Автор: Игорь Канель, Москва

По тропе Иисуса

Парк БахаиВид на немецкую колонию Музей ВМС РИПерекрестокНазаретСобор Благовещенья Дорога 7926Вид на Циппори(на холме)Римская дорогаВ сторону г.АрбельСпуск с хаттина Рога Хаттина Диарама Рогов Хаттина СпускПлато в районе рогов хаттина Рога Хаттина Подъем на г.Арбель Национальный парк Арбель Крепость Друзов Вид на ТиберийГалилейское мореЯффо Вид на порт Яффо Порт ТА Вид на набережную

Лето в плане туризма как-то не задалось, и чтобы не терять сезон целиком решили со старыми друзьями хоть куда-нибудь скататься осенью.

Сначала было решились в Португалию, но вовремя отказались из-за погоды. Более-менее приемлемым вариантом в ноябре остался только Израиль.

Первоначальный план был сделать круг от Хайфы до Галилейского моря и через Акко вернуться в Хайфу, откуда уже отправиться прямо в аэропорт ТА.

Однако физическая форма и шабат внесли свои коррективы )

Как всегда чуть не опоздали на регистрацию, и как всегда аэрофлот берет 50 евро за велик.

Прилетели в Израиль рейсом SU 502 в 12.10 воскресенья 17-го ноября. Билет в октябре 2013 года стоил 12000 рублей.

Прямо из аэропорта ходят очень удобные поезда в сторону Хайфы. В поездах можно возить велики не разбирая, для этого выделены специальные места для их фиксации. Правда провозить их можно не в любой день и не в любое время. В поездах производства Alstom есть вайфай, розетки да и интерьер получше чем в аэроэкспрессе.

Билет до Хайфы стоит около 40 шекелей, а поезда ходят каждые полчаса. Но они не ходят в шабат!

С информацией о расписании, стоимости и правилах проезда можно ознакомится тут.

Первое что бросается в глаза в Израиле – на удивление много симпатичных девушек. Были очень приятно удивлены, впрочем, равно как и в Киргизии.

Поезд до Хайфы идет по побережью средиземного моря 1 час 40 минут.

В Хайфе остановились в Хостеле Port Inn [N32 49.164 E34 59.863] за 100 шекелей с человека. Хостел очень приятный, собственно, как и все на нашем маршруте.

Сама Хайфа примерно равна по населению нашему Ногинску но имеет свое метро, фуникулер и развитую систему автобусного сообщения по выделенным полосам. В Хайфе можно посмотреть Бахаистские сады, Военно-морской музей и пещеру Ильи пророка. Еще можно пройтись по так называемой немецкой колонии. Короче, за полдня вполне можно все посмотреть)

В городе жизнь затихает уже в 10 вечера. Хотели было посмотреть порт, но в него нет свободного прохода.

Хайфа - Назарет

Пещера Ильи вызывала разочарование. Возможно в ней очень много сакрального смысла, но я ожидал увидеть что-то более монументальное, чем выдолбленная в скале небольшая комната с раздельным входом для мужчин и женщин.

Монастырь кармелиток посмотреть не удалось, т.к. надо было ехать за газом, а он был совсем не по пути. Газ мы купили в магазине Rikushet[N32 47.357 E35 00.473], который расположен в большом торговом центре, где можно заодно и поесть и закупиться едой. Газом этим в итоге почти и не пользовались. Впрочем как и палаткой.

Полдня выезжали из Хайфы и мучительно заползали на гору Кармель, на которой раскинулся национальный парк, в котором вроде как можно вставать на ночевку. Если тут и в ноябре жарковато, то как тут кататься летом совершенно непонятно. Становиться на ночевку еще было рановато, поэтому решили попробовать доехать до Назарета.

Очень весело и бодро скатились с горы по пустынной трассе 7212. Отсутствие трафика, крутые повороты и прекрасное покрытие делают это отрезок одним из самых ярких впечатлений поездки.

Потом маршрут шел по автостраде 70 и дороге 75, движение по которой на велосипедах местами запрещено, т.к. обочины как таковой нет, а единственная полоса движения зажата бетонным желобом. Двигаться по такому каньону более чем неприятно. В 5 часов стемнело и последние полтора часа двигались уже в темноте, включив все фонари, которые были в наличии.

Вообще, зимние поездки - это такое медитативное мероприятие. В 5 вечера уже темнеет, и непонятно чем дальше заниматься. Причем, если в городе можно хотя бы сходить в бар, то в палаточном варианте остается только ложиться спать в 9 вчера.

Но вот наконец-то темнота расступилась – мы приехали в Назарет.

Назарет - крупнейший арабский город в Израиле. И он разительно отличается от Хайфы. Такое ощущение, что вообще приехал в другую страну.

Главная улица забита пробками, а все тротуары припаркованными машинами. Прям как дома:-) Из-за этого местами приходилось стоять в пробках. На велосипедах! Местные жители по английски практически не говорят, но тем не менее довольно дружелюбны.

К центральному христианскому собору – церковь Благовещенья, который построен на месте, где по приданию жила Мария, подъехали как раз во время вечернего звона. В это же время муэдзин через мощные колонки пытался его перекричать. Довольно забавное зрелище. Где-то читал, что христианская и арабская общины города не особо между собой ладят.

Исторический центр города застроен в период османского правления и очень интересен.

В самом сердце старого города находится хостел fauzi azar inn[N32 42.284 E35 17.832], в котором мы и остановились за 330 шекелей на троих. Хостел расположен в интерьерах старого жилого дома с расписными потолками. Надо сказать, было очень интересно немного пожить в интерьерах дома времен османской империи.

Совладелец отеля – один из авторов маршрута Jesus Tail. В отеле можно купить книжку про маршрут, которая кроме всего прочего ценна тем, что в ней показаны варианты объезда непроходимых на велике участков, а также в нем указаны варианты ночевок – от кемпингов до отелей.

До последнего времени старый город постепенно терял свое торговое значение и умирал. Его начали заселять разнообразная голь, нищета и торчки.

Как говорят – появление первого хостела дало этому месту новую жизнь.

Еще в 2005 года в городе толком негде было переночевать. Все туристы приезжали посмотреть сакральные места на автобусах, а ночевали уже в Хайфе и никаких особых денег в городе не оставляли.

Местное население не особо любит евреев и уверены, что они строят козни препятствующие развитию города, но тем не менее владелец отеля, который открыл город бэкпэкерам именно еврей. Говорят, что ему стоило огромных трудов убедить хозяев дома организовать там хостел. Вслед за первым хостелом появились и другие, а за ними и кафе с ресторанами и прочая туристическая инфраструктура.

Вечером, гуляя по городу, обратили внимание на странные звуки, которые оказались репетицией отряда волынщиков. И это в самом центре арабского города!

:-) В районе колодца Марии располжено несколько очень достойных ресторанов. Проехали за день 60км.

Назарет – Циппори

Из отеля каждое утро в отправляется пешеходная экскурсия по старому городу. Экскурсия не особо интересная, т.к. проходит по большей части по разным лавкам и магазинам. Хотя довольно интересно узнать как производят кофе, молят специи или узнать про краткую историю дома, в котором расположен отель, и семьи им владевший вот уже 100 лет.

Собор благовещенья построен в 60-х годах прошлого века. Храм стоит над церковью времен крестоносцев, которая в свою очередь стоит над базиликой византийских времен.

Собор построен в очень необычной манере и очень интересен.

Все кафе и рестораны расположены около колодца Марии, где согласно легенде ей явился ангел сообщивший благую весть. Сейчас колодец реконструирован и стоит вроде примерно на том же месте, где стоял источник времен Богоматери. Вода в колодце из водопровода )

Из-за экскурсии выехали очень поздно. После часа дня уже.

Начало трека Jesus trail непроходима на велосипеде, т.к. проходит по бесконечным лестницам старого города. Посему решили попытаться выйти на маршрут в районе Циппори, а до туда - доехать по дорогам общего пользования.

Выезд из центра с довольно крутым подъемом в гору, но потом дорога идет под гору, где можно разогнаться более 60-ти км.ч. Надо ехать по дорогам 700, 79, а в точке [N32 43.915 E35 16.269] повернуть на трассу 7926, которая идет по пасторальным местам сельской местности.

Где вставать на ночь за национальным парком ципори (в национальных парках ночевка запрещена) не совсем понятно - поэтому решили искать место до национального парка.

В итоге напросились на постой на ферму экологических оливок тут: [N32 44.972 E35 16.711], которой владеет очень колоритный седой старик.

Пустили совершенно без вопросов, разрешили пользоваться туалетом и водой.
Сделали ужин, выпили вина. В 8 часов вечера - делать в темноте абсолютно нечего кроме как пойти спать.

Вообще этот маршрут можно и даже, наверное, нужно проходить без палатки, налегке. И таскать с собой в 2 раза меньше барахла, и не платить за второе место багажа при перелете – все барахло запихать в чехол – и все.
Всего проехали за день 11 км

Циппори - Арбель

Выехали в 8 утра, и почти сразу были неприятно удивлены, что вход в национальный парк находится с другой стороны.

Спускаться вниз и объезжать было лень-поэтому поехали дальше.

После изгнания евреев из Иерусалима - Циппори стал на какое-то время центральным городом еврейской мысли. В городе остался водопровод, мозаика, и башня крестоносцев. Мы посмотрели на него с соседнего холма.

Чтобы подобраться к нитке маршрута пришлось немного полазать через заборы и шлагбаумы, но вот наконец то мы вышли [N32 44.954 E35 18.132] на тропу в красивом хвойном лесу.

Тропа вполне проезжабельна, но подъемы все равно приходилось вести.

Первым городом на пути был Машад(Mashhad), в котором по приданию родился Иона(который и кит). Город ничем особо не примечателен, после крутого спуска по грунтовке начинается город Кана (Cana). В городе есть католическая и православная церковь, которая почему-то закрыта.

Город считается традиционным местом бракосочетания. Ибо когда Иисуса с матерью позвали на свадьбу и когда на ней закончилось вино(страшный позор для хозяев) Иисус и явил свое чудо превращения воды в вино.

По этому поводу францисканцы построили специальную церковь бракосочетаний, которые идут тут нонстоп 4 дня в неделю. Вокруг церквей образовался небольшой и приятный туристический кластер с лавочками и брусчаткой.

Город стоит на довольно крутом холме, а в хитросплетении узких улочек довольно легко затеряться т.к. маркировка тропы в какой-то момент пропадает.

После Каны маршрут проходит через свалку и снова углубляется в лес, но в точке [N32 45.122 E35 22.993] нужно съехать с оранжевой тропы на зеленую т.к. следующий за ней кусок считается непроезжабельным. Зато вместо этого предлагается скоростной спуск по прекрасной пустынной асфальтовой дороге до шоссе 77 или проехать параллельной дорожкой. Мы решили сэкономить время и прохватили пару километров по шоссе. Тропа пересекает трассу 77 через дренажную трубу[N32 46.638 E35 24.846], которая находится рядом с заправкой и остановкой Golani Junction, а на противоположной стороне Макдональдс и музей боевой славы голланской бригады.

От трубы тропа должна по идее идти в сторону кибуца Lavi частично проходя по римской дороге. Однако на этом отрезке маркировка маршрута идет в разрез с треком.

Прыгая по каким-то беспорядочно разбросанным камням мы и не догадывались что едем по дороге которой более 2000 лет.

В кибуце можно посмотреть какой-то не представляющий интереса монумент и древний пресс для вина. Тропа проходит через сам кибуц, но трек перегорожен забором с колючей проволокой. Пришлось искать объезд и в итоге этот участок мы проехали по евангельской тропе (Gospel Trail).

Виды на этом участке самые захватывающие на всем маршруте, хотя тропа не очень проезжабельна.

В этом месте, 4 июля 1187 года, у рогов хаттина, была разбита Саладдином армия крестоносцев, которые спешили из Акко в осаждённый Тиберий. Это привело к началу катастрофы, которая привела к изгнанию крестоносцев из святой земли. В этой точке [N32 47.828 E35 27.566] необходимо свернуть на черную трассу ибо следующий участок маршрута непроходим на великах. Из-за этого нам не удалось посмотреть главную святыню друзов Неби Шуейб (Nebi Shueib).

Черная трасса круто спускается с горы после чего вновь соединяется с оранжевой (тропа Иисуса) и далее идет сначала по оливковым рощам, а потом по дну сужающегося красивого ущелья которое все перегорожено загородками для скота. Заключительный подъем к поселку Арбель очень крутой. Затащить груженый велик было крайне тяжело.

В черте поселка есть руины древней синагоги[N32 48.905 E35 29.038], которую мы каким-то образом не заметили, а неподалеку - национальный парк арбель. На ночь остановились в гестхаусе арбель семьи шавит[N32 48.813 E35 29.008]. В отдельном доме с джакузи за 400 шекелей. В гестхаусе есть и бассейн но испробовать его не довелось т.к. было холодновато.
Всего проехали за день 40 км.

Арбель - Тиберий

Жемчужина маршрута – национальный парк Арбель.
С массива открывается прекрасный вид на галлилейское море. С противоположной стороны ущелья расположена испещренная пещерами, в которых накопали массу останков первобытных людей, гора Нитай.

Маршрут проходит сначала по массиву, открывая прекрасные виды на море, а потом круто спускается по железным скобам вниз и идет в обратную сторону мимо пещер и захватывающей дух горной цитадели друзов.
Место однозначно стоит посещения.

С массива можно спуститься в сторону Табхи по тропе Иисуса либо в сторону Тиберия по синему велосипедному маршруту. Мы выбрали второй вариант и наверное зря т.к. спуск был не особо интересен.

Спуск по тропе Иисуса длинней, но видимо более интересный т.к. там в верхней части очень крутой спуск после чего тропа проходит по узкому ущелью между Арбелем и Нитаем.

Пообедали с деревне Мигдал, откуда родом Мария Магдалина. Найти выход к морю оказалось нетривиальной задачей ибо берег весь или жутко зарос камышом или закрыт забором. Большинство пляжей закрыто по поводу прошедшего сезона.

Единственным открытым пляжем что мы нашли был этот: [N32 50.262 E35 31.170]

Вход платный. Море в середине ноября градусов 20. Примерно как у нас летом :-)

Чтобы зайти по пояс в воду надо пройти метров 100 – понятно как тут Иисус по воде пешком ходил. В соседней деревне ginnosar есть музей, в котором эспонируется поднятая со дна и восстановленная рыбацкая лодка времен Иисуса.

У местного кафе останавливаются туристические автобусы, из которых вываливаются отечественные туристы в лице толстых тетушек, пузатых дяденек, а также попов. Тропа Иисуса идет на север через Табху в Капернаум-город служения Иисуса и горе блаженств (mt. Beatitudes), на которой Иисус явил свою нагорную проповедь. К большому сожалению времени закончить маршрут уже у нас не оставалось и искупавшись в этом столь богатым историей озере сразу отправились в Тиберий(Тверия).

Тиберий симпатичный, но довольно потрепанный курортный городок, который прославился своими горячими источниками столь любимыми императором римской империи - Тиберием.

В городе куча кафе, в которых почти нет посетителей, а основную часть отдыхающих составляют русские.

При въезде в город со стороны Табхи возникает ощущение недавней бомбежки. Многие убогие корпуса пансионатов, построенных в 70-е стоят в полуразрушенном состоянии.

Из древностей в городе можно посмотреть кладбище с какими-то еврейскими мудрецами и остатки крепости, которая была построена османами на месте крепости крестоносцев, которую разрушил тот самый Сладдин.

Вечером можно прогуляться по забитому кафешками центру а также по улочке с современным скульптурным искусством.

Ночевали в посредственном отеле Авив[N32 47.035 E35 32.554] за 300 шекелей.
Проехали за день 22км.

Тиберий - Яффо

Следующим утром чуток прокатились по центру города и отправились с автовокзала[N32 47.251 E35 32.187] в Тель-Авив на маршрутке(шеруте) за 60 шекелей с человека. Велики удалось запихать не разбирая. Вылезли в Тель-Авиве тут: [N32 03.296 E34 46.517] откуда можно по прямой спуститься в Яффо. Остановились в самом центре старого города в интересном хостеле old jaffa hostel[N32 03.189 E34 45.365] (370 шекелей за троих в private room). Древний Яффо очень понравился, чего нельзя сказать о самом Тель-авиве, который произвел довольно неприятное впечатление довольно грязного и архитектурно бессмысленного города.

В Тель-Авиве довольно много велодорожек, но не особо много велосипедистов, а большинство из тех что есть катаются на электрической тяге ) Видимо все дело в жаре, которая стоит тут большую часть года.

После трех часов дня в пятницу город стремительно пустеет в ожидании приближающегося шабата. Но спустя лишь пару часов всю набережную занимает арабское население города с шашлычками и громкой музыкой из машин.

От Яффо в сторону порта Тель-авива тянется красивый пляж и набережная - визитная карточка города.

Ближе к центру на набережной стоит заброшенное здание печально известной русской дискотеки дольфи, в которой в 2001 году в результате теракта погиб 21 подросток.

Сейчас же она заброшена и огорожена забором, зато на узкой полоске набережной за ней в пятничные вечера собирается неформальный народ поиграть на перкуссиях и выпить пива. Играют очень зажигательно, несмотря на шабат.
Дальше идет череда ничем не примечательных бетонных громадин отелей и порт (марина).

Чем дальше от набережной тем все более непритязательной становится застройка и больше мусора на улицах.
Проехали за день 2 км.

Тель-Авив - Москва

Субботним утром по пустынным по случаю шабата дорогам поехали в аэропорт. По пути заскочили в православную церковь в районе зоопарка. Такое ощущение, что церковь вместе с прихожанами выдрали откуда-то из центральной России и поместили тут, посреди ухоженного тропического парка и павлинов.

Павлин в экстерьере православного храма и вправду выглядит весьма необычно )
Автострада номер 1 вроде бы закрыта для движения на велосипедах - поэтому пришлось сделать крюк по вторичным дорогам проехав лишние 10 км.

В аэропорту пришлось столкнуться с паранойей службы безопасности аэропорта по полной программе. Сначала выпотрошили все рюкзаки везде проводя салфеткой. Когда же потёрли салфеточкой велик и сунули ее в детектор - детектор издал какой-то звук, после чего все охранники напряглись, а все наши велики утащили куда то на проверку.

Нам же учинили допрос куда мы катались, где были и ночевали. Кто где работает и откуда друг друга знаем. Причем спрашивали одно и тоже по нескольку раз. Короче цирк.

Я думаю, что детектор среагировал на частичку ВВ, которую я подхватил в районе рогов хаттина (там где крестоносцев разбили).

После досмотра они даже не удосужились упаковать велики как было - просто побросали все в чехол и все в таком состоянии поехало в самолет со всеми вытекающими последствиями.
Проехали за день 28 км.

В целом поездка очень понравилось, но очень обидно, что не удалось пройти весь маршрут. Ноябрь видимо не самый лучший месяц для поездки – рано темнеет и уже холодновато. Октябрь в этом плане видимо боле предпочтителен.
В районе галилейского моря промаркировано огромное количество разнообразных маршрутов на любой вкус, а обилие гестхаусов позволяет путешествовать налегке. Если у вас есть запас времени – можно подняться в голаны и устроить там винный велотур )
Население крайне дружелюбно, причем как арабское, так и еврейское.
Если вы интересуетесь историей и не особо хотите мочить – этот маршрут для вас.