Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
Добро пожаловать ! | Войти в Клуб Mountain.RU |
|
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке
МКК
|
МКК горный туризм > Библиотека |
Руководитель: А.Щербаков, Москва
Отчет о горном походе 4 к.с. по Кичик-Алаю в июле 2013. Часть 1
Клуб Путешественников Робинзонада ОТЧЁТ о горном туристском походе 4 категории сложности по Памиро-Алаю(Кичик-Алаю) совершенном с 2 по 23 июля 2013 года Маршрутная книжка № 1/3-402 Руководитель группы: Александр Щербаков e-mail:shurnia@gmail.com Москва – 2013 1.Справочные сведения о походе 1.1 Общие справочные сведения о маршруте
Заявленный маршрутпохода утвержден МКК МГЦТК ФСТ – ОТМ в составе: И.Л.Овчинникова, В.Э.Кодыша Заместитель председателя комиссии: Р.З.Деянов. Пройденный маршрутпохода рассмотрен МКК МГЦТК ФСТ – ОТМ в составе: ____________________________________________________ 1.2 Подробная нитка маршрута Заявленная нитка маршрута: Посёлок Акарт–д.р. Гезарт – д.р. Джума-Су В. – пер. Джумасу (1А,4220) - д.р. З.Джума-Су – д.р. Тегермеч - пер. Кюри (п/п,2А,4480) – д.р. Бель-Алма – пер. №201 (п/п,1А-1Б,4400) – д.р. Кызыл-Сель – пер. Мунку (2Б,4680) – пер. №24 (п/п,2А,4550) – д.р. Кичик-Алай В. – д.р. Кичи-Кумтор – пер. Малый Трамплин (п/п,2А,4700) – ледн.Карасель – пер. Спартак (2А,4650) + радиально в. Кызыл-Ункюр (п/в,2А,4888) = 2Б – д.р.Дамджайло– пер.Дамджайло (2Б) – д.р.Зор-Кумтор– радиально пер.Седло Скобелева(2Б,5000)+ п. Скобелева (1Б,5051)=2Б – ледн. Кумтор В. – пер. Рототаева (2А,4820) – д.р. Киндык – д.р. Кичик-Алай В. – посёлок Кашкасу. Пройденная нитка маршрута: Посёлок Акарт–д.р. Гезарт – д.р. Джума-Су В. – вер. Джумас (п/п,1Б,4324) - д.р. З.Джума-Су – д.р. Тегермеч - пер. Кюри (п/п,2А,4492) – д.р. Бель-Алма – пер. Тотемный (№201) (п/п,1Б,4378) – д.р. Кызыл-Сель – пер. Мунку (2Б,4652) – пер. Четырёх (п/п,1Б,4496) – д.р. Кичик-Алай В. – д.р. Кичи-Кумтор – вер. Николая Чудотворца (п/п,2А,4714) - пер. Малый Трамплин (п/п,2А,4690) – ледн. Карасель – пер. Спартак (2А,4663) + радиально в. Кызыл-Ункюр (п/в,2А,4844) = 2Б – д.р.Дамджайло – пер. Кекджар (н/к,4166) – д.р. Кекджар – пер.Седло Скобелева(2Б,4957)+ п. Скобелева В. (1Б,5051)+ п. Скобелева З. (1Б,4986) = 2Б – ледн. Кумтор В. – пер. Рототаева (2А,4810) – д.р. Киндык – д.р. Кичик-Алай В. – посёлок Кашкасу. Отклонение от заявленного маршрута: В связи с повышенной лавинной опасностью руководитель группы выбирал наименее опасные траектории подъёма: · Прохождение траверса вершиныДжумас из долины реки Джума-Су вместо перевала Джумасу. · Выход на вершину Николая Чудотворца из долины реки Кичи-Кумтор. А затем спуск на перевал Малый Трамплин по гребню. · В заявленном маршруте перевал Дамджайло как резервный для того, чтобы при свойственной этому району понижению категории трудности препятствий, был запас определяющих локальных препятствий для зачёта маршрута 4 категории сложности. В виду того, что северная сторона перевала Дамджайло в условиях повышенного количества снега могла быть лавиноопасна, решили не искушать судьбу. Ведь после прохождения перевала Мунку и связки препятствий перевал Спартак и вершина Кызыл-Ункюр, мы уже имели две 2Б, впереди у нас был перевал Седло Скобелева (2Б). 1.3 Определяющие препятствия маршрута
1.4Состав группы
2. Содержание отчета 2.1 Общая смысловая идея похода Выбирая район, проведение похода мы акцентировали свое внимание на горных массивах, где никто из нашей группы ранее не был. Таких мест оказалось немного,сравнивая несколько вариантов,остановились на Кичик-Алае. Район Кичик-Алая мало изучен, походы проводятся в нем незаслуженно редко. Построение маршрута исходило из нескольких факторов: акцент на первопрохождения, в связи с этим определяющих препятствий не много, но они должны быть значимыми и интересными, а также в завершении похода мы хотим взойти на высшую точку района. Изучив район и спланировав нитку маршрута, получилось следующее: Первая часть акклиматизационная с нарастанием локальных препятствий по трудности: · перевал Джумас 1Б · в режиме первопрохождения перевал Кюри 2А · первопрохождение перевал Тотемный 1Б · перевал Мунку - интересная сильная 2Б · первопрохождение перевала Четырех 1Б Завершив эту часть маршрута, группа получит хорошую акклиматизацию, технически и физически «разомнется», пройдя новые перевалы, и побывает в редко посещаемых долинах. Переместившись с северо-запада района в его центр. Отдохнув на дневке в долине рекиКичик-Алай и обновив запасы продовольствия, мы продолжим прохождение маршрута в юго-восточную часть района. В основной части похода мы спланировали прохождение: · первопрохождение перевала Малый Трамплин 2А · связку препятствий 2Б перевала Спартак с первовосхождение по северо-восточному гребню вершины Кызыл-Ункюр · посещение озер Дамджайло · на случай если, запланированные пройденные к этому моменту определяющие препятствия по итогам прохождения понизят свою категорию трудности нами запланировано прохождение перевала Дамджайло 2Б. · интересная техничная связка препятствий 2Б перевала Седло Скобелева с восхождением на высшую точку района пик Скобелева5051 · прохождение пер.Рототаева 2А вторыми после первопроходцев в обратную сторону В процессе прохождения основной части маршрута группа технически хорошо поработает, совершит первопрохождения, а также взойдет на обзорные вершины района. Таким образом, мы планируем реализовать нашу идею прохождения маршрута. 2.2 Варианты подъезда и отъезда, оформление документов ТРАНСПОРТ:Долетели до г.Ошвоспользовавшись услугами авиакомпании «S7». В полёте 4-30 часа. Максимальная масса багажа 20кг, плюс ручная кладь. Разница во времени с Киргизией +2 часа. При вылете из Москвы пришлось оплатить перевес за 30 кг в размере 9тысячрублей.Самолеты летают ежедневно по несколько рейсов в/из Домодедово. Билеты каждый участник выкупал сам, стоимость напрямую зависит от удалённости даты вылета от даты покупки билета. В среднем 15тысяч рублей на человека в обе стороны. ПРИНИМАЮЩАЯ СТОРОНА:В прошлом году нами был проведён поход в Терскей Алатау (г.Бишкек – г.Каракол) при неоценимой поддержкетурфирмы «Kyrgyz-BritishJointCompany "Dostuck-Trekking"», а конкретно её руководителя Николай НиколаевичаЩетникова, тел. +996 (312) 545455 545551 540237 email: dostuck @ saimanet.kg. Поэтому и в этот раз мы решили обратиться к нему за помощью в организации нашего мероприятия – похода по Кичик-Алаю. Николай Николаевич занимался регулированием всех наших вопросов из г.Бишкек удалённо, а непосредственно в г.Ош (по настоянию Н.Н.Щетникова) с нами сотрудничал Имиджан(+996 551 276557) и его сын Аром.Все организационные вопросы в т.ч. трансфер внутри страны, заезд/выезд в район нашего путешествия, экстренная эвакуация из района и т.д. все было в его компетенции. Мы выражаем Николай Николаевичу и Имиджану свою признательность за оказанную нам помощь. ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ:Город Ош второй по численности населения в Киргизии после Бишкека. Второе название г.Ош«Южная столица». Численность населения ~230 тысяч человек, из их 48 населения Киргизы, 43 узбеки, 9 другие национальности, в том числе русские. Ош расположен на юге Киргизии в 300км от Бишкека (~700км по трассе), являлся одним из религиозных мусульманских центров Средней Азии. Наиболее известен древними мечетями в центре города, а также горой Сулайман-Тоо (Сулайман-Такты, Трон Соломона), которая является одним из мест паломничества среднеазиатских мусульман. Центром торговли в городе является центральный рынок, расположенный в самом центре города. Итак по прилёту в г.Ош в аэропорту нас встретил Имиджан с водителем Алексеем (контакты 0773781422 Алексей, второй водитель 0772008959 Артём) на MitsubishiDelica(10 Евро за машину) и отвёз в свой дом, где мы и поселились на время пребывания в городе. В нашем распоряжении было несколько комнат в доме,душ с горячей водой, топчан, где мы паковали продукты, разбирали снаряжение, собирали вещи. Основные продукты (крупы, сухофрукты, орехи и т.д.) мы приобрели на центральном рынке в г.Оше, а деликатесы (колбасы, сыры и т.д.) привезли из Москвы. Стоимость проживания в доме с завтраком13 Евро на человека. Отдельно можно было договориться о 3-х разовом питании,у нас же входили в стоимость проживания только завтраки, пару раз договаривались об ужинах за 4 евро на человека. Остальное время мы питались в ближайшем кафе или ресторанах в центре города Ош. Так как группа небольшая, то чтобы избежать «шаманства» с бензиновыми горелками, решили идти на газу. Новые газовые баллоны Kovea (230г) за 6$ можно приобрести у Имиджана. Баллоны мы заказали заранее через "Dostuck-Trekking". Расчетный курс 1евро=42,7 руб. 1$=32,7 руб. ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА:Здесь хочется привести слова Николая Николаевича Щетникова, так как они наиболее полно выражаютположение МЧС в Киргизии:«МЧС у нас особенное и мирскими делами не занимается по причине отсутствия квалифицированных кадров. Поэтому "...спасение утопающих - дело рук самих утопающих...". Нужно ли вам заявляться в МЧС или нет, решайте сами. Мы привыкли рассчитывать на собственные силы, поэтому я так подробно спрашиваю вас о страховках, средствах связи, нитке маршрутов... В случае чего, спасать Вас будем мы. В случае чего, киргизский МИД и Российское Посольство будут "драть три шкуры" с нас, а не с МЧС». СТРАХОВКА:На период проведения похода мы оформили страховые полиса с повышающим коэффициентом «спорт» у компании «Цюрих» (495)727-07-07, www.zurich.ru. Стоимость страхового полиса на человека 2544 рубля.При ЧП или необходимости срочной эвакуации вертолетом из района "Dostuck-Trekking" необходима групповая страховка на сумму не менее 20.000$ или нужно гарантийное письмо: в случае ЧП, лицо (фирма) организующее мероприятие, обязуется компенсировать все затраченные средства. Тариф 4000 Евро за вертолет в горном массиве Кичик-Алай. С выбором страховой компании будьте внимательнее при выборе ассистанса, лучше сразу уточнить в "Dostuck-Trekking" о его надежности в отношении выплат. РЕГИСТРАЦИЯ:Регистрация для граждан РФ в Киргизии на срок менее 90 дней не нужна. ПОГРАНИЧНАЯ ЗОНА: Для нахождения в районеКичик-Алайнет необходимости оформлять пограничные пропуска. ЛЕСНЫЕ БИЛЕТЫ: Нитки наших маршрутов не пролегали по территориям заповедников, поэтому лесных билетов нам не понадобилось. ПОДЪЕЗД К НАЧАЛУ МАРШРУТА. На MitsubishiDelica (6 мест) мы выехали из г.Ош в сторону Кичик-Алайского хребта, в долину реки Гезарт. Задача для водителя заехать как можно выше вверх по течению реки, задача для нас не схватить горняшку из-за резкого изменения высоты и отсутствия акклиматизации. Ещё пару слов о дорогах в окрестностях г.Ош, то есть об их полном отсутствии. Дорога за пределами города ничем не отличалась от горной, так как ни там, ни там нет асфальта, единственное отличие в горах нет пыли, которой мы вдоволь наглотались пока подъезжали к долине Гезарт. Общая продолжительность поездки до места «высадки» ~7 часов. До деревни Акарт в долине реки Гезарт машина доехала без особых трудностей, все места переезда бродов оснащены мостами. Далее на слияния д.р. Акарт с д.р.Гезарт машина переехала с левого борта по мосту рекуГезарт, и мы продолжили движение по правому борту долины реки Гезарт. Дорога хорошая, водитель – Алексей безупречен, умён и отзывчив. Через 9 км от слияния дорога переходит на левый борт, здесь моста уже нет и высота приличная для начала нашего путешествия (3045м). В месте брода чабаны распивают чай, высаживаемся и далее пешком. Скорее всего, машина проехала бы дальше ещё 9-10 км, но в целях получения акклиматизации мы решаем начать маршрут отсюда. Тем более, что изначально мы планировали доехать только до деревни Акарт. Заканчивали мы маршрут в долине реки Кичик-Алай у деревни Кашкасу. По всей долине до самого перевала проложена новая грунтовая дорога. Договариваться о заезде или выезде в долину реки Кичик-Алай можно без проблем. Продолжительность поездки до г.Ош~ 5 часов. Стоимость заезда/выезда в/из горного района (1Евро ~ 42,7 рублей)
ЗАБРОСКИ И ДНЕВКИ:Заброску мы оставили у Имиджана в доме, заранее договорившись о месте и времени её передачи. Связь при изменениях (опоздании или опережение план-графика) по спутниковому телефону. Заброску нам привезли на Китайском внедорожнике в долину реки Кичик-Алай (N39&18651.200 E72&18632.710). Машина правда немного до нас не доехала, поэтому пришлось ее поискать, но в конечном итоге у нас все получилось. СВЯЗЬ:на маршруте с внешним миром мы поддерживали по спутниковому телефону Турая. В Москву мы отсылали смс, а далее ниши друзья дублировали их по e-mail родственникам. Еще с прошлого года мы берем на маршрут два спутниковых телефона. С целью предотвращения ситуаций отсутствия связи из-за выхода из строя единственного аппарата. Так как в случае отсутствия связи в благоприятном состоянии группы не совсем понятно как правильно действовать. Завершать поход и сообщать что у нас «все в порядке» или двигаться по маршруту далее, заставляя невольно нервничать МКК, родственников и друзей? В этом году нам это помогло. По неизвестным нам причинам внезапно один из аппаратов перестал передавать информацию на спутник. Благо у нас был второй аппарат и перед нами не стоял столь сложный выбор, описанный выше, как действовать дальше. По приезду в город проблема решилась сама собой. Рекомендуем по возможности на маршруте иметь несколько аппаратов. 2.3 Аварийные выходы с маршрута Горная местность Кичик-Алая мало заселена. В основном круглогодичное жилье расположено в низовьях долин на высотах до 2500м. Исключением является рудник в д.р.В.Кичик-Алай на высоте 3600м. Летом выпас скота происходит выше, но летовки в основном располагаются на высотах до 3000м, исключением также является д.р.В.Кичик-Алай. Варианты выхода по долинам с нашего маршрута в случае возникновения аварийной ситуации(АС): 1. В д.р.Гезарт до высоты 3050м проходит дорога, доступная полно-приводному автомобилю с хорошим водителем. Дорога идет и выше по долине до 3400м, а далее уходит через перевал Термес(Геологов)(3901м), но поддержанием ее проезжего состояния местное население не заинтересованно. Следовательно при АС в д.р.Гезарт спуск вниз по долине до дороги вначале до коша на 3050м, а при необходимости ниже в кишлак Акарт 2400м. 2. При возникновении АС в д.р.Джума-Су и д.р.Тегермач спуск вниз до коша на высоте 2800м, далее вниз по д.р.Тегермач. Или (надо узнавать у местных в коше) лошадью или автотранспортом через перевал Термес(Геологов)(3901). Далее по п.1. Альтернативным вариантом является спуск по д.р.Тегермеч до дороги в д.р.Исфайрам-Сай. 3. По д.р.В.Кичик-Алай поднимается хорошая дорога, по которой возят уголь. Дорога идет через пер.Кичик-Алай и опускается в д.р.З.Кичик-Алай видимо так же к месту добычи полезных ископаемых. Докуда именно проходит дорога вниз по д.р.З.Кичик-Алай нам не удалось узнать, вероятнее всего дорога не проходит долину насквозь ввиду крутизны рельефа в среднем течении. Поэтому при возникновении АС в верховьях д.р.Кызыл-Сель(правый главный приток р.З.Кичик-Алай) по нашему мнению целесообразно перейти или переехать на лошади или автомобиле через пер.Кичик-Алай и далее спускаться по дороге идущей в д.р.В.Кичик-Алай. 4. При возникновении АС в д.р.В.Кичик-Алай и ее притоков целесообразен спуск до дороги(описанной выше) и далее по ней. 5. При возникновении АС в д.р.Дамджайло и д.р.Кекджар необходимо спускаться вниз до населенных пунктов и дороги в Алайской долине.
2.4 График движения и метеонаблюдения
Общая протяженность пути без коэффициента:125,1км Итого с коэффициентом (1,2):150,12км Ходовое время:99 часов 15минут Перепад высот:14943м(+7206м /-7737м) Максимальная высота:5051м Максимальная высота ночевки:4957м 2.7 Техническое описание прохождения группой маршрута Техническое описание прохождения маршрута, представленное нашей группой, выглядит следующим образом. Маршрут разбит для удобства восприятия и поиска информации на семь частей, в каждой из них имеется: характеристика локального препятствия, таблица с точными расчётными данными (дата и день пути, метеонаблюдения, длина пути, перепад высот, чистое ходовое время), а также текстовое подробное техническое описание. Текстовое описание разделено на описываемые участки согласно таблице. К каждому участку маршрута прилагается большое количество фотографий, иллюстрирующих прохождение нами маршрута. Так же для удобства восприятия прилагается хребтовка А.Пурикова с нанесённым маршрутом группы. В описаниях для большей информативности присутствуют фрагменты вышеупомянутой хребтовки. А также kmz файл маршрута нашей группы, содержащий трек, путевые точки и различные слои. При прочтении отчёта в электронном виде рекомендуем воспользоваться последним. Описание маршрута подготовлено участниками группы: Елисеевой Екатериной и Елизаветой Овчинниковой. Руководитель исполнял роль редактора. В соответствующих разделах указано, кто является автором данного описания. Высоты указаны по данным GPS и 3Dгеомодели «Планета Земля» от Google. В походе кроме хребтовки мы использовали карты Генштаба различных масштабов. В описании присутствуют координаты для GPS в проекции WGS84 и формате «градус, минута и доля минут» Понятия «правый», «левый» даются орографические, если это не указано отдельно. Указанное время – это «Чистое» время движения (технической работы) без учёта времени привалов. Округлено до 5 минут для удобства расчётов. Расстояние приводятся без коэффициента (к=1,2). Использованы общепринятые туристские сокращения. Часть 2 >>>>>>>>>>>> |
Поделиться ссылкой |
Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора! |
© 1999-2024 Mountain.RU Пишите нам: info@mountain.ru |
|