Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Руководитель: А.Кавеев, Санкт-Петербург

Отчет о горном путешествии по Памиро-Алаю летом 2015. Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

15.08.15, 17-й день

Пер. Нансена – цирк пер. Фарахноу

Ясно

6 км

-480 м

+110 м

4 часа

Утром солнечная погода позволяет высушить намокшую за вчерашний день при прохождении водопада одежду и снаряжение. С седловины открывается вид на пер. Е. Абалакова (3А, фото 53) и Фарахноу (3Б, фото 54). В 11.00 выходим на спуск (фото 55). Провешиваем 2.5 веревки перил на спуск по ледовому склону (ставим бур-сбрасыватель), последняя через разрыв шириной 3 метра. Далее идем в связке по фирновому склону крутизной до 40 градусов. В нижней части есть выходы открытого льда, страховка через промежуточный бур. На ледник Фарахноу спускаемся в 14.00 и обедаем. Ледник открытый, закрытая часть находится при приближении к перевалу Фарахноу (фото 56). Тем не менее глубина фирнового чехла незначительная, трещины легко читаются и перешагиваются. Под перевальный взлет Фарахноу подходим за два получасовых перехода. Ставим лагерь в 16.30. Место выглядит достаточно мрачно (оправдывая свое название: “Фарахноу” – безрадостный, несветлый (тадж.)), т.к. рано оказывается в тени. Вечером руководитель поднимается за водой к ручью, стекающему по камням правой части перевального взлёта, и заодно провешивает перильную веревку до выхода на скалы.


Фото 52. Пер. Нансена со стороны лед. Фарахноу.


Фото 53. Вид на лед. Фарахноу и пер. Е. Абалакова.


Фото 54. Вид на пер. Фарахноу.


Фото 55. Характер спуска с пер. Нансена в верхней части.


Фото 56. Участок несложного закрытого ледника на подходе к пер. Фарахноу.

16.08.15, 18-й день

Пер. Фарахноу

Ясно

3 км

+200 м

-700 м

13 часов

Выход в 6.30. Начинаем подъем на перевал Фарахноу. Поскольку определяющая сторона у этого перевала – со стороны лед. Каратура, предполагаем возможность затягивания спуска и ночевку в разрывах на склоне со спусковой стороны. Относительно быстро поднимается до перильной веревки, провешенной вчера. В принципе, крутизна склона позволяет идти в три такта без перил, потому часть группы пользуется перилами, часть – нет. После прохождения перильной веревки крутизна склона слегка увеличивается, тем не менее в три такта подходим под основание скально-осыпного кулуара, выводящего на седловину. Крутизна кулуара – 30-40 градусов, протяженность 120 метров (фото 57). Чтобы войти в кулуар, нужно вылезти на скальную плиту высотой 2 метра, вылезать на край которой достаточно неприятно, т.к. в кулуаре лежит преимущественно средняя осыпь, которая легко сыплется с плиты (фото 58). Ведущий без рюкзака очень аккуратно поднимается в кулуар и провешивает 50 метров перил, закрепив петлей за выступ скалы сверху, где осыпь лежит несколько надежнее. Затем ведущий также аккуратно спускается за рюкзаком. Далее все по очереди поднимаются по перилам. В какой-то момент осыпь слегка поехала и был риск зацепить камнями стоящих внизу. Но в целом поднялись достаточно аккуратно. Первые 50 метров требуют повышенной внимательности. Остальную часть кулуара поднимались плотной группой, одновременно (фото 59). В сумме подъем по кулуару вместе с его обработкой занял полтора часа. У Хасдана в 1987 году кулуар был забит снегом, что, вероятно, облегчало подъём. На перевале наша группа была в 9.20. Фото 60 – вид в сторону лед. Фарахноу, на пер. Нансена. Обнаруживаем тур на большом отдельно стоящем камне посередине седловины. Снимаем записку Л. Хасдана 1987 года. В ней перевал почему-то назван Утрен. Видимо, ошибка, Утрен - это перевал в массиве Ак-Терек, ведущий с лед. Утрен (р.Ак-Терек) на лед. Райгородского (р.Калаимахмуд). Также в туре находим конфеты 1987 года (фото 138). Итого наша группа – первая, поднявшаяся на перевал за 28 лет. Кто бы мог в 1987 году подумать, что по седловине этого перевала будет проходить граница двух государств, при этом даже не России?


Фото 57. Скально-осыпной кулуар на пер. Фарахноу.


Фото 58. Верх скальной плиты в устье кулуара.


Фото 59. Подъем по кулуару в его верхней части.


Фото 60. Вид с пер. Фарахноу в сторону лед. Фарахноу.


Фото 61. Вид с пер. Фарахноу в сторону лед. Каратура.

Седловина перевала широкая, позволяет ночевать. На перевале сидим 40 минут, затем в 10.00 выходим на спуск (фото 61 – вид в сторону спуска, в Киргизию). Спусковая сторона – определяющая категорию сложности, и весьма протяженная. Идем в связке настолько долго, насколько это возможно. Если начинать слишком рано кидать перила, то гарантированно “закопаешься” и будешь ночевать непонятно где. Примерно 400 метров идем в связке без промежуточных буров, поскольку в верхней части разрывы неширокие и легко обходятся, при крутизне склона до 35 градусов. Склон фирновый. Затем начинаем крутить пару промежуточных буров. Так проходим еще 400 метров (крутизна склона до 40 градусов). Далее переходим на попеременную страховку, начинаем кидать спусковые веревки, поскольку крутизна склона уже достаточно большая, и группа утомилась от непрерывного движения в связке лицом от склона. Для ускорения процесса замыкающий не устанавливает бур-сбрасыватель или же ледорубную катапульту, а аккуратно спускается на нижней страховке, поскольку чувствует себя достаточно уверенно на таком рельефе. Преимущественно спуск последнего – лицом от склона, на некоторых более крутых участках – в три такта лицом к склону. Через 3х50 метров перил выходим на первый пояс разрывов (это примерно середина перевала), где обедаем с 13.00 до 14.15. В свое время на подъеме на пер. Землепроходцев, и на второй день подъема на перевал Нансена мы сделали ошибку – не пообедали на склоне, в результате подъем был излишне тяжел. Теперь подобную ошибку не делаем – обедаем (перекус с горячим чаем) на площадке в разрывах (широкий фирновый мост), размер примерно с палатку. Ведущий уходит на разведку спуска. После обеда полверевки траверса влево по ходу и веревка (50 м) спуска вертикально вниз, затем еще веревка. Далее еще 100 метров в связке. Затем еще 50 метров спуска по веревке, вновь 300 метров в связке, и мы выходим к ключевому участку – нижнему ледовому сбросу от края до края перевального взлета. Высота сброса – примерно от 200 до 70 метров. Мы находим самое узкое место сброса (слева по ходу). 40 метров спусковых перил по ледовой стенке (20 метров 50 градусов, 20 метров 70-90 градусов), затем веревка через 50-метровый разрыв: три элемента спуска с нависаний. Эта веревка у группы заняла 2 часа, участники спускаются сразу на всю длину веревки и выходят на пологий склон, где можно развязаться. Замыкающий закрепляет веревку на бур-сбрасыватель дважды, разделив свой спуск на два участка 40+10 метров, так как хотелось избежать возможного застревания сбрасывателя в разрывах. Завершение спуска – в темноте, при свете фонариков, в 20.00. Далее, небольшое время отдыхаем, затем в связке проходим еще примерно 300 метров и останавливаемся на ночевку в 21.00, т.к. в темноте двигаться по крутому леднику со значительными разрывами уже опасно. Итого прохождение перевала насквозь заняло у группы около 13 часов сплошной работы (обед и сидение на седловине примерно 2 часа). При движении в обратном направлении подъем по определяющей стороне, вероятно, может занять более ходового дня в силу протяженности склона. Единственное приемлемое место ночевки на склоне – в месте нашего обеда.

На следующее утро мы рассмотрели склон и убедились, что место спуска было выбрано оптимально, не взирая на то, что движение было сверху вниз, и просматривался не весь склон.

Перевал Фарахноу (3Б, 4732).Подъем на перевал со стороны лед. Фарахноу можно разделить на два участка (фото 62). Участок 1 – снежный (фирновый) склон крутизной до 40 градусов и протяженностью 200 метров. Участок 2 – скально-осыпной кулуар протяженностью 120 метров и крутизной до 40 градусов. Участок 1 возможно пройти в три такта, индивидуально, но можно и оперилить. Участок 2 – перила 50 метров в устье кулуара, затем движение плотной группой.

Спуск со стороны лед. Каратура, по определяющей стороне перевала (фото 63), можно разделить на 3 участка. Участок 1 - ледово-фирновый склон крутизной до 35 градусов, протяженностью 400 метров. Разрывы незначительны и легко обходятся. Движение в связке. Участок 2 – ледово-фирновый склон крутизной до 40 градусов, протяженностью 550 метров. Есть отдельные участки крутизной 45 градусов. Движение в связке через промежуточные буры, навеска 3х50 м перил на спуск. В этой части посередине склона проходит ледовый лавинный желоб шириной 2 метра и глубиной 1 метр. Участок 3 – три пояса разрывов, разделенные склоном крутизной до 40 градусов. 20 метров горизонтальных и 50 метров вертикальных перил на спуск через первый разрыв (крутизна 50-70 градусов). 50 метров вертикальных перил на спуск через второй разрыв (крутизна до 60 градусов). 20 метров 50 градусов + 20 метров 70-90 градусов + 50 метров 90-120 градусов (три нависания) через третий разрыв в наиболее узком его месте. Далее склон выполаживается. Фото 62-71 относятся к подъему и описанию выше.

Относительно опасности перевала. После свежих снегопадов перевал будет лавиноопасен. Также высока вероятность обширных ледовых обвалов как с нижнего ледосброса, так и с ледопада орографически слева от перевала. Лагерь желательно ставить на существенном удалении и вне старых следов обвалов.

Отметим, что информация о перевале, которая имеется в отчетах, устарела. Согласно описанию Л. Хасдана, (фото 72) в 1987 году ледовый сброс не проходил от края до края перевала, орографически слева был возможен спуск по относительно некрутому склону в связке, то есть главный из ключевых участков, определяющих в настоящее время сложность перевала, в 1987 году в принципе отсутствовал, хотя этот перевал уже тогда был категорирован как 3Б. Согласно имеющимся в интернете более поздним крокам (рис. 73), также предлагается вариант спуска/подъёма по ледовому ребру на стыке ледовой стены орографически правого рандклюфта и фронтального ледового сброса. Нам этот вариант кажется потенциально возможным, но гораздо более трудоемким: согласно нашему фото 71, данное ребро предполагает существенно более протяженный спуск/подъём, включающий участки ажурного и вертикального льда (в верхней и средней его части). Кроме того, судя по снятой с перевала записке 1987 года, этот вариант никем не проверялся. Таким образом, наш спуск осуществлялся в режиме, близком к режиму первопрохождения.


Фото 62. Взлёт пер. Фарахноу со стороны лед. Фарахноу.


Фото 63. Взлёт пер. Фарахноу со стороны лед. Каратура


Фото 64. Характер участка 1.


Фото 65. Лавинный желоб на участке 2. Ниже – первый пояс ледовых разрывов.


Фото 66. Вид снизу на участок 2.


Фото 67. Начало участка 3. Показано место возможной ночевки.


Фото 68. Вид на ледопад слева по ходу и на ледник Каратура. Движение по леднику влево за ближайшую скалу – к пер. Каратура.


Фото 69. Характер нижнего ледосброса: спусковая веревка.


Фото 70. Характер нижнего ледосброса: вид с дюльферного спуска.


Фото 71. Пер. Фарахноу. Вид на нижний ледосброс.


Фото 72. Из отчета Л. Хасдана (1987 г.)


Рис. 73. Вариант прохождения нижнего ледосброса

17.08.15, 19-й день

Лед. Каратура – подход под пер. Каратура

Ясно

5 км

-100 м

+400 м

5 часов

Выход в 12.00. Спускаемся вниз, за полчаса подходим под ледовые разрывы подъема на плато ледника Каратура (фото 74 – к перевалам Каратура, фото 75 – путь подъёма на плато), выводящее к перевалам Каратура (3А) и Каратура Вост. (3А). С моренного островка наблюдаем “в режиме реального времени” громадный ледовый обвал, прошедший неподалеку. До нас долетела снежная пыль. Весь склон под хребтом опасен, траверс этого склона делать нельзя, языки старых ледовых обвалов нужно обходить низом (фото 76).


Фото 74. Путь к перевалам Каратура.


Фото 75. Путь подъема на плато.


Фото 76. Безопасный путь от пер. Фарахноу по лед. Каратура в обход ледовых обвалов.

Выход на ледовое плато имеет несколько широких разрывов (фото 77 – разведка лидером пути через разрыв. На переднем плане – один большой ажурный мост). Движение в связке. В некоторых местах организация приема участников на страховке через буры при переходе через полутораметровые трещины (фото 78).


Фото 77. Разведка пути через разрывы.


Фото 78. Прохождение трещины на страховке.

Подъем на плато от места наблюдения за ледовым обвалом занял примерно час – приходилось делать разведку, а также организовывать страховку при переходе через трещины. Далее в связке идем по ровному закрытому леднику. Поначалу трещины практически отсутствуют. Затем по мере приближения к перевалу Каратура Вост. (фото 79, 80) ледник становится открытым, но и разорванным. Характер разрывов достаточно неприятный – трещины идут крестообразно, несколько раз заходили в своеобразные тупики, из которых приходилось или возвращаться искать обход, или перескакивать достаточно широкие трещины.


фото 79. Перевал Каратура Восточный (3А) и возможный путь подъема.


Фото 80. Перевалы Каратура и Каратура восточный.

В планах группы предполагалось решить на месте, какой из двух перевалов проходить. По пер. Каратура Вост. Имелась скудная информация из отчета Ю. Рассолова 1990 года о его прохождении с провешиванием более 20 веревок и ночевкой на стене. То, что мы увидели, не показалось нам имеющим длину 20 веревок. Фото 79 – возможный путь подъема в обход скального выступа слева и коротким траверсом гребня на седловину. Этот путь несколько более длинный, чем путь справа от выступа прямо на седловину, ноболее безопасный, т.к. правый путь явно камнеопасен.

Тем не менее, мы выбираем идти на пер. Каратура (фото 81), поскольку руководитель уже был на этом перевале в 2012 году, а группе хотелось некоторого психологического отдыха после двух 3Б подряд. Техническая сложность этих перевалов одинакова, при возможно (?) несколько меньшей протяженности перевала Каратура.


Фото 81. Пер. Каратура.


Фото 82. Путь к пер. Каратура.

По леднику до места обеда идем примерно час. Обедаем у окончания пологой части ледника (есть вода), и за четыре получасовых перехода обходим слева по ходу ледник, выводящий под перевал Каратура. Подъем достаточно пологий и без разрывов, требующих хождения в связке (фото 82).

В цирке перевала есть достаточно ровное поле, где можно поставить палатку (мусор от предыдущей группы тоже есть). Мы поднимаемся по ледовому склону еще на сотню-полторы метров, поближе к перевалу. Возможно, напрасно, т.к. ровной площадки уже не нашли, и пришлось ровнять площадку ледорубами, ставя лагерь уже в сумерках.

18.08.15, 20-й день

Пер. Каратура – лед. Юлдыша – подход под пер. Башня

Ясно

5 км

+570 м

-330 м

9 часов

Выход в 8.15. За полчаса подходим под перевальный взлет. По лавинному конусу переходим бергшрунд (опять маленький водопадик) и начинаем сразу же вешать перила. Крутизна склона от 45 градусов на первых веревках до 55 посередине и в верхней части перевала. Мы выбрали путь левее по ходу первого скального пояса, затем плавный уход вправо. Этот вариант позволял избежать падения камней с первого пояса, но имел два недостатка. Во-первых, камни со второго, верхнего пояса скал все равно летели. Во-вторых, пришлось пересекать несколько широких желобов в фирне. Самые глубокие желоба были глубиной порядка двух метров при ширине 1.5-2 метра. На дне желобов был лед, тогда как характер всего склона был чисто фирновый. Спуск в такой желоб и подъем из него с рюкзаком, особенно по перилам, физически тяжел. Станции на бурах удалось сделать на первых 3-4 веревках. Далее делали станции на ледорубном кресте. По мере освещения склона солнцем фирн раскис, а по желобам пошли камни. Всего до седловины было провешено 10.5 веревок по 50 метров, последние полверевки – на бурах. Вероятно, более правильный путь был бы правее нашего (если удастся найти переход через бергшрунд), так, чтобы не оказываться под вторым скальным поясом. Первый пояс можно миновать относительно быстро, и не пересекать большую часть желобов в фирне, что очень трудоемко и небезопасно. Протяженность и ориентация склона таковы, что пройти его до выхода на него солнца невозможно, необходимо продумывать наиболее камнебезопасный путь, т.к. камнями простреливается весь взлет, перекрываемый двумя поясами скал. Вообще подъем по крутому, протяженному, глубокому, да еще и раскисшему фирну достаточно тяжел физически. Последняя пара веревок проходилась, когда солнце ушло со склона и фирн тут же затвердел, что несколько облегчило работу. Весь подъем занял семь с половиной часов (фото 84, 85 – элементы работы на перевале, фото 86 – вид на пер. Толстова (3А), фото 87 – седловина перевала). Обедали на седловине, на которую первый участник вышел в 16.20. Седловина относительно узкая, но места под палатку есть. Смысла ночевать на седловине нет, т.к. спуск на верхнее плато ледника Юлдыша очень короткий – порядка 50-100 метров траверса влево по ходу фирнового склона крутизной 30 градусов, подрезанного снизу бергшрундом шириной порядка метра (необходима страховка). Спуск начинается от скал в левой по ходу части седловины. Тур там же.

Перевал Каратура (3А, 4872, фото 83).Подъем на перевал сначала проходит по лавинному конусу через бергшрунд. Затем опериливается фирновый склон протяженностью чуть более 500 метров (10.5 веревок у нашей группы). Крутизна склона 45-55 градусов. Страховка на бурах в начале и в конце, на ледорубах или фирновых якорях в основной части подъёма. При выборе пути рекомендуется избегать прохождения вертикальных желобов в фирне. Спуск с перевала на плато Юлдыша – около 50 метров траверса влево по ходу 30-градусного фирнового склона и переход бергшрунда шириной 1-1.5 метра.

Опасность перевала: желателен ранний выход на склон, т.к. перевал камнеопасен. Падение камней наблюдалось с обоих скальных ярусов (см. фото 83). В основном левее по ходу пути подъема. Но указанный на фото путь тоже простреливался, необходимо наблюдение за склоном. Нахождение в фирновых желобах необходимо сводить к минимуму, хотя лед в них в принципе позволяет организовать станции на бурах. После снегопадов склон будет лавиноопасен.


Фото 83. Подъем на пер. Каратура. Красный цвет – путь группы. Зеленый цвет - вероятный более оптимальный путь.


Фото 84. Обход края первого скального яруса.


Фото 85. Верхняя часть перевального взлёта.


Фото 86. Вид на пер. Толстова с подъёма на пер. Каратура.


Фото 87. Седловина пер. Каратура.

После обеда связываемся. Спускаемся на плато Юлдыша и делаем еще два получасовых перехода в сторону пер. Башня (фото 88). Придерживаемся в основном левой по ходу стороны. Фото 89 – вероятная седловина перевала Каратура Вост. Плато представляет собой местами открытый, местами закрытый ледник. Трещины в основном легко читаются, хотя было несколько исключений – трещины, не выделяющиеся цветом снега и с незаметным началом. Фирн на плато отличается по консистенции от фирна в других местах маршрута. Возможно, это связано с высотой плато (4600-4800 метров). Останавливаемся в 18.00 неподалеку от первых значительных разрывов ледника, ближе к пер. Башня, находим воду в складках ледника.


Фото 88. Вид на пер. Башня с верховьев лед. Юлдыша.


Фото 89. Вероятная седловина пер. Каратура Вост. С плато Юлдыша.

19.08.15, 21-й день

Пер. Башня – лед. Рама до нижнего ледопада

Ясно

5 км

-100 м

+60 м

-580 м

9 часов

Выход в 8.45. За полчаса подходим под перевал Башня (фото 90). Движение в связке. Разрывы позволяют подойти достаточно близко к перевалу. Двое участников располагаются на отдых и снимают рюкзаки. Другая двойка идет обрабатывать перевал (фото 91, 92). Двух веревок по 50 метров перил оказывается недостаточно. Первая веревка – почти горизонтальные перила, траверс натечного льда крутизной 45 градусов. Лед жесткий, инструменты выкалывают линзы. Экспозиция перевала такова, что его взлет со стороны лед. Юлдыша достаточно долгое время остается в тени, потому довольно холодно, работать приходится в пуховках. Вторая веревка – примерно 20 метров траверса, и еще 30-40 метров по “бутылочному горлу” – узкому языку натечного льда шириной от полутора до шести метров, крутизной от 70 до 80 градусов. До верха этой веревки (при прохождении ставим 4 промежуточных бура) оказывается недостаточно. Поэтому приходится прокинуть 15 метров расходной веревки (пригодилась не только на Каратуре, но и здесь), надвязать ее стременем и закрепить за старую спусковую петлю на камне наверху. Удачей было то, что эта петля была довольно свежая, из относительно новой веревки, завязанная вокруг надежного камня. Это позволило сэкономить время, и не копиться группе на станции в начале второй веревки. В итоге вся группа более-менее была занята работой: ведущий спускается за своим рюкзаком, двое уже замерзших участников идут на контроль промежуточной станции, страхующий из первой двойки выходит на перевал. Последние 10 метров льда (примерно 40-45 градусов), за перегибом, завалены камнями, которые легко можно сбросить на поднимающихся снизу участников, уклониться будет невозможно, поэтому требуется повышенная аккуратность. Весь подъем группы занял чуть менее 6 часов. Разрыв во времени между выходом первого и последнего участников на перевал был довольно значительным и составил более двух часов. Первый поднявшийся участник даже успел за это время подсушить на седловине мокрые вещи. На перевале обедаем, натопив воду из фирна. На седловине снимаем записку группы из белорусского ТК “Гелиос” (рук. Осипов С.) от 16.03.2013, обнаруживаем 2-3 чужих спусковых петли на камнях, свидетельствующих о том, что перевал достаточно часто посещался в направлении прохождения с лед. Рама на верховья лед. Юлдыша. Обедаем и в 16.00 идем на спуск. За 15 минут спускаемся в сторону лед. Рама. Открывается подробный вид на пер. Абалакова слева по ходу (фото 93).

Перевал Башня (2А-2Б по разным классификаторам, 4509)Подъём на перевал со стороны лед. Юлдыша (фото 91) технически интересен: 80 метров траверса 45-градусного склона натечного льда, и около 30-40 метров натечного льда крутого, до 70-80 градусов, далее последние 10 метров – 40-45 градусов. Спуск с перевала в направлении перевала Е. Абалакова (фото 94) не представляет сложности – около 50-70 метров средней осыпи крутизной до 35 градусов. В конце осыпи, в месте выхода на закрытый ледник, сразу же имеются трудночитаемые разрывы, необходимо движение в связке. Прохождение перевала в этом направлении требует наличия в группе хорошего ледового лидера. В случае отсутствия ледового языка потребуется подъем по 90-градусной скальной стене. Порода достаточно трухлявая и сыпучая, подобный подъем на крючьях или закладках может быть опасен и, опять-таки, потребует наличия в группе хорошего лидера, но на этот раз скального.

Отметим, что подойти к взлету ближе, с тем, чтобы хватало двух веревок по 50 метров, проблематично, т.к. одновременная страховка не первом участке опасна, нужна перильная страховка и организация станций.

Прохождение перевала в обратном направлении (со стороны лед. Рама) не представляет технической сложности, но, скорее всего, потребует наличия в группе пары удлиненных (хотя бы по 60 м) веревок для дюльферного спуска или необходимости делать на спуске перестежку через узел.

Перевал служит для перехода между верхним и нижним полем лед. Юлдыша в обход огромных сбросов ледопада. Этот ледопад состоит из двух ступеней. Первая начинается сразу же под перевалом (фото 95 – вид с перевала вниз, на эту ступень). Спуск/подъем возможен, но требует нескольких веревок по очень крутому разорванному льду. Вторая ступень видна со стороны нижнего ледового поля лед. Юлдыша (фото 96) и также требует протяженного дюльферного спуска (или перильного подъема) среди сераков. Переход через пер. Башня более безопасен и позволяет существенно сэкономить время и силы.


Фото 90. Пер. Башня со стороны лед. Юлдыша.


Фото 91. Обработка перевала Башня.


Фото 92. Обработка перевала Башня.


Фото 93. Вид на пер. Е. Абалакова со стороны пер. Башня.


Фото 94. Спуск с пер. Башня в сторону пер. Е. Абалакова.


Фото 95. Вид с пер. Башня на первую ступень ледопада Юлдыша.


Фото 96. Вид на вторую ступень ледопада Юлдыша с нижнего поля ледника.

После спуска с перевала движемся в связке по закрытому леднику (фото 97 – вид в сторону ледника Рама). В основном придерживаемся правой по ходу части ледника, постепенно забираем левее, крутизна склона увеличивается и через полчаса мы выходим к участку открытого льда крутизной до 40 градусов и протяженностью 50 метров (фото 98 – вид на этот участок снизу). Провешиваем перила, последний участник спускается аккуратно на нижней страховке. Спуск камнеопасен, т.к. лежит много вытаявших камней. При спуске придерживаемся правой по ходу стороны склона. Наблюдали падение камней по центральной и левой части. Далее в связке продолжаем движение по открытому широкому леднику орографически слева. Трещины в верхней части, шириной до 1-2 метров, проходятся по надежным мостам. Фото 99 – вид на верховья лед. Рама в сторону пер. Е. Абалакова. Через 300 метров выходим на широкое поле нижней части лед. Юлдыша (фото 100), значимых трещин практически нет, развязываемся и продолжаем движение по леднику. За спиной видим одну из двух ступеней ледопада Юлдыша (фото 96). По леднику Рама делаем еще чуть менее трех получасовых переходов и выходим к гигантскому ледовому обрыву (фото 101) – нижнему ледопаду Рама. Ставим лагерь в 18.50, и руководитель группы идет на разведку вариантов спуска.


Фото 97. Спуск в сторону нижнего поля лед. Юлдыша.


Фото 98. Вид снизу на финальный участок спуска на ровное плато нижней части лед. Юлдыша.


Фото 99. Вид на цирк пер. Е. Абалакова.


Фото 100. Нижнее поле ледника Юлдышаа.


Фото 101. Подходим к началу нижнего ледопада Рама.

Ледопад Рама представляет собой ледопад протяженностью примерно 800-1000 м с перепадом высот 400 м, соединяющий верхний и нижний ледники Рама. Нам известно о 3-4 случаях прохождения этого ледопада как вверх (2010 год, группа Прибылова), так и вниз (2007-й год, группа Кушманцева). Сложность ЛП оценена группами как 2Б-3А. В описаниях прохождений ледопад был охарактеризован как “очень красивый, но опасный”, и “относительно спокойный”. Для нашей группы альтернативой прохождения ледопада Рама на спуск было прохождение пер. Е. Абалакова на подъём со стороны лед. Рама и дальнейший выход на Зеравшанский ледник по леднику Фарахноу. Этот вариант был психологически гораздо легче, т.к. руководитель группы проходил подобным путём в 2012 году. Но нам вариант с ледопадом Рама был интереснее с точки зрения исследования нового района. Кроме того, вариант с пер. Е. Абалакова был существенно тяжелее физически – подъем до 5000 м на перевал 3А к.с. вместо спуска по ледопаду, особенно с учетом того, что на 21-й день похода группа уже была достаточно усталой. В итоге было принято решение после пер. Башня попробовать пройти на спуск ледопад Рама.

Ледопад при осмотре сверху вниз производит грандиозное впечатление. Высота отдельных ледовых башен достигает 100 метров. Путь спуска/подъема по центру ледопада (т.е. путь, которым пользовались предыдущие группы) при осмотре его сверху показался слишком опасным, т.к. представлял собой сплошной завал из свежих рухнувших сераков в верхней части ледопада (фото 102 – вид на центральную часть ледопада). В итоге был выбран путь спуска орографически слева, по ледовой башне. Этот вариант при осмотре сверху первоначально показался безопаснее, т.к. не было необходимости лезть в очевидную зону обвалов по центру верхней части, также частично просматривался путь дюльферного спуска в пределах первой веревки. Из очевидных минусов этого варианта была техническая сложность спуска (провешивание спусковых веревок по протяженному вертикальному и отрицательному льду), а также необходимость разведки, т.к. весь путь спуска сверху не читался.


Фото 102. Вид на центральную часть ледопада Рама с одной из ледовых башен орографически слева.

20.08.15, 22-й день

Нижний ледопад Рама

Ясно

2 км

-540 м

6.5 часов

Выход в 7.30. После завтрака сразу же связались пошли к намеченной накануне точке спуска. 200 метров в связке среди широких (до 10 метров) разрывов, по ледовым мостам (фото 101). Мосты достаточно надежные, обходились без промежуточных буров. Точка спуска – вершина ледовой башни орографически слева (фото 103 – вид вниз с этой точки). Принято решение первому участнику спуститься вниз на веревку, взять с собой вторую веревку, при необходимости провесить ее вниз и спуститься по ней на дальнейшую разведку спуска. Мы оставляли возможность принятия решения об отказе от спуска по ледопаду и возврата в верховья, к пер. Е. Абалакова, в случае невозможности спуска. Такой вариант был бы очень тяжелым, но осуществимым – времени в обрез, но хватало при хорошей погоде.

Спустившись на 35-40 м по стенке крутизной около 90 градусов (фото 104 – первая веревка спуска), на небольшую ледовую площадку, ведущий увидел возможность спуска еще на 50 метров на скальный лоб. Было принято решение спускаться этим путем. Вторая веревка (фото 105) была технически сложной и представляла собой череду карнизов и нависаний. Трое участников спускались с осуществлением дополнительной верхней страховки второй веревкой, чтобы избежать переворота с рюкзаком при спуске с карнизов. Последний участник спускался, закрепив веревку не на сбрасывателе, а на ледовой проушине, чтобы избежать застревания сбрасывателя в трещинах сверху. Группа собралась под защитой небольшого ледового нависания (фото 106 – вид с данной точки на висячие цирки верховьев ледника Рама). Далее вариантов движения было два – “плохой” и “очень плохой”. Первым вариантом был спуск по скальному лбу крутизной 30 - 45 градусов (50 метров) в пологий широкий кулуар, заваленный ледовыми глыбами и дальнейший спуск пешком до выполаживания ледопада. Второй вариант – траверс скального лба к центру ледопада, переход центрального ледового желоба и уход в ледопад с дальнейшим его распутыванием. Первый вариант был очень опасным в силу возможных ледовых обвалов по кулуару. Второй вариант был тоже опасен, т.к. из ледопада по центру периодически были слышны звуки падающих сераков. К моменту принятия решения было уже 11 часов, и ледопад во всю освещался солнцем. Находиться том месте, в котором находилась группа, также становилось всё опаснее – сверху непрерывным потоком шли мелкие кусочки льда – предвестники чего-то возможно покрупнее. Вариант с вхождением в ледопад означал дальнейшую возможную продолжительную работу под сераками, освещаемыми солнцем. Поэтому было принято решение в пользу наиболее быстрого спуска – по кулуару. Была провешена веревка 50 метров на спуск по скальному лбу до кулуара (фото 107 – вид на этот участок), далее ведущий укрылся за ледовой глыбой посередине кулуара, наблюдая за возможными обвалами. Иного укрытия не было. Весь спуск по скале непрерывно простреливался кусками льда и камнями. Далее двое участников спустились в кулуар, и по сплошной “ледяной морене” прошли примерно 50 метров (также простреливаемых) до стыка кулуара с центральным ледовым желобом ледопада (фото 108 – вид на устье центрального желоба). Здесь было некоторое укрытие от кусков льда, непрерывно летевших сверху. Далее спустился замыкающий, были сброшены спусковые веревки и двойка практически бегом спустилась до укрытия. Затем группа пересекла центральный ледовый желоб, прошла еще примерно 50 метров (фото 109) и вышла на несколько более безопасный участок. В этом месте можно было уйти в ледопад вправо по ходу, здесь он уже был более пологий. Либо можно было выйти на зачехленный лед слева. Был выбран второй вариант в силу того, что он позволял, опять-таки, спуститься вниз существенно быстрее. Спуск до выполаживания занял около получаса. Далее группа прошла еще около 200 метров по ледовым наплывам до окончания ледопада, где сняли обвязки и пообедали в 13 часов.

В этот день мы прошли еще пару получасовых переходов по морене, зачехляющей нижний ледник и поставили лагерь в 16 часов, найдя воду под камнями. По пути придерживались орографически левой стороны, не выходя на открытый ледник. Вначале по ходу приходилось перелезать через моренные валы, но затем морена стала очень ровной, идти стало существенно легче.

Ледопад Рама (2Б-3А).Технически ледопад, по нашему мнению, соответствует скорее 3А к.с., поскольку содержит элементы обработки вертикального и отрицательного льда при любых вариантах прохождения. Не исключено, что в зависимости от того, проходится ли ледопад на подъем или на спуск, пути прохождения будут существенно разные.

Опасность ледопада. По нашему мнению, ледопад предельно опасен. Хотя он и является логичным путем, ведущим на лед. Юлдыша, мы не рекомендуем его к включению в нитки маршрутов. Любой вариант прохождения будет игрой в “русскую рулетку”, т.к. неизбежно предполагает продолжительную работу под сераками в живом ажурном ледопаде, освещенном солнцем. На фото 110 представлен наш путь спуска красным цветом и альтернативный путь – зеленым цветом. Мы допускаем существование вариантов обхода зон обвалов при спуске по центру, но нами они не были отмечены. На подъем логичнее идти, вероятно по альтернативному пути, с обязательной предварительной разведкой верхней части. Вопреки описаниям других групп, ледопад не был “спокойным”. Звуки падений сераков в центральной части были слышны регулярно. Мы наблюдали непосредственно при пересечении центрального ледового желоба обвал огромного серака над нами, в верхней части ледопада. Обширные ледовые обвалы по центральному желобу мы наблюдали 3 или 4 раза. В случае ледового обвала по спусковому кулуару укрытия отсутствуют. При освещении солнцем падающие мелкие куски льда и камни наблюдались нами непрерывно. Несколько менее рискованным вариантом будет быстрый спуск и прохождение по крайней мере верхней половины ледопада до его освещения солнцем. Но с учетом того, что солнце начинает освещать верх ледопада в 9.00, а видимость появляется примерно в 6.00, трех часов на прохождение этой части может быть явно недостаточно в случае необходимости продолжительной перильной работы в ледопаде, что зависит как от года, так и от подготовки группы, а также везения группы при выборе пути спуска. Прохождение же на подъем практически гарантирует “работу под солнцем” при любой тактике. Возможно, более оптимальным вариантом для подъема был бы промежуточный вариант: первая половина дня – работа по центру ледопада в нижней его половине, которую можно пытаться пройти в связке более-менее быстро, затем разведка верхней части с поиском обхода зон свежих обвалов (возможно, даже с ночевкой, состояние будет зависеть от года), пересечение центрального желоба на уровне скального лба (зелёный путь на фото) и дальнейшая обработка порядка 80 метров вертикального и нависающего льда. Это хотя и технически сложнее, чем прохождение по центру, но позволяет уйти из-под заведомо ненадежных сераков. Впрочем, этот вариант будет очень тяжел, потребует неоднократного раздельного подъёма рюкзаков, целесообразность этого варианта не очевидна, и, еще раз повторимся, мы не рекомендуем этот ледопад к прохождению. Но … “Изнутри” ледопад очень красив. Фото 111 – вид на ледопад с низовьев ледника Рама.


Фото 103. Вид вниз с начальной точки спуска. Темный провал – ледовый кулуар-мусоросборник.


Фото 104. Первая верёвка спуска.


Фото 105. Нижний участок второй веревки спуска.


Фото 106. Вид на висячие цирки ледника Рама со спуска по ледопаду Рама.


Фото 107. Верхняя часть спуска по скальному лбу.


Фото 108. Устье центрального ледового желоба.


Фото 109. Спуск по “ледяной морене”.


Фото 110. Ледопад Рама, варианты прохождения. Красным цветом – наш путь спуска. Синим цветом – альтернативный путь. Зеленым цветом – третий возможный вариант.


Фото 111. Вид на ледопад с низовьев ледника Рама.

21.08.15, 23-й день

Нижний ледник Рама – устье р. Рама

Переменная облачность

13 км

-620 м

6.5 часов

Выход в 8.30 Примерно в одном получасовом переходе от нашего лагеря, если перейти открытый ледник, находилось приятное озерцо с обширными ровными травянистыми площадками. Однако вчера мы до него не дошли. Сегодня мы продолжили движение по орографически левой стороне морены. После 2-х получасовых переходов мы уперлись в разорванную часть ледника на стыке с небольшой горной речкой, стекающей со скал слева. Переходим через открытый ледник, по камням переходим поток шириной около 3 метров и выходим на ровную поросшую травой старую морену орографически справа. В принципе, перейти на ту сторону можно было и раньше, у озерца, но и по левой стороне до этого момента шлось достаточно удобно. Делаем еще 6 получасовых переходов, придерживаясь орографически правой части. Тропы нет. Ледник постепенно расширяется, появляются значительные ледовые сбросы. Мы прижимаемся ближе к правому борту, т.к. сбросы в основном находятся по центру. В какой-то момент мы траверсируем старый засохший селевой вынос, существенно облегчивший путь, т.к. он завалил моренные складки на протяжении нескольких сотен метров. Путь достаточно однообразен – по каменистому грунту или по камням. На всем протяжении пути нормальной воды нет, необходимо брать с собой, либо придется пытаться цедить мутную воду с ледосброса. Пару раз попадались маленькие озерца (почти лужи) со стоячей водой, брать которую не рискнули. Над стыком ледников Рама и преображенского постепенно уходим влево по ходу, чтобы не попасть в зону разрывов. Обедаем на попавшемся случайно небольшом снежничке. Если бы снежника не было, то вода для обеда отсутствовала бы еще пару переходов, вплоть до выхода к реке Рама. После обеда траверсируем левый по ходу склон. Видно, что весной с этого склона активно идут сели. Тем не менее, попадаются стожки сена, заготовленные пищухами на просушку, иногда слышен писк пищух. Погода начинает портиться – над нами пока что голубое небо, но верховья затягивает тучами. После двух получасовых переходов упираемся в обрыв, переходим речку по осыпи на правый берег, проходим еще 200 метров и упираемся в прижим. Справа по ходу пути нет (глинистые обрывы) единственный вариант – переход по ледовому мосту обратно на левый берег и обход прижима верхом, с набором высоты примерно 50 метров. Фото 117 - обход и траверс прижима. Нужно двигаться достаточно аккуратно, есть куда падать. Далее вновь спускаемся к реке, проблем с прохождением уже нет – идем либо по ровному сухому руслу, либо, кое-где, аккуратно траверсируем по камням у самой воды. В отчете группы, посещавшей ледник Преображенского, описывалось, что со стороны Зеравшана необходим траверс склона над местом втекания р. Рама в р. Зеравшан, с набором до 50-100 метров. Мы видели, что необходимости в этом излишнем наборе нет, всю р. Рама вплоть до прижима можно пройти аккуратно орографически слева, без набора высоты. Если в дальнейшем этот прижим будет разрушаться, то прохождение вдоль реки будет представлять существенную трудность.

Через 3 перехода выходим в долину р. Зеравшан и начинаем движение в сторону лед. Зеравшанский. Через 200 метров движения находим кош. Неподалеку пасутся лошади. Проходим еще 200 метров и ставим лагерь. За водой ходим на реку – до нее примерно 7 минут ходьбы. Таким образом, за сегодняшний день сделано 13 получасовых переходов.

Фото 112 – 120 относятся к описанию пройденного в этот день пути.


Фото 112. Характер движения по моренному чехлу ледника Рама.


Фото 113. Старые ледосбросы ледника Рама.


Фото 114. Открывается вид на р. Зеравшан.


Фото 115. Вид на устье ледника Преображенского в месте слияния с ледником Рама.


Фото 116. Вид на устье ледника Преображенского в месте слияния с ледником Рама.


Фото 117. Прижим на р. Рама.


Фото 118. Вид на прижим сверху.


Фото 119. Характер траверса левого берега р. Рама.


Фото 120. Лагерь в пойме р. Зеравшан.

22.08.15, 24-й день

Долина р. Зеравшан – устье лед. Зеравшанский – р. Парак

Пасмурно, дождь.

6 км

+60 м

3 часа

Выход в 9.00. Идем вверх вдоль р. Зеравшан. Проще двигаться ближе к реке, не нужно перелезать через груды камней (фото 121 – характер пути на этом участке). За 3 перехода подходим к разливу, образовавшемуся в месте слияния р. Зеравшан и речки из-под ледника Фарахноу. До этого момента движение было по травянистым полянам с отдельными старыми моренными выносами. Далее приходится подняться на достаточно высокий, метров 50, моренный холм, чтобы обойти разлив, и затем выйти на моренные выносы Зеравшанского ледника. Обедаем, сделав еще два получасовых перехода, делаем разведку. Наиболее простой и короткий путь – прямо над истоком р.Зеравшан, в том месте, где поток выходит из-под ледника. Подниматься по леднику выше нецелесообразно. От места обеда поднимаемся на моренные валы, проходим над потоком. Поток очень мощный, впечатляет (фото 122, 123). Далее достаточно легко находим путь к устью р. Парак и нашей заброске – нужно всё время держать направление на ущелье Парак. Всего с места обеда был сделан один получасовой переход. Весь день погода была пасмурная, из ущелья Рама тянуло тучи, мы ушли оттуда очень вовремя. Последний переход за сегодня мы сделали уже под достаточно сильным дождём.


Фото 121. Характер пути по руслу р. Зеравшан в сторону Зеравшанского ледника.


Фото 122. Над истоком реки Зеравшан. На заднем плане – речка из-под ледника Фарахноу.


Фото 123. Над истоком реки Зеравшан. На заднем плане – речка из-под ледника Фарахноу.

23.08.15, 25-й день

Р. Парак - Долина р. Зеравшан

Пасмурно, дождь.

23 км

-910 м

6 часов

Погода сегодня целый день плохая – пасмурно, временами дождь. Особой помехи это нам не создало. Сегодня мы спускаемся вдоль р. Зеравшан как можно ближе к переправе-вагончику. Бродим реку Парак в 6 утра, снова стеночкой, глубина чуть выше, чем по колено, пересекаем два рукава. Далее перекладываем вещи, завтракаем. За 12 получасовых переходов мы практически доходим до переправы (оставив на завтра один переход, чтобы не ночевать совсем в населёнке, ставим лагерь у последнего перед переправой притока). Вниз налегке идется гораздо легче. Этот же путь с челноком в начале похода занял у нас три дня. По дороге вновь бродим те же самые притоки. Воды стало меньше, на некоторых бродах удается даже не промочить ног. Вечером в лагерь заходят местные пастухи, происходит традиционный обмен дарами: мы им даем шоколадку, они нам – лепешку.

Сегодня по спутниковому телефону созваниваемся с водителем, договариваемся о встрече: “Проеду настолько вверх, насколько смогу”. То есть предстоит где-то искать его машину.

24.08.15, 26-й день

Переправа через р. Зеравшан – кишлак Дехавз - Душанбе

Переменная облачность

3 км

-50 м

0.5 часа

Встаем в 7.00. Завтракаем, собираем лагерь, делаем около одного получасового перехода, и вместе со вчерашними пастухами переправляемся через реку. Далее выясняем на счет возможной машины до Дехисора. Машина находится через несколько часов. Это время мы проводим в гостях у неизменно гостеприимных таджиков – принимаем их приглашение, угощаемся сметаной, лепешками и конфетами. В ответ также делимся конфетами (детям), отдаем веревку, пару ботинок, запасную карту района и антибиотики. По-русски разговаривают лишь несколько человек.

После обеда на местном джипе доезжаем до кишлака Дехавз. Те две речки, которые ранее мы не могли проехать на машине, сейчас проезжаем без проблем. В кишлаке ужинаем дома у подвезшего нас водителя, готовимся ночевать. Вечером приезжает наш водитель из Душанбе и предлагает ехать ночью. Мы в некоторой растерянности соглашаемся.

Выезжаем в 20.00. К утру, примерно в 9.00, оказываемся в Душанбе. Вновь располагаемся на СЮТ. Далее, естественно, арбузы, виноград, шашлык и т.д. Еще одна ночевка, еще один день, посещаем главный музей города (фото 124) и под вечер следующего дня нас отвозят в аэропорт. Кстати, в Душанбе есть и другие достопримечательности – еще один краеведческий музей, площадь с установленным на ней танком Т-34, площадь с памятником Исмаилу Сомони, музыкальный фонтан (в 8 ч. вечера). Вполне достаточно для прогулок и осмотров на пару дней.


Фото 124. Центральный городской музей г. Душанбе.

Ниже несколько сюжетных фото.


Фото 125. Итоги полевого ремонта.


Фото 126. Закат.


Фото 127. Вызов автотранспорта.


Фото 128. Глиняные жилища.


Фото 129. Причёска.


Фото 130. Цветы.


Фото 131. Водопадик.


Фото 132. После спуска с ледопада Рама.


Фото 133. В таджикской гостевой комнате.

Перевальные записки - фото 134, 135 и 136.


Фото 134. Перевальные записки.


Фото 135. Перевальные записки.


Фото 136. Из тура на пер. Фарахноу.

Выводы

Пятиминутную нарезку сюжетов из нашего похода можно посмотреть здесь:

https://youtu.be/LYR4xmQD2jo

Район Матчинского горного узла достаточно редко посещаем – примерно 1-3 группы в сезон. Это объясняется как удаленностью района (по сравнению с Памиром), продолжительной горной дорогой, так и достаточно длинными подходами к высокогорной зоне. Вместе с тем, относительно небольшая по меркам высотных горных походов (4500 – 5000 м) высота перевалов в сочетании с их высокой технической сложностью делают район очень интересным для горных походов и путешествий 4-6 к.с. Многие перевалы забыты уже десятки лет, многие вполне логичные пути не пройдены ни разу. Этот район также может быть интересен для альпинистов любого уровня подготовки, хотя инфраструктура для этого вида спорта там отсутствует.

По категорийности перевалов. Перевал Нансена однозначно следует оценивать как 3Б, его техническая сложность несколько выше, чем у пер. Фарахноу. Перевалы Фарахноу, Землепроходцев и Каратура соответствуют своей категории 3Б, 2Б и 3А, соответственно. Категорийность пер. Башня на подъем по технике соответствует скорее сложной 2А, хотя здесь мы не беремся судить однозначно. На спуск, как его обычно проходят, этот перевал никакой сложности не представляет, хотя требует осторожности в силу камнеопасности.

Сухой стиль отчета, конечно, не передает испытанных нами в этом походе эмоций. Что больше всего запомнилось, кроме технической работы и горных красот, ради которых мы и ехали?

Таджикские дети, машущие руками вслед нашей машине.

Бесконечные “каменоломни” Зеравшанских морен под палящим солнцем, единственная бутылка воды на всех, которую делили глотками.

Подъем на перевал Землепроходцев, когда с непривычки отдыхаешь дольше, чем движешься.

Массив скалы, отколовшийся у перевала Нансена.

Прохождение водопада на ИТО и перила по карнизам.

Обвал льда рядом с перевалом Фарахноу.

“Фирновая ванна” перевала Каратура.

Ледовые башни ледопада Рама и спуск.

Норы пищух, которые когда-нибудь уничтожит очередной сель.

Обеденный стол и добрые напутствия в кишлаке, в день нашего отъезда.

Много всякого.

Советы

По итогам мероприятия можно сформулировать несколько основных советов другим группам, идущим в этот район.

1. Регистрироваться в различных организациях, чем больше, тем лучше – принимающая сторона, КЧС, страховая компания. В случае ЧП повышается шанс, что хоть кто-то предпримет какие-то меры. Необходим договор КЧС со страховой компанией. Наличие спутникового телефона и координатора на "большой земле" обязательно.

2. Оформлять пропуск в погранзону крайне желательно (пересекать границу с Киргизиейформальнонельзя, это следует учитывать в нитке, подаваемой при оформлении пропуска). При заходе со стороны Дехисора могут проверить с некоторой вероятностью (есть застава, но без шлагбаума), при заходе по долине Ярхыч проверят обязательно. Известны случаи, когда группы не были пропущены. Организационных нареканий в этом плане к “Памир Пикс” не было. Регистрацию желательно делать через турфирму, т.к. самостоятельная регистрация может отнять неоправданно много времени.

3. Мелкие поборы со стороны таджикских милиционеров все еще не искоренены.

4. Не исключена вероятность того, что придется добираться на нескольких машинах последовательно, т.к. некоторые реки в конце июля – начале августа еще слишком полноводны и непроходимы для транспорта.

5. Учитывать при планировании, что на подходах придется делать челнок в случае достаточно длительного похода. Также учитывать большую протяженность и разорванность моренных чехлов на ледниках, замедляющую прохождение.

6. Учитывать, что погода будет скорее всего солнечная (иметь запасные солнцезащитные очки на группу!), что приведет к повышенной камнеопасности и риску ледовых обвалов – специфика района. Однако, как показал опыт, дни непогоды тоже бывают. Но лавиноопасность района – минимальная.

7. Обилие ледовой техники, а также фирновых склонов, требует наличия в группе подготовленного ледового лидера и адекватного ледового снаряжения.

КоординатыGPSосновных пунктов маршрута.

Переправа-вагончик 39.42787 070.34441

Лагерь 2 39.43464 070.38274

Лагерь 3 39.45160 070.43434

Лагерь 4 – устье р. Парак 39.46379 070.48712

Снежник, где можно пообедать при выходе с Зеравшанского ледника на орографически правый склон 39.47420 070.50501

Лагерь 5 39.47593 070.51311

“Райская поляна” над Зеравшанским ледником 39.47680 070.52884

Лагерь 6 (“Балкон” над устьем лед. Толстова) 39.50273 070.56973

Лагерь 7 39.516782 070.591148

Лагерь 8 39.561393 070.579219

Лагерь 9 (под пер. Землепроходцев) 39.586904 070.572131

Седловина пер. Землепроходцев 39.58632 070.56325

Лагерь 10 (под пер. Землепроходцев со стороны лед. Толстова) 39.583329 070.555068

Лагерь 11 (под пер. Нансена) 39.590645 70.534450

Выполаживание (место обеда) на пер. Нансена 39.59470 070.52976

Лагерь 12 (ночевка в пер. Нансена) 39.59603 070.53761

Седловина пер. Нансена 39.59699 070.52243

Место обеда под пер. Нансена со стороны лед. Фарахноу

39.59525 070.51244

Лагерь 13 (под пер. Фарахноу со стороны одноименного лед.)

39.60186 070.49654

Седловина пер. Фарахноу 39.60424 070.49471

Лагерь 14 (под пер. Фарахноу со стороны лед. Каратура)

39.61012 070.48486

Лагерь 15 (под пер. Каратура) 39.60219 070.45013

Седловина пер. Каратура 39.60160 070.44452

Лагерь 16 (не доходя до пер. Башня) 39.58154 070.45216

Седловина пер. Башня 39.571696 070.450463

Лагерь 17 (над ледопадом Рама) 39.548907 070.441688

Лагерь 18 (после ледопада Рама) 39.532746 70.442331

Лагерь 19 (выход из ущелья Рама) 39.462612 70.452117

Исток (выход из-под ледника) р. Зеравшан 39.46899 070.48914

Ночевка перед выходом к переправе-вагончику 39.42702 070.35761


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100