Автор: Алексей Заводский, Москва

Затерянный Непал. Джумла. Мугу. Долпо.
Часть - 5

Достаточно расслабона! Пора продолжать свой рассказ о моей соло-экспедиции в Западный Непал в ноябре 2014 года:)

В этой части я добрался до Западной окраины верхнего Долпо и провёл в деревни Долфу два дня. Деревня самая глухая из всех, что мне приходилось бывать когда либо, тут не видели белых людей и никто не говорит по-английски ни слова!

Все фотографии сделаны на IPhone 5s.

Начну с карты. Зелёным обозначено то, что прошёл до этого, красным - кусок из этой части.

День - 11. Утром проснулся под звуки раздававшиеся из приёмника учителя, тот сразу после пробуждения включил радио и залипал. Да, пора вставать, завтракать и двигаться в путь, сегодня по плану добраться до окраин верхнего Долпо и остановиться в деревне Долфу. У учителя дома шаром покати, так что завтракам кормил его я.
Завтрак был простой но вкусный. Овсянка с орешками, печенье и крепкий кофе.
После завтрака задал ещё пару вопросов по поводу тропы на Долфу, получил ответ, что тропа не простая, но она одна и заблудиться нереально. Всё, в принципе я был готов двигаться дальше!

В тот момент я ещё не знал какой не простой переход мне предстоит, но это всё больше из-за моей дурости, хотя конечно и маршрут был тот ещё, одна из самых не простых трекинговых троп, что мне приходилось ходить, в топ 5 она попадает точно! Но обо всём по порядку.

Вышел я из Кимри с половиной литра воды в бутылке, я не люблю таскать целую, так как обычно проблем с водой нет и всегда можно пополнить запас. Всегда, но не в этот раз!))

Буквально через 40-50 минут я дошёл до ещё одной, совсем маленькой деревни Карти, и мне бы дураку залить полную бутылку воды тут, но к тому моменту я отпил только глоток и решил, что зальюсь где-нибудь дальше и, не останавливаясь в деревне, пошёл вперёд!

На подходе к деревне меня встретила вот такая ступа

Вхожу в деревню Карти

Вот так деревня выглядит в своей естественной среде обитания)

Далее тропа шла по солнечному склону и начало становиться реально жарко, а потом начало становиться так жарко, что мои пол литра воды стремительно подходили к концу, а хотя бы намёка на ручей так и не было. Да и вообще в этот день шлось тяжелова-то, чувствовался не простой переход предыдущего дня, плюс жара, плюс отсутствие воды и плюс эта чёртова тропа!

Тропа действительно хороша! Всю дорогу ни метра равнины, постоянно то вверх, то вниз, где-то сыпуха, где-то идёшь по самому краю практически в тоннеле, где-то выложены очень старые каменные ступени! Короче накалбасился я нормально! Пару фоток тропы.

Но всё бы ничего, если бы не отсутствие воды, в какой-то момент мне реально начало плохеть, так как солнце шпарит, а потеть я уже перестал, потеть уже нечем, во рту пересохло, голова начала немного кружиться, всё шло к тепловому удару и обезвоживанию. Реально я понимал, что паниковать ещё рано, что три часа без воды пускай и на жаре, пускай и при нормальной физической нагрузке это не смертельно, но вся проблема в том, что я не знал когда доберусь до деревни, где точно уже должна быть вода, а предположим ещё три часа такой свистопляски могли бы реально сделать своё дело! В каждой ложбинке, в любом мосте где возможно когда-то что-то текло я останавливался и внимательно изучал местность, в надежде найти хотя бы какую-то сырость, хоть что-то, хоть пару капель, но чёрт возьми, воды не было! o Не знаю насколько туго мне бы пришлось если бы я так до самой деревни и не нашёл воды, но я всё таки её нашёл!!!!! Тяжело передать насколько я был счастлив, какое это было облегчение! Я ликовал! Это не был полноценный ручей и тем более речка, это была просто вода которая не спеша стекала по скале от куда-то сверху, но этого было достаточно! Я забыв о мерах предосторожности по ультрафиолетовой предварительной очистке, просто припал губами к холоднону и мокрому камню. Это был самый настоящий кайф!!! ' Вода!

Напившись в волю, я решил, что надо наверное пообедать. Достал джетбоил, сварил супа, посидел, отдохнул, залил полную бутылку воды и двинулся дальше. Идти стало значительно веселей. От этого места до деревни оставалось совсем не много, может быть часа полтора ходу.

Ступы на подходе к деревне

Надо ли говорить какими взглядами меня встречали в этой деревне люди, я сильно сомневаюсь, что к ним хоть раз захаживал белый человек.
Как смог объяснил им, что мне надо где-то поставить палатку и меня определили на небольшую, но ровную площадку у гомпы.

На то, как я устанавливал своё жилище пришла посмотреть, если не вся деревня, то половина уж точно! И конечно же дети. Позже взрослые разошлись по своим делам, а вот дети остались, тогда я ещё не знал сколько мне предстоит хапнуть внимания со стороны детей, но об этом позже.

А пока, вот они, дети гор. Заглядывают в моё жилище))

Заварил себе чаю и сел позалипать на окрестные горы. Когда уже смеркалось ко мне в гости пришёл один дядечка и позвал пойти с ним. Жестами он дал мне понять, что приглашает меня на ужин. Грех отказываться от такого предложения и я пошёл за ним следом.

Дом его, как и любой другой в таких деревнях сделан очень просто. Камень, деревянные перекрытия и земля. Стены вымазаны землёй, пол земляной тоже. Посреди комнаты очаг, коптящая труба и циновки вокруг. Дома нас ждала его супруга и дочь, у него были и другие дети насколько я понял, но они в этот момент были не в деревне, поскольку по-английски никто не понимал ни слова, то коммуницировать было не просто.

Удалось выяснить лишь то, что ему 50 лет, дочери 20, он лама в новой гомпе которую недавно построили в верхней части деревни, а та у которой я остановился это старая, но её тоже восстанавливают, перекрывают крышу.

Я и лама. Имя его к сожалению не запомнил

На ужин была картошка в мундире и похлёбка из молотого зелёного дала, ещё чай и на этом всё. Ни риса, ди далбата, ни чапати, очень простой ужин!
После ужина пошёл к себе. Заварил ещё чайку и лёг спать! Но заснуть сразу не получилось, вышла целая история с шакалом и собакой))

Лежу я значит и пытаюсь уснуть, слышу пришёл шакал и ходит вокруг палатки и нюхает, пожрать ищет. В принципе это абсолютно безопасно, но лежать и слушать как-то не очень приятно. Я выглянул с фонариком и он сразу же ретировался. Я лёг, но спустя несколько минут шакал вернулся. Я а5 выглянул с фонариком и тот убежал снова. Когда шакал пришёл в третий раз, то я забил! Пусть, думаю, нюхает, мне то что. И тот ходил кругами и нюхал, нюхал пока его не заметила собака из ближайшего дома над гомпой и дальше я лежу и слушаю как разворачиваются события.

Собака гавкнула и понеслась за шакалом, я слышу как шакал убегает и слышу как собака несётся во весь опор за ним, слышу собачье дыхание прямо совсем близко с палаткой и дальше БАХ! Собака врезается в оттяжку палатки не заметив её в темноте. Вот прям со всей дури, так что у меня вся палатка ходуном, я аж вскочил, сперва не совсем понял что произошло, но потом всё стало понятно! Собака с такой сило далась в эту оттяжку, что просто оборвала её. Ну вот как так можно было и что самое главное, собака даже не пикну так и понеслась дальше продолжая погоню)))
Я махнул рукой и лёг спать!
Утром сфоткал потери.

Данные с GPS:

• Высота - 3421 м.
  • Расстояние - 14,2 км.
  • Время в движении - 4ч 42 мин.
  • Сред. скор. в движении - 3,0 км/ч
  • День - 12.

Спал до упора! Проснулся в 7:30, умылся, а на завтрак приготовил овсянку и шиканул последними сухофруктами! Объедение:)

Вот таки и живу:)

После завтрака пошёл гулять по деревне. Зашёл в пару дворов, пофоткал.

В третьем дворе меня пригласили на обед. Поскольку я был ещё не голоден, то есть не стал, а вот тибетского чая попил. У местных же по всей видимости у всех набор еды один и тот же. Картошка и молотый зелёный дал. Дома у всех примерно одинаковые, как снаружи так и внутри. Всё очень просто, аскетично, по настоящему.

Стоит конечно заметить, что я наверное ещё ни разу не был в такой глуши, где не видели белых людей, где совсем никто не говорит по-английски, где нет магазинов и даже при наличии денег невозможно что-то купить. Кстати о магазинах. Это сейчас будет такое обращение к людям городов.

Вот допустим надо вам за хлебом сходить или гречки купить, магазин в 5-10 минутах доступности, а всё равно бывает лень, надо же собираться, одеваться, может в очереди стоять. А тут ситуация другая. До ближайшего места где можно купить хоть что-то, а что-то это будет лапша, сигареты, алкоголь, может ещё печенье, ну и наверное всё. Так вот, до такого места из деревни Долфу 2 дня пути! А до нормального магазина, где можно купить почти всё - 4 дня пути. Вот и прикиньте, за хлебушком сходить неделю минимум если туда и обратно))) Не набегаешься. Есть ещё вариант сделать заказ на караван, чтобы с ближайшим караваном мулов доставили всё необходимое, но это будет точно не быстрее и дороже и в Долфу караваны не ходят, максимум до Кимри дойдёт, а значит за доставленным грузом надо туда идти, а это минимум два дня туда-обратно и опять таки потом на себе это всё переть или на лошади, если таковая имеется. Вот такая жизнь. Только держись!
    Нагулявшись по деревне вернулся к палатке. Тут тишина.

Сделал пару заметок в свой путевой дневник

Решил сходить до дальних чертенов, которые виднелись на скальном выступе по тропе ведущей в глубь Долпо. Пошёл.

Местность выглядит как-то так

Прогулка оказалась не такой продолжительной, какое-то время провёл у чертенов вглядываясь в даль и пытаясь разглядеть тропу уходящую в самое сердце региона. Было видно, что сперва она пересекает не маленькое такое ущелье, а дальше уже становилось непонятно. Но генеральное направление движения в принципе читалось. В левом верхнем углу кадра видно что ущелье раздваивается. Так вот, если пойти правее, то дней через пять можно добраться до Шей Гомпы, центровой деревни региона.

Да! Сюда я ещё вернусь и обязательно пройду этот маршрут. Пойду с каким-нить местным караваном, который отправляется от сюда на сбор Ярса Гумбы (кардицепса), сниму репортаж, ну и просто проведу с местными в горах пару месяцев. Цель нарезана, осталось начать воплощать её в жизнь!

Вернулся к палатке, а тут уже не тишина, тут арава детей занимается какими-то своими детскими делами, но при моём появлении всё внимание, естественно, переключилось на меня.

Нельзя говорить про детей плохо, но я всё таки скажу. Это, блин, не дети, это какие-то животные, наглые и приставучие, достали меня по самые помидоры! Коммуницировать не получается, они меня постоянно о чём-то спрашивают, что-то говорят, но я то не понимаю, а они, такое чувство не понимают, что я не понимаю. Короче, достали. Но самой большой моей ошибкой было то, что я достал из кармана трекерский батончик и отломил одному из них часть. Тут меня, просто, стали рвать на части, естественно, я отдал весь и отдал ещё один, последний, но что такое два батончика на араву детей… Меня продолжали разрывать, лезть в карманы, в надежде, что есть что-то ещё, но у меня правда ничего такого не осталось, ни шоколада, ни батончиков, ни сухофруктов. Сложилось такое чувство, что дети ничего подобного отродясь не пробовали, так как у них за эти батончики была самая настоящая битва. Я сперва, конечно, пытался поломать их на маленькие кусочки и раздать всем поровну, но ничего не вышло, у меня просто вырвали их из рук и дальше они разбирались сами. Короче, с детьми я сегодня намучился. Беда с этими детьми))).

Готовлю обед - они смотрят))

К вечеру вроде разошлись по домам, а меня пригласили на очередной ужин. Тут я окончательно убедился, что в деревне из еды есть только картошка и молотый зелёный дал, так как кормили меня именно им.

Вот он дал и картошка)

А вот эта штука вообще смерть. Но чуть-чуть в зелёный дал добавить можно.

Притащил карту, сидим с хозяином и его другом изучаем. Пытаюсь понять проходима ли тропа в глубь региона, понимать получается не очень)

Позже подошли ещё люди и принесли дич. Видимо завтра будет мясо на обед)

После ужина я отправился спать. Эта ночь прошла без приключений:)

Завтра мне предстоит вернуться обратно в деревню Кимри и далее план двинуться в самую глубь региона Мугу и дойти до крайней деревни региона, уже на самой границе с Тибетом, Мугугаон.

К предыдущей части _____________ Продолжение следует....