Руководитель: Л.Кудоярова, г.Северск

Отчет о горном походе 4 с эл. 5 к.с. по Алтаю в августе 2013. Часть 1

Томская федерация спортивного туризма

Отчёт

о прохождении горного туристского спортивного маршрута четвертой категории сложности с элементами пятой категории по Северо-Чуйскому и Южно-Чуйскому хребтам Центрального Алтая, совершенном группой т/к «Янтарь» г. Северск в период со 2.08.2013 по 24.08.2013 года.

Маршрутная книжка № О-18 -13

Руководитель группы: Кудоярова Л.А.

(lorinson@mail.ru)

г. Северск Томской обл. 2013г.

3. Справочные сведения.

3.1. Проводящая организация:

Турклуб «Янтарь», г. Северск Томской области, пр. Коммунистический 34

3.2. Место проведения маршрута:

Центральный Алтай, Северо-Чуйский и Южно-Чуйские хребты

3.3. Сведения о маршруте:

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

(с коэфф. 1.2)

02.08.13– 24.08.13

3.4. Подробная нитка маршрута:

п. Бельтир - лед. Софийский – пер. Туманный 2А 3400м – р. З. Ак-Карасу – пер. Безымянный 1Б, 3000м – лед. Узургу – пер. Черноморец 2Б, 3400м – Б. Талдуринский ледник – пер. Тронова 2А (радиально)пер. Юж. плечо Металлурга 1Б, 3467– р. Атбажи – р. Пр. Карагем – лед. Университетский – пер. Маашей-Абыл-Оюк 3А, 3350м– лед Маашей Л.– р. Маашей – Лев. приток р. Маашей – подход под пер. Больших Спортсменов (радиально) – р. Маашей – руч. Орой – пос. Чибит

3.5. Обзорная карта района: зеленым - заявленный маршрут , красным -- пройденный маршрут

3.6. Состав группы:

Фото 1. Участники: Артем, Дима, Лариса, Паша, Миша, Костя, Юра (слева направо)

Ф.И.О.

Маашей-Абыл-Оюк, 3594м

Лед, снег

3.8. Место нахождения отчета:

Отчет находится в библиотеке МКК Томской федерации спортивного туризма.

3.9. МКК рассмотревшая отчет:

Поход рассмотрен МКК Томской федерации спортивного туризма

(м.к. № О –18 –13). Шифр полномочий: 170-00-55553050.

4. Содержание отчета.

4.1. Общая идея похода. Стратегия и тактика ее достижения.

Особых идей не было, но было желание и возможность сходить хороший маршрут летом. Выбран был район Чуйских Белков Алтая, находящийся поблизости, хорошо нам известный и полюбившийся. Рассчитывая на хорошую погоду, в маршрут было запланировано прохождение нескольких вершин, и разведка гребня, идущего с вершины Металлург.

Основной состав группы был сформирован в январе 2013г. Начались физподготовка и совместные технические тренировки. Была собрана информация из Интернета по району маршрута, распечатаны карты и треки прохождения сложных участков.

Был приготовлен прибор GPS навигации с картой района. Оформлены в СОГАЗ медико-транспортные страховки на всех участников.

4.2. Варианты подъезда и отъезда.

Можно до Барнаула добираться на поезде Томск - Барнаул, а затем на микроавтобусах следовать до начала маршрута. В Барнауле и Бийске сейчас много транспортных фирм и частников, предоставляющих свои услуги по заброске. Так же ходит автобус г. Томск – г. Горно-Алтайск.

Мы же решили снова в этот раз добираться на микроавтобусе прямо из г. Северска до поселка Бельтир, договорившись со знакомым водителем. По пути забрали ребят из Томска и Новосибирска. Была договоренность с водителем, что в конце маршрута он же нас и заберет с поселка Чибит.

Наш маршрут в пограничную зону не входил.

4.3. Аварийные выходы с маршрута и запасные варианты.

Выходы из района очевидны: из долин рек Аккол, Талдура, Карагем можно легко спуститься в поселок Бельтир. В конечной части маршрута - это спуск по рекам Маашей и Орой в поселок Чибит.

Запланированные запасные варианты маршрута :

1) Вместо траверса и в. Металлург - пер. Южное плечо Металлурга 1Б или пер. Восход 2А + 60 лет ВЛКСМ

2) Вместо перевала Б. Спортсменов 3А – пер. Нижне-Шавлинский 1Б

3) Вместо пер. Туманный 2А и пер. Черноморец 2Б - пер. Девяти 2Б

4.4. Изменения маршрута и их причины.

Не были пройдены вершины Брат, Иикту, Металлург, Маашей, так как погода в этом году была постоянно дождливой и вершины были закрыты плотно облаками, на момент готовности их прохождения. Перевалы так же часто закрывались облаками, но они находились ниже вершин, и плотность облаков меньше, поэтому хватало видимости пути, для их прохождения.

Незапланированный выход на седловину перевала Тронова 2А, но так как мы находились рядом с ней и, путь подъема на перевал Тронова совпадал с подъемом к перевалу Плечо Иикту, решили немного прогуляться до перевала.

Обследовав гребень от перевала Южное плечо Металлурга на юг, пришли к выводу, что траверс достаточно сложен и опасен из-за разрушенных скал и большого количества «жандармов» на пути. Поэтому мы отказались от него. После нам хорошо был виден ледник, по которому мы собирались спускаться с перевала первопрохождения. Довольно крутой ледовый склон, по которому постоянно сыпет камнями, и сходят лавины. Спуститься, конечно, можно, используя перила на ледобурах, но довольно опасно (фото 63). Еще раз убедились в правильности отказа от траверса и прохождения ледового склона на спуск.

Так же отказались от прохождения перевала Больших спортсменов 3А, так как посчитали его очень опасным с этой стороны на подъем, наблюдая как постоянно по крутому полукилометровому заснеженному кулуару летят камни. По этому перевалу было найдено только одно описание Гудкова с первопрохождения его, где они шли с другой стороны налегке. Повесили 80 метров веревки в обход вниз по скалам, но рекомендовали все же идти через соседнюю ветвь кулуара, которую они не ходили, но там есть скальная пробка. Понаблюдав за стреляющим склоном перевала, у нас возникли сомнения, возможности подняться по обоим этим участкам. Дополнительным доводом в пользу отказа от прохождения перевала было малое количество оставшегося времени и продуктов.
4.5. График движения.

1. Время, указанное в описании, локальное, отличающееся на +2 часа от московского.
2. Встречающиеся в тексте термины «левый» и «правый» берега, если явно не указано относительно чего, следует понимать орографически.
3. Высоты перевалов даны в соответствии с показаниями навигатора.

Дни пути

Участок пути

Протяжен

ность, км.

Набор/ сброс высоты, м

Чистое ходовое время

Характер пути, естественные препятствия, опасные участки

Метео-

условия

02-03.08

г. Северск –

г. Томск- г.Новосибирск –пос. Бельтир

2200км

+1800м

На комфортабельном микроавтобусе Mazda Bongo Friendee доехали до пос. Бельтир. После поселка Бельтир, за мостом через р. Чаган остановились на ночевку. Высота ночевки 1940м

пос. Бельтир – оз. Акколь

24км

+340м

Хорошая степная дорога вдоль реки Чаган. Затем она поднимается на плоскогорье и спускается только перед озером Аккуль. До озера доехали на УАЗе Алтайцев.

подъем вдоль реки Аккол под Софийский ледник

18.4км

+189м

7ч50мин

Грунтовая дорога по заболоченной долине мимо озера Караколь до ручья Верхний Тура-Оюк. Переправа по камням (фото 31). Далее тропа по левому берегу, местами заболоченному, заросшему карликовой березкой. После слияния рек с ледников Софийский и Удачный продолжаем подниматься по средней осыпи по левому берегу до разливов под ледником Софийским. Высота ночевки 2469м.

Облачно, ночью дождь

Подъем на лед. Софийский до места ночевки

7.8км

+490м

6ч10мин

Обходить ледопад решаем слева по рантклюфту. Переходим на правый берег р. Аккол по нижней части открытого ледника Софийский и поднимаемся на моренную гряду, идущую слева по ходу от центральной части ледника Софийский. Есть хорошая тропа (фото 34). Далее, спуск с морены на правую камеру ледника. Ледник открытый, трещины хорошо обходятся. Подъем по рантклюфту связками, распутывая трещины и выход на пологий полузакрытый ледник верхней ступени выше ледопада (фото 35). Высота ночевки 2959м.

Пасмурно, иногда моросит, на леднике низкая облачность

Подъем на перевал Туманный 2А

4.8км

+367м

4ч20мин

Подъем по закрытому разорванному трещинами леднику в связках (фото 3). Высота перевала 3326м.

Низкая облачность, иногда снег

Спуск с перевала Туманный 2А

3.6км

-385м

2ч20мин

Спускаемся сначала по скально-осыпной косой полочке вправо от седловины (фото 5). Затем влево по средней осыпи до выхода на ледник. Обход ледопада слева по моренной осыпи (фото 7). Высота ночевки 2941м.

Низкая облачность, вечером и ночью сильный дождь.

Подъем на перевал Безымянный

1.2км

+228м

1ч40мин

От стоянки по обледеневшей, присыпанной снегом, средней осыпи пересекаем моренный вал, затем снежник и поднимаемся в кошках по правому по ходу снежному руслу кулуара (фото 8, 41) на седловину перевала. Седловина узкая, осыпная. Высота перевала 3169м

Спуск с перевала Безымянный

2.3км

-93м

2ч30мин

Спускаемся по средней и мелкой осыпи на льду до снежника. Затем в кошках по фирну до подножия перевала (фото 9, 10). Подъем по леднику в сторону пер. Черноморец идет по центру ледника, в обход разломов и глубоких мульд.

(фото 11). Высота ночевки 3076м.

Подъем на перевал Черноморец

1.5км

+252м

Сначала подъем по снегу до скал, перекрывающих кулуар справа по ходу. Далее по снежно-осыпной части, находящейся сверху льда повесили две веревки до скальной пробки (фото 12). По перилам в кошках поднимаемся по одному, сверху летят камни. По скалам вверх провесили еще две веревки, так как скалы и осыпь с участками льда. Затем подъем по осыпи среди разрушенных скал, ближе к левому по ходу борту кулуара (фото 45). Седловина широкая снежная, с озером в центре. Высота ночевки 3328м.

Пасмурно, дождь

Спуск с перевала Черноморец

7км

-691м

Спуск с перевала находится справа от озера. Сначала небольшой подъем и затем спуск двумя связками по направлению к подножию перевала Девяти. Есть небольшие бергшрунды. Затем поворачиваем налево. (фото 14) По мере приближения к ледопаду, ледник становится более изорванным и снежный покров тоньше. Проходим левым краем ледопада, распутывая трещины. Второй ледопад так же обходим слева и спускаемся на центральную морену ледника под вершиной Ольги. (фото стр. 47)

Подъем в цирк перевалов Плечо Иикту и Тронова

4км

+625м

3ч50мин

Вдоль ручья перешли в западную камеру Талдуринского ледника, где сначала поднимаемся без кошек и связок, склон достаточно пологий и открытый (фото 53, 15). Затем в кошках и связках поднимаемся по закрытому леднику на первую ступень ледника, где путь идет между ледопадом и скально-осыпным выступом. Далее идем, распутывая трещины по мостам.

По закрытому леднику плавным траверсом склона, поднимаемся на вторую ступень и выходим в цирк перевалов Тронова и Плечо Иикту (фото 16). Выбрав относительно пологое место на леднике, ставим лагерь. Высота ночевки 3245м

Облачно, временами дождь

Подъем на перевал Тронова

1.2км

+192м

30мин

Поднимаемся на перевал Тронова по закрытому снегом леднику, есть трещины, поэтому идем в связках

(фото 55, 17).

Путь на перевал Тронова с верхнего плато представляет собой небольшие снежные валы. Высота перевала 3437м

Низкая облачность

Спуск в долину р. Талдура

11.5км

-989м

3ч10мин

Спуск по пути подъема до заброски. Затем по открытому леднику в кошках, держась левого края ледника Б. Талдуринского, спускаемся в долину реки (фото 59, 60). Здесь есть тропа помеченная турами, по ней выходим к оборудованной стоянке на чистом ручье. Высота ночевки 2448м

Подъем под перевал Южное Плечо Металлурга

5км

+754м

4ч50мин

Подъем по травянистому склону и выходим к моренным валам. Далее поднимаемся на морену. Подъем на террасу под перевалом в северном углу, там, где лежит снег (фото 18, 20). Преодолев несколько неприятных мест, выходим на террасу, где есть хорошие площадки для ночевок, имеется вода. Высота ночевки 3202м.

Переменная облачность, вечером дождь

Подъем на седловину пер. Южное Плечо Металлурга

900м

+256м

Подъем на седловину представляет собой подвижный осыпной склон.

(фото 20) Высота перевала 3458м.

Пасмурно, временами дождь, туман

Спуск с перевала Юж. Плечо Металлурга к реке Атбажи

3.6км

-691м

1ч50мин

Спуск вниз прямо от тура по осыпному кулуару в западном направлении. Далее спускаемся по распадку между валами морен до зеленой полянки с чистым ручьем (фото 21. 22). И затем, обходя водопад слева, выходим в долину Атбажи.

Пасмурно, временами дождь

Спуск по долине реки Атбажи

6км

-472м

3ч30мин

Спуск по слабовыраженной тропе вдоль реки до озера (фото 66, и стр.50). На другой берег перешли по камням, перед озером (фото 68). Тропа идет верхом по дамбе, перегораживающей реку, и снова выходит на правый орографический берег. Далее тропа проходит заболоченным травянистым склоном и вскоре подходит к зоне леса. В 10 минутах ходьбы от границы леса, у реки есть оборудованные небольшие стоянки. Высота ночевки 2295м

Дневка

Переменная облачность, вечером дождь

Спуск к реке Иолдо-Айры, выход на Карагемскую поляну

8.5км

-345м

Спуск вниз по хорошей тропе вдоль реки и выход к реке Иолдо-Айры, где через русло перекинуто бревно. Натянув перила, перебрались на правый берег. (фото 69-71) Сразу от переправы слабая тропа наверх по крутому осыпному склону, которая выходит к грунтовой дороге, ведущей на Карагемскую поляну (фото стр. 51).

Подъем по реке Пр. Карагем

7.5км

+137м

2ч50мин

Вдоль реки есть хорошая тропа, выходящая к броду через Л. Карагем, выше слияния рек (фото 72). После брода, по участку междуречья, заросшего кустарником, выходим к тропе вдоль русла Правого Карагема, и по ней поднимаемся вверх. Сначала тропа проходит близко к реке в кустарнике, затем поднимается на высокий берег, и после переправы по бревну ручья с водопадом (фото 73), выходит на оборудованные стоянки. Высота ночевки 2087м.

Подъем под лед. Университетский

10км

+469м

5ч30мин

Тропа до озера по лесу хорошая. Перед озером начинается моренный вал, где тропа обозначена турами, осыпь средняя и хорошо слежавшаяся. Проходим озеро по левому берегу, и продолжаем подъем по довольно пологому участку, местами заросшим березкой (фото 74). Плавно забираем по ручью вправо, и выходим к началу подъема в цирк перевалов Маашей-Абыл-Оюк и Надежда. Поднимаемся по моренному валу справа от ручья, и выходим на пологий участок перед ледником. Высота ночевки 2556м.

Низкая облачность, периодически дождь

Дневка

Вынужденная по погоде дневка. Наблюдаем сверху за перевалом Медик Алтая (фото 75).

Пасмурно, туман, дождь, снег

Подъем на пер. Маашей-Абыл-Оюк 3А

5км

+1038м

Выход на ледник. Двигаемся по закрытому снегом леднику с несколькими зонами трещин, которые проходим по снежным мостам, зондируя снежный покров ледорубом. Подробно подъем описан в п. 4.6.1 (фото 23-27)

Высота ночевки 3486м.

Высота перевала 3594м.

Пасмурно, временами снег. Ночью ясно, мороз.

Спуск с пер. Маашей-Абыл-Оюк

4.5км

-848м

6ч30мин

Склон снежно-ледовый, протяженный. Крутизна 35-50 °. Всего повесили 18 &215 50 м перил. Подробнее прохождение перевала см. п.4.6.1. (фото 83, 28, 29) Высота ночевки 2746м.

Низкая облачность. Выше облаков ясно. Ниже облаков снег.

Спуск по р. Маашей до лев. притока

7.2км

-718м

5ч40мин

Спуск по левобережной морене к небольшому озеру (фото 87, 88). От озера начинается тропа по осыпному гребню, плавно спускающаяся в долину реки Маашей.

Облачно.

Подъем в цирк пер. Больших Спортсменов

1км

+326м

2ч35мин

Поднимаемся вверх по местами высохшему правому по ходу руслу ручья. Подъём крутой, по мелкой и средней плохо слежавшейся осыпи (фото 89, 90). По руслу переходим на осыпной склон и уже по нему выходим в распадок двух моренных валов. Пройдя его, выходим на небольшое тундровое плато, заросшее карликовой березкой перед ригелем в долину (фото 92). Высота ночевки 2354м.

Облачно.

Подход под пер. Б.Спортсменов

5.2км

+463м

6ч10мин

Подъем на ригель прост (фото 91). Далее уходим вправо по ходу движения на моренный вал. Внизу видим озерко. Движение идет по левой орографической стороне ущелья по крупным курумам, виден перевал Счастливый (фото 93). Подошли под моренный вал за которым начинался ледник. Преодолев бесконечные перегибы моренного вала, выходим на ледник (фото 94, 95), наконец то виден наш перевал, закрытый ранее от нас высоком моренным куполом (фото 96, 97). Понаблюдав за перевалом, отказались от его прохождения, решив, что он опасен. Крутой снежный кулуар, по которому постоянно, что–то летит.

Спуск до озера Счастливого

3.3км

-251м

1ч30мин

Обратно спускаемся по моренам правой стороны долины, здесь нет крупных курумов. На этом берегу озера, на травке поставили лагерь. Высота ночевки 2566м.

Спуск в долину р. Маашей

2.9км

-579м

2ч10мин

Спускаемся далее по пути подъема на ригель, затем в моренный распадок, сухое русло и выходим в долину Маашей.

Спуск по реке Маашей

7км

-117м

За одну ходку доходим до исчезнувшего озера (фото 99 - 101).

Перевалив дамбу, которая раньше запирала озеро Маашей, спускаемся далее по реке. Путь пролегает то у самой воды, то обходя прижимы, проходит поверху. Русло реки покорежено тем напором воды, который проходил во время гибели озера Маашей (фото 102). Тропа хорошая, много оборудованных стоянок (фото 103). Высота ночевки 1870м.

Ясно

Выход к дороге на плато Ештыкол

4.8км

+90м

2ч40мин

По хорошей тропе идем по левому берегу реки Маашей. Потоки реки Каракабак переходим по бревнам. Далее тропа начинает небольшой подъем по склону.

Подъем на плато Ештыкол до руч. Орой

13км

+252м

3ч10мин

Подъем серпантином по грунтовой дороге до пересохшего ручья Карасу, далее дорога пересекает плато до перевала Орой (фото стр. 58). Высота ночевки 2212м.

Спуск к реке Чуя

8.4км

-826м

2ч50мин

Спуск от грунтовой дороги, ведущей на перевал Орой, по конной тропе, местами разбитой, сначала по левому берегу ручья, затем переходим на правый берег, идем по лесу (фото 102). Обходим справа крутой скальный участок и спускаемся в долину реки Чуя. Мост на другой берег платный.

Выход в пос. Чибит

6км

-278м

1ч20мин

Грунтовая дорога от моста через Чую сначала поднимается вверх, затем проходит по террасе и перед поселком Чибит круто спускается.