Руководитель: А.Щербаков, Москва

Отчет о горном походе 4 к.с. по Кичик-Алаю в июле 2013. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

Вершина Джумас (п/п,1Б,комб.по С.склону,4324)

1. Вершина расположена в Западной части хребта Кичик-Алай к юго-востоку от пер.Джумасу и к северу от в.4301м (фото 1.0)

2. Соединяет д.р.Гезарт (д.р.Гезарт) и д.р.Джума-Су (д.р.Тегермеч).

3. Ориентация: север – юг.

4. Характер: с севера мелкая подвижная осыпь, выходы льда, снежник, с юга мелкая и средняя подвижная осыпь.

5. Сведения о первопрохождении отсутствуют. Считаем первопроход вершины совершён нашей группой 04 июля 2013 года. Вершина названа Джумас в связи с её географическим положением (в д.р.Джума-Су). Вершина соответствует 1Б категории трудности.

6. Группа туристов под руководством А.А.Щербакова вышла на вершину Джумасв походе 4 к.с.с севера на юг 04 июля 2013 года.

7. Тур и записка не обнаружены. Сложили свой тур.

Описание ведётся от места «высадки» группы в долине реки Гезарт3050м (фото 1) до озера 3294м в долине реки З.Джума-Су.

Описание подготовлено ЕлизаветойОвчинниковой.

9,0

+370

Подъём по левому притоку д.р.Гезартдо высоты 3885м

Грунтовая дорога, травянистый склон, тропы животных

2,6

+465

2-30

Ясно

Подъём по левому притоку д.р.Гезарт к перевальному взлётупер.Джумасу

Травянистый склон, осыпь, моренный валы, снежник

0,8

+125

1-00

Подъём по северному склону в.Джумас

Мелкая подвижная осыпь, выходы льда, снежник

1,0

+314

ВершинаДжумас

(п/п,1Б,комб.по С.склону,4324)

Пик вершины сложен крупными блоками

Спуск с в.Джумас в д.р.З.Джума-Су

Мелкая и средняя подвижная осыпь

0,7

-304

0-20

Спуск по д.р.Джума-Су к озеру 3294м

Осыпь различного размера, травянистый склон, тропы животных

4,6

-726

2-00

Техническая характеристика подходов и прохождениев.Джумас(п/п,1Б,комб.по С.склону,4324)

Общая протяженность пути без коэффициента района: 18,7 км

Чистое ходовое время: 11 часов 50 минут

Перепад высот: 2304м (+1274/-1030)

Техническое описание

Вершины Джумас (п/п,1Б комб. по северному склону,4324)

На ближайшие 3 дня основной задачей нашей группы является акклиматизация, поскольку основная часть маршрута - высотная. Для разминки мы собираемся пройти перевал Джумасу предполагаемой категории трудности 1А-1Б, а после спуститься в долину реки Джума-Су для перехода к прохождению следующего логического участка нашего маршрута.

Заезд в район осуществляется из г.Ош в сторону Кичик-Алайского хребта, в долину реки Гезарт. Задача для водителя заехать как можно выше вверх по течению реки, наша задача - не схватить горняшку из-за резкого изменения высоты и отсутствия акклиматизации. Общая продолжительность поездки до места начала маршрута ~7 часов. До деревни Акарт в долине реки Гезарт машина доехала без особых трудностей, все места переезда бродов оснащены мостами. Далее на слияния д.р.Акарт с д.р.Гезарт машина переехала с левого борта по мосту реку Гезарт, и мы продолжили движение по правому борту долины реки Гезарт. Через 9 км от слияния дорога переходит на левый борт, здесь моста уже нет и высота приличная для начала нашего путешествия (N40&1860.036 E72&18623.051 3045м). В месте брода чабаны распивают чай, высаживаемся и далее пешком. Скорее всего, машина проехала бы дальше ещё 9-10 км, но в целях получения акклиматизации мы решаем начать маршрут отсюда. Тем более, что изначально мы планировали доехать только до деревни Акарт.

1. Подъём под .р.Гезарт от места начала маршрута 3050 до высоты 3420 м.Переезжаем на машине реку вброд в месте перехода грунтовой дороги с правого борта реки Гезарт на левый. Ширина реки 20 метров, глубина 20- 30 сантиметров, дно каменное. Также здесь расположен кош. Дорогу закрывает низкое ограждение из камней от разбредания скота (фото 1.1). Начинаем маршрут по грунтовой дороге (N40&1860.036 E72&18623.051, 3050м) по левому борту долины реки Гезарт в сторону перевала. Время выхода 16:00.Дорога идет по левому орографическому берегу реки Гезарт (фото 1.2). Вокруг кустарники, трава, низкая растительность. Много пыли от грунта. Ширина дороги 2-2,5 метра. Солнечно. У слияния притоков р.Гезарт решаем встать на ночевку (N39&18656.172 E72&18623.620 ,3420м) (фото 1.5). При желании до места ночевки может доехать машина. В этом месте грунтовая дорога поворачивает направо по ходу движения и идет к перевалу Термес (Геологов 3901м). Она уходит вверх по круто осыпному склону, имеющему массивные выходы скал около гребня. Долина правого притока реки Гезарт широкая, с обеих сторон ее ограждают скатные склоны, имеющие травянистое покрытие вначале, осыпное посередине, и завершение в виде скальных гребней. Наша же задача подняться по левому притоку долины реки Гезарт, большая часть которого пока скрыта от нас травянистым бортом долины правого притока реки Гезарт.ЧХВ 3-00 часа, расстояние 9,0км, перепад высот +370м.

2. Подъем по левому притоку д.р.Гезарт до высоты 3885 м.Подъем, завтрак, сбор лагеря. Выход в 9:00. От места ночевки забираем вправо по ходу движения и начинаем подъем по левому притоку д.р.Гезарт (фото 1.3). Приток вытекает из расщелины между бортами долины (фото 1.4). Идем по правому борту постепенно набирая высоту по травянистому склону, часто встречаются камни разных размеров. Чем выше, тем больший процент поверхности склона покрывают камни. Ветрено, но солнечно. Для подъема от места ночевки переходим с левого орографического берега реки на правый. Переправиться можно почти в любом месте по камням среднего и большого размера, возвышающимися над поверхностью воды. Правый орографический берег реки представляет собой травянистый вытянутый холмообразный склон с углом наклона до 15&186. Идем по теряющейся тропке животных. Левый орографический берег реки также представляет собой травянистый склон с углом наклона до 20&186. Подъем по нему осуществлять не надо, поскольку склон обрывается бараньими лбами. Далее склон начинает выполаживаться. По этой пологой части мы и движемся. Через 35 минут заходим за перегиб, откуда открывается обзор на дальнейший путь. Начинает просматриваться долина левого притока реки Гезарт, ограниченная двумя крутыми склонами. По левому орографическому берегу реки Гезарт располагаются скальные сбросы, а ближе к воде травянисто-осыпной склон. Правый берег реки представляет собой скально-осыпной склон, ближе к руслу реки, опять же появляется травяное покрытие. Мы продолжаем движение по правому берегу реки (фото 1.6). Сначала движемся по травянисто-осыпному склону. Из-за неровностей рельефа, кажется, что мы идем по холмам. Стараемся идти траверсом, чтобы не терять высоту. Идя, таким образом, скоро оказываемся в низине русла реки. Через полчаса пропадает растительность, начинают встречаться небольшие участки снега. При возможности движемся по снегу- он почти не проваливается. Облачно, дует сильный ветер. Река местами уходит в камни. На разливе на высоте 3885м мы ищем место для ночевки (фото 1.11). Если подняться выше, то ночевка будет на неудобной площадке без воды - придется топить снег. Ночуем на пологой травянисто-осыпной площадке, где может поместиться еще 2-3 палатки. Место ночевки 3885м (N39&18655.202 E72&18623.214).ЧХВ 2-30 часа, расстояние 2,6км, перепад высот +465м.

3. Подъём по левому притоку д.р.Гезарт к перевальному взлёту пер.Джумасу.Планируем сегодня подняться на перевал Джумасу, спуститься в долину реки Джума-Су и там встать на ночевку. Подъем, завтрак, выход в 9:00. Погода ясная. Продолжаем подъем по левому притоку долины реки Гезарт. Сначала путь идет по осыпному руслу реки, вода пропадает совсем, остаются только маленькие ручейки со снежников. Весь путь до перевального взлета идет по достаточно узкому осыпному кулуару между двумя бортами долины, представляющими собой скально-осыпные склоны, в некоторых метах покрытые снегом (фото 1.7). После нескольких подъемов по моренным валам с мелкой подвижной осыпью, выходим на выполаживающийся снежник. Продолжаем набирать высоту, но идем уже по снегу. Встречам еще одно выполаживание, откуда нам открывается вид на цирк с перевальным взлетом (фото 1.8). В этом году выпало слишком много снега и подъем на снежные перевалы лавиноопасен, поэтому решаем заменить прохождение перевала Джумасу восхождением на вершину Джумас (фото 1.9). Для этого движемся в сторону осыпного склона, ведущего к вершине Джумас. Солнечно. Оставшийся подход под осыпное ребро идет по пологому склону со снежником.

ЧХВ 1-00 часа, расстояние 0,8км, перепад высот +125м.

4. Подъем по северному склону в.Джумас.Цирк в верховье долины достаточно широкий. По всей площади цирка лежит закрытый ледник, присыпанный свежевыпавшим снегом. Видны следы недавно сходивших лавин, справа по ходу к перевалу Джумасу, запланированный нами для прохождения. Посередине цирка проходит ребро, сложенное мелкой подвижной осыпью. Это единственное место в цирке не закрытое льдом и снегом. Ребро выводит на вершину Джумас. Начинаем движение по ребру из мелкой подвижной осыпи (фото 1.10). Есть возможность выйти на снег по краю осыпи, но тогда придется тропить, а в более крутых местах подниматься по льду. Ноги скользят по подвижной осыпи, идем с осторожностью плотной группой. Осыпь заканчивается (4190м), переходим на снег (фото 1.12). Проваливаемся на 20 сантиметров, угол наклона до 20&186. Иногда попадаются выходы льда. Идем плотной группой. Вершина Джумас просматривается. Она представляет собой каменные нагромождения и выходы скал. Доходим до гребня по снежнику(4289м) и по нему выходим на вершину Джумас, которая является самой высокой точкой цирка. К западу слева и справа от вершины находятся снежные лавиноопасные склоны, с редкими выходами скал.

ЧХВ 3-00 часа, расстояние 1,0 км, перепад высот +314м.

5. Вершина Джумас(п/п,1Б,комб.по северному склону,4324м).Вершина Джумас представляет собой пик, сложенный из крупных разрушенных каменных блоков. Места для комфортной ночевки нет. Едим принесенную дыню, фотографируемся (фото 1.13). Тур не обнаружили. Сложили свой, он расположен на самом высоком месте на крупных каменных плитах. Уходим на спуск в южном направлении в д.р. Джума-Су.С вершины просматривается путь подъема из долины левого притока реки Гезарт. На юг от вершины отходит гребень, он ведет к перевалу №10 (фото 1.14, фото 1.15)

6. Спуск с в.Джумас в д.р.З.Джума-Су.Спускаемся с вершины по осыпному склону на юг на гребень, обходя каменные блоки с правой стороны по ходу движения. Видно начало нужной нам долины реки Джума-Су. С гребня уходим на запад вниз по осыпному склону сложенному мелкой и средней подвижной осыпью (фото 1.16). Через 700 метров заканчивается крутой участок склона - доходим до выполаживания осыпи (фото 1.17). Мы оказываемся у истока реки З.Джума-Су (N39&18654.382 E72&18622.906) высота 4020м, привал (фото 1.18, фото 1.19) Отличная погода, солнечно.ЧХВ 0-20 часа, расстояние 3,5км, перепад высот - 304м.

7. Спуск по д.р.Джума-Су к озеру 3294м.Продолжаем спуск. Идем по травянисто-осыпному склону по правому борту реки Джума-Су. Обедаем у реки . (N39&18654.118 E72&18622.326 ,3770м) . Далее долина поворачивает направо в основное русло по ходу движения, а травянистые склоны переходят в моренные валы. Река идет вдоль правого борта долины. Мы же переходим ее на левый борт и продолжаем спуск по морене, сложенной разнокалиберной осыпью. На высоте 3434м (N39&18654.386 E72&18621.068) выходим на травянистый склон испещренный тропами животных. Через 900 метров подходим к озеру, где встаем на ночевку (фото 1.20). Место ночевки (N39&18654.127 E72&18622.619, 3294м) представляет собой плоскую травянистую поляну. Рядом расположено небольшое озеро с чистой водой. Из долины реки Тегермеч сюда можно подняться на лошадях. Встречаем пастухов, на слиянии р.Джума-Су и р.Тегермеч есть кош.ЧХВ 2-00 часа, расстояние 4,6км, перепад высот -726м.

Выводы и рекомендации:

1.Долина реки Гезарт удобна для начала маршрута. На машине (в нашем случае MitsubishiDelica) можно беспрепятственно доехать до высоты 3420м.

2. Вершина Джумас, пройденная впервые, соответствует 1Б.

3. Прохождение вершины Джумас не было запланировано нами заранее. Но в условиях большого количества свежего снега прохождение перевала Джумасу было заменено восхождением на вершину Джумас. Подъём на вершину был единственным безопасным вариантом.

Перевал Кюри(в режиме п/п,2А,сн-лд,4492)

1. Перевал расположен в Западной части хребта Кичик-Алай к северо-востоку от в.4611 и к юго-западу от пика Гезарт 4935м (фото 2.0).

2. Соединяет д.р.Тегермеч и исток реки Бель-Алма (д.р.Кичик-Алай Ю.)Ведёт с ледника №186 (Ю.Тегермач) к истоку р.Бель-Алма.

3. Ориентация: запад –восток.

4. Характер: с запада ледник с востока снежно-ледовый склон. Определяющая сторона с запада.

5. Сведения о первопрохождении отсутствуют. Считаем первопроходпереваласовершён нашей группой 07-08 июля 2013 года. Название у перевала уже существовала до нашего посещения, перевал отмечен на картах (хребтовках) А.Пурикова. Перевал соответствует 2А категории трудности.

6. Группа туристов под руководством А.А.Щербакова прошла насквозьперевал Кюрив походе 4 к.с. с северо-запада на юго-восток 07-08 июля 2013 года.

7. Тур и записка не обнаружены. Сложили свой тур.

Перевал Тотемный (№201) (п/п,1Б,сн-ос,4378)

1. Перевал расположен в Западной части хребта Кичик-Алай к юго-западу от пика Гезарт и юго-востоку от пер.Кюри (фото 2.0)

2. Соединяет д.р.Бель-Алма(д.р.Кичик-Алай Ю.) и д.р.Кызыл-Сель (д.р.Кичик-Алай Ю.)

3. Ориентация: запад - восток.

4. Характер: с запада осыпной склон, с востокаснежник и осыпной склон.

5. Сведения о первопрохождении отсутствуют. Считаем первопроходпереваласовершён нашей группой 08 июля 2013 года. Перевал назван Тотемным в связи с причудливыми одиночно-стоящими скалами схожими с тотемами на западной и восточной стороне склона. Перевал соответствует 1Б категории трудности.

6. Группа туристов под руководством А.А.Щербакова прошла насквозь перевал Тотемный в походе 4 к.с. с запада на восток 08 июля 2013 года.

7. Тур и записка не обнаружены. Сложили свой тур.

Описание ведётся от озера 3294м в долине реки Джума-Су (фото 2) до второго правого притока реки Кызыл-Сель 4070м.

Описание подготовлено Елизаветой Овчинниковой.

Техническая характеристика подходов и прохождение перевалов

Кюри(в режиме п/п,2А,сн-лд,4492) и Тотемный (№201) (п/п,1Б,сн-ос,4378)

Погодные

условия

Участок пути / описываемый участок

Характеристика пути и метод преодоления

Км

Высота, набор/сброс

Ходовое время

Переход из д.р.Джума-Су в д.р.Тегермеч от озера 3294м

Травянисто-осыпной склон, мелкая подвижная осыпь, тропы животных

2,5

+26

-450

1-00

Подъём по д.р.Тегермеч до высоты 3465м

Травянистый склон, осыпь различного размера, тропа

5,2

+595

3-40

Переменная облачность, дождь

Подъём по д.р.Тегермеч до озера 4000м

Травянисто-осыпной склон, крупная осыпь, тропы животных

4,1

+535

Снег, туман

Подъём к перевальному взлёту пер.Кюри

Моренные валы, осыпь различного размера, открытый, закрытый ледник до 20° – одновременное движение в связках

3,2

Облачно, снег, ветер

Перевал Кюри

(в режиме п/п,2А,сн-лд,4492)

Седловина снежно-ледовая, широкая с выходами разрушенных скал

Переменная облачность

Спуск с пер.Кюри в д.р.Бель-Алма

Снежно-ледовый склон до 35° с выходами скал одновременное и попеременное движение в связках

2,3

1-10

Общая протяженность пути без коэффициента района: 20,9 км

Чистое ходовое время: 18 часов

Перепад высот: 2796 м (+1786/-1010)

Техническое описание

Перевала Кюри (в режиме п/п,2А,сн-лд,4492) и

Перевала Тотемный(№201) (п/п,1Б,сн-ос,4378)

На ближайшие 4 дня план такой: перейти из долины реки Джума- Су в долину реки Тегермеч, дальше пройти в режиме первопрохождения перевал Кюри( 2А), и сразу же произвести первопрохождение перевала Тотемного (№201), чтобы попасть в долину реки Кызыл-Сель. Основной задачей для нас является завершение акклиматизации для дальнейшего прохождения технически более сложных и высотных участков маршрута.

1.Переход из д.р.Джума-Су в д.р.Тегермеч от озера 3294м.План на сегодня такой - перейти из долины реки Джума-Су в долину реки Тегермеч и заночевать как можно выше по течению реки. Место ночевки в д.рДжума-Су на ровных травяных площадках у озера (N39&18654.127 E72&18622.619, 3294м). Подъем, сбор лагеря, выход в 9:00. С места ночевки хорошо просматривается спуск по долине реки Джума-Су до слияния с долиной реки Тегермеч. Одним из рассмотренных нами вариантов был спуск к пересечению рек Джума-Су и Тегермеч и дальнейший подъем по долине реки вверх по течению. Это безопасный и технически легкий путь, но пришлось бы много сбросить и набрать заново высоты (-654м, +240 м). Поэтому осмотревшись вокруг, решаем подниматься по левому борту долины реки Джума-Су и переходить через отрог (N39&18654.824 E72&18619.755, 3275м) в долину реки Тегермеч. Это экономит нам силы и время. При подъеме ориентируемся на высокие выходы скал, по форме напоминающие стены замка (фото 2.1). От места ночевки начинаем подъем по травянистому склону с углом наклона до 25&186. Подъем до хребта вверх занимает 25 минут. По пути пересекаем выходы скал и труднопроходимую растительность. Увеличивается угол наклона до 35&186.Выйдя на хребет (N39&18654.824 E72&18619.755, 3320м), начинаем выбирать оптимальный путь спуска. Лучшим вариантом является спуск по кулуару из подвижной средней и мелкой осыпи. Идем плотной группой, чтобы не спускать камни. Попав в кулуар уйти не в ту сторону невозможно. Он окружен двумя скальными бортами. При спуске стараемся держаться правого борта по ходу движения (фото 2.2). За 200 метров до выполаживания склона есть островок с выходами скал, где есть возможность передохнуть. Чем ближе к дну реки Тегермеч, тем больше становятся камни. Выходим на пологий травянистый склон чуть выше основного русла реки Тегермеч. Небольшой привал.По тропке спускаемся к реке за водой (N39&18654.738 E72&18619.290, 2870м)ЧХВ 1-00 часа, расстояние 2,5км, перепад высот +26м -450м.

2.Подъем по долине реки Тегермеч до высоты 3465м.Долина реки Тегермеч широкая. Места для палаток есть практически везде, вода в реке чистая. Идем по тропе вдоль реки по правому борту (фото 2.3). Местами тропа проходит через труднопроходимые заросли арчи. Ищем место для переправы с правого орографического берега реки на левый реки Тегермеч так как впереди по правому борту неприятные осыпные склоны, а на левом хорошо просматриваемая тропа. Место брода (N39&18654.343 E72&18619.359, 2900м). Переправу осуществляем в касках. Течение сильное, ширина русла реки 6-7 метров, глубина 30-40 см, дно сложено из средних и мелких камней. Сразу же после брода обед.Далее путь идет по тропе по травянисто-осыпному склону. Движение затруднено только из-за недостаточной акклиматизации. Справа и слева осыпные склоны. Видим кош (N39&18653.662E72&18619.682, 3020м) на правом берегу реки. Нам на встречу выбегают пастушьи собаки. У коша тропа переходит на правый берег, переправляемся по мосту из бревен. В этом месте сливаются два притока долины реки Тегермеч. Левый приток ведет к озеру Тегермеч, приток правый ведет в цирк с пер.Кюри. Уходим по тропе вверх по левому склону по ходу движения. В сложных местах тропа маркирована турами. Продолжаем путь по тропе по травянисто-осыпному склону. После 40минут пути попадаем в участок труднопроходимой арчи, обход возможен по подвижно-осыпному склону выше. В этих местах тропа теряется. Заканчивается растительность на правом орографическом берегу реки (высота 3150м), тропа выходит на крупную осыпь (фото 2.4). Дальнейший путь до места ночевки идет по сыпухе. Река остается внизу, спуск к ней 100-150 метров по высоте. На осыпи тропа прослеживается. Останавливаемся на ночевку (N39&18652.737 E72&18620.289, 3465м) на осыпи из-за недостатка светового времени для дальнейшего пути. Выравниваем площадку под палатку. До воды 100 метров вниз по склону.ЧХВ 3-40 часа, расстояние 5,2км, перепад высот +595м.

3.Подъём по д.р.Тегермеч до озера 4000м.Подъем, завтрак, выход в 9:00.Продолжаем подъем по правому борту д.р. Тегермеч. Путь идет по тропе по осыпи (фото 2.5). Через 1.5 часа ходового времени завершается осыпной склон, тропа почти пропадает и выходит к травянистому пологому склону (3672м). Далее подъем на бугор углом наклона до 15&186 по осыпи до озера. Поднявшись, встречаем стадо яков. Пройдя еще 300-400 метров в ложбине, выходим к крупному озеру (N39&18652.046E72&18621.351, 3900м) (фото 2.6). Там обедаем, Макс купается. Переменная облачность, ветер. Отсюда перевал Кюри не виден. Озеро окружено крупной осыпью. В месте, где мы обедаем можно разбить большой палаточный лагерь - плоская травянистая почва, красивый вид. От озера на восток открывается вид на ледник №187 и цирк с вершиной 4927м и перевалом Разведывательный(1Б) (фото 2.7). Но нам нужно в соседний цирк южнее озера. После обеда обходим озеро с восточной стороны по крупным камням вдоль берега (фото 2.9). Обход занимает 20 минут. Далее подъем по крупной осыпи в узкий проход между двумя хребтами (фото 2.8). Попадаются участки снега. Скользко, блоки подвижны. Поднимаемся в южном направлении, по центру между бортами долины. путь идет по моренным валам. Слышен ручей, текущий под камнями. В месте выхода ручья из под камней (3980м), появляется снежник. Идем по нему, глубина снега 30см. Выходим на пологую часть долины. Впереди замерзшее озеро(4000м). За ним идут моренные валы, подводящие к ледовому цирку с нашим перевалом. Пока местоположение перевала Кюри сложно идентифицировать. Погода начинает портиться: сильный ветер, туман и дождь. Остаемся на ночевку около озера. Имеются зеленые островки с большими камнями. При желании тут можно уместить 6 палаток (N39&18651.821E72&18621.618, 4000м).ЧХВ 3-00 часа, расстояние 4,1км, перепад высот +535м.

4.Подъём к перевальному взлёту пер.Кюри. Подъем, завтрак, выход в 7:00 от места ночевки. Дальнейший путь по моренным нагромождениям, сложенных осыпью различного размера со снежниками. Взбираемся по осыпи на моренный вал. Обходим озеро по левому борту по ходу движения (фото 2.10). Виден ледник №186, цирк с перевалом Кюри. Идем по моренным валам. Набор высоты небольшой и плавный. Держимся центра долины. Через полчаса выходим на небольшой снежник. Дальше по осыпи забираем влево. Держимся скально-осыпного склона долины по ходу движения (фото 2.11). Погодные условия: туман, снег, видимость до 10 метров. Останавливаемся на пару часов под тентом переждать непогоду, на осыпной площадке (N39&18651.428 E72&18622.321, 4180м) под оконечностью ледника, где берем воду. Отсюда начинается закрытый ледник. К 15:00 распогодилось. На месте привала одеваем кошки, обвязки, связываемся. Весь цирк это огромный закрытый ледник. Начинаем движение по леднику в сторону перевала Кюри, в южном направление (фото 2.12, фото 2.13, фото 2.14). Много снега, видны следы схода лавин. Идем придерживаясь левого борта ледника. Тропим. Глубина снега около 1 метра. После подъема по закрытому снегом леднику до 15&186, склон выполаживается, привал. Дальше подъем по левому борту ледника не подрезая склон до высоты 4360м. Перевал находиться в левом углу цирка по ходу движения и представляет значительное понижение в гребне, некую седловину между двух скальных уступов.ЧХВ 4-00 часа, расстояние 3,2км, перепад высот +365м.

5.Перевальный взлёт пер.Кюри.На высоте 4360м, где ледник достигает крутизны в 20-25&186 уходим левее относительно центра ледника по ходу движения. Начинаем подъем по снежно-ледовому склону. Угол наклона достигает 30&186. Идем с попеременной и одновременной страховкой. Поднимаемся до хребта и выходим на перевал. Погода портиться. Сильный штормовой ветер, снег, туман.ЧХВ 2-00 часа, расстояние 0,6км, перепад высот +127м.

6.Перевал Кюри (в режиме п/п,2А,сн-лд,4492).Седловина перевала снежно-ледовая, широкая, с выходами скал (фото 2.15, фото 2.16). Тур не нашли. Сложили свой в небольшом понижение в гребне. С перевала виден путь подъема от места ночевки у озера 4000, пологий снежный южный склон, цирк с перевалом Тотемный (фото 2.17, фото 2.18).Сооружаем место для ночевки. Расчищаем площадку (N39&18651.073 E72&18622.885, 4492м) от рыхлого снега под палатку. Снег топим.

7.Спуск с пер.Кюри в д.р.Бель-Алма. На сегодня достаточно много задач. Нужно спуститься с перевала Кюри в долину реки Бель-Алма. Пройти перевал Тотемный (№201) и спуститься в долину реки Кызыл-Сель. Отличная погода, солнечно. Выпало 30 сантиметров свежего снега. Выход в 7:00. Для этого мы начинаем движение в восточном направление. Нам нужно перейти гребень, поэтому проводим развязку гребня за перегибом. Оттуда виден довольно простой спуск в долину реки Бель-Алма (фото 2.20). Выбираем этот путь для спуска.Одеваемся тепло, кошки, каски, обвязки, движемся в связках. Поднимаемся по снежному склону до перегиба (набор высоты 5-10 метров) в западном направление. Ширина пологой части гребня 15-20 метров, с двух сторон скальные выходы. Начинаем спуск, идем с одновременной и попеременной страховкой в связках. Спуск по снежно-ледовому склону с выходами скал, глубина снега больше метра в некоторых местах. Страхуем через выступы скал либо большие неподвижные камни. При спуске держимся левого крутого склона хребта по ходу движения (фото 2.21). Осыпь крупная. Видны сходы небольших недавно сошедших лавин. Спускаемся по снежно-ледовому склона с углом наклона до 35&186. Выходим на моренные насыпи заваленные снегом. Иногда встречаются большие камни (фото 2.22). Вывязываемся из связок. Верховье долины реки Бель-Алма сложено крупной осыпью. Виден исток реки Бель-Алма и начало спуска в долину реки Бель-Алма (фото 2.19). Также виден участок цирка, в котором предположительно находиться нужный нам перевал. Он расположен в левом углу цирка по ходу движения. Гребень цирка имеет большое количество остроконечных пиков. Все покрыто снегом, в редких местах выходят скалы. Нам нужен проход через хребет из долины реки Бель-Алма в долину реки Кызыл-Сель. Для этого мы собираемся пройти перевал №201 (первопроход) (фото 2.23). Двигаемся по дну долины по заваленным снегом моренным нагромождениям, не набирая высоты (фото 2.24). Тропим по очереди. Глубина снега 1 метр. Ноги проваливаются в заваленные снегом промежутки между камнями (фото 2.25). Светит солнце. Подходим к перевальному взлету(4240м) (фото 2.26). Заканчиваются скальные выходы гребня, видно заснеженное понижение - предполагаемая нами седловина перевала. Идет значительное понижение высоты в гребне.ЧХВ 2-00 часа, расстояние 2,3км, перепад высот -252м.

8.Перевальный взлёт пер.Тотемный.Перевальный взлет представляет собой среднюю и мелкую подвижную осыпь, но в нашем случае осыпь завалена снегом. Траверсируем осыпь с постепенным набором высоты (фото 2.27). Начинаем траверс под высоко выходящем на гребне скальном пике, идем к видимому заснеженному понижению в гребне. Крутизна склона до 25&186. По пути к перевалу встречаются высокие камни, своей необычной формой напоминающие тотемы. Заканчивается осыпь (4360м).Остается подняться по снежнику до седловины. Это занимает 10 минут. Снег «раскис» на солнце, проваливаемся. Выходим на гребень, доходим до седловины перевала.ЧХВ 1-10 часа, расстояние 0,8км, перепад высот +138м.

9.Перевал Тотемный (п/п,1Б, сн-ос,4378).Седловина широкая, снежно-осыпная. Считаем первопроход перевала совершён нашей группой. Перевал (N39&18650.923 E72&18624.396) назван Тотемным нами в связи с причудливыми одиночно-стоящими скальными массивами схожими с тотемами с западной стороны склона. Перевал соответствует 1Б категории трудности (фото 2.28). Дует сильный ветер, погода начинает портиться, быстро уходим. Виден путь подъема и пройденный цирк долины реки Бель-Алма. Виден путь спуска в долину реки Кызыл-Сель. Он представляет собой узкий кулуар, между хребтом, в котором располагается перевал и отрог на востоке (фото 2.29).

10.Спуск с пер.Тотемный во второй правый приток р.Кызыл-Сель до высоты 4070м.Первая часть спуска идет по снежнику до 15&186 до высоты 4320м. Движемся в касках и кошках. Снежник уходит в осыпной кулуар. Дальше идем по кулуару (фото 2.30). Он заполнен подвижной осыпью различного размера, покрытой снегом. Из-под камней появляется исток реки Кызыл-Сель. Спускаемся вдоль ручья, переходя с берега на берег, выбирая оптимальный путь спуска. Высокие камни в виде тотемов продолжают попадаться на нашем пути (фото 2.31). При выходе из кулуара (N39&18650.621 E72&18624.663, 4180м) в основную часть долины идем по травянистому склону по левому берегу реки Кызыл-Сель. Видна широкая травянистая долина реки Кызыл-Сель (фото 2.33). Доходим до высоты 4070м и встаем на ночевку (N39&18650.526 E72&18625.086) (фото 2.32). Планировалось спуститься ниже, но погодные условия не позволяют. Начался снег, сильный туман, видимость 10 метров. Место для палаток много, река близко, огромное количество норок сурков. Постоянно слышим их свист.ЧХВ 1-10 часа, расстояние 2,2км, перепад высот -308м.

Выводы и рекомендации:

1. Перевал Кюри, пройденный в режиме первопрохода, соответствует 2А.Советуем к прохождению перевал Кюри в походах 3 категории сложности.

2. Перевал Тотемный (№201), пройденный впервые, соответствует 1Б.

Планировалось пройти этот участок маршрута быстрее, но из-за непогоды группе пришлось заночевать на перевале Кюри, а также внезапный снегопад не дал нам спуститься ниже по д.р.Кызыл-Сель.