Автор: Ларетин А.Ю., Москва.

Отчет о горном туристском походе 3 категории сложности по Западному Кавказу

Читайте так же на Mountain.Ru:
- ОТЧЁТ О горном туристском походе 3 категории сложности по Центральному Кавказу, совершённом 04 - 21.08.2006.
Автор: Ларетин А.Ю., Москва.

Руководитель группы - Ларетин А.Ю.

E-mail: laretin@yandex.ru

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчёт и считает, что поход может быть зачтён всем участником и руководителю. Маршрут имеет 3 категорию сложности. Отчет помещен в библиотеку МГЦТК  под № 6197.

Выражаем нашу огромную благодарность нашему старому другу, спасателю из Домбая  Игорю Сорокину, благодаря чьей помощи и состоялось это путешествие!

В тексте термины « правый» и « левый» употребляются в орографическом смысле, если это специально не оговаривается.

1.Справочные сведения.

1.1  Справочные сведения о маршруте.

Маршрут похода: п.Теберда - р.Назлыкол - пер.Назлыкол(н/к) -р.Уллумуруджу - пер.Рыжее Седло(1Б) - р.Гоначхир - р.Аманауз - п.Домбай - р.Алибек - пер.Кичи-Теберда(1А) - р.Кичи-Теберда - пер.Марка - Баши(2А) - р.Б.Марка - пер.Ю.Хаджибей(1Б) - оз.Б.Хаджибейское - пер.Азгек(1А) - р.Азгек - пер.Кичи-Марка(2А) - р.М.Марка - пер.Кичи - Ауш(н/к) - р.Муху  - п.Теберда.

Протяжённость маршрута -141  км.

Продолжительность 17 дней

Сильный дождь с 15.00

06.08.05г

Р.Гоначхир- п.Домбай

Дождь весь день с перерывами

07.08.05г

08.08.05г

П.Домбай - р.Алибек - вверх.

Гроза с 11.00 до 16.00

12.08.05г

Лев. исток  - пр.исток реки Б.Марка

13.08.05г

Пер.Хаджибей (1Б) - .Хаджибейское  оз.- пер.Азгек (1А) - верховье р.Азгек.

14.08.05г

Восх. Г.Софруджу(1Б)-п.Домбай.

09.08.05

10.08.05

П.Домбай - р.Алибек - вверх.

11.08.05

Пер.Кичи-Теберда (1А) - р.Кичи-Теберда -озера под.в.Б.Марка

12.08.05

Восх.в.Б.Марка(1Б)

13.08.05

Пер. Марка-Баши (2А) - лев.исток р.Б.Марка

14.08.05

Пер.Хаджибей (1Б) - Б.Хаджибейское оз.- пер.Азгек (1А) - верховье р.Азгек.

15.08.05

Пер.Кичи-Марка (2А) -р.М.Марка

16.08.05

пер.Кичи-Ауш(н/к)-р.Муху- п.Теберда

17.08.05

Резервный день

1.5 Причины расхождений заявленного и пройденного маршрута.

Причиной отставания от графика на первом участке маршрута стала длительная непогода. Хотя мы продолжали движение в дождь, скорость, естественно, была ниже запланированной. Кроме того, переправу через Уллумуруджу пришлось искать 2,5 часа. Долина сейчас малопосещаема и постоянной переправы нет.  В итоге в долину Гоначхира мы спустились на 1 день позже. Один из участников к этому времени серьезно сбил ноги в мокрых ботинках, поэтому  пришлось отказаться от прохождения пер.Чучхурский и выходить в Домбай по дороге. Домбайские спасатели, ввиду неустойчивой погоды, рекомендовали перенести планировавшееся восхождение на г.Софруджу на время после прохождения второй части маршрута. При подходе к пер. Кичи-Теберда пришлось половину дня пережидать сильнейшую грозу в верховьях Алибека. Это привело к отставанию еще на день. Для сохранения резервного дня мы решили отказаться от восхождения на в.Б.Марка. При прохождении пер. Марка-баши сильная непогода вынудила нас отказатся от выхода к Маркинскому оз. через ледник и пришлось потратить еще день на подход под пер.Ю.Хаджибей.

В итоге, для восхождения на в.Софруджу у нас осталось 2 дня без предварительной дневки. Ввиду сильной усталости группы, мы от восхождения отказались.

2.Техническое описание маршрута.

3 суток

11,5

Нет

От кордона заповедника движемся вверх по грунтовой дороге. На первой развилке сворачиваем налево. Вскоре пересекаем арык, отведенный от реки в Теберду. Дальше дорога идет высоко над рекой, набирая высоту, воды нет. Дорога давно не используется, сильно заросла высокой травой, однако хорошо заметна. Вокруг густой смешанный лес. Встречается один спуск к реке, примерно напротив устья Оручата. Затем долина выполаживается, на обоих берегах появляются поляны. Дорога заметна все хуже, но все-таки отслеживается. Примерно напротив перевала Тала-баши (на Теберду) колея пересекает реку. Брод глубиной ниже колена. На правом берегу заболоченный луг, место для ночевки удается найти на самом берегу, в леске чуть ниже брода. Ночевка, высота 2155м.

Вверх по долине идет слабая тропа. Подъем пологий, по лугам, через небольшие перелески. Вскоре лес кончается. Реку перекрывает каменный завал, затем она вновь открывается. Движемся вверх, проходя ряд ступеней долины. Обзор вверх все время закрыт очередной ступенью. Ночевка на травянистой ступени над небольшим озером в русле реки, около характерного громадного валуна (ф 1).

Фото 1.Ночевка в верховьях Назлыкола.

Высота 2650м. Наконец, после подъема  на очередную ступень, открывается верховье долины. Прямо вверх находится в. Назлыкол-баши и пер. Назлы-Рынджи(ф 2), слева по ходу  -  в.Горалыкол-баши.

Перевал Назлыкол находится в месте

примыкания к левому борту долины

отрога, нижняя часть которого и образовывает данную ступень. Сворачиваем направо и начинаем подъем вдоль отрога. Встречаются редкие туры, и участки тропы.

Фото 2. Верховья р.Назлыкол.  Х - пер.Назлы-Рынджи

Справа остается озерко. Поднимаемся на склон отрога и траверсируем его по крупной осыпи. Внизу остается карман левобережной морены ледника. Отрог поворачивает направо по ходу, образуя между собой и бортом долины небольшую долинку. Седловина перевала запирает ее верховье. Подъем на седловину по осыпи и траве, траверсом левого борта, крутизной 30°, протяженность около 100м. Седловина широкая, с мелкой осыпью и снежником с восточной стороны(ф 3).

Фото 3. На перевале Назлыкол.

Спуск проходит по травянистым склонам с камнями. Сначала спуск пологий, затем крутизна увеличивается до 30°(ф 4). Попадаются участки заросшей тропы. Трава густая, двигаться нелегко. В долину Уллумуруджу спускаемся, траверсируя крутой правый борт долины притока. Долина  Уллумуруджу заросла высокой (около метра) травой. Тропа сейчас представляет собой

Фото 4. Перевал Назлыкол с запада.

следы нескольких человек в этих зарослях. Ночевка на прибрежной террасе на опушке леса, лежащей на 1,5 км выше устья притока с пер.Назалыкол Высота 2250м. Стабильная переправа на левый берег отсутствует. На участке напротив потоков из Голубого и Черного озера(ф 5) на реке есть несколько завалов различной степени надежности. Мы переправились по упавшей сосне, зажатой между глыбами, с веревочной страховкой. На левом берегу тропы нет.

Фото 5. Потоки с Муруджинских озер.

Возможные места ночевок -- в долине Назлыкола-почти везде, на седловине, на спуске к Уллумуруджу ровных мест нет.

Перевал проходится в любую погоду.

Шлагбаум-переправа на правый берег

2ч 40 мин

+665

Переправа - поворот к перевалу

4ч 40 мин.

+645

2ч 10 мин

+450

Спуск до переправы на правый берег Уллумуруджу

2ч 30 мин

6.5.16

Снежно-травянисто -осыпной

Местоположение:

К югу от оз.Павлиний глаз

р. Уллумуруджу - р.Клухор

Север - юг

р.Уллумуруджу - оз.Туманлыкель

10 км

+850    -1240

9,5

Нет

Движемся вверх по террасе левого берега. Около реки густые заросли березы. Тропы не заметно, идем по густой траве. Впереди видна ступень долины. Поднимаемся на неё слева по склону, обходя скальные завалы около реки. На ступени лежит плоский, заболоченный участок долины, лес кончился ( ф 6). Впереди просматриваются верховья долины.

Фото 6. Верховья р.Уллу-муруджу

Движемся вдоль левого борта долины, обходя заболоченную пойму, траверс склона нецелесообразен. Поток с озера Павлиний глаз хорошо заметен, перед ним на длинном участке нет крупных ручьев.

Несколько ниже по долине на склоне находится сухое русло, хорошо заметное по светлым камням и выходам скал. По нему проходит удобный подъем  на борт долины, крутизна склона до 35°. Поднявшись на террасу борта долины, подходим непосредственно к потоку и вдоль него поднимаемся к озеру Павлиний глаз. Хорошие биваки есть на северо-западном берегу озера, немного не доходя до впадающего в него ручейка. Ночевка, высота 2850м.

Перевал находится в цирке к югу от озера (ф 7).

Фото 7. Перевал Рыжее седло от оз.Павлиний глаз. Х - перевал.

Цирк замыкается почти симметричными пирамидальными вершинками, стоящими над озером.  Широкая седловина перевала Рыжее седло над снежным склоном хорошо видна от места ночевки. За левой вершинкой лежит обширный осыпной цирк, в котором находится ярко выраженная седловина коричневого цвета - это не перевал.

Обходим озеро справа по ходу и движемся вверх по снегу и осыпям (ф 8,9).

Фото 8. Перевальный взлет.

Перевальная седловина широкая, с левой стороны на снегу видны следы камнепада Там склон сложен сильно разрушенными породами. Поднимаемся косым траверсом снежного склона к центральной части седловины. Крутизна склона до 30°. Подойдя под центр седловины, свора-чиваем влево и по подвижной осыпи выходим на седловину. Прямой подъем затрудняют крутые скалы. Гребень седловины узкий,  возможности для бивака плохие (ф 10).

Фото 9. Вид на путь подъема с перевала. Перевальный тур находится в центральной части седловины. С перевала открывается отличный обзор Главного хребта: от Клухорского перевала и до Домбай -Ульгена.

Фото 10. На перевале.

С южной стороны перевала лежит обширный цирк (ф 11). В его левой части есть горизонтальный участок с пятнами снега. Там  возможен бивак.

Спуск на юг проходит по прямому травянисто-осыпному склону кр.20-30°(ф 12).

Фото 11. Южный склон пер. Рыжее седло.

Спускаемся траверсом влево на дно цирка рядом с возможными ночевками, и далее двигаемся по линии падения воды. Ниже лежит уступ долины. У левого борта ручеек со снежников падает водопадом. Обходим этот сброс справа по травянистому склону кр.до 30°, и продолжаем спуск

Фото 12. Вид на перевал от террасы.

широкими серпантинами. Спускаемся на обширную травянистую террасу, снизу  и слева окаймленную сосновым лесом. Воды здесь нет. Пересекаем террасу влево-вниз, проходим мимо развалин коша.

Далее спускаемся вдоль полосы леса серпантинами по крутому травянистому склону, иногда заходя в лес. Влево за лесом видена крутая травянистая долинка. По ней проходит подъем на перевал. Спускаться по ней также неудобно, как и по нашему пути. В лесу, по крайней мере, можно найти площадку для отдыха. После перегиба склона становится видно озеро Туманлыкель. Полоса леса расширяется, появляются участки бурелома. Пересекаем лес влево-вниз и выходим на опушку невысоко над долиной. Отсюда без труда выходим на дорогу выше озера. Спускаемся к слиянию Бу-Ульгена и Гоначхира, здесь ночуем. По дороге спускаемся вдоль р.Гоначхир до долины Амманауза и поднимаемся в п.Домбай. Ночуем на территории бывшего а/л Домбай в палатке.

Места ночевок - окрестности оз.Павлиний глаз, в левой части цирка с южной стороны перевала, у оз.Туманлыкель.

При плохой видимости сложно определить направление на перевальную точку с обеих сторон.

Перепад высот м.

Подъем от переправы до оз.Павлиний глаз

3ч 20 мин

+600

Подъем от озера на пер.Рыжее седло

+250

Спуск на дно цирка(до площадок)

30 мин

-250

Спуск до границы леса

-500

Спуск от границы леса до оз.Туманлыкель

2 ч 00 мин

23 км

+1540    -750

Особые замечания:

Перевальная точка в восточной части седловины.

Фото 13. г. Сулахат

От Домбая по грунтовой дороге поднимаемся в а/л «Алибек». От «Алибека» по набитой тропе движемся на восток (к Турьему оз.) Через 1,5 км на большой поляне ответвляется тропа поменьше направо по ходу. В «Алибеке» ее называют «тропой к водопаду» (на р. Алибечка).Тропа полого поднимается по лесу и полянам к склону. Открывается вид на г.Сулахат (ф 13). Не доходя до водопада, тропа снова раздваивается. Правая поднимается прямо на склон, левая идет к речке под водопад. Поднимаемся по правой тропе на лесистый склон. Далее тропа в целом  траверсирует склон в сторону р.Алибек, периодически поднимаясь прямо вверх. Местами тропа теряется под оползнями, в зарослях. Следует ее непременно отыскивать, без тропы идти совсем плохо. К реке тропа выходит под склоном г.Сулахат. Здесь есть бивачные площадки. Мы поднимаемся еще выше и встаем на не очень хорошей площадке. Ночевка, высота 2650 м.

Фото 14.Перевал Алибек

Выше долина выполаживается. Здесь прямо вверх идет подъем на пер. Алибек      (ф 14). Мы сворачиваем налево в обширный осыпной цирк. По моренным валам подходим к огромной седловине между в.3431 и 3278. В ее центре  стоит небольшой массивчик 3155. Собственно перевал лежит под в.3278 (ф 15).

Фото 15. Перевал Ктчи-Теберда из долины Алибека.

При подходе туда оставляем внизу озеро, наполовину покрытое льдом. Поднимаемся на гребень по крупной осыпи. Тур находится на скальном выступе.(ф. 16) С северной стороны лежит небольшой цирк

со снежником.

Фото 16. На  перевале.                                    Слева он ограничен отрогом, отходящим от центра большой седловины.

За отрогом лежит более глубокий цирк, спуск в который с западной части большой седловины идет по камнеопасному кулуару в крутых разрушенных скалах.

С перевала открывается вид на г.Б.Марка, к северу от нее виден пер.Марка-Баши (ф 17).

Фото 17. Г.Б.Марка.(2)и пер.Марка-Баши(1)

Спускаемся влево-вниз плотной группой по живой осыпи кр.30°протяженностью 60м (камнеопасно!). Затем выходим на снежник кр.20°, и по нему спускаемся на дно цирка, траверсируя вправо (ф18).

Фото 18. п.Кичи-Теберда с запада.

Далее спускаемся  со скальной ступени, на которой находится цирк, по снежнику, на дно следующего цирка, лежащего западнее. Отсюда в долину Кичи-Теберды спускаемся по поросшему травой конгломератному склону. Долина широкая,  травянистая,  лес начинается значительно ниже. Отсюда ориентиром для выхода под перевал Кичи-Теберда является характерная двуглавая вершина со снежником на гребне. Её надо оставить слева по ходу (ф 19).

Фото 19

П. Кичи - Теберда из долины одноименной реки.Х-перевал.      По обоим берегам реки идут тропы. Переходим по камням на правый берег и идем вниз. Не  доходя до нужного нам притока около 1 км, находим пологую площадку прямо у воды. Других мест здесь нет. Ночевка, высота 2350м. Около нашей ночевки из склона выходят и впадают в реку многочисленные ручьи. Внизу, на обширном зеленом лугу, стоит кош.

Ночевки возможны в долине р.Сулахат,в цирке под перевалом, у р.Кичи-Теберда.

При плохой видимости сложно найти перевальную точку с обеих сторон.

Домбай - а/л «Алибек»

6.4.20

Скально-снежный

Местоположение:

К северо-западу от в.Б.Марка.

р.Кичи-Теберда - р.Б.Марка

А/л Алибек - р.Кичи-Теберда

15 км

+950    -750

3 часа

Требуемое снаряжение:

Горные ботинки, каски, страховоч-ные системы, ледорубы,  кошки, веревки, крючья скальные, веревка расходная 15 м.

Особые замечания:

Очень высокая опасность камнепадов на северо-восточном склоне в малоснежный сезон

От места ночевки начинаем  траверсировать с подъемом травянисто - осыпной борт долины (ф 16). На склоне много овечьих троп, двигаться  несложно. Выходим к ручью из-под пер. Марка-Баши немного не доходя до перегиба склона. По обоим берегам ручья идут тропы.  Выше 2600 м ручей уходит в камни. На высоте 2800 - наклонная ступень долины, местами есть выходы воды, но мест под палатки нет, можно лишь вырыть площадки в травянистых склонах. Движемся вдоль левого борта долины. Выше - 2900 м лежит более пологая осыпная терраса. Здесь есть вода, но все покрыто крупной и средней осыпью, есть лишь отдельные грунтовые площадки. Продолжая двигаться  вдоль левого борта, выходим к осыпному склону, над которым виден гребень хребта. Поднявшись на склон, оказываемся в скальном цирке, высота 3100 м. Ночевка. Слева над ним стоит скальная пирамида в. Б.Марка (ф 20).

Фото 20.Вершина Б.Марка.(х)

Под вершиной - полоска умирающего ледничка. От ледничка спускается осыпной склон. Под склонами лежит три крохотных озерка почти полностью закрытые льдом. Между озерами и уходящим вниз склоном лежат обширные ровные террасы с множеством хороших площадок, видимо оставшимися после альпинистских учебных мероприятий.

Фото 21.Перевал Марка-Баши с юга. Х - перевал

Седловина перевала Марка-Баши находится к северу от озер, справа по ходу от заметной вершины (ф 21). Снизу к ней ведет узкий камнеопасный  кулуар в тых разрушенных скалах.

Прямой подъем на перевал по кулуару неоправданно сложен и опасен. От ночевок, по перемычке между озерами подходим под склон и поворачиваем влево - вверх, по осыпи в сторону в. Б. Марка. Под ледничком  проходит осыпная полка. От нее поднимаемся к гребню хребта по осыпному склону между скалами перевального взлета справа и скалами вершины Б. Марка слева. Поднявшись выше крутого  скального пояса, сворачиваем направо на ступенчатый скальный склон, покрытый осыпью (ф 21,22).

Фото 22. Подъём на перевал Марка-Баши.

Крутизна склона 30°. По склону наклонным траверсом подходим под скалы гребня. Под скалами в сторону перевала идет ряд полок. По наклонной осыпной полке пересекаем один кулуар, в следующий приходится спускаться  с перильной страховкой (30 м, 40° крепление веревки на выступе, живая осыпь) до его слияния со последующим. Проходить этот участок сверху нам представилось более сложным. Поднимаемся по следующему кулуару вверх с перильной страховкой.(40 м 40°, простые, с участками средних скалы, много живых камней, веревка на выступе. Снова выходим на полку под гребнем. По ней, с самостраховкой ледорубом, выходим к перевальной седловине. Седловина широкая, представляет собой узкий ( не шире 1м) скальный гребень. Над полкой южной стороны седловина поднимается 10-метровой стенкой простых скал. Простой подъем есть в западной части седла. Тур находится у восточных скал. На север спускаемся по 5-метровой ступеньке. Под перевалом проходит наклонная осыпная терраса. При острой необходимости можно отрыть площадку.

При прохождении перевала в обратном направлении следует помнить, что прямого спуска нет, и спустившись с первого 10-метрового уступа, следует подняться влево-вверх и выйти на полку, с которой начинается длинный траверс влево.

Ниже осыпи начинается крутой снежник шириной около 20м. Справа его ограничивает скальный гребешок, сложенный из серой, очень разрушенной породы. Слева лежат ступенчатые, заглаженные бараньи лбы, на которых лежит множество живых камней. Вдоль левого гребешка периодически сходят камни. Спускаемся по левому борту.

С самостраховкой ледорубами спускаемся по осыпи к  крупной глыбе рядом со снежником. Через петлю крепим веревку на камень. Спускаемся  на ФСУ с верхней страховкой (последний по сдвоенной веревке с самостраховкой схватывающим) по подвижной осыпи кр. 30-40° 40м до полки на скалах, прикрытой сверху выступом(ф 23).

Фото 23 .Начало спуска.

Здесь также за глыбу крепим вторую веревку. Спускаемся на ФСУ по скалам крутизной местами до 60
° до небольшой, защищенной выступом полки (40 м),(ф 24). Третью веревку крепим за петлю на выступе. Спускаемся на ФСУ по скалам кр.50°, нижние 10 м - до 90° (40 м). Спуск заканчивается под бараньими лбами, на рыхлом конгломератном склоне кр.30°. Конгломерат, по видимому, лежит на леднике. Периодически происходит осыпание разных участков склона. По веревке спускаемся спортивным способом до большой глыбы, лежащей на границе осыпи и снега.

Фото 24. На спуске с пер.Марка-Баши.

Снежный склон ниже простреливается периодически камнями с правой стороны. От глыбы, с наблюдением за склоном, по одному, максимально быстро спускаемся по  снегу ( в верху ок. 30°)на ледник (ф 25,26) .

Участок ниже скал пришлось проходить под сильным дождем, видимость не более 100 м. Быстро пересекаем ледник и встаем на ночлег на песчанных площадках в верхнем цирке отрога, разделяющего западный и восточный ледники массива Б.Марки. Здесь есть озерко, из него вытекает ручей, следов биваков нет. Промокли и промерзли до костей, даже не ужинаем. Высота 2920 м, ночевка.

Фото 25.После спуска с Марка-Баши.

Утром от ночевок по пологим осыпям и снежникам спускаемся на осыпное поле под языком восточного ледника. На его левой стороне - несколько следов биваков. По пологой осыпи спускаемся на следующую ступень долины - такой же «аэродром», пересеченный множеством проток (ф 27). На левом берегу также встречаются следы ночевок. Перевалив осыпную гряду, замыкающую снизу эту ступень, спускаемся на травянистое плато, продолжающее отрог,

Фото 26.Перевал Марка-Баши с ледника Б.Марка.

Фото 27. Верховья левого истока Б.Марки.

разделяющий истоки Б.Марки. Река уходит влево в каньон. Траверсируем плато вправо под скалами. Примерно в его центре лежит группа небольших озер. Отсюда хорошо виден правый борт долины левого правого истока Б.Марки, перевал Ю.Хаджибей (ф 28).

Фото 28. Перевал Ю.Хаджибей с водораздела истоков Б.Марки.(х)

Ближе к восточному склону плато начинается крупная осыпь. По узкому желобу в осыпном поле выходим к склону. По травянисто - осыпному склону высотой 50 м спускаемся к огромному зеленому заболоченному полю, по которому течет восточный исток Б.Марки. Верховье долины замыкается седловиной пер.Бадук (ф 29).

Фото 29.Перевал Бадук (х)                                                                            По левому берегу, переходя ряд проток, подходим к невысокой скальной гряде, замыкающей это поле сверху по течению. На спокойной до этого места реке здесь начинаются пороги. По полю река течет в узком, вырытом в грунте, русле, вода вровень с

берегами. Местами ширина потока не превышает 1,5 м, здесь поток легко перепрыгнуть. Хорошие ночевки есть у северного склона скальной гряды. Ночлег, высота 2685(ф 30).

Фото 30.Ночевки под пер.Ю.Хаджибей.

Ночевки возможны у озер, на левобережных моренах л.Б.Марка, на моренных полях ниже ледника.

При плохой видимости, с севера сложно определить путь подъема на перевал.

Р.Кичи-Теберда  -  ночевки у озер

Снежно-осыпной

3275 м

Местоположение:

К северу от в.Бадук-баши.

Соединяемые ледники, долины:

р.Б.Марка - Б.Хаджибейское оз.

Концевые точки маршрута:

р.Б.Марка - Б.Хаджибейское оз.

6 км

+590    -455

0 часа

Требуемое снаряжение:

Горные ботинки, каски,  ледорубы.

Нет

Немного ниже по течению от ночевок перепрыгиваем поток и по травянисто-осыпному склону начинаем подъем к перевалу. Нижняя часть подъема имеет крутизну не более 30°(ф 31).

Фото 31. Участок подъёма на Ю.Хаджибей.                           С подъема видна долина Б.Марки от ледника (ф 32) до границы леса, Маркинское  озеро. Под скалами хребта склон выполаживается,  здесь все покрыто крупной и средней осыпью (высота 3000м). К перевалу ведет ущелье в скалах, крутизна около 15°, оно без взлета выводит на перевальную точку. Это обширная крупная осыпь   (ф 33). На востоке видно Б.Хаджибейское озеро, вдали - Эльбрус.

Прямо от тура вниз - крутой скальный склон. Левее идет кулуар между этим склоном и ступенчатыми, заглаженными скалами слева. Крутизна кулуара 35°, местами 40°, он заполнен мелкой, очень подвижной осыпью. Ниже лежит снежный склон, за ним -моренные поля.

Фото 32. Б.Марка(х) с подъёма на

Фото 33.На перевале Ю.Хаджибей

На пер.Ю.Хаджибей.                              Видно Хаджибейское озеро.

Подходим к кулуару поднявшись немного влево-вверх, и спускаемся в него по крутому осыпному желобу. Отсюда и до снега - движение плотной группой, камни из-под ног идут непрерывно. В особо неприятных местах выходим из кулуара на полки левых скал. Крутизна снега вверху 30°, затем плавно уменьшается. Постоянная самостраховка ледорубом. Спускаемся сначала вниз, затем с траверсом влево. Протяженность снежного склона около 300м (ф 34). Выходим на морену.

Фото 34.Пер.Ю.Хад- жибей с востока.

Отсюда можно траверсом осыпных склонов выйти прямо к перевалу Азгек, но нам хотелось побывать на Хаджибейском озере и мы идем вниз. По карману между мореной и левым склоном подходим к травянисто-осыпному склону над озером. Спускаемся к правому берегу озера. Здесь красивейшая травянистая поляна с множеством цветов.

Фото 35.Хаджибейское оз .На заднем плане -«Бадукская пила (или пальцы)»

Окрестности Хаджибейского озера очень живописны. Особенно впечатляет правый борт долины - дикий скальный гребень «Бадукской пилы»(ф 35).

Ночевки возможны на берегу восточного истока р.Б.Марка, на моренах под перевалом с востока, у Хаджибейского оз.

При плохой видимости сложно определить местонахождение перевала с обеих сторон.

Р.Б.Марка - перевал Ю.Хаджибей

2ч 05 мин

+590

Спуск с перевала до Б.Хаджибейского оз.

1ч 50 мин.

7 часов

4часа

Требуемое снаряжение:

Горные ботинки, каски,  ледорубы.

Нет

Обходим озеро по правому берегу. Проход по левому берегу затруднен высокой скалой, уходящей в воду. Поток, вытекающий из озера, легко переходим по камням. Далее по цветущему альпийскому лугу спускаемся к ручью, вытекающему из северной части озерной котловины. За ним начинаем траверсировать травянистый склон, поднимаясь к долинке, ведущей к перевалу Азгек (ф 36).

Фото 36. Перевал Азгек (х) от озера.                               Седловина отсюда не видна. Поднимаемся по долине, придерживаясь левого борта. Правый борт слабо  выражен, при плохой видимости можно уйти в сторону от перевала. Подъем на перевал имеет 4 ступени, последняя - перевальный взлет, состоящий из крупной осыпи (ф 37). Седловина  широкая (ф 38), над ее восточной стороной находится характерная М-образная скала. Тур на восточной стороне седловины. Спускаемся по 50-метровой крутой подвижной осыпи. Движение плотной группой. Спускаемся на

Фото 37.Пер.Азгек с юга.

Фото 38. На перевале.                    снежник,(ф 39) лежащий в моренном кармане левого склона. По пологому снежнику легко

спускаемся до долины. По узкой лощине, с остатками снежника  спускаемся до небольшого озера,

Фото 39. Пер.Азгек (х) с севера.                   лежащего на уступе.

Ниже находится 50-метровй сброс, ручей из озера падает каскадом водопадов. На левом, травянистом берегу несколько готовых площадок. Высота  2920 м, ночевка.

Возможные места ночевок - у Хаджибейского оз., в долине р.Азгек.

Перевал проходится в любую погоду.

Правый берег Хаджибейского оз.- пер.Азгек

+380    -576

3 часа

Требуемое снаряжение:

Горные ботинки, каски,  ледорубы, страховочные системы, кошки, карабины, скальные крючья, ледо-буры веревка, молотки или айсбайли, расходная веревка 15 м.

Особые замечания:

Очень высокая камнеопасность северо-западного склона в малоснежный период.

От озера под пер.Азгек  движимся вверх по долине по левому борту. Вскоре выходим на обширное моренное поле. Впереди, под склонами узловой вершины 3587м виден небольшой ледник. Видна и седловина перевала Кичи-Марка (ф 40), между вершинами 3578 и 3493,7. ближе к последней.

Фото 40.Пер.Кичи-марка (х) из долины р.Азгек.

Подходим к перевалу по крупной осыпи. Подъем проходит слева по ходу от характерного языка мелкой подвижной осыпи коричневого цвета (ф 41). Поднимаемся под скалы в.3493,7 и под ними траверсом по полочкам.

Фото 41.Подъём на перевал Кичи-Марка                                                                                           выходим на седловину. Седловина скальная, со  скальным выступом в центре     ( ф 42). Тур справа от него по ходу. Открывается вид

Фото 42.На перевале Кичи-Марка. на долину М.Марки и пер.Кичи-Ауш   (ф 43) Справа и слева от выступа вниз идут скальные, покрытые осыпью кулуары. Левый кулуар выглядит удобнее для спуска. Крепим веревку на седле за выступ на петле. Спускаемся на ФСУс верхней страховкой. Из-под ног в кулуаре непрерывно идут камни. Прямой спуск вниз слишком камнеопасен, поэтому первую веревку вешаем наклонным траверсом  скального склона

Фото 43.Верховья Малой Марки.х- пер.Кичи-Ауш.                                                            крутизной 45° влево-вниз на полку (ф 44). Здесь безопасно можно разместить 4 человека. Отсюда также на петле через выступ вешаем вторую веревку. Она проходит вправо-вниз, под скальным выступом, по достаточно чистому скальному склону крутизной до 50° и выводит к нижней части кулуара. Здесь организуем точку страховки на петле через выступ и одном крюке. Вниз до льда 20 м разрушенных скал. Спускаемся по третьей веревке на небольшую полку на границе льда.

Фото 44.На спуске с пер.Кичи-Марка.               Она прикрыта скальной стенкой и на ней можно с трудом собраться всем четверым. На границе скал и льда лежит множество камней ( ф 45). Мы смогли продолжать спуск только благодаря раннему выходу и холодной ночи, а также экспозиции склона. Сейчас самостоятельного схода камней пока нет. Сбрасываем все камни вокруг полки и максимально быстро спускаемся по 2 веревкам на ледобурах. Снимаем веревку дистанционно выкручивающимся ледобуром. Склон ледяной, с множеством камней, крутизна вверху до 40°. Очень быстро отходим от склона.  Тут же цирк накрывает поднявшимся из долины плотным  туманом. Пока мы убирали снаряжение, потеплело и пошли первые, пока редкие, камни.

Спускаемся по осыпи со снежниками из перевального цирка. На следующей ступени оставляем слева озеро и по  осыпному склону спускаемся к большому озеру, истоку М.Марки.

Ночевки возможны в долине р.Азгек, на моренах под перевалом с юга, на осыпях ниже ледника, у озера.

При плохой видимости сложно определить местоположение перевала.

Фото 45.Выход на ледник.

Перепад высот м.

Ночевка под пер.Азгек- под перевал

1ч 00 мин

+380    -576

Горные ботинки,

Тропа

От нижнего озера движемся по правому берегу. Идем в облаке, видимость менее 100м.Тропы нет, идем по наклонным осыпям. Примерно через 1 км выходим на хорошую тропу, ведущую от реки наклонным траверсом на хребет. По ней без труда выходим на перевал. Тура нет. Седловина - понижение в длинном травянистом гребне.( Ф 43) По тропе спускаемся к слиянию истоков р.Муху. Здесь от фермы начинается грунтовая дорога.   Ночуем неподалеку на берегу речки, высота 2410 м. По дороге   спускаемся в Теберду.

Ночевки возможны у Маркинского оз., на седловине (нет воды), в долине р.Муху.

Перевал проходим в любую погоду (тропа)

Нижнее озеро - перевал Кичи-Ауш

4ч 10 мин

-1000

2.9. Проблемы безопасности.

На данном маршруте участками с повышенной опасностью являлись спуски с перевалов Марка-Баши (2А) и Кичи-Марка (2А). Причины повышенной опасности камнепадов для обоих перевалов одни :

-характер склона (разрушенные скалы с множеством живых камней, в том числе и на снежно-ледовых участках, находящиеся над крутыми ледовыми склонами)

-малоснежное лето.

В имевшихся описаниях этих перевалов их повышенная камнеопасность не акцентировалась, видимо потому, что прохождение перевалов приходилось на более снежный период.

Благодаря осторожности, опыту руководителя, малочисленности и расторопности группы нам удалось успешно преодолеть указанные участки.

Однако мы настоятельно не рекомендуем планировать прохождение этих перевалов в малоснежный период.

Перевал Марка-Баши можно заменить пер. Уллу-Марка, выводящим с л.Б.Марка в долину р.Хутый.

В любом случае, эти перевалы желательно проходить на подъём т.е -с севера на юг, обязательно имея запасные варианты маршрута.

Тогда можно с вечера провести просмотр опасных склонов, оценить ситуацию и принять решение о прохождении. Опасные участки находятся в нижней части склона, и, после холодной ночи, есть возможность их быстро пройти.

3.Материальное обеспечение.

Снаряжение, раскладка, аптечка не были оригинальными, поэтому мы приводим данные по материальному обеспечению выборочно.

Нами уже третий год используется палатка «Орион» фирмы «Снаряжение». Размеры дна 205х205 см позволяют достаточно комфортно разместить 4 человека, вес 3,5 кг, материал тента с водостойкостью 6000мм.в.ст до сих пор работает отлично. В этот раз очень пригодился дополнительный тент 3х3 м из болоньи весом 700 г. Мы использовали его, как укрытие для обеда , так и дополнительную сухую площадку для сборов в дождь.

Для готовки мы два года используем мультитопливную горелку MSR XGK Expedition в сочетании с самодельным таганком из 4-мм нерж.проволоки и экраном из 0,1 мм нержавейки. Ничего более надежного и удобного у нас не было за 35 лет занятий туризмом. В качестве горючего применяем бензин-растворитель (он же «Калоша», он же БР-2, он же «Нефрас» 80/120). Готовим в алюминиевой кастрюле.

Продукты в большинстве используем полностью готовые (заливаемые кипятком).

Из новинок этого сезона очень рекомендуем сухой изотонический напиток, он прекрасно утоляет жажду, в отличии от горной деминерализованной воды. Подобные продукты продаются в магазинах спортивного питания.

3.1.Перечень личного специального снаряжения

Наименование

Кол-во

Страховочная система с блокировкой и самостраховкой

Каска

3 шт

Карабины

10 шт

Нагрузка на участников при выходе на первый участок маршрута - на мужчин-25,9 кг, на девушку - 18 кг.

Нагрузка на участников при выходе на первый участок маршрута - на мужчин-28,5 кг, на девушку - 18 кг.

4.Итоги, выводы, рекомендации.

Пройден горный маршрут 3 к.с. Маршрут номинальный, без изысков, однако по условиям прохождения и психологической нагрузке группе его вполне хватило.

Некоторой неожиданностью было отсутствие других групп в районе. Туристов мы видели только в п.Домбай. Особенно характерен второй участок маршрута. Людей мы встретили лишь на окраине Теберды.

Цели путешествия были вполне достигнуты, несмотря на неполное прохождение заявленного маршрута. Молодежь прошла тройку и увидела Западный Кавказ, а ветераны наконец-то прошли по красивейшим местам, мимо которых раньше проезжали. Особенно восхитительны ландшафты в верховьях Б.Марки и Хаджибея.

Пожалуй, интереснее было бы развернуть маршрут наборот т.е. начать в Домбае потом выйти в Теберду через Уллумуруджу и Назлыкол и вернутся в Домбай через Муху, Хаджибей и Марку. Но непонятно, удастся ли это сделать в дальнейшем. Долины Бу-Ульгена, Уллумуруджу и Назлыкола объявлены заповедником зонами полного покоя (т.е полностью закрытыми). Мы получили пропуск туда исключительно по знакомству.

Сейчас п. Домбай интенсивно перестраивается, новые дома на каждом углу. Застраиваются низовья долины Амманауза. В 2006 г. обещают застроить территорию лагеря Домбай, где последние годы можно было задешево поставить палатки, оставить заброску и спокойно отдохнуть(ф 46). Так что, как там дальше будем ходить, неясно, и мы рады, что успели.

Фото 46. Бывший альплагерь «Домбай»