Руководитель: А.Дубникова, Москва

Обезболивание

Кеторол (таблетки 10 мг)

10 таб

Выраженный болевой синдром. По 1 таблетке через 6-8 часов. Не более 4 в день, если более 1 суток + прием Нольпазы

МИГ 200 (таблетки)/Нурофен таб

Болевой синдром. 1 таблетка по требованию, головная боль, ОРВИ

Но шпа Форте 80 мг (табл) или Боралгин

Спазмолитик, спазмы гладкой мускулатуры мышц, 1 табл 2р/сутки

Вольтарен Эмульгель 50 г/ или Диклак 5 гель

1 туб

Воспаление суставов, мышц, сухожилий.Цилинд 4-6 см, втирать целофаном или перчаткой

Простуда,воспаление глаз, уха,герпес,аллергия

Парацетамол 500 мг (таблетки)

10 таб

При температуре более 37,8: 1 таблетка. Исключить алкоголь.Также обезболивает, не более 4 г/сутки

Амбробене ретард, 75мг (капсулы)

10 капс

При кашле по 1 капс. Утром. Кашель сухой или влажный, с затруднен отхождением мокроты

Азитромицин 500 мг (3 таблетки в упаковке)

1-2 уп

Антибиотик. Боль в горле/кашель+температура выше 37,8цистит. 1 таблетка (500 мг) за час до или 2 ч. после еды. 3 дня. Исключить алкоголь

Амоксиклав 625 (таблетки) в блистере

Антибиотик. Тяжелые инфекции. 1 таблетка каждые 8 часов. 5-10 дней

Аскорбиновая кислота 2г (порошок)

8 пак

Первые признаки простуды 1-2 г

Анти-Ангин/Грамидин для рассасывания

Боль при глотании. 4 раза в день

Биопарокс спрей

1 фл

При насморке,болях в горле,кашле

Називин (спрей) 0,05-10мл

Заложенность носа и ушей. Капли/спрей в нос. 2-3 р/д. Не более 7 дней.

Софрадекс (капли глазные и ушные)/ Визим

5 мл

Солнечные ожоги глаз,воспаление глаз/ушей при отсутствии гноя из уха.2 р/д

Фенкарол 25 мг

10 таб.

Все виды аллергии, не вызывает сонливости

Ацикловир мазь 1 г.

1 туб

В первый день появления простуды на губах каждые 4 часа.

Проблемы с ЖКТ

Нольпаза 40 мг (таблетки)/ Смекта

20 таб

Изжога однократно 1таб. Боли в верху живота 1 р\д 7 дней. Длительный прием кеторола: 1-2 таб в сутки.

Энтерофурил 200 мг (капсулы)

16 кап

Кишечная инфекция: понос, рвота. По 200 мг 4 р\день. Исключить алкоголь

Имодиум/или лоперамид

10 таб

Симптоматическое устранение поноса,сначала 2 капс,затем по 1 после каждого жидкого стула

Мезим форте

Горная болезнь

Диакарб 250 мг

20 таб

Горная болезнь профилактика: 1 таблетка 2\д. Быстрое восхождение и лечение: 2 т 2р\д. Начинать за 1-2 дня до восхождения.

Сердечно-сосудистые средства

Нитроглицерин 0,5 мг (капсулы подъязычные)

10 кап

1 капсула под язык при сильных болях за грудиной сжимающего характера, после Валидола, действует через 4 мин, ПРИНИМАТЬ ЛЕЖА!!

Валидол

5 таб

Боли в области сердца, тошнота при укачивании и на высоте, успокаивающее

Аспирин 100 мг

Лечение обморожения на этапе транспортировки по 125 мг/сут

Трентал 100

Лечение обморожения на этапе транспортировки по 1 таб.3р/сут

Нашатырный спирт(раствор аммиака водный)

1 ампула

Обморок. Вдыхание паров со смоченного р-ром ватного диска. Плотно закрывающийся флакон из полиэтилена/ампула

Наружные ранозаживляющие, противовоспалительные,антисептические и антибактериальные средства

Йод 5

1 пуз

Обработки кожи вокруг ран, мозоли, при ангине: 3-4 капли 100мл воды

Хлоргексидин 0,2 водный раствор

75-100 мл

Обработка ран., антисептик. Полоскание горла (в разведении с водой 1:4)

Перекись водорода 3 р-р

Обработка ран, остановка кровотечения в т.ч. носового

Гидропирит, табл

10 шт

Для промывания ран, 2 табл на 50 мл воды, полоскание горла 1табл на стакан воды

Спирт 70 или спиртовой р-р хлоргексидина

50 мл

Обработка кожи вокруг ран, невскрывшихся мозольных пузырей

Бетадин мазь 20 20 г

1 туб

Ожоги, инфицированные раны, гнойничковая сыпь

Актовегин мазь 5 20 г

Чистые раны, мозоли, ожоги в т.ч солнечные, после обработки антисептиком, ранозажив

Д-Пантенол крем

Лечение ожогов,обморожений,ран

Пластырь силкопласт эластичный

Лечение мозолей, ран, ссадин

Стрептоцид

5 пак

Остановка кровотечения, обеззараж, сыпать на мозоли, раны

Перевязочные средства, инструменты

Бинт эластичный 3 м х 8 см

Фиксация суставов при повреждениях

Фиксирующий бинт Peha-haft

Фиксация асептических повязок. Опционально.

Пластырь рулонный, широкий 4-5 см

1 шт

Заклеить пятки перед выходом всем

Пластырь бактерицидный

Нанесение антисептиков

Термометр

1 шт

Лучше хороший электронный.Если стеклянный-с защитой пластиковым чехлом/ватной прокладкой

Ножницы

Легкие острые маникюрные

Булавки

3 шт

Фиксация краев эластичного бинта

Шприц инсулиновый

1 шт

Вместо пипетки для капель софрадекс

Мази

3 шт

Нож (пилочка) для ампул, лезвие

1 шт

Обычно находится в упаковках с ампулами

Бинт стерильный большой

5 амп

1-2 ампулы в зависимости от тяжести сразу поосле получения травмы

Преднизолон 30 мг/мл ампулы по 1 мл

Шок при тяжелой травме, 90 мг в\в или в\м. Разовая доза до 150 мг.

Супрастин 20 мг (ампулы 1 мл)

3 амп

Аллергические реакции, усиление обезболивания. 1-2 амп в сутки

Сульфокамфокаин 100 мг\мл амп по 2 мл

2 амп

Нарушения дыхания, острая сердечная недостаточн. По 2 мл 2-3 р/д, при травмах через 1-2 часа

Не забыть взять крем от солнца 50 фактор защиты. Даже в мае.

Аптечку общего назначения упаковать в пластиковый контейнер с плотно закрывающейся крышкой. Внутрь положить 1-2 вкладыша из целофана или ткани с пропиткой. Можно заменить целофановыми пакетами с молнией. Препараты разделить на группы по списку и сложить в разные карманы для удобства ориентирования. Стараться покупать таблетки в пластиковых блистерах, флаконы из полиэтилена. Все препараты маркировать. Бумажные упаковки защищать пакетом с застежкой. Вложить описание: распечатать 1и 2 страницы данного списка.

Аптечка скорой помощи: ампулы, упакованные в пластиковый контейнер, бинты, салфетки и шприцы упаковать вместе в герму. Положить маленький флакон спирта 5-10 мл и несколько ватных дисков для обработки кожи перед инъекцией.

Индивидуальная аптечка

Рулонный пластырь 4-5 см, широкий

Гигиеническая помада

с UV защитой

все чтотребуется индивидуально, с инструкциями

Испольхование и рекомнедации:

участник

использовал

йод и пластырь от мозолей на пятках, даже пришлось докупать лично в Цермате, силиконовый стоил 10 франков упаковка.

растяжение связки на голеностопе - использовала эластичн. бинт из личной аптечки, коленки во второй половине похода - мазь диклак + наколенники, противовоспалительные таблетки мовалис или диклак из моей личной аптечки, ссадины - перекись водорода

проблема с жкт после Цермата - лоперамид + смекта, коленки - мазь диклак

только витаминки, один раз пережарился - депантенол

порезы - лейкопластырь

противовоспалительные из личной аптечки

все

от ушибов и синяков - троксевазин, колени 4 человека - мазь диклак, от солнца - солнцезащитный крем, после солнца и ветра - детский крем + депантенол

Рекомендации:

брать два пузырька йода, т.к. очень универсальное средство, подсушивающее, разогревающее, снимающее отеки после ушибов.

Депантенол брать или 2 маленьких тюбика, чтобы можно было избавиться от использованной упаковки в цивилизации или брать тюбик больший по объему, у нас был 25 г (восстанавливает кожу после ожогов, обветривания, потрескавшиеся губы, ранки)

Лейкопластырь брать побольше маленьких

Солнцезащитный крем тоже лучше разделить на два тюбика, т.к. есть возможность избавиться от мусора в цивилизации

Личную аптечку участники должны не забывать формировать самостоятельно, учитывая свои хронические заболевания и старые травмы

Мазать натёрты бока хорошо троксевазином.

Из Бетадина и Актовегина можно брать что-то одно.

Впервые попробовали нольпазу от изжоги – очень понравилось.

Хорошо бы добавить в состав этой аптечки разогревающую мазь.

Составила Терещенко К.

Питание.

Таблицу нашей раскладки можно скачать тут: http://yadi.sk/d/5q1TK1hdE3YzN При составлении раскладки пользуются разными вариантами, вариант одной таблицы на все дни на одном листе мы считаем более удобным. При этом можно видеть повторяемость гарниров и другой пищи, удобно считать итоговую закупку.

Выводы по раскладке:

1.? Завтрак: Каши с утра в группе, где много девушек, а возраст участников ближе к 30, а не к 17-20 годам, в походах 2 к.с., возможно, надо брать меньше чем брали мы (у нас было 55-60 гр на чел-ка в день, в зависимости от крупы, кроме кус-куса, которого было 40). "Возможно", потому что вообще раскладка была не очень большая (500-550 гр. на чел-ка в день), и вообще-то уменьшать ее не стоило бы, особенно за счет крупы, и особенно крупы на завтрак. Есть рекомендации брать меньше круп для еды в первые дни, когда у участников акклиматизация. Но в нашем походе те участники, которые отказывались от части утренней каши, делали это не только в первые дни похода, а периодически в течение всего похода.

2.? Завтрак: Сухофруктов в кашу с утра надо не 5 гр, а 10 (или даже 15, если раскладка позволяет.

3.? Завтрак: ММС (масло+молоко+сахар) в утреннюю кашу, которое готовится заранее в Москве – великая вещь! Заметно экономит время дежурных и уменьшает кол-во мусора, который надо носить с собой.

4.? Карпит. Можно попробовать чередовать классический карпит, который мы использовали примерно первую половину маршрута (сухофрукты+леденцы+орехи) с вариантом "батончики мюсли+леденцы". Чередовать мы стали во второй половине, после очередной закупки. Только надо убедиться, что у батончиков достаточная калорийность. Из орехов стоит или брать только кешью (т.к. он вкуснее всех и его везде рекомендуют для карпита), или отдельно опросить участников, какие орехи они любят. Леденцов в карпит надо в день больше 2-х, хотя бы 4. При покупке готовых смесей (например мы брали в Цермате) покупать лучше только с цельными орехами.

Общее:

6.? Соль. Соль весит мало, а продукт критичный. Поэтому ее кол-во надо рассчитывать точнее и покупать все равно больше чем надо, делить на две порции и одну давать носить другому человеку. Ее также надо хорошо и удобно для пользования дежурными упаковывать в упаковку, которая не может сама открыться, так что из нее все высыпается.

7.? У руководителя было мнение, что в походах, где так часто происходит спуск в цивилизацию, можно еще сильнее уменьшить раскладку, чтобы было легче идти, и "отъедаться" в цивилизации.

8.? Нужно доносить до сведения участников, что еду не в зоне ледников (да и вообще нигде) не стоит на ночь и вообще надолго оставлять снаружи от палатки и вообще без присмотра, т.к. ее могут унести животные (или люди, хотя это, наверное, не про Альпы). Или уж упаковывать так, чтобы сильно не пахло.

9.? Может быть, стоило взять из Москвы больше продуктов (в идеале на всю первую часть маршрута, до первой промежуточной закупки), а не только те, которые трудно или нереально купить в Европе (как восточные сладости, гречку и сублимясо). Это позволило бы сэкономить время в Милане и немножко деньги. Однако для этого надо было бы точнее подгадывать заранее с весом рюкзаков, продумать, что можно будет одеть на себя в самолет из тяжелой одежды, взять в ручную кладь и т.п.

10. Лимонка (смесь лимона с сахаром или мёдом) – раньше была практика лимоны нарезать, попробовали перекрученные – понравилось больше.

11. Местные продукты. В Милане мы купили очень вкусные колбасы с/к, которые хорошо хранились (их шкурка изначально была покрыта кажется каким то грибком, смотрелось как белая плесень). А вот в Аролле мы купили обычную салями, которая испортилась на третий день. Сало в Европе есть и не плохое. В целом на месте можно купить все (или подобрать замену), стоит примерно раза в 2 дороже. Но продукты те казались иногда вкуснее привычных нам.

Составила Ашкинази М.

вес сумма

веревка 50м

2050

Веревки использовались для связок неоднократно. Два раза организовывали страховку, один раз провешивали перила одной веревкой и страховку второй.

веревка 50м

горелки основные Pinguin факел (накручивающиеся)

в 10 й ходовой день резиновые уплотнители у обеих горелок расплавились - горелки стали несправными (это второй поход горелок)

горелка запасная

запасная горелка использовалась взамен двух неисправных 10й-12й ходовые дни

палатка Саши

Две палатки на 2,5 места с тамбуром и юбкой. Палатки разбивали на две части для распределения веса между участниками - стойки и основная часть. Всегда было много конденсата на обеих палатках.

стойки Саши

ледобур

ледобур grivel-360

безмен

использовался для распределения продуктов при дозакупках

кан

экран (сделан из фольги)

экран и крышка для одного кана сделаны из фольги для уменьшения веса и удобства транспортировки. Нужно выбирать плотную фольгу (тонкая горит)

аптечка 1

аптечка 2

рем. набор

кухня

карабин

одновременно все карабины не использовались.

инструкторский набор

2 петли petzl 120 и 180 см

жумар

ВСЕГО

ж

м

газ Primus Power Gas 4 Season Mix

не учтен вес тары. Газа хватило как раз, топили снег три раза, газ из одного баллона 450 гр частично был стравлен

газ Primus Power Gas 4 Season Mix

4. Обвязка (верх+низ).
  5. Карабины 3 шт.
  6. Спусковое устройство
  7. Репшнур (2 шт. 1,5 и 6 м, d=7мм.)
  8. Палки трекинговые.

Подробные списки неспециального снаряжения каждого участника прилагать не будем. Напишем лишь то о чём хотим оставить отзывы.

1. Рюкзак

Bask Shivling 90 V3. отличный рюкзак, идеальное сочетание веса, вместимости и разных других опций. И, кажется, один из немногих, при использовании которого у худеньких девушек не натираются бока. Имеет клапан с тремя большими отделениями, что очень удобно, два входа, и хорошую подвеску.

1. Спальник

Alexika Nord. Температурные характеристики хорошие, но вес слишком большой – 2100 г.

Sivera aer ( комф -6). На леднике участница замерз в термобелье, в остальные дни было хорошо.

Cat's Meow The Norht Face женский, темп. комф. -3. Теплый, легкий. Участница до конца не застегивала, было жарко. Руководитель в этом спальнике замёрз только на высоте 4300 м (когда ходила на в. MontBlanc). Спальник отлично сжимается и восстанавливает форму. Но уже после месячного использования форму восстанавливает гораздо хуже чем новый.

1. Ботинки.

Необходимы именно горные, трекинговые слишком лёгкие для этого маршрута (хотя и много топ).

1. Одежда штормовая (штаны, куртка)

Штаны Quecha с внутренним слоем - тяжелые. Но удобные тем, что снимаются через ботинки, утром пока холодно можно идти в них, потом снимать и оставаться в ходовых легких.

1. Носки 2-3 пары

Спать в теплых носках лучше носки без резинки. Как ходовые теплые носки не использовали.

1. Кофта (флис) 2 шт.

Кто то за поход одевал обе, кто-то только одну, возможно, просто с погодой повезло.

1. Перчатки "рабочие" для работы с веревкой тонкие шерстяные для несильных холодов и толстые, типа горнолыжных.

Понадобились все, тонкие брали не все участники.

1. Шапка тёплая.

Подшлемник (флис) - очень удобная вещь, т.к. заменяет и шапку, и шарф и очень мало весит.

1. Кружка, миска, ложка, нож.

Нож швейцарский с кучей опций - хорошо, но много опций, следовательно, заметный лишний вес. Для похода не советуем. Реально из него понадобились сам нож и открывашка.

Для посещения Европейских гор с пребыванием в цивилизации рекомендуем просто брать хорошую одежду по минимальному набору, чтобы не стыдно было ни в ресторане, ни на пляже, ни в горах. Если закладываются ночевки в кемпингах, в них есть возможность и постирать и посушить, поэтому лишнее брать не надо (типа 5 пар носков).

Для личной гигиены рекомендуем сухой шампунь LUSH, оно лёгкое, заменяет мыло, гель для душа и шампунь. Одного шампуня нам хватило на двух человек.

2.10.Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения.

дата

SFr. 252,00

88 886

Москва

Билеты на самолет (туда/обратно)+ оплата багажа

Салахова

Дубникова

визы

14 100

кроме одного участника, виза была

сим-карта роуминг

108,33

плюс траты по ней

Покупка валюты в общую кассу

48 527

180 216

Составила Салахова Н.

2.11.Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Картографический материал Альп очень разный, каждая страна (Италия, Швейцария) имеет своеобразный стиль карт. Мы рекомендуем пользоваться несколькими картами разного типа. Они хороши при ориентировании на маршруте, но вот планировать поход удобнее по хребтовкам, а подробные хребтовки Альп нам не встретились. На сайте www.map.geo.admin.ch есть онлайн версия швейцарских топографических карт, которые также захватывают итальянскую долину Аосты. Их можно бесплатно смотреть в браузере. Мы с помощью самодельной программы скачали все фрагменты карт и собрали из них привязанную в OziExplorer карту, которую можно использовать при планировании маршрута, а также загружать в gps, которые поддерживают растровые карты.

Информаци о районе можно изучить по имеющимся отчётам на русском языке. Также для составления маршрута похода руководитель пользовался сайтом www.camptocamp.org и программой Google Earth, и находящимися там ссылками иностранных источников на фотографии и описания перевалов.

Сотовая связь вопреки обещаниям была не везде, частота нахождения сети была у всех разной. Мы пытались провести закономерность от модели и оператора, но это не вышло (хуже всех «ловил» телефон руководителя - Philips Xenium двухсимочный). Но в целом спутниковый телефон на такой маршрут ещё не нужен, при надобности до связи и до ближайшего приюта можно добраться за пол дня.

Маршрут пройден интересный в спортивном и эстетическом отношении. Маршрут соответствует 2 категории сложности. График похода, составленный с небольшим дневным километражем и немалым количеством перевалов, себя оправдал – поход получился технически насыщенным, но в тоже время ненапряженным и без явных отклонений от графика. Набор перевалов получился очень разнообразным. Рельеф перевалов включил средние и крупные осыпи, снежно-ледовые участки, большие и маленькие ледники с трещинами и без, также участки тропы специально оборудованные Via ferrata. На маршруте мы встречали также морены разных возрастов, конгломерат, бараньи лбы, нунатаки – для новичков это хорошая практика по горному рельефу. Походы 2 к.с. в данном районе можно разнообразить восхождениями – многие вершины имеют несложные пути восхождения, позволяющие почувствовать себя альпинистами и побывать на обзорных точках. Также маршрут наш получился вокруг в. Маттерхорн, интересно было увидеть её со всех «ракурсов».

Траты участников на это путешествие составили примерно 37-40 тыс. рублей на каждого. При желании, можно сэкономить на закупке продуктов в Москве и меньшем пользовании «благами» цивилизованных Альп.

Район Западных Альп имеет простые и относительно дешевые заезды на общественном транспорте, возможность купить продукты посередине маршрута, а также много приютов и кемпингов, где можно устроить дневки, переждать плохую погоду и получить при необходимости помощь. Других туристов там много, но они в основном концентрируются вокруг самых простых маршрутов, приветливы и не напрягают своим присутствием.

Западные Альпы очень интересный и красивый горный район. В этих горах гораздо более простые подходы, как для участников, так и для руководителей, за счет того, что много натоптанных троп, хорошая разметка троп и развилок, в потенциально опасных местах провешена via ferrata. Снежно-ледовые перевалы по сложности совпадают с перевалами в горах СНГ. Перевальные взлеты для скально-осыпных перевалов проще (via ferrata) и с меньшей вероятностью потребуют применения веревок. Это может несколько притупить осторожность тех, кто сходил там впервые в поход. Участникам таких походов нужно рекомендовать пройти поход такой же сложности в менее цивилизованных горных районах. Также европейские горы немного расхолаживают – участники видят людей с маленьким грузом, без специального снаряжения проходящих те же перевалы. То есть мы бы сказали, что Западные Альпы как «палка о двух концах» с одной стороны просты и привлекательны, с другой стороны нужно понимать, кого мы воспитаем в таком походе.

2.12.Приложения

Фото-хостинг на котором лежит много наших фотографий с похода (альбомы «Альпы-2013, 2 кс, день N», где N – это день похода): http://photo.qip.ru/users/plushiha/.

Список использованных для подготовки похода отчётов и ссылок:

1. Отчет Чистяковой 3 к.с. 2008 г.
  2. Отчет Сыроквашиной Е. 1 к.с. 2011 г. Турклуб Вестра.
  3. Отчет Назарова М. 3 к.с. 2011 г. Турклуб МГУ www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=5606
  4. Отчет Муйжнек 4 к.с. 2003 г. www.mountain.ru/world_mounts/western_europe/2004/alpy_pohod

5. Отчёт Чушеав А. ТК МГТУ им. Баумана www.tkmgtu.ru/library/index.php?title=D09ED182D187D0B5D182._D090D0BBD18CD0BFD18B_2011_3D0BAD181._D0A7D183D188D0B5D0B2_D090D0BBD0B5D0BAD181D0B0D0BDD0B4D180&oldid=15698

6. Отчёт Михаила Бакулина2012 г. http://penninealps.ru/marshrut.htm

7. http://forum.awd.ru/viewtopic.php?t=169033

8. Отчёт Лебедева К. 2012 г. http://forum.awd.ru/viewtopic.php?t=169033

9. Описание похода по Альпам http://krahs.livejournal.com/19332.html

10. Карты www.camptocamp.org

11. Карты www.map.geo.admin.ch

12. панорамные фото http://www.360cities.net/area/italy

Фотографии с некоторым обзором района:

Фото 39. Вид с пер. Fenetre de Durand на север.

вид с Col Fentre Durand на север

Фото 40. Вид с пер. Col de Lire Rose на юг.

вид с Col de Lire Rose на юг

Фото 41. Вид с пер. Mont Rouge на юг.

вид с Mont Rouge на юг

Фото 42. Вершина Mont Blanc de Cheilon с лед. Gl. de Gietro.

вид в. Mont Blanc de Cheilon с лед. Gl. de Gietro

Фото 43. Вершина La Ruinette с лед. Gl. de Gietro.

виды в. La Ruinette с лед. Gl. de Gietro

Фото 44. Пик Les Aiguilles Rouge d'Arolla с лед. Cheilon.

Пик Les Aiguilles Rouge d'Arolla с лед. Cheilon

Фото 45. Панорама со стоянки 15.08 (от Plan de Bertol на запад).

панорама со стоянки 15.08 (от Plan de Bertol на запад).

Фото 46. Вид с пер. Bertol на запад.

вид с Bertol на запад

Фото 47. Вид от оз.Grand Lac на северо-восток (Col de Vofrede?).

вид c оз.Gran Lago на северо-восток (Col de Vofrede?)