Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Руководитель: И.Болотин, Москва

Отчет о горном походе 3 с эл. 4 к.с. по Ц.Кавказу в июле 2011 г. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

19 июля: д. р. Ахсу (отм. 2700) – д. р. Карасу

Подъём дежурного в 6:05, выход в 8:20.

Идём по правому берегу Ахсу, затем Карасу. Сразу после впадения р. Лькези в Карасу на левом берегу есть пост пограничников с зелёной крышей. Были мысли подойти и уточнить, не у них ли наша заброска на следующий этап. Сверили карту и решили пойти до следующего пограничного поста. По дороге были нарзанные источники со слабовыраженным вкусом и следы скотоводства, без которых по-видимому никуда в долинах Кавказа.

В 10:30 мы обнаружили пограничников недалеко от слияния р. Карасу и Дыхсу. Нашли мы их по дыму от костра. В процессе разговора выяснилось, что заброска всё-таки находится на прошлом пограничном пункте. И в этот раз пограничники, посмотрев на изголодавшие лица участников подарили две упаковки сухого пайка. Пришлось посылать двух гонцов (Игоря и Рому) за заброской обратно. Саша, Аня и Максим в это время переправились по тросу на левый берег р. Карасу.


Рисунок 49. Переправа через р. Карасу недалеко от слияния р. Дыхсу и Карасу. Вид с левого берега на правый.

Для обеспечения безопасности необходимо встёгивать короткий ус в верхний более тонкий трос. При переправе участника рекомендуется придерживать нижний трос, чтобы избежать лишнего раскачивания. Пограничники ходят на другой берег без использования специальной страховки, а только придерживают друг другу нижний трос во избежание лишних колебаний.

На то, чтобы сходить за заброской и переправиться на другой берег ушло 1 час 45 мин. По дороге встретили пастуха, который проехал с ребятами часть пути. После этого было потрачено 1 час 30 мин на горячий обед и отдых.

3.3 Этап 3. слияние р. Карасу и Дыхсу – а/л Безенги.


Рисунок 50. Путь этапа 3.

19 июля: д. р. Дыхсу

Дальше каньон Дыхсу проходится по правому берегу. Тропа доходит до небольшого мостика через Дыхсу, где по левому берегу уходит в низовья Дыхсу. Нам туда не надо, дальше мы идём по правому берегу без тропы.

На самом деле здесь трава кое-где примята: за некоторое время до нас здесь прошла группа. Изредка попадаются остатки тропы.

Кругом заросли, скорость движения – не более 400 метров в час по ЧХВ.


Рисунок 51. Перелаз в каньоне реки Дыхсу.

Через 1-2 часа наткнулись на перелаз – прижим. Нужно пройти по мокрой и скользкой скале, а внизу – бурлящий поток. Провесили верёвку (время 17:15), но системы одевать не стали, чтобы не терять времени. Переходили, придерживаясь за верёвку. Лидер и замыкающий прошли без рюкзака, обвязав верёвку вокруг пояса.

В 18:00 у Максима сломалась треккинговая палка из-за того, что была неправильно отрегулирована высота. Начинал моросить небольшой дождь.

В целом, весь участок насыщен осыпными склонами и требует аккуратного движения в плотной группе с соблюдением всех правил техники безопасности. Ровных мест под палатки почти нет.

Нашли относительно ровное место и поставили бивак в 19:10 на правом берегу правого притока р. Дыхсу. Места под палатки пришлось ещё немного подровнять. Отбой в 21:05.

20 июля: д. р. Дыхсу – л. Дыхсу – д. р. Крумкол (отм. 3000)

Подъём дежурного в 4:00, выход в 6:10.

Через 1 переход труднопроходимый участок долины реки Дыхсу закончился. По дороге встречались ручьи с нарзанными источниками. Пройдя еще 2 перехода по 50 минут, почти вплотную подойдя к языку л. Дыхсу, сделали горячий горячий обед, который занял 1 час 20 мин.

Выход на ледник Дыхсу вдоль правого берега р. Дыхсу не представляет трудностей. На срединной морене ледника растут кусты и деревья.

В 14:20 подходим к впадению р. Крумкол в л. Дыхсу. Руководитель был здесь в 2009 году. Сейчас, в 2011 году, уровень ледника Дыхсу заметно просел по отношению к 2009 году, появились новые трещины. Такими темпами к 2013 году здесь будет вообще ледопад. Выходим на левый берег р. Крумкол. Тропы нет: действительно, пастухи сюда никак не проберутся.


Рисунок 52. Долина ручья Крумкол (Хрумкол).

Руководитель счёл, что идя по левому берегу р. Крумкол можно заковыряться в скальных сбросах на уровне водопада. Правый берег выглядел гораздо более пологим (так впоследствии и оказалось). Поэтому мы совершаем попытку брода на правый берег ручья Крумкол (Хрумкол). Попытка окончилась неудачей: промочив ноги на левых протоках, мы побоялись соваться в более мощную правую.

В итоге легко пролезли все скальные сбросы левого берега без страховки.

Поставили бивак в 18:50 почти вплотную к леднику. Здесь на правом берегу р. Крумкол есть отличные разровненные площадки. Отбой 21:00.

21 июля: ледопад л. Хрумкол (Крумкол)

Дежурный проспал, поэтому фактический подъём дежурного в 4:40, выход в 6:50.

Через 30-40 минут связываемся в связки и одеваем кошки. После небольшого участка закрытого ледника идёт участок открытого: лёд 20..30 градусов. Идём ближе к правому борту. Для тренировки проходим открытый кусок с одновременной страховкой через промежутки.



Рисунок 53. Кусок открытого ледника в среднем течении л. Хрумкол.


Рисунок 54. Кусок открытого ледника в среднем течении л. Хрумкол


От отметки 3300 до отметки 3700 течение ледника ровное, ледник закрытый, а выше 3700 ледник двумя нунотаками разделяется на три рукава. Идём в левый рукав – он самый пологий.


Рисунок 55. Ледопады л. Хрумкол.

В 10:45 подходим к влёту ледопада. Альтернатив несколько:

  1. Идти под скалами по левому борту. Здесь есть камнеопасность (на снегу валяются камни). Однако, т. к. солнце в этот день так и не выглянуло, камнепадов мы не наблюдали.
  2. Идти напрямую. Отсюда казалось, что разрывов немного, и это была ошибка.
  3. Идти ближе к правому борту рукава. По-видимому это был самый лучший вариант, но мы им не воспользовались.
  4. Идти в средний рукав ледопада. Так нам рекомендовали в МКК: для тренировки. Но мы туда лезть испугались.

В итоге выбрали достаточно безопасный, но чрезвычайно сложный путь: по центру правого рукава.


Рисунок 56. Левый рукав ледопада л. Хрумкол. Красным показан приблизительный реальный путь, синим – альтернативные пути.

Вначале лидирует Рома. Он собирает у всех ледобуры, оставив только один для замыкающего второй связки – Макса. Как только начинают попадаться трещины, закрытые снежными мостами, начинаем крутить промежутки. Верёвки развёрнуты на полную длину. Рома ставит промежутки достаточно редко, на самом деле можно было бы вообще без них обойтись, но т. к. поход учебно-тренировочный, мы их всё-таки ставим.



Рисунок 57. Нижняя часть ледопада л. Хрумкол. Первые 200 м одновременной страховки


Рисунок 58. Ледопад Хрумкол.


Роме хватило буров на 150..200 м, после чего он сделал станцию, принял всех. Дальше лидирует Саша. Начинаются сераки, второй в первой связке не видит лидера. Тут хорошо помогают рации. Жаль, что их только две: не помешало бы иметь три.

Саша распутывает ледопад, ищет путь. Прошёл налево, не понравилось, пошёл направо. Когда у него буры подходили к концу, он пролез с помощью айсбайля около 20 м 60-градусного льда (с рюкзаком), сделал станцию. Этот 20-метровый участок остальные жумарили. Всего Саша пролидировал около 150 м. Дальше снова лидирует Рома, тоже около 150 м: эта длина определяется количеством буров.


Рисунок 59. л. Хрумкол. Участок одновременной страховки через промежутки.

К этому моменту наступило 16 часов. Дальше пошёл лидировать Игорь. Чтобы вылезти пару метров от очередной станции, требовался айсбайль. В данном случае он был переходящим, т. к. жумарами на этом участке не пользовались. После нескольких безуспешных попыток перелезть через трещины, лидер ушёл к левому борту ледника. Здесь у левого борта лучше обстояли дела со снежными мостами. Чтобы вкрутить очередной промежуток, лидер раскопал снег на 60 см. Дальше – попеременная страховка через ледоруб, снова выходим на центр ледника.



Рисунок 60. Л. Хрумкол. Чтобы вылезти сюда, потребовался айсбайль


Рисунок 61. л. Хрумкол, участок попеременной страховки.


На последних снежных мостах Максим умудрился провалиться в трещину по грудь, хотя и шёл замыкающим по следам других участников команды.

Последний снежный мост преодолеваем с попеременной страховкой около 17:50. Пошёл снег. Идём ближе к правому борту левого рукава ледника (ближе к нунотаку). Закрытый ледник с трещинами. Отошли около 20 минут до относительного выполаживания и, немного разровняв площадки, в 18:20 поставили бивак на мягком и тёплом ~5-градусном снежном склоне на высоте около 4000. После ужина натопили снега на завтрак. Отбой в 21:10.


Рисунок 62. Место ночёвки на л. Хрумкол, утро 22 июля.

В сумме прохождение ледопада потребовало 7 часов времени, 500..600 м страховки: одновременной через промежутки (на льду) и попеременной (на снегу), из них 20 м перил (лёд 60 град). В остальном это были короткие участки льда до 50 град, снежные мосты. По-видимому в августе этот ледопад ещё сложнее в преодолении, даже если выбирать лучший путь ближе к правому борту левого рукава ледника: как отмечено синим на фотках общего вида. В связи с этим пер. Спартак следует оценивать как 2Б к. т.

22 июля: связка пер. Спартак (4110) + пер. МВТУ (4200) (в сумме 2Б)

Подъём дежурного в 6:00, вышли в 8:15.

За вчерашний вечер выпало несколько сантиметров мягкого зимнего снега. Надо тропить. Чтобы найти пер. Спартак пришлось воспользоваться компасом.



Рисунок 63. Пер. Спартак (2Б, 4110) с л. Хрумкол (с востока).


Рисунок 64. Группа на пер. Спартак (2Б, 4110). на фоне г. Шхара.

Перевал довольно широкий. Тур расположен в самой низкой седловние, это ближе к югу. Вышли на перевал в 8:50. Ночевать здесь можно, но вода только в виде снега.

Траверс на пер. МВТУ (4200, 2А) идём с более северной седловины.



Рисунок 65. Путь траверса от пер. Спартак (4110, 2Б) к пер МВТУ(4200, 2А) . Съёмка с седловины, на которой расположен тур.


Рисунок 66. Путь траверса от пер. Спартак (4110, 2Б) к пер МВТУ(4200, 2А) . Съёмка с седловины, от которой шли траверс.


Идём без страховки, но в кошках, в т. ч. по осыпям. Под слоем свежевыпавшего снега есть хороший снег, в котором легко топчутся ступени. Внизу в цирке видны свежие лавинные конусы, а в кулуарах – следы лавин. Крутизна склона везде около 40 градусов. С учётом вчерашнего снегопада, есть небольшая лавинная опасность, а лавинного снаряжения у нас нет. Такая лавина вряд ли похоронит, но может сбить с ног, что неприятно. Внизу, правда, плавный выкат.

Первый лавиноопасный кулуар преодолеваем по одному, а второй – с интервалом не менее 15 метров. Когда пересекли второй кулуар, собрались в плотную группу и стали подниматься по линии падения воды.


Рисунок 67. Траверс от пер. Спартак (4110, 2Б) к пер МВТУ(4200, 2А). Преодоление лавиноопасного склона.


Рисунок 68. Пер. Спартак (2Б, 4110), восточная сторона.

На пер. МВТУ вышли в 11:15. Участники чувствуют высоту, у Макса небольшая вялость.

На спуск с перевала МВТУ была провешена 1 веревка по кулуару в заснеженной осыпи, крепление на расходной петле. Крутизна 35..40 градусов.



Рисунок 69. Пер. МВТУ (2А, 4200), западная сторона.


Рисунок 70. Верховья л. Безенги при спуске с пер. МВТУ.



Рисунок 71. Ледник Безенги. До Джангикоша остался километр (оранжевая точка справа).

Дальше идём по верховьям л. Безенги. Ледник закрытый, попадающиеся по дороге снежные мосты осложняют спуск, участники несколько раз проваливались по пояс.

Из-за быстрого сброса высоты некоторые участники ощущают головную боль.

Видна тропа вдоль правого берега ледника: следы на снегу. В 14:50 группа подошла к хижине Джангикош, где приготовили горячий обед. Около Джангикоша есть вода и полноценный стол со скамейками, на котором можно комфортно перекусить. Палящие лучи летнего кавказского солнца обусловили лёгкий тепловой удар у Макса. Послеобеденный отдых позволил Максу немного оклейматься.

В 16:20 выдвинулись в сторону альплагеря Безенги. Первые 45 минут пути идут по гребню правобережной морены до правого поворота ледника. Здесь руководитель прозевал спуск на ледник, из-за чего команда проковырялась на склонах правого борта долины. Если с правого борта сорваться, то попадаешь прямиком в ранклюфт, откуда достать человека живым будет затруднительно.

В итоге вернулись немного назад.

Здесь на правом повороте ледника нужно сразу выходить на ледник (он здесь открытый), и обойдя несколько трещин, выйти ближе к середине.

Через некоторое время после хижины Миссескош с правого борта (она не очень-то видна, но зато отмечена на карте Михаила Голубева), следует переходить на правобережную морену. Тут идёт тропа, маркированная турами.

Последние два перехода проходим по темноте с фонарями. А/л Безенги спрятан за древним моренным валом, нужно знать дорогу, чтобы его найти, особенно в темноте.

В альплагерь Безенги пришли около 23 часов. Ужинали в кабаке, ночевали в домике.

3.4 Этап 4. а/л Безенги – т/б Чегем


Рисунок 72. Путь этапа 4.

23 июля: полуднёвка, подход под пер. Столбовой 2-й (2А, 3714)

Первую половину дня отдыхаем, наедаемся хичинами, разбираем заброску. А/л Безенги – отличное место, рекомендуется к посещению.

В 14:00 выдвинулась в сторону перевала Столбовой 2-ой. Подъём по травянистому склону крутизной 30..50 градусов. Тропы нет.


Рисунок 73. Вид на подъём к перевалу Столбовой 2-й (2А, 3710) из альплагеря «Безенги».


Рисунок 74. Подъём к перевалу Столбовой 2-й (2А, 3710), вид от моста через Черек Безенгийский.

Подъём идёт вдоль осыпного кулуара, прорезанного в травянистом склоне, затем нужно уходить налево по ходу и двигаться по большому контрофорсу. На этом контрофорсе по описанию Тимура Галимзянова есть отличная ночёвка с водой на высоте 3250. Однако мы не дошли до этой ночёвки ~10 минут и приняли за неё первые попавшиеся разровненные площадки. Встали лагерем в 18:00.

Воды тут нет, экспедиция за водой заняла около 30 минут и включала сброс 150 м высоты в сторону р. Жигинджи. Хорошо, что было достаточно бутылок и канистра на 10 л, воды хватило на ужин и на завтрак. Из-за того, что выход из палатки ведёт сразу «в пропасть», был потерян коврик одного из участников.

Правильное место ночёвки – где ручей течёт прямо под носом, прямо на контрофорсе.

24 июля. Пер. (327)Столбовой 2-й (2А, 3714) - л. Булунгу - пер. (319)Тютюргу Зап.(1А, 3730) д. р. Тютюргу

Подъём дежурного в 4:00, выход в 6:15. Видимость не идеальная, но идти можно.

Подъём на перевал с востока не составляет трудности: осыпь около 30 градусов. Нужно только выбрать нужную седловину. На перевале группа была в 8:26.



Рисунок 75. Пер. Столбовой 2-й (2А, 3710) с востока.


Рисунок 76. Группа на пер. Столбовой 2-й (2А, 3710).


Спуск от перевального тура на запад следует производить с небольшим уходом влево. Было решено, пока можем идти пешком, верёвок не вешать.


Рисунок 77. Пер. Столбовой 2-й (2А, 3710), перевальный взлёт, западная сторона.

Идём, стараясь не ходить под снежниками (с них могут вытаивать камни). По дороге находим несколько расходных петель. Идём плотной группой: скально-осыпной склон крутизной до 50 градусов, на коротких участках >60 градусов. Кое-где перебегаем по горизонтали по одному: там где плотной группой лезть неудобно.


Рисунок 78. Спуск по западной стороне пер. Столбовой 2-й (2А, 3710).

Когда спустились на закрытый ледник (возможно снежник), перевал совсем затянуло туманом, техническая фотография спуска получилась некачественной. По закрытому леднику нужно пройти порядка 100..200 м. Шли в связках, кое-где проваливались по колено в проталины от камней.

Дальше по долине – правому притоку Булунгу, идёт крупная осыпь. Перешли на левую сторону долины Булунгу, перешли по камням небольшой ручей, текущий в кармане левобережной морены л. Булунгу, немного поднялись в сторону нужного нам перевала Кору Зап. (1А) и в 13:30 сделали горячий обед. На этот раз горячий обед занял рекордное время: от прихода первого участника на место обеда до отхода последнего пообедавшего получился ровно час.



Рисунок 79. Вид на долину Булунгу.


Рисунок 80. Пер. Тютюргу Зап. (1А, 3730), восточная сторона.


Поиск перевала Кору Зап. (1А, 3790) осложнялся тем, что отсутствовали фотографии стороны подъёма. В сети их найти не удалось, возможно из за недостаточно тщательного поиска. Да и зачем такой сильной группе, как наша, описание перевала 1А?



Рисунок 81. Вид на возможный пер. Кору Зап. (1А, 3790), вид с ЮВ (с пер. Тютюргу Зап.).


Рисунок 82. Группа на пер. Тютюргу Зап. (1А, 3730)


Поднялись до истока долины, откуда шёл нужный нам перевал. Справа по ходу ничего похожего на перевал 1А не было видно, отчасти из-за тумана. Зато был хорошо виден перевал, ведущий в долину Тютюргу. Руководитель был в этом районе в 2009 году: ходил пик МВТУ, пер. Шаурту Вост. и пер. Зелёный (1А). Было известно, что перевалы в этом узле простые: обратная сторона перевала, ведущего в д. р. Тютюргу должна быть не сложнее 1А. В итоге решили идти по пути, который хорошо виден, и наиболее прост – через долину Тютюргу.

Поднялись по наиболее очевидному пути (снег 150 м х 25..30 градусов) на перевал, ведущий в долину Тютюргу. Если бы одели кошки, получилось бы побыстрее, но мы заодно отработали технику хождения по снегу без кошек и с треккинговыми палочками.

Перевал оказался Тютюргу Западный (1А, 3730), что мы определили по снятой записке. Наверху были в 16:50. На перевале есть места для палаток, но вода только в виде снега. Западная сторона перевала Тютюргу Зап. больше похожа на н/к: мелкая осыпь, крутизна не больше 15-20 градусов, вскоре появляется тропа. От седловины 30 минут ходу до отличной стоянки на правом берегу ручья на высоте 3500.

Перед сном отлично попели под гитару, пели дольше чем обычно.

25 июля. д. р. Тютюргу - т/б «Чегем» (заброска) - д. р. Кулаксу – оз. 3300

Подъём дежурного в 5:00, выход в 7:00.

От места ночёвки за 2 часа доходим до т/б «Чегем»: вначале по тропе, потом тропа теряется, потом снова появляется.

В т/б Чегем в этот момент была пересменка: предыдущая смена отдыхающих уже уехала, а следующая ещё не приехала, из-за чего турбаза выглядела безлюдной. Как оказалось, наша заброска находится в запертом помещении, а человек с ключом (дядя Лёша) где-то ходит: гуляет по долинам. Гостеприимные хозяева турбазы пригласили нас пока на чай.

Здесь Аня Садекова снялась с маршурта: у неё заканчивался отпуск. О его продлении хлопотала её мама, но об успехах узнать было нельзя по причине отсутствия мобильной связи.

Аня осталась ночевать с 25 на 26 июля в т/б Чегем, а во второй половине следующего дня хозяева обещали отвезти её на попутной машине в Нальчик. Ночёвка была сопряжена с приключениями: в турбазу ночью приехали в гости ФСБ-шники с целью принятия алкоголя. Аня боялась, что её заставят пить с ними. На следующее утро к ней упорно клеились разные мужчины: гости турбазы.

В районе Чегема во избежание проблем желательно ночевать подальше от турбазы, в месте, недоступном для автотранспорта. Например, у нарзанов в д. р. Кулаксу, а лучше – ещё выше. Хозяева турбазы – очень интеллигентные и гостеприимные люди, а вот гости бывают не всегда вежливы.

Для проезда через погранзаставу Аня просто записала себе номер группового погранпропуска. Из-за отсутствия на руках оригинала погранпропуска её довольно долго мурыжили на выезде из погранзоны, но в конце концов пропустили.

3.5 Этап 5. Т/б Чегем – пос. Эльбрус


Рисунок 83. Путь этапа 5.

В т/б Чегем группа провела около 4 часов. Вышли оттуда около 13:00. Чтобы пройти в долину Кулаксу, нужно продвинуться чуть вверх по д. р. Тютюргу, и перейти две протоки р. Тютюргу на левый берег по пешеходным навесным мостам. В 2011 году они были в отличном состоянии: по-видимому их поддерживают работники т/б Чегем.

Не доходя 300..500 м до этого моста в долине есть развилка: направо – к мосту через Тютюргу, налево – в верховья долины Тютюргу (оттуда мы пришли утром). На развилке есть указатели.

В 13:40 устраиваем привал у нарзанного источника на правом берегу р. Кулаксу. Здесь отдыхает семья местных жителей, бросившая машину на правом берегу Тютюргу.

В 14:20 проходим мимо камня с надписью «в 1780-1804 годах здесь был ледник» – это граница зоны леса. Дальше тропа похуже, кое-где теряется.

В 15:00 справа от нас, на левом берегу Кулаксу путь нашего подъёма к пер. Снежный Купол. По имеющемуся у нас описанию здесь нужно перебродить р. Кулаксу. Посмотрев сверху на бурный поток, мы решили пройти немного вверх, и перебродить там, где река разливается на несколько рукавов.

Попытка брода оказалась неудачной: перебродив несколько проток попроще мы побоялись соваться в форватер даже стеночкой из четырёх человек. В столь поздний час он довольно мощен.

В итоге одели кошки и обошли основной поток р. Кулаксу по языку л. Кулак Вост. При спуске крутизна составляла 15-25 градусов, а на коротких участках – до 40 градусов. Проходим по одному, кое-где приходится вставать на передние зубья.


Рисунок 84. Обход брода р. Кулаксу по языку л. Кулак Вост.


Рисунок 85. Д. р. Кулаксу: вид с л. Кулак Вост.

Наконец в 16:40 мы на левом берегу р. Кулаксу. Дальше нужно спуститься по долине р. Кулаксу и подняться по правому берегу ручья, стекающего из цирка пер. Снежный Купол.


Рисунок 86. Начало подъёма под пер. Снежный Купол (2А, 3900) от р. Кулаксу.

После набора 800 м по травянистому склону подходим к озеру 3309. На самом озере стоять неудобно, отходим 50..100 м вниз, за моренный холм, и встаём лагерем в 19:50.

26 июля. пер. Снежный купол (2А, 3900) - л. Болдошке - пер. Заповедный (2А-2Б, 3630) – л. Чат – д. р. Башильаузсу

Общий подъём в 3:20, выход в 5:20, сразу в системах. На самом деле все кроме дежурного собрались ещё в 5:00, но т. к. дежурному надо ещё и дежурить, остальные могли бы поспать на 20 минут побольше. Выход получился по темноте с фонарями.

Перед перевальным взлётом есть небольшой кусок закрытого ледника. Проходим его в связках. Развязались при подходе к осыпному участку.

Осыпь проходим в кошках, чтобы не тратить времени на их снятие/одевание. После осыпи снова снег: 35..45 градусов. Перевальный взлёт достаточно протяжённый: 300 м набора и около 500 м по длине. Наверху были в 9:00.


Рисунок 87. Пер. Снежный Купол (2А, 3900), юго-восточная сторона.


Рисунок 88. Группа на пер. Снежный Купол (2А, 3900). Фото на юг.

Разведка показала, что снежного карниза здесь нет. Спуск: 2 верёвки по снегу крутизной 40-50 градусов, затем около 100 м попеременной и одновременной страховки через промежутки с обходом трещин: 30..40 градусов. По одному из описаний здесь повесили пять верёвок на спуск, но мы обошлись двумя.


Рисунок 89. Пер. Снежный Купол (2А, 3900), северо-западная сторона



Рисунок 90. Пер. Заповедный (2А-2Б, 3630), восточная сторона. Вид с пер. Снежный Купол.


Рисунок 91. Группа на пер. Заповедный (2А-2Б, 3630). Съёмка в сторону л. Болдошке.


Рисунок 92. Рома на пер. Заповедный (2А-2Б, 3630).

Пересекаем л. Болдошке в связках, устраиваем холодный обед в 12:00 на пер. Заповедный (2А-2Б, 3630). Отдыхаем целый час и начинаем спуск на запад около 13 часов.


Рисунок 93. Пер. Заповедный (2А-2Б, 3630), западная сторона. Съёмка с л. Сев. Башиль.

Спуск идёт по осыпи плотной группой. Выходим на снежник около 14:00 в месте, где нет следов камнепадов, и сразу связываемся в связки: дальше идёт участок закрытого ледника.

Дальше ледопад. Согласно фото Михаила Голубева 2009 года, следовало обходить его по левому борту ледника: на конец июля 2009 года там были ровные снежники.

Однако реальность конца июля 2011 года оказалась сложнее.


Рисунок 94. Ледопад л. Чат Восточный при спуске с пер. Заповедный (2А-2Б, 3630).

Вначале распутывали ледопад: шли в связках с одновременной страховкой через промежуточные ледобуры. В одном месте при перепрыгивании через трещину замыкающий первой связки (руководитель) поскользнулся и упал в следующую трещину. Но задержала его не верёвка, прощёлкнутая через промежуточный бур, а снежная пробка.


Рисунок 95. Дюльфер при спуске с пер. Заповедный (2А-2Б, 3630).

Дальше около 50 м попеременной страховки на снегу крутизной около 45 градусов и провеска одной верёвки через трещину. Снизу потом увидели, что её действительно обойти негде. Получилось 15 м перил, из них 7 м – по отвесу, на дно трещины. Последний сдёрнул ледорубный крест.

Дальше ещё один снежный мост, который прошли одновременно в связках, хотя по-хорошему первого в связке следовало бы выпускать.

Очевидно, что разорванность ледопада с годами будет усиливаться, поэтому начиная с лета 2012 года перевал Заповедный следует классифицировать как 2Б.

Развязались на серединной морене ледника в 16:40. Дальше немного поковырялись в конгломератных моренах, спустились в долину Башиль и в 19:30 поставили бивак на большой плоской площадке в кармане правобережной морены л. Башиль. До план-максимума (оз. 3070 на правом берегу ручья Сев. Башиль) не дошли около 3 ч ГХВ.

27 июля. л. Башиль - пер. Голубева (2А, 3700) - а/л Уллу-Тау

Подъём дежурного в 4:00, выход в 6:05. Погода весь день солнечная.

Чуть поднялись по карману правобережной морены л. Башиль, спустились по конгломератному склону на л. Башиль и пересекли его без специального снаряжения. Хотя кошки, наверное, не помешали бы.

Дальше подъём по левому берегу ручья Сев. Башиль, стекающего с перевала Голубева. Тропа читается плохо. Около 9:00 проходим мимо отличной стоянки на левом берегу ручья. Продолжаем держаться левого берега, обходя язык ледника Сев. Башиль. Из-за лёгкого теплового удара у руководителя и общей накопившейся усталости от трёх дней гонки, движемся небыстро.

В 11:00 доходим до относительного выполаживания, связываемся в связки. Ледник здесь то открытый, то закрытый.



Рисунок 96. Пер. Голубева (2А, 3700), восточная сторона.


Рисунок 97. Группа на пер. Голубева (2А, 3700)


Снежно-осыпной перевальный взлёт не представляет трудности. Проходим его плотной группой и в 12:50 мы едим на перевале холодный обед. Через перевал Голубева мы попадаем в зону контр террористической операции (КТО).

Западная сторона на этот раз оказалась ледовой (в середине августа 2009 года она была покрыта снегом).


Рисунок 98. Пер. Голубева (2А, 3700), западная сторона. Синим показан сход камней

Долго отдыхаем на перевале и вешаем две верёвки по льду 35..45 градусов. Все станции на ледобурах. Нижнюю станцию второй верёвки вынесли вправо походу: подальше от камнеопасных участков. Вообще в столь поздний час (на второй верёвке работали в 16 часов) тут летают камни. Это благодаря очень солнечной погоде.

Вместо того, чтобы вешать третью верёвку, проходим участок с попеременной страховкой: тут хороший слой снега. С нижней станции выпускаем лидера связки, с верёвкой развернутой на всю длину. Длины хватает, чтобы лидер связки перешёл через бергшрунд по снежному мосту. Дальше связка просто идёт с одновременной страховкой по закрытому леднику.

Наконец, в 17:30 мы развязываемся на правобережной морене л. Юном. Дальше идём по правому борту долины. Тропа идёт до самого низа долины Куллумколсу (Юном), переходит реку Куллумколсу на левый берег по скотогонному мосту и упирается в разрушенный селью а/л Джайлык. Дальше по грунтовой дороге поднимаемся до а/л Уллу-тау. Ставим бивак на территории альплагеря уже в сумерках, в 21:00. Ужинали в столовой альплагеря.

На спуске по долине стал отставать Макс: стёртые ноги, общая накопившаяся усталость. В 2009 году на спуск от перевального взлёта пер. Голубева до а/л Уллу-тау руководителю понадобилось 2 часа ГХВ, а сегодня шли около 4 часов. Это говорит о том, что пора делать полуднёвку, а о восхождении на Эльбрус в этом походе придётся забыть.

Вообще по-хорошему полуднёвку надо было делать на день раньше, на озере 3070 в долине Башиль, и не соваться на пер. Голубева в столь поздний час.

А/л Уллу-тау находится в зоне КТО, тем не менее сюда удалось просочиться нескольким десяткам человек, в основном ветеранам.

28 июля. Полуднёвка, подход к пер. Гумачи (верхние гумачёвские ночёвки)

Первую половину дня (или даже 3/4 дня) группа отдыхала в а/л Уллу-Тау. Пришли пограничники, проверили документы. С КТО пограничники никак не связаны.

Вышли в 16:00.

Перейти реку Адырсу на левый берег следует сразу после выхода из альплагеря: тут есть мост. Дальше тропа идёт к левобережной морене ледника Гумачи. Верхние гумачёвские ночёвки располагаются на высоте около 3100 почти вплотную к выходу на ледник. Тут полно разровненных площадок и вода располагается вплотную.

Ориентир – желтоватые скалы с левого борта долины. Нужно пройти чуть дальше (выше) этих скал.

Ставим бивак в 17:30. За день мы сделали всего один переход длиной в полтора часа, набрав за это время 800 м. Вот что значит правильный отдых!

29 июля. Пер. Гумачи (2А, 3582) - д. р. Адылсу - пос. Эльбрус транспорт до Нальчика

Подъём дежурного в 3:20, выход в 5:15.

Мы сразу выходим на закрытый ледник и ориентируемся по следам военных, которые совершали восхождение на в. Гумачи день или два назад. Кое-где ледник открытый.

Есть два основных варианта подъёма по восточной стороне.

  1. Можно пройти по снегу слева по ходу, обходя многочисленные трещины, снег 30 градусов. Этот путь становится сложнее, если снег стаивает.
  2. Можно пролезть по ледовой стенке справа по ходу (у левого берега ледника). На фотографии восточной стороны этот перевал не виден: скрыт за скалой справа. Группа Тимура Галимзянова повесила на этой стенке в 2010 году 7 верёвок. Лёд 30-40 градусов.

Мы без проблем проходим по следам солдат по первому пути. В 6:48, как только солнце осветило эту ледовую стенку, с границы скал и льда с грохотом сошёл ледовый обвал.

На пер. Гумачи поднялись в 7:05.


Рисунок 99. Пер. Гумачи (2А, 3580), восточная сторона (л. Гумачи)



Рисунок 100. Группа на пер. Гумачи (2А, 3580).


Рисунок 101. Путь спуска с перевального взлёта пер. Гумачи (2А, 3580) на запад.


Спуск на запад: скалы. Директор лагеря Уллу-Тау Ким Кириллович рассказывал, «охотничьи истории» про то, что на спуск на запад с перевала Гумачи потребуется провесить 3 веревки. На взгляд нашей команды, спуск по скальному участку не представляет особых трудностей и аналогичен спуску с перевала Столбовой 2-ой. Спустились без провески в плотной группе: III..IV-лазание.



Рисунок 102. Спуск по западной стороне пер. Гумачи (2А, 3580).


Рисунок 103. пер. Гумачи (2А, 3580), западная сторона.


Для спуска по закрытому леднику Джанкуат потребовалось 40 минут. В этом году по видимому, из-за большей жары снежный покров ледника отступил на 1/3 по сравнению с прошлым 2010 годом.

Выход с ледника – на левобережную морену. Пока обходили разрывы в открывшемся леднике, ушли сильно влево, в итоге при выходе на морену поковырялись на 30-градусном ледовом склоне, около 20 м. Прошли на передних зубьях.


Рисунок 104. Выход с л. Джанкуат.

Дальше идёт тропа по гребню левобережной морены. Проходим безлюдную поляну «Зелёная гостиница». На высоте 2450 тропа переходит на правый берег р. Адылсу по большим камням, похожим на мост.

Погода настолько хорошая, что от камня Некантуй, что лежит между Верхним и Нижним Джантуганами, видна вершина Эльбруса. Джантуганы, Шхельда, кафе «Къууанч» пустуют из-за контртеррористической операции.

В Нижнем Джантугане устроили холодный обед. Здесь есть связь, мы попытались вызвать такси, но безуспешно. В 14:20 были в кафе «Сакля», что у устья р. Адылсу. Заказали такси и в 16:40 уехали в Нальчик.

У нас остался неизрасходованным один запасной день: билеты были на завтра вечер. Если бы у нас был ещё один день, мы бы сходили на г. Эльбрус Зап.: полдня на подъём к приюту 11-ти, один день на акклиматизационный выход на 4800 и день на восхождение, после чего вечером того же дня могли бы сесть в поезд или самолёт.

4. Основные результаты, выводы и рекомендации

Основные результаты

Длительность похода составила 20 дней (19 суток).

Протяжённость составила около 183 км с учётом коэф. извилистости 1,2.

Пройдены препятствия: 1х1А, 3х1Б, 5х2А, 1х2Б.

Вывод

Горный поход 3 к. с. пройден успешно, с элементами 4 к. с.

Рекомендации

Центральный Кавказ – отличный район. Легко организуется развоз забросок в каждую крупную долину.

Отличная физическая подготовка участников и легкоходное снаряжение позволили пройти очень насыщенный поход через весь Центральный Кавказ. Стиль «быстро и легко» рекомендуется к употреблению. Но для этого нужно много внимания уделять физподготовке участников, особенно физподготовке самого слабого.

Следует учитывать, что разорванность ледников со временем усиливается, классификация перевалов устаревает. Большинство снежно-ледовых перевалов с годами становятся сложнее.


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2019 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100