Руководитель: А.Мартынов, Мос.область

Отчет о горном походе 4 к.с. по Памиро-Алаю в июле 2013 г. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

7.5. Перевал Осиповичи.

Категория сложности – 2Б, высота – 5070/5070м по GPS.

Перевал Осиповичи расположен в отроге Туркестанского хребта, соединяет ледник Муз-Таш и ледник Мир-Амин. Ориентация перевальных склонов: восток – запад. Характер склонов – снежно-ледовый.

Обедаем и продолжаем движение в сторону ледника Муз-Таш (фото №50). Ледник Скачкова в своей верхней части пологий и закрытый, трещин не видно. Идём в связках. Подойдя под небольшой ледопад Муз-Таш, проходим его по правому краю, по снежному желобу вблизи скал. Встречаются небольшие трещинки. Выйдя на верхнее плато, над ледопадом, ставим лагерь. Воды нет, только из снега. Координаты места: N 39.581922 Е 70.587789 (датум карты - Pulkovo 1942).

Фото №50. Подъём по лед. Муз-Таш.

Фото №51. Вид на пер. Щуровского с лед. Скачкова.

14.07.2013

День 12

утро: метель

обед: метель

вечер: метель

Дневка

0,0 км

0 м

0 часов 00 минут

Ночью началась метель, которая продолжалась целые сутки. Поэтому у нас получилась вынужденная дневка. Время от времени приходилось выходить и очищать палатки от нависшего снега. В течение дня гоняли чаи, «лежебочали», а некоторые ударились в ностальгию: стали брать интегралы по частям и даже решать школьные задачи по стереометрии. Погода продолжала себя показывать во всевозможных обликах: то дождь, то метель, то жара, то холод.

15.07.2012

День 13

лед. Скачкова – пер. Осиповичи – лед. Мир-Амин

3,8 км

+520 м

-470 м

6 часов 10 минут

Выход в 06.35. Идём левым бортом по пологому закрытому леднику в связках. Через 35 минут доходим под взлёт пер Осиповичи. Взлёт – широкий снежный кулуар, по высоте около 300 метров, крутизной 25 гр., в верхней части крутизна увеличивается до 35 гр. Бергшрунд основательно засыпан и едва читается на склоне. Первые 200 метров, приходится тропить склон, проваливаясь по колено. Последние 100 метров по высоте, склон становится ледовым, надеваем кошки и идём на передних зубьях. Перевал имеет две седловины, которые разделяет скала по центру (фото №52). Мы поднимаемся на правую седловину по ходу движения, т.к. к ней ведет менее крутой подъём. Чхв на преодоление взлёта составило 2 часа 55 мин. Седловина перевала – узкая, снежная, с трудом можно поместить группу (фото №53, 55). Палатку не поставить. Тур не нашли, собрали свой на отдельно стоящей скале в 5-ти метрах не доходя от седловины. Уже в Москве мы узнали, что 3-мя днями позже группа под руководством Рыженкова, поднявшись на пер. Осиповичи нашли тур, оставленный прошлыми группами. С седловины виден следующий наш перевал – Мир-Амин. Спуск начинаем в том же месте, где и вышли на перевал (фото №54, 56). С седловины перевала провешиваем 50 метров перил, станцию крепим на ледорубе. Крутизна снежного склона около 35 гр., в нижней части бергшрунд, который под раскисшим снегом уже проваливается. Последний участник спускается с верхней страховкой, веревку сдергивает при помощи ледорубного креста. Далее склон выполаживается, а мы готовим связки, для дальнейшего передвижения. При желании, в этом месте, можно поставить палатки на снегу. Но вскоре склон опять набирает крутизну, а мы уходим левее к центральной части склона. За множеством перегибов виднеется ледник Мир-Амин. Мы же, не отходя от намеченного курса, по центральной части склона продолжаем спуск – то оказываясь на пологой части, то спускаясь по очередному перегибу (фото №57, 58). На левой и правой части склона виднеются ледовые сбросы. На спуск, до пологой части лед. Мир-Амин, нам понадобилось 2 часа 05 мин. До нашего следующего перевала рукой подать и решаем уже обедать под его взлётом, на что нам потребовалось 35 мин. ходового времени (фото №59-62). Лед. Мир-Амин оказался пологим, закрытым, местами встречаются зоны больших трещин, которые приходится обходить или проходить по снежным мостам. Координаты стоянки: N 39.576722 Е 70.619578 (датум карты - Pulkovo 1942).

Расклад времени на прохождение перевала Осиповичи.

Подъём от выхода на лед. Скачкова до взлёта на пер. Осиповичи

- 2 часа 55 минут

Подъём от начала взлёта до седловины пер. Осиповичи

Спуск от седловины пер. Осиповичи до пологой части лед. Мир-Амин

- 2 часа 05 минут

Спуск по лед. Мир-Амин под взлёт пер. Мир-Амин

- 0 часов 35 минут

- 5 часов 10 минут

- 1 часа 40 минут

- 6 часов 50 минут

- 5,3 км

Выводы и рекомендации: пер. Осиповичи - несложная 2Б. Однако является высотным перевалом, что, несомненно, надо учитывать. На подъеме последние 100 метров склона проходятся в кошках!

Фото №52. Вид на седловину пер. Осиповичи со стороны лед. Скачкова.

Фото №53. Группа на пер. Осиповичи.

Фото №54. Спуск с пер. Осиповичи в сторону лед. Мир-Амин.

Фото №55. Седловина пер. Осиповичи.

Фото №56. Спуск с пер. Осиповичи в сторону лед. Мир-Амин.

Фото №57. Спуск с пер. Осиповичи в сторону лед. Мир-Амин.

Фото №58. Вид на пер. Осиповичи со стороны лед. Мир-Амин.

Фото №59. Вид на пер. Мир-Амин со стороны лед. Мир-Амин.

Фото №60. Вид на лед. Мир-Амин.

Фото №61. Вид на пер. Швейцера и пер. Мир-Амнн с лед. Мир-Амин.

Фото №62. Вид на пер. Щуровского с лед. Мир-Амин.

16.07.2013

День 14

лед. Мир-Амин – пер. Мир-Амин – лед. Зеравшанский

11,5 км

+290 м

-890 м

6 часов 05 минут

7.6 Перевал Мир-Амин.

Категория сложности – 2Б, высота – 4500м/4790м по GPS, координаты: N 39.576192 Е 70.624618 (датум карты - Pulkovo 1942).

Перевал Мир-Амин расположен в отроге Туркестанского хребта. Соединяет ледник Мир-Амин и ледник Зеравшанский. Ориентация перевальных склонов: восток – запад. Характер склонов – снежно-ледовый.

Выход в 06.35. Надеваем системы и идем в связках по ещё твердому насту. Достаточно быстро подходим к взлёту. Бергшрунд, хоть и читается на склоне, но основательно засыпан снегом и проходится без проблем. Взлёт представляет собой - широкий, снежный подъем. Высота около 300 метров, крутизна в нижней части 30-35 гр, а верхней крутизна постепенно увеличивается до 45-50 гр (фото №63). До нас группы провешивали 300 метров перил. Но в нашем случае снег легко пробивался, при этом ступени не разрушались, а у группы к концу похода была хорошая психологическая подготовка, что нам позволило пройти подъём без провешивания перил – на три такта. Чхв на преодоление взлёта составило 1 час 55 мин. Седловина перевала – снежная, не широкая, палатку не поставить, воды нет (фото №64). Сняли записку группы из 5-ти человек под руководством Щербакова А. от 24 июля 2009 года. С перевала на запад открывается вид на пик Щуровского, пер. Осиповичи, пер. Щуровского юж., на восток: пер. Зеравшанский, пер. Матча 1, пер. Матча 2, пик Игла. На спуск, как показала разведка, менее круто спускаться - уходя правее, а далее вниз (фото №67, 68). Снег ещё твердый и не проваливается, так что одеваем кошки, и идём вниз связками. Крутизна взлёта в пределах 25-35 градусов, в нижней части подрезан бергшрундом, который основательно засыпан – без труда перепрыгивается (около 2 метров) со страховкой (фото №65, 66). Далее попадаем на пологое плато ледника Зеравшанский. Время затраченное на спуск с взлёта составило 1 час 05 мин. Идём по центральной части лед. Зеравшанский, трещин не видно. Пройдя один переход, лед. Зеравшанский падает ступенью вниз. Находим оптимальный путь спуска по крутому снежному склону, крутизной 25 гр. Отмечу, что ступень ледника протяженностью от края до края можно пройти чуть ли не в единственном месте – примерно в 1/3 от левого борта. Зона перепада изрезана большим количеством больших трещин. Спустившись со ступени, останавливаемся на обед у живописного озера. Мы уже 5 дней не видели воды, поэтому оно нам подвернулось очень удачно – порадовав нашу команду. Вскоре, после обеда, продолжаем движение в направление нашего следующего перевала. Шли по центральной части ледника, тремя связками по три человека. Чем ближе мы приближаемся к перевалу - тем меньше толщина снега, а скорость нашего передвижения всё возрастает и возрастает. Перевал находится в месте крутого поворота ледника Зеравшанский, там же появляется панцирная левобережная морена. На ней, после расчистки камней ставим лагерь. Чхв из под взлёта пер. Мир-Амин до места нашего лагеря составило 3 часа 05 мин. Координаты лагеря: N 39.524193 Е 70.675236 (датум карты - Pulkovo 1942).

Расклад времени на прохождение перевала Мир-Амин.

Подъём от места ночевки до седловины пер. Мир-Амин

- 1 час 55 минут

Спуск от седловины пер. Мир-Амин до пологой части лед. Зеравшанский

- 1 час 05 минут

Спуск от пологой части лед. Зеравшанский до места ночевки на панцирной морене

- 3 часа 05 минут

- 1 час 55 минут

- 4 часа 10 минут

- 6 часов 05 минут

- 11,5 км

Выводы и рекомендации: пер. Мир-Амин - несложная 2Б, в случае большого количества снега на склонах. При хорошей психологической готовности команды, проходится без провешивания перил.

Фото №63. Вид на пер. Мир-Амин со стороны лед. Мир-Амин.

Фото №64. Группа на пер. Мир-Амин.

Фото №65. Вид на пер. Мир-Амин со стороны Зеравшанского ледника.

Фото №66. Вид на пер. Мир-Амин со стороны Зеравшанского ледника.

Фото №67. Вид на пер. Матча 2 со стороны Зеравшанского ледника.

Фото №68. Вид на пер. Матча 1 со стороны Зеравшанского ледника.

17.07.2013

День 15

утро: облачно

вечер: ясно

лед. Зеравшанский – пер. Дарапиоз вост.

2,0 км

+440 м

-20 м

7 часов 05 минут

7.7. Перевал Дарапиоз вост. - вершина Игла

Категория сложности – 2Б, 2А, высота – 4500м/4340м по GPS, 4750/4770м по GPS, координаты: N 39.511953 Е 70.689466 N 39.518508 Е 70.692128 (датум карты - Pulkovo 1942).

Перевал Дарапиоз вост. расположен на Зеравшанском хребте, между пиком Игла и вершиной Белая. Соединяет долину Дарапиоз и Зеравшанский ледник. Ориентация перевальных склонов: запад - юг. Характер склонов – снежно-ледовый.

Пик Игла – соединяет три хребта: Туркестанский, Зеравшанский, Алайский.

Классический путь подъёма выглядит так: группы идут в сторону пер. Дарапиоз зап., и уже подойдя близко к Зеравшанскому хребту поворачивают в сторону пер. Дарапиоз вост. Мы решаем пойти напрямик (фото №69). Утром в 06.55 выходим из лагеря в связках. Сразу идём в направление пер. Дарапиоз вост. по уже намеченному маршруту, вблизи мощной ступени ледопада, по правой части склона. Путь оказывается более короткий и не приходится прыгать верх – вниз проходя зону ледовых волн. К минусам можно отнести прохождение пары неприятных мест – снежные крутые участки (фото №70-73). Внизу в лагере путь напрямую виделся более простым, чем оказалось в действительности. Хотя по затраченному времени примерно сопоставим с классическим путем. По пути встретилось большое количество широких трещин, тянущихся от края до края, однако большинство из них основательно засыпаны снегом (фото №74). Думаю, что при меньшем количестве снега путь являлся бы более сложным. В скором времени оказываемся, в цирке пер. Дарапиоз вост. Склон становится более пологим, его крутизна не превышает 5-10 гр. Стало видно, что со стороны седловины перевала висят мощные ледовые карнизы, под ними оголились скалы. А под взлётом уже лежат большое количество ледовых осколков, отвалившихся как раз с ледовых карнизов. Чхв на прохождение от места ночевки до взлёта составило 3 часа 05 мин. Взлёт представляет собой снежный склон, в верхней части скалы (фото №75). Крутизна его составляет около 50 гр. Бергшрунд хорошо читается и идет от края до края с небольшим нависанием, таким образом, что его верхний край находится на уровне груди участников. К нашему приходу снег уже раскис. Безуспешно лидер делает попытку взобраться на верхний край бергшрунда – он просто проваливается на уже мягком снегу. Делая вторую попытку в другом месте, происходит тоже самое, и только с третьего раза удается пролезть через бергшрунд при помощи двух ледорубов (фото №76). Попытки докопаться до льда ни к чему не приводят. В итоги лидер лезет вверх по размякшему снегу, который совсем не держится на скалах. Выйдя на длину веревки, производит попытку организовать станцию на скалах, но в этом месте нет подходящих трещин под скальные крючья, и сделанная станция оказалась бы совсем не надежной. Петлю, так же вешать не на что. Принимаем решение надвязать еще одну веревку и лезть до седловины (фото №77). В итоги вешаем перила длиной 70 метров на петлю через огромный камень. Чхв на преодоление взлёта, всей командой, составило 3 часа 20 мин (фото №78). Седловина пер. Дарапиоз узкая, палатку не поставишь, воды нет (фото №79). Тур хорошо заметен, находится в скалах по левую руку по пути нашего подъёма. Сняли записку турклуба МАИ под руководством Титова Ю.П. от 23 августа 2012 года. Обедаем на перевале. Хорошо виден, путь подъёма, к следующему нашему пер. Ахун юж. Время ещё много, идём поближе, к пер. Айланыш, что бы на следующий день совершить восхождение на пик Игла. Системы и связки за последнюю неделю стали неотъемлемой частью нашего гардероба во время движения. Сначала, траверсируем крутой снежный склон, в сторону цирка пер. Айланыш. А далее, выйдя в цирк, поднимаемся поближе к пер. Айланыш, по пологому закрытому леднику (фото №80). Ставим лагерь. Мы находимся под пиком Игла, на нас грозно смотрят его вертикальные скалы с южной стороны. Чхв от седловины пер. Дарапиоз до места ночевки под пер. Айланыш составило 40 минут. Координаты места ночевки: N 39.514803 Е 70.696105 (датум карты - Pulkovo 1942).

Фото №69. Вид на пер. Дарапиоз вост. и пер. Дарапиоз зап. со стороны Зеравшанского ледника.

Фото №70. Трещины при подъёме на пер. Дарапиоз вост.

Фото №71. Подъём на пер. Дарапиоз вост.

Фото №72. Подъём на пер. Дарапиоз вост.

Фото №73. Подъём на пер. Дарапиоз вост.

Фото №74. Вид на пер. Дарапиоз вост. со стороны Зеравшанского ледника.

Фото №75. Вид седловину пер. Дарапиоз вост. со стороны Зеравшанского ледника.

Фото №76. Прохождение бергшрунда при подъёме на пер. Дарапиоз вост.

Фото №77. Прохождение взлёта пер. Дарапиоз вост.

Фото №78. Группа на пер. Дарапиоз вост.

Фото №79. Седловина пер. Дарапиоз вост.

Фото №80. Плато перед пер. Айланыш.

18.07.2013

День 16

пер. Дарапиоз вост. – пер. Айланыш – пик Игла – дол. Дарапиоз

5,0 км

+450 м

-1370 м

8 часов 05 минут

Выход в 06.05. Уже через 15 минут, оказываемся, на седловине пер. Айланыш (фото №81). Снимаем записку турклуба МАИ под руководством Титова Ю.П. от 24.08.2012г. Перевал является границей между Таджикистаном и Киргизией. От перевала продолжаем движение по крутому снежному склону, по юго-восточному гребню, ведущему к пику Игла. Виднеется бергшрунд, но он основательно засыпан. Солнце уже некоторое время освещает склоны, и мы начинаем проваливаться по ботинок. Вскоре выходим на сам гребень и продолжаем подъем по нему, крутизна заметно падает. Гребень целиком покрыт снегом (фото №82, 83). Чхв от места ночевки до пика составило 1 час 45 минут. Он узкий и на нём едва помещается команда (фото №84). С западной стороны, его склоны падают вниз отвесными стенами к самому подножию Зеравшанского ледника. Нам повезло и на небе ни облачка. Во всей красе виднеется Зеравшанский ледник и величественные вершины, находящиеся в Зеравшанском и Туркестанском хребте (фото №85, 86). Тур находится на самой вершине. В туре находим записку группы МАИ под руководством Титова Ю. П. от 24.08.2012. Фотографируемся и за 40 минут спускаемся до лагеря, по пути подъёма. Собираем лагерь и в связках идём вниз по центральной части закрытого полого ледника. Наше направление – левее жандарма. Постепенно крутизна начинает увеличиваться, а с ней и количество трещин. Понимаем, что единственный возможный проход – это прижаться к левому борту долины и спускаться по лавинным выносам. Проходим одну ступень, а далее виден резкий перегиб. Проводим разведку и начинаем спуск примерно в центральной части между жандармом и левым бортом. Прослеживается путь и по осыпи на границе льда и скал, но он крут и рискованный, так как не понятно чем заканчивается. Вешаем 75 метров перил по 40 гр. льду (фото №87, 88). Далее выйдя на пологий участок льда, продолжаем спуск. Вскоре крутизна опять увеличивается – вешаем ещё 50 метров перил по 35 гр. льду, до очередного выполаживания. Натыкаемся на ледовые сбросы с нависанием. Уходим на 20 метров вправо и вешаем ещё 65 метров перил по 50 гр. желобу, который нас выводит на очередную полку. Уходим еще на 30 метров вправо по полке, откуда уже спускаемся бес перильной страховки по 25 гр. льду в кошках. Последний участник спускается при помощи ледобуров-самовывертов. Спустившись на пологую часть ледника, обедаем (фото №89, 92). Чхв на преодоление ледопада составило 3 часа 45 мин. С места обеда идем в связках по пологому закрытому леднику. Вскоре начинаются осыпи, дойдя до живописного озера, по левому борту долины, встаем на ночевку. У озера виднеются зеленые травянистые склоны, после двух недель в зоне льдов получаем не только физический, но и психологический отдых. Чхв от места обеда до озера составило 25 минут. Координаты места ночевки: N 39.492373 Е 70.690665 (датум карты - Pulkovo 1942).

Расклад времени на прохождение перевалов Дарапиоз вост. и пика Игла.

Подъём от ночевки на левобережной панцирной морены Зеравшанского ледника до взлёта пер. Дарапиоз вост.

- 3 часа 05 минут

Прохождение взлета пер. Дарапиоз вост.

- 3 часа 20 минут

Подход от седловины пер. Дарапиоз вост. до места ночевки под пер. Айланыш

- 0 часа 40 минут

Подъем от места ночевки до пика Игла

- 1 час 45 минут

Спуск с пика Игла до лагеря

- 0 часа 40 минут

Спуск от лагеря до ледопада Дарапиоз

- 1 час 05 минут

Спуск по ледопаду Дарапиоз

- 3 часа 45 минут

Спуск от ледопада Дарапиоз до озера

- 0 часа 25 минут

Полное время подъёма на пер. Дарапиоз

- 6 часов 25 минут

Полное время подъема с седловины пер. Дарапиоз вост. до пика Игла

- 2 часа 25 минут

Полное время спуска с пика Игла до места ночевки под пер. Айланыш

- 0 часа 40 минут

Полное время спуска от места ночевки под пер. Айланыш до озера

- 5 часов 15 минут

Полное время прохождение пер. Дарапиоз и пика Игла

- 14 часов 45 минут

- 5,0 км

Выводы и рекомендации:

пер. Дарапиоз вост. – соответствует 2Б категории сложности. Взлёт на подъём не продолжителен, но имеет большую крутизну. Станцию сделать проблематично в связи с тем, что скалы не имеют выступов для петли. Подходящих трещин для скальных крючьев мы не нашли, хоть там уже и были забитые крючья, но к надежным их сложно было отнести. А снег сильно раскис и вбитый ледоруб легко бы вылетел при минимальной нагрузке. Пришлось надвязывать веревку. На спуск основная сложность – прохождение ледопада Дарапиоз, а точнее выбор оптимального пути. При любых раскладах надо закладывать провешивания не менее 4 веревок по 50 метров. Перевал разнообразен и технически интересен – рекомендую его для прохождения.

Пик Игла – соответствует 2А категории сложности. Проходится без прошивания веревок. Пик примечателен красивыми видами в хорошую погоду.

Фото №81. Группа на пер. Айланыш.

Фото №82. Вид на пик Игла по юго-восточному гребню.

Фото №83. Вид на пик Игла по юго-восточному гребню.

Фото №84. Группа на вершине Игла.

Фото №85. Вид на Зеравшанский ледник с пика Игла.

Фото №86. Вид на Зеравшанский ледник с пика Игла.

Фото №87. Спуск по ледопаду Дарапиоз.

Фото №88. Спуск по ледопаду Дарапиоз.

Фото №89. Спуск по ледопаду Дарапиоз.

7.8. Перевал Ахун юж.

Категория сложности – 2А, высота – 4100м/4060м по GPS, координаты: N 39.465037 Е 70.672217 (датум карты - Pulkovo 1942).

Перевал Ахун южный расположен в отроге Зеравшанского хребта. Соединяет зап. ветвь лед. Дарапиоз и лед. Ахун юж. (лед. Дарапиоз). Ориентация перевальных склонов: восток – запад.

19.07.2013

День 17

дол. Дарапиоз – пер. Ахун юж. – дол. Ахун

9,5 км

+660 м

-1060

6 часов 25 минут

Выход в 06.15. Пересекаем открытый ледник Дарапиоз, который местами покрыт моренным чехлом. Трещин много, но они небольшие и легко перешагиваются. Вскоре оказываемся под закрытым ледником, стекающим со стороны пер. Ахун юж. Одеваем системы, делимся на связки. Ледник имеет большое количество трещин, тянущихся от края до края, в голове накидываю нитку пути сквозь этот лабиринт и выдвигаемся в сторону нашей цели – пер. Ахун юж. Путь наш выглядит весьма петляющем, но в целом проходит по центральной части (фото №90, 91, 93). Множество трещин действительно удается обойти, но одна имеет очень значительные размеры. Проводим разведку и находим наиболее простой вариант подъёма по вертикальной стенке, около 5 метров высотой. Далее, по принципу связка по связке, поднимается оставшаяся часть группы. Подходим под взлёт. Чхв от места ночевки до взлёта составило 2 часа 55 мин. Взлёт представляет собой 100 метровый по высоте снежный склон, крутизной 25-35 гр. (фото №94). Ещё через 45 минут, вылезли на седловину пер. Ахун юж. (фото №95). Седловина широкая, можно поставить множество палаток на снегу, есть так же два места под палатку на камнях. Тур нами не обнаружен, наиболее вероятно, что он находится в скалах засыпанных снегом. Обедаем на перевале, наслаждаемся красотами района. В 12.45 начинаем спуск. Сначала идем по пологому широкому снежному полю, но уже через 300-400 метров натыкаемся на крутой осыпной склон, в виде мелкой осыпи, крутизной 25-35 гр. Спускаемся по нему, следуя плотной группой. Спустившись на 200-300 метров по высоте, упираемся в бараньи лбы, которые обходим по левому борту долины по мелкой/средней осыпи (фото №96, 97). Осыпь переходит в закрытый ледник. Идем в связках, по его центральной части. Примерно через 400-500 метров пути, ледник становится открытым. Трещин – не много и трудностей они особо не доставляют. Через пару переходов ледник становится сильно изорванным и сложно проходимым. Проводим разведку – по центру, как и по правому борту, ледник крайне сложен в прохождение, а по левому краю вполне проходим. Так же читается путь по гребню левобережной морены, но поскольку не видно чем он заканчивается, решаем идти левым краем ледника. Чхв от седловины перевала до языка ледника составило 3 часа. Река, текущая из грота, оказывается весьма значительной и непреодолимой вброд. Поэтому ещё по леднику переходим на нужный нам правый берег реки Ахун юж. (фото №98). Хотя как выяснилось позже, примерно в 500 метрах от языка ледника имелись надежные снежные мосты. Встречаем следы медведя. Отмечу, что годом ранее группа видела трёх медведей на склоне этой же долины. Ещё через 30 мин. доходим до живописной ровной поляны, где разбиваем лагерь. Вода из чистого ручейка, т.к. в самой реке она очень мутная. Вдоль берега реки растёт кустарник, вечером разжигаем костёр. Координаты лагеря: N 39.431185 Е 70.689615 (датум карты - Pulkovo 1942).

Фото №90. Вид на пер. Ахун юж. с пика Игла.

Фото №91. Вид на пер. Ахун юж. со стороны лед. Дарапиоз.

Фото №92. Вид на пер. Дарапиоз вост. и пер. Айланыш со стороны дол. Дарапиоз.

Фото №93. Трещины по пути к пер. Ахун юж.

Фото №94. Вид на седловину пер. Ахун юж. со стороны лед. Дарапиоз.

Фото №95. Группа на пер. Ахун юж.

Фото №96. Вид на лед. Ахун юж. со стороны пер. Ахун юж.

Фото №97. Вид на пер. Ахун юж. со стороны лед. Ахун юж.

Фото №98. Вид на язык лед. Ахун юж.

20.07.2013

День 18

дол. Ахун – дол. Дарапиоз

18,4 км

-640 м

7 часов 00 минут

Выход в 06.50. Путь нам преграждают поля борщевика. Поскольку ещё июль месяц, он редко встречается выше головы и большой сложности не представляет. Вскоре долина сужается и становится ущельем. По левому и правому борту прижимы. Однако в месте сужения долины река имеет снежный мост протяженностью около 300 метров (фото №99), но вскоре он заканчивается, река с ревом падает в каньон. А нам ничего не остается, как вылезти на её правый берег и идти выше прижимов по травянистому склону крутизной 40 градусов. Аккуратно проходим, подстраховывая друг друга. Пройдя около 50-70 метров по травянистому склону, упираемся в скалы, высотой около 100 метров. Прослеживается путь над скалами по крутой траве, но путь очень рискованный: веревку цеплять не за что, а при падении – неминуемая смерть. Выбираем вариант спуска по 45 градусной траве к речке. Последние 10 метров пути, оказываются, совсем крутыми, вешаем веревку за скальный уступ (фото №100). Спустившись к речке, проходим по прижимам у самой воды – участок около 10 метров, крутизна – 70 гр., однако имеется множество хороших зацепов для рук и для ног. По левому краю ущелья путь примерно сопоставим, хотя возможно немного легче. Итак, пройдя прижимы, мы вышли на правый берег дол. Дарапиоз. Чхв от места ночевки до дол. Дарапиоз составило 1 час 20 мин. Координаты места слияния: N 39.427855 Е 70.715134 (датум карты - Pulkovo 1942). Слева и справа долины тропы не видно. Мы идём правым берегом дол. Дарапиоз. Наш путь пролегает по песчаным берегам, по траве, местами приходится пробираться через кусты. Каждый переход встречаются места под палатки. Частенько встречаются чистые ручейки. Через 2 часа чхв уперлись в прижимы. Единственно возможный вариант прохода находится в 15-20 метрах над рекой по небольшим скальным полочкам, соблюдая повышенную осторожность (фото №101). Полки тянуться примерно 20 метров (фото №102). Далее вешаем веревку за скальный уступ и спускаемся к самой реке около 15 метров. Прижим мы обошли, теперь появилась возможность перейти на левый берег реки по круглогодичному снежному мосту. Снежный мост находится в 100 метрах от пройденного прижима. Координаты места снежного моста: N 39.401665 Е 70.724843 (датум карты - Pulkovo 1942). Перейдя на левый берег реки - обедаем, есть места под палатки. По левому берегу идёт тропа, отыскиваем её и идём по ней. Тропу надо обязательно отыскать, так как без неё путь осложнён плотно растущей растительностью. Координаты точки выхода на тропу: N 39.393096 Е 70.720843 (датум карты - Pulkovo 1942). Через один переход после выхода на левый берег наш путь преграждает небольшая речка – проходим её - прыгая по камням. Через 1 час 10 мин чхв от перехода на левый берег, тропа упирается в снежный мост, по которому мы возвращаемся на правый берег (фото №103). Далее идём уже по хорошо набитой тропе, скорость передвижения резко возрастает. Стали видны следы от пасущегося скота. Местами встречаются подходящие места под палатки, на одной из них ставим лагерь. Воду берём из реки Дарапиоз. Чхв от перехода на правый берег до места ночевки составило 1 час. Координаты лагеря: N 39.372736 Е 70.704354 (датум карты - Pulkovo 1942).

Фото №99. Спуск по дол. Ахун юж.

Фото №100. Прижимы в дол. Ахун юж.

Фото №101. Прижимы в дол. Дарапиоз.

Фото №102. Прижимы в дол. Дарапиоз.

Фото №103. Снежные мосты в дол. Дарапиоз.

21.07.2013

День 19

обед: облачно/местами дождь

вечер: облачно/местами дождь

дол. Дарапиоз – слияние дол. Дарапиоз и дол. Назар-Айляк

11,5 км

-100 м

2 часа 45 минут

Выход в 07.25. Возвращаемся на тропу. Тропа, то уходит вверх – высоко над рекой, то опускается почти до самой реки. Через 2 часа 45 мин. чхв доходим до слияния дол. Дарапиоз и дол. Назар-Айляк. Натыкаемся на пограничников сажающих картошку. Они нас отвели на погран-заставу, это в 2 км выше места слияния в дол. Назар-Айляк. Где были проверены погран-пропуска и регистрация, далее последовал полный досмотр содержимого рюкзаков, после чего нас отпустили. Запасные дни мы не израсходовали и решили сэкономить и доехать до г. Душанбе, не используя услуги турфирмы. Из дол. Назар-Айляк ездят самосвалы с углем, на одном из таких нас довезли до г. Гарм (около 70 км). Переночевали в отели на следующий день доехали до г. Душанбе.

Расклад времени на прохождение перевала Ахун юж.

Подъём от озера до взлёта пер. Ахун юж.

- 2 часа 55 минут

Подъём от начала взлёта до седловины пер. Ахун юж.

- 0 часов 45 минут

Спуск от седловины пер. Ахун юж. до языка лед. Ахун юж.

- 3 часа 00 минут

Спуск от языка лед. Ахун юж. до слияние дол. Ахун и дол. Дарапиоз

- 1 час 50 минут

Спуск от слияния дол. Дарапиоз и дол. Ахун до снежника по которому перешли на левый берег

- 3 часа 35 минут

Спуск по левому берегу р. Дарапиоз

- 1 часа 10 минут

Спуск от места перехода на правый берег до слияния дол. Дарапиоз и Назар-Айляк

- 3 часа 45 минут

- 3 часа 40 минут

- 13 часов 20 минут

- 17 часов 00 минут

- 41,4 км

Выводы и рекомендации: пер. Ахун юж. – соответствует 2А категории сложности. На подъём сложность в виде - сильно изорванного трещинами закрытого ледника. На спуске прохождение бараньих лбов возможно только по левому борту! Язык лед. Ахун юж. очень сильно разорван – оптимальный проход по левому краю. Большие сложности в обходе прижимов при слиянии дол. Ахун и Дарапиоз! Большие сложности при обходе прижима по правому борту дол. Дарапиоз!

8. Материальное обеспечение группы.

8.1 Групповое снаряжение.

№ п\п

Наименование

Ед. Изм.

Кол-во

Масса ед. в гр.

Всего в граммах

Бивачное:

Палатка 3-х местная «Новатур Тибет»

шт

Палатка 3-х местная «Hobbit»

шт

Палатка 3-х местная «TheNorthFasе»

Газовая горелка «Primus»

Расходы на 1 чел. руб

Расходы на группу 9 чел.

Дорога

Москва – г. Душанбе (самолёт)

Аэропорт – г. Душанбе (микроавтобус)

г. Душанбе – пос. Дихисор (микроавтобусы)

Слияние дол. Дарапиоз и Назар-Айляк – г. Гарм (самосвал с углем)

г. Гарм – г. Душанбе (микроавтобус)

г. Душанбе – Москва (самолёт)

Продукты на-22 дня

Аптечка

Страховка

ВСЕГО:

8.3 Состав аптечки и рекомендации.