Руководитель: А.Назарецкий, Таганрог

Отчет о горном походе 6 к.с. по Тянь-Шаню летом 2014. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

3 августа 2014г.

Подъём в 6.00, выход в 8.10.

С места ночёвки выходим по широкому моренному валу в направлении языка ледника Айлама Восточная. Выходим на ледник. Он пологий и открытый (фото 3_01). По мере продвижения вперёд крутизна увеличивается, одеваем кошки но не связываемся, так как ледник полностью открыт и трещины легко обходятся(35"). Впереди видна вершина Айлама и широкая ледовая седловина правее неё, кажется, что это и есть седловина перевала 50 лет Советской Киргизии, но на самом деле она гораздо левее и её пока не видно (фото 3_03) Забираем немного влево в пологую часть ледника, а затем пресекаем ледник слева направо в направлении цирка пер.Айлама, пока не выходим на осыпи (20") (фото3_04). Снимаем кошки. Идем сначала по крутой, а затем по средней осыпи по центру цирка. Затем забираем чуть вправо, обходя бараньи лбы и по мелкой едущей осыпи подходим под скальный перевальный взлет (35"+45") (12:00). Рассматривали вариант подъёма на перевал по льду траверсом влево, а потом по льду вверх на гребень, но убедились что ледовый склон простреливается камнями и начали подъём по скалам (фото 3-05). Первую веревку лезем по желтым средней сложности скалам. Лидер все верёвки лез с рюкзаком. На первой верёвке он начал в правой части жёлтых скал, потом по полочке переместился левее к внутреннему углу (фото 3_06), это место было самым трудозатратным для остальных т.к. это вертикальный участок, далее полез верх по наклонной полке (фото 3_07). Всего на первой верёвке было 4 промежуточные точки, все на закладных элементах и станция тоже. Вторая верёвка несложная, она идёт по наклонной полке, а затем по скалам покрытым мелкой сыпухой, приходит к камню(фото 3_08), за которым можно спрятаться в случае чего, на нём станция на трёх френдах. Третья верёвка идёт траверсом влево вначале по наклонной плите, потом по пологим скалам покрытым мелкой сыпухой (фото 3_08).Третья верёвка пересекает кулуар, за которым промежуточная станция(фото 3_10), и поднимается вверх по скальному ребру (фото 3_09).Четвёртая верёвка идёт вверх по ребру до перевальной седловины. Последний участник вышел на седловину в 15:00. Седловина не очень широкая, хватает только места чтобы разместиться на обед, что мы и делаем.Тур в середине седловины (фото 3-11). В 20 метрах выше по гребню, в сторону перевала 50 лет Советской Киргизии есть одна площадка под палатку (фото 3-11), организуем вторую и ночуем, 16:30(фото 3-13). Воду берём на западной стороне перевала с ледника который подходит к седловине.

(лагерь 6 - 42°08.992"N 78°19.465"E, 4040м )

Итого чистое ходовое время – 5ч 15мин

4 августа 2014г.

Подъём в 5.00, выход в 7.30

С места ночёвки выходим в связках в кошках вдоль гребня по пологому льду (фото 3-15), затем выходим на гребень по льду с одновременной страховкой (2 промежуточных бура), по гребню подходим под скальный жандарм (фото 3-16). Жандарм состоит из разрушенных скал и сложности не представляет, проходим его с одновременной страховкой (60м) (фото 3-17, 3_19) и опять выходим на ледовый гребень (до 30гр.) (фото3_18). Далее двигаемся с одновременной страховкой (5 промежуточных буров) и подходим под ледовую стенку (до 50гр.). Вешаем перила (30м) (под стенкой закрытая трещина) 150". Над стенкой небольшое плато. Пересекаем плато и подходим ко второй стенке (до 40гр. лед) (фото 3_20, 3_21), двигаемся с одновременной страховкой (5 промежуточных буров (фото 3_21) и выходим на гребень, на нем ставим 2 промежуточных бура (фото 3_22) и выходим на скальный жандарм. Снимаем кошки (90" 12:10). Далее переходим на левую по ходу сторону гребня и идём с одновременной страховкой по разрушенным скалам (фото 3_22_1), промежуточные точки через френды (2шт) и перья скал (200м), снова выходим на гребень и порядка 100 метров идём по нему (фото 3_23). Затем логичным является спуск с гребня на лед, что мы и делаем. Одеваем кошки и идём в связках к разрыву в скалах гребня (150м) перед очередным его взлётом. В этом месте ледовая мульда у скальных плит (фото 3_25). Здесь обедаем (13:00), погода портится, идёт снег, ставим лагерь. В это время два человека идут в сторону ледового взлёта к перемычке перед перевальным взлётом. Поднявшись на перемычку они выходят к туру перевала 50 лет Советской Киргизии. Сняв записку и оставив перила на склоне для подъёма на следующий день. Они возвращаются в лагерь. Вечером, метёт снег, холодно.

(лагерь 7 - 42°08.560"N 78°19.516"E, 4400м )

Итого чистое ходовое время – 4ч 50мин

5 августа 2014г.

Подъём в 5.00, выход в 7.10

С места ночёвки выходим траверсом влево под ледовый бергшрунд в связках и кошках. Сверху засыпанного берга ледовая стена (до 45гр.) (фото 3_26). Жумарим на перемычку (50м) под выход к перевальному взлету. Здесь тур (8:20) 60". Первые трое поднявшись по перилам связываются и идут дальше, остальные собираются, кладут свою записку в тур (фото 3_27). Рассматривали два варианта выхода на перевал: обходить массив ледовых отрывов слева походу или же справа. Первая связка во главе с руководителем подойдя ближе к склону решила всё-таки уходить вправо, так как слева склон кажется круче и длиннее. Подойдя под бегшрунд ушли вдоль него вправо (фото 3_28). Двигаясь вдоль бергшрунда с одновременной страховкой поставили два бура. При первой возможности начали подъём от бергшрунда вверх. Первая верёвка в «лоб» по льду до 50гр. 50 метров (фото 3_29), затем немного траверсом вправо обходя серак и в лоб под самые отрывы (50м до 45гр.)( фото 3_30). Затем траверсом вправо на пологий снег перемычки перевала (до 35гр.) (фото 3_32). Далее в связках на перемычку перевала (210", 12:00). Седловина это большое снежное поле (фото 3_33), здесь естественно никакого тура нет. Обедаем. Вышли с обеда в 13:05, погода испортилась, пошел снег. Движемся в связках по пологому плато закрытого ледника, придерживаясь центра. Через некоторое время подходим к ледопаду (фото 3_34, 3_35), обходя многочисленные трещины смещаемся к левому борту, практически уходя на склон. Здесь немного траверсируя ледовый склон 45гр. 15 м с одновременной страховкой через два бура находим спуск в широкий разлом, пересекающий весь ледник к правому борту (фото 3_36). Спустившись, идём вправо, по ходу спускаясь ещё с двух стеночек (3-5м до 50гр.), и выходим на дно широкого разлома забитое снегом (фото 3_37). Этот разлом выводит нас к широкой пологой ложбине, которая выходит на более спокойную часть ледника (15:00). Далее опять забираем к левому борту, обходя зону развалов, выходим на нижнее пологое плато ледника и движемся в направлении морены между ветвями ледника Бороко западный, по раскисшему снегу . Подходим к морене, делаем площадки, ночуем (180", 16:10). Так как морена поверхностная, то всю ночь под ней трещит лёд.

(лагерь 8 - 42°07.409"N 78°21.001"E, 3810м )

Итого чистое ходовое время – 7ч 30мин

М.н. – начало скального перевального взлёта к перевалу Айлама

2ч 15мин

По открытому леднику в кошках, подъём по средним осыпям

М.с. – седловина перевала Айлама (м.н.)

3ч 00м

Подъем по скалам средней сложности, по перилам (4 верёвки)

М.н. – мульда перед выходом к перевальному взлёту 50 лет Советской Киргизии (м.н.)

4ч 50мин

По ледовому гребню 30° в связках с одновременной страховкой через буры, 3 участка до 45°, по разрушенному скальному гребню

М.с. – перевальное плато 50 лет Советской Киргизии

4ч 30 мин

В связках под начало взлёта перила 50м, в связках, на перевал 3 верёвки перил до 50°

М.с. – поверхностная морена Разделяющая ветви ледника Бороко Западный (м.н.).

3ч 00мин

В связках по закрытому леднику, в ледопаде с одновременной страховкой, стенки на спуск 45° 3-5м, по ровному леднику к морене

17ч 40мин

4.4.Перевал Серебряное седло (3А,4520м)

GPSкоордината:42°09.018"N 78°23.273"E

Перевал расположенв центральной части основного хребта Терскей Алатау

Описание дается: от ночёвки на поверхностной морене ледника Бороко З., до ночёвки в долине Айланыш.

Набор высоты: 710м

Сброс высоты: 1880м

Пройденное расстояние: 28,5 км

С перевала снята записка группы туристов из г.Томск, поход 5к.с., под руководством Фатеева А.В., от 30.07.2012г.

6 августа 2014г.

Подъём в 6.00, выход в 8.00

С места ночёвки идём по льду справа от поверхностной морены, разделяющей ветви ледника Западный Бороко. Ледник открытый, пологий, прихваченный морозом. Через 35" выходим к окончанию ледника, здесь лёд круче, но мы без проблем спускаемся на средние и мелкие осыпи. Далее траверсируем осыпи и пересекаем по ним окончание отрога отделяющего Западный Бороко от Восточного. С восточной стороны, осыпи помельче и по положе, есть места под палатки. Перед языком ледника Бороко Восточный разлив реки по широкой песчаной пойме (фото 4_01), мы опасались, что будем проваливаться в песок, но прошли нормально (35" 9:30). Затем одеваем кошки и по открытому пологому леднику Восточный Бороко, держась центра (фото 4_02), начинаем подход к цирку перевала (35"+40"+45") (12:15 обед).Обедаем не доходя до начала подъёма в цирк перевала. С обеда выходим в 14:00 и двигаемся к закрытому леднику, спускающемуся из цирка перевала (фото 4_03, 4_04). Перед подъёмом связываемся (фото 4_05). Идем в связках по закрытому леднику (до 25гр.) (фото 4_06),проходя трещины по мостам, придерживаясь центра (фото 4_07). Все трещины обходятся без проблем. Через 40"+75" выходим в цирк перевала, здесь плато (закрытые трещины). Делаем площадки. Ночуем 17:30.

(лагерь 9 - 42°08.865"N 78°23.395"E, 4490м )

Итого чистое ходовое время – 5ч 25мин

4.5.Вершина Огуз-Баши (2Б,5100м)

Ориентация:

GPSкоордината:42°09.154"N 78°23.538"E

Вершина расположенв центральной части основного хребта Терскей Алатау

Описание дается: от ночёвки на плато в цирке перевала Серебряное Седло и обратно.

Набор высоты: 610м

Сброс высоты: 610м

Пройденное расстояние: 2 км

С вершины снята записка группы туристов из г.Томск, поход 5к.с., под руководством Фатеева А.В., от 31.07.2012г.

7 августа 2014г.

Подъём в 6.30, выход в 7.40

С места ночёвка в связках выходим по пологому закрытому леднику, обходя трещины в направлении к самому пологому и короткому подъёму на боковой гребень, примыкающий к массиву Огуз-Баши (фото 5_11). Через 20" подходим к подъёму, представляющему собой склон (до 50гр.) (фото 5_01, 5_02). Вешаем перила на ледобурах (лёд очень жёсткий), две веревки по 50м, выходим на гребень. Идем по гребню (карнизы) с одновременной страховкой (3 промежуточных бура) (фото 5_03). Далее под ледовые отрывы (обходим их слева) (фото 5_04) по ледовому склону (до 45гр.) 2&21550м перила (фото 2_06), и с одновременной страховкой (2 промежуточных бура) выходим на «плечо». Затем в связках к предвершинному гребню. Здесь бергшрунд. Преодолеваем его по мосту, за ним ледовый склон (до 45гр.) (фото 5_07),перила 50м и далее по гребню с попеременной страховкой (2 промежуточных бура) (фото 5_08, 5_09) (карнизы!) выходим на вершину (13:40). Вершина представляет из себя небольшую ледовую «шапку», с трудом на ней все размещаемся (фото 5_10). Тур чуть ниже на скалках с южной стороны (фото 5_08), выпускаем к нему участника на страховке. Спуск по пути подъёма (5 перил на ледосбросе) (фото 5_11), в лагере были (16:45).

Итого чистое ходовое время – 8ч 00мин

8 августа 2014г.

Подъём в 5.30, выход в 7.10

С места ночёвки выходим в связках в направлении перевала по пологому закрытому леднику (фото 4-07). Через 20" под перевальный взлёт представляющий собой ледовый склон протяженностью 70м (до 50гр.) подрезанный внизу бергшрундом. По описания, обычно в верхней части перед выходом на перевал образуется карниз. При прохождении нами карниза не было. Бергшрунд преодолеваем по мосту, вешаем перила (50м+30м) крепление буры, а верхняя точка ледоруб (80") (фото 4_08). На перевале в 8.30, седловина снежно-ледовая широкая можно поставить несколько палаток, но на седловине ветрено (фото 4-09). Тур чуть выше на скалах, в восточной части седловины. С перевала забираем немного влево чтобы перебраться через большую трещину, первый перепрыгнул без рюкзака, а остальные переползли. Затем забираем вправо в связках и перед выходом на небольшой участок льда, вешаем перила (ледобур, ледосброс). Затем на ледорубах 5&21550м по крутому снежному склону (до 35гр.) (фото 4_10) по центру (последний с нижней страховкой на 3 такта). Местами кажется, что можно идти одновременно в связках, но на перилах надёжней, стараемся работать быстро. Лавинная опасность, которой мы боялись на данном участке, отсутствует. Затем склон переходит в ледовый (до 40гр.) – 50м до берга (засыпанный) – последний с нижней страховкой, далее через берг 50м по льду (ледосброс), последние 50м по крутому снежному склону, и далее в связках на пологое плато (9 веревок, 11:10, 160") (фото 4_11). На плато немного отдыхаем. Потом по плато в связках идем в центр ледопада, обходя трещины. Упираемся в зону больших разломов, смещаемся влево. Руководитель поднявшись на большой серак просматривает дальнейший путь (фото 4_13). У серака спускаемся на дно разлома забитого кусками льда и снегом, вешаем перила 30м, последний на ледосбросе (фото 4_14). Далее уходим по дну разлома влево и, пройдя по ледовому «ножу» с одновременной страховкой (2 промежуточных бура), выходим на немного наклонный ледовый склон (этот склон находится над нунатаком). По этому склону проходим ещё дальше к левому борту ледника (150м), до места где он начинает возвышаться. Отсюда просматривается спуск на плато ниже зоны разломов. Здесь вешаем ещё 2&21550м (ледосброс) верёвки перил, обе идут косо влево, спуск частично по вертикали (фото 4_15), спускаемся на небольшое плато под пер.Байтор (фото 4_15). Далее по границе ледопада и ледника с разломами с пер.Байтор на пологий язык ледника в связках (фото 4_17). Уходим под левый борт на поверхностную морену (14:50). Здесь обед (180"). Вообще по плану у нас где то здесь должна быть ночёвка, но ещё есть время, силы и желание выйти к заброске. Поэтому торопимся вниз. Выходим по левому борту ледника и спускаемся в конце ледника на левобережные осыпи и по ним спускаемся к слиянию р.Байтор и Дженты-Огуз (40"+30") (фото 4_19). Далее по левому берегу р.Дженты-Огуз, сначала по лугам, а затем по лесу спускаемся к месту слияния рек Дженты-Огуз и Айланыш. Чуть выше слияния переходим поток Дженты-Огуз по бревну (фото 4_20) и, забирая немного вверх, подходим к потоку Айланыш (здесь есть бревно через поток 500м от слияния) и становимся на ночёвку (50"+20") (19:30). Пока трое ставят палатки, остальные три человека идут за заброской через бревно на правый берег реки Айланыш. Заброска на склоне практически напротив бревна, метрах в двухстах выше тропы, в лесу. Подошли к ней уже в сумерках, место нашли не сразу. И здесь нас ждал сюрприз – заброска была разорвана в клочья и разбросана в радиусе 50 метров. Несмотря на то, что она была в яме под бревном и завалена камнями, кто-то её оттуда достал и съел. Жестяные банки для днёвки остались целыми, поэтому мы поняли, что это не медведь, а кто-то поменьше. Целыми остались около 30 процентов продуктов. Вернувшись в лагерь, связались по спутниковому телефону через Ростов с Ханиным, продиктовали список нужных нам продуктов и договорились, что их нам привезут на следующий день на «поляну цветов».

(лагерь 10 - 42°13.256"N 78°21.069"E, 2640м )

Итого чистое ходовое время – 9ч 40мин

М.н. – язык ледника Бороко Восточный

1ч 10мин

По открытому леднику вниз, переход через конец отрога по средним осыпям

М.с. – цирк перевала Серебряное седло (м.н.)

4ч 25м

Подъем по пологому открытому леднику, подъём в цирк по закрытому леднику в связках

М.н. – вершина Дженты-Огуз-(м.н.)

8ч 00мин

На ледовый гребень 2 верёвки, траверс, 2 верёвки по склону, 1 верёвка на гребень вершины, траверс по гребню, вниз по пути подъёма

М.н. – перевал Серебряное седло

1ч 40 мин

В связках, под начало взлёта перила 80м, до 45°

М.с. – ровное плато после первого участка спуска с перевала, перед ледопадом

2ч 40мин

Верёвка вниз по льду, 5 верёвок на ледорубах, 3 верёвки по льду

М.с. – левобережная морена ледника Байтор

3ч 00 мин

До ледопада, влево, спуск в разлом, влево, 2 верёвки вниз, в связках по закрытому и открытому леднику

М.с. – левый берег р.Айланыш м.н.

2ч 20мин

По леднику, по пойме реки, по тропе

23ч 05мин

9 августа 2014г. Днёвка.

С утра ещё раз сходили к заброске, по светлому ещё кое-что нашли из продуктов, главное – сушёное мясо (поэтому заказанную Ханину колбасу пришлось вечером срочно поедать). После обеда два человека пошли встречать продукты по правому берегу реки. Принесённые к ужину продукты оказались очень кстати.

4.6.Перевал Терскей (3Б,4700м)

Характер:скально-ледовый

GPSкоордината:42°09.593"N 78°25.581"E

Перевал расположенв центральной части основного хребта Терскей Алатау

Описание дается: от ночёвки в долине Айланыш (чуть выше слияния с р.Джентыогуз), до верхнего плато ледника Киче-Борду.

Набор высоты: 2060м

Сброс высоты: 100 м

Пройденное расстояние: 13 км

С перевала снята записка группы туристов из г.Новосибирска, поход 6к.с., под руководством Сальникова Г.Е., от 20.08.2013г.

10 августа 2014г.

Подъём в 6.30, выход в 8.30

С места ночёвки (фото 6_01) переходим поток р.Айланыш по бревну на правый берег, движемся по пропадающей тропе, которая идёт с наборами и сбросами высоты вдоль реки. Через 20" подходим к р.Арчалытор, тропа уходит вдоль неё немного вверх по ущелью, находим не очень удобное бревно и по нему долго переходим, затем уже по левому берегу р.Арчалытор опять спускаемся ближе к р.Айланыш. Глядя на противоположный левый берег реки Айланыш предполагаем, что там было бы идти легче, только пришлось бы в верховьях переходить в брод. Дальше тропа почти совсем теряется и мы движемся по лесу по правому берегу Айланыш. Через 50" выходим из леса (здесь лес отступил от реки на склон) (фото 6-02). Далее по лугам 40"+20" до начала правобережной морены ледника Айланыш. Здесь поток вытекающий из кармана переходим по камням. Далее поднимаемся на гребень морены по хорошей тропе, сказывается присутствие в долине перевалов Джетыогуз и Васильева. С морены вид на всю Джетыогузскую стену (фото 6_03), также хорошо просматривается наш перевал Терскей (фото 6_04). Идём по морене до её выполаживания пред ледником. 20"+45"+20". Здесь достаточно большой и широкий карман морены, практически поле, течёт небольшой ручеёк с чистой водой. Ставим лагерь (14:00).

(лагерь 11 - 42°10.404"N78°24.509"E, 3350м )

Итого чистое ходовое время – 3ч 25мин

11 августа 2014г.

Подъём в 4.30, выход в 6.10

По осыпям выходим в направлении языка ледника. Через 30" подходим к языку, одеваем кошки и связываемся. Далее по открытому (фото 6_04) леднику (до 40гр.) с одновременной и переменной (в конце) (фото 6_05) страховкой поднимаемся на пологую часть ледника (14 промежуточных буров, 300-350м) 65". Далее по пологому леднику под осыпи плеча контрфорса пер.Терскей 15" (8:20). Развязываемся. Снимаем кошки. Поднимаемся на осыпную часть плеча контрфорса. Далее по осыпям под правую (по ходу) сторону контрфорса, где осыпи максимально подходят к скалам (фото 6_06) (75") 9:45. Решаем, что есть все предпосылки что бы сегодня же начать подъём на перевал, погода хорошая, все отдохнувшие после днёвки, в общем настрой боевой. В 10:00 начинаем движение по скалам средней сложности по неявному (фото 6_07) внутреннему углу. Станции на всех верёвках на скальных выступах, промежуточные точки на закладках и френдах (крючья не использовались). На фотографиях верёвки по порядку пронумерованы индексамиR. Лидер все верёвки лез с рюкзаком, но его естественно разгрузили. Первая верёвка не совсем простая, она выводит на небольшую площадку, где можно нормально стоять троим. Вторая верёвка идёт далее по внутреннему углу, её начало требует усилий, так как идёт небольшая стеночка. Третья верёвка чуть попроще и она выводит на гребень (ребро) чуть выше бастиона (башни) (фото 7_09). Здесь хорошая наклонная осыпная полка. (13:00) Далее подъём по ребру смотрится стенкой, но двигаться по ней несложно (фото 9_10). Проходим четвёртую верёвку и выходим на пологую часть ребра, далее пешком около 100-120м, забирая немного влево (фото 6_11) под более простые скалы (13:40). Пятая верёвка идет вверх через несложную стеночку до полки, по ней вправо и опять вверх. Шестая верёвка по простым скалам (фото 6_12) до наклонной полки. Следующая верёвка по полке вправо и на лево вдоль гребня (R7) и ещё две за ней по простым скалам с локальными несложными стеночками (фото 6_13), гребень при этом остаётся слева. Девятая верёвка выводит нас к полку, на которой подобие выложенной площадки. От этого места мы уходим траверсом вправо (фото 6_14), верёвка уходит за перегиб и выводит к кулуару. Спускаемся в кулуар, спуск вертикальный даже с нависанием. Продергиваем верёвку через расходную петлю на выступе. Со дна кулуара сразу выходим на локальный широкий гребешок (фото 6_15). По гребешку по простым скалам идём вверх вдоль кулуара, который слева, и пересекая кулуар у его начала поднимаемся на гребень (фото 6_18). Здесь у гребня неширокая ледовая площадка, от которой вниз обрывается крутой снежно-ледовый склон. Ставим палатки (фото 6_16) (20.20).

(лагерь 12 - 42°09.598"N78°25.418"E, 4300м )

Итого чистое ходовое время – 10ч 20мин

12 августа 2014г.

Подъём в 5.40, выход в 7.45

С места ночёвки вешаем одну веревку почти горизонтальных перил (фото 6_18) до крутых скал гребня (фото 6_17). Эта и следующая верёвка одни из самых сложных на всём подъёме. Одна в конце после скал идёт по участку льда и выводит на выступ на узком плече. Вторая по крутым скалам торца гребня выводит на его горизонтальную часть. Верёвка на участке R16 идёт по гребню средней сложности, некоторые промежуточные точки страховки через ледобуры в локальных участках льда, в одном месте идём по скальному ножу. Следующая верёвка (R17) идёт по гребню до бастиона (фото 6_19). Далее идёт участок не самого простого траверса R18 по узкой скальной полке (фото 6_20). Потом идут две верёвки траверсом по разрушенным скалам и полкам (фото 6_21) до начала ледового кулуара (фото 6_22). Одеваем кошки и начинаем подниматься по льду в кулуаре, прижимаясь в право по ходу (фото 6_22). Верёвка на R21 крепится на бурах. Следующая верёвка также идёт по льду, мы идём не по кулуару под скальную стену впереди, а поворачиваем на крутой лёд вправо раньше, лёд до 50гр.. Ещё одна верёвка идёт по более пологому льду и выходит на простые скалы, по которым последняя верёвка выводит на перевал Терскей 17:00 (555"). Тур в центре седловины, седловина сложена из разрушенных скал в виде неширокого гребня. Начинает срываться снег. С перевала спускаемся в левой части по пологим разрушенным скалам на ледник. Одеваем кошки и в связках сначала по открытому, а затем по закрытому леднику движемся в направлении плато, забираем вправо. Перед бергом ставим промежуточный бур, берг перепрыгиваем, затем влево выходим в центр плато (фото 6_26), делаем площадки. Ночуем 17:45 (35").

(лагерь 13 - 42°09.558"N 78°26.195"E, 4480м )

Итого чистое ходовое время – 11ч 50мин

Примечание

М.н. – широкий карман морены перед подъёмом на перевал (м.н.)

3ч 25мин

По теряющейся тропе правым берегом реки Айланыш, приток Арчалытор по бревну, вдоль берега, по правобережной морене

М.с. – начало движения по скалам

3ч 05м

Подход под ледник, по открытому льду с одновременной страховкой, на осыпное плечо и по нему к контрфорсу

М.с. – плечо в гребне контрфорса(м.н.)

7ч 15мин

Три верёвки до гребня, одна простая верёвка, переход ногами, пять несложных верёвок, траверс в право, спуск в кулуар, по гребешку и через кулуар на гребень

М.н. – перевал Терскей

11ч 15мин

От ночёвки вверх две верёвки по скалам, две верёвки по гребню, три верёвки траверсом, ледовый кулуар, три верёвки по льду , одна по скалам

М.с. – плато ледника Киче-Борду (м.н.)

35мин

В связках на плато, перепрыгнув бергшрунд

24ч 35мин

4.7.Перевал Западное плечо пика Каракол (4890м)+перевал Васильева (4580м)в сумме 3А

Характер:снежно-ледовый

GPSкоордината:42°10.290"N 78°27.367"E

GPSкоордината:42°10.340N 78°27.105"E

Перевал расположенв центральной части основного хребта Терскей Алатау

Описание дается: от плато ледника Киче-Борду, до альплагеря Каракол.

Набор высоты: 410м

Сброс высоты: 2350 м

Пройденное расстояние: 26 км

С перевала Западное плечо Каракола снята записка группы ПТК«Траверс» г.Казань, поход 5 к.с., под руководством Мансурова Д., от 09.08.2012г.

С перевала Васильева снята записка группы туристов Туристско-спортивного клуба «Амазанки»г.Томск, поход 4 к.с., под руководством Шкитова Д.А., от 02.08.2014г.

13 августа 2014г.

Подъём в 7.00, выход в 9.15

После ударной двухдневной работы встаём не рано. С места ночёвки выходим в связках в направлении верхнего плато под пик Каракольский по пологому закрытому леднику (фото 7_01). Через 40" крутизна склона повышается и мы поднимаемся по центру ледника (45") (фото 7_02). Перед самым выходом на плато широкая трещина пересекающая весь ледник (фото 7_03). Два участника налегке пройдя в право по ходу вдоль трещины обнаруживают мост, он достаточно опасный. Рюкзаки перетягиваем по снегу челноком, сами переползаем с двухсторонней страховкой через станции на ледорубах. За трещиной ещё одна похожая, но с правого края она засыпана, спускаемся с одновременной страховкой (1 бур) и затем выходим на верхнее плато. Проходим в середину и ставим лагерь. (45") 12:30 (фото 7_04). Во второй половине дня мелкий снег с ветром, который продолжается примерно до полуночи. Снег на плато не задерживается, его сдувает вниз.

(лагерь 14 - 42°10.098"N 78°27.303"E, 4800м )

Итого чистое ходовое время – 2ч 10мин

4.8.Пик Каракольский (2Б,5281м)

Ориентация:

GPSкоордината:42°10.078"N 78°28.195"E

Вершина расположенв центральной части основного хребта Терскей Алатау

Описание дается: от ночёвки на плато в цирке перевала Западное плечо Каракола до вершины и обратно.

Набор высоты: 480м

Сброс высоты: 480м

Пройденное расстояние: 1,5 км

С вершины снята записка группы туристов т/к «Вертикаль» г.Новосибирск, поход _к.с., под руководством Нефёдова В.С., от 31.08.2007г.

14 августа 2014г.

Подъём в 7.00, выход в 9.15

С утра хорошая погода – ясно и тихо, но холодно. С места ночёвки выходим в связках в направлении перевала Западное плечо Каракола (фото 8_01). Подходим под ледовый склон плеча и поднимаемся на него с одновременной страховкой (2 бура, до 30гр.) (45"). Изначально планировался подъём с плеча по западному ребру на пик Каракольский, но мы приняли решение идти правее по широкому ледовому кулуару. Двигаемся с одновременной страховкой вправо по ледовому склону в сторону кулуара (3 бура). Далее одна верёвка перил вправо, затем траверсом вправо и вверх в ледовый кулуар (до 45гр.). Затем четыре верёвки перил по центру кулуара (фото 8_02), станции на ледобурах, четвёртая верёвка на ледорубе уже за перегибом на ровном склоне. Четвёртая верёвка, по льду среди камней (в одном месте старые крючья с расходной петлёй).Далее поворачиваем влево и идём в связках по пологому склону на вершину (12:00, 180"). Вершина это большое снежное поле (фото 8_04), тур с западной стороны на небольших скалках, со стороны нашего подъёма. Тур залит льдом, банку с запиской приходится вырубать. С вершины в связках к месту подъёма. Верхние перила на ледорубе, последний с нижней страховкой. Вторые перила на старых скальных крючьях (их подбили и продублировали расходку своей), далее четыре верёвки перил по кулуару до плато (ледосброс), внизу бергшрунд, который легко перепрыгивается. После в связках до палаток (14:15, 120"). Быстро обедаем и собираемся. Выходим в 15:30. Идём по утренним следам до перемычки, также с промежуточными бурами на взлёте. Погода портится, срывается снег. Далее влево по гребню до тура перевала Западное плечо Каракола (фото 7_05) (60"). Тур на небольших скалках. От тура продолжаем движение по гребню около ста метров, далее гребень начинает уходить вверх, а мы начинаем спускаться на склон вправо. Сначала склон крутой (до 40 гр.), идём одновременно на три такта около 50 метров. Потом идём траверсом влево и вниз в широкий проход между трещинами (фото 7_07). Потом начинаем спуск на седловину перевала Васильева в двух крутых местах двигаясь на три такта. Выходим на седловину (17:30, 60"). Здесь много готовых площадок на камнях, ставим палатки (фото 7_08).Ночью сильный ветер.

(лагерь 15 - 42°10.340"N 78°27.105"E, 4580м )

Итого чистое ходовое время радиального выхода на вершину – 5ч 45мин

Итого чистое ходовое время прохождения через седловину перевала Западное плечо Каракола – 2ч 00мин

15 августа 2014г.

Подъём в 7.00, выход в 9.15

Утром холодно. С перевала выходим в связках и кошках на склон ледника Онтор Восточный (фото 7_06). Сначала идём траверсом с небольшим спуском к центру ледопада, но вскоре подходим к отрывам, немного приспускаемся переползая неширокую трещину по мосту. Так как возможный путь спуска просматривается только слева, то уходим траверсом влево на ледовый склон (до 40гр.) с попеременной страховкой 50м (фото 8_09). Далее вниз вешаем перила по склону и ледовым стенкам (до 60гр.) (фото 8_10). Забираем под левый борт, приближаясь к нависаниям с гребня перевала Васильева. Затем обратно под правый борт, выходим на центр. Двигаемся очень быстро. На крутом участке (до 45°) идём на три такта. Ещё смещаясь вправо, выходим к ледовому кулуару, по нему (до 45°) на три такта спускаемся ниже зоны отрывов (фото 8_11). Далее держась правого борта по закрытому леднику выходим на открытую часть ледника (фото 8_12) под пер.Джетыогуз. Развязываемся, отдыхаем (фото 8_13) (9:00, 120"). Упаковав снаряжение и, надеясь, что оно в этом походе больше не понадобится, идём вниз по открытому леднику и через 30" забирая влево, и выходим на осыпи на левый борт ледника. Обедаем (10:30, 30"). Далее по осыпям выходим на тропу, которая идёт по конгломератному склону левого борта, и доходим до места, где она смыта селевым потоком, спускаемся к леднику и вдоль ледника выходим к его концу, пройдя ещё метром 500, выходим к многочисленным площадкам (45"). Далее идет тропа по левому берегу реки (фото 8_14), то по широкой пойме, то уходит на склон обходя небольшие прижимы. Встретили единственную спортивную группу на маршруте. Ребята из Запорожья, их руководитель несколько раз ходил с «Планетой». Они то же идут шестёрку, но у них всё ещё только начинается, они направляются в сторону перевала Сказка. Они так же планируют идти перевал Терскей, делимся свежими впечатлениями. Пожелали друг другу удачи, они вверх, мы вниз. Начинается дождь, который не прекращается до конца следующего дня. Подходим к зоне леса, здесь тропа идёт по склону высоко над рекой (фото 7_15). По лесу тропа спускается серпантином и опять идёт вдоль реки по лугам до впадения реки Телеты из бокового ущелья слева. После Телеты тропа переходит в дорогу, по которой мы доходим до альплагеря Каракол. (30"+45"+45"+60"). Альплагерь представляет из себя несколько юрт, большую армейскую палатку, вагончик-баню и туалет. В лагере наша заброска. Вечером запускают генератор и есть электричество. У начальника лагеря связь с Игорем Ханиных по радиостанции. Так как мы промокшие и уставшие, поселяемся в гостевую юрту. Заказываем баню, которая вполне себе неплохая.

(лагерь 16 - 42°18.599"N 78°28.265"E, 2540м )

Итого чистое ходовое время– 6ч 15мин

Примечание

М.н. – плато ледника под пиком Каракольским (м.н)

2ч 10мин

По закрытому пологому леднику в связках, плавный подъём к плато, перед выходом разрыв справа по мосту

М.н. – пик Каракольский-плато под пиком

5ч 45м

Подъем на перемычку к пер.З.плечо Каракола, траверс по льду вправо к ледовому кулуару справа от гребня, по нему в лоб вверх, выход на предвершинное плато, в связках на вершину. Спуск по пути подъёма

М.с. – перевал Васильева-(м.н.)

2ч 00мин

Подъем на перемычку к пер.З.плечо Каракола, траверс до тура влево и далее, спуск в связках на седловину пер.Васильева, местами на три такта

М.н. – ровная часть ледника Онтор В.

2ч 00 мин

В связках траверс к центру ледопада, влево по крутому склону, дюльфер на одну верёвку, в связках к левому борту и обратно в центр, по заснеженному ледовому жёлобу на три такта, выход на пологую часть

М.с. – а/л Каракол

3ч 15мин

По открытому леднику вниз придерживаясь левого борта, выход на осыпи левого борта, спуск ниже языка, по тропе до а/л Каракол

15ч 10мин

16 августа 2014г. Днёвка.

Хотя днёвка у нас не запланирована, но идёт дождь и мы идём с опережением графика, поэтому можем позволить себе отдохнуть.

4.9.Перевал Такыртор (1Б,4004м)

Характер:ледово- осыпной

GPSкоордината:42°17.292"N 78°24.541"E

Вершина расположенв севером отроге центральной части основного хребта Терскей Алатау

Описание дается: от альплагеря Каракол до минеральных источников Алтын-Арашан.

Набор высоты: 1460м

Сброс высоты: 1670м

Пройденное расстояние: 38 км

С перевала Такыртор снята записка группы туристов г.Алматы, поход _ к.с., под руководством Глухова К., от 10.08.2014г.

17 августа 2014г.

Подъём в 7.30, выход в 9.00

От альплагеря (фото 9_01) идем по дороге, через 10" подходим к р.Аютор, дорога идет в брод, мост метров 300 выше, мы переходим по камням и через 200м от р.Аютор мост через р.Каракол. Переходим по мосту (фото 9_02) и дальше движемся по лесу по тропе. Тропа сначала идёт вдоль р.Каракол, а затем начинает подниматься в долину Кургактор в направлении озера Алакёль. Тропа хорошая: по лесу и лугам (фото 9_03), потом серпантинами поднимается среди кустов и камней (фото 9_04). Через 45"+50" поднимаемся к хижине – это так называемый приют «Сирота» (фото 9_05). Здесь появляется река, есть места под палатки (раньше река была под камнями). Далее тропа выходит из леса и идет вдоль реки, забирая вверх по осыпям. Ущелье сужается (фото 9_06), идем по правому берегу реки, в узком месте начинается подъём влево на моренные осыпи, далее по «бараньим лбам» (фото 9_07) выходим к озеру (35"+40"+30"). Здесь площадки, видимости нет, идёт мелкий дождь. Обед 13:30. Вышли в 15:00. От площадок тропа резко забирает влево-вверх и идет высоко над озером, траверсируя мелкие осыпи (фото 9_08), и уходит на пер.Алакёль, мы же спускаемся по осыпи к озеру и идем вдоль озера к его восточной части. Здесь множество мест под палатки просто на траве. Ночуем 16:50 (40"+50").

(лагерь 17 - 42°19.159"N 78°33.118"E, 3460м )

Итого чистое ходовое время– 4ч 50мин

18 августа 2014г.

Подъём в 7.30, выход в 9.00

Утром идет снег. От озера по осыпям выход в направлении языка ледника. Через 30" обходя озеро перед языком слева (фото 9_09), выходим на открытый ледник, слегка припорошенный свежим снегом. Движемся по центру в направлении перевала (40"). Снег становится глубоким, связываемся. Видимость практически отсутствует. Сильно забираем вправо. Практически подходим под скалы, замыкающие ледник, и повернув влево подходим под перевальный взлет (до 25гр.). На перевальном взлёте засыпанный бергшрунд. Выходим на перевал 11:30, 60". Перевал представляет собой скально-осыпную перемычку – ориентир скалы «пальцы», рядом с ними тур (фото 9_10). Спуск начинаем по осыпям засыпанным свежим снегом рядом с «пальцами» (фото 9_11). Двигаемся очень аккуратно и поэтому медленно. Спускаемся по осыпям до первых ровных площадок (70", 12:40). Обед. Далее осыпи постепенно переходят в травянистые склоны. С обеда выходим в 14:05 Вдоль правого берега ручья по травянистому склону. Через 15" пересекаем правый приток. Далее ручей уходит в каньон, тропа идет правым берегом, а потом серпантином спускается к ручью ниже водопада (фото 9_12). Далее тропа неявно уходит на левый берег и далее спускается по кустам к слиянию рек Чон-Узень и Такыртор (100", 15:45). Спускаемся ещё 40" и под елями ставим лагерь на левом берегу реки Чон-Узель (16:20, 40"). Снег не прекращается, ночуем.

(лагерь 18 - 42°17.492"N 78°38.195"E, 2840м )

Итого чистое ходовое время– 4ч 50мин

19 августа 2014г.

Подъём в 7.00, выход в 8.40

С места ночёвки выходим по тропе и почти сразу забирающей вверх. Идет высоко над рекой и спускается на поляну на слиянии рек Чон-Узень и Ахсу. Далее тропа вьется по пологим лугам (фото 9_13) вдоль левого берега реки. После прохождения циклона вся долина в снегу. Идём вниз по долине левым берегом проходя несколько летовок у боковых ущелий левого борта долины. Тропа выводит нас к домикам так называемого курорта Алтын-Арашан, и только здесь мы переходим реку по мосту на правый берег (11:40). Договариваемся поставить палатки на территории одного подворья, здесь же договариваемся посетить ванны с минеральной водой. Это момента мы ждали с самого начала маршрута, мы вдоволь насладились горячей водой (фото 9_14), особенно после последних двух дней хождения под снегом.

(лагерь 19 - 42°22.412"N 78°36.585"E, 2330м )

Итого чистое ходовое время– 2ч 20мин.

М.н. – озеро Алакёль

3ч 20мин

От а/л через реку Аютор по камням, через р.Каракол по мосту, подъём в долину Кургактор, сначала по лесу, потом по лугам, дальше по осыпям в кустарника(везде тропа), поле приюта резкий набор в каньоне, затем через осыпь и бараньи лбы выход к озеру. Траверс склона левого по ходу берега по осыпи по тропе до края озера перед ледником.

М.с. – ночёвка у юго-восточного края озера (м.н.)

1ч 30м

Траверс склона левого по ходу берега по осыпи, по тропе до края озера перед ледником.

М.н. – перевал Такыртор

2ч 10мин

Выход под язык ледника, по открытому леднику правее (по ходу) центра, к хребту замыкающему ледник, вдоль него в связках влево под перевал и выход на него через небольшой засыпанный берг.

М.с. – долина Чон-Узень (м.н)

3ч 30 мин

По средней осыпи засыпанной свежим снегом вниз и далее по травянистым склонам. По тропе серпантином спуск в долину до ближайших раскидистых елей.

М.с. – а/л Каракол

2ч 20мин

По тропе левым берегом реки Алтын-Арашан, до домиков на минеральных источниках.

11ч 50мин

20 августа 2014г.День отъезда в г.Каракол.

Встаём и не спеша собираемся. За нами приезжает ГАЗ 66 и мы едем в г.Каракол.

5.ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Группой был пройден очень интересный технически насыщенный и довольно напряженный спортивный маршрут в новом для нас районе. По своим препятствиям и километражу поход соответствует заявленной категории сложности.

Поход был пройден полностью в соответствии с заявленным маршрутом. Ввиду сложившейся хорошей погоды в этом сезоне, мы избежали длительных отсидок и всего пару раз вставали на ночлег после обеда раньше, чем планировали. В итоге маршрут был закончен с опережением графика на 2 дня. На хорошую скорость и боевой настрой повлияли две дневки после каждого технического этапа. Также оказались совершенно оправданными 3 заброски. Благодаря ним вес рюкзаков не превышал 32 кг, а на технических этапах, где использовалось снаряжение, 20-25 кг, в зависимости от количества оставшейся еды. Единственная девушка-участник проявила лучшие качества туристов: выносливость, терпение и дисциплину и зарекомендовала себя (как и в прошлых походах), как надежный товарищ.

Далее предлагаем отдельные выводы по каждому перевалу.

Перевал Чатыртор Южный 2А

Этот перевал можно считать классической 2А с определяющей сложностью с одной стороны со стороны д.р. Чатыртор. Подъем на перевал осуществляется в связках одновременным движением участников с промежуточными точками страховки. Для групп в походах 3 к.с. или с малым опытом возможно понадобятся перила на некоторых участках или даже полностью на весь перевальный взлет. Особо стоит обратить внимание на сильный разрыв ледника в середине подъема. На этом участке, возможно, придется двигаться траверсом по крутому до 50 градусов ледовому склону.

Спуск с перевала проходит серпантином по очень мелкой осыпи. Очень неприятна эта осыпь может оказаться на подъем. Со стороны д.р. Арчатор седловина не выражена и могут возникнуть проблемы в её определении.

Седловина перевала позволяет организовать ночевку на несколько палаток.

Перевал Армейских туристов 2А

Это скальная 2А. Со стороны д.р. Айлама простой подъем ногами по средней осыпи. Сложность перевала на спуск. Две веревки дюльфера. Первая по отвесным монолитным (90 градусов) скалам, вторая по разрушенным скалам. Со стороны д.р. Джетыогуз просматривается несколько маршрутов подъема различной сложности. Для прохождения перевала, особенно на подъем, необходима уверенная скальная техника. Седловина перевала позволяет организовать ночевку для небольшой группы при желании.

Перевал Айлама 2Б

Односторонняя 2Б. Перевал достаточно техничный и сложный. Со стороны лед. Айлама Вост. Относительно простой подъем по леднику практически до перевала. Со стороны лед. Айлама Зап. подъем на перевал представляет 4 веревки по крутым разрушенным скалам. С рюкзаком местами лазанье достаточно напряженное, требующее уверенной скальной техники. Необходимы навыки организации точек страховки и организации станций на крючьях, френдах и закладных элементах. На спуск в д.р. Джетыогуз есть вероятность сбить камни веревкой. Не рекомендуется для прохождения групп с малым опытом. На перевале возможно организовать ночевку на 2 палатки.

Перевал 50 лет Сов. Киргизии 3Б

По имеющейся информации наша группа совершила пятое прохождение перевала и второе на подъем с определяющей стороны. Последнее прохождение перевала было в 1987 году группой из Донецка, чью записку мы и сняли. При этом был проложен новый маршрут, являющийся более удобным и безопасным. Подъем бы осуществлен из д.р Джетыогуз через перевал Айлама 2Б и далее по гребню отрога примыкающему к главному хребту и выводящему под перевальный взлет. По имеющимся фотографиям прошлых прохождений видно, что рельеф перевала изменился: много льда стаяло и обвалилось. Подъем по «классическому» пути может быть камне и лавиноопасным. Маршрут по гребню лишен этих недостатков и имеется возможность организовать бивак в нескольких местах, что также повышает его безопасность. При этом в связке с перевалом Айлами маршрут оценен нами как «нормальная» 3Б.

Для прохождения этого перевала, преимущественно, необходим хороший навык работы на льду. На гребне от пер. Айлама приходилось преодолевать несколько крутых ледовых подъемов до 45 градусов. Весь путь по гребню был пройден с одновременной страховкой. Встречающиеся скальные выходы достаточно простые и проходятся без проблем. Основная сложность – это перевальный взлет. Три крутых веревки по крутому до 50 градусов и прочному льду. Первые две веревки лидер двигался с двумя ледовыми инструментами, устанавливая промежуточные точки страховки через 6-8 метров. Седловина перевала – это широкое снежное поле, где без проблем можно установить лагерь. Но из-за того что перевал находится на большой высоте на главном хребте, делать этого не рекомендуется. Возможен сильный шторм и непогода, даже когда в долинах светит солнце.

Спуск с перевала на пологую часть ледника Борок Зап. Проходит через ледопад. Выход из ледопада находится в правой части по ходу движения. При тщательной разведке и выборе маршрута возможно прохождение ледопада с минимальным использованием перил.

Перевал Серебряное седло 3А

Очень красивая снежно-ледовая 3А. Со стороны лед. Бороко Вост. подъем в цирк перевала простой. На сам перевал необходимо повесить две практически ровные веревки по крутому до 50 градусов льду. На спуск на лед. Байтор 9-10 веревок по не сильно крутому 30-40 гр. фирну и снегу, станции на ледорубах. Далее не сильно сложный ледопад с провеской 2-х веревок перил.

Основной нюанс перевала – это сильно загруженный снегом склон со стороны лед. Байтор, который может представлять лавинную опасность даже летом. Стоит тщательно оценивать лавинную обстановку и в соответствии с этим выбирать линию спуска. Проходить перевал необходимо в ранние утренние часы. В нашем случае снега было мало и вероятность схода лавины минимальная. На перевале возможно организовать ночевку.

Вершина Огуз-Баши 2Б

Один из пятитысячников Терскея. Сложность вершины нами оценена как 2Б. Чисто ледовый подъем. Всего на подъем было провешено 5 веревок перил на трех технических участках, разделенных пологими переходами. В целом маршрут логичный и безопасный. Особую внимательность нужно соблюдать при движении по предвершинному гребню, где образуются сильные надувы. Площадка на вершине маленькая, можно удобно собраться до 6 человек.

Перевал Терскей 3Б

Считается самым сложным перевалом в районе. На подъем со стороны д.р. Айланыш 24 веревки. Маршрут проходит по скальному контрфорсу с перепадом высот около 1000м и средней крутизной около 40гр.

Линия подъема логичная и хорошо просматривается с места ночевок. По нашему мнению это самый простой маршрут подъема на хребет в этом месте. Движение по контрфорсу обеспечивает достаточную безопасность от камнепадов. Есть сведения о прохождении альпинистами других маршрутов на Джетыогузскую стену, но все они оценены как более сложные. Для подъема нами была выбрана линия первопрохода ростовской группы под рук. Таранцевой Е. в 2006г. По сравнению с линией пройденной группой из Новосибирска в 2013году под рук. Сальникова Г, эта кажется более простой и быстрой. Мы провесили 24 веревки до перевала, в то время как новосибирцам понадобилось 44. Оцененная нами альпинистская сложность маршрута ориентировочно 4Б. На спуске, характер склона позволил выйти на снежное плато одновременным движением в связках с преодолением бергшрунда с попеременной страховкой.

Для прохождения перевала необходима отличная скальная техника всех участников группы. Даже идя по перилам приходиться много участков проходить именно лазаньем. Необходим хороший навык постановки закладных элементов, френдов и крючьев и поиска мест для их установки. Встречаются участки, где трудно организовать страховку. Некоторые участки скал сильно разрушены. При хорошей погоде перевал проходится за 2 дня. Единственное удобное место ночевки примерно по середине маршрута на плече контрфорса.

Перевал Зап. Плечо пика Каракол + пер. Васильева 3А

Данная связка перевалов оценена нами как 3А средней сложности. Со стороны лед. Киче-Борду подъем простой с преодоление одной широкой трещины по снежному мосту. Спуск на пер. Васильева и далее до лед. Онтор Вост. Идет по ледопаду и требует быстрой и слаженной работы группы. Склон может быть лавиноопасным даже в летнее время и в этом случае следует тщательно выбирать маршрут спуска. Ниже пер. Васильева при жаркой погоде возможны ледовые обвалы. На пер. Зап. плечо Каракола мест для ночевки нет, гораздо логичнее и безопаснее ночевать на плато перед перевалом. На перевале Васильева много подготовленных площадок на камнях. Спуск с перевала Васильева возможно, пройдя траверсом по гребню до перевала Джетыогуз и спуститься с него.

Пик Каракольский 2Б

Пятитысячник. Высшая точка района. Со снежного плато перед вершиной возможно несколько вариантов подъема. Самый безопасный по Западному гребню, сначало по льду и далее по скалам умеренной сложности. В нашем случае, выпавший ночью снег, почти полностью покрыл скалы. Начав движение на Зап. гребень и оценив обстановку, мы сместились вправо в широкий ледовый кулуар и по нему, провесив 6 веревок, вышли на пологий склон перед вершиной. По нему в связках через метров 200 оказались на широкой поляне вершины. При хорошей видимости с вершины открывается отличная обзорная панорама всего района. Маршрут подъема нами оценен как 2Б и является безопасным при отсутствии сильного таяния.

Перевал Такыртор 1Б

Классическая 1Б. Достаточно простой и живописный перевал, заход на который начинается с берега озера Алла-Кёль. Стоит отметить, что при плохой видимости может быть затруднена ориентация в районе перевала с восточной стороны.