Руководитель: А.Мартынов, Донецк

Отчет о горном походе 3 к.с. по З.Кавказу в июле 2012 г. Часть 3

Продолжение. Часть 2 здесь

4.7. Пер. Кичи-Теберда Восточный (74-х)

Характеристика перевала Кичи-Теберда Восточный (74-х)

Номер по классификатору

(отсутствует)

Категория сложности по [7]

Высота по [7] / по GPS, м

3 150

3 108

Тип склона по описаниям (=факт)

сн.-ос.

Направление прохождения

с С на Ю

Координаты по GPS

(43-19-40,4400

41-33-28,2600)

Расположен:в Тебердинском хребте между вершинами 3278м и Мал.Семенов-Баши (ближе к последней, в 400м от пер. 73-х) соединяет дол.р.Алибечка и дол. р.Кичи-Теберда.

Прохождение: 17 июля 2012г. описание дано от м.н. в верховьях дол.р.Кичи-Теберда до а/л "Алибек" в дол.р.Алибек.

С перевала снята записка: гр.тур. т/к "Ковчег" г.Ростов-на-Дону в количестве 10 человек от 28.08.2010, рук. Дремов Ю.Н.

Погода во время прохождения (перевала): ясно.

Согласно информации из отчета Чушева М.А. [7], "на картах и в источниках много путаницы и мало информации об этом районе. Наиболее точно расположение и название перевалов отображены на карте, составленной В.Шкилевым."

(фрагмент карты В.Шкилева)

"Холодная ночёвка – это когда холодно, а не когда без палаток"

17.07.2012.

(Пострадавший напился таблеток, намазался мазями, перебинтовал ногу, разгрузил рюкзак – и вперед.)

08.11-08.32, 08.48-09.22. Переход по тропе (вероятно, под пер.Хутый) левым берегом р.Кичи-Теберда. Кр.скл. 5-10 град. Высота 2566м. (55 мин. ЧХВ) Ясно.

09.42-10.13. Ориентируясь на снежник под перевалом, пересекая чередующиеся травянистые и крупноосыпные участки, сошли с тропы и поднялись к окончанию моренного вала. Кр.скл.10-25 град. Высота 2739м. (31 мин. ЧХВ) Ясно.

10.43-11.02, 11.18-11.52. После пересечения гребня морены у его окончания, вышли в снежный карман. По пологим снежникам с двумя снежными ступенями крутизной до 25 град. и протяженностью порядка 10м каждая, вышли в снежный цирк перевала. Сделали фото группы на безопасном снежном выкате в нижней части цирка. Высота 2952м. (53 мин. ЧХВ) Ясно.

От этого места до седловины примерно 400м, из которых (сверху-вниз): скальный участок ок. 10м 45-50 град., снежник 35-40 град. ок.50м, снежник 30-35 град. ок.100м и снежный склон меньшей крутизны.

12.00-12.40, 12.41-12.55. Сразу, от нижней части снежника, начали движение по склону с регулярной сменой ведущего. "Кошки" не требуются. Под гребнем на снежном склоне есть небольшой скальный выход, после которого кр.скл. еще увеличивается. Здесь можно отдохнуть и сменить ведущего. От скального выхода до скального кулуара под седловиной проходится преимущественно на три такта. Сам кулуар чрезвычайно осыпной. Походили его по-одному, участники ожидали на снежнике. Первый участник прошел кулуар лазанием и вышел на седловину гребня в 12.55. Вторым прошел руководитель, оценив неприятность участка. После этого, для всех оставшихся участников была провешена веревка перил: крепление – петля за выступ на Ю склоне, на перегибе веревка фиксировалась участником, подъем – придерживаясь за жумар, без ИСС. Последний участник поднялся на гребень в 13.35. (54 мин. ЧХВ) Облачно.

В 13.50 сделаны фото группы на пер. Кичи-Теберда Восточный (74-х). Высота 3108м. Седловина: тр.-ос. склон с южной стороны, ск.-ос. с северной, широкая. Тур расположен в нескольких метрах западнее от выхода кулуара. Обменяли контрольную записку.

14.00-14.06. Приспустившись до незначительного выполаживания на Ю склоне, устроили перекус и массовое СМС-общение с родственниками/знакомыми (хорошее покрытие оператора "Мегафон-Кавказ"). Высота 3064м. (6 мин. ЧХВ) Облачно.

15.00-15.33. Спуск с небольшой верхней террасы проходит по естественной наклонной осыпной полке в направлении левого борта и по тр.-ос. склону выводит на небольшое ровное место, в котором множество ручьев сливаются в полноводный поток. Высота 2803м. Кр.скл. 10-20 град. (33 мин. ЧХВ) Облачно.

15.54-16.13. Дальнейший спуск вдоль ручья почти в центральной части склона выводит на широкое выположение. Высота 2637м. (19 мин. ЧХВ)

Впереди, в долине, видна бурная р.Алибечка. Впереди крутые травянистые склоны, разделенные несколькими отрогами, гребни которых покрыты деревьями, а в ложбинах протекают ручьи. Визуально, видимые русла ручьев заканчивались узкими теснинами. Домашний разбор показал, что мы вышли к падению ручья от центрального истока р.Алибечка. В пределах видимости правый борт долины имеет крутой склон, мне он сразу не понравился, и правильно – ручей от западного истока оканчивался водопадом.

Гонцы, посланные на осмотр разных вариантов спуска, вразумительной информации не принесли. Пришлось самому обойти с осмотром возможные места спуска. В результате, под самым краем левого борта выположения обнаружил участок крупной осыпи, соответствовавший имеющейся фотографии из чужого отчета. За ним оказалась маленькая, под 1 палатку, но идеально ровно выложенная площадочка. Никакой тропы или тура, но нам явно сюда.

17.50-18.58, 19.17-20.28. Перешли под левый борт, к отрогу, выступающему от самой в.Семенов-Баши. Пересекли крупную осыпь и начали спуск серпантином по крутому травянистому склону (до 35 град.) в ложбину между отрогами. Осыпь сменилась высокотравьем. Хотя, правильнее сказать, что средняя осыпь скрылась в высокотравье. Высота 2359м.

Осыпь становилась крупнее и неустойчивее, ложбина сужалась, больше участков, похожих на селевые сходы. Дважды встретили туры высотой по метру.

(Дома я увидел, что трек навигатора совпадал с обозначенной на карте тропой вдоль русла пересыхающего ручья от правого истока р.Алибечка.)

Дальше мы двигались по левому берегу бурного ручья, по крутому склону с высокотравьем и криволесьем.

Упершись в теснину, когда по берегу ручья уже не пройти, а на гребень не вылезти, мы остановились. Высота 2033м. (79 мин. ЧХВ)

Ок. 30 минут затратили на осмотр склонов и поиски бродов.

21.22-21.33, 21.40-21.45. Вернулись немного назад, выше слияния ручьев перешли вброд через два притока на правый берег, взобрались на покрытый лесом гребень отрога и на первой же поляне стали на ночевку. Высота 2019 м. (16 мин. ЧХВ)

Полянка была маленькая и уютная, ужин – приятным, ночевка под звездным небом – восхитительная. (Состояние пострадавшего приемлемое.)

ЧХВ - 5 час 46 мин

протяженность - 10,05 км

перепад высот - 2450 м (м.н.) – 3108 м (пер.Кичи-Теберда Восточный) – 2019 м (м.н. на спуске в дол.р.Алибечка)

погода: утром ясно, днем и вечером облачно.

658 м

1089 м

1747 м

18.07.2012

10.44-10.56, 10.59-11.17. Продолжили движение правым берегом ручья. Лесная зона сменилась высокотравьем. За один переход вышли на хорошую тропу в дол.р. Алибечка. Кр.скл. 20-10 град. По указателю, в 100м начинается приграничная зона. За второй переход по тропе вышли к бывш. а/л "Алибек". Высота 1845м. (30 мин. ЧХВ) Ясно.

ЧХВ - 30 мин

протяженность - 1,72 км

перепад высот - 2019 м (м.н.) – 1845 м (бывш. а/л "Алибек")

погода: - ясно.

0 м

174 м

Оставшаяся часть дня была объявлена полудневкой, потому что группе предстояло решить ряд организационных вопросов.

Пообщавшись с администратором лечебно-оздоровительной базы "Алибек", договорились о ночевке в палатках на территории базы (по 100руб/чел.). Забрали заброску (бесплатно только при условии предварительной договоренности!).

Важным моментом является тот факт, что на территории базы отсутствует штатный врач! К счастью, на базе были военные, проходившие какую-то спецподготовку. Их врач осмотрел нашего участника и констатировал ушиб.

Непростым вопросом было прохождение оставшейся части маршрута. Катастрофически не хватало пары дней. При условии объезда пер.Чучхур (н/к) можно было бы пройти пер.Миронова (2А), но уже пер.Куршо (1Б) – нет. Выйти после пер.Миронова назад, на трассу Теберда-Домбай, - это значит "закольцевать" перевал. И еще много размышлений. Решили просто красиво окончить маршрут – пройти пер.Чучхур и выйти на трассу Теберда-Домбай, перед тем посетив оз.Туманлы-Гель (Форельное).

Приняв душ, пошли в Домбай.

"По пути нам не встретился даже лесник – видимо, у него рабочий день закончился и заповедник стал менее заповедным." (из дневника)

Гуляя, на фасаде магазина увидели "расписание движения междугородних маршрутов" (маршруток/ автобусов, оно приведено в отчете). Несложные подсчеты заставили призадуматься над расценками посредника. По возвращении в лагерь, мы пытались снизить стоимость обратного проезда, поскольку место выезда изменилось. Не договорились, потому от выезда с маршрута на транспорте посредника отказались. Взамен договорились с водителем маршрутки о встрече после окончания маршрута.

И, в завершение, отметили наступившее совершеннолетие участника.

фото 151. Лагерь в дол.р.Кичи-Теберда

фото 152. Участок подъема к окончанию моренного вала

фото 153. Снежный цирк перевала

фото 154. Движение в цирке перевала (похождение перевального взлета)

фото 155. Прохождение участка перевального взлета перед ск.-ос. Кулуаром

фото 156. Прохождение ск.-ос. Кулуара

фото 157. Для последующих участников были организованы перила

фото 158. Выход на седловину (тур в верхней части фото)

фото 159. Группа на пер.Кичи-Теберда Восточный (74-х) (вид на запад)

фото 160. Группа на пер.Кичи-Теберда Восточный (74-х) (вид на север)

фото 161. Дол.р.Кичи-Теберда (вид с перевала на СЗ)

фото 162. Спуск с верхней террасы по ос. полке в направлении левого борта

фото 163. Спуск перед широким выположением

фото 164. Тот же участок

фото 165. Перед крутыми травянистыми сбросами. 1 – теснина ручья от центрального истока р.Алибечка

фото 166. Серпантин травянистого склона

фото 167. Русло пересыхающего ручья от правого истока р.Алибечка (верховья р.Алибечка)

фото 168. Теплая ночевка

фото 169. Спуск осуществлялся по левому борту гребня от в.Семенов-Баши

фото 170. Выход на тропу в дол.р.Алибечка (указатель вынесен немного в сторону)

фото 171. Рекламный щит Тебердинского государственного биосферного заповедника

Высота по классификатору / по GPS, м

2 712

2 703

Тип склона по классификатору (=факт)

ос.

Направление прохождения

с З на В

Координаты по GPS

(43-15-52,0920

41-43-32,1240)

Расположен:в северном отроге ГКХ между в. Малый Домбай—Ульген (3800 м.) и Ю-В гребнем вер. Мусатчери (3012 м.) соединяет р.Чучхур (р.Домбай-Ельген) и р.Бу-Ельген.

Прохождение: 20 июля 2012г. описание дано базы "Алибек" до устья р.Гоначхир.

С перевала снята записка: гр.тур. г.Старый Оскол в количестве 13 человек от 12.08.2011, рук. Семедяева Е.В. и Дудичева М.А., совершавших пешеходное путешествие 3 и 4 кат.сл..

Погода во время прохождения (перевала): ясно.

19.07.2012

08.54-10.04. За один переход по хорошей грунтовой дороге спустились в пос.Домбай. Кр. скл. 20-10 град. Задержка порядка 10 мин. была связана только лесником со шлагбаумом. Но я уже знал волшебную фразу "пропуск выписывал Энвер". Высота 1591м. (70 мин. ЧХВ) Облачно.

Некоторую сложность в ориентировании в Домбае вносят обилие гостиниц, расположенных вдоль дороги и скрывающих начало троп. Мы ориентировались по орографии долин и мостам. В долину Домбай-Ульген мы вошли пройдя какой-то пансионат, за одним из корпусов которого находилась тропа в прекрасном лесу.

10.20-11.18. По тропе в лесу вышли на хорошую грунтовую дорогу, двигаясь по которой вышли к станции канатной дороги (подъем на г.Мусат-Чери). Канатная дорога новая, на наших картах не обозначена. Толпы людей. Высота 1809м. (58 мин. ЧХВ) Облачно.

Сразу за станцией расположен еще один кордон лесничества. Для лесников пропуск – скорее повод пообщаться.

11.40-12.30, 12.45-13.22. Через 15 мин. ходьбы по высокому и прохладному лесу (грунтовая дорога, кр.скл. 5-15 град.) вдоль недействующей канатной дороги вышли на открытое место, именуемое на картах "Русской поляной". Высота 1885м. Здесь хороший вид на лед.С.Джугутурлючат. Место людное, проход от кордона лесничества к этой поляне платный.

Мы же продолжили движение в дол.р.Домбай-Ульген и за полтора перехода вышли к Чучхурскому водопаду (слияние рек С.Птыш и Чучхур). Большая часть этого участка – узкая грунтовая дорога, с двух сторон ограниченная 2-х-метровым "забором" из сорных трав (утомляет жара и заповедные слепни). Участок перед выходом к водопаду – луг с растительностью 70-100см. На походе хорошо видна седловина в окончании устьевой ступени. Высота (в нижней части водопада) 2033м. Здесь естественная смотровая площадка. (87 мин. ЧХВ) Переменная облачность.

Здесь устроили перекус, отдых и любование видами на ГКХ. Встретили одну группу из 3 человек, пришедшую из долины для осмотра водопада и вторую группу из 2 человек, спускавшихся с перевала.

14.31-15.10. Тропа, выводящая на окончание устьевой ступени, крутовата, начинается вблизи водопада, проходит по его правому берегу, в лиственном лесу. Иногда имеет тупиковые ответвления вправо (с точки зрения подъема) на обзорные площадки. Перепад высот ок.200м. Высота 2236м. (39 мин. ЧХВ)

15.42-16.27, 16.40-17.02. За два перехода вышли к площадкам у основания ледника под в.Мал.Домбай-Ульген (3758м). В начале участка перехода, у окончания устьевой ступени, движение по слабой тропе правым берегом ручья. Кр.скл. 5-10 град.

Тропа переходит на левый берег, после чего теряется на тр.-ос. склоне. Движение по осыпям и небольшим гребням в направлении видимой седловины на горизонте. Поблизости языка ледника есть несколько площадок. Нижняя, на широком песчаном участке, очень сырая. После небольшого подъема будет следующая площадка – травянистое выположение среди кустарника, мы здесь и остановились. Еще чуть выше – еще одна, но с сильным холодом от ледника. Высота 2497м. (67 мин. ЧХВ) Переменная облачность.

ЧХВ - 5 час. 21 мин

протяженность - 17,22 км

перепад высот - 1845 м (м.н.) – 1591 м (пос.Домбай) – 1885 м ("Русская поляна") – 2033 м (площадка у основания Чучхурского вдп.) – 2497 м (м.н. у основания ледника под в.Мал.Домбай-Ульген)

погода: - переменная облачность.

906 м

254 м

1160 м

- А где проходит тропа с перевала (Чучхур)?

- Люди не ходят, вот и нет тропы.

(Из общения с лесником)

20.07.2012

07.46-08.26. От м.н. по левому берегу руч.Чучхур пресекли несколько невысоких осыпных гребней и вышли к истоку ручья. Участок ок. 200м. Кр.скл. 10-15 град. В этом месте слева (по х.д.) язык ледника с мутным озером, справа – моренный вал. Подъем на него - ок.20м по тр. склону. Далее следует удобный переход по гребню правобережной морены (есть широкий карман со снежниками). В его окончании есть приемлемые (но не комфортные) места под палатки на пластинчатых осыпях. Высота 2633м. (40 мин. ЧХВ) Ясно.

08.34-08.51. От этих площадок осуществляется непосредственно подъем на гребень хребта в направлении левой видимой седловины (она чуть выше и справа различим тур). Перевальный взлет крутой (до 35 град.) и короткий (ок.100м). Подниматься следует по сланцевой осыпи левее седловины, максимально используя короткие заросшие травой участки. Высота 2703м. (17 мин. ЧХВ) Ясно.

В 08.55-09.05 сделаны фото группы на пер. Чучхур. Высота 2703м. Седловина широкая, имеет ос. склон с западной и тр.-ос. с восточной стороны. Тур расположен в нескольких метрах южнее от седловины, имеет обелиск. Обменяли контрольную записку.

09.14-09.48. Перед спуском с перевала нужно четко уяснить, что не нужно идти в естественную ложбину в центральной части. По правому борту на склоне с кр. до 30 град. есть различимая тропа. Этот наклонный траверс выводит на ровные площадки. Высота 2431м. (34 мин. ЧХВ) Ясно.

10.10-10.55. Второй участок спуска проходит траверсом правого борта по едва угадываемой тропе на тр-ос. склоне, заканчиваясь резким непродолжительным спуском по ос. полочкам влево, к полноводному ручью. Высота 2286м. (45 мин. ЧХВ)

11.15-12.27. В этом месте склон ограничен обрывами, ручей становится водопадом. Тропа на правом берегу ручья просто исчезла. Перешли на видимый участок тропы на левом берегу, но ее хватило метров на 20, только до обрыва. Понадобилось затратить время на поиски места безопасного спуска. Пришлось с некоторым подъемом траверсировать склон влево до открытых участков. Высота 2097 м. (12 мин. ЧХВ)

12.27-13.16. Спуск в верхней части по тр. склону крутизной 30-20 град. ("перебежками по полянкам" – из дневника.) По мере опуска продолжаем движение по сгущающемуся березовому лесу с единственным приемлемым способом – по руслу действующего ручья. Вышли к слиянию трех ручьев р.Бу-Ельген. Высота 2006м. (49 мин. ЧХВ)

За время обеда и отдыха группы были осмотрены окрестности.

14.24-15.16, 15.32-16.28, 16.39-17.02. Перейдя З приток р.Бу-Ельген, вдоль которого мы спускались, попадаем на высокотравье левого борта долины. В верховьях тропы нет. И возле реки, и на некотором удалении (возвышении) от нее идти одинаково. Высокотравье скрывает средние камни, чередуется заболоченными участками и пересекающими крупными осыпями. Движение осложнялось обилием насекомых.

Со временем (хотя, дело-то в расстоянии) появляется тропа, напоминающая заросший след от легковой машины. По ней вышли к разрушенному мосту (на карте несколько мостов восточнее слияния рек Клухор и Бу-Ельген). Высота 1765м. (131 мин. ЧХВ) Ясно.

По информации от встретившихся женщин (одну из которых мы окрестили "бабулька-спецназовец"), минут за 20 до выхода к этому мосту есть ответвление тропы влево с выходом к действующему мосту. Я безрезультатно потратил на поиски почти 80 мин. Нет такого ответвления! Решили идти вдоль ручья.

18.28-19.15. По домашним замерам расстояние до выхода к мосту порядка 870м на СЗ, из которых около 400м мы траверсировали крутые клоны, перелазили бревна, пересекали непродолжительные выходы кр. осыпей. И только оставшиеся 400-450м шли по хорошей пологой тропе вдоль ручья. Вышли к мосту. Высота 1744 м. (47 мин. ЧХВ)

Хороший железобетонный мост через р.Гоначхир. И асфальтированная дорога в верховья Гоначхира. Ясно.

19.30-20.43. Было желание побывать у озера Туманлы-Гёль, именуемое также Форельное. Ущелье как-бы закрытое, и лесники часто курсировали по этой дороге. Энвер, выписывавший нам пропуск, настоятельно посоветовал не становиться на ночевку у берега озера, а отойти вправо, к реке. Что мы и сделали. Высота 1866 м. (73 мин. ЧХВ, 4,28 км) [Этот участок в суммарных показателях расстояния и ЧХВ не учитывается, поскольку повторяется на следующий день.]

Пограничный пост расположен где-то выше по долине. Лесник рекомендовал отметиться с вечера. Поскольку на пер.Миронова мы уже идти не собирались, то и разыскивать пост не стали.

ЧХВ - 6 час. 15 мин.

протяженность - 10,79 км

перепад высот - 2497 м (м.н.) – 2703 м (пер.Чучхур) – 1744 м (н.т., мост ч/з р.Гоначхир) – 1866 м (м.н. в районе оз.Туманлы-Гёль)

погода: - ясно.

328 м

959 м

1287 м

21.07.2012

Озеро Туманлы-Гёль (Форельное) красивое, и форель водится, но по его берегу проходит асфальтированная дорога, оборудованы автостоянка и стационарные мангалы. Пляжная толпа отдыхающих ставит под сомнение заповедность этого места. Два вида туристов дико смотрели друг на друга. И какой-то лесник еще просил предъявить пропуск! Оставаться здесь не хотелось.

11.49-12.39, 13.00-13.32, 15.34-16.02, 16.24-17.11, 17.25-17.57. Не торопясь, с задушевными разговорами, с перерывом на обед, с осмотром обелиска погибшим автодорожникам, по хорошей асфальтированной дороге спустились к истокам р. Гоначхир, на трассу Домбай-Теберда.

Кордон "Гоначхир", обозначенный на карте, - это целый комплект, не достроенный и не используемый.

В верхней части долины преимущественно лес, далее открытые участки, ближе к устью – скальные стенки.

Перед трассой расположен еще кордон. О пропуске они уже были в курсе. За дополнительную плату нас провели на поляну позади базы отдыха лесничества, в лесу, в устье р.Аманауз. Высота 1457м.

Облачно. (189 мин. ЧХВ)

ЧХВ - 3 час. 10 мин.

протяженность - 16,26 км

перепад высот - 1866 м (м.н.) – 1457 м (м.н. в дол.р.Аманауз)

погода: - облачно.

0 м

409 м

На этом активная часть маршрута была окончена.

фото 173. Лагерь на территории базы "Алибек"

фото 174. Нынешняя лечебно-оздоровительная база "Алибек"

фото 175. Группа на "русской поляне". Ледник С.Джугутурлючат и его водопад

фото 176. В долине Домбай-Ульген

фото 177. Участок перед выходом к водопаду, слева видна устьевая ступень

фото 178. Вдп.Чучхурский у подножия

фото 179. Вид в дол.Домбай-Ульген (в СЗ направлении) с окончания устьевой ступени

фото 180. Движение по осыпям и небольшим гребням

фото 181. Лагерь в верховьях руч.Чучхур (вид на ГКХ)

фото 182. Группа перед выходом на перевал

фото 189. Первый участок спуска по правому борту

фото 190. Второй участок спуска перед спуском по осыпным полочкам слева

фото 191. Спуск по открытым участкам склона

фото 192. Вид на участок левого борта (спуск по открытым участкам, потом по лесу)

фото 193. Участок между разрушенным мостом и тропой к мосту через р.Гоначхир

фото 194. М.н. в дол.р.Клухор

фото 195. Мост через р.Гоначхир (за обочиной окончание тропы из дол.р.Бу-Ельген)

фото 196. Участок дороги в долине р.Гоначхир

фото 197. Информационный щит

фото 198. М.н. в устье р.Аманауз

фото 199. Попуск на нахождение в заповеднике

фото 200. Пропуск на нахождение в приграничной зоне

5. Итоги, выводы, наблюдения и рекомендации

· (район) Район проведения похода очень красив. Маршрут проходит через лесную зону, долинное высокотравье, альпийские луга, снега, ледники, скалы. Замечательные виды ГКХ.

· (район) Компактность, с одной стороны, облегчает действия группы в аварийных ситуациях, с другой – вынуждает набирать необходимую протяженность в других горных массивах. Удобное транспортное сообщение, если начинать и заканчивать от трассы Теберда-Домбай.

· (район) Перевалы категории 2А технически интересные, комбинированные по способу прохождения: начинаясь снежниками, проходят по леднику и завершаются открытыми скалами.

· (район) Все-таки непогода, свойственная для данного района, стала одной из причин неполного прохождения маршрута.

· (организация) К услугам посредника целесообразно обращаться для комплексного решения следующих вопросов: регистрации (в данном случае не актуально), погранпропуска (привезли к поезду), пропуска в зону заповедника (состыковали группу с лесником), снаряжения (заказ газа, нет проблем с таможней), связи (стартовый пакет "Мегафона"), трансфера (не самый дешевый, но гарантирован).

· (организация) Официально оплачивать пребывание в заповеднике не дороже ситуативных расчетов, но наличие пропуска многократно создавало комфортные ситуации.

· (тактика) Направление прохождения с севера на юг и с запада на восток можно считать оптимальным: определяющие стороны перевалов проходятся на подъем, позволяя совершенствовать как технику передвижения, так и навыки организации перил.

· (тактика) В период похода, т.е. июль месяц, еще было значительное количество снежного покрова.

· (тактика) Полудневки: нормативно их нет, а на практике – очень эффективно.

· (тактика) В группе постоянно поддерживался благоприятный психологический климат. Слоган похода: "хорошо, в целом и в частностях".

· (снаряжение) Количество веревок соответствовало количеству связок, но хотелось бы на 1 больше. Расходный репшнур 8мм 30м "разошелся" легко. Потребность в ледобурах была незначительная, самовывинчивающийся не понадобился. Снежные якоря и скальные крючья были наиболее востребованы.

· (снаряжение) GPS-навигатор – постоянный предмет снаряжения в моих походах.

· (финансы) Стоимость похода (на 1 человека) составила менее 2000 грн, из них 53,7 составляют транспортные расходы, 22,5 - питание, 15,8 - документы.

· (общее) Идеи похода удалось воплотить. Проведенный поход гармонично сочетал эстетические, обучающие и спортивные аспекты путешествия. В целом, маршрут очень красив, имеет невысокие абсолютные отметки высот перевалов, имеет удобное транспортное сообщение, входит в приграничную зону, содержит перевалы от "н/к" до 2А и хорошо подходит для проведения спортивных походов второй-третьей кат.сл.

Желаю Вам маршрутов красивых и безопасных!

Саня Мартынов

6. Список использованной литературы и других источников информации

1. Высокогорные перевалы. - М.: Издательство "Прест", 2001 г.
  2. Правила змагань зі спортивного туризму. – г.Киев., 2008г.
  3. Методика визначення категорії складності маршрутів гірських туристських спортивних походів. Затверджено Президією ФСТУ від 11 лютого 2012 р., постанова № 14, введено в дію рішенням Виконкому ФСТУ від 25 березня 2012р., постанова № 18.
  4. Вимоги до складання звіту про спортивний туристський похід. Затверджено Виконкомом федерації спортивного туризму України від 27 травня 2002р., протокол №23, п.№4.
  5. Арсенин В.В. От Маруха до Эльбруса. - М.: Издатель И.В.Балабанов, 2003.-224с.
  6. Отчет о горном туристском походе 3 к. сл. по Западному Кавказу, рук. Ларетин А.Ю., сроки: 1-17.08.2005, http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=3041 (пер.Марка–Баши пер.Ю.Хаджибей пер.Азгек пер.Кичи-Марка пер.Кичи-Ауш).
  7. Отчет о горном походе 1 с элем. 2 к.с. по Западному Кавказу (Тебердинский хребет), рук. Чушев М.А., сроки: 2-11.07.2007, http://caucatalog.narod.ru/summer2007/1/2007-1-report.html (пер. Кичи-Теберда З., Ц., В. и 73-х пер. Тогузкёль пер. Азгек).
  8. Отчет о горном туристском походе 3 к. сл., рук. Коноплев Д.Н., сроки: 1-11.08.2003, http://filin75.ru/forum/index.php?topic=91.0 (пер.Кичи-Ауш, пер.Кичи-Марка).
  9. http://www.korolevskiy.com/biblioteka/perevaly/51-azgek.html - описание пер.Азгек, пер. Азгек Верхний (Ложный Азгек), Азгек Нижний.
  10. Отчет о горном походе 1 к.сл. по З.Кавказу, рук.Морозов А.С., сроки: 3-17.07.2009, http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=4208 (пер.Азгек, пер.Тогузкель, пер.Кичи-Ауш)
  11. https://sites.google.com/site/proftours/spisok-otcetov/vse/otcet-o-gornoj-trojke-po-rajonu-domaa-dauta/stranic - описание пер.Азгек, пер. Хаджибей Ю.
  12. http://www.planeta-rostov.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=170:oldmat-140&catid=14:2010-09-30-13-48-50&Itemid=3 - описание пер.Марка-Баши
  13. http://ullutau.ru/classifier/?id=183 - Классификатор вершин Домбая
  14. Вершины Западного Кавказа. Путеводитель. Составил Б. Н. Делоне. Государственное издательство "Физкультура и спорт", Москва, 1938, http://skitalets.ru/books/delone_kavkaz/75 (в.Б.Марка)
  15. Западный Кавказ. Описание путей восхождения на вершины от массива Кара-кая до Клухорского перевала. Автор - Фердинанд Алоизович Кропф. Издательство "Физкультура и спорт", Москва, 1962 г. http://skitalets.ru/books/zkavkaz_kropf/ (в.Б.Марка)
  16. Отчет о горном походе 3 к.сл. , рук. Смидович Л.С., сроки: 12.07-17.08.1997, http://www.mountain.ru/expeditions/caucaus/smidovich/3_97/3_97.htm (пер. Миронова, пер. Чучхур, пер. Кичи-Теберда, траверс в. Б.Марка, пер. Красная Шапочка, пер. Уллу-Марка).
  17. Отчет о горном туристском спортивном походе 3 к.сл. по Западному Кавказу, рук.Костогрыз А.Н., сроки: 8-27.07. 2005 (пер.Уллу-Марка)
  18. Отчет о горном походе 2 к.сл., рук. Шкилёв В.В., Мочкина А.И., сроки: 13-24.07.2002, http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=1370 (пер.Красная шапочка)
  19. Отчет о горном походе 3 к.сл., рук. Гозак.Д.Ч., сроки: 1-16.08.2005г., http://www.tourclub.kiev.ua/content/view/122/49/ (пер. Миронова)
  20. Отчет о горном походе 3 к.сл., рук. Пузырный А.П., сроки: 08-25.08.2009, http://www.vclub.su/ot/arhyz/iii-k-s-ruk-puzyrnyj (пер. Миронова)
  21. Отчет о горном походе 3 к.сл., рук. Назаров М.М., сроки: 16.07-1.08.2000, http://skitalets.ru/foot/2007/kavkaz_nazarov00/ (пер. Миронова)
  22. Отчет о горном походе 3 к.сл. в районе Западного Кавказа (Домбай, Приэльбрусье), рук. Лунегова Е.П., сроки: 22.0705.08.2008, http://meridian.perm.ru/03_reports/kavkaz2008_3/kavkaz2008_3.shtml (пер. Миронова).
  23. Отчет о горном туристском походе 3 к.сл. по Западному и Центральному Кавказу, рук. Чистякова М.В., сроки: 31.07-30.08.2004, http://skitalets.ru/mountain/2008/kavkaz04_chistyakova/ (пер.Миронова).
  24. Описание пер.Куршо предоставил Григорий Варгафтик grwahr@yandex.ru.
  25. http://www.westra.ru/passes/ - проект "каталог перевалов" т/к "Вестра"
  26. http://caucatalog.narod.ru/westcaumap/westcaumap.html - карта Западного Кавказа М.Голубева.

Значительная часть отчетов имела, по мнению автора, менее информативный характер. Ссылки на них не приводятся.

Приложение 1.
Картографический материал

При использовании GPS-навигатора меняется сам принцип работы с картами.

Подготовка предстоящего маршрута, как и анализ пройденного, производился в программе OziExplorer. В этой программе вся работа выполняется с точками (путевыми и точками трека) по их географическим координатам, а карты (любые с географическими координатами для привязки и любого масштаба) отображаются фоном на заднем плане. Можно отобразить пройденный путь, например, на туристской карте "Теберда и Домбай" (в данном случае), а можно на так называемых "генштабовских" картах.

При работе с электронными картами понятие масштаба становится некой отвлеченностью. При переключении, например, карт масштаба 1:50 000 и 1:100 000: на переднем плане отображается один и тот же трек маршрута, а на заднем – фоновая картинка разного размера. И это никак не связано с точностью маршрута.

Кроме того, всегда есть возможность передать данные в программу Google Earth ("Планета Земля") и посмотреть маршрут на "объемных" фотографиях реальной местности. Именно таким образом представлена обзорная схема маршрута.

При подготовке и проведении маршрута были использованы следующие карты и схемы:

- туристская карта "Теберда и Домбай", М 1:100 000

- орографические схемы из книги [5], М 1:50 000

- топографические ("генштабовские") карты К-37-024, К-37-036, М 1:100 000 и их "производные" М 1:50 000

- схема М.Голубева "Западный Кавказ" (caucatalog.narod.ru) [26].

Заявленная нитка маршрута отображена на картах, предоставленных в МКК при выпуске. На картах в составе отчета отображена нитка фактически пройденного маршрута.

При проведении маршрута использовался GPS-навигатор.

Условные обозначения:

красная линия - линия движения (отображена красным)

08-07 - места и даты ночевок (окончания дневного перехода)

седловина, мост - характерные точки на местности.

фото 201. Отметки о прохождении

Карт. 1. Обзорная схема маршрута

Карт. 2. Участок перехода 08-09.07.2012 (М1:50 000)

Карт. 3. Участок перехода 09-15.07.2012 (М1:50 000)

Карт. 4. Участок перехода 14-18.07.2012 (М1:50 000)

Карт. 5. Участок перехода 18-19.07.2012 (М1:50 000)

Карт. 6. Участок перехода 19-21.07.2012 (М1:50 000)

Приложение 2.
Высотный график маршрута

День пути

Отметки высот

08.07.12

1382 м (начало движения в дол.р.Муху) - 2236 м (м.н.)

09.07.12

2236 м (м.н.) – 2718 м (пер.Кичи-Ауш) – 2645 м (н.т.) – 2745 м (озеро в истоках р.М.Марка, м.н.) – 3204 м (седловина в гребне) – 2745 м (м.н.)

10.07.12

2745 м (м.н.) – 2924 м (озеро в З истоке р.М.Марка) – 3025 м (песчаные площадки)

11.07.12

3025 м (м.н.) – 3349 м (пер.Кичи-Марка) – 3036 м (оз. в зап. истоках р.Азгек)

12.07.12

3036 м (м.н.) – 3144 м (пер.Азгек) – 2855 м (оз. Хаджибейское)

13.07.12

2855 м (м.н.) – 3322 м (пер.Хаджибей-Марка Южный) – 2830 м (Маркинское оз.) – 2735 м (м.н. в дол.р.Марка)

14.07.12

2735 м (м.н.) – 2710 м (н.т. на верхней террасе) - 2750 м (оз. при траверсе отрога) – 2910 м (м.н. на площадках у оз. западного склона отрога)

15.07.12

2910 м (м.н.) – 3450 м (пер.Марка-Баши Восточный) – 3140 м (оз.на террасе с ЮЗ стороны гребня)

16.07.12

3140 м (м.н.) – 2360 м (кош в дол.р.Кти-Теберда) – 2450 м (м.н. в дол.р.Кти-Теберда)

17.07.12

18.07.12

2019 м (м.н.) – 1845 м (бывш. а/л "Алибек")

19.07.12

20.07.12

21.07.12

1866 м (м.н.) – 1457 м (м.н. в устье.р.Аманауз)

Примечание: все указанные выше абсолютные отметки приведены по данным GPS-навигатора.

Итого за время похода:

- набор высоты – 5 796м сброс высоты – 6 011м общий перепад высот – 11 807м

- наивысшая точка похода - 3 450 м (пер.Марка-Баши Восточный)

- максимальная высота ночевки - 3 140 м (оз.на террасе с ЮЗ стороны гребня под пер.Марка-Баши Восточный)

Карт. 7. Общая карта с "ниткой" маршрута

Приложение 3.
Смета похода

1. Расчет велся в двух денежных единицах, курс обмена принят по курсу покупки рублей перед походом 1 руб. = 0,248 грн. Итоговые суммы приведены к гривневому эквиваленту, даны в пересчете на одного участника и на момент написания отчета.

2. Итоговые затраты на одного участника составили около 1915 грн.

3. Детальная информация следующая:

продукты в Донецке, Черкесске, Домбае, Невинномысске

2670,00 грн. + 1169 руб.

проживание

проживание в а/л "Алибек"

700 руб.

70,15

дозакупка снаряжения: батарейки, ремнабор, крючья, репшнур расходный, мешки

490,75 грн.

газ: 20 баллонов х70 руб

1400 руб.

817,16

ж/д билеты: Ясиноватая -Невинномысская х370 грн. Ясиноватая - Ростов х207 грн Ростов - Невинномысская х250 грн. Невинномысская – Ясиноватая х383 грн.

4520 грн.

транспорт

ж/д билеты: Невинномысская - Черкесск х70 руб.

490 руб.

транспорт

Черкесск – Теберда (машина "Соболь")

2500 руб.

транспорт

Черкесск – Домбай (рейсовый транспорт) х200 руб.

600 руб.

транспорт

Домбай - Теберда (рейсовый транспорт) х50 руб.

150 руб.

транспорт

Домбай - Невинномысск (рейсовый транспорт)

3000 руб.

итого в грн.

1913,97 грн.

5. Страхование производилось (из личных средств) в СК "ТАС" по двум вариантам:

- программа "А" (базовая) с учетом коэффициента "спорт" (х2), на суммы 5'000 евро (медицинская страховка, включена репатриация) и 2'000 грн. (от НС), что на 13 дней составило 53 грн. с человека

- программа "Активный отдых", на суммы 30'000 евро (медицинская страховка, включены спасработы, вызов вертолета, репатриация) и 2'000 грн. (от НС), что на 13 дней составило 227 грн. с человека.

Приложение 4.
Состав аптечки

1. Походная аптечка в течение нескольких лет поддерживается в актуальном состоянии профессиональным врачом, участницей Чернышевой Анной.

2. Затраты на аптечку проявляются в обновлении просроченных лекарств перед походом и возобновлении после.

3. Лекарства функционально разделены на два бокса: "неотложка" и "стационар". Общий вес аптечки 1850г. Ее состав следующий:

№ пп

Название

Применение

Спирт

Обработка ран, подготовка к инъекциям

Колдрекс (также использовались аналоги – грипаут, терафлю)

Повышенная температура, плохое самочувствие при акклиматизации, боль в горле, заложенность носа

Бактерицидный пластырь

Заклеивание мелких ран на руках (на ногах не держится)

Витамин С (Стирол, 500мг)

Акклиматизация, в т.ч. обязательный приём в 1-4 дни похода

Сенандексин

Слабительное

Перекись водорода

Промывание ран

Диклофенак мазь

Боль в суставах, ушибы, растяжения

Левомеколь

Любые раны, мозоли, опрелости, потертости итп

Випросал

Согревающая мазь, аналог финалгона. Растяжения, боли в суставах

10.

Спасатель

Солнечные ожоги в первый день, натоптыши.

11.

Перевязки

15.

Цитрамон

Головная боль, повышенная температура, низкое давление

16.

Антибиотик, эффективен при диарее

19.

Фурацилин

Таблетки для приготовления водного раствора. Его можно использовать для промывания ран или компрессов при обширных солнечных ожогах.

20.

Баралгин

Обезболивающее

21.

Диакарб

Слабое мочегонное, избирательно снижает внутричерепное давление. Эффективен при горной болезни.

22.

Симптоматическое средство при диарее

25.

Кетанов, табл.

Более сильное обезболивающее в таблетках

26.

Кетанов, амп.

Достаточно эффективное инъекционное обезболивающее

27.

Лоратадин

Противоаллергическое, в т.ч. эффективно при укусах ос или пчёл

28.

Оспамокс

Антибиотик. Показания – кашель и любые состояния, сопровождающиеся повышением температуры тела.

29.

Отравления

32.

Фарингосепт

Таблетки для рассасывания при боли в горле

33.

Троксевазин

Противоотёчное средство, ушибы и растяжения в 1-3 сутки, отморожения 1 ст на 2-3 сут.

34.

Фуросемид

Мочегонное, при тяжелой горной болезни, отеке Квинке

35.

Аспирин

Повышенная температура, плохое самочувствие. Любимый и знакомый многим препарат, который помогает от всего, от чего его просят.

36.

Энам

Антигипертензивное средство, повышенное давление.

37.

Глюкоза в табл.

Плацебо в случае наличия ипохондричного участника в группе.

38.

Дексаметазон, амп.

Инъекционный гормон. Травмы, шок, тяжёлые аллергические реакции. Практически универсальное средство первой помощи при тяжелых состояниях.

39.

Диклофенак амп

Растяжения, разрывы, артриты и различные хронические заболевания суставов

40.

Лазикс, амп.

Мочегонное, при травмах, затрагивающих позвоночник или череп, анафилактическом шоке, выраженных отёках, краш-синдроме.

41.

Левомицетиновые капли

Конъюнктивит

42.

Этамзилат, амп.

Кровоостанавливающее, как для инъекций при кровотечениях, так и для тампонады носа при носовом кровотечении или приёма внутрь.

43.

Супрастин, амп.

Противоаллергическое средство быстрого действия, при крапивнице, отёке Квинке и других аллергических реакциях

44.

Кордиамин, амп.

Стимулятор работы сердца, применяется при любых состояниях, когда требуется поддержание его работы в течение непродолжительного времени

45.

Адреналин амп. + глюкоза р-р амп.

Универсальное средство неотложной помощи при шоках, травмах и любых тяжелых состояниях.