Срываться здесь так не хотелось, что лидер засадил френд в щель с исключительной прецизией. Четыре участника в этот и на следующий день по очереди пытались френд извлечь, но никому так и не удалось. После выхода из нависающего внутреннего угла веревка шла еще 10 м по хорошо расчлененным скалам и, постепенно выполаживаясь, уже расслабленным лазанием выводила на гребень метров на 70 правее вершины.


124 - P: подъем на перевал Ход Кентавра: выход на гребень, 4-я веревка

Предвершинный гребень с этом месте узкий и с жандармами. Страховочная станция была надежно закреплена на большом камне, вокруг нее могло комфортно разместиться несколько человек, но только не палатка. Левая сторона гребня скальная (скалы на вид несложные, но требующие страховки), правая - очень крутой снег с карнизами (непроходимо). За вершиной был виден поворот гребня в направлении п. Замок.


125 - P: путь через перевал Ход Кентавра: гребень Кентавр - Замок

По-видимому, большая часть того, дальнего гребня проходилась пешком. Но есть ли возможность комфортной ночевки непосредственно за вершиной п. Кентавр, с этого места не просматривалось. Мы провесили все имеющиеся у нас 4 веревки, и до вершины, по нашим оценкам, требовалось еще две. По времени мы успевали в этот же день подняться по навешенным перилам, провесить еще две веревки до вершины, и как раз там наступил бы вечер. Если бы за вершиной не оказалось места для палатки, мы могли бы столкнуться с некоторыми проблемами. На них мы решили не нарываться и ночевать на седловине Енисея, а с утра пораньше надежно проходить весь оставшийся путь до Замка. В 1530 мы вернулись на седловину, где вечером сварили плов из нефедовского риса и заночевали с чувством выполненного долга. Забегая вперед, можно сказать, что место для палатки сразу за вершиной все-таки было, но, несмотря ни на что, мы все равно успели на следующий день пройти весь траверс и даже спуститься с перевала вниз до самых озер.

23 августа дежурный проснулся вовремя. Но за бортом дул очень крепкий ветер, и, чтобы ничего не потерять, мы решили дождаться рассвета. Довольно часто бывает, что ночной ветер стихает на рассвете, но даже если не утихнет, то по крайней мере будет видно, что и где у нас может сдуть. На рассвете ветер действительно приутих, и в 730 мы вышли по навешенным вчера перилам с рюкзаками. Мы быстро прошли вчерашние 4 веревки, некоторые с использованием стремян. Снова пытались извлечь засаженный френд - безуспешно. Пришлось принести его в жертву перевалу. В самом трудном месте - вылезая из внутреннего угла на 4-й веревке - один участник нечаянно уронил небольших размеров камень. Но, поскольку все наши станции предусмотрительно были сделаны в укрытиях, двое участников, находящиеся ниже, от террористического акта не пострадали. Самопроизвольных камнепадов на этой стене ни сейчас, ни вчера во время предварительной провески не наблюдалось.

5-я веревка (50 м) была навешена по очень простой пологой скальной полке слева от гребня (~50 м, 30 - 40°) и закреплена за выступ скалы.


126 - P: подъем на перевал Ход Кентавра: по полке слева от гребня, 5-я веревка

6-я веревка (50 м), последняя при подъеме на п. Кентавр, по относительно несложному внутреннему углу (~12 м, 60 - 70°) выходила на узкую, тесную вершину, и далее по простому заснеженному скальному гребню на седловинку за вершиной.


127 - P: подъем на перевал Ход Кентавра: выход на вершину пика Кентавр, 6-я веревка


128 - S: подъем на перевал Ход Кентавра: вершинный гребень пика Кентавр

На седловине мы были в 1030. Седловина небольшая, ограничена снежными надувами, можно поставить палатку. Здесь, на разрушенных скальных выходах мы построили тур, оставили в нем записку и сфотографировались.


129 - N: группа у тура на перевале Ход Кентавра

На этом определяющая часть пути через пер. Ход Кентавра была пройдена. Продолжение гребня до самого п. Замок просматривалось почти полностью, там могли встретиться отдельные участки несложных перил, но большая его часть, очевидно, проходилась пешком.

Спуск через пер. Замок

Участок хребта от п. Кентавр до п. Замок-Узловая, мимо которого идет канонический спуск с п. Замок, с пер. Замок, а теперь также и с нашего пер. Ход Кентавра, существенной сложности уже не представляет. Снежно-осыпной гребень почти везде широкий, лишь с отдельными локальными узостями. При необходимости заночевать на нем можно где угодно. Сам перевал Замок расположен еще немного западнее, между вершиной п. Пайхамбер и п. Замок-Узловая. Он ведет с лед. Малая Ганза через вершины Пайхамбер и Замок-Узловая и спускается к оз. Мутному по тому же пути, что и канонический маршрут (2А) на п. Замок. Категория сложности пер. Замок: 3Б. Ориентация: север - юг. Характер: скально-ледовый. Определяющая сторона: южная, скальная. В процессе прохождения пер. Ход Кентавра наша группа спустилась по неопределяющей, снежно-ледовой стороне пер. Замок, совпадающей с маршрутом (2А) на п. Замок. Описание дается от перевального тура на седловине Ход Кентавра до оз. Мутного и Фагиторских стоянок.

23 августа в 1100 мы вышли от тура, построенного нами на седловине пер. Ход Кентавра и через полторы ходки уже стояли у вершины п. Замок-Узловая, после которой только вниз. Траверс Кентавр - Замок представляет собой волнистый скально-осыпной гребень, легко проходимый в связках и кошках. Только в одном месте встретилась небольшая крутенькая балдушка с участком разрушенных скал и с натечным льдом. Через эту балдушку пришлось повесить одну перильную веревку.


130 - N: движение по перилам через балдушку на траверсе Кентавр - Замок

Весь путь по гребню изобилует шикарными видами на все 360°. Задумаете здесь проходить - не скупитесь на хорошие фотоаппараты!

Хотя мы подошли к началу спуска уже во время обеда, обед мы решили отложить и, не теряя времени быстро спускаться с Замка, пока совсем не раскис фирн на склоне. По этой же причине мы решили не ходить и на саму вершину Замка. Хотя до нее было близко по расстоянию, и путь простой,


131 - N: группа на фоне пика Замок перед спуском с перевала

все равно мы потратили бы, наверное, минимум час времени. И как знать, каким станет тогда состояние снега...

Итак, в 1215 мы ломанулись вниз с широкого гребня п. Замок. Хорошо видные следы предшествующих восходителей на Замок облегчали ориентирование. Спуск представляет собой протяженный снежно-ледовый склон ( 10 - 30°, сброс высоты ~700 м) с несколькими широкими бергшрундами в верхней части, которые надо обходить.


132 - P: спуск по леднику Замок

В нижней части склона открытый лед, но он шершавый, и проблем при движении в кошках не представляет. В самом низу, под отвесными бастионами п. Замок ледник постепенно зачехляется мореной. Сюда мы пришли в 1250 и в этом безопасном месте пообедали.

В 1500, сытые и отдохнувшие, мы побежали дальше. Здесь нужно сначала, держась правее, пересечь пару осыпных отрогов п. Замок. Там желательно найти тропу, по которой удобно сбежать между осыпных отрогов в самый низ долины. Двигаясь вниз на большой скорости и почти без остановок, мы в 1600 достигли Фагиторских стоянок рядом с оз. Мутным. На этом месте полное прохождение нового перевала Ход Кентавра можно было считать успешно завершенным!

Благо время еще позволяло, и кураж в группе не иссяк, мы рванули дальше, намереваясь в этот же день дойти до оз. Алаудин, где была наша первая заброска. После этого нам надо было снова вверх, на пер. Мирали, так что в принципе мы могли бы и не спускаться на Алаудин всей группой, а остановиться на оз. Мутном и сбегать оттуда за заброской налегке. Но мы считали, что после напряженной спортивной части похода полноценный отдых с ночевкой на малой высоте более целесообразен. За удлиненную ходку, к 1720, мы добежали по тропе до Алаудина, налегке сбегали на альпбазу "Вертикаль-Алаудин" за своей заброской и в 1840, нагруженные, вернулись на озеро. Поздно вечером снова задул сильный ветер, но здесь, внизу, уже было тепло и вполне уютно. На следующее утро на Алаудине


133 - N: озеро Алаудин

мы сделали полудневку (на полную дневку, к сожалению, у нас не было времени), а после обеда снова поднялись на оз. Мутное. Спортивная часть похода на этом завершилась, и началась культурно-познавательная.

Таким образом, наша группа совершила первопрохождение нового перевала, ведущего с лед. Сурхоб на оз. Мутное, который мы предлагаем назвать "Ход Кентавра", и одновременно первовосхождение на вершину, через которую проходится перевал - "пик Кентавр". Прохождение пер. Ход Кентавра совершено на подъем с определяющей стороны. Перевал потребовал применения разнообразной техники и тактики прохождения, в сумме было навешено 10 веревок (475 м перил), из которых 7 веревок (355 м перил) - на подъем по скалам. Это соответствует вполне добротной категории сложности 3А. Перевал пройден группой уверенно и надежно, с соблюдением всех мер безопасности, в частности, с предварительными разведками на участках первопрохождения. Пер. Ход Кентавра столь же удобно и безопасно проходить и в противоположном направлении. Поскольку перевал является почти односторонним (спуск через Замок классифицируется как 2А и зачастую может быть пройден без применения перильной страховки), его прохождение в направлении с запада на восток, по определяющей стороне на спуск, наверняка окажется технически несколько проще. Целесообразно ли девальвировать такой вариант прохождения перевала до 2Б* - вопрос спорный мы предлагаем отложить его до появления первого прецедента. Не исключено, что при спуске с п. Кентавр на седловину пер. Енисей окажется удобнее вешать перила не по пути нашего подъема - две веревки по гребню и четыре вниз, а прямо вниз с вершины. Возможно, тогда удастся сократить этот участок на одну веревку. Перевалом Ход Кентавра в принципе можно воспользоваться и в сочетании с другими соседними перевалами, через седловины которых проходит путь, например, с южным перевальным взлетом Замка или Енисея, либо северным перевальным взлетом Адиджи. Однако вряд ли это может выглядеть логично, поскольку южная сторона Замка и Енисея - это 3Б, а северная сторона Адиджи объективно опасна и к тому же ведет практически в ту же самую долину.

Предлагаемый нами новый перевал представляется весьма ценным и привлекательным элементом, "изюминкой" похода. Мы уверены, что уже в ближайшее время другие группы будут включать его в нитки своих маршрутов. Конечно, Ход Кентавра - это не самый тривиальный перевал. Да, это настоящая тройка-А, без халтуры. Но это НОРМАЛЬНАЯ тройка-А (а не задничная, как тот же Имат, хотя и в позитивном смысле). Наверное, Ход Кентавра несколько сложнее, чем соседняя тройка-А, пер. Адиджи. Зато, в отличие от Адиджи, он безопасен (и вообще, он безопаснее любого из перевалов, находящихся рядом). Ход Кентавра вряд ли реально пройти полностью за один день (нашей группе потребовалось два дня). Но это компенсируется наличием множества удобных мест ночевки, равномерно распределенных по маршруту его прохождения. Пер. Ход Кентавра технически интересен, он предполагает разнообразные приемы работы с веревкой. Наконец, он изобилует живописными видами и очень выгодно расположен: безопасная тройка-А, непосредственно смыкающаяся с пиком Замок выгоднее, пожалуй, только Мирали через Дон. Короче говоря, нам самим новый перевал очень понравился, и мы его настоятельно рекомендуем, пусть даже это может показаться саморекламой!

Пер. Дон + Мирали (2Б-3А, 5060) + рад. восх. п. Чимтарга (2Б, 5489)

Перевал Мирали (Ленинградский) находится в северном плече п. Чимтарга, между пиками Чимтарга и Мирали рядом с последним. Пер. Мирали соединяет долины оз. Мутного и оз. Большое Алло (р. Правый Зиндон). Координаты седловины по данным Вадима Ляпина: N 39°12.549', E 68°12.054' высота по данным Ляпина 5022 м, по Классификатору - 5060 м. Категория сложности: по Классификатору 3А, но подвергается сомнению в сторону девальвации до 2Б. Ориентация: запад - восток. Характер: скально-ледовый. Определяющая сторона: восточная. Известно два варианта прохождения перевального взлета Мирали с определяющей стороны: из цирка непосредственно на седловину в лоб, либо траверсом северо-восточного отрога через пер. Дон. Второй вариант - через Дон - в последнее время гораздо более популярен. Есть мнение, что прохождение Мирали через Дон якобы технически проще, чем прохождение Мирали в лоб, и соответствует не 3А, а 2Б. С этим утверждением можно согласиться лишь частично: мы считаем, что Мирали через Дон не проще, но безопаснее, чем Мирали в лоб (при условии правильного прохождения). Что касается спорной классификации, то тут действительно вопрос сложный. Перед походом при сборе информации об этом перевале у нас создалось впечатление, что группы 5 к. с. описывают его, как рекомендует Классификатор - 3А, но если пройти Мирали очень хочет группа 4 к. с., то заявляет его как 2Б. Поскольку воздержаться от прохождения этого потрясающего перевала практически невозможно, то четверки посещают его, пожалуй, не реже, чем пятерки. Мы прошли пер. Мирали с оз. Мутного на оз. Большое Алло по варианту через Дон, с востока на запад, с определяющей стороны на подъем, и наше мнение по поводу категории сложности этого перевала такое. Если это тройка-А, то 3А хилая - подсыплет чуточку побольше снега, и будет самая что ни на есть обычная 2Б. И правда, некоторым группам удавалось пройти Мирали чуть ли не пешком, обойдясь буквально парой веревок. Но если двойка-Б, то уж никак не эталонная, а очень серьезная 2Б - чуть ошибешься, свернешь с канонического пути, или снега будет чуть-чуть меньше обычного, и мало не покажется, накувыркаешься, как на нормальной 3А. И действительно, есть описания, где группы вешали здесь больше десятка веревок. Где-где, а на Мирали, чуть что не так пойдет - всегда есть где наломать дров! Этот перевал требует к себе уважительного отношения. Наша группа прошла Мирали через Дон по оптимальному пути, который негде сократить, не пожертвовав безопасностью, при этом нам потребовалось в сумме 6 веревок и один полный ходовой день: для 3А - мало, для 2Б - много. По субъективным ощущениям Мирали явно проще, чем Ход Кентавра и тем более Имат, но сложнее и интеллектуальнее, чем Гусева-Мухина + Седло Ганзы. Так что по факту прохождения мы для него пишем спорную категорию сложности 2Б-3А нелегко однозначно установить, к чему ближе.

Прохождение пер. Мирали почти всегда сочетают с восхождением на высшую точку Фанских гор - п. Чимтарга (5489). Поскольку самый простой путь на вершину Чимтарги (2Б) как раз пролегает через пер. Мирали, от такого заманчивого радиального выхода практически невозможно воздержаться. Мы также поддержали эту традицию и, несмотря на плохую погоду (полнеба было затянуто тучами и туманом), сходили на вершину. Дается описание прохождения пер. Мирали через Дон от оз. Мутного до р. Правый Зиндон и восхождения на п. Чимтарга с седловины пер. Мирали.

К перевалу Мирали с восхождением на Чимтаргу у нас имелся запасной вариант - пер. Чимтарга (1Б) с восхождением на п. Энергия. Из-за недавних сложностей с поисками седловины Фанской Сказки у нас накопился один день отставания от запланированного графика. В связи с этим мы обсудили, не имеет ли смысл воспользоваться этим запасным вариантом. В таком случае повышалась бы (хотя и без гарантии) вероятность того, что мы успеем пройти заключительный заявленный перевал - Блок (3А). Тем не менее, группа решила идти через пер. Мирали, а что потом делать с оставшимся перевалом - решать по мере развития событий.

Подъем на пер. Дон

Перевал Дон (Авло) ведет с Куликалонских озер на оз. Мутное. Координаты седловины по данным Вадима Ляпина: N 39°12.926', E 68°12.819' высота по данным Ляпина 4596 м, по Классификатору - 4650 м. Категория сложности: 3Б. Ориентация: север - юг. Характер: скально-ледовый. Определяющая сторона: северная фактически это участок Куликалонской стены. Пер. Дон односторонний его южный склон (со стороны оз. Мутного) соответствует категории сложности на уровне 1Б. Со стороны оз. Мутного мимо седловины Дона проходят почти все группы, идущие через пер. Мирали. По Куликалонской стене на этот перевал поднимались, наверное, всего две группы, причем последний раз давно там не ходят потому, что это задница. Наша группа поднялась на Дон с неопределяющей стороны по пути на пер. Мирали. Дается описание от оз. Мутного.

25 августа в 550 мы вышли с места ночевки на самом дальнем краю оз. Мутного (все нижние стоянки были заняты другими группами). Рассмотрев в утренних сумерках довольно крупную подозрительную живность, которая всю ночь ползала по нашим спальникам и по мордам наших лиц, мы с изумлением обнаружили, что это были реликтовые дикие (в смысле: не домашние) черные тараканы! Прямо от берега озера хорошо набитая тропа сразу же лезет по осыпи круто и высоко вверх.


134 - N: панорама узла Энергия - Чимтарга - Мирали со стороны Мутных озер; красной линией показан подъем в цирк перевалов Мирали и Дон

Три ходки подряд, упершись рогом, мы набирали высоту (700-800 м, 25 - 35°), после чего попали в верхний цирк, общий для перевалов Мирали и Дон (взлет Мирали слева, Дона - справа).


135 - N: цирк перевалов Мирали и Дон

В этом месте, где заканчивается косогор и начинается пологий ледник, есть площадки для палаток. Внимательно рассмотрев перевальный взлет Мирали, мы укрепились во мнении, что хотя он и не особенно крут, и технически несложен, но явно камнеопасен. Там над очень протяженным крутым фирново-ледовым склоном имеются множественные скальные выходы, причем в нескольких местах для обхода бергшрундов придется подлазить прямо под эти места вероятного схода камнепадов. Проход на Мирали через Дон представлялся гораздо более предпочтительным. Еще пару ходок мы поднимались по крутому фирновому склону в направлении седловины пер. Дон (~300 м, 25 - 30°). Левый (орографически) борт этого кулуара ограничен скальной стенкой, с которой могут долетать отдельные камни на всякий случай лучше не подходить к этой стенке слишком близко. Во время нашего подъема эта стенка еще не была освещена солнцем, погода с утра была прохладная, так что камнеопасности здесь пока еще не было.

В 1200 мы поднялись на пер. Дон почти до самого верха. Метров 50 не доходя седловины на склоне есть небольшой осыпной островок с площадками для нескольких палаток. Подниматься на саму седловину нет смысла: на гребне рядом с седловиной стоят большие жандармы, которые все равно надо обходить по фирновому склону слева по ходу. Так что дальнейший путь на Мирали идет по этому фирновому склону прямо от осыпного островка влево вверх, в направлении самого короткого прохода через скальный пояс, выводящего на гребень выше жандармов.


136 - N: пик Чимтарга и перевал Мирали; красной линией показан путь подъема

К началу этого скального пояса можно пройти и траверсом с самой седловины Дона, но это ничем не выгоднее. В это время натечный лед на скалах уже начал таять, потекли ручейки, лезть туда было бы, наверное, небезопасно. Поэтому мы остановились на ночевку на осыпном островке, чтобы проходить скальный пояс рано утром. Времени после обеда было много, некоторые участники поднимались пешком на осыпную седловину пер. Дон, чтобы посмотреть и пофотографировать живописные виды на ту сторону.

Траверс Дон - Мирали

Здесь дается описание траверса снежно-скально-ледового гребня от перевала Дон до перевала Мирали.

26 августа в 610 мы вышли с места ночевки на осыпном островке и по смерзшемуся фирну довольно быстро подошли под скалы (~100 м, 30°).


137 - N: ночевка под перевалом Дон; показан подход под скальный пояс

Кратчайший путь через скальный пояс - по линии падения воды - потребовал бы, наверное, две перильных веревки, но он нам не понравился. Этот путь проходил одновременно и по линии падения камней, а кроме того, от замерзшего за ночь ручья скалы там были покрыты слоем натечного льда.


138 - N: скальный пояс на траверсе Дон - Мирали


139 - N: скальный пояс на траверсе Дон - Мирали

Мы решили, что проще и безопаснее обойти неприятный участок по сухим скалам справа (здесь и далее при описании подъема на Мирали - по ходу движения).

1-ю веревку (50 м) мы повесили направо вверх по разрушенным скальным полкам. Эта веревка была технически совсем простая, но здесь было куда падать, так что перила были нужны.

2-я веревка (50 м) поднималась по небольшой крутой, но хорошо расчлененной скальной ступени (~7 м, 70°), далее по широкой скальной полке налево метров 20.


140 - S: скальный пояс на траверсе Дон - Мирали: 2-я веревка

Потом еще одна почти вертикальная ступенька, метров 5, с плохими зацепками несколько метров осыпи на скалах, и станция вокруг большого круглого камня. За страховкой на этой станции надо было присматривать, чтобы ненароком не стряхнуть петлю с камня.

3-я веревка (60 м) по сужающейся, покрытой осыпью полке подходила к внутреннему углу, образованному покатыми, почти без зацепов, камнями, похожими на бараньи лбы.


141 - S: скальный пояс на траверсе Дон - Мирали: внутренний угол, 3-я веревка

Здесь был второй участок напряженного лазания на этом траверсе. Где-то можно было пройти на заклинивании, где-то на трении, хорошо, что угол был не слишком крутой и непротяженный (~10 м, 60°). Остаток этой веревки продолжался по простым полкам влево вверх.


142 - P: скальный пояс на траверсе Дон - Мирали: между 3-ей и 4-ой веревками

4-я веревка (45 м) продолжалась по разрушенным скалам влево вверх и, пройдя через просторную полку с площадкой для палатки, выводила на снежный гребень.


143 - S: скальный пояс на траверсе Дон - Мирали: 4-я веревка

Поднявшись сюда в 915, мы собрали перильные веревки, отдохнули и надели кошки.

В 1000 в связках и кошках мы продолжили подъем по достаточно широкому, но крутому гребню.


144 - S: траверс Дон - Мирали: движение по ледовому участку гребня

Идти по самой линии гребня нельзя, там карнизы на правую (северную) сторону. Идти надо на пару метров левее. Сначала гребень был покрыт снегом, в котором можно было утаптывать ступени. Но крутизна склона была значительная ( 30 - 35°), снег не везде достаточно глубокий, ступени не везде получались надежные. Выше крутизна еще более возросла, на поверхности появился лед. Там пришлось навесить две перильных веревки (100 м, 45 - 50°) на ледобурах. Выше лед снова ушел под снег, линия гребня постепенно выполаживалась и переходила в горизонтальную.


145 - S: траверс Дон - Мирали: движение по скально-осыпному участку гребня

На горизонтальный участок гребня мы поднялись в 1200. К этому времени погода испортилась, все вокруг, как и нас самих, заволокло облаками. Иногда меж облаков ненадолго возникали просветы, и открывались совершенно сюрреалистические виды вниз на север, на обрывы Куликалонской стены.


146 - N: профиль Куликалонской стены

Дальнейший путь в связках и кошках до седловины Мирали был несложен и почти без набора высоты. П. Мирали обходится слева по ходу траверсом снежного склона ( 25°).


147 - S: выход на седловину перевала Мирали; вдали в тучах Чимтарга

На перевал мы вышли в 1230. Сняли записку группы туристов НГУ (г. Новосибирск) под рук. М. Сорокина от 25.08.2012,


148 - записка с перевала Мирали

проходивших Мирали в противоположном направлении (как случилось, что наши группы не встретились на гребне Мирали - Дон - это загадка). Хотя по описаниям седловина бывает осыпная, сейчас она была покрыта плотным снегом. Имелось несколько выравненных в снегу готовых площадок для ночевки. Было время обеда, и одновременно начала активного снеготаяния (на этой высоте теплеет позже). Мы обсудили, что делать дальше. Можно было немедленно спускаться с перевала, пока фирн не раскис окончательно. На этом мы сэкономили бы несколько часов и, возможно, повысили себе (но это вряд ли) вероятность того, что нам хватит времени на прохождение пер. Блок (3А) в конце похода. А можно было, тоже немедленно, пока не раскис снег, рвать вверх на Чимтаргу. В этом случае мы ночуем на седловине и приступаем к спуску на следующее утро. О том, тратить ли драгоценное время на неспешный обед, вопрос вообще не поднимался. В результате группа решила идти все-таки на Чимтаргу.

Восхождение на п. Чимтарга (2Б, 5489)

Восхождением на пик Чимтарга (2Б, 5489), высшую точку всего района Фанских гор, стремятся украсить любой поход, если он проходит через пер. Мирали. Некоторые группы, чтобы взойти на Чимтаргу, даже специально поднимаются на пер. Мирали радиально с неопределяющей, западной стороны и возвращаются по пути подъема. Наша группа тоже поддержала добрую традицию и совершила восхождение, несмотря на не самую подходящую для этого погоду. Описание дается от седловины пер. Мирали.

26 августа, наскоро перекусив с чаем из термоса, оставив рюкзаки на одной из площадок на седловине пер. Мирали, в 1320 мы в связках и кошках начали подъем на п. Чимтарга. На вершину ведет длинный, в среднем пологий гребень.


149 - S: тропа с перевала Мирали на Чимтаргу до скального пояса

Ключевой участок подъема - короткий, но крутенький скальный пояс, для провески которого хватает одной веревки 50 м. Забавно, что проходить этот участок на подъем и на спуск удобнее по-разному. Непосредственно перед скальным поясом крутизна фирнового склона увеличивается до 25 - 30°, приходится обходить несколько коротких ледовых разломов. Помогают подмерзшие следы, натоптанные предыдущими группами.

В лоб скальный пояс выглядит довольно внушительно: 40-метровая стенка средней крутизной около 70°, кое-где с вертикальными участками. Как и рекомендуется в большинстве описаний, мы обходили эту стенку слева по ходу. Издалека этот проход не виден только когда зайдешь за угол. Там, за углом наверх ведет крутой, но сильно расчлененный и потому относительно несложный скальный кулуар (~45 м, до 70°)


150 - N: подъем через скальный пояс на Чимтаргу

одной веревки 50 м как раз хватает до верха, и чтобы обвязать перила вокруг подходящего выступа. На верх скального пояса мы поднялись в 1420.

Дальше идет пологий набор высоты по фирновому гребню или по склону слева (по ходу) от него. Маленькие скальные балдушки обходятся по снегу слева по ходу.


151 - N: тропа на Чимтаргу выше скального пояса

Перед предвершиной еще один крутой снежный взлет (150-200 м, 30 - 40°). Здесь снег уже мягкий, в нем вытаптываются глубокие, надежные ступени, так что без перильной страховки идется вполне уверенно. На предвершину мы поднялись в 1535, а на вершину - в 1550.

Вершинное плато широкое, со всех сторон вокруг него поднимаются несколько маленьких снежных пупырей, и не вполне понятно, который из них является высшей точкой. Мы прогулялись по всем этим пупырям. Скорее всего, высшей точкой является из них самый дальний.


152 - N: группа на вершине Чимтарги

В отличие от остальных, снежных, на нем есть маленькие скальные выходы и тур, в котором мы сняли записку группы туристов НГУ (г. Новосибирск) под рук. М. Сорокина от 25.08.2012.


153 - записка с вершины Чимтарги

Погода была совершенно неподходящая для созерцания живописных панорам. Большая часть неба была плотно затянута облаками, и с вершины почти ничего не было видно.


154 - N: вид вниз с вершины Чимтарги: 1 - пик Мирали, 2 - перевал Дон, 3 - место спуска со скального пояса Чимтарги

Погуляв по вершинным пупырям и сфотографировавшись на фоне тумана, в 1630 мы начали спускаться по пути подъема.

Со скального пояса спускаться по пути подъема (по кулуару орографически справа от выступа) можно, но неудобно. Сильно расчлененные скалы в нем облегчают подъем, но затрудняют спуск: веревка при продергивании может застревать между многочисленными выступами. Гораздо лучше спускаться прямо по стене на гребень


155 - S: спуск через скальный пояс с Чимтарги

при этом спусковую петлю можно закрепить за тот же самый выступ, который использовался при подъеме по кулуару. Для спуска также хватает одной веревки (~45 м, 70°). В 1730 мы были снова на седловине Мирали. Ночевали мы на перевале, и вечером наблюдали совершенно феерический заход солнца в облака,


156 - N: огненный закат на перевале Мирали

опустившиеся ниже нас, а на следующее утро - аналогичный восход с противоположной стороны. Судя по обилию похожих фотографий в Интернете, такими фантастическими видами награждается почти каждая группа, ночующая на Мирали, получая к этому в нагрузку плохую погоду во второй половине дня.

Часть 4 >>>>>>>>>>>


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100