Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Руководитель: И.Болотин, Москва

Отчет о горном походе 3 с эл. 4 к.с. по Ц.Кавказу в июле 2011 г. Часть 1

Отчёт

о горном походе 3 к. с. по Кавказу (Осетия – Приэльбрусье) команды

«Богатырская семья»

под руководством Игоря Болотина,
совершённом в июле 2011 года.

1. Справочные сведения о маршруте

1.1 Общие сведения

Маршрутная книжка № 2/2011

Руководитель: Игорь Болотин

Контактный тел. +7-910-415-1917

E-mail: boblotini на yandex точка ru

1.2 Паспорт маршрута

Вид
туризма

Категория сложности

Протяженность активной части похода, км

Протяженность, дней

Общая/Ходовых дней/Ночёвок

Сроки проведения

Горный

Третья

183

20/19/19

10.07.11 – 29.07.11

1.3 Нитка маршрута

Заявленная: пос. Дзинага - Райская Поляна - л. Караугом (радиально) - д. р. Фастагдон - пер. Красивый (1Б, 3606) - оз. 2900 - л. Бартуицете - пер. Геби-Бартуй (1Б, 3337) - д .р. Гебидон - пер. Эльдыр (1Б*, 3420) - д. р. Таймазидон - а/л Таймази (заброска) - д. р. Урух - д. р. Орсдон - Безымянный Штульский (2А, 3650) - д. р. Ахсу - д. р. Карасу (заброска в коше) - д. р. Дыхсу - л. Крумкол - [связка пер. Спартак (4110) + пер. МВТУ (4016)](в сумме 2А) - хиж. Джангикош - а/л Безенги (заброска) – пер. Столбовой 2-й (2А, 3714) – пер. Кору Зап.(1А, 3789) – т/б Чегем (заброска) – [связка пер. Снежный купол (3900) + пер. Заповедный (3627)] (в сумме 2А) - д. р. Башиль-Аузсу - пер. Голубева (2А, 3702) – а/л Уллу-Тау – пер. Гумачи (2А, 3582) – д. р. Адылсу - а/л Джан-Туган – транспорт до пос. Азау – Приют 11-ти – Акклиматизационный выход на ~4800 (радиально) – г. Эльбрус Зап. по классике (2А-альп, 5642)(радиально) – пос. Азау.

Пройденная: пос. Дзинага - Райская Поляна - л. Караугом (радиально) - д. р. Фастагдон - пер. Красивый (1Б, 3610) - оз. 2900 - л. Бартуицете - пер. Геби-Бартуй (1Б, 3340) - д .р. Гебидон - пер. Эльдыр (1Б-2А, 3200) - д. р. Таймазидон - а/л Таймази (заброска) - д. р. Урух - д. р. Орсдон - Безымянный Штульский (2А-2Б, 3650) - д. р. Ахсу - д. р. Карасу (заброска в коше) - д. р. Дыхсу - л. Крумкол - [связка пер. Спартак (4110) + пер. МВТУ (4200)](в сумме 2Б) - хиж. Джангикош - а/л Безенги (заброска) – пер. Столбовой 2-й (2А, 3714) – пер. Тютюргу Зап. (1А, 3733) – т/б Чегем (заброска) – [связка пер. Снежный купол (3900) + пер. Заповедный (3630)] (в сумме 2А-2Б) - д. р. Башиль-Аузсу - пер. Голубева (2А, 3700) – а/л Уллу-Тау – пер. Гумачи (2А, 3580) – д. р. Адылсу - а/л Джан-Туган – пос. Эльбрус.

1.4 Нитка по дням

дата

день

днёв

ГО

маршрут

08.июл

в ~19:30 садимся в поезд 62 до Нальчика

09.июл

едем в поезде

10.июл

1

приезжаем в Нальчик в 6 утра, едем до пос. Дзинага - Райская Поляна.

11.июл

2

1

л. Караугом (радиально), ледовые занятия

12.июл

3

скальные занятия д. р. Фастагдон

13.июл

4

1

1

днёвка, скальные занятия

14.июл

5

1

(39)Красивый (1Б, 3606) - л. Бартуицете - оз. 2900 (Маскутицад)

15.июл

6

1

1

пер. (114)Геби-Бартуй (1Б, 3337) - л. Геби - пер. (120)Эльдыр (1Б-2А, 3420) - д. р. Таймазидон

16.июл

7

д. р. Таймазидон - а/л Таймази (заброска) - д. р. Урух - д. р. Орсдон (отм. 2700)

17.июл

8

0,5

1

д. р. Орсдон (до отм. 3400), полуднёвка

18.июл

9

1

(35)Безымянный Штульский (2А-2Б, 3650) - д. р. Ахсу

19.июл

10

1

д. р. Карасу - (заброска у погранцов) - д. р. Дыхсу (каньон)

20.июл

11

1

1

д. р. Дыхсу - д. р. Крумкол (отм. 3000)

21.июл

12

л. Крумкол (до отм. 4000)

22.июл

13

1

1

(389)Спартак (2Б, 4110) - пер. (388)МВТУ (2А, 4200) - хиж. Джангикош - л. Безенги - а/л Безенги (заброска)

23.июл

14

0,5

1

полуднёвка, подход к пер. Столбовой 2-й

24.июл

15

1

1

1

пер. (327)Столбовой 2-й (2А, 3714) - л. Булунгу - пер. (319)Тютюргу Зап.(1А, 3730) д. р. Тютюргу

25.июл

16

1

д. р. Тютюргу - т/б Чегем (заброска) - д. р. Кулаксу - оз. 3300 (подход под Снежный Купол)

26.июл

17

1

пер. (292)Снежный купол (2А, 3700) - л. Болдошке - пер. (290)Заповедный (2А-2Б, 3627) - л. Чат - д. р. Башильаузсу

27.июл

18

1

л. Башиль - пер. (210)Голубева (2А, 3702) - а/л Уллу-Тау

28.июл

19

0,5

1

полуднёвка, подход под пер. Гумачи (верхние гумачёвские ночёвки)

29.июл

20

1

пер. (187)Гумачи (2А, 3580) - д. р. Адылсу - пос. Эльбрус транспорт до Нальчика

ИТОГО

1

2

7

1

2,5

10

Перед названиями перевалов указаны номера по каталогу Михаила Голубева (http://caucatalog.narod.ru/osetmap/osetmap.html и http://caucatalog.narod.ru/cencaumap/cencaumap.html). ГО – горячий обед. Горячим обедом также считается поедание хичинов в альплагерях.

1.5 Препятствия

Вид препятствия

Название

К. т.

высота

Характеристика препятствия

перевал

Красивый

3600

Подъём: закрытый ледник, снег 150 м 35..45 градусов

Спуск: снег до 35 градусов, закрытый ледник.

перевал

Геби-Бартуй

3340

Подъём: снег до 35 градусов.

Спуск: снег 150 м х 20..30 градусов, закрытый ледник.

перевал

Эльдыр

1Б-2А

3200

Подъём: снег до 40 градусов, ск-ос полки, лазание ~III Спуск: снежный карниз, ~150 м снега 45 градусов.

перевал

Безымянный Штульский

2А-2Б

3650

Подъём: фирн 50 м х 45 град, скалы 30 м х ~IV лазание, снег 35 град х 100 м.

Спуск: 5-6 верёвок в камнеопасном кулуаре:

0,5 вер ск-ос 40..50 градусов,

2 вер снег 40..50 градусов

1 вер тонкий слой льда на скалах, 40-50 град

2 вер снег 30-40 град

связка

пер. Спартак + пер. МВТУ

4200

Подъём: ледопад, 500..600 м страховки: одновременной через промежутки (на льду) и попеременной (на снегу), из них 20 м перил (лёд 60 град). В остальном короткие участки льда до 50 град, снежные мосты.

Траверс: снег 35..45 град, небольшая лавинная опасность

Спуск: 1 вер перил по заснеженной осыпи 35..40 град закрытый ледник с большим количеством трещин.

перевал

Столбовой 2-й

3710

Подъём: осыпь 30 град

Спуск: ск-ос склон 200 м, на коротких участках III..IV лазание.

перевал

Тютюргу Зап.

3730

Подъём: снег 150 м х 25..30 град.

связка

пер. Снежный купол + пер. Заповедный

3900

Подъём: снег с участками осыпей: 35..45 х 500 м (300 м набора)

Спуск с пер. Снежный Купол: 2 вер по снегу 40..50 град, 100 м страховки попеременной и одновременной через промежутки между трещин на снегу 30..40 град.

Спуск с пер. Заповедный: ос. 500 м, ледопад: 200 м страховки попеременной и одновременной через промежутки (снег и лёд) + 15 м перил, из них 7 м х 90 градусов.

перевал

Голубева

3700

Подъём: снег и осыпь 100 м х 35..40 градусов

Спуск: 2 вер по льду 35..45 град, 50 м попеременной страховки на снегу 40 градусов.

перевал

Гумачи

3580

Подъём: закрытый ледник с множеством трещин (поиск пути): 300.400 м снег ~30..40 градусов.

Спуск: ск-ос полки, ~III..IV лазание х 50 м.

1.6 Состав команды

ФИО, г. р.

Опыт

должность

Болотин Игорь, 1981

5ГУ, 3ЛУ, 2ГР, 2ЛР

руководитель

Садекова Анна, 1981

1ГУ, 2ЛУ, 2х1Б-альп

медик

Литвинов Максим, 1985

2ГУ, 2ЛУ

летописец

Тарасов Александр, 1981

2ГУ, 2ЛУ, 3Б-альп

реммастер

Андреев Роман, 1984

2ГУ, 2ЛУ, 2Б-альп

завхоз

Кроме того, в начале похода была ещё одна участница, Алексеева Анастасия (2ГУ) (c сентября 2011 – Смирнова Анастасия), но она снялась после двух дней учебно-тренировочного сбора.

2. Организация спортивного похода

Учебно-тренировочный легкоходный поход 3 к. с. проводился в рамках школы горного туризма специализированного уровня, проводившейся на базе ТК МГТУ им. Баумана, и заявлявшейся через московскую областную федерацию туризма. В начале похода (дни 2,3,4) проводились учебные сборы в районе Райской Поляны (Осетия). На сборах участники отрабатывали сдёргивание ледобуров, одновременную страховку на льду через промежуточные точки, забивание скальных крючьев, закладывание стопперов, лазание с нижней страховкой по скалам с установкой промежуточных точек.

При планировании похода, маршрут был заложен по-максимуму, в расчёте на высокую скорость движения и то, что запасные дни израсходованы не будут. Идея была в том, что мы пройдём сколько успеем, а как только дни, заложенные на поход закончатся, – уезжаем из ближайшей долины. К счастью Кавказ позволяет закончить маршрут почти в любом месте. В итоге были пройдены почти все препятствия, не хватило времени только на финальное восхождение на Эльбрус Зап (2А-альп, 5642).

Все участники были очень хорошо подготовлены физически и технически. В сочетании с достаточно лёгкими рюкзаками мы шли в довольно быстром темпе, по крайней мере после освоения высоты 3600. При использовании отчёта учитывайте этот факт.

2.1 Легкоходность и снаряжение

По специальному снаряжению были следующие особенности.

- 2 основных верёвки по 50 м: статическая коломна 9 мм (изначальная длина 53 м) и динамическая Salewa Speed Queen 9,1 мм. На самом деле обе верёвки чуть усели, стали короче 50 м.

- Вспомогательный шнур фирмы «Твист»: кевлар 3 мм х 58 м. Шнур удобный для сдёргивания: не тянется.

- Расходный шнур: диаметр 7 мм. Распределён по заброскам.

- 10 ледобуров, из них 7 титановых. Распределены в личное снаряжение.

- Жумар у каждого. Понадобились только один раз, чтобы прожумарить 20 м.

- Айсбаль Grivel Matrix Tech. Понадобился и в качестве ледового инструмента, и в качестве молотка.

- 4 закладки-стоппера, все средних размеров (2 размера, по 2 стоппера).

- 5 скальных крюков: в основном горизонтальные / универсальные лепестки, одна U-образная пружина.

- 2 рации стандарта LPD.

Отсутствовали спутниковый навигатор и спутниковый телефон.

Поход задумывался как легкоходный. Лёгкие рюкзаки обеспечивались:

- Контролем веса личного снаряжения со стороны руководителя, по принципу «делай как я». У руководителя личное заплечное снаряжение на подходах составляло 7,6 кг, у других дисциплинированных участников – 8,3..8,5 кг.

- Тщательным подбором общественного снаряжения, в т. ч. за счёт его более дорогой цены. На 5 человек получилось 27,4 кг, включая общественные спальники с учётом коэффициентов намокания. В общественном снаряжении была полноразмерная гитара.

- Частым расположением забросок: обычно еды несли не более, чем на 5 дней.

- Неплохим соотношением полов: 4М+1Ж.

В итоге рюкзаки на подходах составляли у мужчин не более 18,4 кг (у руководителя 17,5 кг), у девушки – не более 13,5 кг (без учёта воды). Рюкзаки были несколько тяжелее только в первый день, т. к. с нами не было Макса, а еды было на 7 дней. Тем не менее, два участника недостаточно прониклись легкоходными идеями. У Литвинова Максима было на ~2,5 кг больше личного снаряжения, у Андреева Ромы – на ~4 кг. Это привело к тому, что Максим отставал на тропах, а Рома очень неуверенно чувствовал себя на льду, где необходимо было пройти на передних зубьях, а также на конгломератных склонах.

Лёгкие рюкзаки позволяют:

- идти быстро

- получать больше удовольствия от похода

- снизить риск срыва на технических участках

- широко использовать попеременную страховку и одновременную страховку через промежуточные точки, что гораздо быстрее и интереснее для участников, чем провеска перил.

2.2 Регистрация у пограничников, получение пропусков, доставка забросок.

Погранпропуска заказывали заранее в фирме «Тау-сервис»: e-mail: bezonec@list.ru адрес: г.Нальчик, ул.Ахохова, 167, офис 17 тел. (8662)77-03-43, 8-928-950-38-68. Фирма берётся оформлять пропуска для КЧР, КБР и Осетии, а также берётся организовать трансфер при условии предварительного (хотя бы за несколько дней) заказа. Эта фирма также может обеспечить газом тех, кто прилетает на самолёте. Полные паспортные данные участников необходимо высылать туда как минимум за месяц до приезда, а для иностранцев, в т. ч. граждан стран СНГ – за два месяца. За оформление пропусков фирма берёт по 100 рублей с человека за пропуск по КБР и по 150 за пропуск по Осетии и КЧР.

В долине Черека Балкарского (северная сторона Суганского хребта) есть Кабардино-Балкарский Высокогорный Государственный Заповедник, туда требуется получать пропуска. Обычно их получают в управлении заповедника, которое находится в предгорьях той же долины. Однако мы в этот заповедник не заходили, по крайней мере, если его граница совпадает с отмеченной на карте Генштаба.

Поход состоял из 5 этапов, было организовано 4 заброски:

  1. А/л Комы-Арт (там же, где и Таймази) у тёти Нины (зав. столовой?). Завезли лично на той же машине, на которой ехали к началу маршрута. Хранение бесплатно.
  2. Впадение р. Лькези в Карасу, у пограничников. До Верхней Балкарии заброска ехала на машине, дальше – на лошади. Всё организовала фирма Тау-Сервис. В сумме обошлось 2200..3000 рублей (из-за утраты финансовой отчётности, точную цену восстановить не удалось).
  3. А/л Безенги. Через фирму Тау-Сервис, забросили попутной машиной.
  4. Т/б Чегем. Через фирму Тау-Сервис.

Таким образом, организация забросок почти не потребовала от нас затрат времени, развоз забросок фирмой Тау-Сервис обошёлся во вполне адекватную цену.

2.3 Изменения маршрута

  1. Вместо пер. Кору Зап.(1А, 3789) пройден пер. Тютюргу Зап. (1А, 3733) из-за того что пер. Кору Зап. обнаружить не удалось. Возможно он есть, но сложнее 1А.
  2. Отменено восхождение на Эльбрус Зап. (2А-альп, 5642) из-за нехватки времени: не хватило одного дня.

3. Основное описание похода

3.1 Этап 1. Пос. Дзинага – а/л Таймази


Рисунок 1. Путь этапа 1.

10 июля. д. р. Караугомдон

Машина завезла нас максимально далеко, насколько это возможно: переехали на левый берег Гулардона, объехали справа погранзаставу с зелёным забором. Начинаем маршрут у щита с надписью про пограничную зону. На одной машине завезли две наших группы: п/р Игоря Болотина и п/р Андрея Мартынова. Это два похода в рамках одной школы СУ. Сборы у нас тоже запланированные общие, также совпадают пути первого дня.

Мы отошли по тропе, идущей вверх вдоль правого берега Караугомдона на 200-300 м и остановились на горячий обед. Пока обедали, пришли пограничники и проверили погранпропуска. Команда Мартынова будет тут ковыряться долго: у них привычка отвешивать и распределять снаряжение только после начала маршурта. У нас всё было отвешено и распределено заранее, и немного уточнено в поезде. Поэтому мы не ждём Андрея и отправляемся по тропе одной группой в составе 5 человек. Среди нас есть Анастасия Алексеева, но нет Максима Литвинова: он задержался по работе, должен присоединиться в конце УТС.

Тропа на правом берегу Караугомдона отличная, нет сбивающих с толку ответвлений. Много мест для стоянки. Через 3-4 км тропу пересекает жёлтый селевой кулуар с ручьём, через 150-300 м после которого с тропы идёт ответвление вправо на мост через Караугомдон. Если идти по тропе дальше прямо, то, очевидно, никуда не выйдешь. Мост через Караугомдон отличный.


Рисунок 2. Мост через Караугомдон.

Через 3-4 км после моста тропа забирается вверх и бродит через р. Иська. Игорь и Саша перебежали не снимая ботинок, остальные переобувались для брода.



Рисунок 3. Брод через р. Иська.


Рисунок 4. Мост через Фастагдон. На фото мы уже идём обратно.


Дальше тропа идёт по карману довольно старой морены, поросшей лесом и выводит к мосту через Фастагдон в районе Райской Поляны. Мост довольно скользкий, Насте идти страшно.

Встаём на Райской Поляне (правый берег Фастагдона), ждём группу Мартынова. В этот день так их и не дождались.

Ночью у Насти возникли проблемы с пищеварением, она пошла спать в одиночную палатку, предварительно выгнав оттуда Рому.

11 июля. Ледовые занятия

Подъём дежурных 5:20, выход на ледовые занятия 7:20.

Тропа, идущая в кармане левобережной морены л. Караугом начинается близ ручья – где удобное место для набора воды. Через два перехода после выхода встречаем ручей. Приемлемый спуск на ледник есть только через ~30..50 минут после ручья: это трава 30-40 градусов, переходящая в осыпь. Немного прошлись по леднику без кошек, затем обулись.

На ледовых занятиях каждый по несколько раз отработал сдёргивание ледобура с помощью вспомогательного шнура. С кевларовым шнуром работать удобно: он не тянется. Исходное положение: участник пристрахован к станции из двух буров, необходимо провесить дюльферную верёвку (использовали на половину длины, чтобы одновременно могли работать два участника), настроить на сдёргивание, встать на дюльфер, разобрать станцию – всё это не теряя страховки и без задействования дополнительных буров. Потом, соответственно, дюльфернуть по совсем пологому склону и сдёрнуть.

В это время другие два участника отрабатывали одновременную страховку через промежутки: фактически это закручивание/выкручивание буров на время.

Здесь же пообедали.

На обратном пути в около 15:30 у ручья встретили команду Мартынова. Они шли налегке: оставили бивак на Райской Поляне. Мы им рекомендовали возвращаться, т. к. проводить ледовые занятия было уже совсем поздно. Оказалось, что вчера они плутанули, приняли ручей Иська за Фастагдон, стали по нему забираться до темноты. В итоге где-то там и заночевали.

Мы оставляем группу Мартынова отдыхать у ручья, а сами побежали к Райской Поляне. По дороге набрали сухого хвороста, даже немого брёвен. Перед сном пожгли костёр.

12 июля. Скальные занятия, д. р. Фастагдон

Группа Мартынова проснулась позже нас и ушла вдоль л. Караугом под пер. Фастаг, поэтому с утра мы с ними попрощались.

Скальные занятия решили провести здесь же, на скалах, нависающих над Райской Поляной. Вышли на юг от Райской поляны, ломились по зарослям рододендронов и другим кустам около 40 минут. По-видимому проще было бы пройти по той же тропе в кармане левобережной морены л. Караугом и в нужный момент свернуть с неё направо: так получилось бы меньше рододендронолазания.


Рисунок 5. Скальные занятия на скалах над Райской Поляной.

Цель скальных занятий – научиться ставить скальные точки и станции. Двое работают с крюками, а двое – с закладками. Правда молоток у нас один, так что один забивает, другой даёт советы. Научились находить хорошие трещины, забивать и закладывать, по звуку при забивании определять надёжность трещин.

Вернулись в лагерь, собрались и в 12:40 вышли не обедая (хотя, наверное, зря) с задачей продвинуться вверх по д. р. Фастагдон. По левому берегу Фастагдона идет тропа, но мы её пропустили и пошли по более натоптанной тропе, серпантином идущей вверх по склону. Оказалось, что эта натоптанная тропа – ложная. На пупыре 2100, поросшем лесом (на карте не отмечен), расположен армейский блиндаж, тропа ведёт к нему. Правильная тропа идет довольно близко к берегу.

Дальше идём без тропы вдоль долины Фастагдона по безлесой зоне, иногда пересекая полосы леса. Находим тропу.

На высоте ~2200 у реки Фастаг есть прижим, для обхода которого необходимо провесить верёвку. Одеваем системы, провешиваем верёвку на подъём с закреплением её сверху на берёзовом кусте: ничего лучше не нашли. Забили один промежуточный крюк, хотя возможно это было лишним. Саша Тарасов лидировал без рюкзака.


Рисунок 6. Прижим р. Фастагдон. Вид от верхней станции.

Затем нужно пройти над обрывом по мокрым травянистым полкам. Другие варианты прохода этого прижима сложнее и опаснее: можно пройти прижим вброд (только со страховкой!), по-видимому не мельче, чем по пояс. Можно пролезть на 200 м ниже по течению по более сложным скалам.

Оставляем верёвку висеть: завтра нужно идти в Дзинагу встречать Макса. Встаём на ночёвку в 500-700 м выше по течению от места провески перил, на высоте ~2250.

Сегодня Настя стала отставать: идёт в 2,2..2,5 раза медленнее руководителя.

13 июля. Днёвка, скальные занятия

Выходим на скальные занятия: здесь на левом берегу Фастагдона достаточно хороших скал, чтобы их провести.

Здесь Настя решила сняться с маршрута. Все пошли на скальные занятия без Насти.

На скальных занятиях Аня пролезла участок скал (ориентировочно IV..V-лазание) на нижней страховке с забиванием и закладыванием промежуточных точек. Позже, когда руководитель ушёл, другой участок также пролез Саша. Также без руководителя отработали сдёргивание верёвки с расходными точками и расходным шнуром.

Мы обменялсь снаряжением (Настя предоставила немало своего личного снаряжения, за что ей большое спасибо) и около 9:00 руководитель с Настей в отправились в Дзинагу. Через 5 ч ГХВ мы отдыхаем в Дзинаге у щита с надписью про погранзону, от которого мы стартовали 10 июля. Макс сегодня прилетел на самолёте в Нальчик и уехал на такси куда-то не туда. Ждали его до 16 часов.

Наконец, такси приехало: ВАЗ-2110 почему-то без шашечек. Макс выгрузился, Настя погрузилась и уехала в Нальчик за 1400 руб.

Впоследствии выяснилось, что водитель этого такси был неблагонадёжен: по словам Насти распускал руки, и вообще она боялась, что её изнасилуют.

Руководитель с Максом дошли до лагеря за 5 часов ГХВ: при том, что у Макса не было акклиматизации и он не выспался. Это считая с одеванием системы и с бухтовкой верёвки, провешенной в д. р. Фастагдон.

14 июля. пер. Красивый (1Б, 3600)

Подъём дежурного в 4:00, выход в 6:10. Сегодня задача-максимум – пройти два перевала 1Б: Красивый и Геби-Бартуй. При этом только при прохождении пер. Красивый получается ~1350 м набора по неосвоенной высоте и около 1500 м набора в сумме. А ведь Макс переночевал в горах (на 2250) всего одну ночь.


Рисунок 7. Д. р. Харески

В 6:50 подходим к устью ручья Харески и начинаем подъём по правому борту его долины. Если не спускаться к ручью Харески (а это не по пути), то вода будет через два перехода от устья ручья.

В 8:40 подходим к л. Харески, связываемся. Идти получается медленно: неосвоенная высота. Отстают руководитель и Макс.

Обошли камнеопасный участок снега перед перевальным взлётом слева по ходу и обосновались на островке осыпи с правой стороны (орографически) нужного кулуара. Развязались. Возможно надо было обойти камнеопасный участок справа по ходу и меньше ходить по осыпи. Осыпь здесь довольно живая, решили обойти её наиболее крутые участки сверху по снегу.

После выхода в финальный кулуар тропим по очереди. Снег здесь достаточно рыхлый, страховка не нужна, кошки тоже не нужны. Это снег 35..45 градусов, 150 м

В 12:00 мы на перевале.


Рисунок 8. Пер. Красивый (1Б, 3600): восточная сторона перевального взлёта.



Рисунок 9. Пер. Красивый (1Б, 3600): финальная часть подъёма по восточной стороне.


Рисунок 10. Группа на пер. Красивый (1Б, 3600)



Рисунок 11. Пер. Красивый (1Б, 3600), западная сторона.

Спуск с перевала более пологий: снег до 35 градусов, переходящий в закрытый ледник. На западной стороне лучше держаться левого борта кулуара: меньше камнеопасность. Мы связываемся только когда подходим к выполаживанию.

Кусочек открытого льда ледника Кушдарх обходим справа по пологому снегу, перемежающегося осыпью. Развязываемся, когда снег кончился совсем. Здесь течёт вода. Холодный обед.

Дальше при спуске на л. Западный Цагардор (Электрон) поковырялись на средней осыпи крутизной 30..40 градусов. По дороге встретили разровненные площадки, но вода от них была далеко.

Там где мы идём, Ледник Зап. Цагардор стаял: остались только моренные отложения. В 15:20 подходим к озеру с отличными площадками, обрамлёнными ветрозащитными стеночками. Отдыхаем и идём дальше: на левый борт л. Бартуицете. Сам л. Бартуицете открыт, трещин практически нет. Всё проходим без кошек. Пересечение нескольких морен занимает время и отнимает силы.

В кармане самой левой морены обнаруживаем оз. Маскутицад: мы вышли точно к его верховьям. Место очень красивое, даже лучше, чем у озера на правом берегу л. Бартуицете. В 16:30 ставим бивак.

Здесь мы помылись. Если не считать бродов, в следующий раз мы помылись только в а/л Безенги.



Рисунок 12. Оз. Маскутицад в кармане левобережной морены л. Бартуицете.


Рисунок 13. На оз. Маскутицад.


15 июля. пер. Геби-Бартуй (1Б, 3340) и пер. Эльдыр (1Б-2А, 3420)

Подъём дежурных в 4:00, выход в 6:10.



Рисунок 14. Пер. Геби-Бартуй (1Б, 3340), восточная сторона.



Рисунок 15. Пер. Геби-Бартуй (1Б, 3340), восточная сторона.


Рисунок 16. На пер. Геби-Бартуй (1Б, 3340).


Рисунок 17. Группа на пер. Геби-Бартуй (1Б, 3340).


Рисунок 18. Западная сторона пер. Геби-Бартуй (1Б, 3340). Видны отличные стоянки на траве.


Подъём с востока на пер. Геби-Бартуй (1Б, 3340) трудности не представляет. Это довольно пологие осыпи, кое-где закрытые снегом. Единственный элемент 1Б – закрытый ледник с западной стороны, тоже совершенно пологий.

Так как на перевале мы были уже в 7:50, решили идти пер. Эльдыр (1Б*, 3200) в тот же день. Для этого стали спускаться, забирая налево, ближе к верховьям л. Геби.


Рисунок 19. Западная сторона пер. Геби-Бартуй (1Б, 3340).

Пересекли л. Геби и в 8:15 были на небольшой осыпи у левого борта. Развязались, пересекли осыпь, затем вновь связались: широкий кулуар, ведущий на пер. Эльдыр представляет собой закрытый ледник. По нему, ближе к правому борту, сходят камни. Когда мы уже пересекли этот кулуар, дорожку наших следов пересёк камень размером с автобус.


Рисунок 20. Пер. Эльдыр (1Б-2А, 3200), восточная сторона.


Рисунок 21. Вид на правый борт кулуара, ведущего к пер. Эльдыр (1Б-2А, 3200). Источники схода камней.

По-видимому безопаснее пересекать этот кулуар со сбросом высоты: просто чтобы пройти этот участок быстрее. Вдоль левого борта кулуара на снегу лежит небольшое число камней, но камнеопасность относительно небольшая.


Рисунок 22. Пер. Эльдыр (1Б-2А, 3200), восточная сторона.

Перевальный взлёт решили идти по пути Михаила Голубева 2008 года (см. http://caucatalog.narod.ru/os2008_3/os2008_3.html), хотя в этот раз снега было побольше. Всё прошли без страховки плотной группой. Здесь несложное лазание, скально-осыпные полки.



Рисунок 23. Пер. Эльдыр (1Б-2А, 3200). Первая скально-осыпная полка.


Рисунок 24. Пер. Эльдыр (1Б-2А, 3200), восточная сторона.



Рисунок 25. Группа на пер. Эльдыр (1Б-2А, 3200).



Рисунок 26. Пер. Эльдыр. Провеска перил по западной стороне.


Вышли на перевал в 12:20.


Рисунок 27. Пер. Эльдыр(1Б-2А, 3200), западная сторона.

Западная сторона полностью заснежена, туда свисает снежный карниз. Вешаем одну верёвку перил на ледорубах. Внизу верёвки полноценная станция, тоже на ледорубах. Аня замыкает, делает ледорубный крест. Верёвка не сдёрнулась с первого раза, застряв в карнизе. Руководителю пришлось возвращаться и спускаться на нижней страховке.

Дальше остаётся около 100 м хорошего снега 45 градусов. Решаем не вешать перила, идти на личной технике.

Внимание! Внизу спуска отсутствует плавный выкат! При малейших сомнениях в способностях участников к зарубанию при спуске следует организовывать страховку: попеременную или перильную. Также рекомендуется на перевале одеть кошки.

В другие года западный перевальный взлёт может быть покрыт льдом и простреливаться камнями. В этом случае видимо лучше идти по скалам с левого борта кулуара (см. отчёт Михаила Голубева, http://caucatalog.narod.ru/os2008_3/os2008_3.html).

При снятии станции руководитель тщательно следил, чтобы участники не теряли страховки и снимались с неё только когда к ним пристёгнут личный ледоруб: чтобы никуда не улететь без ледоруба.


Рисунок 28. л. Восточнй Таймази и д. р. Таймазидон.

Далее идём по закрытому леднику. В конце спуска прошли снежный мост над бергшрундом. Мост немного ухал под нашей поступью. Идём в левый дальний угол ледника. В 15:50 развязываемся, едим холодный обед.



Рисунок 29. Станция на скальной полке при дюльфере со скальных сбросов в д. р. Таймазидон.


Рисунок 30. Станция на скальной полке при дюльфере со скальных сбросов в д. р. Таймазидон.



Рисунок 31. д. р. Таймазидон.

Здесь руководитель совершает ошибку: мы берём слишком сильно вправо и слишком рано бродим через ручей, стекающий с ледника Восточный Таймази – это один из рукавов р. Таймазидон. В итоге мы выходим на гладкие скальные сбросы, вылизанные ледником.

Пришлось вешать верёвку. Станция на двух отлично «поющих» горизонтальных скальных крюках, забитых «в пол» скальной полки. Последняя идёт Аня. Она выбивает один крюк, оставив на другом расходную петлю. Таким образом, мы оставили один крюк за 580 рублей. Спускались под дождём.

После того, как все спустились, перешли по камням небольшой ручей на правый берег и поставили бивак на моренном гребне.

Внизу множеством огней светит турбаза Ростовская. Цивилизация.

16 июля. д. р. Таймазидон, а/л Таймази и Комы-Арт.

Подъём дежурного в 5:00, выход в 7:00.


Рисунок 32. Каньон р. Таймазидон.

Спускаемся к ручью, который перебродили на правый берег вчера после дюльфера, идём вдоль него. Раз перебродили его туда и обратно, потом снова туда (на левый берег) после того, как слева в него влился ещё один поток. Немного пройдясь вдоль этого потока, чуть поковырявшись в зарослях и курумниках, к 8:05 подходим к каньону р. Таймазидон.

Здесь необходимо перебродить на правый берег Таймазидона. Поток достаточно сильный, несмотря на ранний час. Перешли по одному. При этом чуть ниже по течению всегда стояли 1-2 человека для подстраховки. Не рекомендуется переходить в этом месте Таймазидон в вечернее время.

После брода идёт перелаз через скальный контрофорс: несложное лазание. Новичковой группе здесь могут потребоваться перила. После перелаза по описанию должна идти тропа, но её мы не находим. В итоге полтора часа ломимся по берёзовым зарослям. Тропу в итоге находим довольно близко к р. Таймазидон (Танадон), которая сразу выводит нас на свежепостроенную горнолыжную трассу в 9:50. Смысл строительства горнолыжной трассы на столь пологом склоне не очень понятен: видимо это «лягушатник».

В конце горнолыжной трассы по автомобильному мосту переходим на левый берег р. Таймазидон (Танадон), проходим насквозь т/б Ростовскую, по автомобильному мосту переходим на левый берег р. Урух (Харес). Дальше нужно идти налево, вверх по течению р. Урух. Автодорога расположена чуть выше по склону, снизу её видно плохо.

Около 11:00 подходим к мосту через Урух, ведущему к альплагерям на правом берегу р. Урух: а/л Таймази, Комы-Арт, т/б Таганрогская. Размещаемся на обед на лужайке у кострища с видом на водопады. Добровольцы идут за заброской, которую мы оставили в а/л Комы-Арт у тёти Нины.

3.2 Этап 2. а/л Таймази – слияние р. Карасу и Дыхсу.


Рисунок 33. Путь этапа 2. Синим обозначен рекомендуемый путь по д. р. Орсдон.
16 июля. а/л Таймази и Комы-Арт – д. р. Орсдон (отм. 2700).

После обеда на левом берегу р. Урух выходим в 13:00. По левому берегу р. Урух идёт отличная грунтовая дорога. Её серпантинные изгибы срезают пешеходные тропы. Навстречу нам встречаются большие группы альпинистов, возвращающихся с восхождений.

Далеко внизу в живописном каньоне шумит река Урух. В 14:05 подходим к водопаду, к которому любят ходить отдыхающие на треккинг.



Рисунок 34. Водопад на правом притоке р. Урух.


Рисунок 35. Ур. Чефандзар.

В 15:10 подходим к заболоченному урочищу Чефандзар. Немного промочили ноги при броде через р. Каронком. Михаил Голубев в своём отчёте (http://caucatalog.narod.ru/os2008_3/os2008_3.html) рекомендует обходить заболоченную местность по тропе справа по ходу. Мы не находим тропу, уходящую вправо и идём по тропе вдоль берега р. Урух. Здесь действительно заболочено, идём с мокрыми ногами, но по хорошо читающейся тропе. Около 15:50 бродим через ручей, стекающий с поляны Нахашбита.

В 16:10 переправляемся на правый берег р. Орсдон. Здесь через форватер перекинуты остатки мостика из берёзовых жердинок. Выглядит очень ненадёжно, поэтому переходим вброд. В столь поздний час форватер следует переходить «стеночкой» по 2-3 человека.


Рисунок 36. Брод через р. Орсдон.

На правом берегу Орсдона расположен кош. Здесь живут не только пастухи, но и пограничники. Они придрались к нашему коллективному погранпропуску: «почему с вами нет Алексеевой Анастасии?». Связывались с начальством по рации, долго что-то выясняли, наконец пропустили, выдав нам два солдатских пайка весом 1,6 кг каждый (брутто). По-видимому их уже тошнит от этих пайков: пайки все одинаковые, никакого разнообразия. От коша вышли около 17:00.

Обитатели коша как-то неуверенно сказали нам про тропу, идущую по гребню между р. Орсдон и р. Харвес. Действительно: она совершенно заросла, читается плохо, поэтому мы её быстро теряем. Нужно вовремя уйти с гребня вправо по ходу. Саша вовремя заметил справа по ходу столбик-снегомер и мы пошли к нему. Мимо него действительно проходит тропа, но опять же очень плохо читающаяся.

Правый борт долины Орсдона изрезан оврагами. Из троп здесь есть только козьи. Наконец находим пару оврагов с водой и ровное место. Ставим бивак в 18:50 на высоте около 2700. Солдатские пайки съесть непросто, особенно с учётом того, что в раскладке перевес.

17 июля. д. р. Орсдон (отм. 2700) – д. р. Орсдон (отм. 3400).


Рисунок 37. Водопад на р. Орсдон, отм. 2800.


Рисунок 38. Площадки над водопадом р. Орсдон, высота около 2800.


Подъём дежурного в 5:05, выход в 7:10. Сегодня есть надежда пройти пер. Безымянный Штульский. Идём к водопаду р. Орсдон на отметке 2800.

По правому берегу водопад обходится по траве с двухметровым участком несложного лазания по скале. Чуть выше водопада на правом берегу много ровных площадок с водой.


Рисунок 39. Пер. Безымянный Штульский (2А-2Б, 3650), вост.сторона издалека. Синим обозн.альт. путь, по-видимому позволяющий обойтись без перил.


Рисунок 40. Путь М. Голубева на пер. Солдат 2008 года с запада. У Голубева видимость была получше.

Дальше дно долины представляет собой глинисто-песчаное болото, кое-где закрытое очень рыхлым снегом и снежной кашей. Поэтому идём выше: траверсируем осыпной правый борт долины. Выше высоты 3100 идти уже ровно и приятно.

К 9:00 подходим вплотную к л. Солдат на высоте 3400: это последнее место, где можно встать на комфортный бивак перед перевалом. Посмотрев на обсыпанные камнями снежники под языком л. Солдат (восточная экспозиция!) руководитель принимает решение сегодня перевал не идти. К тому же есть риск проковыряться допоздна на обратной стороне. Это могло плохо повлиять на безопасность также и с той точки зрения, что в ночь на сегодня участники несколько недоспали.

Следующий день показал, что решение было очень разумным.

В 9:10 ставим бивак. Полуднёвка позволила нам хорошенько отдохнуть выспаться.

По-видимому лучше было долину Орсдона проходить по левому борту: через поляну Нахашбита. Тогда водопад на 2800 обходится вдоль ручья – левого притока р. Орсдон, и далее по правобережным моренам л. Доппах (Нахагибита). Таким путём группа М. Голубева подходила под пер. Солдат (1А-1Б) в 2008 году (см. http://caucatalog.narod.ru/os2008_3/os2008_3.html). Таким путём можно было избежать непростого брода через Орсдон, меньше ковыряться в оврагах, и не лазить вдоль водопада, а пройти всё пешком.

18 июля: пер. Безымянный Штульский (2А-2Б, 3650) – д. р. Ахсу (отм. 2700).

Подъём дежурного в 3:45, выход в 5:50. Погода ясная.

В 6:05 одели кошки. Решено было пойти по снежному кулуару, который находится справа по ходу. Довольно быстро сняли кошки, полезли по скалам. В 6:50 Рома стал лидировать без рюкзака, чтобы провесить перила на скальном участке. Промежуточные точки ставить негде: порода ненадёжная.

Наверху на постановку станции у Ромы ушло 35 минут. Порода держит плохо, некоторые крючья удаётся забить только с нескольких попыток. В итоге станция была сделана на 5 точках.

При большой уверенности в своей технике лазания допускается преодоление данного участка без перил.



Рисунок 41. Рома и станция при подъёме с востока на перевал Безымянный Штульский (2А-2Б, 3650).


Рисунок 42. Пер. Безымянный Штульский (2А-2Б, 3650) с востока и л. Солдат



Рисунок 43. Пер. Безымянный Штульский (2А-2Б, 3650) с востока: перевальный взлёт.


Рисунок 44. Пер. Безымянный Штульский (2А-2Б, 3650), вид на запад. Установка первой дюльферной станции на расходной петле.


В 7:50 вышли на закрытый ледник Солдат в связках. Перевальный взлёт - снежный, 35 градусов, 100 м. В 10:05 были на перевале Безымянный Штульский. Перевальный тур и начало спуска расположены в правой по ходу (более северной) седловине. На поедание шоколада и составление записки ушло около 45 минут.

В 10:17 начали навязывать расходную петлю на скальный рельеф для спуска в западную сторону.

Вначале полверёвки спуск по скально-осыпному склону 40..50 градусов, далее – снежный кулуар 40..50 градусов. В некоторые года кулуар может быть покрыт льдом, в т. ч. это может быть тонкий слой льда на скалах. В таких случаях этот перевал нужно классифицировать как нормальную 2Б.

По кулуару следует спускаться, максимально прижимаясь к левому борту: он менее камнеопасен.


Рисунок 45. Пер. Безымянный Штульский (2А-2Б, 3650), западная сторона.

2-я и 3-я верёвки проходят по снегу 40..50 градусов. Сдёргивание на ледорубном кресте.



Рисунок 46. Пер. Безымянный Штульский (2А-2Б, 3650), запад. Возвращение к несдёрнувшемуся ледорубному кресту, 2-я верёвка.


Рисунок 47. Пер. Безымянный Штульский (2А-2Б, 3650), запад. 4-я верёвка вдоль камнеопасного кулуара.


Верхняя станция 4-я верёвки крепится на ледобурах. Это тонкий слой льда на скалах, поэтому ледобуры вкручиваются не до конца. Петлю крепим не к ушку ледобура, а к его корпусу узлом «стремя».

4-я верёвка проходит вдоль камнеопасного кулуара, в который надо спуститься, чтобы пройти по нему несколько метров. Затем снова уход к левому борту. Пока мы шли, камни не летели из-за западной экспозиции склона, к тому же немного налетели облака.

Верхняя станция 5-й верёвки крепится на скалах. Сама 5-я верёвка провешивается траверсом, к левому борту более крупного кулуара, чтобы пересечь участок возможной камнеопасности. Снег 30-40 градусов. Верхнюю станцию 5-й верёвки участник (Саша) снимает с нижней страховкой, затем идёт на три такта.

Дальше около 50 м идём с попеременной страховкой: снег 30..40 градусов.

Довольно быстро проходим закрытый ледник и в 16:10 развязываемся, устраиваем холодный обед.


Рисунок 48. Пер. Безымянный Штульский (2А-2Б, 3650), западная сторона.

Прошли 2,5 перехода по 45 минут, держась правого берега р. Ахсу. Ставим бивак в 19:05 на зелёной лужайке на правом берегу р. Ахсу на высоте 2650.

Часть 2 >>>>>>>>>>>>


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2019 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100