Руководитель: А.Назарецкий, Таганрог

Отчет о горном походе 6 к.с. по Тянь-Шаню летом 2014. Часть 1

Ростовская Областная Федерация Туризма

Клуб туристов и альпинистов «Планета»

Отчет

о горном туристском путешествии 6к.с.,

совершенном

в период с 28 июля по 19 августа 2014 г.

по Центральному Тянь-Шаню, хребет Терскей Алатау

Маршрутная книжка № Р14/3-602

Руководитель группы:

Назарецкий Александр Николаевич

1.СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ.

1.1. Разрешение на проведение путешествия выдано ЦМКК Туристского спортивного союза России, расположенного в г. Москва.

1.2.

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

Сроки проведения

Общая,

в т.ч. с дорогой

ходовых дней

горный

27.07-24.8 2014

1.3. Поход проходил по Центральному Тянь-Шаню, хребет Терскей Алатау, Киргизия.

1.4. Заявленная нитка маршрута(жирным выделено совпадающая часть маршрута):

г.Каракол – ущ.Джеты-огуз – пер.Чатыртор Южн 2А – пер.Армейских туристов 2А – пер.Айлама 2Б - пер.50лет Сов.Киргизии 3Б – вер. Огуз-Баши 2Б - пер.Серебрянное Седло 3А – пер.Терскей 3Б – пик Каракольский 2Б - пер.Зап.плечо пика Каракол 3А - пер. Васильева 2Б – а/л Каракол – пер.Такыртор 1Б – ущ.Арашан – г. Каракол

Пройденная нитка маршрута:

Полностью соответствует заявленной.

1.5. Пройдено локальных препятствий(перевалов, вершин):

· 1Б – 1(пер.Такыртор)

· 2А – 2(пер.Чатыртор Юж., пер.Армейских туристов)

· 2Б – 2(вер.Огуз-Баши, пик Каракольский)

· 3А – 2(пер.Серебряное седло, пер.Зап.плечо пика Каракол+ пер. Васильева)

· 3Б – 2(пер Айлама+пер. 50 лет Сов. Киргизии, пер. Терскей)

1.6. Запасные варианты

16.8

М.н. – лед.Онтор

17.8

М.н. – подъем на контрфорск пер.Джигит

18.8

М.н. – пер.Джигит 3А – лед.Зап.Каракалтор

19.8

М.н. – лед.Вост.Каракалтор

20.8

М.н. – пер.Украина 3А – ущ. Чон-Узень

ИТОГОпо запасному варианту

Запасной вариант2 После подъема на пер.Терскей.

м.н. - лед.Киче-борбу восточный - р.Киче-борду

· набор 9800м

· потери 10000м

1.8. Высотный коридор маршрута

· общий – от 2540 до 52810м.

· преимущественный - от 2800м до 4600м.

1.9. Метеоусловия активной части маршрута:

· дней с осадками - 8

· дней без осадков - 15.

1.10. Состав группы - 6 человек, средний возраст – 33года.

Фамилия, имя,

1974

У-5(2010, Ц.Кавказ,Безенги, рук.Капустянова,

2012, Ц.Кавказ. Осетия,рук.Назарецкий

2013, Ц.Кавказ, Грузия, рук.Таранцева )

Зав. Снар.

Волков Иван Николаевич

1985

Р-2(2014, З.Кавказ Архыз)

У-5(2012, Ц.Кавказ. Осетия,рук.Назарецкий

2013, Ц.Кавказ, Грузия, рук.Таранцева )

Завхоз,

отв. по связям с общественностью

Швыркова Антонина Юрьевна

У-5(2008, Ц.Кавказ,Осетия, рук.Дубинин,

2010, Ц.Кавказ,Безенги, рук.Дубинин)

Отв за GPS

2.ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ, ЗАЕЗД, ЗАБРОСКИ И ОБЗОР РАЙОНА.

Идея похода.

Идея похода начала зарождаться в конце 2013 года. Совершая предыдущие два года походы 5 к.с. по Северной Осети и Грузии, у нас стал созревать план по совершению похода 6 к.с. для дальнейшего развития и увеличения опыта, как руководителя так и участников. Район Терскея был выбран не случайно. В 2006 году несколько групп клуба «Планета» уже совершали походы по этому району. С одной стороны была возможность получить качественные личные консультации, а с другой – в районе остались еще не изученные долины и перевалы, и данный поход мог хорошо дополнить недостающие сведения по району для будущих групп наших товарищей. Да и в целом район очень интересен: достаточно большие высоты и мощные обледенения совмещаются с удивительно живописными и зелеными долинами, разнообразие рельефа, большой выбор препятствий для организации походов любой сложности, и хорошая инфраструктура для заезда и выезда. Для всех участников кроме руководителя это было первое посещение района. И конечно, стоит отметить, что походы в Азию, это всегда особенное путешествие. Кто уже бывал там, всегда хочет вернуться снова, а кто еще нет – мечтает и стремиться. Высокие и мощные горные районы Киргизии привлекают путешественников со всего мира, и нам тоже захотелось изучить эти места получше.

Основная часть группы была уже схожена и провела совместно по несколько походов. В период подготовки изменялось количество участников. К моменту выезда остался необходимый минимум 6 человек. В группу под флагом «Планеты» вошли участники из Ростова, Краснодара, Таганрога, Азова и Армавира. Участие в организации принимали все без исключения.

Заезд.

Заезд в район проведения похода в наше время не представляет проблем. Весь трансфер планировался с учетом наименьшего соотношения времени пути и цены. Самой дорогой и ответственной частью являлся перелет. Билеты начали отслеживать с конца февраля, а купили в мае. Заметной разницы в цене не было. Был выбран единственный прямой рейс из нашего региона Краснодар-Бишкек. Участники из Ростова прибыли в Краснодар в день вылета на личном автомобиле, а участник из Армавира на рейсовом автобусе прибыл в аэропорт к вылету. Средняя цена билета в обе стороны на участника вышла 22200 рублей.

Трансфер по Киргизии был организован принимающей стороной, фирмой "Альп-Тур Иссык-Куль ЛТД" под руководством Игоря Ханина (тел. +996(3922)59486, +996(3922)59448, khanin2003@mail.ru). Из аэропорта Бишкека в Каракол и обратно мы добирались на микроавтобусе Форд Транзит за 150 евро в одну сторону. В Каракол прибыли ранним утром и до начала работы местного базара успели пару часов поспать. С 9 утра начали закупать продукты. В целом ассортимент нормальный за исключением нюансов. Проблемы оказались со специями, которых мало и плохого качества, не смогли купить сушеных овощей, которые обычно используем для заправки в супы и каши, также не смогли купить сухого пюре в нужном объеме, там его дефицит, если планируете это блюдо в раскладке, лучше закупить на родине. Сало и сырокопченые колбасы мы закупили дома, т.к. заранее знали, что там с этим проблемы. Оставшийся объем мясного – сервелат, конская колбаса были закуплены на месте. Сыр полностью закупали в Караколе. Цены на продукты сопоставимы с российскими и даже немного дешевле.

Закупать продукты закончили около часа дня и сразу же начали их паковать и делить на заброски, чтобы до пяти вечера успеть выехать в долину Джетыогуз. Заброску в альплагерь Каракол мы оставили туроператору. Стоимость заброски 50 евро. Заезд в д.р.Джетыогуз до слияния с д.р. Телеты стоил 100 евро. В конце маршрута дорога от источников Алтын-Арашан до Каракола вышла 120 евро. Газ покупали у Игоря. Баллон 230гр. – 6 евро, 450гр. – 12 евро.

Копию маршрутки и страховых полюсов оставили у Игоря Ханина. В случае ЧП организацией спасательных работ должен был заниматься он. В местной МЧС зарегистрировались по телефону. Пропуск в погранзону для Терскея не требуется.

Из Краснодара мы вылеталив 17.00 28 июля и около 19.00 29 июля мы былина слиянии д.р. Джетыогуз и д.р. Телеты в месте начала нашего маршрута.

Заброски.

По маршруту похода планировалось 3 заброски. Первая в д.р. Джетыогуз сразу после акклиматизационного этапа перед связкой перевалов Айлама 2Б и Сов. Киргизии 3Б. Вторая в д.р. Айланыш после первого технического этапа перед пер. Терскей 3Б. Третья в а/л Каракол после второго технического этапа. Заброску в а/л Каракол мы передали через нашего туроператора. Первую и вторую заброски мы разносили сами. На это мы потратили 1 день перед началом маршрута разделившись на 2 группы. Первую заброску занесли в верховье д.р. Джетыогуз под лед. Айлама Вост. Часть снаряжения и продукты были заложены под огромный валун и тщательно и обильно накрыты более мелкими камнями. На занос ушел весь день, с 8 утра до 5 вечера. Дорога в одну сторону порядка 10 км. Вторую заброску в д.р. Айланыш от места ночевки занесли за 4 часа. Заброску закопали в зоне леса под большим бревном и закидали камнями.

К моменту выхода на вторую заброску, обнаружили, что она полностью растащена дикими зверями. От общего объема закопанных продуктов осталось не более 20. По спутниковому телефону мы связались с Ханиным, который помог с закупкой и заброской продуктов в д.р. Джетыогуз до слияния с д.р. Телеты. Таким образом, запас продуктов съеденных дикими зверями был пополнен в течение следующего дня, на который и была запланирована дневка.

Обеспечение безопасности.

Все участники группы на все время путешествия, включая перелет, были застрахованы по программе «Альпинизм и Экстремальная деятельность», с выплатой покрывающей расходы на проведение спасательной операции с применением вертолета. Копию страховок и маршрутки мы оставили у И. Ханина, который и должен был организовать спасение в случае ЧП.Также в группе имелся спутниковый телефон для возможности связи из любой точки маршрута в случае необходимости. Телефон брали в аренду в Ростове. Оператор Глобал Стар.

В группе так же был GPS-треккер, позволяющий передавать сигнал на спутник с координатами нашего местоположения. Каждый день во время обеда и ужина мы отправляли по два сигнала. Таким образом, любой человек через интернет-сервис мог отслеживать пройденный нами маршрут за каждый день, включая представителей выпускающей МКК.

В группе так же имелся стандартный GPS, но по оплошности он был раздавлен во время заноса забросок в первый день. Какое-то время он еще ограничено функционировал, а потом экран совсем перестал включаться. Несмотря на это, мы включали его, чтобы зафиксировать координаты.

Снаряжение.

Специальное групповое снаряжение:

Основные веревки 10 мм 3 шт. по 50 м

Расходная стропа 1 шт. (30 м)

Крючья скальные 4 шт. (1 вертикальный, 1 горизонтальный и 2 швеллера)

Закладки 10 шт.

Специальное личное снаряжение:

Айсбайль (ледоруб) 1 шт.

Кошки 1 пара

Страховочная система 1 шт.

Зажим (жумар) 1 шт.

Спусковое устройство 1 шт.

Карабины личные 6 шт.

Каска 1 шт.

Прусик 1 шт.

Все снаряжение рассчитывалось исходя из разработанного маршрута с небольшим запасом. Из перечисленного снаряжения использовали все, кроме скальных крючьев.

На подъем использовались закладки, френды и элементы рельефа, а на спуск обошлись только станциями за рельеф. На группу было 2 ледовых инструмента со съемными гардами и прорезиненными ручками, которые использовались и как ледорубы для индивидуальной страховки. Остальные участники были с классическими современными ледорубами. Слаженная и быстрая работа команды позволяла эффективно использовать 3 основные веревки как на подъем, так и на спуск, без потери времени. Ввиду этого также удалось облегчить вес общественного снаряжения. На промежуточных точках страховки всегда использовали оттяжки, часть из которых имели длинные стропы, тем самым сглаживая углы перегибов веревки при подъеме.

При организации похода у некоторых участников остро стояла дилемма о выборе обуви в поход. Пластики или обычные однослойные ботинки. В итоге в группе один человек был в пластиках, трое в однослойных ботинках и двое использовали комбинацию однослойных ботинок и полных утепленных бахил производства Ред Фокс. Ввиду благоприятных погодных условий сильных холодов мы не застали, но тем не менее при работе на ледниках, на высоких перевалах и на восхождениях на вершины бахилы себя отлично показали. Ботинки оставались сухими, а ногам было значительно теплее, и в тоже время сохранялось удобство перед пластиками при движении по долинам и на подходах.

При организации бивака использовали 2 палатки. Ладога 3 от Нормал, где свободно размещается 4 человека, ее мы использовали как штаб, кухню и столовую. Вторая палатка была Хаски Флэйм 2, это специфичная штурмовая модель с понижением в ногах. По итогу похода обоими проживающими в ней участниками признана неудобной и непрактичной для длительных походов.

Питание.

Расчет продуктов на весь поход был 700 г на человека в день с газом. Раскладка была стандартная. На завтраки и ужины – каша или супы на основе макарон или круп: гречки, пшеничной или риса. На обед сало, колбаса, сыр. Сладкое в умеренном количестве полагалось на каждый прием пищи. Сало, сухари и сушеное мясо заготавливали самостоятельно, все остальное закупали, часть дома и часть в Караколе. Из-за съеденной дикими зверями самой большой заброски, удаленную закупку продуктов произвели по упрощенному варианту: макароны, 3 вида крупы, 2 вида колбасы, сыр, 2 вида сладкого, немного специй и приправ.

Из кухонных принадлежностей стоит отметить использование интегрированной системы MSR Reactor. Данная комбинация специальной высокоэффективной горелки и кастрюли с встроенным рассекателем позволяет очень быстро кипятить воду и вместе с тем экономить расход газа и минимизировать время на приготовление пищи.

Особенно это устройство выручало при необходимости топить снег для приготовления пищи и питья. Объем кастрюли 2,5л, его нам хватало на чай. При готовке первых блюд кипятили воду в реакторе и сливали в обычный котел для варки. В среднем в день на группу расходовали чуть меньше 1 банки газа 230 гр.

Смета похода.

За все время путешествия каждый участник потратил по 40 тыс. руб., плюс личные траты на подарки и сувениры родственникам и друзьям. Основная часть средств пошла на организацию трансфера:

- билет на самолет в оба конца – 22,5 тыс. руб. на человека

- трансфер по Киргизии – 4 тыс. руб на человека ( Бишкек- Каракол/Каракол-Бишкек – 150 евро в один конец, Каракол-д.р.Джетыогуз -100 евро, Алтын-Арашан – Каракол – 120 евро)

- продукты на маршрут – 6 тыс.руб. на человека (с учетом дополнительной закупки и доставки продуктов в д.р. Джетыогуз для восстановления съеденной зверями заброски)

Еще по 7,5 тыс. руб. ушло на:

- Аренда спутникового телефона (3 т.р. на группу)

- Закупка недостающих препаратов в аптечку (1,5 т.р. на группу)

- Комплектация рем.набора ( 1т.р. на группу)

- Питание в Караколе до начала похода

- Траты в а\\л Каракол (завоз и хранение заброски, баня, проживание в юрте, сбор за нахождение в д.р. Каракол, доп. закупка сладкого и продуктов)

- Траты на горячих источниках Алтын-Арашана (место под палатку, горячие источники, продукты)

- 3 дня в Караколе до вылета (проживание на базе у Ханина, питание, проезд до озера Иссык-Куль)

3.Запланированный и пройденный график маршрута.

День похода

Планируемый график похода

Пройденный график похода

27.7

Вылет из Краснодара, прилет в Бишкек, выезд в Каракол.

28.7

Рано утром приезд в Каракол, закупка продуктов, распределение забросок

Рано утром приезд в Каракол, закупка продуктов, распределение забросок, заезд в ущ.Джетыогуз.

29.7

Заезд в ущ.Джетыогуз. Занос заброски под пер.Айлама.

Занос заброски под пер.Айлама и д.р. Айланыш

30.7

М.н. – пер.Айлама 2Б – перемычка в гребне

пер.Айлама 2Б – перемычка в гребне

5.8

М.н. – пер.50лет Советской Киргизии 3Б – лед.Борокко Зап.

6.8

М.н. – лед.Борокко Вост

7.8

Радиальное восхождение на пик Огуз-баши 5168 (2А-2Б)

Радиальное восхождение на пик Огуз-баши 5168 (2Б)

8.8

М.н. – подход под пик Каракол

14.8

М.н. - пер.Терскей 3Б – верх.плато

М.н. – рад.восхождение на пик Каракольский 5280 (2Б) – пер.Зап.Плечо пика Каракол (3А, 4800) – спуск на седловину пер.Васильева

15.8

Ориентация:северо-восток – юго-запад

GPSкоордината:42°12.442"N 78°15.985"E

Расположенв севером отроге центральной части основного хребта Терскей Алатау

Описание дается: от ночёвки немного выше слияния р.Телеты и р.Джетыогуз до ночёвки в д.р.Карабаткак

Набор высоты:1620м

Сброс высоты:1250м

Пройденное расстояние:19,9 км

С перевала снята записка Петроградского Клуба Туристов г.Санкт-Петербург, поход 5к.с., под руководством Михеева В.А., 29.07.2009г.

30 июля 2014г

Выходим с места ночёвки (фото 1_01) в 7.45 по правому берегу Джеты-Огуз по дороге, через 10" мин брод. Река здесь разливается на два рукава, переходим оба в месте, где через реку идёт «колея» дороги. Воды по колено. Далее по левому берегу реки по дороге до р.Чатыртор (фото 1_02), здесь поворачиваем направо и начинается подъем в нашу долину (60" вместе с бродом). Идет вдоль правого берега по лесному серпантину (забирая постепенно влево от реки) пока не выходим к границе леса 40"(фото 1_03). Затем траверсом плавно вверх через 15 минут выходим к ручью Чатыртор, где тропа переходит на левый его берег и вьется сквозь кусты арчи отдельными деревцами и лугами.

Через 40"+40" от выхода тропы из леса выходим на полянку, где в левый берег Чатыртора впадает ручей, на полянке последние кусты арчи и «жиденькая» травка. Здесь обед в 11:50. Далее продолжаем движение (13:30) по левому берегу р.Чатыртор, набирая высоту «ступенями» двигаемся по травянистым склонам. Через 45" выходим на большую террасу с розливами перед бараньими лбами, преграждающими долину почти полностью, по центру лбов скала-нунатак. Забираем вправо по ходу и идем по старым моренным отвалам вдоль левого берега ручья, взбираясь на очередную «ступень» (образованную бараньими лбами). Здесь снова полянки видно ледник и открывается панорама на перевалы и цирки лед.Чатыртор (40") и г.Сахарная Голова. Далее еще 15" хода по осыпям вдоль левого берега ручья пока не выходим к озеру, к которому спускается язык ледника, ровняем площадки, ночуем 15:45 (фото 1_05).

(лагерь 2 - 42°13.404"N 78°16.729"E, 3610м )

Итого чистое ходовое время – 4ч 40мин

31 июля 2014г

Выход с места ночёвки в 7.50, срывается снег. Обходим озеро слева (ручей вытекающий из озера утром небольшой) и выходим на открытый язык ледника 10"(фото1_05). Здесь одеваем обвязки, кошки, каски и продолжаем движение в сторону перевального взлета (фото 1_06) в течение 40"мин (9:20). Перед перевальным взлетом связываемся, идём сначала вверх (фото1_07), а затем траверсом вправо вверх. Путь преграждает косая трещина, в месте где склон более менее пологий ширина трещины большая. Приходится выйти на более крутой склон на несколько метров ниже пологого участка (фото 1_08) и пройти этот крутой участок траверсом закрутив два бура. Метров десять приходится даже идти на передних зубьях кошек, так как склон достаточно крутой, но зато подойдя к трещине её можно перешагнуть. Далее следует ледовая стеночка до 50гр. около 3 метров. После стенки два бура, через верхний выбираем друг друга. Идем на перевал по крутому снежному склону (40гр.) в «лоб» в связках около 150 метров. На перевале были в 11:00 (фото 1_09). Седловина перевала осыпная, с востока подходит ледник-можно поставить палатки на снегу, вода из снега, тур в центре седловины. Движение от тура начали в 11:30. Спуск начинаем по живым скалам от тура постепенно забирая влево, пока не выходим на живые осыпи, по ним плотной группой спускаемся к озерцу (фото 1_10, 1_11). Здесь обед в цирке, от перевала 30" (12:00). С обеда вышли в 13:00, идем по средним и крупным осыпям (живые камни!), забирая постепенно влево под скальные выходы. Здесь по мелкой осыпи спускаемся на «зеленые» полянки (ступень долины) 20" от обеда (фото 1_12), затем по травянистому склону к реке Арчатор ещё 20"(14:00) (фото 1_13). Далее по тропам скота спускаемся вдоль реки по лугам. Одна из троп уводит нас от реки вправо-траверсом, при этом мы пересекаем несколько боковых распадков. По мере приближения к спуску в долину сбрасываем высоту к речке Арчатор, так как скотогонные тропы идут траверсом дальше за отрог, а нам туда не надо. Спускаемся к речке, здесь набитая тропа идёт траверсом, попадаются кусты арчи (45"). Далее река уходит в каньон, а тропа траверсом вниз вправо выводит нас на отрог замыкающий наше ущелье. Река остается далеко внизу, а тропа поворачивает направо и уходит далеко вниз в долину (траверсом) р.Айлама, мы пройдя ещё 5мин идём не по тропе, а сворачиваем влево вниз и спускаемся по травянисто-осыпному склону к леску на берегу р.Карабаткак (фото1_14). Поворачиваем налево и идем вверх по долине Карабаткак, переходим по камням р.Арчатор (40") (15:50). Затем вдоль берега реки по тропе доходим до летовки пастухов (фото 1_15) ещё 20". Тропа в ущелье Айлама начинается от летовки и идёт с плавным набором высоты. Мы в поисках ночёвки попытались пройти вдоль реки, но вернулись, т.к. дальше идут прижимы с непролазными кустами. Мы поднялись на тропу и пройдя по ней пару сотен метров опять приспустились к реке, где устроили ночлег на одной из лесных полянок, 17:00 (фото 1_16).

(лагерь 3 - 42°10.420"N 78°14.320"E, 2850м )

Итого чистое ходовое время – 5ч 05мин.

Пройденный участок маршрута

( от - до )

ЧХВ

Примечание

От ночёвки немного выше слияния р.Телеты и р.Джетыогуз до подъёма в долину Чатыртор

60мин

Дорога идет правым берегом р.Джетыогуз. переходя на левый

М.с. – конец зоны леса

40мин

Тропа серпантином в зоне леса

М.с. – озеро перед ледником Чатыртор (м.н)

3ч 00мин

Вначале тропа по лугам, затем осыпи и моренные валы. Лагерь 2

М.н. – перевал Чатыртор Ю.

2ч 20мин

Открытый ледник, перевальный взлёт закрытый, связки, буры одновременная страховка.

М.с. – долина реки Карабаткак (м.н)

1ч 55мин

По осыпям плотной группой, по тропе со спусками и траверсами

М.с. – начало тропы в долину Айлама (м.н)

1ч 00мин

По тропе, приток Арчатор по камням, мимо летовки по тропе.Лагерь 3

Итого чистое ходовое время

9ч 45мин

4.2.Перевал Армейских Туристов (2А, 4010м)

Характер:скально-осыпной

Ориентация:запад-восток

GPSкоордината:42°10.005"N 78°18.631"E

Перевал расположенв севером отроге центральной части основного хребта Терскей Алатау

Описание дается: от ночёвки в д.р.Карабаткак до ночёвки у языка ледника Айлама В..

Набор высоты: 1156м

Сброс высоты: 668м

Пройденное расстояние: 13 км

С перевала снята записка группы туристов из г.Томск, поход 5к.с., под руководством Фатеева А.В., от 26.08.2010г.

1 августа 2014г.

Подъём в 6.00, выход в 7.55.

От места ночёвки поднимаемся вверх по лесу, пока не выходим на тропу, идущую траверсом вверх, идем вправо по ней до границы леса у начала нашей долины (30"). Далее тропа идет вдоль правого берега р.Айлама через луга и кусты арчи (фото 2_01, 2_02). Через 50"+25" долину преграждают моренные осыпи, и тропа начинает забирать влево вверх в карман морены. Через 10" поднимаемся в пологий «зеленый» карман (фото 2_03), воды не видно, от границы леса 50"+40". Пройдя по карману метров 200, тропа забирает вверх и теряется в камнях (фото 2_04). Идем по травянистому склону, забирая постепенно вправо к ручью, вытекающему из нашего ущелья (45"). Далее двигаемся вдоль ручья вверх и через 20" выходим к площадкам на осыпях. Здесь обед 13:30. С обеда продолжаем движение вдоль ручья вверх (14:25). Ручей стекает по монолитным плитам, переходим на его левый берег и сначала по травянистому склону, а затем по плитам(фото 2_05) поднимаемся в цирк перевала(фото 2_06). Здесь различные осыпи забираем влево на неявный гребень морены – есть место под одну палатку и несколько старых мест требующих «ремонта». Вода внизу под камнями (40"). Лучше ночевать ниже, на месте обеда. Ставим большую палатку и расчищаем место под маленькую (фото 2_07). Здесь ночуем (15:30).

(лагерь 4 - 42°10.028"N 78°18.217"E, 3870м )

Итого чистое ходовое время – 3ч 45мин.

2 августа 2014г.

Подъём в 6.00, выход в 7.55.

С места ночёвки идем по средним и крупным осыпям в направлении перевала. Подходим к языку ледника, немного идём вдоль него, а потом по осыпи уходим влево вверх, доходим до скальной полки покрытой осыпью, идём по ней вправо до склона и далее на перевал (фото 2_06) (7:15) от места ночевки (30"). Седловина перевала протяжённая: в северной части скалы покрытые блоками, в южной части средняя осыпь, оборудованных площадок нет, но при желании их можно построить, воду можно добыть из примыкающего с запада ледника. Тур в районе небольшого скального жандарма в центре седловины Спуск начали в 7:50, пройдя влево на север метров 30 от тура. База на расходной петле за выступ (фото 2_08),первая верёвка по монолитным скалам до полки 50м (фото 2-10), затем вправо по ходу по полке и с неё ещё 50м, база также на расходной петле (фото 2_09). Общий вид спуска на фото 2_11, 2_12, 2_13. Спустились на ледник в 9:30. Далее в кошках по открытому леднику сначала смещались в центр, а затем к левому его борту. Спустились с левого борта на крупные осыпи и по ним дошли до озера (45") 10:40 (фото 2_14, 2_15). От озера спускаемся по травянистому склону на моренные осыпи, ниже языка ледника. Продолжаем движение по пологому травянистому склону прямо, подходим к скальным сбросам, уходим вправо и траверсируем склон над сбросами до распадка по которому просматривается путь вниз. Сначала приспускаемся по травянисто-осыпному склону, затем уходим вправо вниз по крутому травянистому склону (фото 2_16) и выходим на вал боковой морены по которому сходим на пологую часть моренных отложений ниже языка ледника. Ставим палатки на песке между кустов ивняка в 12:20 (35"). Идём за заброской под скалы которые обходили сверху. Распределяем продукты и снаряжение из заброски, проводим пробный сеанс связи по спутниковому телефону, подгоняем снаряжение. Ночуем.

(лагерь 5 - 42°09.893"N 78°20.017"E, 3340м )

Итого чистое ходовое время – 4ч 05мин

Пройденный участок маршрута

( от - до )

ЧХВ

Примечание

М.н. – поворот к подъёму на перевал из долины Айлама

2ч 00м

По тропе

М.с. – цирк перевала Армейских Туристов (м.н.)

1ч 45м

Подъем по крутому травянистому склону вдоль ручья по монолитным плитам, по осыпям

М.н. – перевал Армейских Туристов

30мин

По осыпям

М.с. – озеро ниже ледника

2ч 25мин

Вниз 2 верёвки дюльфера по открытому леднику, по осыпи

М.с. – морена ниже ледника Айлама В.

50мин

Травянистый и осыпной склон

Итого чистое ходовое время

7ч 30мин

4.3.Перевал Аайлама+перевал 50 лет Советской Киргизии (3Б,4630м)

Характер:скально-ледовый

Ориентация:север-юг

GPSкоордината:42°08.295"N 78°19.245"E

Перевал расположенв центральной части основного хребта Терскей Алатау

Описание дается: от ночёвки у языка ледника Айлама В. до ночёвки на морене ледника Бороко З.

Набор высоты: 1290м

Сброс высоты: 820м

Пройденное расстояние: 13,2 км

С перевала Айлама снята записка группы туристов Туристско-спортивного клуба «Амазанки»г.Томск, поход 4 к.с., под руководством Шкитова Д.А., от 30.07.2014г.

С перевала 50лет Советской Киргизии снята записка группы туристов из г.Донецк, поход 6 к.с., под руководством Носырева И.Е., от 22.07.1987г.