Руководитель: А.Мартынов, Донецк

Отчет о горном походе 3 к.с. по Сванетии летом 2013 г. Часть 3

Продолжение. Часть 2 здесь

2.08.2013

начало правобережной морены западной ветви ледн.Чалаат – мост у слияния рек Чалаат и Местиачала

11 день

2828м – 1656м

8,67 км

5 час. 57 мин.

+0 м

-1172 м

1172 м

+11

нет

Несмотря на то, что спуск заканчивали в темноте, место ночевки было выбрано участниками отлично: на выположении, на значительном удалении от склонов, позади гребня, ограничивающего движение случайных камней.

П.н. располагался у начала правобережной морены, которая представляла собой нагромождение неустойчивой средней осыпи, как в гребне, так и в кармане. Движение по ней не целесообразно и потому, что морена имеет разрывы от ручьев по правому борту.

Сразу от лагеря начали движение в связках. В верхней части ледник закрыт снегом, далее открыт и имеет протяженные разрывы, которые обходятся преимущественно справа. На открытой части удобнее двигаться в кошках: часто приходится перешагивать или перепрыгивать трещины. Ближе к повороту ледник становится сильно зачехлен средней осыпью. На этом участке мы сняли кошки и расформировали связки. В целом, на описываемом участке особой необходимости в связках нет, нужно ориентироваться на навыки участников. Эту пологую часть ледника мы прошли за два перехода (91 мин. ЧХВ).

Дальнейшее движение по телу ледника было не целесообразным из-за осыпи и увеличивающихся разрывов. Вышли на правобережную морену. По мере движения по осыпному гребню морены, увеличивался перепад высот по отношению к телу ледника. Затем морена как-то неопределенно прерывалась по правому борту и на некотором понижении продолжалась четко выраженным зеленым гребнем, в кармане средняя осыпь. Движение возможно как по узкому гребню, так и в кармане (тропы нет). Морена выводит к повороту ледника, тело ледника имеет частые глубокие трещины, правый борт – крутые высокие "бараньи лбы". (56 мин. ЧХВ.)

Для обхода "лбов" поднялись по склону ок.50м. Далее неприятный траверс порядка 70-100м, после которого возможен постепенный спуск по сильно осыпному склону до уровня ледопада (64 мин. ЧХВ.). Уже просматривается пологая часть долины.

Приспустились на пологий участок крупной осыпи, по которому еще около 200м траверсировали правый борт. По сильно осыпному чехлу ледника с правого борта спустились к телу ледника в месте окончания ледопада (кр.скл. до 30 град., каски!, поочередное движение, наблюдатель). Трещины резко сменяются протяженным зачехленным участком, который воспринимается уже как пологий ледник (кр.скл. 25-15 град.). Пересекли ледник в направлении левого борта (ок.40 мин.) и по осыпям спустились к видимой издали тропе. (102 мин. ЧХВ)

По хорошей маркированной тропе левого борта вышли к устью р.Чалаат. Лагерь поставили на пологом треугольном участке перед мостом.

фото 56. Движение по маркированной тропе между руслами рек, в нижней части.

фото 57. Выход к развалинам и церквушке, за ней начинается серпантин по левому борту р.Гуличала с выходом к реке

фото 58. Выход в зону альпийских лугов, виден гребень левобережной морены ледн.Гуль

фото 59. П.н., восточный приток расположен в овраге позади палаток

фото 60. Группа перед спуском в карман морены ледн.Гуль

фото 61. Движение в кармане морены

фото 62. Вид на Ушбу

фото 63. Выход после прохождения черной осыпи в обширный цирк

фото 64. Вид в направлении пер.Гульба

фото 65. Перевальный взлет

фото 66. Вид в направлении ледн.Гуль, пройденный участок от верхнего цирка

фото 67. Группа на пер.Гульба, возле тура, справа выступ на котором закрепили первую верёвку перил

фото 68. Записка с пер.Гульба

фото 69. Вид с пер. Гульба в направлении западной ветви ледн. Чалаат

фото 70. Спуск с перевала: 1-й участник заканчивает прохождение В1, 2-й участник координирует группу, 3-й – начинает движение по В2

фото 71. Начало В3

фото 72. Организация В4

фото 73. Место ночевки после прохождения пер. Гульба

фото 74. Пер.Гульба: линия нашего прохождения

фото 75. Прохождение ледн. Чалаат в верхней части

фото 76. Движение по правому борту

фото 77. Выход на выраженный гребень правобережной морены (перед поворотом ледника)

фото 78. Вид в направлении верхней части ледн. Чалаат при траверсе правого борта (на повороте ледника)

фото 79. Вид в направлении ледопада при траверсе правого борта (на повороте ледника)

фото 80. Вид в долину при траверсе правого борта (на повороте ледника)

фото 81. Пересечение ледника после ледопада

Описание дано:

от слияния рек Чалаат и Местиачала до левобережной морены ледн.Зер

Снята записка:

гр.тур. т/к "Экклесия" г.Днепропетровск в количестве 8 человек от 05.08.2013, рук. Маслов А.С., совершавших горное путешествие 3 к.сл.

3.08.2013

(радиальный выход части группы в пос.Местиа)

12 день

1656м

0 км

+0 м

-0 м

0 м

+13

небольшой дождь

сильный дождь

От моста у слияния рек Чалаат и Местиачала до пос. Местиа примерно 9,8км, перепад высот ок.200м.

Место для дневки не удобно тем, что в течение дня здесь проходят толпы туристов (к языку ледн. Чалаат) и дважды в сутки – домашний скот.

Часть группы радиально сходила в поселок. У Идриса Хергиани взяли нашу "заброску". Пополнили аптечку, купили немного продуктов.

Днем облачно, вечером дождь.

4.08.2013

от слияния рек Чалаат и Местиачала до входа в каньон р.Местиачала

13 день

1656м – 2027м (в.т.) – 2004м

+13

+12

сильный дождь

"Тропа была хорошая настолько, насколько может быть

хорошим проход по морене с высокотравьем и криволесьем"

(из дневника)

Наибольшую сложность на участке от моста через Местиачалу до "Лехзырских ворот" представляет не отсутствие тропы через высокотравье и криволесье, а пересечение мощного левого притока – р.Мурквам. От варианта преодоления этого препятствия и зависит дневная тактика.

От п.н. по подвесному мосту перешли на левый берег р.Местиачала. За бетонной площадкой (вероятно, основанием автомобильного моста) начинается тропа по лесу в СВ направлении с набором высоты (кр.скл. 15-20 град.). Через 1,5км (45 мин. ЧХВ, высота 1786 м) тропа выводит к поляне (на карте точка "развилка"). Это ключевой участок: здесь есть хорошо заметная тропа, продолжающаяся левым берегом на удалении от реки 20-50м, и неприметная тропка, резко уходящая вправо-вверх по склону.

Из многочисленных отчетов было известно, что примерно половина групп выбирала движение по левой тропе, вдоль реки, подходила к устью реки Мурквам и перебиралась на его правый берег либо с помощью подвесной переправы, либо вброд со страховкой, либо с обходом в верховьях. Вторая половина групп по тропе вправо-вверх сразу уходила в верховья р.Мурквам, там переходила реку и после неопределенного траверса в верховьях, спускалась к р.Местиачала. Мы чуть не попробовали оба варианта, но удачно встретили отдыхающих туристов из Днепропетровска, которые рассказали о наличии моста через р.Мурквам.

Продолжили движение по тропе вдоль реки. Тропа сильно заросла, маркировка на камнях редкая, частые участки криволесья. Через 29 мин. ЧХВ вышли к месту, где какие-либо признаки прохождения другими группами отсутствовали совершенно.

Дальше шли по пойме или криволесью и через 12 мин. ЧХВ вышли к мостику через р.Мурквам: два участка, через основной поток - 4 брёвнышка. Но это был подарок судьбы! Еще в прошлом году этих мостиков не было. И, как ни странно, пограничники ни разу не упомянули об этом мостике.

На правом берегу р.Мурквам появляется тропа, которая через 17 мин. ЧХВ выводит на большое открытое место с крупной осыпью. Здесь мы остановились на обед.

Один переход (55 мин. ЧХВ) мы пробирались через заросли густого леса, перемежающиеся участками крупной осыпи. Видно, что слева долина переходит в каньон, а справа склон становится круче и всё также без признаков тропы.

Так продолжалось до тех пор, пока не началось высокотравье. Приспустившись по склону, вышли на тропу, ведущую в каньон. Появилась маркировка турами. У входа в каньон с высокими бортами тропа по бараньим лбам спускается на дно каньона к реке. Это – вход в "Лехзырский крест". Есть ровные и безопасные места под палатки. (66 мин. ЧХВ)

Ещё до того, как поставили лагерь, начался ливень.

5.08.2013

от входа в каньон р.Местиачала до правобережной морены восточной ветви ледн.Лехзыр

14 день

2004м – 2945м (в.т.) – 2925м

+12

сильная облачн.

нет

От п.н. продолжили движение левым берегом р.Местиачала в направлении видимого водопада в узкой расщелине, переход по траве и средней осыпи. Водопад обошли справа, поднявшись под скалы левого борта, обход не сложен. Кр.скл. до 30 град. С гребня, пересекающего долину, видна центральная часть "Лехзырского креста". Спустились в первый цирк, образованный осыпными бортами ущелья. Здесь еще течет река из узкой V-образной скальной расщелины с высокими бортами. В северной части начинается зачехленная центральная часть ледника. (57 мин. ЧХВ) Можно предположить, что согласно имевшимся описаниям, ранее здесь была группа мелких озер, теперь же только разливы. Мест под палатки нет.

Из осыпного цирка поднялись на ступень центральной части ледника справа по х.д.

Левый борт (восточной ветви) имеет крутой склон. Левобережная морена начинается дальше (не примыкает к осыпному цирку), ее гребень высокий и протяженный, выводит на пологую часть ледника, но со стороны языка восточной ветви ледника морена отделена непроходимой трещиной. Выйти на левобережную морену можно только целенаправленно и трудоемко траверсируя левый борт.

В северном направлении, перед нами, слияние восточной и западной ветвей ледн. Лехзыр. Это обширное поле сильно зачехленных ледовых гребней высотой до 10-15м, "хаос камней, льда, ледовых сбросов и каменных нагромождений". Три перехода мы петляли по этому лабиринту в направлении Джантуганского плато (в северной части). Движение по гребням. Вышли примерно к середине центральной части и немного восточнее. (130 мин. ЧХВ) Обед.

Ещё переход мы траверсировали правый борт в восточном направлении до выхода на открытый ледник, немногочисленные трещины обходятся слева (50 мин. ЧХВ, высота 2430 м).

Далее двигаемся по восточному Лехзыру, в 50-100 м на удалении от восточного борта. Ледник открытый, ровный (кр.скл. 5-10 град.), трещин почти нет

За 2,5 перехода подошли под ступень ледопада (96 мин. ЧХВ).

Для обхода ледопада нужно подняться на правобережную морену. Между "бараньими лбами" расположены три последовательных участка снежника: нижний - с закрытыми трещинами, одну из которых пришлось обходить по ледопаду, два оставшихся – короткие и безопасные. В целом, участок подъёма около 170 м, кр.скл. до 35 град. Со снежника около 15 м траверса по осыпному склону до выхода на гребень правобережной морены, с которой уже просматривается в небольшом понижении (около 20 м) между бортом и ледником проточное озеро с площадками (30 мин. ЧХВ). Об этом месте было точно известно из описаний, оно обозначено на карте М.Голубева, а упоминаемые далее ночёвки как-то не имели более конкретной привязки. Ставим лагерь.

6.08.2013

От начала правобережной морены до слияния рек из ледн. Ирет и Дзинал

15 день

2925м – 3120м (гребень морены) – 3060м (верхнее плато ледника) – 3440м (седловина пер.Башиль) – 2575м (слияние рек)

9,95 км

5 час. 32 мин.

+575м

-925м

1500м

переменная облачн.

нет

От места ночевки вернулись на гребень правобережной морены и пошли вверх. Другого варианта обхода ледопада я не увидел. По хорошей тропе через 580 м (29 мин. ЧХВ, кр. скл. 20-30 град.) вышли к выположению гребня. Здесь, в верхней части, в кармане морены, есть площадки под палатки. Возможно, это и есть "Местийские ночевки". Видимых источников воды нет, возможно, есть ручьи со скал. В этом месте морена делает поворот на север, северо-восточная часть ледника крутым склоном поднимается в направлении пер. Местиа, а восточная ветвь образует большое пологое верхнее плато. 15 мин. ЧХВ занял спуск с гребня на ледник выше верхней границы ледопада (кр. скл.30 град.).

Дальнейшее движение осуществляли в связках. Один переход (49 мин. ЧХВ, 1,5км) занял прохождение условно пологой (кр. скл. 10-15 град.) части ледника. Многочисленные закрытые трещины, преимущественно обходили слева. Общее движение в восточном направлении.

Далее крутизна возрастает до 30-35 град., ледник закрыт, трещины реже и больше, обходятся большими серпантинами. Общее направление – на юго-восток, несложно определяется по фотографиям пер. Тот или понижениям в гребне в районе седловины пер. Башиль. Протяженный бергшрунд перед седловиной обходится слева по ходу, ближе к скалам под в.3618м (96 мин. ЧХВ).

Седловина пер. Башиль широкая, снежная. Тур находится в 150 м юго-западне на скалах в отроге г.Тоттау (3954м). Сняли записку, сфотографировались.

Учитывая, что и спуск начинается с обхода бергшрунда, переход всей группы к туру не целесообразен. Обед на перевале.

Спуск на ледн. Ирет (ледн. Зап. Ласхедар) начинаем по закрытому леднику прямо с седловины, обходя бергшунд по левому борту. Первая ступень ледопада обходится также по левому борту чередой (3-4-х) участков движения по снежному склону (до 30-35 град.) и спуска лазанием по скалам (по полкам, участки 2-5 м) (55 мин. ЧХВ).

Спустились на пологую закрытую часть ледника (кр.скл. 5-10 град.) и за 15 мин. ЧХВ пересекли ее в направлении скал правого борта (ок. 850 м). Движение в связках. При необходимости, здесь можно ставить лагерь, с ледника и со скал стекают ручьи.

Вторую ступень ледопада обходим под скалами правого борта. Через 10 мин. ЧХВ вышли к "бараньим лбам", для спуска с которых хватило одной веревки перил, крепление на скальных крючьях. Камнеопасно!

На этом и двух последующих участках общее время прохождения в несколько раз превышает указанное ЧХВ, поскольку требовались частые и продолжительные осмотры склонов.

Около 800 м спуска по закрытому леднику без трещин (кр.скл. 20-25 град.) по правому борту выводят к "бараньим лбам", слева от которых расположена третья ступень ледопада. Виден язык ледника Дзинал. Для обхода "лбов" нужно подняться около 50м и траверсировать вправо по травянистым полкам около 250 м (прошли мимо расходной петли для спуска). Траверс выводит на тр.-ос. гребень, по которому с резким сбросом высоты можно спуститься к выположению у слияния рек из ледников Ирет и Дзинал. Спуск затяжной, кр.скл. 25-35 град. На первом же подходящем месте поставили палатки (46 мин. ЧХВ).

7.08.2013

От слияния рек из ледн. Ирет и Дзинал до левобережной морены ледн.Зер

16 день

2575м – 2323м (слияние рек Твибер и Дзинал) – 2752м

5,51 км

3 час. 33 мин.

+429 м

-252м

681м

снег

От места ночевки продолжили движение по пологому (10-5 град.) правому берегу реки из ледн. Дзинал. Перед слиянием с ледником Твибер стали траверсировать правый борт выше по склону для выхода на ледник. У слияния ледников русло резко поворачивает на юг. Левый борт долины на повороте становится крут. По ходу движения вдоль ледн. Твибер просматривался гребень правобережной морены, для выхода на который мы и забирали правее-выше. За один переход вышли на тело ледн. Твибер. В верховьях виден ледопад ледн. Асмаши (36 мин. ЧХВ).

При выходе на ледник оказалось, что правобережная морена отделена глубокой продольной трещиной, обойти которую можно было только в верховьях языка ледника. Поэтому стали спускаться в направлении левого борта (кр.скл. 20-25 град.), прошли купол грота, соединяющего борта долины и вдоль речки по левому борту вышли на пологую часть между реками обоих бортов, до их слияния и выше устья реки от ледн. Зер (31 мин. ЧХВ).

Перед нами был слияние двух мощных потоков рек от ледников Твибер и Дзинал, немного ниже – устье реки от ледника Зер. Участники пошли обследовать возможность перехода по ледово-моренному мосту (купол грота) с сильно осыпными склонами и нашли такую возможность.

фото 84. П.н. в устье р.Чалаат

фото 85. Движение в дол. р.Местиачала на участке после развилки

фото 86. Мостик через р.Мурквам

фото 87. Участок долины р.Мурквам перед выходом к "бараньим лбам"

фото 88. Спуск по "бараньим лбам" на дно долины у входа в каньон

фото 89. П.н. в начале каньона р.Местиачала

фото 90. Движение левым берегом р.Местиачала, до выхода к "Воротам Лехзыра"

фото 91. Обход водопада по левому борту

фото 92. Вид в сторону осыпного цирка у окончания центральной части ледника

фото 93. Осыпной цирк обходится справа

фото 94. Прохождение моренных гребней в центральной части ледника

фото 95. Вид на Джантуганское плато

фото 96. Траверс правого борта восточной ветви ледника Лехзыр

фото 97. Движение по восточной ветви ледника Лехзыр, вид в направлении западной ветви

фото 98. Ступень ледопада восточной ветви ледника

фото 111. Группа после прохождения первой ступени ледопада

фото 112. Пересекли ледник в направлении скал правого борта

фото 113. Участок перил при прохождении "бараньих лбов" второй ступени ледопада

фото 114. Участок траверса по тр. полкам при прохождении третьей ступени ледопада

фото 115. Участок спуска по тр.-ос. гребню перед выходом к слиянию рек

фото 116. П.н. в долине р.Дзинал

фото 117. Участок перехода правым берегом р.Дзинал

фото 118. Выход на язык ледника Твибер

фото 119. Вид в дол. р.Твибер: слияние р.Дзинал и р.Твибер, далее – устье реки от ледн. Зер

фото 120. Выход к слиянию

Расположен:

в хребте Гвалда, между пиком Комсомолец 3702,8 и в.3204,8

Соединяет:

ледн.Зер - Ю. приют Твибер (р.Твибер)

Прохождение:

08 августа 2013г.

Описание дано:

от слияния рек от ледников Твибер и Дзинал до пос.Лакири (переход в пос.Местиа)

Снята записка:

гр.тур. городов Запорожья, Харькова, Ялты в количестве (не указано) от 08.09.2012, рук. Гранев (?), Горденко (?), совершавших горное путешествие (категория не указана)

(07.08.2013, продолжение)

Вернувшись, взобрались на купол ледово-моренного моста (купол грота), по нему перешли на правый борт дол. р.Твибер (23 мин. ЧХВ) и без сброса высоты около 400м траверсировали склон (17 мин. ЧХВ).

Значительную часть подъема осуществляли по тр. склону с фрагментами осыпей и выходами бараньих лбов (кр.скл. 30-35 град.). Это – левый борт каньона р.Зер. Тропы нет. В верхней части тр. склон переходит в сильно осыпной чехол (сланцы) левобережной морены ледн. Зер, постепенно выполаживаясь при подходе к языку ледника. Вышли на слабонаклонный язык ледника (кр.скл. 10-15 град.), ледник преимущественно открыт, множество мелких трещин и ручьев, слабый осыпной чехол на небольшом удалении от левобережной морены. (106 мин. ЧХВ).

Во время обеда подсчитали, что подъем на перевал займет около 4 часов и спуститься к кошу по ту сторону перевала (местонахождение которого точно не известно) засветло мы не успеем. Поставили лагерь на морене, для чего вымостили площадки.

Ночью прошел дождь со снегом.

8.08.2013

От левобережной морены ледн.Зер до пос.Лакири

17 день

2752м – 3133м (тур.пер.Уфимский) – 1765м (окраина пос.Лакири)

14,37 км

5 час. 8 мин.

+381м

-1368м

1749м

сильная облачн.

нет

Вышли на язык ледника и пройдя немного вверх (в направлении на юго-запад) свернули влево (почти на юг), пересекли ледник у окончания пологой части и подошли к взлету в направлении перевала Уфимский (29 мин. ЧХВ, кр.скл. 5-10 град.). Ледник открыт, частые мелкие трещины легко проходятся, связки не требуются.

Седловина пер. Уфимский расположена в понижении гребня между пиком Комсомолец 3702,8м и в.3194м, крайней слева в гребне.

Подъем по ледово-фирновому склону с открытыми трещинами (обходятся слева) выводит в снежный цирк перевала (26 мин. ЧХВ, кр.скл. 30-35 град.).

На выположении ледника трещины закрыты свежим снегом, организовали связки. Несложный переход в направлении правой оконечности скального гребешка приводит к туру пер.Уфимский (кр.скл. 10 град., 16 мин. ЧХВ).

Тур расположен в узком скальном гребне, разделяющем снежный цирк с запада и травянистый склон с востока. Седловина расположена примерно в 100м на СВ (там тур отсутствует). Сняли записку, сфотографировались, сложили в рюкзаки групповое и личное снаряжение, каски оставили.

Спуск начали с седловины в 100м севернее по тр. склону ок. 30 град. с небольшими полками, траверсируя вправо (на юг). За два перехода немного утомительного спуска мы вышли к выположению, пересекаемого ручьем. (97 мин. ЧХВ).

В этом месте просматривалась слабая тропа вниз по склону, вероятно, к пос. Жабеши. Но поскольку мы хотели пройти через пос. Лакири, примечательный сохранившимися средневековыми башнями, мы целенаправленно искали тропу, траверсирующую склон выше зоны леса. Именно здесь и было ее начало.

Добавлю, что это было невероятно красивый треккинг. С тропы открывались виды каньона и долины р.Твибер, виды дол. р.Мулхура, тропа шла по лугам, петляла по лесу, узкой полоской подрезала скальный борт, открывала виды на грузинские общины с башнями, выводила на большой луг, где пасли коней и спускалась к поселку Лакири.

За три протяженных перехода по красивейшей тропе мы вышли к пос. Лакири, заночевали на окраине (140 мин. ЧХВ).

9.08.2013

От пос.Лакири до пос.Местиа

18 день

1765м – 1400м (южная окраина Местиа) – 1468м (дом Хергиани)

16,81 км

3 час. 13 мин.

+68м

-365м

433м

+20

нет

Пересекли посёлки Лакири и Жамуши и по асфальтированной дороге за два перехода дошли до южной окраины пос. Местиа (152 мин. ЧХВ), пересекли его и дошли к дому Идриса Хергиани, откуда у нас была заказана машина в Кутаиси (ещё 41 мин. ЧХВ).

фото 121. По ледово-моренному мосту перешли на правый берег долины

фото 122. Участок подъема по гребням левобережной морены ледн. Зер

фото 123. Участок морены перед выходом на пологий язык ледника

фото 124. Место ночевки на левобережной морене, вид в направлении перевала Уфимский

фото 125. Группа на ледн. Зер перед перевальным взлетом

фото 126. Подход к ледовому взлету

фото 127. Прохождение снежного цирка пер. Уфимский

фото 128. Группа возле тура пер. Уфимский

фото 129. Записка с пер.Уфимский

фото 130. Выход к началу траверса (зеленой линией показана тропа в пос.Жабеши)

фото 131. Виды с треккинговой тропы

фото 132. Окраина пос. Лакири

фото 133. На выходе из пос. Лакири

фото 134. По дороге дошли до Местии

фото 135. Во дворе у Идриса Хергиани

фото 136. Пропуск на нахождение в приграничной зоне

5. Итоги, выводы, наблюдения и рекомендации

· (район) Район проведения похода очень красив. Замечательные виды ГКХ и определяющих вершин.

· (район) C появлением на рынке авиаперевозок оператора WizzAir, заезд в страну стал относительно недорогим. Внутри страны переезды в пределах существующих автодорог (Кутаиси-Зугдиди, Кутаиси-Лентехи) налажены хорошо, а на участках "плохих" дорог (Зугдиди-Местиа) повышаются как в цене, так и в затраченном времени. Если же потребуется переезд между общинами, то лучше иметь на этот счет конкретные предварительные договоренности, иначе – очень дорого.

· (район) Перевалы категории 2А технически интересные, комбинированные по способу прохождения, но утомительны в части протяженных подходов и большого перепада высот.

· (район) Для района характерна сезонная непогода. И нам не повезло с тем, что ожидаемые сроки сдвинулись на период нашего похода. Как следствие, вместо одной дневки остановка с ожиданием улучшения погоды.

· (организация) К услугам посредника целесообразно обращаться для комплексного решения следующих вопросов: снаряжения (заказ газа – большая проблема!), трансфера, "заброски" продуктов (в нашем походе доставлялась без нашего участия), проживания в поселках (приемлемая цена зафиксирована заранее).

· (организация) Посещение "приграничной зоны" не представляет такой организационной сложности, как на российской стороне, пропуск оформляется быстро и без проблем.

· (тактика) Поход представляет собой линейную схему с двумя "забросками" (при ином построении от одной из них можно отказаться). Первая часть - отличная активная акклиматизация. Думаю, при наличии благоприятных погодных условий, восхождение на в.Лайла не было бы затруднено этим фактором.

· (тактика) Начало маршрута в пос. Лентехи позволяет решить вопросы и линейности маршрута и акклиматизации. Если восхождение на Лайлу не несет определяющего характера (кат. сл. похода), то лучше его делать радиально из дол. р.Ингури.

· (тактика) Направление прохождения перевалов Гульба (З-В) и Уфимский (С-Ю) можно считать оптимальным. Для пер.Башиль направление прохождения не имеет значения.

· (снаряжение) Количество веревок соответствовало количеству связок и оказалось оптимальным. Хотелось бы больше при перильной работе, но это было бы обузой все остальное время. Расходный репшнур 8мм 40м "разошелся" почти весь, расход скальных крючьев был значительным. Потребность в ледобурах была минимальной, самовывинчивающийся не понадобился. Снежные якоря (брались для восхождения на Лайлу) и фирновый якорь-самосброс не использовались.

· (снаряжение) GPS-навигатор – постоянный предмет снаряжения в моих походах.

· (финансы) Стоимость похода (на 1 человека) составила: только походная – около 1700 грн, общая – около 3300 грн. Это и не дешево, по отношению к стоимости похода в России, и не дорого, по отношению к другому зарубежью.

· (общее) Идеи похода удалось воплотить частично. В техническом смысле, поход содержит необходимый набор перевалов и километража. В эстетическом - да, хорошие впечатления, несколько приуменьшенные непогодой.

· (рекомендации) До похода нужно решить вопросы с транспортом, проживанием и топливом, вычитать из отчетов о проходимости ущелий и (обязательно!) наличия мостов. На маршруте учитывать, что: в верховьях троп нет (маркируются только легкие треккинговые маршруты), ледники сократились и их окончания сменились сложными осыпными склонами, ледовые участки преобразовываются в скальные, увеличивается протяженность предперевальных взлетов. Желательно оставлять несколько дней до вылета для осмотра достопримечательностей или отдыха у моря.

· В спортивном смысле, район позволяет осуществлять походы 1-5 кат.сл. и организовывать сборы.

Желаю Вам маршрутов красивых и безопасных!

Саня Мартынов

6. Список использованной литературы и других источников информации

1. Высокогорные перевалы. - М.: Издательство "Прест", 2001 г.

2. Правила змагань зі спортивного туризму. – г.Киев., 2008г.

3. Методика визначення категорії складності маршрутів гірських туристських спортивних походів. Затверджено Президією ФСТУ від 11 лютого 2012 р., постанова № 14, введено в дію рішенням Виконкому ФСТУ від 25 березня 2012р., постанова № 18.

4. Вимоги до складання звіту про спортивний туристський похід. Затверджено Виконкомом федерації спортивного туризму України від 27 травня 2002р., протокол №23, п.№4.

5. Отчет о горном туристском спортивном походе третей к. сл. по Сванетии (Центральный Кавказ), совершенном с 29 июля по 11 августа 2010 года, рук. Гозак Д.Ч. - http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=5889 (использован в части проработки перевалов Башиль, Чижди)

6. Отчет о горном походе 3 к.с. по Центральному Кавказу (Сванетия, Грузия) в июле-августе 2012 г., рук. Голубев М.В. - http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=5871 (использован в части проработки перевалов Семи, Башиль, Гуль-1, Гуличала Верхний)

7. Отчет о горном походе 4 (с элем. 5) к.с. по Центральному Кавказу (Сванетия, Грузия) совершенном с 04.08 по 24.08.2012 г., рук. Нагорный Л.И. - ссылка (использован в части проработки перевалов Гульба, Башиль, Уфимский)

8. Отчет о горном походе 5 (с элем. 6) к.с. по Сванетии, совершенном с 17.07 по 09.08.2012 г., рук. Рипа Н.Д. - http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=6042 (использован в части проработки перевалов Джевырылд, Джвари (Лайла), в.Лайла Ц., Чижди, Тот (в общей части с пер.Башиль), Семи)

9. Отчет о горном походе III к. сл. В Сванети (Грузия), с восхождением на вершины Тетнульди и Лайла, 15 июля-3августа 2010г., рук. Калле Кийранен. http://www.climbing.lv/docs/atskaites/pasp.2010.Caucasus.Svanetia.pdf

10. http://www.risk.ru/users/svanko/15635/ - "Грузия - что, где, как и сколько?" Мини-путеводитель по Грузии.

11. http://www.risk.ru/users/veronika/16389/ - "Я вернулась в Сванетию..." (описание района)

12. http://www.risk.ru/users/veronika/18332/ - "Осеннее Утро в Сванетии" (описание района)

13. http://svaneti.livejournal.com/ - о Сванетии (описание района)

14. http://www.travelgeorgia.ru/ - "Грузия для всех"

15. http://www.svanetitrekking.ge/rus/index.htm - о Сванетии (описание района)

16. http://курслари.com/ - (понятно из названия)

17. http://www.westra.ru/passes/ - проект "каталог перевалов" т/к "Вестра"

18. http://caucatalog.narod.ru/southcaumap/southcaumap.html - Схема Южного Кавказа (Грузии) (Большой Кавказ к югу от ГКХ), составитель М.Голубев

19. http://www.baurock.ru/history/kavkaz_names.htm - Опыт топонимического словаря «горных» названий Кавказа. Топонимический словарь. П.С.Рототаев.

Часть отчётов имела, по мнению автора, менее информативный характер. Ссылки на них не приводятся.

Приложение 1.
Картографический материал

При использовании GPS-навигатора меняется сам принцип работы с картами.

Подготовка предстоящего маршрута, как и анализ пройденного, производился в программе OziExplorer. В этой программе вся работа выполняется с точками (путевыми и точками трека) по их географическим координатам, а карты (любые с географическими координатами для привязки и любого масштаба) отображаются фоном на заднем плане. Можно отобразить пройденный путь, например, на туристских схемах, а можно на так называемых "генштабовских" картах.

При работе с электронными картами понятие масштаба становится некой отвлеченностью. При переключении, например, карт масштаба 1:50 000 и 1:100 000: на переднем плане отображается один и тот же трек маршрута, а на заднем – фоновая картинка разного размера. И это никак не связано с точностью маршрута. Я бы сказал, что раньше "нитку" маршрута рисовали по карте, сейчас – карта подкладывается под трек.

Кроме того, всегда есть возможность передать данные в программу Google Earth ("Планета Земля") и посмотреть маршрут на "объемных" фотографиях реальной местности.

При подготовке и проведении маршрута были использованы следующие карты и схемы:

- топографические ("генштабовские") карты К-38-026, К-38-038, М 1:100 000 и их "производные" М 1:50 000

- "Схема взаимного расположения вершин и перевалов Большого Кавказа. К38-26-в. Гора Ушба", М 1:50 000, составитель В.Г.Ляпин

- картографическая работа М.Голубева "Схема Южного Кавказа (Грузии) (Большой Кавказ к югу от ГКХ)" (caucatalog.narod.ru) [18].

Заявленная нитка маршрута отображена на картах, предоставленных в МКК при выпуске. На картах в составе отчета отображена нитка фактически пройденного маршрута. Треки дневных переходов представлены на фоне карты М 1:50 000 (в бумажном оригинале любой "генштабовской" карты сетка приведена с размером ячейки 2х2см).

При проведении маршрута использовался GPS-навигатор Garmin E-Trex 30.

Условные обозначения:

синяя линия - линия движения (отображена синим цветом)

7.08 - места и даты ночевок (окончания дневного перехода)

кош, мост - характерные точки на местности.

Карт. 1. Участок перехода 21-24.07.2013 (на фоне карты М1:50 000)

Карт. 2. Участок перехода 24-28.07.2013 (на фоне карты М1:50 000)

Карт. 3. Участок перехода 26-29.07.2013 (на фоне карты М1:50 000)

Карт. 4. Участок перехода 29-30.07.2013 (на фоне карты М1:50 000)

Карт. 5. Участок перехода 30.07-3.08.2013 (на фоне карты М1:50 000)

Карт. 6. Участок перехода 3-7.08.2013 (на фоне карты М1:50 000)

Карт. 7. Участок перехода 7-9.08.2013 (на фоне карты М1:50 000)

Приложение 2.
Высотный график маршрута

День пути

Отметки высот

22.07.13

778 м (окраина пос.Лентехи) – 860 м (п.н.)

23.07.13

860 м (п.н.) – 2060 м (п.н. под в.Жибе-Лахв)

24.07.13

2060 м (п.н.) – 1620 м ("развилка-1") – 1387 м (н.т.) – 1550 м (п.н. в дол.р.Ласкедура)

25.07.13

1550 м (п.н.) – 2500 м (сн.цирк под пер.Гайдара)

26.07.13

2500 м (п.н.) – 2841 м (пер.Тавери) – 1760 м (н.т., брод р.Скилири) – 1830 м (п.н. между рукавами р.Скилири)

27.07.13

1830 м (п.н.) – 2960 м (плечо гребня)

28.07.13

2960 м (п.н.)

29.07.13

2960 м (п.н.) – 3366 м (пер.Джвари) – 2806 м (н.т.) – 3107 м (пер.Чижди) – 2648 м (устьевая ступень)

30.07.13

2648 м (п.н.) – 1150 м (н.т. в дол.р.Ингури) – 1527 м (п.н. в пос.Наштколи)

31.07.13

1527 м (п.н.) – 2812 м (восточный приток р.Гуличала)

1.08.13

2812 м (п.н.) – 3337 м (пер.Гульба) – 2828 м (начало правобережной морены западной ветви ледн.Чалаат)

2.08.13

2828 м (п.н.) – 1656 м (мост у слияния рек Чалаат и Местиачала)

3.08.13

1656 м (п.н.)

4.08.13

1656 м (п.н.) – 2027 м (в.т.) – 2004 м (вход в каньон р.Местиачала)

5.08.13

2004 м (п.н.) – 2945 м (в.т.) – 2925 м (правобережная морена восточной ветви ледн.Лехзыр)

6.08.13

2925 м (п.н.) – 3120 м (гребень морены) – 3060 м (верхнее плато ледника) – 3440 м (седловина пер.Башиль) – 2575 м (слияние рек)

7.08.13

2575 м (п.н.) – 2323 м (слияние рек Твибер и Дзинал) – 2752 м (левобережная морена ледн.Зер)

8.08.13

2752 м (п.н.) – 3133 м (тур.пер.Уфимский) – 1765 м (окраина пос.Лакири)

9.08.13

1765 м (п.н.) – 1400 м (южная окраина Местиа) – 1468 м (дом Хергиани)

Примечание: все указанные выше абсолютные отметки приведены по данным GPS-навигатора.

Итого за время похода:

- набор высоты – 9 595м сброс высоты – 8 905м общий перепад высот – 18 500м

- наивысшая точка похода - 3 366 м (пер.Джвари)

- максимальная высота ночевки - 2 960 м (плечо гребня при подъеме на пер.Джвари со стороны дол.р.Скилири)

Приложение 3.
Смета похода

1. Расчет велся в двух денежных единицах (гривны и лари), курс обмена принят по курсу Приватбанка при снятии наличных в банкомате на территории Грузии 1лари = 5,104 грн.

2. Использование карточки Приватбанка было очень удобно, как для решения финансовых вопросов с иногородними участниками, так и для получения наличных в местной валюте. Комиссия составила 0,5, что сопоставимо с затратами при обмене.

3. В целом, заезжать в район можно с любой из трех основных валют: рубли РФ, доллары, евро. Но только не с гривнами! Много банков, обмен валюты сложности не представляет. По итогам наблюдений в двух походах, нет какой-то более "выгодой" валюты для схемы гривны-валюта-лари. Курс обмена очень близкий между банками, можно не тратить на поиски время.

4. Стоимость похода приведена на одного участника и без учета стоимости авиабилетов (см.п.2.4), которая была разной для участников из разных городов или покупающих в различное время. В транспортных расходах не учтены затраты на проезд некоторых участников в города авиасообщения.

5. Детальная информация следующая:

аптечка

34,72

4,30

дозакупка аптечки, пополнение на маршруте

документы

26,50

3,20

заявочные материалы, пополнение карточки "Билайн", оформление отчета

продукты

снаряжение

65,07

43,20

расходные материалы, газ, комплектация ремнабора, покупка оставленного снаряжения

транспорт

73,50

проезд Кутаиси-Лентехи, заброска продуктов в Мазери и Местиа, проезд Местиа-Кутаиси

страхование

124,70

0,00

6. Итоговые затраты на одного участника составили около 1715 грн. (без стоимости авиаперелета и проезда в города авиасообщения). Общая (при моем варианте перелетов) – около 3300 грн.

7. Целесообразно говорить о группах затрат. Они составили:

итого в грн.

грн. 1 715,06

100,00

Из наиболее затратных статей расходов лидерами являются: транспорт (авиабилеты + внутренние переезды), продукты и снаряжение.

8. Страхование производилось (из личных средств) в СК "ТАС" по программе "Активный отдых", на суммы 30'000 евро (медицинская страховка, включены спасработы, вызов вертолета, репатриация) и 2'000 грн. (от НС), что на 18 дней составило ~125 грн. с человека.

Приложение 4.
Медицинское обеспечение

1. Походная аптечка в течение нескольких лет поддерживается в актуальном состоянии профессиональным врачом, участницей Чернышевой Анной.

2. Затраты на аптечку проявляются в обновлении просроченных лекарств перед походом и дозакупке на маршруте.

3. Лекарства функционально разделены на два бокса: "неотложка" и "стационар". Общий вес аптечки 1900г. Ее состав следующий:

№ пп

Название

Применение

Спирт

Обработка ран, подготовка к инъекциям

Колдрекс (также использовались аналоги – грипаут, терафлю)

Повышенная температура, плохое самочувствие при акклиматизации, боль в горле, заложенность носа

Бактерицидный пластырь

Заклеивание мелких ран на руках (на ногах не держится)

Витамин С (Стирол, 500мг)

Акклиматизация, в т.ч. рекомендуется приём в 1-4 дни похода

Сенандексин

Слабительное

Перекись водорода

Промывание ран

Диклофенак мазь

Боль в суставах, ушибы, растяжения

Левомеколь

Любые раны, мозоли, опрелости, потертости итп

Випросал

Согревающая мазь, аналог финалгона. Растяжения, боли в суставах

10.

Спасатель

Солнечные ожоги в первый день, натоптыши.

11.

Перевязки

15.

Цитрамон

Головная боль, повышенная температура, низкое давление

16.

Антибиотик, эффективен при диарее

19.

Фурацилин

Таблетки для приготовления водного раствора. Его можно использовать для промывания ран или компрессов при обширных солнечных ожогах.

20.

Баралгин

Обезболивающее

21.

Диакарб

Слабое мочегонное, избирательно снижает внутричерепное давление. Эффективен при горной болезни.

22.

Симптоматическое средство при диарее

25.

Кетанов, табл.

Более сильное обезболивающее в таблетках

26.

Кетанов, амп.

Достаточно эффективное инъекционное обезболивающее

27.

Лоратадин

Противоаллергическое, в т.ч. эффективно при укусах ос или пчёл

28.

Оспамокс

Антибиотик. Показания – кашель и любые состояния, сопровождающиеся повышением температуры тела.

29.

Отравления

32.

Фарингосепт

Таблетки для рассасывания при боли в горле

33.

Троксевазин

Противоотёчное средство, ушибы и растяжения в 1-3 сутки, отморожения 1 ст на 2-3 сут.

34.

Фуросемид

Мочегонное, при тяжелой горной болезни, отеке Квинке

35.

Аспирин

Повышенная температура, плохое самочувствие. Любимый и знакомый многим препарат, который помогает от всего, от чего его просят.

36.

Энам

Антигипертензивное средство, повышенное давление.

37.

Глюкоза в табл.

Плацебо в случае наличия ипохондричного участника в группе.

38.

Дексаметазон, амп.

Инъекционный гормон. Травмы, шок, тяжёлые аллергические реакции. Практически универсальное средство первой помощи при тяжелых состояниях.

39.

Диклофенак амп

Растяжения, разрывы, артриты и различные хронические заболевания суставов

40.

Лазикс, амп.

Мочегонное, при травмах, затрагивающих позвоночник или череп, анафилактическом шоке, выраженных отёках, краш-синдроме.

41.

Левомицетиновые капли

Конъюнктивит

42.

Этамзилат, амп.

Кровоостанавливающее, как для инъекций при кровотечениях, так и для тампонады носа при носовом кровотечении или приёма внутрь.

43.

Супрастин, амп.

Противоаллергическое средство быстрого действия, при крапивнице, отёке Квинке и других аллергических реакциях

44.

Кордиамин, амп.

Стимулятор работы сердца, применяется при любых состояниях, когда требуется поддержание его работы в течение непродолжительного времени

45.

Адреналин амп. + глюкоза р-р амп.

Универсальное средство неотложной помощи при шоках, травмах и любых тяжелых состояниях.

46.

Герпевир

Герпес

47.

Дип-фриз

Охлаждающая мазь, эффективна при травмах без повреждения кожи (растяжения, ушибы, и т.п.) оказалась очень эффективной.

4. Для облегчения акклиматизации и профилактики горной болезни в группе был введён обязательный приём янтарной кислоты в дозе 2 таблетки по 0,25г 2 раза в день в первые 4 дня похода. Акклиматизация всех участников, даже тех, кто ранее отмечал признаки горной болезни, прошла практически незаметно. Один участник отметил значительно лучшее самочувствие по сравнению с предыдущим походом.

Приложение 5.
Состав ремнабора

Инструменты:

- мультитул

- кусок ножовочного полотна по металлу

- надфиль

- булавки 10шт.

- тросик металлический 1м

- саморезы 12мм 10шт.

- застежки фастекс: 50мм – 1шт., 40мм – 3шт., 30мм – 2шт., 25мм – 1 шт., 20мм – 3 шт.

- застежки 3-х щелевые 25мм

- нитки капроновые толстые и тонкие, по 1 катушке

- изолента

- скотч

- пластиковые хомуты 10 шт.

- клей универсальный "момент" и "суперклей"

- стропа 20мм и 25мм по 1,5м

- зажигалка

- наждачка.

Вес ремнабора в упаковке составил 970г.