Руководитель: Л.Кудоярова, г.Северск

Отчет о горном походе 4 с эл. 5 к.с. по Алтаю в августе 2013. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

4.6. Техническое описание маршрута.

4.6.1. Перевал Туманный 2А, 3326м

Пер. Туманный (GPS N49°46\'57.12" E87°44\'14.17", высота 3326м, № 8 табл.4.13.2)

Расположение: Южно-Чуйский хребет Алтая, между вершинами Ксения и Брат

Соединяет:ледник Софийский и реку З.Ак-Карасу

Требуемая квалификация участников:опыт прохождения перевалов 1Б

Дата прохождения:06 августа 2013г., со стороны реки Аккол. Снята записка от 06.08.13 туристов клуба Глобус из г. Киева, рук Шинкаренко М.

Время прохождения(чистое, ходовое): от места ночевки под Софийским ледником до ночевки под перевалом – 11ч 20мин.

В описании ориентация сторон – орографически (кроме оговоренных особо – по ходу).

Снаряжение, используемое группой:высокогорные ботинки, ледорубы, каски, системы, связки, кошки

Подъем.

На сегодняшний день Софийский ледник, представляющий собой разветвленную систему ледовых потоков, каждый из которых имеет свою область питания, постепенно разделяется на самостоятельные ледники. Нижняя ступень представляет собой полностью открытый ледник, трещин практически нет, либо они не представляют сложности в обходе. Плавный постепенный набор высоты, до 15° по открытому леднику, выводит к большому ледопаду, который просматривается еще на подходе к леднику (фото стр. 43). Обычно, когда ледопад открытый, он обходится слева или справа по ходу движения по рантклюфту, посередине ледопад сильно разорван и возможен проход прямо по нему в сильно заснеженный год по мостам. Нами был выбран путь обхода ледопада слева по рантклюфту, поскольку все трещины по центру ледопада были открыты, и хороших снежных мостов не наблюдалось. Переходим на другой берег реки по нижней части ледника (фото 33), и по примыкающей к леднику моренной гряде, где идет хорошая тропа (фото 34), выходим к правому борту ступени ледопада, спустившись с морены на ледник. Пройдя правую камеру ледника, выходим к рантклюфту (фото 2). Здесь уже полузакрытый ледник, склон круче, поэтому поднимемся в связках и кошках. Распутывая трещины, выходим на открытую и пологую часть ледника, выше ледопада и, пройдя еще немного, ввиду плохой видимости из-за тумана ставим лагерь прямо на леднике (фото 36). Утром в связках распутывая трещины и держась наиболее открытых участков ледника, двигаемся сначала по направлению к перевалу Сапожникова. Затем поворачиваем направо и поднимаемся на небольшую снежную ступень, идущую от склонов вершины Ксения. Огибая склоны в. Ксении справа, входим в цирк перевала Туманный, при этом повернув почти на 90 градусов налево (фото 37). Планируемой на восхождение вершины Брат не видно совсем, вершина Ксения закрыта облаками наполовину, перевал Туманный, как и положено в тумане. Двигаемся чисто по направлению между двумя вершинами. Перевал Туманный имеет две седловины, разделенные скальной грядой, под которой в мульде находится ледниковое озеро, которое по дуге обходится или слева или справа, смотря на какую седловину, решаете выйти (фото 4). В 2005 году проходила перевал через седловину западную со стороны в. Брат. В этом году вышли на седловину со стороны в. Ксении. Тур здесь находится на скально-осыпном гребне.

Спуск

Спуск вниз от тура вправо по косой скально-осыпной полочке плотной группой, с элементами свободного лазания и с подстраховкой друг друга (фото 5). Перила нам не потребовались. Выходим на небольшой снежник и оказываемся под западной седловиной (фото 6). Спуск на это место с западной седловины по перилам 40-50м по наклонной скальной стенке до 50 °от самой нижней части седловины. Далее плотной группой спускаемся по средней осыпи среди выходов скал на ледник.

Ледник пологий полуоткрытый, до 15 °,иногда попадаются трещины, которые, либо обходятся, либо перешагиваются. Крутой сброс ледника в нижней его части обходим слева, спускаясь траверсом осыпной «живой» склон с участками льда (фото 7). Спустившись с морены, проходим вниз вдоль ручья, и на правом его берегу, на повороте к перевалу Безымянный находим площадки под палатки, рядом с большим камнем.

ность

Прохождение по рантклюфту в обход ледопада

Полузакрытый ледник, трещины

30°-35°

500м

Падение вниз по склону и в трещину. Страховка - связки, кошки, каски.

Подъем по леднику до седловины

Закрытый с трещинами ледник

10°-25°

4.8км

Падение в трещину ледника. Страховка - связки.

Спуск по склону до ледника

Скально-осыпной склон

150-200м

Падение вниз по склону. Камнеопасность. Страховка - ледоруб, каски. По осыпи спуск плотной группой

Особенности прохождения перевала:

Перевал часто посещаем. Софийский ледник сильно разорван. На перевале две седловины, к которым выход с разных сторон от озера между вершинами Ксения и Брат.

Описание тактики прохождения перевала.

При прохождении перевала использовалась техника движения в связках и одновременного движения плотной группой по осыпи, среди выходов скал.

Фото 2. Обход ледопада Софийского ледника по рантклюфту.

Фото 3. Путь по верхней части Софийского ледника к перевалу Туманный 2А.

Фото 4. Путь обхода озера в мульде и выход на седловину пер. Туманный.

Фото 5. Спуск с восточной седловины по скально-осыпной полочке.

Фото 6. Вид с ледника на спуск с обеих седловин перевала.

Фото 7. Спуск с ледника к реке З. Ак-Карасу.

4.6.1. Перевал Безымянный 1Б, 3169м

Пер. Безымянный (GPS N49°46\'31.61" E87°43\'1.16", высота 3169м, № 15 табл. 4.13.2)

Расположение: южный отрог Южно-Чуйского хребта Алтая

Соединяет:исток реки Ак-Карасу и ледник Узургу

Требуемая квалификация участников:опыт прохождения перевалов 1А

Дата прохождения:07 августа 2013г., со стороны реки Ак-Карасу. Снята записка от 07.08.13 туристов клуба Глобус из г. Киева, рук Шинкаренко М.

Время прохождения(чистое, ходовое): от места ночевки под перевалом до места ночевки на леднике Узургу – 4ч 10мин.

Снаряжение, используемое группой:высокогорные ботинки, ледорубы, каски, кошки

Подъем.

Перевал Безымянный расположен в южном отроге вершины Брат. Подъем на перевал возможен по двум руслам кулуара. Седловина перевала находится справа от характерного скального зуба, со стороны подъема, на ней есть небольшой снежный карниз. На подъеме слева, осыпь со снегом средняя с отдельными крупными камнями и достаточно подвижная. Мы же поднимаемся справа по снежному кулуару в кошках (фото 8). Снег хорошо держит, ступени формуются легко, меняя направляющих, за 50 минут доходим до снежного карниза под скальным зубом. Еще за 5 мин по 30° снежному склону, обходя снежный карниз слева по ходу, мы выходим на седловину (фото 42).

Седловина скально-осыпная, достаточно узкая, есть тур.

С перевала наблюдаем прекрасный вид на Монгольский Алтай и долину р. Ак-Карасу (фото 39).

Спуск

Спуск вниз прямо по правому борту кулуара по обледенелой средней и мелкой осыпи 50м до снежника. Вчера шел сильный дождь, а ночью резко похолодало и все замерзло. Если подъем на перевал шел с солнечной стороны, где до нашего подъема успело все немного подтаять, то спусковой кулуар находился в тени. Осыпь льдом была схвачена, как цементом, снежник тоже с трудом пробивался кошками (фото стр. 46). Спуск с перевала представлялся довольно опасным, особенно для групп, идущих походы 1к. с, где у участников нет в наличии кошек, систем, веревок и опыта. Для нас такой перевал 1А скорее был неожиданностью, но для его прохождения опыта и снаряжения нам, конечно же, хватало. Поэтому надеваем кошки, и далее спускаемся в три такта, на передних зубьях выбивая небольшие ступени в средней части кулуара до более пологого участка (фото 9). Затем выходим на ледник Узургу (фото 10).

Подъем по снежному кулуару

Снежный склон

200м

Падение вниз по склону. Страховка - ледоруб, каски, кошки.

Спуск по кулуару

Обледенелая осыпь, снежник

250м

Падение вниз по склону. Камнеопасность. Страховка - ледоруб, кошки, каски.

Особенности прохождения перевала:

Перевал имеет два пути подъема, слева по осыпному руслу и справа по снежному кулуару. Сложность перевала выше, чем заявленная в классификаторе, поэтому оцениваем перевал как 1Б (как и во многих отчетах в Интернете), и предлагаем в классификаторе так же изменить категорию сложности, чтобы не было ЧП в походах 1и 2 к. с.

Описание тактики прохождения перевала.

При прохождении перевала использовалась техника подъема и спуска в три такта в кошках по плотному снегу и одновременного движения плотной группой по осыпи.

Фото 8. Путь подъема на пер. Безымянный. Наш путь (красным) - справа по снежному кулуару, слева – команды из Киева.

Фото 9. Спуск по опасному участку в кошках (лед, фирн), желательно повесить перила.

Фото 10. Спусковой западный склон перевала Безымянный

4.6.1. Перевал Черноморец 2Б, 3328м

Пер. Черноморец (GPS N49°47\'25.16" E87°42\'26.95", высота 3328м, № 19 по табл. 4.13.2)

Расположение: Южно-Чуйский хребет Алтая

Соединяет:ледник Узургу и восточную ветвь ледника Б. Талдуринский

Требуемая квалификация участников:опыт прохождения перевалов 2А

Дата прохождения:08 августа 2013г., со стороны ледника Узургу. Снята записка туристов турклуба НГУ от 05.05.12, рук. Ливенец А.А.

Время прохождения(чистое, ходовое): от места ночевки на леднике до обеда на срединной морене ледника – 10 ч.

Снаряжение, используемое группой:каски, ледорубы, системы страховочные, карабины, 3 веревки &870910мм – 50-55м, кошки, локальн. петли, зажим «жумар», скальные и ледовые крючья и закладки, скальный молоток

Подъем.

Подход к перевалу по закрытому леднику Узургу, где трещины не просматриваются. В средней части ледника небольшая ступень (фото 11).

Перевальный взлёт в нижней части – снежно-фирновый склон, который выводит к узкому скально-осыпному кулуару (фото 12). Поднимаемся по снежным ступеням до безопасной полки под большим камнем справа. Здесь спасаемся от летящих по подъемному кулуару камней, ожидая своей очереди на подъем (фото 43). Далее по перилам по обледенелой осыпи, сначала к базе закрытой скалами от камней в левой части (по ходу) кулуара, и затем еще по перилам до скальной пробки (фото 44). Скальный пояс так же провешиваем, и поднимаемся в кошках по трещине в скалах, по которой течет вода (фото 13). Скалы скользкие, покрыты льдом. Здесь перила вешаем с промежуточной точкой, закрепив за скалы на локальной петле. Затем склон становится проще, поднимаемся по осыпи среди разрушенных скал, держась левее, ближе к борту кулуара, где можно при подъеме придерживаться за скальные выступы (фото 45).

Кулуар выводит на большую широкую снежную седловину с озером, местами выходы скал. На седловине устанавливаем бивак, разровняв лопатой снежную площадку (фото 47). Тур на скально-осыпной гряде, прямо на выходе с кулуара.

Спуск

Спуск с перевала находится справа от озера, в северо – северо-восточном направлении, восточнее рыжеватого контрфорса. Сначала небольшой подъем к нему (фото 48), и затем спуск двумя связками по направлению к подножию перевала Девяти. Есть небольшие бергшрунды (фото 49).

Затем поворачиваем налево. По мере приближения к верхнему ледопаду, ледник становится более изорванным и снежный покров тоньше (фото 14). Проходим в связках левым краем ледопада, распутывая трещины, и зондируя ледник ледорубом (фото 50). Второй ледопад так же обходим слева и спускаемся на центральную морену ледника под вершиной Ольги. Здесь ледник открыт (фото 51).

Подъем до скал справа

Снежно-фирновый склон.

50м

Страховка - ледоруб, каски, кошки. Камнеопасность.

Подъем по кулуару до скальной пробки

Заснеженная подвижная осыпь на льду

90м

Страховка - перила, каски, кошки. Падение вниз по склону. Камнеопасность.

Подъем выше скальной пробки

Обледенелые скалы.

Затем осыпь среди разрушенных скал

60°-80°

30°-45°

20м

150м

Страховка - перила, каски, кошки. Падение вниз по склону. Камнеопасность.

Спуск по склону до подножия

Снежный склон, закрытые трещины

25°-30°

150м

Падение в трещину на леднике. Страховка - связки, ледоруб, каски.

Особенности прохождения перевала:

В малоснежный год, когда в кулуаре со стороны ледника Узургу нет снега и льда, возможно прохождение по нижней осыпи без перил. Талдуринский ледник в районе перевала имеет большое количество трещин, закрытых снегом.

Описание тактики прохождения перевала.

При прохождении перевала использовалась перильная техника и движение по ледникам в связках.

Фото 11. Цирк перевала Черноморец 2Б.

Фото 12. Кулуар подъема на перевал.

Фото 13. Прохождение скальной пробки в центре подъемного кулуара.

Фото 14. Вид с цирка пер. Юж. плечо Металлурга на спуск с перевала Черноморец по Талдуринскому леднику.

4.6.1. Перевал Тронова 2А, 3437м (радиально)

Пер. Тронова (GPS N49°49\'3.00" E87°38\'1.17", высота 3437м, № 27 по табл. 4.13.2)

Расположение: Южно-Чуйский хребет Алтая

Соединяет:ледник Б. Талдуринский восточнее п. Иикту и ледник Тронова

Требуемая квалификация участников:опыт прохождения перевалов 1Б

Дата прохождения:10 августа 2013г., со стороны ледника Б. Талдуринский. Тур разрушен, записки нет.

Время прохождения(чистое, ходовое): от срединной морены ледника Б. Талдуринский до седловины – 4 ч 20мин.

Снаряжение, используемое группой:каски, ледорубы, системы страховочные, карабины, 2 веревки &870910мм – 50-55м для связок, кошки

Подъем.

Вдоль ручья перешли в западную камеру Талдуринского ледника (фото 53), где сначала поднимаемся без кошек и связок, склон достаточно пологий и открытый (фото 15). Затем в кошках и связках поднимаемся по закрытому леднику на первую ступень ледника, где путь идет между ледопадом и скально-осыпным выступом. Далее идем, распутывая трещины по мостам (фото 16).

По закрытому леднику плавным траверсом склона, поднимаемся на вторую ступень и выходим в цирк перевалов Тронова и Плечо Иикту. Выбрав относительно пологое место на леднике, ставим лагерь.

Утром, так как вершина Иикту закрыта облаками, отказываемся от подъема на нее, и решаем сделать радиальный выход на седловину перевала Тронова, в цирке которого мы находимся. Ледник закрытый и рваный, поэтому сразу от лагеря идем в связках (фото 55). Путь на перевал Тронова представляет собой небольшие снежные валы, через некоторое время выходим на перевал (фото 17). На перевале тура не находим, складываем свой. Другая сторона осыпная, насколько нам было видно, вполне приятный для прохождения склон (фото 57).

Спуск

По возвращении назад снег уже немного подтаял, и некоторые снежные мосты на трещинах слабо держали, пару раз проваливались неглубоко. Придя в лагерь, собираем палатки и уходим вниз, по своим же следам до заброски.

Подъем по леднику

Открытый ледник

15°-20°

2км

Страховка – кошки, ледоруб, каски.

Подъем на первую ступень ледника

Частично закрытый ледник

30°-35°

100м

Падение в трещину. Страховка – кошки, связки, ледоруб, каски.

Подъем на седловину перевала

Волнообразная ледово-снежная

15°-25°

1.5км

Падение в трещину. Страховка – кошки, связки, ледоруб, каски.

Особенности прохождения перевала:

Перевал часто посещаем теми, кто поднимается на вершину Иикту из Джазатора. Несложный перевал, пересекающий Южно-Чуйский хребет.

Описание тактики прохождения перевала.

При прохождении перевала использовалась в основном техника движения в связках по леднику.

Фото 15. Обход ледопада слева.

Фото 16. Выход в цирк перевалов Плечо Иикту 3А и Тронова 2А.

Фото 17. Седловина перевала Тронова 2А

4.6.1. Перевал Южное плечо Металлурга 1Б, 3458м

Пер. Юж. плечо Металлурга (GPS N49°52\'36.19" E87°41\'18.90", высота 3458м, № 34 по таблице 4.13.2)

Расположение: северный отрог Южно-Чуйского хребта, южнее п. Металлург

Соединяет:левый приток р. Талдура и долину реки Атбажи

Требуемая квалификация участников:опыт прохождения перевалов 1А

Дата прохождения:12 августа 2013г., со стороны реки Талдура. На перевале два тура, записок в них нет.

Время прохождения(чистое, ходовое): от места ночевки на р. Талдура до спуска к реке Атбажи – 7 ч 40мин.

Снаряжение, используемое группой:высокогорные ботинки, ледорубы, каски, кошки

Подъем.

Поднимаемся с долины Талдуры по травянистому склону на большую террасу вдоль ручья, вытекающему, из-под пирамиды п. Металлург. На террасе переходим ручей по камням и уходим в распадок между валами морены (фото 61), где и поднимаемся до хорошей заболоченной полянки с ручьем и небольшим снежником. Затем поднялись на гребень моренного вала и двигаемся к небольшой террасе, прямо под седловиной перевала (фото 18). Осмотрев склоны подъема на террасу, приходим к выводу, что прямо перед нами осыпь на них неустойчива и опасна на подъем. Поэтому уходим в правый угол этой ступени на террасу (по ходу), там с северной стороны склон покрыт снегом, и можно подняться по нему, формируя ступени (фото 19). В верхней части, где снежный покров тонок, уходим на осыпь, и затем выходим на широкое каменистое плато. Вода под снежником. И есть небольшая стоянка прямо под перевальным взлетом у небольшой лужи. Подъем на седловину представляет собой среднюю осыпь, которая достаточно подвижна (фото 20). Седловина неширокая, тур посередине, и второй немного выше по гребню, ведущему к вершине Металлург (фото 62). Так как группы, идущие на вершину, часто начинают подъем на гребень в северной части террасы, минуя нижнюю часть седловины.

Спуск

Спуск вниз прямо от тура по осыпному кулуару в западном направлении. Кулуар местами занесен снегом. Двигаемся глиссером плотной группой по мелкой осыпи между выходами скал (фото 21). Далее спускаемся по распадку между валами морен до зеленой полянки с чистым ручьем (фото 22).

От этой полянки спускались двумя путями: вдоль водопада по левому краю (фото 64, 65) и по травянисто-осыпному склону, уходя от водопада влево.

Особенности прохождения перевала:

Перевал часто посещаем со стороны реки Талдура для подъема с него по гребню на пик Металлург. Склон в сторону долины Атбажи хорошо проходится на спуск и очень утомителен на подъем из-за его длины и подвижной осыпи.

Описание тактики прохождения перевала.

При прохождении перевала использовалась в основном техника одновременного движения плотной группой по осыпи.

Подъем под предпереваль-ную террасу

Средняя осыпь

4.5км

Падение вниз по склону. Страховка - ледоруб, палочки, каски.

Подъем на террасу под перевалом

Снежник, осыпь

170м

Падение вниз по склону. Страховка – кошки, ледоруб, каски.

Подъем на седловину

Средняя осыпь

35°-40°

250м

Падение вниз по склону. Подвижная осыпь. Страховка - ледоруб, каски

Спуск с перевала

Осыпь

Падение вниз по склону. Камнеопасность. Страховка - ледоруб, каски

По осыпи спуск глиссером плотной группой

Фото 18. Путь подъема на террасу и перевал Южное плечо Металлурга 1Б.

Фото 19. Подъем по снежнику на террасу под перевальной седловиной.

Фото 20. Вид с лагеря на террасе на перевальный взлет и седловину Юж. плеча Металлурга.

Фото 21. Спуск с перевала по осыпному кулуару.

Фото 22. Выход на зеленую стоянку перед спуском к реке Атбажи.

4.6.1. Перевал Маашей - Абыл-Оюк 3А, 3594м

Пер. Маашей - Абыл-Оюк (GPS N50°3\'59.30" E87°32\'54.24", высота 3594м, № 48 по таблице 4.13.2)

Расположение: Северо-Чуйский хребет, между в. Маашей-Баши и пер. Надежда 2Б.

Соединяет:ледник Л. Абыл-Оюк (Университетский) и лед. Л.Маашей

Требуемая квалификация участников:опыт прохождения перевалов 2Б

Дата прохождения:17-18 августа 2013г., со стороны реки Пр. Карагем. Снята записка туристов от 12.08.13 городов Тагил – Тула - Балаково, рук. Самборский В.

Время прохождения(чистое, ходовое): от места ночевки под ледником Университетский и ночевкой на морене под ледником Л. Маашей – 10ч 30мин.

Снаряжение, используемое группой:каски, ледорубы, системы страховочные, карабины, 3 веревки &870910мм – 50-55м, кошки, ледобуры, локальн. петли, лавинные лопатки, ФСУ, скальный молоток

Подъем.

Подошли от ночевки по пологой морене к леднику Университетский за 30 минут. Нижнюю часть языка ледника прошли без связок и кошек, затем, когда ледник стал круче и закрылся глубоким снегом, встали в связки. На перегибах много широких продольных трещин, которые проходить по мостам приходится с широким размахом влево и вправо, зондируя участки на прочность. Плавно повернули на 90 °на довольно протяженный снежно-ледовый склон до 40 °крутизной, левое ответвление ледника, идущее с перевала Маашей–Абыл-Оюк (фото 23, 24). Теперь заснеженный кулуар перевала Надежды 2Б слева от нас (фото 76). На перегибе в верхней части склона ледопад, зона трещин, которая засыпана рыхлым снегом (фото 25). Прохождение ледопада усложнялось тем, что трещин не видно под свежим снегом. Чутьем, зондируя каждый участок, с применением страховки, в некоторых местах ползком, мы преодолели зону трещин (фото 77, 78). Распутывая ледопад, между продольных трещин, сместились по диагонали влево к рантклюфту. Прошли немного вдоль него, стараясь не проваливаться под снег около крупных камней, и вышли в пологий заснеженный цирк перевала Маашей-Абыл-Оюк, заканчивающийся скальной грядой, где находится тур (фото 26). Ставим лагерь прямо посередине снежного плато, решив, что тут меньше будет дуть ветер, чем на площадках скальной гряды (фото 80). Взлет непосредственно на седловину перевала некрутой, по заснеженной средней осыпи (фото 27).

Спуск. Спуск вниз прямо от тура (фото 83). Склон слабо-разорванный, снежно-ледовый, очень широкий и протяженностью более километра. Крутизна 35-50 °. Снега в этом году много, поэтому повышенная лавинная опасность. С учетом наблюдений за склоном, выявляя места повышенной напряженности на снежной поверхности, провешиваем перила вниз с постоянным смещением влево (фото 29). Всего повесили 18 &215 50 м перил. Почти все базы делаем на ледорубах и лопатах. Буры использовались всего 2 раза, где были близки выходы льда. Замыкающие, снимая базы, спускались в три такта с нижней страховкой. Один раз использовали проушину. В нижней части склона встаем в связки и спускаемся на пологую часть ледника, которая полузакрыта и вся рванная. В нижней части язык ледника открыт. Пересекаем ледник, и выходим на моренный вал, рядом с озером.

Подъем по леднику

Закрытый ледник, трещины

3км

Падение в трещину. Страховка - ледоруб, каски, кошки, связки.

Подъем по левому руслу ледника

Закрытый ледник, трещины.

Перевальное плато на седловине

Закрытый ледник

15°-30°

Спуск по снежно-ледовому склону

Снежный склон, небольшие трещины

35°-50°

1.1км

Падение вниз по склону, лавинная опасность. Страховка - ледоруб, каски, кошки, перильная страховка.

Выход с ледника на морену

Частично закрытый ледник, трещины

15°-20°

1.8км

Особенности прохождения перевала:

Перевал часто посещаем при подъеме на вершину Маашей - Баши из долины Карагема. Подъем на перевал из долины Маашей будет долог и утомителен, поэтому его чаще проходят в обратном направлении, с юга на север. Перевал интересен, красив, но требует большой внимательности и опыта при прохождении скрытых зон трещин Университетского ледника, и протяженного лавиноопасного склона в долину Маашей.

Описание тактики прохождения перевала.

Фото 23. Вид с нижней части ледника на подъем к перевалу Маашей - Абыл-Оюк.

Фото 24. Поворот в левое ответвление ледника Университетский, текущее с перевала Маашей-Абыл-Оюк.

Фото 25. Подъем в цирк перевала. На перегибе – опасный участок разломов.

Фото 26. Цирк перевала Маашей-Абыл-Оюк. Вид на его седловину с лагеря.

Фото 27. Перевальный взлет на седловину Маашей - Абыл-Оюк 3А.

Фото 28. На спуске пересекаем лавинный конус.

Фото 29. Путь нашего спуска с перевала Маашей-Абыл-Оюк 3А.

4.7. Потенциально опасные участки на маршруте.

Характеристики опасных участков вынесены в текст описания, по каждому перевалу в виде отдельной таблицы в конце описания.

А так же в разделе 4.5.График движения, описаны на каждом участке пути в столбце таблицы, как «Характер пути, естественные препятствия, опасные участки»

4.8. Перечень наиболее интересных объектов в районе и на маршруте.

Наиболее интересные природные объекты, которые стоит отметить из увиденных достопримечательностей группой, а так же находящиеся в районе:

1. Исчезнувшее озеро Маашей.

2. Старая система ирригации в долине р. Чаган.

4.9. Дополнительные сведения о походе.

4.9.1. Сведения о районе путешествия.

Маршрут нашего путешествия пролегал по Северо-Чуйскому и Южно-Чуйскому хребтам. Южно-Чуйский район ограничивает южную цепь Центрального Алтая с востока. Он отделен от восточной части Катунского хребта теснинами Аргута, от Северо-Чуйского хребта долиной Карагема, с юга - долиной р. Джазатор, с востока - р. Чуей и ее притоками.
Южно-Чуйский хребет - второй на Алтае по размерам оледенения. Ближе к восточной части хребта рельеф становится более спокойным, седловины более выражены и сглажены от реки Кара-Айры до Елангаша. Она отличается резко расчлененным рельефом с высотами до 3700 м. И относятся к бассейну реки Аргут. На флангах центральной части хребта возвышаются вершины Иикту (3941) и Тымому (3960).
Северо-Чуйский хребет, где заканчивали наш поход, простирается с северо-запада на юго-восток на 140км, при ширине в западной части 50км и постепенно сужаясь к востоку до 20-25км. Наибольшей высоты хребет достигает в центральной части, известной больше под названием горного узла Биш-Иирду, в котором сосредоточено основное оледенение хребта. Средние высоты хребта примерно 3600м, а ряд вершин превышает 4000м (Маашей-баши 4173, Ак-Тру 4075 м). Перевалы отличаются разнообразием, но имеют закономерность - северные и северо-восточные склоны круче, взлеты выше. Категории трудности - до 3Б включительно, определяющий характер наиболее серьезных перевалов - снежно-ледовый. Высота снеговой линии на северных склонах - около 2900, на южных - около 3100 м и выше.
Орография хребта сложна и представляет собой несколько примерно параллельных хребтов с общим направлением запад-восток. У туристов они получили названия Чуйский, Шавлинский, Карагемский.
Чуйский хребет расположен в междуречье Чуи и Шавлы, протянулся на 60км в широтном направлении от слияния Чуи и Катуни до плато Ештыкол. Высота хребта повышается с запада на восток, высшая точка - 2925м. Водораздел местами заболочен, но есть тропы.
Шавлинский хребет расположен между долинами Шавлы и Юнгура. У Аргута его высота примерно 2500м, к востоку он поднимается, и за правым притоком Юнгура рекой Курунды на хребте появляется оледенение, лес встречается только в долинах рек. Наиболее трудные перевалы расположены в восточной части хребта, подковой огибающего Шавлинские озера.
Средняя высота Карагемского хребта, являющегося водоразделом Юнгура и Карагема, 3400 м. на всем его протяжении. Хребет покрывают небольшие ледники, площадь которых увеличивается к центру узла. Все хребты сходятся в один горный узел в районе вершин Сказка и Красавица, расположенных в истоках реки Шавла. Далее к востоку хребет представляет собой сложную систему гребней с развитыми долинными ледниками и рядом северных и южных отрогов по 20-25км протяженностью. Максимальное оледенение в верховьях рек Ак-Тру, Маашей, Шавла, а на юго-восточных склонах - в истоках рек Джело и Карагем.
Восточную оконечность хребта замыкает вершина Купол трех озер, увенчанная ледником. За ним хребет постепенно вырождается, появляются обширные, местами заболоченные, открытые пространства. Лес исчезает - начинается Курайская степь. Разнообразие природно-климатических условий Алтая создает богатейшие возможности для путешественников. Это единственный в России туристский регион, где можно проводить туристские походы любой категории сложности по всем видам туризма. С другой стороны, препятствия, характерные для таежной зоны, такие, как бестропье, заросли и болота, значительное удаление от пунктов, откуда можно ждать помощи, серьезные переправы через горно-таежные реки, длительные подходы по тайге со значительным набором высоты (стартовые высоты на Алтае при выходе на маршрут редко превышают 1000м), существенно осложняют проведение горных походов и требуют дополнительной специальной подготовки.