Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 3 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 4.33


Руководитель: А.Кавеев, Санкт-Петербург

Отчет о горном путешествии по Памиро-Алаю летом 2015. Часть 1

ОТЧЁТ

о прохождении горного туристского маршрута шестой категории сложности (прим.ред. - не подтверждено МКК) по Памиро-Алаю (Матчинский горный узел), совершённом группой г. Санкт-Петербурга, в период с 29 июля по 24 августа 2015 года

Нитка маршрута:г. Душанбе – киш. Дехисор – переправа через р. Зеравшан - дол. Зеравшан – лед. Зеравшанский – лед. Толстова – лед. Зеравшанский – лед. Скачкова –ледопад цирка Щуровского Ю. (примерно 2А, 4200, рад.)– лед. Скачкова -пер. Землепроходцев (2Б, 4924)– лед. Толстова –пер. Нансена (3Б, 4903)– лед. Фарахноу –пер. Фарахноу (3Б, 4732)– лед. Каратура –пер. Каратура (3А, 4872)– лед. Юлдыша –пер. Башня (2Б, 4509)– лед. Юлдыша нижний –ледопад Рама (примерно 2Б-3А, 3927)– лед. Рама нижний – ущ. Рама – дол. Зеравшан – переправа через р. Зеравшан – киш. Дехавз – г. Душанбе

Руководитель группы:Кавеев Андрей Камильевич

max11-07@mail.ru

Комментарии:

Использованы общепринятые туристские сокращения. На фотографиях красным цветом показан путь движения группы по перилам, синим цветом путь движения группы в связке. Для определения координат использовался GPS навигатор – GARMIN. Высоты перевалов и стоянок даны по показаниям навигатора. В некоторых случаях высоты были скорректированы по сравнению с имеющимися в перечне перевалов. Система координат WGS 84. Километраж на первые три ходовых дня указан с учетом челночного хождения. В отчете указаны три значения километража (с коэффициентом 1.2): длина маршрута без учета челнока и хождения за главной заброской у р. Парак, длина пути с учетом хождения за этой заброской, и длина пройденного пути с учетом челнока до устья р. Парак. Время в табличках указано чистое ходовое.

1. Справочные сведения

1.1. Определяющие препятствия маршрута:

Вид препятствия

Категория сложности

Название

Характеристика препятствия

Ледопад

Щуровского Ю.

Н=4200, подъем сн-л., спуск сн.-л.

Перевал

Землепроходцев

Н=4924, подъем сн.-л., спуск сн.-л.

Перевал

Нансена

Н=4903, подъем сн.-л., спуск сн.-л.

Перевал

Фарахноу

Н=4732, подъем сн.-ск.-ос., спуск сн.-л.

Перевал

Каратура

Н=4872, подъем сн.-л., спуск сн.-л.

Перевал

Башня

Н=4509, подъем лед., спуск ос.

Ледопад

Ориентировочно 2Б-3А

Рама

Н=3927, спуск сн.-л.

1.3. Состав группы

ФИО

Год рожд.

Туристский опыт

Обязанности в группе

1

Кавеев Андрей Камильевич

1978

6ГР

Руководитель, медик

2

Кавеева Елизавета Геннадьевна

1978

6ГУ

Завхоз

3

Васильев Алексей Николаевич

1982

6ГУ

Хронометраж

4

Гуляев Алексей Иванович

1979

3ГУ, ЛП 3А

Финансы, реммастер

2. Вводная часть

2.1 Общая смысловая идея похода

Категория сложности похода и выбор района определялись желанием пройти несколько крайне редко посещаемых препятствий 3Б категории сложности в интересном и редко посещаемом районе, а также увеличить высотный опыт части группы. Кроме того, было желание уточнить категорийность указанных ЛП.

2.2 Предпоходная подготовка

Подготовка к походу проходила на Больших скалах (оз. Ястребиное) Лен. области, а также на ледовом склоне р. Тосна (п. Саблино).

2.3 Особенности стратегии и тактики

Условно маршрут был разбит на три части. Первая часть – долина р. Зеравшан, вход в район, челнок от переправы через р. Зеравшан, вдоль лед. Зеравшанский, до устья лед. Толстого. Вторая - акклиматизация: занос заброски под пер. Нансена, прохождение ЛП 2А и 2Б и выход к основной технической части. Третья часть - прохождение основных определяющих ЛП похода и выход из района.

2.4 Подъезд в район и отъезд из района

Из Санкт-Петербурга до Душанбе добирались самолётом, далее на автомашине (джип) до кишлака Вадиф. Затем на другом джипе – до н.п. Дехисор. Наконец, затем на а.м. Нива – до переправы через р. Зеравшан на 10 км. выше по течению. Из района выходили тем же путем. Из Душанбе до Санкт-Петербурга добирались самолетом с пересадкой в Екатеринбурге.

2.5 Аварийные выходы и запасные варианты

На случай непредвиденных обстоятельств, для определяющих перевалов были запланированы запасные варианты. Практически из любой точки района похода можно выйти на Зеравшанский ледник для дальнейшего спуска по р. Зеравшан. Следует отметить, что при возникновении аварийной ситуации самостоятельный выход из района затруднителен в силу трудности прохождения Зеравшанского ледника и необходимости брода р. Парак, может потребоваться эвакуация вертолетом.

2.6 Организационные сведения

Оформлением пропусков в пограничную зону, заказом автотранспорта занимались заблаговременно, списавшись с принимающей стороной.

Принимающая сторона: компания Памир Пикс:http://www.pamirpeaks.tj/- транспорт, регистрация, погранпропуск, газовые баллоны

Также рекомендуем связываться с Пулькевичем Олегом Владимировичем из КЧС Таджикистана, о котором упоминалось в отчете Титова 2012 года (http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=6600).

Группа перед выездом из Санкт-Петербурга застраховалась в страховой компании «РЕСО» на 30 000 USD каждый.

Для обеспечения безопасности в группе имелся спутниковый телефон, периодически осуществлялась связь с координатором в Санкт-Петербурге.

2.7 Запланированный и пройденный маршрут

Запланированный маршрут:г. Душанбе – пос. Дехисор – переправа через р. Зеравшан - дол. Зеравшан – лед. Зеравшанский – лед. Толстова – лед. Зеравшанский – лед. Скачкова – ледопад цирка Щуровского Ю. (2А рад.) – пер. Землепроходцев (2Б) – лед. Толстова – пер. Нансена (3Б) – лед. Фарахноу – пер. Фарахноу (3Б) – лед. Каратура – пер. Каратура (3А) – лед. Юлдыша – пер. Башня (2Б) – лед. Юлдыша нижний – ледопад Рама (2Б-3А) – лед. Рама нижний – дол. Рама – дол. Зеравшан – переправа через р. Зеравшан – г. Душанбе

Пройденный маршрут:пройденный маршрут полностью соответствует запланированному.

3. Краткая географическая характеристика района.

Можно ознакомиться по хорошо известной ссылке:

http://mountain.ru/useful/dictionaries/2006/klass/matcha.shtml

4. Схема движения группы на маршруте

Протяженность маршрута без учета челночного хождения от переправы через р. Зеравшан до устья р. Парак и без учета хождения за главной заброской от устья лед. Толстова до устья р. Парак – 164 км.

Длина пути с учетом хождения за этой заброской – 188 км.

Длина пройденного пути с учетом челночного хождения до устья р. Парак –238 км.


Нитка маршрута

Высотный график:


Высотный график.

5. График движения

День

Дата

Участок пути

Протяж-ть, км

Ход. время (ЧХВ)

Перепад высот, м

Определяющие препятствия

Метеоусловия

0

29.08

г. Душанбе-Переправа через р. Зеравшан

Переменная облачность, дождь

1

30.07

Переправа -дол. р. Зеравшан

21

+740

Травянисто-осыпные склоны, броды до 30 см

Переменная облачность, дождь

2

31.07

Дол. р. Зеравшан

33

0

Травянисто-осыпные, глинистые склоны, броды до 30 см

Ясно

3

1.08

Дол. р. Зеравшан- устье р. Парак

21

+175

Травянисто-осыпные склоны, броды до 30 см

Переменная облачность, дождь

4

2.08

Устье р. Парак – лед. Зеравшанский

5

+495

Брод до 70 см, травянистый склон, средняя и крупная осыпь крутизной до 40 градусов

Ясно

5

3.08

Лед. Зеравшанский – устье лед. Толстова

7

-110

+240

Травянисто-осыпные склоны

Ясно

6

4.08

Лед. Толстова

16

+400

-400

Глинистый склон до 45 градусов, моренный чехол, открытый ледник

Пасмурно, дождь

7

5.08

Устье лед. Толстова – лед. Зеравшанский

6

-240

Травянисто-осыпные склоны

Ясно

8

6.08

Лед. Зеравшанский – р. Парак – лед. Зеравшанский

12

-200

+200

Травянистый склон, средняя и крупная осыпь крутизной до 40 градусов

Ясно

9

7.08

Лед. Зеравшанский – устье лед. Толстова - устье лед. Скачкова

11

+350

Травянисто-осыпные склоны, глинистый склон до 45 градусов, моренный чехол, открытый ледник

Ясно

10

8.08

Лед. Щуровского Ю. – лед. Скачкова

8

+640

-200

Открытый ледник, ледопад ниже-средней сложности

Переменная облачность

11

9.08

Подход под Пер. Землепроходцев

4

+450

Закрытый ледник

Ясно

12

10.08

Пер. Землепроходцев

2

+470

-510

Ледопад средней сложности

Переменная облачность, ветер, снег

13

11.08

Цирк пер. Землепроходцев – лед. Толстова

17

-240

Снежно-ледовый склон до 40 градусов, закрытый и открытый ледник

Ясно

14

12.08

Дневка, разведка и обработка пер. Нансена

0

Ясно

15

13.08

Нижний ледопад пер. Нансена

1

+400

Сложный ледопад

Ясно

16

14.08

Верхний участок пер. Нансена

1

+330

Сложный ледопад

Ясно

17

15.08

Пер. Нансена – цирк пер. Фарахноу

6

-480

+110

Снежно-ледовый склон до 40-45 градусов, закрытый ледник

Ясно

18

16.08

Пер. Фарахноу

3

+200

-700

Скально-осыпной кулуар, сложный ледопад

Ясно

19

17.08

Лед. Каратура – подход под пер. Каратура

5

-100

+400

Открытый и закрытый ледники

Ясно

20

18.08

Пер. Каратура – лед. Юлдыша – подход под пер. Башня

5

+570

-330

Снежно-ледовый склон крутизной до 55 градусов, закрытый ледник

Ясно

21

19.08

Пер. Башня – лед. Рама до нижнего ледопада

5

-100

+60

-580

Ледовая стенка до 70-80 градусов, натечной лед, закрытый и открытый ледники

Ясно

22

20.08

Нижний ледопад Рама

2

-540

Сложный ледопад

Ясно

23

21.08

Нижний ледник Рама – устье р. Рама

13

-620

Моренные гряды, речной прижим

Переменная облачность

24

22.08

Долина р. Зеравшан – устье лед. Зеравшанский – р. Парак

6

+60

Средняя и крупная осыпь крутизной до 40 градусов

Пасмурно, дождь

25

23.08

Р. Парак - Долина р. Зеравшан

23

-910

Брод до 70 см, Травянисто-осыпные склоны, броды до 30 см

Пасмурно, дождь

26

24.08

Переправа через р. Зеравшан – кишлак Дехавз

3

-50

Переменная облачность

27

25.08

Кишлак Дехавз - г. Душанбе

Ясно

6. Техническое описание маршрута

Прибыли в Душанбе в 1 час ночи 28.07. Представители Памир Пикс встретили нас в аэропорту и отвезли на станцию юных туристов (ул. Чехова, 10), примерно 10 минут езды от аэропорта. Ночевка в домиках стоит 30 сомони/чел. в сутки. (1 сомони = 11 руб). Можно ночевать на улице на футбольном поле, поставив палатку, или же под открытым небом (внимание, комары!). В этом году в Душанбе шли дожди (!) и ночевка на свежем воздухе не задалась. Питаться ходили в кафе в соседнем с СЮТ доме. Вполне прилично. Напротив СЮТ – базар, где купили часть раскладки. Также продукты можно купить в обычном универсальном магазине, которые есть в Душанбе.

Сегодня поговорили по телефону с Пулькевичем, передали ему нашу нитку. Таким образом, схема действий в случае ЧП выглядела так: звонок в страховую, независимо от этого звонок Пулькевичу, звонок координатору в СПб, и звонок в Памир Пикс. Итогом взаимодействий всех со всеми должен быть вертолет. Реально за вертолет отвечает страховая, но по словам Пулькевича за вертолетом и спасателями все равно обратятся к ним. При этом обязателен договор страховой с ними. По другим сведениям, вертолетов у МЧС нет. В общем, до конца эта ситуация не выяснена. Слава богу, что не понадобилось.

В 6.00 29.07 отъезд на машине. С Памир Пикс заранее оговорили, еще до приезда, что будет джип, и довезут до самой дальней точки, до которой он сможет доехать. Предполагалось, что это будет переправа – канатный вагончик через р. Зеравшан, выше по течению с. Дехисор на 10 км. Расценка - 1.20 доллара/км.

К сожалению, погода в этот день была плохая, выше с. Айни в горах шли дожди, и доехать смогли только до кишлака Вадиф, т.е. не доехали около 15 км до Дехисора и еще 10 км до переправы. Приток Зеравшана разлился, и проехать было невозможно. Дорога до Вадифа заняла более 10 часов, и составила примерно 300 км, из которых более половины было по грунтовым серпантинам. В Вадифе были в 6 вечера. Через приток есть пешеходный мостик, по которому мы перенесли вещи (180 кг/4 чел.) и затем нашли машину. К счастью, это оказался джип. За 100 сомони доехали до Дехисора. Перед Дехисором была погранчасть, в которой переписали наши фамилии, изучили пропуск и пропустили. В принципе, мимо нее можно проехать свободно, нет никаких шлагбаумов (как, например, в долине р. Ярхыч), но водитель сам остановился и предложил к пограничникам зайти.

Дальше Дехисора опять-таки проехать было нельзя, и опять-таки потому, что разлился приток. У водителя, который нас довез, был мобильный телефон (сотовая связь есть практически во всей Зеравшанской долине, до последнего населенного пункта), и он созвонился с еще одним шофером, на другой стороне притока. Это нам сильно помогло, т.к. на другом берегу населенного пункта поблизости уже не было. А найденный водитель (уже 3-й по счету) по-русски не говорил.

Последний отрезок пути обошелся в 150 сомони. Дорога местами была подмыта, приходилось выходить из машины и идти пешком в опасных местах.

У переправы-вагончика (фото 1) были в 10 вечера. Ночевали прямо у переправы. В 200 метрах был последний небольшой кишлак.

30.07.15, 1-й день

Переправа -дол. р. Зеравшан

Переменная облачность, дождь

21 км

+740 м

4.5 часов

Подъем в 8.00, выход в 11.40. В два приема переправились через Зеравшан, на орографически левый берег. У вагончика отсутствовала возвратная веревка, поэтому пришлось пригласить местного жителя, который перегнал вагончик обратно, после нашей переправы.


Фото 1. Переправа через Зеравшан.

Отсюда и до устья р. Парак мы переносили груз челноком. От места переправы и до летника Кожраго находятся пастбища, и потому идет скотная тропа, где-то четкая, где-то менее выраженная. Первая ночевка – у края поймы Зеравшана. Сделано 9 получасовых переходов, включая челнок (т.е. три перехода чистого перемещения). Сегодня много времени ушло на перекладывание, разбор и ремонт снаряжения. Кроме того, еще не выработалась привычка к грузу и наборам высоты, потому темп движения был низким.

31.07.15, 2-й день

Дол. р. Зеравшан

Ясно

33 км

0

5.5 часов

Подъем в 7.30. Продолжаем челнок вдоль Зеравшана. Тропа идет по заливным лугам, кое-где спускаемся и идем по краю поймы реки. Пойма очень широкая, примерно километр (фото 2). Путь достаточно очевиден. У Зеравшана достаточно много притоков. Приходится переходить в брод примерно 5 раз. Глубина в месте бродов – 10-30 см (фото 3). Отметим, что на обратном пути, в конце августа, глубина уменьшилась, примерно на 10 см в среднем. Воду берем из ручьев, в местах пастбищ обеззараживаем марганцовкой и прогоняем через фильтр “Аквафор-универсал”.


Фото 2. Пойма р. Зеравшан. Вдалеке видно начало Зеравшанского ледника.


Фото 3. Переход в брод одного из притоков Зеравшана.


Фото 4. Прижим. Тропа уходит резко вверх.

Ночевка у прижима, своеобразный тупик между рекой и склоном (фото 4). Сделано 9 переходов по 30-40 минут с учетом челнока. Продолжается втягивание в работу. Сегодня гораздо тяжелее идется участнику, который накануне показывал наилучший темп.

1.08.15, 3-й день

Дол. р. Зеравшан- устье р. Парак

Переменная облачность, дождь

21 км

+175 м

6 часов

Подъем в 6.00, выход в 9.00. Тропа уходит резко вверх по склону (фото 5 – вид с тропы на место ночевки). Начало помечено туром. Дальше два перехода по 30 минут, скотная тропа траверсирует склон, кое-где уже нужен ледоруб, т.к. склон местами из плотной глины и достаточно крут (фото 6).


Фото 5. Вид с тропы на пойму Зеравшана. Вид орографически слева показывает характер пути вдоль реки.


Фото 6. Скотная тропа вдоль склона над Зеравшаном.

Доходим до последнего летника Кожраго, бродим речку (20-30 см глубина) и идем по пологой долине вдоль поймы. Сегодня доходим до р. Парак и начала Зеравшанского ледника (фото 7). Сделано 12 переходов по 30 минут с учетом челнока.


Фото 7. Начало Зеравшанского ледника. Слева – устье ледника Фарахноу.

2.08.15, 4-й день

Устье р. Парак – лед. Зеравшанский

Ясно

5 км

+495 м

3.5 часов

Подъем в 5.00. Вечером накануне просматривали возможное место брода через Парак (фото 8). Утром бродим речку в 5.30, до завтрака. Обязательно бродить ранним утром, т.к. река достаточно глубока, разлив в месте перехода в несколько рукавов, местами выше, чем по колено. Переход стеночкой, течение достаточно сильное. Нам пришлось перейти три раза, так как мы челночили. Предпочтительно сделать эти три перехода сразу подряд. Чтобы меньше мерзнуть. Некоторое время переодевались, сушились, завтракали, откладывали вещи в первую, небольшую, заброску, которую оставили неподалеку от места переправы (вещи на обратную дорогу). Движение начали в 12.00.


Фото 8. Примерное место брода через р. Парак.

Зеравшанский ледник имеет протяженность более 25 километров, причем открытая его часть начинается примерно на уровне устья ледника Толстова. Движение по его зачехленной части крайне затруднительно (и в общем, не имеет смысла) из-за наличия больших разрывов и ледосбросов, а также его неровного характера, отнимающего большое количество времени. Из изученных нами отчетов групп Титова и Мартынова (2012, 2013 годы) было не ясно, с какой стороны лучше ледник обходить. Поначалу мы попробовали двигаться орографически слева, так как вроде бы прослеживался относительно несложный для прохождения травянистый карман между ледником и склоном. Но примерно через два получасовых перехода движение стало более затруднительным, и мы приняли решение пересечь ледник, уйти на его орографически правую сторону, и подняться над ледником на старый моренный вал (фото 9), по которому также иногда рекомендовали ходить в старых отчетах. Идти по леднику “в лоб” категорически не рекомендуем, как на подъем, так и на спуск.


Фото.9. Старый моренный вал над Зеравшанским ледником, оптимальное место для движения.

Ширина Зеравшанского ледника более километра. При пересечении приходится долго петлять между ледосбросами (фото 10). Воду найти проблематично, необходимо брать с собой запас как минимум на два-три перехода. С учётом большого веса рюкзаков (даже не смотря на челнок) и пока еще слабую акклиматизацию, эта часть пути весьма тяжела, что следует принимать в расчет.


Фото 10. Ледовые сбросы Зеравшанского ледника.

Перейдя ледник, ищем оптимальное место выхода на моренный вал. Оно относительно очевидно (см. фото 9). Вода опять-таки отсутствует. В конце третьего по счету перехода, примерно в месте выхода на вал, находим небольшой снежник и топим воду для обеда. Если бы этого снежника не было, то до ближайшего ручья, стекающего со склона, было примерно еще два перехода, первый из которых предполагает почти получасовой набор высоты. Поэтому к вопросу обеспечения группы водой для переходов и обеда на этом участке пути следует подойти очень внимательно.

После обеда делаем указанные два перехода, предварительно сходив на разведку вверх по склону и обнаружив там слабое подобие тропы, старую тряпку и пластиковую бутылку. Чуть дальше по тропе находим диодный фонарик (гр. Титова или Мартынова – кто потерял?). Характер пути – траверс травянистых складок склона, тропа местами есть, местами теряется. Оптимально идти, пожалуй, по гребню старого вала, местами спускаясь в карман этого гребня (фото 11, 12).


Фото 11. Характер движения по моренному валу и карману над Зеравшанским ледником.


Фото 12. Характер движения по моренному валу и карману над Зеравшанским ледником.

Ночевка у первого ручья, у достаточно большого снежника, стекающего из бокового ущелья. Сделано 7 получасовых переходов. Отбой в 22.00.

3.08.15, 5-й день

Лед. Зеравшанский – устье лед. Толстова

Ясно

7 км

-110 м

+240 м

4.5 часов

Выход в 8.00. Продолжаем движение по моренному валу. Более трудная, складчатая часть пути была вчера. Сегодня моренный карман местами достаточно широк, идется проще. Местами встречаются ручейки, хотя на переходы все равно желательно брать с собой воду. Вообще, пить из ручьев – дело на любителя, можно застудить горло (личный опыт).

К вечеру выходим к устью ледника Толстова. Моренный вал кончается высоко над ледником, заканчиваясь тупиком между глинистым склоном, уходящим вниз, и травянисто-скальным склоном наверх. Разведка показала, что дальше траверсировать склон возможности нет, нужно спускаться вниз на ледник. Здесь ночуем. Симпатичное комфортное место (фото 13), с озерцом и кем-то построенной стенкой из камней. Со стоянки, как с балкона, открывается красивый вид на Зеравшанский ледник и его верховья (фото 14). Сегодня шлось достаточно тяжело – сделано 9 переходов длительностью полчаса и менее. Отбой в 21.00.


Фото 13. Стоянка над устьем ледника Толстова.


Фото 14. Вид на Зеравшанский ледник.

4.08.15, 6-й день

Лед. Толстова

Пасмурно, дождь

16 км

+400 м

-400 м

5 часов

Выход в 8.00. Сегодня формируем и относим заброску на ледник Толстова, поближе к пер. Нансена. Спускаемся вниз на ледник траверсом достаточно неприятного глинистого склона и орографически правым бортом движемся по зачехленному леднику (фото 15), большую часть ледовых сбросов оставляя ниже. Поначалу идем вблизи скал, затем, по мере выполаживания ледника, забираем ближе к центру. Постепенно выходим на открытую часть ледника Толстова. Начинается дождь. Делаем 6 переходов по 30 минут и оставляем заброску под большим камнем посередине ледника. Затем возвращаемся к месту ночевки за 4 получасовых перехода. Сегодняшний день – первый, хотя и небольшой, “зуб” акклиматизационной пилы. Отбой в 20.00.


Фото 15. Характер нижней части ледника Толстова.

5.08.15, 7-й день

Устье лед. Толстова – лед. Зеравшанский

Ясно

6 км

-240 м

1.5 часов

Выход в 9.00. Сегодня начинаем путь за остатком вещей, которые остались у переправы через р. Парак. Вниз идется легче, к тому же налегке – мы взяли палатку, спальные принадлежности и продуктов на три дня. Ночуем у входа в ущелье, устроив полудневку. Сделано 3 перехода по 30 минут по вершине моренного вала. Отбой в 20.00.

6.08.15, 8-й день

Лед. Зеравшанский – р. Парак – лед. Зеравшанский

Ясно

12 км

-200 м

+200 м

6 часов

Выход в 7.00. В месте ночевки оставляем палатку и налегке идем вниз. За 1 получасовой переход доходим до нашего места ночевки 4-го дня, минуем его и спускаемся на Зеравшанский ледник по пути подъема, пересекаем его, выходим к заброске еще через 4 получасовых перехода, после чего повторяем пройденный путь (уже в третий раз) до оставленной палатки. Обратно идем 7 переходов. Итого 12 переходов, в основном по моренам и чехлу ледника. Достаточно утомительный день.

7.08.15, 9-й день

Лед. Зеравшанский – устье лед. Толстова - устье лед. Скачкова

Ясно

11 км

+350 м

6 часов

Выход в 7.15. Возвращаемся на нашу стоянку у устья лед. Толстова за 5 получасовых переходов. Разбираем вещи, обедаем и спускаемся вновь на ледник Толстова. Пересекаем его устье, петляя между ледосбросов и как можно раньше выходим на место его слияния с Зеравшанским ледником. Здесь идти существенно легче, так как в этом месте Зеравшанский ледник наконец становится открытым. За 5 переходов выходим к устью ледника Скачкова и начинаем подъем на ледник. Стык ледников Скачкова и Толстова достаточно разорван, приходится проходить по ледовым мостам. Устье ледника Скачкова (фото 16) несколько уже, чем устье ледника Толстова, поэтому ледосбросов меньше, хотя точно также зачехлено. Придерживаемся его орографически правой части, хотя далеко от центра не уходим. Делаем два перехода по 30 минут, и останавливаемся на ночевку на маленьком снежнике. С места ночевки виден наш первый перевал Землепроходцев (2Б, см. фото 16).


Фото 16. Устье ледника Скачкова.

8.08.15, 10-й день

Ледопад цирка Щуровского Ю. – лед. Скачкова

Переменная обл.

8 км

+640 м

-200 м

7 часов

Выход в 7.40. За 5 получасовых переходов доходим до подножия ледопада цирка Щуровского Южный (фото 17), ведущего на одноименный перевал (2Б).


Фото 17. Ледопад цирка Щуровского Южный.

Сегодня первый достаточно заметный набор высоты под рюкзаками, потому идется тяжело, ощущается высота. Останавливаемся у подножия ледника, делаем площадку из плоских камней. После обеда, согласно принципу “залезть выше – ночевать ниже”, делаем акклиматизационный выход на плато ледника Щуровского Ю. Цели подняться на собственно перевал мы не ставили изначально по ряду причин, и в нитку его не включали. Во-первых, нужен был более низкий зуб акклиматизационной пилы (выше, чем 4000 м), прежде, чем мы поднимемся на пер. Землепроходцев, высота которого почти 5000 м. Во-вторых, подъем на перевал Щуровского Ю. не представлял собой для нас технического интереса: подъем на плато слева по ходу по снегу и осыпи, в обход разрывов ледника (фото 18), подход под перевальный взлет (фото 19), представляющий собой скальную стену, и вероятный подъем по какому-либо кулуару с возможными скальными участками. Нам же, наоборот, была необходима техническая тренировка (или разминка) на более-менее сложном льду, для дальнейшего прохождения снежно-ледовых перевалов 2Б-3Б.


Фото 18. Пути прохождения лед. Щуровского Ю. Синий цвет – оптимальный проход ко взлету пер. Щуровского Ю., не требующий существенной технической работы. Красный цвет – радиальный акклиматизационно-тренировочный выход группы.


Фото 19. Вид на взлет пер. Щуровского Ю. (выраженная седловина на заднем плане).

По снежному склону крутизной до 30 градусов прошли в три такта, затем, в месте выхода в разрывы связались и дальнейшее движение происходило одновременно, в связке 4-ке, с парой промежуточных буров. У ведущего – пара ледовых инструментов. Несколько крутых участков прошли с переходом на попеременную страховку. Прошли примерно 400-500 метров, петляя между разрывами, до выполаживания. Спуск тем же порядком – одновременное движение. Несколько крутых ледовых взлобков было пройдено лицом к склону, хотя в целом движение – лицом от склона. В лагерь спустились в 19.00 (темнеть начинает в это же время). Итоговый набор/сброс – примерно 200 метров от места стоянки.

9.08.15, 11-й день

Подход под Пер. Землепроходцев

Ясно

4 км

+450 м

1.5 часа

Выход в 9.30. За 3 получасовых перехода подходим под взлет перевала Землепроходцев. При движении справа по ходу виден пер. Осиповичи (фото 20). Слева по ходу – не пройденный до сих пор (по нашей информации, хотя упоминания о нем имеются в отчетах ещё 1987 года) перевал (фото 21), ведущий на лед. Толстова. Этот перевал выглядит гораздо более простым (прослеживается лишь два забитых фирном основных разрыва склона) и низким, чем пер. Землепроходцев и является более логичным выбором для перехода на соседний ледник и может быть рекомендован группам для (перво)прохождения. Насколько удалось рассмотреть в Google Earth, спусковая сторона представляет собой относительно широкий снежный склон и, вероятно, не представляет существенной сложности для групп, имеющих опыт прохождения перевалов от 2Б. Вместе с тем, взлет перевала достаточно узок и очевидно простреливается камнями с орографически правого борта, особенно в верхней части. Поэтому подъем целесообразно осуществлять до освещения перевала солнцем.


Фото 20. Перевал Осиповичи со стороны лед. Скачкова.


Фото 21. Непройденный перевал на лед. Толстова.

Верховья лед. Скачкова, помимо указанных двух перевалов, ведут на пер. Шабашова (2А*) и ОПТЭ (3А), см. фото 22.


Фото 22. Верховья ледника Скачкова: перевалы непройденный, Землепроходцев, Шабашова и ОПТЭ.

Со стоянки перевальный взлет отлично виден и чем-то напоминает “собачью морду”. Выбираем путь подъема, более-менее совпадающий с путями предыдущих групп. Вечером делаем предварительную обработку, провесив две веревки перил правее “собачьей морды” по ходу.

10.08.15, 12-й день

Пер. Землепроходцев

Переменная облачность, ветер, снег

2 км

+470 м

-510 м

11 часов

Подъем в 3.00, выход в 6.00 (ждали погодное окно). На седловине были в 15.00.

Перевал Землепроходцев (2Б, 4924),фото 23.Перевал со стороны лед. Скачкова представляет собой снежно-ледовый склон протяженностью до 650 метров, перерезанный несколькими разрывами. Наибольшие разрывы в верхней части. Подъем на перевал можно разделить на два участка. Участок 1: 100 метров перил по ледовому склону крутизной 40-45 градусов (фото 24), далее примерно 50 метров фирнового склона крутизной 35-40 градусов (можно пройти в связке через промежуточный бур, фото 25). Участок 2: пояс разрывов (фото 26 – элемент участка 2) протяженностью 400 метров. Ключевой участок здесь – ледовая стенка высотой примерно 15 метров и крутизной от 80 градусов в нижней части, до 60 градусов в верхней. Раздельный подъем рюкзаков. Далее движение в связке со страховкой через промежуточный бур (местами достаточно ажурные мосты с набором высоты), чередующееся с опериливанием крутых взлобков – еще 5 веревок перил. Седловина перевала (фото 27) относительно узкая, хотя и протяженная, ночевка возможна, но проблематична. На седловине также есть разрыв льда. Спуск с перевала на лед. Толстова (фото 28) наиболее пологий орографически справа, ближе к скалам, и представляет собой фирновый склон протяженностью примерно 700 м, крутизной около 35 градусов. Можно идти одновременно, в связке. Определяющая сторона перевала – со стороны лед. Скачкова.


Фото 23. Подъем на пер. Землепроходцев.


Фото 24. Характер участка 1 пер. Землепроходцев.


Фото 25. Верхняя часть участка 1.


Фото 26. Характер участка 2 пер. Землепроходцев.


Фото 27. Седловина пер. Землепроходцев.


Фото 28. Пер. Землепроходцев со стороны лед. Толстова.

Поначалу тура мы не обнаружили, сложили свой на скалах, в месте выхода на седловину (крайняя скала слева по ходу), и оставили там записку. Однако перед началом спуска, справа по ходу на скалах, мы обнаружили второй тур, оставленный предыдущими группами. Поскольку в последние годы перевал проходят на подъем со стороны лед. Толстова (нам известно, что Кушманцев в 2007 году проходил перевал в том же направлении, что и мы), тур в этом месте также логичен. Так что теперь на перевале два тура. Снята записка группы Новосёлова А. А. от 29.07.2015. Спуск с перевала занял около 2 часов.

Цирк перевала со стороны лед. Толстова достаточно маленький (фото 29). Подъем на перевал осуществлялся частично в условиях плохой видимости: прямо на наших глазах утром пришел циклон, на хребет сели облака, в силу чего запланированный выход в 5.00 у нас не получился. Фото 30 – так это выглядело с перевального взлета примерно в 8.00. Аналогичное облако потом пришло и к нам. На спуске с перевала погода еще более испортилась, подул сильный ветер со снегом. Пожалуй, сегодня – самый непогожий день за всю высотную часть маршрута.


Фото 29. Цирк пер. Землепроходцев со стороны лед. Толстова.


Фото 30. Облачность на хребте, разделяющем ледники Скачкова и Мир-Амин.

Еще несколько фотографий. Фото 31 – вид с седловины на ледник пер. Осиповичи. Фото 32 – вид с седловины на пер. Нансена. Фото 33 - вид с седловины пер. Землепроходцев на лед. Толстова.


Фото 31. Вид на ледник пер. Осиповичи с седловины пер. Землепроходцев.


Фото 32. Вид не пер. Нансена с седловины пер. Землепроходцев.


Фото 33. Вид с седловины пер. Землепроходцев на лед. Толстова.

Вывод: перевал Землепроходцев при прохождении со стороны лед. Скачкова – достаточно нагруженная 2Б (особенно с учетом фактора высотности), требующая наличия в группе хотя бы одного ледового лидера с опытом прохождения нескольких перевалов данной категории сложности.

11.08.15, 13-й день

Цирк пер. Землепроходцев – лед. Толстова

Ясно

17 км

-240 м

7 часов

Выход в 10.00. От вчерашней непогоды не осталось и следа. На скалах признаки свежего снега, которые достаточно быстро растаяли после восхода солнца. Спускаемся на ледник Толстова. Выход из цирка представляет собой участок закрытого ледника с трещинами (фото 34), требуется движение в связке и зондирование склона. Открывается отличный вид на пер. Нансена, Толстова и Долгожданный (фото 35) в верховьях лед. Толстова. Спуск на лед. Толстова занял 1 час.


Фото 34. Выход из цирка пер. Землепроходцев на лед. Толстова.


Фото 35. Вид на пер. Нансена, Толстова и Долгожданный.

Далее за два получасовых перехода подходим под взлет перевала Нансена. На втором переходе приходится пересекать своеобразное “фирновое болото” – раскисший фирн, под которым протекает множество ручейков. Обувь сухой сохранить практически невозможно. Сегодня у части группы полудневка, двое участников отдыхают и наблюдают за перевалом Нансена, а вторые двое идут за заброской, оставленной ниже на леднике. Поход за заброской занял 4 часа 45 минут.

12.08.15, 14-й день

Дневка, разведка и обработка пер. Нансена

Ясно

0 км

0

0 часов

Сегодня у тех, кто накануне ходил за заброской – день отдыха. Продолжаем наблюдать за перевалом Нансена. Наблюдаем частые обширные камнепады по скалам и рандклюфту с орографически правого борта. Скала с этой стороны активно разрушается. Орографически левый склон – несколько тише, но и там иногда грохот. После обеда, когда солнце начинает уходить со склона перевала, двое участников уходят на обработку первой ступени ледопада и провешивают две перильных веревки.

Нам известно о трех прохождениях данного перевала (на подъем - Л. Хасдан в 1987 году и С. Кушманцев в 2007 году. Его также проходил на спуск по определяющей стороне в сторону лед. Толстова Н. Шмыков в 1981 году, назвав пер. с/к НЭТИ, оценив как 3А*, хотя Л. Хасдан об этом прохождении не упоминает). При этом группа Л. Хасдана целиком обошла нижний ледопад перевала по скалам орографически левого борта и оценила сложность данного перевала как “3А-3Б, требующую уточнения”. Группа С. Кушманцева впервые прошла перевал через ледопад в рамках заявленного похода 5 к.с. С тех пор попыток прохождения перевала не осуществлялось. Одной из задач настоящего похода мы ставили прохождение и уточнение категории сложности этого перевала.

13.08.15, 15-й день

Нижний ледопад пер. Нансена

Ясно

1 км

+400 м

10 часов

Выход в 6.00. Погода отличная. Мы запланировали два дня на прохождение перевального взлета. Сегодня был план пройти нижний ледопад. Прохождение и выход на выполаживание над ледопадом заняли 8 часов непрерывной работы. Траектория движения несколько отличается от предложенной С. Кушманцевым в силу вероятного изменения рисунка ледопада. На выполаживании с запозданием обедаем. Далее движемся по короткому участку широких разрывов в связке и выходим на протяженный снежно-ледовый склон. По склону идем в связке, придерживаясь левого по ходу борта, затем через 300 метров траверсируем склон до небольшой мульды под огромным сераком, где можно ночевать. Собственно, мест для ночевки всего два. Первое – в месте обеда на относительно ровной площадке, вместе с тем достаточно открытой для крупных ледовых обвалов. Возможно, где-то можно найти защищенное место под прикрытием верхнего края разрыва. Второе место – наша мульда. Оно также не безопасное – видны отдельные прилетевшие сверху камни. Ночевать можно непосредственно под сераком, однако мы не рискнули и поставили палатку на площадке в десятке метров в сторону. С одной стороны, отсутствовала угроза обвала серака, но с другой стороны, место потенциально простреливалось камнями с орографически левого борта. По характеру склона большая часть камней все-таки уходила в рандклюфт и мы сочли риск подобной ночевки разумным. Действительно, камней при нас в опасной близости за вечер, ночь и утро не пролетело. По рандклюфту течет вода. На страховке можно сходить и набрать в бутылки, но есть риск получить камнем. Останавливаемся для постановки лагеря в 17.00.

14.08.15, 16-й день

Верхний участок пер. Нансена

Ясно

1 км

+330 м

11 часов

Выход в 6.15. В связке проходим склон 400 метров, преодолеваем разрыв шириной в пару метров, приходится раздельно вытаскивать рюкзаки. Далее еще 300 метров в связке. Постепенно на склон выходит солнце, фирн раскисает и движение затрудняется. В 10.00 подходим к главному разрыву перед финальным участком взлета. В целом линия движения близка к таковой у Кушманцева (центр с последующим переходом влево по ходу и прохождение разрыва по мостам). Вместе с тем он не упоминает о проблемах перехода этого разрыва. Разведка показала, что переходы по мостам отсутствуют на всей протяженности склона. Наиболее простым участком оказалось нависание высотой примерно 6 метров (90 градусов внизу и карниз примерно 1 метр 120 градусов) над относительно рыхлой фирновой пробкой. Проходим этот участок с помощью ледовых инструментов и ИТО, т.к. верх нависания засыпан рыхлым фирном и надежно нагрузить инструменты для прохода карниза лазаньем не получалось. К нависанию сверху подходил желоб, по которому текла вода, так что двойка, обрабатывавшая участок, приняла холодный душ под небольшим водопадом с нависания. Рюкзаки поднимаем раздельно и сразу же выходим из желоба. Далее провешиваем еще три веревки перил, проходим еще один разрыв, и выходим на седловину в 18.00. Седловина уютная, представляет собой широкую мульду, удобную для постановки палаток, есть озерцо, в котором можно с трудом, но набрать воду. Тур нашли на скале, вдающейся в озерцо, сняли, как и ожидалось, записку С. Кушманцева от 14.08.2007.

Сложность перевала Нансена, с учетом его нынешнего состояния, мы с определенностью оцениваем как 3Б, причем не самую простую и технически весьма интересную. Состояние и характер определяющей стороны на настоящий момент делает подъем на перевал за один день затруднительным.

Перевал Нансена (3Б, 4903).Определяющая сторона – со стороны лед. Толстова (см. фото 36). Подъем на перевал состоит из 4 участков. Участок 1: нижний ледопад. Ледопад состоит из 5 ярусов, разделенных выполаживаниями, представляющими собой забитые фирном широкие разрывы. Первый ярус обходится по лавинному конусу в три такта как слева, так и справа. Более безопасно обходить справа по ходу. Далее перила 50 метров 60-70 градусов по ледовой стенке второго яруса и выход на его верх. Затем переход вправо по ходу по ледовой полке и вход в трещину в стене третьего яруса. 50 метров перил (30 из них по трещине), до 90 градусов в верхней части, движение в “камин” в обход небольшого нависания и выход на крутую полку над третьим ярусом. По полке движение влево по ходу еще 50 метров перил (3 метра 60 градусов вначале, затем 45 градусов основная часть веревки, и 60 градусов 5 метров в верхней части). Далее 20 метров перил - 30 градусный лед (пересечение полки), и 50 метров 45 градусов – выход на верх четвертого яруса. Затем по широкой фирновой полке вправо по ходу выходим на единственный фирновый мост (фото 43) между 4-м и 5-м ярусом: 20 метров рыхлого ненадежного фирна над трещиной (ширина собственно трещины 5 метров). Крутизна моста 90 градусов в нижней части и 45-60 градусов в верхней. Итого провешено 7 перильных веревок. Далее выход на участок 2 – выполаживание над ледопадом, представляющее собой закрытый ледник, перерезанный широкими трещинами. Движение по выполаживанию в связке, движение по ажурным мостам над трещинами попеременное, с обеспечением страховки на краях мостов. Общая протяженность участка 300 метров. Далее участок 3 – протяженный снежно-ледовый склон крутизной 30-40 градусов. Длина участка – ориентировочно 400 метров. Движение в связке. Страховка через промежуточный бур на отдельных крутых участках. В верхней части – трещины. Раздельный подъем рюкзаков через первую трещину (стенка 2 метра с небольшим сфирнованным нависанием). Ключевой момент – переход с участка 3 на участок 4. Участки разделены широким разрывом высотой до 15 метров, с нависающим краем. Преодоление ключа в наиболее низком месте (в нашем случае 6 метров) – на ИТО через нависание, и выход на участок 4. На нём 2.5 веревки перил по снежно-ледовому склону крутизной 40-50 градусов, есть еще один разрыв шириной 2 метра. Итого 10 веревок перил, 700 метров движения в связке, в т.ч. через промежуточные буры. Применение всего имеющегося арсенала снежно-ледовой техники: неоднократный раздельный подъем рюкзаков, навеска перил на вертикальные стенки, преодоление нависаний, ИТО, страховка на протяженных ажурных мостах, предварительная разведка. Отметим, что при этом наша группа по возможности старается не злоупотреблять перилами и весь лёд/снег до 45 градусов старается проходить одновременным движением в связке. Фото 37-51 относятся к подъему и описанию выше.

Спуск с перевала в сторону лед. Фарахноу относительно несложен (фото 52) – 2.5 веревки перил по льду крутизной 40-45 градусов (начало спуска - слева по ходу). Последняя веревка – через бергшрунд шириной около 3 метров (вертикальная ледовая стенка). Затем движение в связке по фирновому склону крутизной 35-40 градусов и протяженностью 600 метров, с отдельными выходами льда и разрывами в нижней части.

Несколько слов об опасности перевала. Сам по себе подъем на перевал относительно безопасен, за исключением отдельных участков, простреливаемых камнями (указано на фото 36). Также наблюдались падения ледовых глыб с председловинного ледопада справа по ходу (см. фото 36). Наибольшую опасность представляет подход к перевалу и обход первой ступени, который перекрывается обширными обвалами камней и льда. Со скал обоих бортов по рандклюфтам постоянно идут камнепады круглые сутки. В нашем случае особую опасность представлял орографически правый борт (сравните фото 36 и 40, до и после мощного ночного камнепада). Скалы этого борта активно разрушались у нас на глазах. Когда мы были уже в ледопаде, мы наблюдали, как отвалился огромный цельный кусок стены размером (без преувеличений) в несколько десятков метров. Что после этого представлял собой склон под первым ярусом, мы уже не видели, но представить было сложно.


Фото 36. Пер. Нансена со стороны лед. Толстова. Зеленым цветом показан альтернативный путь обхода первой ступени. Малинового цвета стрелки – направления наблюдавшихся нами камнепадов и обвалов льда.


Фото 37. Вид на участок 1 вблизи.


Фото 38. Второй ярус.


Фото 39. Трещина – начало прохода во втором ярусе.


Фото 40. След ночного обвала. Коричневый след под первым ярусом справа, перекрывший наш путь подъема – это то, что не влезло в левый по ходу кулуар, где сошла основная масса камней и льда. Фото сделано приблизительно с места ночевки. И это был еще не самы


Фото 41. Вид на рандклюфт и зону обвалов у первого яруса


Фото 42. Одна из относительно простых веревок. Лед крутой, но не ажурный.


Фото 43. Обработка крутого фирнового моста.


Фото 44. Всё тот же фирновый мост. Внизу справа – след обрушения скалы, наблюдаемого во время нашего подъема.


Фото 45. Участок 2.


Фото 46. Мост, который пришлось преодолевать “сидя верхом” – единственный проход, ведущий на участок 3.


Фото 47. Вид на участки 3 и 4 с места ночевки. Из-под серака мы ушли.


Фото 48. Очередной вечерний камнепад по рандклюфту (облачко посередине).


Фото 49. Участок 3.


Фото 50. Переход с участка 3 на участок 4. Прохождение ледового нависания.


Фото 51. Вечер на седловине.

Часть 2 >>>>>>>>>>>>


Отзывы (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 4.33
Сортировать по: дате рейтингу

Уточнения

Название "перевал Спортклуба НЭТИ" и прохождение Шмыкова упомянуты мной в тексте. Взяты как раз с Вестры. На счет пер. Скачкова. Спасибо за уточнение. Получается, что в этом районе два перевала Скачкова, на которые можно выйти с одноименного ледника. Второй упомянут, например, в отчете Титова от 2012 г.
 
перевалы и каталог

Да, это перевал Скачкова. Пройден в 1983 году группой Мельникова М.В. Второе достоверно известное прохождение - группой Бычкова Е.А. в 2014 году. И ещё: исходное название перевала Нансена - перевал Спортклуба НЭТИ. Впервые пройден группой Шмыкова В.Н. в 1981 году. Вся эта информация доступна в каталоге перевалов на сайте westra.ru
 
Фото 21

На фото 21 (якобы не пройденный перевал) - вроде как перевал Скачкова (2Б*). Первопрохождение, если не ошибаюсь, Мельников в 80-е гг.
 

Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2021 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100