Автор: Александр Гуков, СПб
Фото: Кирилл Иванов, СПб

Ушба Северная

И вновь полюбившаяся Грузия. На этот раз, как и все предыдущие, желающих поехать было много, но поехало только трое. Иванов Кирилл, Бороденков Алексей, Гуков Александр - сборная СПб.
В планах Тетнульди, Шхара, Ушба.
Ушба….. что-то давно никто северную не ходил по шестерочным маршрутам. Надо бы заполнить временной пробел. По тем данным, что мы нашли из летописи Владимира Николаевича Шатаева, крайний раз в 1994 г., по маршруту Моногарова. Моногарова нам идти не хотелось, слишком много шлямбуров, поэтому выбор пал на маршрут Грищенко, который крайний раз, по летописи, прошла команда инструкторов а/л «Адыл-Су» в далеком 1988 году.

Описывать все прелести гостеприимной Грузии и в особенности Сванетии я в этом посте не стану, слишком длинный получится. Это мой третий раз, и каждый из них не перестаю удивляться этой стране и ее людям.
Тетнульди, как акклиматизационное восхождение, был первым. Красивый, высокий, технически несложный. Идеальное место для такого восхождения.

День отдыха в Местии и…

Шхара по маршруту Бекну Хергиани. Это уже серьёзно. Технически тоже не особо сложный, но очень, очень длинный. Требует отдельного поста, так как маршрут популярный, но техническое описание найти трудно, кроме книги А.Ф. Наумова 1985 года.

Это, конечно же, было разминочное восхождение, и шли мы не особо напрягаясь, но неделя на маршрут 5Б - это через чур. Прогноз погоды мы и не думали смотреть, и на второй день она естественно испортилась, да так, что просидели мы на полке два с половиной дня. На третий надоело, после обеда в непогоду все-таки заставили себя пойти вверх до второго лагеря. Далее был третий, вершина и вниз до второго. На следующий день спуск. Маршрут понравился, рекомендовано к восхождению.

Ну и, наконец, изюминка, Ушба Северная. Пару дней отдыха и надо ловить погоду, которая по сайту yr.no была всю следующую неделю близка к идеальной. Уважаемый Адоли Гоштелиани довез нас короткой сванской дорогой на север от Местии куда-то очень высоко.
Еще полтора часа подъема пешком и мы на перевале, откуда прекрасный вид на восточную стену Северной Ушбы. Помедитировав на гору с полчасика, побежали вниз, на Чалаатский ледопад, миновав первую и вторую ступень, спустились сразу к заключительной фазе. Третью, на этот раз Ушбинскую ступень, проходили с левого края, уходя ближе к центру. К 1700 мы под маршрутом.

День первый. Первый бастион. Погода действительно идеальная, очень, очень жарко. Где-то в районе 1600 вышли на гребень. Прекрасный вид наверх, откуда с крыши текут водопады воды справа по полке Снесарева. И, естественно, летят камни. Попытались пройти выше к стене второго бастиона, где по описанию первая ночевка, но пара камнепадов, перебивших гребень, утихомирила наш пыл, и мы спустились на веревку ниже в начало гребня. Сделали площадку, немного шила, колбаска на фанерке, хороший ужин и сладкий сон.

День второй. Утро вроде ясное, «пробегаем» гребень, вижу, как место моей станции уже так рано обстреливается камнями. «Держитесь, ребята, я постараюсь побыстрее», - подумал я. Пытаюсь, класть точки приходится нечасто, чтобы увеличить скорость. И вот мы у стены, здесь безопаснее.

Внутренний угол проходим в 1400, начинается ключевой участок второго бастиона, 2 веревки немного нависающей стенки. Тут бы скальные туфли надеть, да погодка-то с утра начала портиться и к этому времени заморосил дождь. В ботинках лезть долго, скальники одевать неохота. Наверху внутреннего угла небольшой жандарм, за которым мы и присмотрели неплохую полусидячую полочку. Камни так и летят, но пролетают в паре метров от стены. Надо становиться. Пока я обустраивал полку, Кирилл решил обработать сколько сможет. Повезло, до окончательного ненастья удалось пройти одну веревку. Все также шило, колбаска на фанерке и вкусный ужин.

День третий. Ночь просидели как короли. Наутро погодка так себе, но лезть можно. Прошли второй бастион, вышли на гребень. Арт-обстрел продолжается. Бегом к третьему, не успев его даже рассмотреть. И тут заминочка вышла. По описанию камин с нависающими скалами вверху, залитый льдом, да еще и с пробкой вверху. Где такое чудо? Стена сплошная. Спустился я вниз на гребень, пока не летит. Пока не летит, не страшно, ищу камин – нет камина. Но внутренний угол, в который маятником из камина уходить надо, вроде слева, просматриваю. Расчет на глаз маятника и вот оно – тут должен быть камин, а теперь небольшой внутренний угол со скальными перьями разной подвижности. Надо лезть. Нашли полочку под сидячую ночевку под стеной и вновь бесстрашный Кирюха полез на обработку.

Обработал-таки он эти перья и вновь долгожданное шило, колбаска на фанерке и вкусный ужин.

День четвертый. Затягивает с утра. Отжумарили веревку, продолжаем лезть дальше и вот оно счастье – крюк с остатками старой петли. О-ля-ля. Да это же маятник на полку внутреннего угла! Не успел я выйти на полку, как начался снег, переросший в мелкую, но обильную крупу. Пока я переодевал скальные туфли, набрал полные ботинки этой крупы. Но начало внутреннего угла не такое с виду сложное, можно и в ботинках. Через веревку начало выглядывать солнышко, опять скальники и вперед.

Где-то во второй половине дня вышли на черные скалы крыши. Так и хочется уйти вправо. Туда и иду, тем более , что сверху льют речушки воды. Ушел, оказалось, по речкам надо было идти. К вечеру вылезли к месту ночевки первопроходцев под 5-метровой стенкой. Опять полочка, опять калачиком, опять колбаска и уже остатки шила. Завтра надо вылазить.

День пятый. Полный туман, как ежики вылезли из норки и наверх.

В 11:00 19 августа выходим на вершину. Все так же туман, если бы не вершинный турик с баночкой гостинцев, и не поняли бы, что это вершина. По батончику баунти, селфи и пошли искать дорогу вниз, на подушку. Спускаться решили в сторону Мазери по Ушбинскому леднику.

Не доходя до конца гребня раскрылась вдруг долина , петля на камне и кажущийся не трудным спуск дюльферами на ледник, минуя подушку. Черт нас сбаламутил, и мы поперли вниз. Один, второй, третий… шестой… не помню сколько там уже было дюльферов, но петель мы больше не видели, да и долину тоже больше не видели. Уходим куда-то в туман. Наконец свершилось – пошел снегопад, опять крупа, образующая ручейки, переходящие в речки.

«Нахрен мы сюда поперли?» - думаю, одна эта мысль была в трех наших головах. Но Джа смилостивился над нами, прочитав нашу незамысловатую мысль и послал нам спасительный бергшрунд, в котором мы быстренько и спрятались, увеличив маленькую пробку до размеров нашей крохотной палатки.

И вновь сидячка, всю ночь рядом сходят лавины, все и всё до нитки промокло, колбаска на фанерке еще осталась, а шила-то нет. Тяжело.

День шестой. Утро – туман. Обед – туман. В 14:00 решили, что либо надо валить, ужин-то последний съели, либо… все равно надо валить. Пока мы собирались, начали появляться просветы погоды. Где пешком, где на три такта, пара дюльферов на заминку и мы на спасительном леднике.
Йо-хо, выбрались.

По пути встретили две группы, шедшие на траверс Ушбы.
Спасибо ребятам за баллон газа, он нам пригодился, так как до дороги мы в этот день не дошли.

День седьмой и последующие. Адоли встретил нас в Мазери, довез до Местии. Прекрасный вечер с друзьями в гостинице Тетнульди, вино, кубдари и другие прелести цивилизации.

Дорогу домой завалило селем, когда расчистят не ясно. Нашли Леше билет домой через Киев, а сами на верной Делике решили пробираться как получится. А получилось очень даже прекрасно, по дороге на море заехали на грузино-абхазскую границу, где оказалось, что грузины без проблем выпускают, но без штампа в паспорте, а абхазы с легкостью впускают, опять же без штампа.
Вот и отлично. Сгоняли на море, искупались, посадили Лешу на самолет и на границу. Грузины пожелали счастливого пути, абхазы налили пару рюмок коньяку, Сухуми-Гагры-Сочи-Новороссийск. На том я и остановился, посадив Кирилла на поезд в СПб.
Что же, хорошая выдалась поездка. Три прекрасные горы, новые знакомства, прекрасное вино, вкусная еда и море на заминку.

Стеснительная девушка.
Тамсерку ЮЗ

Технический отчёт

Ушба Северная по маршруту Грищенко, левая часть СВ стены.