Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
Добро пожаловать ! | Войти в Клуб Mountain.RU |
|
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке
МКК
|
МКК горный туризм > Библиотека |
Руководитель: А.Мартынов, Мос.область
Отчет о горном походе 4 к.с. по Памиро-Алаю в июле 2013 г. Часть 1
МООО «РСФСТ» Федерация Спортивного Туризма города Долгопрудного (Московская область)
ОТЧЁТ о горном спортивном походе четвертой категории сложности по Памиро-Алаю в районе Матчинский горный узел в период с 03 июля по 21 июля 2013 года
пос. Дихисор – пер. Парак сев. зап. (2А, 4300м/4310мGPS) – дол. Парак – пер. Фитурак (2А, 4200м/4230мGPS) – дол. Назар-Айляк – пер. Паран (2Б, 4200м/4200мGPS) – лед. Паран – лед. Толстого – пер. Землепроходцев (2Б, 4950м/4950мGPS) – вершина Землепроходцев (2А, 5150м/5120мGPS) – лед. Скачкова – пер. Осиповичи (2Б, 5070м/5070мGPS) – лед. Мир-Амин – пер. Мир-Амин (2Б, 4500м/4790мGPS) – лед. Зеравшанский – пер. Дарапиоз вост. (2Б, 4500м/4340мGPS) - вершина Игла (2А, 4750м/4770мGPS) – лед. Дарапиоз - пер. Ахун юж. (2А, 4100м/4060мGPS) – дол. Ахун - дол. Дарапиоз
Маршрутная книжка №6/2013 Руководитель группы: Мартынов А.В. e-mail: martinov_85@bk.ru
1. Справочные сведения (паспорт спортивного похода) 1.1. Проводящая организация. Федерация Спортивного Туризма города Долгопрудного (Московская обл.) 1.2. Место проведения. Таджикистан, Памиро-Алай, район Матчинский горный узел 1.3. Общие справочные сведения о маршруте.
1.4. Запланированная нитка маршрута. пос. Дихисор – пер. Парак сев. зап. (2А, 4300м/4310мGPS) – дол. Парак – пер. Фитурак (2А, 4200м/4230мGPS) – дол. Назар-Айляк – пер. Паран (2Б, 4200м/4200мGPS) – лед. Паран – лед. Толстого – пер. Землепроходцев (2Б, 4950м/4950мGPS) – вершина Землепроходцев (2А, 5150м/5120мGPS) – лед. Скачкова – пер. Осиповичи (2Б, 5070м/5070мGPS) – лед. Мир-Амин – пер. Мир-Амин (2Б, 4500м/4790мGPS) – лед. Зеравшанский – пер. Дарапиоз вост. (2Б, 4500м/4340мGPS) - вершина Игла (2А, 4750м/4770мGPS) – лед. Дарапиоз - пер. Ахун юж. (2А, 4100м/4060мGPS) – дол. Ахун - дол. Дарапиоз 1.5. Пройденная нитка маршрута. Отклонений от заявленной нитки маршрута не было. 1.6. Определяющие препятствия маршрута.
1.7. Руководитель группы. Мартынов Андрей Владимирович e-mail: martinov_85@bk.ru 1.8. Состав группы.
1.9. Поход рассмотрен МКК.
2. Вводная часть 2.1. Общая смысловая идея похода. Целью этого похода было повышение технических навыков, проверка физической подготовки участников, практическое применение знаний полученных во время учебного процесса, получение опыта прохождения перевалов 2Б, повышение опыта в горно-спортивных путешествиях, изучение нового района, а так же участие в Чемпионате ЦФО. Для этого был выбран район Матчинского горного узла. Который с одной стороны приближен к Памирским высотам (высота трёх перевалов была около 5000 м), а с другой стороны, район позволял проложить технически насыщенную нитку. Нами было пройдено 5 перевалов категории 2Б и 3 перевала категории 2А, а также 2 вершины категории 2А. Район считается сухим, количество осадков в летний период выпадает немного и приходится на 2-3 дня в месяц. Общая идея маршрута заключалась в том, что мы сначала прошли 3 перевала на Зеравшанском хребте, расположенных на высотах 4200-4300 м. А получив первичную акклиматизацию, прошли перевалы в районе Туркестанского хребта, высотой 4500-5150 метров. В завершающей части маршрута поднялись на пик Игла, являющимся центром соединения трех могучих хребтов: Туркестанского, Зеравшанского и Алайского. Путь наш проходил по Зеравшанскому леднику, который по своим масштабам превосходит многие ледники других горных систем, его длина составляет - 25 км. Нами был пройден пер. Паран (2Б, 4200), который находится в Зеравшанском хребте и соединяет дол. Назар-Айляк и дол. Зеравшан. Из многих отчетов было понятно, что прохождение этой части хребта для многих групп было камнем преткновения. Перевалы, соединяющие эти долины, а именно Ярхич (2Б), Паран (2Б), Назар-Айляк 2 (2Б) и Назар-Айляк 1 (3А) не ходили с 80-ых годов, считалось, что они усложнились, а описания совсем старые, либо просто были утеряны. Пройдя этот перевал, мы надеемся, что возродим интерес туристов к этой части Матчинского горного узла. Самой высокой точкой похода был пик Землепроходцев, его высота составила 5120 метров, запомнился он красивыми видами на хребты и вершины Матчинского горного узла, а также склонами, уходящими в бездну с северо-восточной стороны. На весь поход предусматривалось продуктов на 22 дня. Из них, была сделана одна заброска, рассчитанная на 11 дней пути, которую 4 июля мы занесли под ледник Паран и спрятали в моренном чехле ледника Зеравшанский, на высоте 3110 м. Продукты на остальные 11 дней, несли с собой. Вес продуктовой раскладки составлял 570 гр. (чел/д) на первую, и 600 гр. на вторую часть похода.
2.2. Предпоходная подготовка. Регулярно проводились лекционные и практические занятия. В зимний период тренировки проводились на пруду, вблизи Филёвского парка. В июне неоднократно проводились тренировки в карьере, у деревни Полушкино. В процессе тренировок осваивались приёмы прохождения снежных, ледовых и скальных маршрутов, работа с верёвкой. Группа приняла участие в кросс-походе, который проводил Вестровский турклуб, где успешно справилась со всеми препятствиями и заняла третье место из восьми команд.
2.3. Организация безопасности. Все участники группы были застрахованы в страховой компании Югория на сумму 30000 долларов. У группы имелся спутниковый телефон системы Иридиум. Каждый второй день группа выходила на связь с координатором. Координатор располагал всей информацией о походе (карта, нитка маршрута, график движения, координаты участников, данные страховой и турфирмы). Вся подробная информация своевременно выкладывалась в интернете.
2.4. Выбор построения нитки маршрута и варианты подъезда и отъезда. Вариант заезда в район с севера, через пос. Ворух предвещал пересечение границы Киргизии и Таджикистана и возможные последующие проблемы. Если же границу не пересекать, то можно построить нитку маршрута на Киргизской стороне, но она получалась менее интересной и более ограниченной. Также рассматривался вариант начала маршрута с юга по памирскому тракту от пос. Хоит -1 день пути. Но от этой идеи отказались по причине продолжительных и сложных подъёмов по долине Дарапиоз или Назар-Айляк. Вариант захода с запада являлся наиболее интересным по причине плавного набора высоты и меньших сложностей до самого ледника Зеравшанский. Однако пути подъезда самые продолжительные, из рассматриваемых вариантов, он требует переезд перевала по туннелю около пос. Азноб и попадание в долину реки Зеравшан, далее необходимо проехать 160 км по грунтовой дороге. Качество дороги первые 120-140 км – хорошее, а последние 20-25 км не доезжая, до пос. Дихисор, дорога портится, и для наших микроавтобусов стала хоть и проходимой, но весьма проблематичной. В 2013 году местные жители возвели новую переправу в 14 км выше от пос. Дихисор, координаты: N 39.427297 Е 70.345133 (датум карты - Pulkovo 1942). Появилась возможность доезжать до самой переправы, к которой ведет грунтовая дорога по правому берегу реки. Варианты прилета были два – через г. Худжанд и г. Душанбе. От Худжанда было бы быстрее, но возможность сделать погран-пропуска, по словам тур фирмы, была только в г. Душанбе, на этом варианте и остановились. Из Москвы группа добиралась самолетом до г. Душанбе. Заранее были заказаны микроавтобусы. Регистрацию сделала турфирма на следующий день. А вот погран-пропуска турфирма не хотела делать по причине: что они не нужны, но мы настояли и их сделали. Как выяснилось в походе, у нас их действительно проверяли пограничники. Из Душанбе доехали до пос. Дихисор. Хотя нас хотели высадить, по причине плохих дорог, не доезжая до пос. Дихисор за 15 км. Повезло, что водитель второй машины настоял, что бы нас довезли до места. Дороги на самом деле не настолько плохи, а вот турфирма предоставляет автомобили, скорее пригодные для асфальтированных дорог. На обратном пути из дол. Назар-Айляк ездят самосвалы с углем, на одном из таких нас довезли до г. Гарм, а из г. Гарм до города Душанбе доехали на микроавтобусе. Из г. Душанбе летели самолетом в Москву.
2.5. Аварийные выходы и запасные пути. Со стороны всех долин Зеравшанского ледника можно было спускаться, не имея технических трудностей. А вот дол. Ахун в нижней части на правом берегу имеет труднопроходимые прижимы. После спуска из дол. Ахун в дол. Дарапиоз, на её правом берегу имеются так же сложно проходимые прижимы. В случае возникновения непредвиденных ситуаций, на определяющих перевалах, были предусмотрены запасные варианты пути.
2.6. Организационные сведения. Для оформление пропусков в пограничную зону, регистрации, заказа микроавтобуса связывались с туристской фирмой: «Asia Discovery» под руководством Елены Лоренц, (992-907) 521-121,
3. Характеристика района – Памиро-Алай (Матчинский горный узел). Матчинский горный узел – мощный центр оледенения горной системы Памиро-Алая, расположенный на стыке Туркестанского, Зеравшанского и Алайского хребтов и их отрогах. Высокогорный район Матчинского узла представляет собой чередование высоких хребтов и глубоких узких межгорных ущелий и долин, заполненных ледниками. Хребты, поднявшиеся до высоты почти 5800 м, содержат большое количество пятитысячников и перевалов средней и высокой сложности. Сравнительно простые перевалы находятся в отрогах основных хребтов. В районе стыка Туркестанского и Зеравшанского хребтов расположился огромный, даже по памирским масштабам, Зеравшанский ледник длиной 25 км, из которого вытекает река Зеравшан, носящая в верхнем течении название Матча. Территория Матчинского узла обширна. Площадь только его высокогорной части около 10000 кв. км. В административном отношении Матчинский горный узел входит: к северу от Туркестанского и Алайского хребтов в состав Киргизии, к югу – Таджикистана. Горы Матчинского узла – альпийского типа. Имея острые, резкие очертания, они на значительном протяжении, как в широтном, так и в меридиональном направлении не опускаются ниже 3500м над уровнем моря. Пятитысячники покрыты ледниками и вечными снегами. Территориально Матчинский горный узел можно разделить на следующие участки: Туркестанский хребет с окрестностями восточнее, на той же широте, массив Ак-терек южнее Ак-Терека – Алайский хребет с окрестностями, а западнее, на той же широте – Зеравшанский хребет с окрестностями южнее последнего – массив Ак-таш. Наилучшее время летних походов в районе – с середины июля по сентябрь. Теплый и сухой период длится с мая по ноябрь. Климат района умеренно континентальный. Летом обилие солнца, днем жарко, но не душно. Даже на высоте от 3000 м до 4000 м температура поднимается выше 15 градусов Цельсия. Непогода и осадки летом – явление редкое, не более 2-3 дней. В высокогорье выше 4000 м преобладает прохладная погода, ветры, снегопады. В Матчинском горном узле большой познавательный и спортивный интерес представляют маршруты 4-6 категорий сложности.
4. График движения
Средняя высота ночевок - 3720 м
5. Схемы движения группы на маршруте.
6. Высотный график
0 – Заброска 1 – пер. Парак сев.-зап. 2 – пер. Фитурак 3 – пер. Паран 4 – пер. Землепроходцев 5 – пик Землепроходцев 6 – пер. Осиповичи 7 – пер. Мир-Амин 8 – пер. Дарапиоз вост. 9 – пик Игла 10 – пер. Ахун юж.
7. Техническое описание прохождение группой маршрута
7.1. Перевал Паран сев.-зап.. Категория сложности – 2А, высота – 4300м/4310м по GPS, координаты N 39.417137 E 70.464540 (датум карты - Pulkovo 1942). Перевал Парак сев. - зап. расположен: в северном отроге Зеравшанского хребта и соединяет дол. Сухроб – дол. Парак. Ориентация перевальных склонов: восток – запад. Характер склонов – снежно-ледовый.
По плану мы должны были подняться в дол. Сухроб, а на следующий день поднять заброску. Но на месте решили пойти с полным грузом, не теряя дня на поднятие заброски. От пос. Дихисор, идём в сторону переправы. Путь лежит правым берегом реки (фото №1). Переправу надо обязательно разыскать, т.к. на правом берегу реки встретится ряд серьезных препятствий в виде прижимов и бродов. Переправа, представляет собой - натянутый трос с вагончиками (из отчета Титова за 2012 год). Но выйдя на маршрут, встретили местных жителей, которые объяснили, что старая переправа находится в плохом состоянии - переправляться по ней опасно. Однако в настоящем году была возведена новая переправа в 14 км от пос. Дихисор, координаты N 39.427297 Е 70.345133 (датум карты - Pulkovo 1942). Тем самым, задача – поднятия заброски в верховья дол. Зеравшан упростилась, поскольку до самой переправы ведет грунтовая автомобильная дорога, по которой без проблем способны ездить автомобили типа – УАЗ или Нива. Спустя 5 км пути и 1 час 15 мин. чхв, нас догнал УАЗ, на котором местные согласились забросить наши рюкзаки до самой переправы. В итоги чисто ходовое время от пос. Дихисор до переправы составило 2 часа 45 минут. Переправа, представляет собой - натянутые два троса и тележка, подвешенная на них (фото №2). За три переезда переправили всю команду вместе с рюкзаками и заброской на другой берег. Дальнейшее передвижение по левому берегу реки, идёт по ровным полям, местами пересекаем моренные валы и проходим несложные прижимы (фото №3). К обеду доходим до дол. Сухроб, чхв от переправы до дол. Сухроб составило 3 часа 10 минут. Чхв от пос. Дихисор до дол. Сухроб составило 5 часов 55 минут. 9 км пути были пройдены без рюкзаков. Идти по данному рельефу достаточно комфортно, ввиду слабых перепадов высот и ровной местности. На всем пути можно поставить палатки, вода из стекающих ручьев, которые встречаются почти на каждом переходе. Для обеззараживания воды применяем таблетки. Вечером знакомимся с местным пастухом. Координаты лагеря N 39.444277 Е 70.412352 (датум карты - Pulkovo 1942).
Задача второго дня - занести заброску к лед. Паран. Выходим в 06.00 утра, в количестве 7 человек, двух участников оставили для охраны лагеря. Речку Сухроб от места лагеря перепрыгиваем по камням, т.к. уровень воды с утра небольшой. Идём левым берегом р. Зеравшан. Через 1 час чхв уперлись в непроходимые прижимы. Для дальнейшего пути нам пришлось подниматься на 100 метров выше по крутому травянистому склону, до выхода на ровные террасы, а далее по скотогонным тропам траверсируем склоны. Вскоре тропы нас выводят к р. Зеравшан. Ровные травянистые поля сменяются моренными валами. Издали показался могучий Зеравшанский ледник. Упираемся в речку, стекающую с лед. Парак, серьезным препятствием её назвать сложно, бродим по колено (фото №5). Подходим к языку ледника Зеравшанский (фото №4). В нижнем своём течении он представляет собой хаос льда покрытый моренным чехлом, как показала разведка левым бортом он более проходим. Приходится плутать по каменному лабиринту, то поднимаясь на возвышения, то вновь падая в глубокие борозды ледника, обходя ледовые стенки и крутые осыпи. Скорость группы заметно упала. Зеравшанский ледник – это магистраль, по местным меркам самый широкий ледовый коридор, да ещё протянувшийся на целых несколько десятков километров. Отсюда не видно, куда он уходит – многочисленные отроги боковых хребтов скрывают от нас самую интересную, верхнюю часть ледника. Но по плану однажды мы попадем и туда, правда, совсем не прямыми путями. А сейчас мы разминаемся перед высокими горами, а заодно и проделываем важную для всего мероприятия работу по закидыванию заброски. Проходим мимо ущелья с пер. Ярхич (2Б), который грозно обрывается отвесными склонами и висящими снежными карнизами (фото №6). Хотя читается путь прохода по скальному ребру по центру. Каждый километр пути давался с трудом, но вскоре мы дошли до запланированного места. И вот мешки с едой сложены в кучу и завалены камнями разного калибра, а на соседнем пригорке сооружен небольшой тур. Лед. Паран, в месте в падания в лед. Зеравшанский очень сильно разорван. Путь до лагеря протяжен и однообразен. Разнообразие вносит прижим, который приходится проходить по коровьим тропам высоко на склоне, да пара речек, которые мы бродим, так же как и с утра. В лагере нас встречает пастух, с которым мы познакомились еще прошлым вечером. Склоны в окрестностях нашего лагеря некрутые и богато покрыты растительностью, так что для баранов и коров здесь вполне удобные условия. Ну а пастуху явно было скучно, и он пришел к нам в гости в лагерь, да ещё и угостил хлебом собственного приготовления. Этот хлеб в виде сухаря отдельные участники ещё долго несли с собой по маршруту.
Выход в 08.30. Находим оптимальное место перехода р. Сухроб на её правый берег и поднимаемся по травянистым террасам в верховья долины. Крутизна склонов доходит до 20 гр. Постепенно альпийские луга сменяются мраморной осыпью. Склоны становятся более пологие и удобные для постановки палаток. Место для обеда было выбрано достаточно удачное. Р. Сухроб в этом месте широко разливалась, частично протекая под камнями, а местами обнажались ровные песчаные пляжи, на одном из которых мы и приземлились. Чхв составило 2 часа 45 мин. После обеда мы шли совсем не долго, буквально через пару переходов были найдены весьма уютные площадки на камнях. Ставим лагерь, для воды используем тающий снег на границе льда и скал. Это последняя стоянка на осыпи перед перевалом, находится в месте слияния двух ледников (фото №7). Координаты лагеря: N 39.413167 Е 70.428781 (датум карты - Pulkovo 1942).
Выход в 05.55. От лагеря поднимаемся вправо вверх по ходу движения. Идем по закрытому леднику в связках. Крутизна склона в нижней части доходит до 15-20 гр. Выйдя в цирк стал виден взлёт пер. Парак сев. – зап. (фото №8). С обеих сторон от нашего перевала виднелись острые скалистые вершины в виде зубов, облепленные по периметру снежными дёснами. Мы же шли по ровному почти пологому леднику до самого взлета, начиная от левого борта и заканчивая правым. Крутизна склонов в пределах 5-10 гр. Трещины почти не встречаются. Чхв от мест ночевок до взлета составило 2 часа 15 мин. Взлет, представляет собой: 100 метровый по высоте снежный склон, крутизной 35 гр. (фото №9). Поочередно тропили. Перевал оказался не сильно впечатляющим, но все выглядели весьма довольными. Чхв на преодоление взлета составило 55 мин. Седловина перевала снежная, можно подготовить места под 1-2 палатки (фото №10). Воды нет. Тур хорошо заметен, находится на скале. Сняли записку турклуба МАИ под руководством Титова Ю. П. от 10 августа 2012 года. Спуск – снежный широкий кулуар, крутизной около 35-40 гр. В нижней части склона – основательно засыпанный бергшрунд. На спуск провесили 250 метров перил. Станции крепились на ледорубе, а сдергивались ледорубным крестом. Спускались по центральной части склона, слегка смещаясь вправо ближе к скалам (фото №11, 12, 14). Чхв на спуск заняло 2 часа 10 мин. Обедаем под взлетом на пологой части закрытого ледника, здесь же есть возможность поставить палатки. Далее идем в связках, крутизна увеличивается до 15-20 гр. Верхнюю ступень ледника проходим вначале по центральной части, далее смещаемся к скалам слева. Вторую ступень ледника проходим справа в кошках по открытому льду. Крутизна склона около 25-30 гр. Третью – нижнюю ступень ледника проходим, так же в кошках по открытому льду, крутизной 25 гр. Выходим на ледовое широкое плато лед. Парак (фото №13). Пересекаем его и идём на противоположную сторону к моренам, ставим лагерь на льду. Вода из множества ручейков на поверхности ледника. Чхв от седловины перевала до лагеря составило 4 часа 15 минут. Координаты лагеря: N 39.414927 Е 70.485690 (датум карты - Pulkovo 1942). Расклад времени на прохождение перевала Парак сев.-зап.
Выводы и рекомендации: перевал Парак сев. - зап. соответствует 2А категории сложности. Весьма интересен и разнообразен. Основная сложность на спуск, где нами было провешено 250 метров перил. Кроме того на спуске при прохождении нижней и средней ступени открытого ледника необходимы не только кошки, но и психологическая готовность спуска, по крутому льду. В противном случае придется провешивать веревки.
7. 2. Перевал Фитурак. Категория сложности – 2А, высота – 4300м/4330м по GPS, координаты: N 39.406017 E 70.515569 Расположен в Зеравшанском хребте. Соединяет ю. – вост. ветвь лед. Парах (лед. Зеравшанский) и центральную ветвь лед. Фитурак (р. Назар-Айляк). Ориентация перевальных склонов: восток – запад. Характер склонов – снежно-ледовый.
Выход в 06.35. Идём связками по три человека. Ледник закрытый пологий, трещин не видно. Дойдя до взлёта, ведущий в наш цирк, ледник становится более крутым, появляются трещины, местами большие (фото №16). Выйдя на пологую часть нашего цирка, идём по бескрайним ровным полям, то опускаясь в небольшие понижения, то набирая высоту. Посмотрев по сторонам, можно было увидеть многочисленные ледопады, окутанные низкими облаками, на фоне медленно ползущих связок. В цирке просматриваются такие перевалы как: Парак (2А), Тройной (2А), Парак сев. – вост. (2А), Анри-Маруф (2Б) (фото №15). Через 3 часа 05 мин. чхв вышли на седловину пер. Фитурак. Взлёта как такового не было (фото №17). Седловина не большая, но на ней можно разместить 2 - 3 палатки на снегу. Воды нет. Тур хорошо заметен на осыпи. Снимаем записку Долгопрудненского клуба туристов под руководством Мартынова В.В. от 30 августа 2012 года. Спуск в левой части снежного склона, крутизной 25-30 гр., примерно 150 метров по высоте (фото №18). Далее идём по пологому закрытому леднику. Трещин не видно. Движение левым бортом, недалеко от скал (фото №19). Ступень ледопада, так же проходим слева по 20 градусному снежному склону. Под ледопадом начинаются осыпи, на которых мы ставим лагерь (фото №20). Тут как будто недавно наступила весна – по заболоченным склонам журчали ручейки, пробивалась молодая трава. Сочные побеги лука внесли приятное разнообразие в наш походный рацион. С места стоянки хорошо просматривается, путь подъёма на пер. Паран (фото №21). Чхв от седловины перевала до места стоянок 1 час 40 минут. Координаты: N 39.413006 Е 70.552078 Расклад времени на прохождение перевала Фитурак.
Выводы и рекомендации: перевал Фитурак – несложная 2А. Проходится без единой веревки. По описаниям – красивый перевал, но у нас видимость была около 1 км и красивых видов мы не наблюдали.
7. 3. Перевал Паран. Категория сложности – 2Б, высота – 4200м/4240м по GPS, координаты: N 39.43035 E 70.55008 (датум карты - Pulkovo 1942). Расположен в Зеравшанском хребте. Соединяет дол. Назар-Айляк с лед. Паран (лед. Зеравшанский). Ориентация перевальных склонов: юг – север. Характер склонов – скально-снежный. Выход в 09.30. От осыпей выходим к луковым полям, застилающим склоны дол. Назар-Айляк. Наше направление – прямо вверх. Крутизна склонов доходит до 30 гр. Луковые поля сменяют снежником. Снежник как бы стекает со стороны перевала, поворачивая немного влево по ходу. К нашему приходу снег уже раскис, поэтому пришлось тропить по колено. Шли по широкому снежному кулуару в центральной – наиболее пологой части склона. За 3 часа 05 мин. доходим до взлёта. Взлёт снежный, крутизна доходит до 25-30 гр. (фото №22). Последние 15 метров пути, снег сменяется скалами. Идём, применяя гимнастическую страховку. На скалах мемориальная табличка в память Юрия Леонидовича Осанова, погибшего в 1979 году при спуске с перевала. Седловина перевала узкая, но длинная, есть 7-8 мест под палатки на скалах (фото №23). Воду можно получить только растопив снег. Нашли разрушенный тур по центру седловины, записки обнаружено не было. Нами были найдены остатки консервных банок 80-ых годов, более свежих следов пребывания людей на перевале не было. Судя по сбору информации в библиотеках и интернету, пер. Паран был пройден пятью группами в 1961, 1979, 1984, 1985, 1987 годах. Причем нормальное описание перевала сохранилось только от группы Пирогова 1985 года. Из описания все выглядело очень грозно, а затраченное время на спуск по перилам составило 20 часов. Поэтому морально мы настраивались самым серьезным образом. Спуск обрывался вниз крутой снежно скальной стеной (фото №24). На перевале наметили себе путь спуска. Со второй половины дня провесили 150 метров перил. Спуск представлял собой - снежный склон с выделяющимися скальными островками и грядами. Первая веревка была повешена в центральной части седловины, которая недалеко от тура, крепилась на ледоруб. А далее веревки провешивались от одного скального острова к следующему. Станции крепились на 2-ух скальных крючьях, соединенные расходником, которые в последствие оставлялись. Крутизна склона составила 50-55 градусов. Поскольку скалы были присыпаны снегом, то камни совсем не сыпались.
Ночью природа внесла разнообразие в наши планы: выпал мокрый снег, облепив наши палатки со всех сторон. Скалы также покрылись тонким слоем снега. В результате, одно и тоже место, удалось увидеть в трёх разных формах: в хорошую погоду, в пасмурную погоду и в зимнем обличие. Поскольку видимость была не менее 1 км, руководитель принял решение спускаться. В 07.30 начали спуск. Сначала по первым трём веревкам, провешенных с вечера. Далее так же продолжили вешать веревки, делая станции на скальных крючьях. Спускались от одного скального острова, до следующего скального острова. В итоги мы провесили по склону 350 метров перил, крутизной в среднем 50-55 градусов. 1-ая веревка крепилась на ледорубе, 2-5 крепилась на скальных крючьях, 6-7 веревка крепилась на ледобурах. В нижней части склона есть бергшрунд, местами хорошо забит снегом. 1-ую веревку сдергивали ледорубным крестом, 2-5 веревку сдергивали кевларовым шнуром, сами станции оставлялись, 6-7 веревку ледобуром-самовывертом. На спуск нами было затрачено 4 часа чхв. (Фото №25, 26, 27) Спустившись на ровное плато, обедаем и отдыхаем. Далее идём по центральной части закрытого лед. Паран в связках. Ледник ровный, пологий, трещин мало (фото №28). В нижней части ледника начинаются панцирные морены, на которых можно поставить лагерь. Далее, недалеко от места слияния лед. Паран и лед. Зеравшанский, ледник становился всё более разорванным, всё чаще поверхность ледника обрывалась ледовыми стенками, куда-то вниз, и вскоре он превратился в настоящий лабиринт. Мы вышли с ледника на правый край долины в виде крутой мелкой осыпи, где пошли вперед, траверсируя осыпные склоны, до самого лед. Зеравшанский (фото №29). Чхв от взлета до Зеравшанского ледника составило 2 часа 05 минут. Расклад времени на прохождение перевала Паран.
Выводы и рекомендации: пер. Паран соответствует 2Б категории сложности. При прохождении его в июле, скальные склоны присыпаны снегом, поэтому камни не падают, что для большинства скальных перевалов не свойственно. Перевал является технически разнообразным и интересным. За долгие годы не посещаемости, перевал не усложнился. Обязательно иметь скальный молоток и набор скальных крючьев. Рекомендую его для прохождения.
7.4. Перевал Землепроходцев + пик Землепроходцев. Категория сложности – 2Б+2А, высота – 4950/4950м по GPS + 5150/5120м по GPS, координаты: N 39.587662 E 70.564270 (датум карты - Pulkovo 1942). Перевал Землепроходцев расположен в южном отроге Туркестанского хребта, в южном плече пика Землепроходцев. Ведет из верховий ледника Скачкова на среднюю часть ледника Толстова. Ориентация перевальных склонов: восток – запад. Характер склонов – снежно-ледовый. Далее продолжили движение по Зеравшанскому леднику, в этой части он хоть и представлял – хаос льда, но все-таки был вполне проходим. Шли мы по самому левому краю. Через 1 час пути дошли до небольшого озерца, где неподалёку поставили палатки на мелкой осыпи. Координаты места: 39.474215 Е 70.556209 (датум карты - Pulkovo 1942
С ночи по палаткам стучал то дождь, то снег. Утро: всё в облаках, а барханы ледника Зеравшанский припорошены свежим снегом. Вместо серых, выглядящих грязными, каменно-ледяных склонов перед взором предстала, теперь уже зимняя картина - гармония белого и черного. Но, не успев позавтракать, опять пошёл дождь, который уже не прекращался до ночи. В этот день мы забрали заброску и распределили её по участникам.
Выход в 07.15. Идём по левому краю лед. Зеравшанский. Поверхность ледника становится пологой и ровной. Однако в средней и правой части ледник по-прежнему представляет хаос льда, покрытый панцирным чехлом. Поравнявшись с лед. Толстого нам приходится опять пересекать моренные нагромождения, поднимаясь и спускаясь по бескрайним холмам в сторону лед. Толстого. Здесь в глубоких оврагах, протекают бурные ледниковые реки, а в кратерах, окаймлённых гладкими ледяными берегами, безмятежно дремлют ледяные озера. В центральной части лед. Зеравшанский, между лед. Толстого и ледопадом Назар-Айляк 2, находится очень живописное озеро, где рядом с ним можно без труда найти места под палатки, координаты места: N 39.490054 Е 70.577748 (датум карты - Pulkovo 1942). (Фото № 30, 31, 32, 33). Самые большие разрывы находятся в месте слияния лед. Зеравшанский с лед. Толстого. Нижнюю часть лед. Толстого проходим в правой части (фото №34). Чхв от места ночевки до лед. Толстого составило 2 часа 50 минут. Чхв на пересечение от левого борта лед. Зеравшанский к правому заняло 2 часа. По лед. Толстого идём правым бортом. Вскоре панцирные морены становятся засыпанные свежим выпавшим снегом, это вносит свои коррективы – поверхность становится более ровная и пологая – нагрузка на ноги меньше, в тоже время под снегом по-прежнему лежат камни, которые порой становятся сюрпризом, а между камней не раз встречаем глубокие щели. Передвижение осуществляем в связках. Дойдя до речки, идем вдоль его русла и вскоре становимся на обед. Огромный Зеравшанский ледник, открывшийся нам во всей красе, снова остался позади, теперь оглянувшись назад можно видеть лишь величественную вершину Голова (фото №35). Лед. Толстого, практически на всём пути, выглядел - огромной снежной пустыней (фото №36). Особого удовольствия не доставляла состояние снежного покрова, чем выше мы шли, тем глубже проваливались ноги. Вскоре поставили лагерь, воду топили из снега, координаты лагеря: N39.561773 Е 70.544410 (датум карты - Pulkovo 1942).
Выход в 06.20. За ночь снег покрылся коркой, так что местами он уже не проваливался, а местами по-прежнему проваливался и это очень изматывало. За 1 час 15 мин. чхв подошли под взлёт, ведущий, к цирку пер. Землепроходцев. Когда мы, начали набирать высоту в сторону перевала, снежный наст перестал проваливаться - это упростило движение. Поднявшись в цирк, открылся вид на наш перевал. Чхв от места начала подъема до взлета на перевал составило 2 часа 20 мин. Взлёт, представлял собой, широкий снежный кулуар крутизной 25 гр. в нижней части и до 35 гр. в верхней, по высоте 800 метров (фото №38, 39). В нижней части виднелись следы лавинных выносов. Солнце к нашему приходу уже подтопило снежные склоны, и мы стали проваливаться по колено. Движение было медленным, очень изматывающим. Шли серпантином. Участники тропили ступени, меняясь через каждые 300 шагов. В верхней части кулуара лавины слизали склон, облегчив нам работу. В итоги мы в скором времени вылезли на перевал. Чхв на взятие взлета составило 5 часов 30 минут. Седловина пер. Землепроходцев была длинная и узкая, с восточной стороны свисали мощные карнизы (фото 41). Без труда можно найти места под палатки. Воды нет, только из снега. Тур, оставленный группой Титова в 2012 году, обнаружить не удалось. На седловине в июле очень много снега и весьма вероятно он просто засыпан снегом. Из отчета Титова следует, что они вторая группа, которая взошла на перевал, а первая – группа Кушманцева в 2007 году. Из карты Ляпина следует, что первое прохождение перевала совершили Новосибирцы под руководством Шмыкова В.Н. в 1981 году. Нам удалось найти тур оставленный группой в 80-90 годах. Записка плохо сохранилась, из того что удалось прочитать: «Группа туристов 2 августа …. в составе 5 человек, совершая поход 4 категории сложности, пришла к туру. На перевал «70-летия Великого октября» (2Б, 4860) со стороны лед. Толстого. Метеоусловия: солнечно. Путь спуска на лед. Скачкова. Сняли записку группы туристов «Лузинский» г. Омска от 2 августа 1987 г.» С седловины виден наш следующий перевал – Осиповичи (фото 40). Координаты: N 39.587662 Е 70.564270.
Выход в 08.15. Идём по осыпи, которая тянется наверх к предвершине, крутизна до 25 гр. Не многим, не доходя до предвершины, начинаем траверсировать гребень по снежнику, крутизна 25-35 гр. Идем в связках. Последние 5-10 метров подъема, идем по несложным скалам применяя гимнастическую страховку. За 55 минут чхв мы вышли на пик Землепроходцев – самой высокой точкой нашего похода (фото №42, 44). Отсюда открываются красивые панорамы Матчинского горного узла. Тур хорошо заметен на самом верху вершины. Сняли записку туристов г. Ульяновска под руководством Кушманцева И.С. от 11 августа 2007 года. За 25 минут возвратились к нашему лагерю (фото №43). Собрали вещи и начали движение по снежному гребню в южном направление, по заранее разведанному месту спуска без карниза. Спуск осуществляем в связках по глубокому снегу крутизной 30 гр. Пройдя 100 метров вниз, крутизна склона возрастает. Вешаем перила на ледорубе. Справа и слева от нас ледовые сбросы крутизной не менее 50-55 гр. В том месте, где спускаемся мы, склон снежный, а крутизна около 40 гр. В конце веревки обнаруживается небольшой карниз с нависанием, примерно около 4 метров отрицательного уклона, а далее ровная полка шириной около 5 метров. Проводим разведку, справа от нас крутые ледовые сбросы, под нами крутой ледовый склон около 60-70 гр., а по левее склон более пологий. Опять не докопавшись до льда, вешаем вторую веревку на ледорубе. Спуск проходит по следу лавины, которая слизала склон до плотного фирна, почти льда. Крутизна склона в пределах второй веревки вначале около 40 гр., а далее увеличивается до 70 гр. Третью веревку удается закрепить на станцию из ледобуров, и мы уходим немного правее. Крутизна склона около 35 гр. Четвертую веревку, не найдя льда, опять приходиться крепить на ледорубе, крутизна склона около 35-40 гр. Далее склон становится более пологим, его крутизна до 30-35 гр. и мы спускаемся до выполаживания связками. Начиная от второй веревки наш путь спуска, проходил по пути съехавшей лавины. Последний участник спускался с верхней страховкой, применяя крест на ледорубах и ледобур-самовыверт. Чхв на спуск от седловины пер. Землепроходцев до пологой части лед. Скачкова составило 5 часов (фото 45-49). Расклад времени на прохождение перевала Землепроходцев и вершины Землепроходцев.
Выводы и рекомендации: пер. Землепроходцев соответствует 2Б категории сложности. При прохождении перевала в июле месяце характерно большое количество снега, что с одной стороны упрощает прохождение на спуске, а с другой приходится тропить на подъёме и затрачивать большее количество физических сил. Кроме того в первую неделю нашего похода была непогода, выпадало большое количество снега. Перевальный взлёт имеет высоту 800 метров. Крутизна взлета 25-35 гр. пологих полок нет, как и мест для отдыха. В нашем случае приходилось тропить по колено, затрачивалось очень большое количество сил. Делая по 300 ступеней, участники обессиленные отдавали очередность. Это был самый изнурительный подъём на протяжении всего похода. С восточной стороны, с седловины перевала свисают гигантские карнизы – к краю лучше не подходить. Спуск с перевала технически интересен. Перевал Землепроходцев у нас оставил много впечатлений – рекомендую его для прохождения. Пик Землепроходцев, как и сам перевал, имеет потрясающие виды на панорамы Туркестанского хребта его отрогов и вершин – зрелище грандиозное, захватывает дух.
Часть 2 >>>>>>>>>>>> |
Поделиться ссылкой |
Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора! |
© 1999-2024 Mountain.RU Пишите нам: info@mountain.ru |
|