Автор: Сергей Ефимов, Екатеринбург
Фото: Николай Жилин, Екатеринбург

Барунтзе 1995

«Я знаю один маршрут в Гималаях,
который подойдёт для русских альпинистов -
это западная стена Макалу»
из разговора с Дугласом Скоттом,
английским писателем и альпинистом

От редакции: Эта статья написана в 1995 и никогда не была опубликована в российских аутдор изданиях. Время было другое, не было соцсетей, не было привычки трезвонить о том, что сделано.
Когда я попросила Сергея Борисовича рассказать про Барунтзе, он отмахнулся сначала: такого альпинизма уже нет, и никто так уже ходить не будет.
- Ходить не будут, но оценить пройденные вами маршруты смогут.
И он согласился, добавив, что самого главного не объяснишь ни в этой статье, ни в другой. «Для меня самым важным всегда была команда. Люди, с которыми мы ходили в горы».

Западная стена Барунтзе
Плохую фотографию пика Барунтзе, вернее ксерокопию из немецкого журнала, мне принёс Александр Михайлов. Прекрасная западная стена с перепадом высот около 1000 метров заканчивалась главной вершиной и была обрамлена гигантскими карнизами юго-восточного и северного гребней. Как оказалось, до сих пор не было ни одной попытки её прохождения, несмотря на большую популярность этой вершины среди альпинистов всего мира.

Начиная с 1952 года на вершине побывали участники десятка экспедиций, но все они восходили по гребневым маршрутам. Вот тогда в голове вдруг соединились звенья размышлений о возможности восхождения на Макалу по западной стене, о подготовке молодых высотников к этому восхождению, об использовании российских вертолётов, работающих в Непале для быстрой заброски команды на отдых и под маршрут.

Именно экспедиция на пик Барунтзе очень подходила для начала подготовки к прохождению западной стены Макалу. Эта вершина находится рядом с Макалу, значит имелась прекрасная возможность изучить визуально будущий маршрут и психологически привыкнуть к нему.

Первопрохождение же западной стены пика Барунтзе будет являться прекрасной подготовкой молодых высотников в условиях Гималаев, на высотах до семи тысяч метров. Затем можно попытаться пройти западную стену Макалу. Так родилась трёхлетняя программа «Гималаи», которая получила поддержку областного Комитета по физкультуре, спорту и туризму Свердловской области и была утверждена Правительством Свердловской области.

Первым этапом стала экспедиция на пик Барунтзе.
Фактически это была первая гималайская экспедиция Свердловской области. Альпинисты Свердловской области имели достаточный опыт восхождений в Гималаях. Был создан Альпинистский центр «Гималаи» в Екатеринбурге, который организовал и провёл несколько серьёзных экспедиций на восьмитысячники Чо Ойю, 8210м, первопрохождение восточного гребня, Дхаулагири, 8167м, первопрохождение северной стены, Эверест, 8848м, со стороны Тибета, но то были либо международные экспедиции, либо экспедиции сборной команды России, хотя половина участников была из Екатеринбурга.
Экспедиция на пик Барунтзе была проведена силами альпинистов Свердловской области в сентябре-октябре 1995 года.

9 сентября 1995 года участники экспедиции собрались в столице Непала Катманду, откуда стартуют все гималайские экспедиции. Необходимые и знакомые уже по предыдущим экспедициям процедуры по оформлению разрешения на восхождение, по закупке продуктов, по упаковке снаряжения заняли несколько дней.

14 сентября вертолёт привёз всех участников и грузы в высокогорное село Лукла.
В тот день была очень большая облачность, и командир вертолёта Сергей Данилов долго кружил в ожидании, когда появится просвет в облаках, чтобы увидеть посадочную площадку.
Приземление было достаточно напряжённым, так мне казалось, хотя пилоты были спокойны. Сергей, спускаясь с трапа на землю, заметил: «Вот так мы и кувыркаемся каждый день».
Российские вертолёты уже третий год с успехом работают в Непале по перевозке пассажиров и грузов.

Погода после муссона не спешила улучшаться, но ждать нам было некогда.
На следующий день восемь человек отправились пешком до базового лагеря в сопровождении небольшой группы носильщиков, сирдара (старший среди обслуживающего непальского персонала), повара и его помощника из фирмы Эверест Треккинг.
Оставшаяся тройка должна была забросить все грузы вертолётом к месту базового лагеря.

Пеший путь от Луклы к подножию пика Барунтзе занял восемь дней.
Были пройдены три перевала, один из которых - Мера Ла высотой 5100 метров - пришлось преодолевать по глубокому снегу в тумане, лавируя между сбросов ледника.
Когда 22 сентября участники перехода добрались до места базового лагеря, выяснилось, что вертолёт всё ещё не прилетел. Плотная облачность заполнила всё ущелье и сделала невозможным заброску грузов.
Только 23 сентября Сергей Данилов приземлил свою машину недалеко от базового лагеря.

После установки всех палаток, кухни, кают компании началась плановая работа по разведке района, заброске продуктов и снаряжения. Для получения акклиматизации и маркировки вешками пути спуска все десять участников два раза выходили наверх по юго-восточному гребню до высоты 6200 метров, но плотная облачность и отсутствие видимости затрудняло движение вверх.
На широком гребне ориентировка была потеряна. Мы вынуждены были вернуться вниз. Затем ещё три дня ушло на поиск прохода через многочисленные ступени ледопада под западной стеной и заброску снаряжения под маршрут на высоту 5900м. После чего настало время выходить на стену.

В состав штурмовой группы вошли:

• Валерий Першин - руководитель, за плечами которого два очень серьёзных первопрохождения на восьмитысячники Гималаев Чо Ойю и Дхаулагири, а также попытка восхождения на Нанга Парбат (Пакистан) в составе экспедиции Дугласа Скотта и Эверест со стороны Тибета.

• Евгений Виноградский - известный высотник, семикратный чемпион СССР, дважды взошедший на Эверест (1992 и 1995), прошедший траверс четырёх вершин восьмитысячника Канченджанга в 1989 году и восточный гребень Чо Ойю в 1991г.

• Салават Хабибуллин - опытный альпинист, мастер спорта, неоднократный чемпион России, участвовавший в восхождении на гималайский восьмитысячник Чо Ойю до 8000 метров, а также мастера спорта Николай Жилин и Юрий Ермачек, имеющие много восхождений в горах Памира и Тянь-Шаня на высоты до 7500 метров, неоднократные чемпионы России в высотном классе.
    В Гималаи они выехали впервые.
  • Третьего октября тройка Валерий Першин, Евгений Виноградский и Сергей Ефимов вышли на стену для опробования скал и проведения видеосъёмок.
    В тот день Першин пролез и закрепил четыре верёвки (150 метров).
    На следующий день Салават Хабибуллин, Юрий Ермачек и Николай Жилин, пройдя ещё три верёвки, вышли к месту установки первого высотного лагеря.

Из дневника Салавата Хабибуллина:

«Завтра выходим под маршрут втроём. Коля, Юра и я. Предстартовое волнение как всегда. Всё ли получится? Беспокоит то, будут ли на маршруте более или менее нормальные места для ночёвок, и насколько камнеопасный маршрут?
    И самое главное, беспокоит прохождение протяжённых участков со снегом. Что там? Фирн или старый рыхлый снег? А если начнётся снегопад? Значит лавины.
    Ну ничего, разберёмся.
    Сегодня работают Валера и Жека. Прошли четыре верёвки»

Для восхождения был выбран центральный контрфорс западной стены, выступающая часть которого давала надежду уберечься от камнепадов и ледопадов со стены, которые не прекращались весь день с 11 до 20 часов.

На фотографии эта километровая стена не выглядела так неприступно и опасно, как предстала в реальности. Непрочный ледовый панцирь покрывал отвесные скальные участки, а снежные стены с вертикальными бороздами выглядели очень круто. Такие вертикальные полосатые снега и создают чисто гималайское обрамление вершин, придающее неповторимый облик гималайских гор. Но когда предстоит прохождение такой отвесной «красоты», становится не по себе.

Из дневника Салавата Хабибуллина: «Сегодня пробный выход наверх. Провешиваем верёвки. Скалы местами залиты льдом. Часто приходится искать обходы скальных карнизов.
    Как и ожидалось, мест для ночёвок пока не видно. Но может завтра, когда «оторвёмся от земли» и пройдём ещё несколько верёвок, может что-то появится.
    Хочется надеяться».

5 октября пять участников штурмовой команды вышли на стену, взяв с собой палатку, горючее, питание на семь дней и необходимое снаряжение для прохождения стены.
    В это время остальные участники экспедиции Сергей Ефимов, Александр Михайлов, Борис Седусов, Андрей Кузнецов и Александр Верёвкин вышли через западный перевал на юго-восточный гребень ещё раз. Они поднялись до 6800м, закрепили на сложных местах верёвки и установили вешки, чтобы даже в густом тумане можно было найти путь спуска с вершины. По плану штурмовая группа должна была спускаться по юго-восточному гребню.

В лагере остались только три шерпа и врач Сергей Бычковский, который наблюдал за группой, очень медленно продвигавшейся по западной стене.

Из дневника Салавата Хабибуллина:

«Сегодня был неплохой участок. Крутая скала градусов семьдесят крутизной, такая скальная «линза», залитая льдом.
    По нему на фифах я пролез под карниз, траверсом ушёл метров десять до вертикальной щели, заполненной льдом.
    Подъём был возможен только по этому «ледовому ручью» шириной пять-шесть сантиметров.
    Скалы были совершенно гладкие.
    Ввёртывая в лёд ледобуры и вешая лестницы, пролез ещё пять метров.
    Дальше начинался гладкий скальный камин. Ни трещин под крючья, ни зацепов.
    Пришлось лезть в распорах, ещё и кошки были надеты.

Прохождение этих семи метров было не очень удобно. Вспомнил, что на Памире при восхождении на Асан Усан приходилось пролезать подобный камин, но тогда я лез в лёгких скальных туфлях.
    Пройденный участок исключительно интересен своим разнообразием рельефа и сложностью.
    Снова лёд, затем участок скалы с рельефом и после очередной снег.

Стало видно, что гребень близко. Надеюсь, что завтра выйдем на него»

Семь дней ушло на прохождение почти полуторакилометрового пути по стене. Семь дней постоянного физического и психологического напряжения.
    Лазание по снегу сменялось прохождением скальных участков, зачастую залитых льдом.
    Такие маршруты называются комбинированными.
    Организовать страховку на таких маршрутах как правило бывает сложнее, чем на чистых скалах или ледовом маршруте.

При прохождении склона из рыхлого снега определить степень надёжности страховки невозможно, кроме того при крутизне снега более 30 градусов, появляется опасность схода лавин.

На западной стене пика Барунтзе крутизна снежных участков доходила до 45-50 градусов. Крутой, словно гофрированный склон проваливался под ногами и не хотел спрессовываться.
    Каждый шаг требовал больших физических и нервных затрат.
    Никто не мог сказать, насколько надёжно он (снег) лежит и в какой момент может рухнуть лавиной.
    Первому приходилось буквально прорывать траншею.

Чтобы организовать страховку, приходилось закапываться в снег на глубину около метра, чтобы добраться до льда или скалы, где можно закрутить ледобур или забить скальный крюк.
    Залитые льдом скальные участки приходилось проходить в кошках. Уходило много времени на очистку трещин под крючья и закладки.

День за днём шла непрерывная напряжённая работа. Не было удобных мест для бивуаков.
    На организацию площадки под палатку ежедневно уходило 2,5-3 часа.

Из дневника Салавата Хабибуллина:

«Ну что же, придётся смириться, что плотного снега нам не видать. Все снежные склоны - это старый пористый снег с пустотами внутри. Такой снег встречаю первый раз.
    В 1991 на Чо Ойю снег был плотный как асфальт.
    И в наших горах, на пике Коммунизма, на Хан Тенгри, на пике Победы бывал всякий снег, но такого не было ещё.
    Там, даже если снег рыхлый, то уплотнить и сделать ступени всё-таки можно, а здесь можно полдня прокопаться и продвинуться только на одну верёвку.
    А чтобы организовать страховку, приходится докапываться до скал или воткнуть ледоруб и сидеть на нём, не испытывая особой надёжности.
    В общем, похоже наше восхождение затягивается

. . . В очередной раз закончили строительство площадки под палатку. Хорошо, что есть хорошая лопата.
    Ясно, что до выхода на гребень нам хороших мест под палатку не найти.
    Но построить, слепить площадку можно, что мы и делаем каждый день. Это уже стало привычным.
    Даже лезть, именно лезть, а не идти по этому снегу, стало спокойнее и быстрее»

Только на девятый день ребята спустились в базовый лагерь.
    Грязные, обросшие, с чёрными от солнца лицами, они улыбались, медленно сбрасывая с себя тяжёлые ботинки, стаскивая одежду, подставляя солнцу похудевшие тела, делясь своими впечатлениями, ещё не успевшими поблекнуть.

Юрий Ермачек: «Мы не ожидали, что всё будет так долго. Такие снега. Ни на что не похоже. Такого не бывало».

Салават Хабибуллин: «Первый день, когда работали внизу, тепло ведь, честно говоря, страшно было на такой крутизне.
    Снег рыхлый, проскальзывает. Неизвестно, уедешь ты, не уедешь.
    Страховку делать непонятно где.
    Ну, на второй, третий день стало уже нормально. Знал, что под снегом что-то есть. Или скала, или лёд. Страховку можно сделать. Страх пропал»

Валерий Першин: «Вышли на вершину, и вот они: Эверест, Лходзе и Макалу! Словно крылья раскинул».

Закончился первый этап программы. Получен гималайский опыт. Сделаны снимки западной стены Макалу.
    Пора готовиться к следующему этапу - прохождение южной стены Аннапурны в таком же альпийском стиле.

«Этот популярный пик высотой 7129 метров, расположенный к северу от Макалу, стал объектом наиболее значительного достижения в сезоне 1995 года, когда мощная российская команда, под руководством хорошо известного Сергея Ефимова, сделала первопрохождение западной стены, ранее не пройденной никем.
    Пять альпинистов из Екатеринбурга прошли западный бастион, преодолев 850 метров очень сложного лазания крутизной 65-70 градусов.
    Удивительно, что две другие экспедиции - немецкая под руководством Андрэ Крауса (десять человек) дошли по нормальному пути только до 7050м, а английская под руководством Алена Пикингтона достигли только 6150м.»