Автор: Евгения Маркова, Нижний Новгород

Путешествие в Пеннинские Альпы.
Часть II

• Часть I
  • Мысленно я поделила поход в Пеннинские на две части. Именно вторая часть запомнилась больше всего всем участникам. Именно она подарила нам настоящие приключения!

22.08.2015

День 22 августа стал переломным в походе. Мы собрались очень быстро, и начали спуск. Решили не идти дорогой, которой пришли сюда. Сначала дошли до небольшой станции фуникулера, а потом направились левее по тропе. Вышли в зону леса, встали передохнуть.. и тут началось... Наша тропа сливалась с тропой бегунов. Выхода не было, пришлось мешаться. Сначала лидеры забега держали высокий темп, и дистанция между ними была достаточно большая. Именно поэтому мы пропускали этих ребят. Но вскоре дистанция между людьми начала сокращаться, а темп был не такой уж и быстрый. И мы стали идти перебежками. Пришлось немного разделиться, но каждая из наших групп действовала слаженно - человек сзади наблюдал за движением спортсменов и кричал: "пошли!", когда в движении выдавался хороший прогал. Потом он по мере приближения бегунов кричал "вправо!" или "влево" в зависимости от обрыва. На спуске иногда приходилось сложно - сырые камни рядом с ручьями очень тормозили нас, а бегунам приходилось находить другой путь - перепрыгивать через нас или через огромные валуны. Ксюшка сильно упала, я перепугалась за нее, но вроде ноги были целы. Но вообще было иногда даже весело. Мы подбадривали ребят, хлопали, кричали им вслед. Мимо нас в этот день пробежало около 4000 человек. Вот нам и уединенный поход в горы.

Когда мы, наконец вышли на широкую дорогу, мы поняли, что были тут совсем недавно - при подъеме к Riffellsee, то есть мы сделали крюк. Ну да ладно, зато перешли через навесной мостик через пропасть жжжуть как здорово!

Затем через несколько очень живописных деревушек прошли мы в нашу новую долину и начали подъём в сторону хижины ShonbelHutte и наших ледников. В Швейцарии нам очень понравились крыши, выложенные каменной черепицей. Смотрится очень естественно, почти также мило как трава на крышах Норвегии.

Вверх по долине в лесной зоне шагалось легко и приятно. И я ушла немного вперед. Около тридцати минут наслаждалась одиночеством, шелестом птиц и шумом речки, а потом дошла до указателя. Тут я решила подождать мою "ломовую" группу - Ксюху и Лешку, чтобы Лешка уточнил куда идти дальше. И хорошо что я дождалась ребят, сама я хотела идти в неверном направлении. И втроем мы пошли вперед. В этот день мы хотели дойти до озер. Проходили великолепные поляны для ночевки, но воды там не наблюдалось. Но вот уже подкрался вечер, а озер все не было. Тут мы подошли под водопад. Повернули голову, слева виднелись какие-то невзрачные хранилища воды, и мы с огорчением признали в них наши ожидаемые озера. Тропа вела наверх, но мы понимали, что нужно уже подождать отстающих и вставать тут. Ждали мы ребят очень долго! Оказалось, на той самой развилке ребята свернули не туда, и потом долго нагоняли нас. Вот нагоняй я получила за то, что мы ушли вперед.

Но вечер получился теплый, приятный, мы собирались мыслями, готовились к выходу на Штоки. Маттерхорн теперь повернулся к нам своей самой широкой гранью. Ледопады на нем впечатляли. Так близко к нему мы еще не были. Он возвышался над нами и показывал всю свою громаду. Единственное, что омрачило ночевку - это несколько вертолетов, которые летали над завьюженной облаками вершиной. Нам показалось, что мы видели мелькание фонарика где-то в облаке. Неужели кто-то сегодня решился покорить вершину, и не смог спуститься? Было жутковато. Мы все ставили себя на место этого несчастного. Но мы так и не узнали его дальнейшую судьбу.

В это утро мы просушили палатку, насладились лучами теплого солнца, и вышли вперед к скалам Stokji.

Решено было пойти по краю морены, где вид на ее мощь очень впечатлял.

Вскоре солнце скрылось, и облака начали спускаться все ниже и ниже, навевая тоску и тревогу. При подъеме к хижине дождик уже зарядил свою унылую песню. В хижине буквально на пороге мы перекусили, и вышли по тропе к скалам. Тут была допущена тактическая ошибка, но в какой момент мы пропустили тропу, уходящую резко вниз на морену, мы не знаем. Наша тропа уходила вправо, на той же высоте, что и находилась хижина.

Тропа была хорошо натоптана, но разом пропала, когда мы подошли к громадине ледника Tiefmattengletscher.

Тут мы перекусили вкуснейшими джерками с хреном со сливками. Это был самый офигенный перекус за все время!

Было решено спускаться на морену, переходить язык ледника ниже, и искать тропу на Stokji с красными метками непосредственно у подножия скал.

Однако тут мы столкнулись с тем, что ранее наш маршрут был исключительно по натоптанным тропам, еще ни разу наши новички не выходили на курумник. Началась всеобщая истерия. Кто-то плакал, кто-то ругался, я злилась, потому что дождь все продолжал моросить, камни намокали, и именно это могло стать причиной опасного прохождения морены.

В итоге вроде все наловчились идти по камням, нарастили темп, и всего ЗА ПАРУ часов преодолев смешное расстояние мы вышли на открытый ледник Zmutgletscher. Спуститься на него с морены было не очень просто, почти все упали хотя бы по разу. По леднику тоже шли очень медленно, но, к сожалению, кошки бы мы одевали еще дольше. Дождик расходился.

Но тут к нашей радости были замечены красные метки. И от того, что мы были все же на верном пути все очень воодушевились.Начался достаточно крутой подъем. Через пару десятков метров вверх мы подошли к еще одному препятствию. На валуне высотой около двух с половиной метров, по которому стекал небольшой ручеек, была провешена веревка. Лешка схватился за нее и быстро взлетел наверх. Затем к канату подошла Ира Минина. Весь этот день Ира была очень на взводе, бег по курумнику, спуск по леднику очень ее удивил. Риск, боль, все смешалось в ее глазах. Мы с Димкой всяко пытались воздействовать на девчонку, и к подъему ее настроение улучшилось. Но тут эта веревка. Что за жесть!? Ира подошла к ней, взяла, посмотрела на нее, на нас, потом опять на нее... "И че с этим делать?" - спросила Ирка. А мы стоим тут мокрые до трусов, злые, голодные, смеркается. Если честно, то я уже не помню, то ли рявкнули мы на нее, то ли еще как-то повоздействовали... Но Ира взлетела по этому канату как белочка! Ну а после нее каждая из девчонок думала: "Ну раз уж Ирка забралась, так и я смогу!". И потихоньку все поднимались. Но потом стало еще хуже. Передо мной шла Ира Ионова, она очень устала и часто останавливалась отдышаться. А уклон был ого-го. А дождь размыл все это месиво с глиной и камнями. Я то еще как-то держалась, А Димка прямо сползал потихоньку вниз. Пришлось долго уговаривать Иру оставить рюкзак внизу и продолжать подниматься без него. Психологически это тяжело конечно, ведь за ним пойдет твой уставший и мокрый, и злой товарищ. И мы поплелись втроем наверх. Тяжко было. Но тут тропа стала более заметна, и возможность траверсировать упростила задачу подъема. Я обогнала Иру, побежала наверх, встретила Лешку, который начал спуск за Ириным рюкзаком. Дождь лил стеной.

Совсем не помню, в какой момент я обогнала Олю с Темой и Макса, но когда я перешагнула через небольшой хребет, увидела там девчонок, стоящих, мокрых, дрожащих, смеющихся или плачущих одних. Я подбежала к ним, а в голове был только один вопрос: "Какого лешего они не ставят палатки???". Я то думала, что с нашим тормознутым подъемом мы поднимемся к тому времени, когда передние уже поставят палатки, и можно будет нырнуть в теплоту!

Оказалось, что наш ловелас Алексей, гаркнул девчонкам, чтобы они ждали его, и ничего не предпринимали! Ну не может Лешенька доверить постановку палатки девочкам! В итоге он поплатился тем, что мы сырыми руками обыскивали внутренности его рюкзака в поисках дуг.

А место то было волшебное! Дело в том, что легко могло оказаться что на крутом склоне не нашлось бы площадки под три палатки. Но гора сделала вираж, и получилась целая поляна в месте, защищенном от ветров со всех сторон. А самое приятное было то, что буквально в десяти метрах от палаток у нас было небольшое озерцо. Но всю красоту этого места мы смогли оценить только через сутки. А пока... Пока мы сидели, сушили все, даже нижнее белье. Благо у нас было много сэкономленного газа.

Тёма много раз в начале похода говорил:"Вот ж..па!", когда мы забрались на первый перевал и нас завалил сухой снег, когда по утрам нужно было вставать, когда нужно было идти на ледник. Так вот сидя в мокрейшей в мире палатке, пытаясь согреться, выжимая одежду, я сказала Тёме :"Тём, вот это настоящая ж..па!". На что Тёма промолчал, но потом вышел за водой в одних трусах, и долго не возвращался. Я начала переживать и кричать его. Правда шум дождя заглушал все крики. И вот Тёма вернулся в палатку. Я его спросила, почему так долго. На что Тёма ответил неожиданным образом:"Да я что-то засмотрелся на горы, красиво там ". Я чуть в осадок не выпала!

Из дневника Димы: "Пожилой мужчина из хижины не обрадовал нас прогнозом, сказав, что на следующий день погода будет всё такая же плохая, а вот послезавтра должно распогодиться. По плохой погоде ледник проходить опасно, да и смысла нет - всё равно ничего не будет видно. Мы решили устроить на следующий день днёвку. Отправили нашему диспетчеру SMS о том, что мы прошли первый ледник и забрались на скалы, попросили прислать прогноз погоды на ближайшие 3 дня. Лёша - наш диспетчер подтвердил наши ожидания, сказав, что послезавтра будет ясно, и мы со спокойной душой поужинали и легли спать, ожидая на следующее утро хотя бы капельку солнышка, чтобы просушить вещи. Но мы уже знали, что завтра никуда не пойдём."

24.08.2015

Ждали хоть капельку солнышка просушиться, но дождь только пару раз переходил на морось, а так лил просто как во времена Ноя.

Жарили перженники в одной палатке, Оля очень переживала за чистоту, особенно когда мука высыпалась, варенье разливалось, а масло обжигало. Отсыпались, читали "Территорию", спасибо Девяткиной, эта книга дала нам незабываемые моменты. Оля читала вслух, было так здорово мечтать о севере, представлять характеры и мотивы таких особенных и обычных одновременно людей.

25.08.2015

Встали рано. На это день были грандиозные планы. График диктовал нам пройти сегодня и подъем на скалы Stokji и перевал Valpeline. А в идеале, пройти еще и перевал Devision, и спуститься в долину.

Пока все собирались, я успела выйти на гребень и увидеть прекрасный вид на нашу долину, на хижину и гигантскую морену. Солнце еще боролось с тучами, поэтому свет был нереально красивый.

Вышли на тропу, которая вскоре привела нас к подъему по кулуару, где была также провешена веревка. Она была двойная, с узлами, которые были завязаны через каждые 50 см. Мне такое лазанье, да под солнышком было просто в удовольствие! Остальным не всем также понравилось. Тёма опять сказал, что мы жуть как рисковали. Ирка, Минина, как залезла (опять быстро как белочка от страха), так поползла, всеми конечностями держась за почву. Я ей:”Ира, ты куда?” - она:”Я в безопасное место! Я В БЕЗОПАСНОЕ МЕСТО!”. Я говорю:”Тут же безопасное место”. Но Ира, пока не проползла чуть ли не пузом метров десять от обрыва вверх, не остановилась, все причитала:”Я в безопасное место!”. И смех и грех!

Потом подъем был очень приятный - тропка вдоль обрыва, кружила и петляла, но поднимала вверх. Слева простирался огромный ледник Tiefmattengletscher.

К 12 часам дня поднимаемся на самый верх скал - к выходу на ледник Stockjigletscher. Там есть огороженные камнями места под палатки. Здесь может легко поместится целый палаточный лагерь. Воду можно брать чуть ниже, у выхода на ледник.

Солнце окончательно установило свои правила. Все сверкает! Делим связочные веревки, долго одеваемся и начинаем спуск к леднику.

У самой кромки льда одеваем кошки. Ира, Минина, взбудораженная адским по ее мнению подъемом, просит, чтобы бы страшный ледник прошли за часок. Ну, все в наших руках, уверяем мы, и выходим на лед примерно в час дня.

Что я могу сказать. Это самый страшный и величественный ледник, на котором мне удалось побывать в жизни. Многие из группы не осознавали всего ужаса передвижения по леднику. Подумаешь, идешь по снегу. А то, что весь страх таится именно внутри под тобой, под тобой текут воды, под тобой скрипят мосты… А начиналось все не так уж и страшно - грязненький пологий ледник.

Технические факты: ”Первый участок - пологий подъём в сторону, противоположную направлению к перевалу. Обходим участок с трещинами. Далее некрутой подъём, а затем более крутой участок, заканчивающийся перегибом, выводящим непосредственно на плато с перевалом. Плато испещрено огромными трещинами, наш маршрут фактически проходит по широким снежным мостам. Обходим трещины двигаясь в направлении к вершине Tete Blanch, и в итоге выходим на перевал Valpeline.”

Очень злилась на первую связку, которые останавливались на крутом склоне, на снежном мосту и вообще постоянно. То шапку поправить, то перчатки снять. Мне самой идти было на удивление комфортно - в одной футболке и анораке сверху. Когда сильный ветер прижимал холодную ткань анорака к рукам, я даже радовалась - настолько пекло солнце. Я пару раз проваливалась в трещины по колено, по бедро, очень забавно барахталась, чтобы встать.

Но это все были цветочки, тут мы подошли к плато перевала Valpeline, и у меня задрожали коленки. Я говорила Ирке Мининой, которая шла за мной не смотреть то в одну, то в другую сторону. Таких Трещин я не видела никогда. Вернее может быть они раньше присутствовали в наших походах, но всегда в доступности перебежки были скальные участки, и психологически мне было легко смотреть на них. А тут…

Тут белое поле, с мостами и провалами. Ух! Это было потрясающе! Все-таки ледники - это самое интересное явление на земле на мой взгляд! Живые, движущиеся, дышащие…

Да, кстати, при подъеме мы попрощались с Маттерхорном. Он постепенно опускался за белизну ледового поля.

Наконец мы вышли на перевал Valpeline.

Устроили перекус, открыли подарочек, сделали фотографии. Кто-то выпил всю воду до конца из бутылки, чем вызвал возмущение Димки, он наверное еще пару дней вспоминал этот эпизод, как люди не подумали о нем.

Перевал открыл вид на ледовую долинку, про которую нам рассказывала группа Турченко - они ее исходили вдоль и поперек. Теперь предстоял спуск и выход на перевал Дивизион.

Трещин стало сильно меньше, они были тонкие, хоть и длинные, удавалось их легко перепрыгивать. Правда она из них никому из первой связки не поддалась - все провалились ногами. А в нашей связке всем удалось выйти сухими. На самом деле снега на этом склоне перевала было сильно больше.

Ботинки промокли, ноги замерзли, хотя сверху солнце все равно продолжало печь. Почти все загорели как шахтеры. Лишь я, рискуя снежной слепотой, снимала на переходе очки(ну очень люблю смотреть настоящие оттенки гор, а не подкрашенные очками), поэтому не загорела как черепашка. Ужасно хотелось пить… слышались ручейки, но были они где-то чуть ниже нас… И вот, наконец какой-то вышел на поверхность, мы с радостью сделали пару обжигающе холодных глотков.

На перевал Дивизион мы вышли с первого раза, чему очень сильно обрадовались. Следы уходили еще и наверх, но седловина Дивизиона оказалась буквально на изолинии нашего пути. Очень жаль, но мы понимали, что с перевала спуститься мы не сможем, мы провели на леднике больше шести часов, а если вспомнить про Штоки… Все устали и хотели отдыха. Было решено ночевать на перевале, благо был полный штиль. Хотя все равно мальчишки выстроили ветрозащитную стенку у каждой палатки, тренировка, все дела.

25.08.2015

Утро выдалось ясным, почти безветренным. Все весело собирались, предвкушали интересный спуск с перевала. Я не рассказала про значение для нас перевала Division. Дело в том, что Дима ходил в эти края в свой первый горный поход в 2010 году. Про этот поход я слышала столько легенд, столько приколов и вообще обсуждений. С погодой пошаманить у ребят не получилось, поэтому маршрут пришлось изрядно порезать. И вот как раз перевал Division был одним из препятствий, от прохождения которых пришлось отказаться из-за погодных неприятностей. А с перевалам такая штука - не покорил, так будто дело огромной важности не сделал. Даже снится иногда, будто проходишь те маршруты, которые в жизни не поддались.

Так вот, Дивизион на этот раз к Димке был милостив. Димка не только сам покорил его, правда с другой стороны, так еще и привел восемь новичков, чем отдал дань своим первым руководителям!

Но пока буду продолжать рассказ о нашем спуске с Дивизиона. С самого обрыва нужно было круто спустить около трех метров по еле заметной тропке, а затем начиналась via ferrata.

Сначала по ней спустились Димка и Леха, спуск занял у них не более десяти минут.

А потом начала спускаться я, контролируя спуск Иры Мининой. Ирка опять проклинала все на свете, боялась, но все же спускалась медленно но верно. Остальные тоже не особо спешили, поэтому участок с цепью мы прошли за час. Мы поджидали остальных за скальным уступом, что очень нас защитило, когда кто-то спустил пару серьезных камней, они пролетели мимо нас с сильным грохотом, напугав.

Пока мы отдыхали после ферраты, нас обогнали несколько итальянских туристов. Мы стали наблюдать за их спуском. Они медленно начали идти по крупному курумнику, но уже через пару минут двоим парням этот вид спуска начал надоедать. Тогда они перешли на снежник, и скатились на ногах очень бодро. Третий же чинно и мирно, долго и мучительно спускался вниз по камням.

Мы, конечно же полезли на снежник. Уклон был хороший, поэтому лично я ехала на пятой точке и тормозила всем чем можно. Были и те, кто съехали на ногах, причем ни разу не упали - Таня и Димка.

Мне было очень весело! Когда снежник закончился, мы подождали всех опасливых - тех кто спускался по камням. В это время все сушили то, что намокло.

Мне было очень жарко и хотелось спуститься до воды поскорее, поэтому я пошла первой. Тут я насладилась моим любимым видом спуска по голышам. Ребята прилично отстали, дело в том, что девчонкам было трудно преодолеть свой страх, и повернувшись лицом к склону, нащупывать место для следующего шага. А я тем временем наслаждалась видом на долину и ледопад.

Наконец мы спустили до хижины Aosta. Димка все вспоминал, как они дошли до нее в 2010, и как она почти не изменилась. Тут подвели и итоги спуска с перевала Дивизион.

Весь путь с седловины перевала Division до хижины Aosta займёт у группы, сходившей до этого хотя бы в 1 горный поход, не более 1 часа. В нашей же группе из 10 человек 8 человек были в первый раз в в летнем горном походе, спускались мы полдня.

У хижины мы не задержались, начали спуск в долину.

Для этого нужно было сначала набрать немного по тропе на гребень морены, а потом уже спускаться вниз. Было очень жарко, тяжело, то ли мы перегрелись на солнышке, то ли мало отдохнули после вчерашнего ломового дня, но тут у всех начали проявляться различные болячки. У всех заболели коленки, а у девчонок все ноги были сплошняком украшены синяками разных цветов и размеров. Когда спустили к речке, мы поняли, что скорее всего мы не успеваем закончить наш маршрут как планировали - через долину красивыйших озер. Для этого нам нужно было бы сильно напрячься и впилить на следующий день больше тысячи метров. Но пройденный маршрут был настолько насыщенный, что никто кроме Лехи и Димки сильно не расстроился. Лешка переживал за маршрут как штурман, а Димка просто видел красоты этих озер ранее.

После обеда мы пошли вниз по долине. Димка будто бы узнавал даже некоторые каменные изваяния. А вообще было очень красиво. Да и мы соскучились по зеленке. Проходили очень уютные зеленые полянки, и все не могли выбрать местечко для ночёвки.

Так и дошли до хижины Prarayer. Отошли от нее недалеко и встали на ночёвку на берегу великолепного водохранилища. Опять процитирую Диму:

”Здесь волшебного цвета вода, луна над горами, которые отражаются в озере, вдалеке горящие окна хижины, а чуть перед ними огромное стадо пасущихся коров. В общем это напоминало какую-то сказочную, по-киношному нереальную картину.”

Так и закончился наш горный маршрут в Пениннских Альпах. Жалко было прощаться с белыми вершинами, с острыми пиками, с это белизной и красотой.

27.08.2015

Еще два дня мы провели в долине Аоста. Нам некуда было торопиться, поэтому мы не спеша на следующий день прошли вдоль водохранилища по широкой дороге, полюбовались красивыми водопадами, дошли до асфальта.

Ночевать хотели у поселка Bionaz, но очень быстро до него дошли, поэтому спустили еще до деревушки Moulin - Dzovennoz, там ночевали за скальными участками, спрятавшись от жилых домов. Меня очаровала эта деревушка. Наверное это место, где я хотела бы жить в старости, и чтобы мне на каникулы привозили внуков. Зимой там проходят соревнования по биатлону, приятно наблюдать как даже летом молодежь тренируется.

28.08.2015

Bionaz - это первая станция откуда ходят автобусы в Аосту примерно каждый час. В Moulin мы сели примерно в 8:40 и примерно час наслаждались последними крутыми дорогами на маршруте. Aosta - это большой полноценный город с магазинами, супермаркетами, почтой, авто- и железнодорожными вокзалами.И в то же время он горный. Горы обрамляют его, и придают свою прелесть. Правда воздух уже не такой чистый как в долине… И тут уже на нас накинулась настоящая жара. Отвыкли от нее мы этим дождливым летом в Нижнем, да и в горах скорее были рады солнышку.

Разделились,и сначала выяснили все интересующие нас вопросы - почта, магазин, сувениры, и места под палатку. Последнее меня очень волновало. Но Ксюшка и Лешка, и Ира справились на ура, нашли нам уединенное местечко рядом с речкой.

По очереди ходили гулять на пешеходную улицу Аосты, кушали мороженое, покупали местные сувениры: граппу, чайники.

А еще наконец-то намылись и постирались прямо на речке, которая протекает в городе. Там случился забавный момент - пока мы булюкались, уровень воды поднялся, и если на середину реки мы шли, прыгая по камешкам, то обратно вода была нам выше коленей местами, и нам пришлось взяться за руки и совершить переправу по всем правилам.

Вечером был прощальный ужин, при фонарях. Место было такое уютное, а ночь такая теплая… Город мерцал своими огоньками, луна светила как безумная, этот вечер запомнился нам как неспешный и дружный, последний вечер в палатке.

Подводя итоги, уже сидя в пиццерии в Милане, мы многое выслушали с Димой от наших ребят. Мне кажется за поход они повзрослели. Наверное, кто-то научился брать на себя некую ответственность, кто-то понял, что иногда нужно потерпеть выходки друзей, кто-то поборол себя. Этот поход точно изменил чьи-то жизни. У кого-то, думаю внутри поселились горы… И теперь они будут сниться, и теперь они будут звать… А что еще требовалось?

Карту и технические данные о походе можно посмотреть на Вики клуба.