Очерки, фотографии, описания маршрутов - всё это Вы найдёте в разделе Горы Мира
Горы в фотографиях >

Автор: Илья Степанов, Чебоксары

Северный Вьетнам. Одни в пещере

Пещера Nguom Ngao на границе Китая и Вьетнама не очень известна и не сильно посещаема.

Добрались мы до нее затемно, думали что увидим на входе железную решетку с замком, но - о чудо! - решетка была, а замка не было!
Под землей мы с Лехой блуждали часов шесть, пока не кончились все батарейки ..

О том, как мы добирались до пещеры, что видели и с кем встречались по дороге, я рассказывал в предыдущих постах.

После пары стопок самогонки, выпитой в Коммуне, идти стало легче, идти стало веселей!
Так что до деревни, рядом с которой должна была быть пещера, мы добрались уже часа через два.
Но ужасно проголодались и, увидев местную едальню, засели подкрепиться.

Увидев на прилавке яйца, долго объясняли хозяйке, что хотели бы простую яичницу, она кивала головой, мол все поняла.
Наконец несет нам по блюду с лапшой и еще по паре сваренных яиц, ну ладно, спорить не стали, пока не попробовали - во рту как всегда пожар!! ну вот, а говорила, что все поняла ..

Тут наше внимание отвлекла сцена со скачущими по ступеням быками.

Вот из Лехиного дневника:

Поужинали в местной забегаловке, попутно выяснили у хозяина, что пещера сегодня уже закрыта. Но что значит "закрыта", дверь на ней что-ли стоит? Пошли проверить. Из деревни вверх по склону ведет бетонная лестница, довольно высокая, наверху маленькая площадка, и такая же лестница вниз, в маленькую долину с рисовыми (и не только) полями, окруженную кольцом гор. В одной из этих гор пещера и находится.

Сейчас на полях идет уборка корнеплодов, то ли свекла, то ли что еще - красные, длинные и кривые штуки. Тетки их мотыгами из земли выковыривают, и таскают в деревню в круглых корзинах, привязанных к бамбуковым коромыслам.
Мужиков на полях не видно совсем. Еще в долину ходят пастись коровы, карабкаются по лестнице вверх и вниз каждый день.

Забавное это зрелище, когда огромные туши, скользя копытами по бетонным ступеням, спускаются вниз.
Так они ж завтра назад пойдут, наверх, зрелище думаю не хуже будет ) А если дождь ?

Бросил я свою тарелку с лапшой и бегом баушек догонять.

Коровы здесь не такие, как наши, больше похожи на буйволов, очень сильные, шустрые и агрессивные, с длинными, загнутыми назад рогами.
Идешь мимо такого стада, а они все еду бросают, и долго стоят, провожают тебя пристальным взглядом, кажется сейчас бросится и либо растопчет, либо на рога поднимет.
А как начнут друг за другом гоняться, так вообще страшно даже издалека наблюдать, носятся как скаковые кони!
И пастухов не особо слушаются.

Пастухами Леха назвал вот этих шустрых старушек.
Таких во Вьетнаме везде встретишь - худые, шустрые, кривоногие как правило ) и обязательно с кинжалом за поясом.

Чувствуется кавалерийская выправка у бабуськи )

Пока поднимались по лестнице встретили еще теток с дровами и урожаем корнеплодов.

Увидела, что мы заинтересовались овощем, дала на пробу.
Протаскал я потом его в рюкзаке неделю, да так потом и потерял, не попробовав.

Вообще не хилая такая нагрузка на плечи - две корзины батата!

...а она идет, грациозная такая, хоть бы что !
Наверно на диетах сидит и таблетки для похудания горстями глотает )

Из Лехиного дневника:

Уже в сумерках подошли к дому охранника, никого нет, бетонная дорожка к пещере. Поднялись по лестнице - вход в пещеру открыт, но света внутри нет, черная расщелина в скале, вниз лестница.

Оставили рюкзаки на входе, чтобы если кто придет, решетку не закрыли, и с фонариками полезли вниз. Видно, конечно, плоховато, но и в свете фонарей можно оценить, что там действительно красиво!
Есть большие залы, есть маленькие, есть узкие проходы. Большие сталагмиты как столбы стоят на полу! Стены разного цвета, голубоватые и коричневые, некоторые с вкраплениями, типа слюды, выглядят как покрытые серебристым инеем.

Вот та самая "скульптура", фотографию которой нам недавно показывал вьетнамец, с которым мы пили самогонку в Коммуне.

Пещера большая, читали, что глубиной два километра. Легко доступно пара сотен метров, не больше, потом начинается подземная река и убегает куда-то дальше в узкий проход. Возможно там есть еще залы, но без специальной подготовки туда лучше не лезть.

Есть еще лаз вверх, Илья поднимался туда, говорит там тоже зал и проход дальше. Но мы туда тоже не пошли, ограничились более доступными местами.
Кроме небольшой реки есть еще несколько озер, пол вокруг них имеет красивый рельеф в виде множества чаш, как чешуя смотрится.
Скорее всего во время больших дождей эти чаши тоже наполняются водой, она и сейчас местами капает с потолка.

Эдакая Каменная Рафлезия (самый большой в мире цветок)

Блин, ну вот такие штуки реально удивляют!
Хотя я бывал во многих пещерах..

Вообще осматривать пещеру в свете обычных фонариков оказалось гораздо интересней.

Вот только со съемкой конечно было полно сложностей, размеры пещеры немаленькие, не везде свет фонарика достигал потолка или дальней стены. Хорошо хоть штатив был с собой.

Вот этот снимок мне кажется удачным , и цветом, и композицией. Правда получился с третьего раза. Спасибо Лехе, ему приходилось замирать секунд на 30-40.

Надо сказать, что в пещере было очень жарко и влажно, оптика поначалу дико запотевала, светофильтр чуть до дыр не затер.
И вот эти белые и цветные точки на черном поле - битые пикселы- интересно, теперь навсегда?

Ото всюду доносится звук льющейся воды, шумит подземная река, капает с потолка в небольшие озера.
Вода в озерах теплая, но купаться мыслей даже не возникло.
Мы и так то старались особо не следить, хотя это было сложно, кругом мокрая грязь. Я представляю изумление охранников, которые на следующее утро увидят отпечатки наших ног.

Местами пол пещеры напоминал поверхность далекой планеты.

Неудивительно, что в таких условиях здесь и живность кой какая имеется - летучие мыши, какие то странные тараканы, смотрите на видео

Лазали по углам, уходили в другие залы, но неизменно возвращались вот к этой загогулине.

Леха пишет:
Очень долго лазали по пещере, фотографировали со штатива разные ниши и залы, изобретали интересную подсветку, часов 7 там провели! Поначалу было немного не комфортно, даже жутковато, а потом привыкли, изучили там все закоулки, и даже без фонарей, если что, могли бы найти дорогу обратно.
К часу ночи я уже утомился, а Илья все продолжал снимать с неослабевающим энтузиазмом, еле вытащил его оттуда.
В ночи прошли мимо кассы, ушли подальше через поля, и поставили палатки около противоположной горы.

На самом деле это еще не все фото из пещеры, просто их слишком много.