Автор: Константин Бычков, г.Москва

Отчет о пешеходном туристском походе 5 к.с. по Ц. Алтаю (Южно-Чуйский хребет), совершенном с 9 по 30 июля 2016 года. Часть2

Продолжение. Часть 1 здесь

23 июля. Восхождение на вершину Иикту (2Б, 3936 м, радиально)

Вершина Иикту – самое технически сложное препятствие нашего маршрута. По большому снегу его трудность оценивается 2Б к.т. Если на маршруте много открытого льда – трудность возрастает до 3А к.т. У нас явно первый случай, снега много, даже слишком: у подножия Иикту следы схода лавин. Препятствия 2Б к.т. мы имеем право проходить полным составом группы. Решение об участии в восхождении возложено на участников. Молодёжь, идущая свой первый маршрут 5 к.с., оценивает свои силы и решает отдохнуть.

На восхождение с первыми лучами солнца (фото 23.01) выходят Евгения Яровитчук, Дмитрий Ковальков, Александр Бодян и Константин Бычков.

В связках подходим к подножию вершины по пологому леднику (фото 23.02 и 23.03). Выбираем место, где бергшрунд почти перекрыт снежным мостом, переходим его с попеременной страховкой. Выше бергшрунда поднимаемся с попеременной страховкой влево-вверх (см. фото 23.04 и 23.05), крутизна снежного склона составляет 30-35 градусов. Выходим на небольшой скальный островок (все, кроме лидера, поднимаются к нему по перилам – фото 23.06). Немного отдыхаем (фото 23.07).

Здесь происходит любопытное происшествие. Ещё на подъёме к островку на рукав руководителю садится пчела (видна на фото 23.07). Она обессилена – не пытается улететь и даже не жужжит, когда до неё дотрагиваются. Жалко животную… Мобилизуем все свои скудные знания о пчеловодстве и вспоминаем, что пчёл подкармливают сахаром. Сахара ни у кого с собой нет. Достаём конфету «Мечта», разворачиваем, кладём на камень и сажаем пчелу на конфету. Пчела начинает шевелиться и тыкать хоботком в конфету. Через несколько минут пчела начинает жужжать, поднимается и улетает! Надеемся, что ей хватит сил долететь до луговой зоны! Конфету съедаем – не пропадать же добру. На конфете явно ощущается лёгкий медовый привкус, значит, пчела конфетой действительно питалась.

От скального островка продолжаем подъём вдоль скал почти прямо вверх: слой снега на льду совсем тонкий, лидер идёт с нижней страховкой (промежуточные точки и станции – на ледобурах), остальные – по перилам. Держим направление на скально-осыпной «язык» (фото 23.08). Сильно левее (если смотреть по ходу подъёма) нашего пути отклоняться нельзя: там лавинные следы, да и камнепады туда начинают сходить регулярно, как только солнце чуть припекает. Выходим на скально-осыпной склон, снимаем кошки.

Скально-осыпной склон имеет крутизну 45-50 градусов, скалы обильно иссечены полками. На подъём без рюкзаков в сухую погоду здесь можно идти по одному лазанием (фото 23.09 и 23.10). Лишь перед выходом на гребень вешаем 50 метров перил (лидер поднимается с нижней страховкой, промежуточные точки и станции – петли на скальных выступах). Поднимаемся на северный гребень вершины Иикту, перекусываем и пьём чай. Подъём сюда занял 6 часов.

Далее около 100 метров пологого гребня, затем очередной взлёт (фото 23.11). Перед взлётом снова надеваем кошки, поднимаемся вдоль гребня. Под тонким слоем снега – лёд, первый идёт с нижней страховкой, промежуточные точки – ледобуры, станции то на ледобурах, то на скальных выступах. Остальные поднимаются по перилам (фото 23.12). Проходим небольшое снежное седло (фото 23.13), за ним снова взлёт (фото 23.14). Здесь снега больше.

Рельеф здесь странный: проходим две здоровенные трещины, хотя казалось бы, как на достаточно остром гребне скапливается такое количество снега? Ведь на восток – обрыв, да и на запад уходит как минимум 40-градусный склон. Снег местами очень глубокий и докопаться до льда непросто. В одном месте это так и не удаётся, сочиняем станцию на ледорубах. Наконец, Женя Яровитчук, потребовав даже надставить себе последнюю верёвку, добирается до пологой части гребня (фото 23.15). Не более, чем в 100 метрах, – вожделенная вершина! Подъём на вершину от места ночёвки занял 10 часов.

Быстренько ищем записку (фото 23.16) и фотографируем друг друга и окрестности (фото 23.17-23.21). Записка оказывается датированной 2013 годом, хотя мы читали описания восхождения 2015 года. Видимо, найденный нами тур – не единственный. На основательные раскопки у нас нет времени.

Начинаем спуск. По гребню спускаемся по пути подъема, вешая перила на тех же точках. На крутом снегу делаем ледорубные кресты, на более пологом последний спускается с нижней страховкой, на льду применяем «самовыкрут». При спуске с гребня на восток уходим немного (метров на 50) левее по ходу спуска (т.е. севернее). Там скалы круче и менее разрушены, что для спуска по перилам удобнее. Только начинаем спуск с гребня – начинается дождь с грозой (гроза не приближается ближе, чем на 2 км, и с гребня мы уже сошли, но всё равно приятного мало). Два участка перил по скалам, сдергивание через расходные петли. Выходим на лёд выше, чем сошли со льда на подъёме, так как спуск по льду у нас хорошо отработан и на четверых имеется три верёвки и шнур для сдёргивания. Вешаем по льду 8 верёвок до скального островка, на котором отдыхали на подъёме. Близкие сумерки подгоняют нас, перспектива сидячей ночёвки никого не прельщает. В итоге к концу достигаем скорости спуска по льду 15 минут на веревку с провешиванием.

Наверное, карма, заработанная на утреннем спасении пчелы, помогает!

От островка спускаемся по своим следам с попеременной страховкой. С тщательной страховкой уже в сумерках переходим бергшрунд. Дальше идём одновременно по всё ещё заметным собственным утренним следам. В лагерь приходим практически в темноте. Восхождение со спуском заняло 14 часов.

На подъёме лидировали, в основном, Евгения Яровитчук и Дмитрий Ковальков, на спуске по льду последним спускался Александр Бодян. Руководитель таился в стратегическом резерве.

Фото 22.01. Подъём от пер. Межольгинский на в. Ольга Западная (нижняя часть

Фото 22.02. Спуск по северо-западному гребню в. Ольга Западная (первая верёвка)

Фото 22.03. Путь спуска по северо-западному гребню в. Ольга Западная к озеру

Фото 22.04. Озеро на северо-западном гребне вершины Ольга Западная

Фото 22.05. Спуск с северо-западного гребня в. Ольга Западная на лед. Талдуринский

Фото 22.06. Путь спуска с северо-западного гребня в. Ольга Зап. на лед. Талдуринский

Фото 22.07. Путь спуска с северо-западного гребня в. Ольга Зап. на лед. Талдуринский

Фото 22.08. Верховья ледника Талдуринский (снимок сделан 23 июля с гребня вершины Иикту)

Фото 22.09. Верховья ледника Талдуринский (снимок сделан 23 июля с гребня

вершины Иикту)

Фото 22.10. Ночевка на скальном островке на леднике Талдуринский

Фото 22.11. Ночная Иикту

Фото 23.01. На восхождение!

Фото 23.02. Путь восхождения на вершину Иикту с ледника Талдуринский

Фото 23.13. Подъём по северному гребню вершины Иикту

Фото 23.14. Подъём лидера на предвершинный взлёт северного гребня вершины Иикту

Фото 23.15. Подъём по перилам на предвершинный взлёт северного гребня в. Иикту

Фото 23.16. На вершине Иикту («Какого года записка?»)

Фото 23.17. На вершине Иикту (фотографирует автоспуск)

Фото 23.18. На вершине Иикту (фотографирует Александр Бодян). Внизу – Талдуринский ледник

Фото 23.19. На вершине Иикту (фотографирует Александр Бодян). Внизу – Талдуринский ледник

Фото 23.20. На вершине Иикту (фотографирует Константин Бычков). На заднем плане – Северо-Чуйский хребет

Фото 23.21. Вид на верховья Талдуринского ледника с вершины Иикту

24 июля. Ледник Талдуринский – перевал Тронова (2А, 3350 м) – ледник Троновых – озеро 2600 м

С утра льёт дождь. Задача на день – пройти перевал Тронова и спуститься в верховья реки Тюнь. Задача не на целый день от рассвета до заката, поэтому с утра отдыхаем и надеемся на улучшение погоды. Первое нам удается (фото 24.01), а вот второе не очень. Дождь то ослабевает, то принимается снова. Устраиваем ранний обед, собираемся и выходим в 13:00. Дождь таки перестаёт.

В связках поднимаемся по пологим верховьям Талдуринского ледника к перевалу Тронова (фото 24.02). Передовая связка сунулась было в самую глубокую седловину (фото 24.03), но сразу вернулась – скальные стены, обрывающиеся на юг, явно не соответствовали описанию спуска. Сверились с GPS. Он тоже советует пройти вдоль гребня к западу. И действительно, пройдя по леднику не более, чем 100 метров к западу и поднявшись на осыпной гребень, находим тур (фото 24.04). Дождь принимается с новой силой.

Начинаем спуск на юг, к леднику Троновых. Спуск проходит по скально-осыпному склону, крутизной до 40 градусов. Спускаемся вниз и вправо по ходу. Этот “правый уклон” позволяет пройти скальный пояс в наиболее узком (по высоте) его месте. Нам приходится повесить только одну верёвку и пройти по ней едва ли 15 метров. Крепили веревку на скальном выступе, последний участник спускался свободным лазанием без рюкзака.

Ниже скал спускаемся по мелкой и средней весьма подвижной осыпи (фото 24.05). Снова принимается дождь. Спускаемся на ледник Троновых, связываемся и направляемся на юг. Ледник пологий, стаял по сравнению с картой мало. Ниже ледника спускаемся по моренам, сложенным средними и местами крупными камнями. В дождь весьма неприятно. Идём медленно. Выйдя из долины, образованной ледником, забираем к юго-западу, ориентируясь вдоль русла ручья. Русло выводит нас к небольшому озеру на высоте 2600 метров (фото 24.06). Здесь начинается трава.

Останавливаемся на ночевку на ровных травянистых площадках к востоку от озера (фото 24.07), воду берем из озера. Ходовое время – 3 часа 50 минут.

25 июля. Озеро 2600 м – р. Тюнь Левый – р. Тюнь Правый –озеро 2650 м

Задача сегодняшнего дня – перейти из истоков реки Левый Тюнь в истоки реки Правый Тюнь. Высыпаемся, выходим на маршрут в 10:50.

Путь проходит по пологим травянистым террасам и зарослям кустарника, иногда весьма затрудняющим движение, вдоль правого берега реки Тюнь Левый. До крупного правого притока, впадающего в Тюнь на высоте 2170 м, добираемся почти два часа. За притоком, как и было обещано описаниями, сразу выходим на хорошо набитую тропу.

Скорость резко возрастает, за 40 минут проходим 2,5 км и останавливаемся на обед в зоне леса на высоте 2100 м (фото 25.01). Даже разжигаем костёр для атмосферы и сожжения накопившегося мусора. Имеющиеся у нас описания не советуют идти вдоль русла реки Правый Тюнь – много кустарника. Поэтому, пройдя ещё около 400 метров по тропе (фото 25.02), сворачиваем с неё и начинаем подъём в висячую долину реки Правый Тюнь, стремясь выйти с плавным набором высоты на левый борт этой долины. Идём почти строго на запад по редколесью, а затем по моховым и травянистым склонам крутизной до 25 градусов (фото 25.03). Наши ожидания в целом оправдываются: на той высоте, куда мы выбираемся (2400-2500 метров) кустов немного, в основном наш путь проходит по пологим травянистым террасам и склонам крутизной до 15 градусов. Море цветов! Очень красиво (фото 25.05).

Стараемся не терять высоту, но забредаем на крутые склоны (до 35 градусов), и метров на 70 нам приходится спуститься. Но мы попадем в долину Правого Тюня уже выше зоны кустарника (фото 25.06). Дальнейший путь вверх по долине по травянистым склонам и террасам не представляет трудностей.

Поднявшись на покрытый травой ригель, выходим к очень живописному озеру, расположенному в 200 метрах южнее большого озера с отметкой 2656,3 м. Встаем на ночевку на ровных травянистых площадках на берегу озерка (фото 25.07), за чистой проточной водой ходим на 100 метров восточнее к ручью. Дров нет.

Фото 24.01. Позднее утро на Талдуринском леднике

Фото 24.02. Подъём по Талдуринскому леднику к перевалу Тронова

Фото 24.03. Ложная седловина перевала Тронова

Фото 24.04. На перевале Тронова (фотографирует Евгения Яровитчук)

Фото 24.05. Путь спуска с перевала Тронова на юг, на ледник Троновых

Фото 24.06. Озеро в верховьях реки Тюнь (высота 2600 метров)

Фото 24.07. Ночёвка на озере в верховьях реки Тюнь

Фото 25.01. Обед в долине реки Тюнь

Фото 25.02. Долина реки Тюнь и устье реки Правый Тюнь

Фото 25.03. Подъём на устьевой уступ долины реки Правый Тюнь

Фото 25.04. Вид на низовья долины реки Тюнь

Фото 25.05. Дорогою цветов…

Фото 25.06. Подъём в верховья реки Правый Тюнь

Фото 25.07. Ночёвка у озера в верховьях реки Правый Тюнь (высота 2650 м)

26 июля. Озеро 2650 м – перевал 100 лет СО (1Б, 3130 м) – траверс Южно-Чуйского хребта до вершины 3132,5 м – верховья реки Тара

Участок маршрута: озеро 2650 м – пер. 100 лет СО (1Б, 3130 м)

Выходим на маршрут в 7:50.

Идем на северо-запад, вдоль русла самого правого (орогр.) из всех многочисленных истоков реки Левый Тюнь (фото 26.01). Выше озера 2730,6 м травянистая растительность заканчивается, дальше поднимаемся по моренам, сложенным средними камнями.

За моренами – изрядно покусанный глобальным потеплением ледничок (фото 26.02). По ледничку течет ручей, идя вдоль него мы не рискуем попасть в трещину, поэтому обходимся без связок. Перевал 100 лет СО находится в западной стене цирка ледника. О перевале мы знаем из отчёта знаменитого знатока Алтая: Владислава Самборского. Он прошёл и назвал этот перевал в 2015 году. Расшифровка аббревиатуры СО уже два дня является у нас предметом оживлённой дискуссии.

От ледника на перевал ведёт выматывающая мелкая осыпь. После нескольких серпантинов мы не выдерживаем и забираем левее по ходу, там хоть немного более крупные и более устойчивые камни. В итоге выходим на гребень в 100 метрах южнее перевальной точки (фото 26.03). Выходим на седловину (фото 26.04) по гребню, приходится даже немного полазить. С перевала открываются красивые виды (фото 26.05 и 26.06). В туре – записка группы В.И. Самборского. СО – семейные отношения!

Подъём сюда от места ночевки занял 3 часа 20 минут ходового времени.

Участок маршрута: пер. 100 лет СО – в. 3283,1 – в. 3362,1 (траверс 1Б-2А)

От перевала направляемся по гребню на север (фото 26.07), к узловой вершине 3283,1 м, расположенной в главном водораздельном хребте Южно-Чуйского хребта (ЮЧХ). Вначале гребень легко проходим, затем начинаются скальные жандармы. Тратим довольно много времени на разведки и поиск оптимального пути, но затраты эти окупаются: нам почти везде удаётся найти обход скал по полкам. В итоге нам пришлось повесить только один маленький участок (7 метров) перил (крепление за скальный выступ). Остальное прошли «ногами», хотя это, естественно, требует осторожности и со стороны временами выглядит достаточно эффектно (фото 26.08). На подъём к узловой вершине затрачиваем 1 час 30 минут. Менее опытная группа, а также любая группа в плохую погоду будет вынуждена затратить на этот путь значительно больше времени.

На хребте холодно и ветрено. Следов пребывания людей (туров и т.п.) нет. Похоже, нам таки удалось найти на Алтае нехоженое место! После короткого отдыха направляемся вдоль главного водораздельного гребня ЮЧХ на северо-запад (фото 26.09). В основном, можно идти прямо по гребню, хоть это иногда и требует лазания по булыжникам (фото 26.10). Лишь пару раз приходится обойти жандармы на гребне по полкам северного склона хребта.

Через 25 минут хода от вершины 3283,1 м выходим к вершине 3362,1 м – высшей точке нашего траверса. Здесь также нет следов людей. Складываем тур на скальной башенке (фото 26.11). Кладём записку, предлагаем назвать вершину пиком Козубай, по примыкающей к пику долине.

Участок маршрута: в. 3362,1 – пер. Ровенчан – пер. Кама – в. 3132,5(траверс 1А)

Приспустившись с вершины, обедаем у ручья на северной стороне гребня.

Дальнейший траверс нам серьёзно подпортила погода. Дождь зарядил ещё во время обеда и больше надолго не прекращался, хотя и сильным бывал редко. Ветер тоже стихал лишь время от времени. Помогло то, что дальше к западу гребень технически проще (не выше 1А к.т., фото 26.12), жандармов почти нет, а те, что всё-таки есть, легко обходятся. Облака всё же периодически расступаются, хотя хороших фотографий получилось мало (фото 26.13-26.18). Но своеобразное впечатление этот траверс оставил. В целом нам понравилось, рекомендуем! Виды в хорошую погоду должны быть отличные.

По пути проходим перевалы Ровенчан, Кама и вершину 3300 м, с которых собираем три записки группы Владислава Самборского.

Путь от пика Козубай до вершины 3132,5 м занял 2 часа 10 минут.

Участок маршрута: в. 3132,5 – озеро в верховьях реки Тара

С вершины 3132,5 м открывается вид на верховья долин рек Тара и Мештуайры (фото 26.19). Решаем спуститься с гребня в долину реки Тара, так как там, судя по карте, должны быть удобные места для ночевки. До озера 2597 м в долине Мештуайры мы сегодня дойти не успеем. Спускаемся с вершины 3132,5 м 400 метров по гребню на юго-запад, поворачиваем на 90 градусов направо и спускаемся на северо-запад по осыпному гребню, справа от которого лежит то ли большой снежник, то ли небольшой ледник. Пятьдесят минут спуска приводят нас к основанию гребня, рядом с которым лежит небольшое озеро.

Встаем на ночевку на ровных травянистых площадках к северу от озера, воду берем из озера (вода чистая, берег слегка заболочен, но подход к воде есть), дров нет.

27 июля. Верховья реки Тара – озеро 2597 м – перевал Мештуайры-Тингеду (1Б, 3070 м) – река Тингеду – река Карагем

С утра опять хмуро и дождливо. Выходим на маршрут в 9:50.

Направляемся на север к перевалу Бара. Путь проходит по траве и россыпям мелких и средних камней. Перед самым перевалом выходим на тропу. Подъём на перевал почти отсутствует. Перевальная седловина засыпана большими камнями, но тропа хорошая. Складывается устойчивое впечатление, что тропу расчистили от камней, причём пришлось передвинуть весьма серьёзные булыжники! Видимо, в своё время перевал был очень популярен у скотоводов. В самом деле, более удобного пути на шикарные пастбища в верховья Мештуайры нет. За один час от выхода с места ночевки спускаемся к озеру 2597 м в верховьях долины реки Мештуайры.

Огибаем озеро по восточному берегу. Исток Мештуайры перейти, не замочив ног, не удаётся. Ширина реки около 6 метров, глубина до 30 см, течение около 1,5 м/с.

Дождь то перестаёт, но начинается снова. Идём на северо-запад вдоль левого берега истока реки Мештуайры по пологим травянистым террасам. Подходим под перевал в долину реки Тингеду. Взлёт перевала невысокий и пологий (см. фото 26.19), не круче 20 градусов, покрыт травой и участками каменных россыпей. Внезапно самый большой валун, до которого мы ещё не дошли метров 50, встаёт и уходит на перевал (фото 27.01). Внешне неторопливый – он отнюдь не бежит, медведь тем не менее развивает скорость примерно в четыре раза выше нашей. Держимся вместе, плотной группой.

Прямо перед перевалом на нас налетает очередной заряд дождя с особенно холодным ветром. Выходим на перевальную точку, тура нет. В такую погоду проводить поиски на гребне нет никакого желания.

По карте самый пологий склон ведёт в долину Тингеду не с низшей точки седловины, а восточнее неё. Тем не менее, осмотрев три ближайших кулуара, приходим к выводу, что спускающийся прямо вниз с нижней точки седловины кулуар вполне пригоден для спуска без верёвок. Осыпь в нём, конечно, выдающаяся по подвижности, но на спуске с этим можно примириться. В кулуаре ветер намного тише. Отказавшись от дальнейших розысков туров и спусков, направляемся на спуск в долину Тингеду по кулуару, начинающемуся от нижней точки седловины (фото 27.02 и 27.03).

Спуск проходит по мелкой очень подвижной осыпи. Идём плотной группой, серпантином, избегая движения друг над другом. Когда осыпь становится крупнее и менее подвижной, переходим правее на травянистый склон (см. фото 27.03) и спускаемся на дно долины. Идём вниз по долине, на северо-восток, к очень красивому озеру 2540,2 м (фото 27.05). Путь проходит по травянистым и каменистым увалам. Справа хребет, с которого мы спустились. Восточнее пути нашего спуска, ближе к вершине 3337,1 м действительно есть ещё один путь спуска с водораздела (фото 27.04). Он положе нашего варианта, но перепад высот больше метров на 150. У наших последователей есть выбор. У озера останавливаемся на обед (фото 27.06). Путь сюда от озера занял 3 часа 10 минут ходового времени.

Озеро 2540,2 м огибаем с востока (фото 27.07). На северо-восточном берегу – препротивная россыпь крупных камней. Ниже по долине идём по пологим травянистым склонам вдоль левого берега ручья, затем спускаемся с ригеля по травянистому склону правее русла. Ниже ручей уходит под камни, а плоскую долину перекрывают россыпи крупных и средних камней. Темп падает. Стараемся выбирать участки с более мелкими камнями, что бывает затруднительно. Так продолжается километра два. Затем долина вновь сужается, появляется ручей. Вдоль ручья идти уже легче. Начинаются деревья, а потом находим и довольно неплохую тропу на правом берегу ручья. Тропа дважды переходит реку: на левый берег, а через 500 метров – обратно на правый. Послушно следуем за ней. Броды шириной около 5 метров, глубиной до 30 см. Выходим на устьевой уступ долины Тингеду. Тропа отходит от реки и спускается вниз по хвойному лесу. Проходим ложбину, тропа начинает отклоняться на восток, к отметке 1952,1 м. Проведя разведку и убедившись в серьёзности «намерений» тропы, сходим с тропы и спускаемся по лесу на северо-запад по неявно выраженному хребтику (крутизна склонов около 20-25 градусов).

Выходим к Карагему, идём вдоль левого берега вниз по течению. Перейдя Тингеду в 10 метрах от её устья по поваленным бревнам и пройдя не более 100 метров по лесу вдоль левого берега Карагема вниз по течению, спускаемся, наконец, на отмели Карагема у разливов. Путь сюда от озера 2540,2 м занял 5 часов ходового времени.

Поиск места ночевки не приносит хороших результатов. Единственное пригодное место для лагеря – галечниковая отмель Карагема. В лесу либо нет полян, либо полно сушин. При паводке отмель, конечно, зальёт, но погода тихая, на небе ни облачка, вставать нам рано. Надеемся, что обойдётся. Ставить лагерь под сушинами опаснее. Если пойдёт дождь, придётся перебазироваться в лес. За чистой водой ходим за 100 метров к маленькому притоку Карагема. Разводим костёр из плавника (фото 27.08).

На другом берегу горит костёр. Наша деятельность, видимо, привлекает внимание, в нашу сторону светят фонариком. Может быть, и им, как и нам, приходит мысль о взаимодействии на переправе? То, что переправа будет суровой, нам очевидно уже давно. Весь поход мы наблюдаем, как в небольших реках вода заливает прибрежные травы и кустарники, и радуемся, что крупных переправ у нас на маршруте мало. Собственно, только одна. Вот мы к ней и пришли

Фото 26.01. Верховья правого истока реки Правый Тюнь

Фото 26.02. Восточный цирк перевала 100 лет СО

Фото 26.03. На перевале 100 лет СО

Фото 26.04. На перевале 100 лет СО (фотографирует Константин Бычков)

Фото 26.05. Вид на верховья правого истока реки Правый Тюнь с перевала 100 лет СО

Фото 26.06. Вид на верховья правого истока реки Козубай с перевала 100 лет СО

Фото 26.07. Траверс гребня к северу от перевала 100 лет СО

Фото 26.08. Траверс гребня к северу от перевала 100 лет СО

Фото 26.09. Путь траверса главного водораздела Южно-Чуйского хребта

Фото 26.10. Траверс хребта восточнее вершины Козубай (3362,1 м)

Фото 26.11. На вершине пика Козубай (3362,1 м)

Фото 26.12. Траверс главного водораздела Южно-Чуйского хребта

Фото 26.19. Вид с вершины 3132,5 м на верховья долины реки Мештуайры

Фото 27.01. Он прошёл перевал первым в этот день

28 июля. Река Карагем (переправа) – река Каиндыодру

Встаём в утренних сумерках и параллельно с приготовлением завтрака приступаем к разведке переправы. Мы находимся у восточного края зоны разливов Карагема (фото 28.01). Результаты осмотра реки не внушают слишком большого оптимизма, но и не отметают напрочь мысль о возможности переправы.

Завтракаем и быстро собираемся: герметизируем вещи, готовим специальное снаряжение, изготавливаем шесты из плавника.

Коллеги на другом берегу выйти с нами на контакт не пытаются. Во время нашего завтрака два человека подходят к реке напротив нашего лагеря, руководитель, оставив миску, спешит к реке, но люди, зачерпнув воды, уходят. Делаем вывод, что переправа их не очень интересует, и продолжаем действовать по своему плану. Собрав рюкзаки, приступаем к переправе.

Левые протоки (фото 28.02) проходим по одному, предпоследнюю – стенками. Всё это больших затруднений не вызывает. Основная протока – правая. Сколько ни ходили по островам, ничего проще места, приведённого на фото 28.03, не нашли.

Что же, надо пробовать. В лидеры выбираем Александра Бодяна – одного из самых высоких и физически сильных участников. Организуем страховку двумя веревками («усами»). Встаём по три человека на каждую верёвку. Фотографировать, получается, некому, поэтому переправа запечатлена только на видео, снятое закреплённой на каске камерой. Попытка не удаётся: на струе Александра начинает тащить вниз по течению. Он ещё стоит на ногах, но удерживающие верхнюю верёвку участники зажимают её и Александра валит с ног. Быстренько вытаскиваем его на исходный берег. Если бы верхнюю веревку немного стравили, то, возможно, Александр и не упал бы так быстро, и смог бы перейти струю. Решаем повторить попытку.

Но тут к противоположному берегу подходят два человека и пытаются завязать с нами разговор. Разговор через реку толком не клеится из-за шума воды, но понять, что мы друг от друга хотим, в общем, нетрудно. Договариваемся попробовать перекинуть через реку верёвку. Для этого возвращаемся (каждая группа по своему берегу) к краю зоны разливов, почти к устью Тингеду (см. фото 28.04). Здесь река имеет ширину не более 15 метров. О броде здесь, конечно, речи не идёт, а вот для перебрасывания верёвки это самое удобное место. Охотников побросать находится много, каждый из них отстаивает свою методику броска, поэтому перебрасываем реку только с пятнадцатой попытки. Коллеги закрепляют двойную верёвку за огромный ствол плавника, увязший в песчано-каменистой отмели (фото 28.05). Мы натягиваем перила полиспастом и закрепляем их на дереве повыше (фото 28.06).

Первой отправляем самого лёгкого участника – Женю Яровитчук – предварительно договорившись о действиях в случае, если бревно на другом берегу «поедет». Но бревно даже не шелохнулось. Женя, наконец, может поговорить с коллегами на правом берегу нормальным голосом и узнать подробности. Группа из четырёх человек из разных городов Урала и Сибири, оказывается, ещё не решила, будет ли переправляться. Они ищут здесь возможность для переправы уже третий день, из-за этого уже выбились из запланированного графика, и у них одна верёвка и одна обвязка на четверых (с таким комплектом они прошли перевал Абыл-Оюк с закрытыми ледниками с обеих сторон перевала). Женя отвечает, что обвязками для переправы мы поделимся, и просит их быстрее принять решение, так как нам надо спешить: на путь до Бельтира у нас остаётся два с половиной дня. Коллеги уходят к себе в лагерь принимать решение. Через полчаса они уже у переправы с собранными рюкзаками.

Мы тем временем переправляем на правый берег всех людей (фото 28.07), кроме двух, которые будут помогать дружественной группе, и все рюкзаки (фото 28.08), начинаем готовить обед, чтобы не тратить на это время позже. После переправы дружественной группы (фото 28.09) переправляем двух своих участников и снимаем переправу.

Машем друг другу на прощание, уральцы и сибиряки уходят вниз по течению. Мы обедаем, собираемся и направляемся вверх по долине. Поднимаемся вдоль левого берега реки Нижняя Каиндыодру на правобережную террасу Карагема. Здесь находим тропу, идущую на восток, вверх по долине Карагема.

Карагемская тропа потихоньку хиреет. Местами она видна хорошо, местами теряется в кустах. Хуже всего с участками сухостоя (см. фото 28.10). Постояв несколько лет, деревья на таком участке сплошь валятся на землю и полностью скрывают тропу. Скорость на таких участках резко падает. Но на обходах прижимов тропа всегда находится и здорово помогает, без неё было бы намного хуже. Самый суровый участок завалов расположен между притоками Нижняя Каиндыодру и просто Каиндыодру. К вечеру нам только до этой самой просто Каиндыодру и удаётся добраться, затратив на это 2 часа 30 минут ходового времени. До следующих ночевок мы уже рискуем не дойти, слишком много времени заняла переправа.

Встаем на ночевку на хороших площадках в хвойном лесу на правобережной террасе реки Каиндыодру, вокруг море дров, воду берем из реки (вода чистая, подход хороший). Моемся, отдыхаем (фото 28.11).

Фото 27.02. Спуск с перевала Мештуайры-Тингеду на запад

Фото 27.03. Спуск с перевала Мештуайры-Тингеду на запад

Фото 27.04. Гребень водораздела Мештуайры-Тингеду к северу от перевала (показан возможный вариант спуска)

Фото 27.05. Спуск к озеру 2540,2 м в долине реки Тингеду

Фото 27.06. Обед у озера 2540,2 м в долине реки Тингеду

Фото 27.07. Верховья реки Тингеду

Фото 27.08. Вечер у костра на берегу Карагема

Фото 28.01. Разливы реки Карагем

Фото 28.02. Траектория брода через Карагем (пунктир – неудачная попытка)

Фото 28.03. Река Карагем

Фото 28.10. Долина реки Карагем

Фото 28.11. Заслуженный отдых

29 июля. Река Каиндыодру – Карагемская поляна – река Йолдоайры

Выходим на маршрут в 6:40, набрав в бутылки воду для завтрака, который планируем приготовить на втором привале. Нам надо спешить, у нас осталось только два ходовых дня.

Характер пути описан во втором от конца абзаце предыдущего дня. Разве что по мере подъёма по долине бурелома попадается всё меньше, а кустов – всё больше (фото 29.01-29.03). Но в целом чем выше по долине, тем тропа лучше, и теряется она всё реже. Скорость потихоньку возрастает. Мешает только начавшийся дождик.

Через 2 часа 45 минут выходим к руслу крупного правого притока Карагема – реки Камрю. Через неё перекинуто толстое бревно. Сейчас оно скользкое. Решаем организовать подстраховку. В принципе, упавший с бревна человек не рискует быть унесённым рекой или утонуть, просто как следует вымокнет. Поэтому решаем не тратить время на сложные схемы страховки (деревьев поблизости нет), а перейти бревно, держась руками за маятниковую веревку, закрепленную на большом камне (фото 29.04-29.05). Выше Камрю тропа уже почти не теряется, хотя кустарник временами густ и движение затрудняет. Ураганной скорости достичь не получается. Только к 16 часам выходим к слиянию Карагема и Йолдоайры. Поднимаемся вдоль Карагема ещё метров на 400 до зоны разливов. На разливах переходим на правый берег Карагема стенками (глубина до 60 см, ширина главной протоки около 10 метров, течение среднее). Выходим на Карагемскую поляну. До чего же красива она в это время года! Море трав и цветов (фото 29.06, 29.07). На восточном краю поляны – дом. Он за семь лет не сильно изменился. Устраиваем поздний обед за столом (фото 29.08). Путь сюда от Каиндыодру занял 5 часов 40 минут.

После обеда идём по грунтовой дороге вдоль реки Йолдоайры. Дорога идёт по правому борту долины на заметном удалении от реки. На дороге следы вездеходов, кто-то сюда всё же доезжает! Вечереет, снова принимается дождь. Встречаем группу красноярцев, они уже стоят лагерем. Вчера их забросили под перевал Карагем, направляются они к перевалу Абыл-Оюк делать заброску, потом пойдут обратно. Мы идём дальше. Несколько выше устья правого притока дорога спускается к руслу Йолдоайры и фактически идёт по руслу. Тропа идёт по правому берегу, иногда проходя вдоль прижимов. Перед очередным прижимом останавливаемся на ночлег, так как сумерки близко, и мы опасаемся не дойти по светлому до следующего удобного места.

Встаем на ночевку на хороших площадках в хвойном лесу на правобережной террасе реки Йолдоайры, дров много, воду берем из ручейка, вытекающего из под каменистого берега (в Йолдоайры вода мутная). Разводим костёр, греемся, ужинаем.

30 июля. Река Йолдоайры – перевал Карагем – река Джело – река Чаган-Узун – финиш маршрута

Завтракаем и выходим на маршрут в 7:10. Завтра утром нас в Бельтире будет ждать машина на Барнаул, так что задача дня формулируется предельно просто – дойти до Бельтира.

Идём по тропе вверх по течению Йолдоайры по правому берегу. Автомобильная дорога то идёт прямо по воде, то выныривает и сливается с тропой. За 40 минут доходим до устья реки Киренэльдуярык. Здесь дорога окончательно уходит на левый берег Йолдоайры. Перебираемся туда и мы (ширина брода 5 метров, глубина до 40 см, течение сильное).

Далее идём по дороге, переходим по пути левый исток Йолдоайры и с плавным набором высоты (фото 30.01) поднимаемся на перевал Карагем (фото 30.02). Спускаемся с перевала также по дороге мимо живописных озёр. На притоке Аштусу обедаем. Невдалеке от устья притока Аштусу, рядом с обозначенным на карте урезом воды 2267,5 м, через реку Джело перекинут старый деревянный мост (фото 30.03). Для автомобилей он уже не подходит, они проезжают рядом вброд. А для пешеходов – в самый раз!

За мостом продолжаем движение по дороге вдоль левого берега Джело. По другому берегу тоже идёт дорога, видим на ней машины. Но как она преодолевает Джело – нам неизвестно, так что решаем своё решение перейти мост оптимальным.

Через час нам встречается пикап, хозяин которого – житель Бельтира по имени Роберт Монголович – забрасывал красноярцев под перевал Карагем. Сейчас он везёт им забытый у него в машине спальник. Странная история: мы встретили красноярцев на ночёвке, они уже были в палатках и на отсутствие спальника нам не пожаловались.

Но степень ответственности Роберта Монголовича впечатляет. Он отправляется на верхний кош у устья Аштусу, чтобы оставить спальник там. Мы идём дальше. Начинаются пастбища, на которых пасутся лошади и верблюды (фото 30.04 и 30.05), попадаются летовки и коши. Ниже притока Туюкярык дорога спускается на широкое дно долины реки Чаган-Узун.

Возле обозначенного на карте уреза воды 2045,3 м нас догоняет возвращающийся Роберт Монголович. Предлагает подвезти. Мы соглашаемся. До Бельтира ещё 17 километров. Мы туда, конечно, дойдём, но случится это уже в темноте. Где нам там ночевать? Ни в спортивном, ни в эстетическом плане эти 17 километров нам ничего не добавят.

Фото 29.01. Долина реки Карагем

Фото 29.02. Долина реки Карагем (обход прижима)

Фото 29.03. Лес в долине реки Карагем

Фото 29.04. Подстраховка при переправе через реку Камрю

Фото 29.05. Переправа через реку Камрю по бревну

Фото 29.06. Карагемская поляна

Фото 29.07. Дом на Карагемской поляне

Фото 29.08. Обед за столом!

Фото 30.01. Подъём на перевал Карагем

Фото 30.02. На перевале Карагем

Фото 30.03. Долина реки Джело. Мост и начало подъёма на перевал Карагем

Фото 30.04. Корабли степей

Фото 30.05. Корабли степей

Фото 30.06. Аил – летнее жилище алтайской семьи

Фото 30.07. В аиле

Фото 30.08. До свиданья, Алтай!

30 июля - 3 августа. Финиш маршрута – Бельтир – Барнаул – Москва

Роберт Монголович в два приема довозит нас до своего дома на западной окраине Бельтира и предлагает остановиться на ночь у него. Предложение кажется нам вполне осмысленным – окрестности Бельтира особой приветливостью не отличаются. После не особо активной (“ну, во что оцените?”/”ну, сколько дадите?”) торговли сходимся на цене по 1000 рублей с человека за весь комплекс услуг: подвоз на машине, ночевку в зимнем доме на полу (семья хозяина летом живёт в аиле рядом с домом – фото 30.06 и 30.07) и баню. Вечер проходит душевно. Ночь чудесна (фото 30.08).

Вечером созваниваемся с Замчаловым, он сообщает, что за нами приедет памятный по дороге в горы Саня, договариваемся о встрече в 7:00 у здания поселковой администрации.

С утра прощаемся с хозяином и за пять минут доходим до администрации. Встречаемся с Саней, который первым делом интересуется, не … упал ли кто-нибудь из нас с горы. Грузимся в большой микроавтобус (видимо, забрасывали большую группу) – поедем с комфортом! Скорость, обеспечиваемая Саней под неизменный шансон, не менее впечатляюща, чем на пути туда. С остановкой на обед (кафе с хорошим качеством блюд и очень быстрым обслуживанием находится на 527/528 км Чуйского тракта) к вечеру прибываем в Барнаул.

Поезд на Москву отправляется в 00:30 по местному времени, а самолёт вылетает в 07:30. Чтобы было где оставить вещи, принять душ и поспать перед перелётом и рабочим днём хотя бы несколько часов, решаем снять 4-местный номер в вокзальных комнатах отдыха.

Провожаем поезд с тремя участниками и ложимся спать. В 5:00 такси отвозит нас в аэропорт. До свидания, Алтай!

СПИСОК СПЕЦИАЛЬНОГО СНАРЯЖЕНИЯ

Личное:

ИСС (верх + низ) каска ледоруб кошки ледобур фиксирующее устройство (жюмар и т.п.), способное работать на верёвках диаметром 9 ммстраховочно-спусковое устройство (восьмерка, корзинка, реверсо и т.п.), способное работать на верёвках диаметром 9 мм петля страховочная длиной 250 см карабины:

не менее 5 штук стандартной прочности (2 кН и выше вдоль большой оси) с винтовой муфтой, из них не менее 2 штук больших (с большим раскрытием, типа HMS), остальные любого размера и формы

не менее 2 штук вспомогательных (себе на развеску, для “обобществления” на оттяжки) любых стандартной прочности, можно без муфты.

прусики (кордалеты) из веревки диаметром 6-7 мм:

длиной 2,5 м (длина измеряется в “незакольцованном” состоянии)

длиной 4-5 метров (длина измеряется в “незакольцованном” состоянии).

самостраховка рюкзака

очки солнцезащитные

перчатки или рукавицы для работы с верёвкой.

Кроме того, шестеро участников использовали треккинговые палки.

Групповое:

• веревка основная (статическая, диаметр 8,5 мм, длина 50 м) – 2 шт.
  • веревка основная (динамическая, диаметр 9 мм, длина 50 м) – 1 шт.
  • «сдёрг» для перил (60 м.) – 1 шт.
  • стропа расходная (длина 13,5 м) – 1 шт.
  • ледобуры – 7 шт.
  • крючья скальные – 14 шт.
  • закладки «стоппер» – 1 компл.
  • молоток скальный – 1 шт.
  • лавинный лист – 1 шт.

Газовое снаряжение:

горелки газовые: Kovea "KB-0707" и Pinguin "titanium" – 2 шт.

MSR Reactor – 1шт.

газовые баллоны – 50 г на человека в день. Реальный расход вышел 40 г на человека в день.

К специальному снаряжению нареканий не было. Использовали практически все снаряжение. Недостатка в чем-либо мы не ощущали. Разве что расходные петли вышли все подчистую, можно было бы чуть больше взять.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Пройденный маршрут получился насыщенным и интересным. Разнообразные технические препятствия, великолепные виды, дружная команда.

По набору препятствий маршрут превосходит эталонные маршруты 5 к.с. по Алтаю. Маршрут соответствует заявленной категории сложности. Маршрут пройден полностью по заявленным в МКК основным и запасным вариантам.

Прошли траверс вершины Ирбисту (2А) – высочайшей вершины Южно-Чуйского хребта, пер. Солнечный (2А), пер. Девяти (2Б), пер. Черноморец (2А), пер. Сибстрин (2А), траверс обоих вершин массива Ольга (2Б), взошли радиально на Иикту (2Б), затем прошли пер. Тронова (2А), траверс Южно-Чуйского хребта между вершинами 3283 и 3133 (первая часть траверса – первопрохождение, по всей видимости). Плюс прошли три препятствия 1Б (два перевала и траверс) и перевал 1А.

В первый раз мы были на Алтае в июле – у нас не было выбора, в августе ряд участников не располагали свободным временем. Июль по сравнению с августом – это больше снега (больше тропёжки, но меньше опасность камнепадов), больше воды в реках, но и больше цветов (целое море!), длиннее день, теплее (только один раз за 6 ночёвок в ледовой зоне был лёгкий ночной мороз). Когда больше дождей – сложный вопрос, это от года к году может меняться.

Залог успеха – мощная команда. Двое участников – Женя Яровитчук и Дима Ковальков – фактически были соруководителями похода, много работали первыми и принимали тактические решения. Каждый из них вполне мог бы отруководить походом подобной сложности. Четверо молодых – Саша Бодян, Катя Красноперова, Никита Усошин и Дима Хацкевич – в первый раз шедших "пятёрку", тоже проявили себя с лучшей стороны, всё выдержали, всё вынесли, и тоже местами работали первыми.

Очень удачным в участниках (и особенно в лидерах – Жене и Диме) был баланс между смелостью и осторожностью. Это, на взгляд руководителя, один из ключевых моментов в туризме вообще и в походах высоких категорий в особенности.

Кое-где нам повезло: на переправе через Карагем нам помогла закрепить веревку для навесной переправы оказавшаяся на другом берегу группа.

Был и элемент глобального везения: идею «змейки» вдоль хребта, исключающую серьёзные переправы на значительной части маршрута, мы реализовывали в год весьма большой воды. У нескольких групп, ходивших по Алтаю маршруты с серьёзными переправами возникли на этих переправах проблемы.

Огромное спасибо всем, кто помогал нам и болел за нас!

МАРШРУТНЫЕ КАРТЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Туристские районы СССР / Сост. Г.М. Егоров. – М.: Профиздат – 1987 –264 с., ил.

Лебедев А.А. Алтайскими тропами. – М.: Издатель И.В. Балабанов – 2008 – 240 с., ил. (отличная книга!)

Высокогорные перевалы / Сборник. – М.: «Прест» – 2001 – 402 с.

Классификатор маршрутов на горные вершины. 4-е изд., перераб. – М.: ФАР – 2008 – 230 с.

Множество пешеходных отчетов на http://www.skitalets.ru/foot/ и горных отчетов на http://www.skitalets.ru/mountain/mountain.htm

Множество отчетов на http://www.tourism.ru/phtml/users/list_subregions_reports.php?8

На http://www.mountain.ru/world_mounts/altai/ меньше хороших отчетов, но есть материалы с очень красивыми фотографиями.