Автор: Иван Темерев, Томск

Год 2021 в кратком пересказе.
Неожиданный материал о том, как прошел год 2021

Начался мой 2021 год с морозного выезда в Акташ на водопады Горного Алтая.

Было -30, то холоднее, то теплее, но не намного.

Нас приехало суммарно 19 человек и большая часть из альпклуба МЭИ (Москва).

Лазили так много, что в конце уже не все могли/хотели.

Получилось насыщенно, красиво и даже не все поморозились. Молодцы - год стартовал активно.

Продолжили развлекаться по возвращению домой на трамплинТомск - строили башню к первенству и чемпионату России, делали избушку более фотогигиеничной. Было тоже не жарко.

Справились к началу февраля.

Ну, почти все успели. Восточную часть доделали в первую неделю февраля.

Провели первенство России и чемпионат России по альпинизму ледолазание-скорость и ледолазание-трудность.

Накрутили все зацепки обратно и…

И я уехал в Крым поработать инструктором в группе хабаровчан.

Ходили 1-ки и 2-ки. Сильно не спешили, ибо куда? Такие восхитительные закаты по вечерам. Да и на прибрежные поселки вид с гор ночью поучительный и красивый, чего уж там.
Под занавес выпал снег и мы с трудом сходили 3ку. Всем понравилось.

Прошли с другом 6А для себя. Нависает и отбрасывает. Самому поработать досталось мало. Какие мои годы? Еще достанется.

В конце марта съездили в Бурятию к Сергею Зурбулаеву на замерзшие водопады в долине Алла. Было познавательно и красиво. И сероводородный теплый источник.

Первопрошли Путь Шамана. Ажурный ключ впечатлил.

Пройден связкой Темерев-Хасанов в 4 питча.

- 75м, 35-60-35гр., WI 2+, WI 1. Слева на скале забит шлямбур

- 30м, 90-70гр., WI 4, WI 3. Слева на скале забит шлямбур

- 40м: 14м 90гр. WI 5, ключ 6м 90гр. WI 6, 20м , 20м 65-45гр., WI 2. На дереве оставлена двойная петля

- 70м, 45-80-45-85гр., WI 3, WI 2, WI 3+. Спуск в 3 питча по деревьям.

Погостили в первых числах апреля с Наилем в Иркутске у Пановых. Погуляли с Михаилом по Байкалу и по городу.

В Томске сварили крышу на башне.

Поработали в избушке.

Съездили в Хакасию на ЭКР в скальном классе на массив Мраморка. Знато наелись снега. Выступили плохо.

Повисели в Радонежском на стекломое.

И я поехал работать инструктором на майские сборы МЭИ в Крым. Давно не был, ага.
Преобладали ветер и солнце, отделение было огненное — начали с 4-ок и в конце вышли на 5Б. Жили в палатках на поляне над Форосом — понравилось.

С Антоном Кашевник сходили в выходной день 6А Центр на Форкант.

Наблюдали вечером красивый туман, а днем соло Ратмира на Ухе (Мшатка).

В последний день сборов распогодилось совсем по-летнему, полазили аж в шортиках на Парусе.

Май развлекались на стекломое в Радонежском.

Провели связки на трамплинТомск

В июне разровняли площадку вдоль забора и в очередной раз оптимизировали расположение вагончиков. Привезли еще один гараж. Стало компактнее и оптимальнее для эксплуатации.

В конце июня уехал на машине… в Крым конечно же. Работать с детской группой на скалах. Ну, и себя полазать не забывал

В июле прилетел в Томск и поехали с Лешой Тюлюпо и Серегой Поморцевым в Ергаки на ЧР.

Погода была не самая лучшая — постоянно дожди во второй половине дня. Мы до этого времени вылезти не успевали поэтому, в том числе, ходили еще медленнее. Прошли 5Б Балезина на Зуб. Почти за 24 часа из лагеря в лагерь. Серега на подходе под Звездный подвернул ногу и выбыл из игры. Мы с Лешей сходили 6А Жигалова на Звездный за полтора дня — без грозы не обошлось. Потом Косотурова 5Б — успели за день, но в дождь попали. Я заболел. Перешли на оз.Светлое. Сбегали одновременно 5А на Птицу, за 1:40 (кажется). Поскрипели вниз. Серега хромал сам, но большая часть груза легла на нас. Выходили под дождиком и по раскисшим тропам. Устали.

У команд первой пятерки времена прохождения были максимально крутые — 5Б за пару часов, 6А быстрее шести часов — борьба у них была очень суровая.

В Томске пробыли пару дней и с Лешей полетели в Киргизию.

В Бишкеке встретились с Кириллом Белоцерковским. Закупили еду и поехали на юг от Иссык-Куля поближе к Китаю. Нас ждали горы в хребте Кокшаал-Тоо. Так начался август.

Как пишет Кирилл «мы напряглись, превозмогли и сходили несколько первопроходов. В хронологическом порядке:

Альпинист, 5482 м — по северному склону и гребню — 1750 м AI4. Не знаю, как мы решились лезть туда на акклиматизацию, высоко же. Перцу добавили две верёвки в нижней части маршрута — там крутой и рыхлый снеголёд. Альпинист — самая красивая гора из тех, на которых я бывал. Это четвёртое восхождение на гору и четвёртый маршрут на неё.

Королёва (Турист), 5816 м — по северной стене и северо-западному гребню — 1650 м AI4 M5. Сначала 20 верёвок льда, от пологого до вертикального, потом ночёвка на гребне и далее сам гребень. Во второй день восхождения ветер валил с ног и грыз лицо. Снег шёл отовсюду: сверху, снизу и с юга. В такую плохую погоду мне ещё не приходилось лазить. С нормальным запасом сил сходили на вершину, вернулись в палатку и укатились вниз на ледник. Мы бы и переночевали, но палатку порвало бы на таком ветру. Наше — третье восхождение на гору.

Марона, восточная вершина, южная стена, 4610 м.» Сходили без Кирилла.

Он четко знал сколько ему надо и свою программу выполнил.

Мы с Лешей потратили день на прогулки под стену, фотографирование и выбор линии. Потом полдня решали по тактике и снаряжению. Перенесли все под стену и заночевали на томских ночевках недалеко от родника, бьющего прямо из основания скального пальца.

Сложность и протяженность маршрута оценивалась нами от 5А до 6А и в 500-1000м. Горы большие и ошибиться в масштабе легко. Решили взять спальник, легкую палатку Кирилла, джет, немного еды, инструменты, однослойные ботинки и кошки для них — выход на вершину мог быть со льдом и спуск однозначно по леднику.

Так как на остальные маршруты мы шли изначально лазанием, то у нас из динамик были только две половинки. Но на всякий случай я привез статику. Чтобы ускориться и двигаться по технической одновременке пришлось выдумать схему, которая сработала, только потому что у Кирилла нашелся девайс для страховки Edelrid Mega Jul. С ним можно страховать с перил двойной тонкой веревкой — есть опция автоблока при рывке.

Договорились, что Леша начинает, а в середине меняемся. Мне хотелось полазить, но я сразу сомневался в своих силах после жумаринга с грузом.

Начали около 7 утра. Было солнечно, однако лед на стене почему-то не таял. К середине дня вышли на большую полку перед вертикальной частью стены. Перекусили и решили не меняться. После 14 солнце ушло и стало холодать. Скалы изрядно осложнены живьем. Леша умудрился в одном месте отломать и немного упасть. Все, к счастью, обошлось.
Чтобы не итошить, постоянно ходил лево-право — получилось все пролезть. К верху оба замерзли как цуцики. Вылезли по логичному пути ко льду, обули кошки и вдоль него по снегу/льду прошли еще метров 200 до нашей вершинки Морона восточная. Успели по последнему свету (около 21.00). Маршрут получился классической длинной 5Б с протяженностью стены около 700 м и перепадом метров 550-600. Эти цифры весьма приблизительные.

По леднику начали двигаться в сумерках, кошки сняли на камнях уже в темноте.

В лагере мы расспрашивали Кирилла, как они ходили на Морона и решили, что по правому берегу каньона мы тоже пройдем. Путь нашли, но устали — очень много разнообразной сыпухи и перепад большой. Каньон заканчивается водопадом — обошли справа по ходу, вспугнули стадо горных козлов. Встали на ночлег около ручья уже в основной долине, там куда приползли ночью. Леша еще нашел силы сходить за спальником и палкам к месту старта. Вымотались сильно.

утро после горы

Если говорить честно, то маршрут из-за которого мы приехали в район изначально — показался нам небезопасным. Мы побоялись шагнуть за грань возможного, вдруг из-за нее не получится вернуться. Я и Леша настояли на этом. Кирилл-то был готов пробовать. И жалко, что не попробовали и радует, что не проверили границу. Мы, конечно, и на остальных маршрутах нормально напряглись, но тут могло быть совсем ух. Кстати, кашель, который начался на Ергаках, благополучно дожил до конца поездки в Киргизию и приехал со мной в Россию. На Туристе периодически пытался выплюнуть легкие…

Кирилл мясо совсем не ест, а Леша побоялся перепада от горного рациона к жирной баранине. Пришлось одному отдуваться

На обратном пути у нас поломалась машина, но все закончилось благополучно.
В Бишкеке провели сутки. Я получил свежий тест и выбрал новый рейс (мой отменили)— мне надо было попасть ближе к Лене с Владом, чтобы с ними на машине вернуться с юго-запада России в Томск. Летел Бишкек-Стамбул-Сочи. По дороге похоже люто траванулся в самолете турецких авиалиний — пролежал весь день тюленем в аэропорту Стамбула. А утром меня стала лечить семья.

Сентябрь традиционно был посвящен стекломою.

Прерывался на попытку провести связки в Пещерках. Погода случилась отстойная — никто не приехал. Полазали сами с тяпками и поехали домой.

То ли закрыл скальный сезон, то ли открыл ледолазный (все лето с тяпками в руках), но надрайтулился в скальниках с инструментами душевно.
Спасибо Наилю и Лене за компанию.
Мне помогала остаться сухим экипировка o3ozone, а Наилю резиновые сапоги.

Как-то надо было погреться, поэтому поехал работать инструктором на традиционные сборы МЭИ в Крым (Судак). Было не так ласково (тепло), как год назад, но сухо и это радовало. Ходили много. 2-ки и 3-ки.

Вернувшись в Томск, выложил скальники, взял зимний комплект и поехал на сборы ТФА/Штурм в Актру.
Там прошел конец октября и начало ноября. Приезд был очень теплым, снега в районе мало. Через несколько дней пошли осадки, а потом район придавило сильными морозами. Из-за этого сходили мало. Старались работать на ледовых маршрутах, потому что на скалах было нереально успевать в день. Чтобы обойти свежий снег, сходили свой вариант (правее) маршрута Гете 3А на пик УПИ.

В Томске заливали лед на ТрамплинТомск и строили избушку.

Замкнули тепловой контур, поставили газовый конвектор, прокинули проводку и начали строить скалодром. Чем и занимались весь декабрь.

Чтобы отдохнуть от стройки (гы), на самом деле, чтобы не закисать и помнить, как это — лазать по зацепам, съездил в декабре в Тюмень на чемпионат России по ледолазанию-комбинация — болдеринг и скорость. На удивление попал в финал. На этом мои достижения и закончились.

Год завершался сумасшедше-напряженно.

Чтобы следующий 2022 начался примерно также :-)

Странно, что вы добрались до этого места, потому что совершенно непонятно, из-за чего вам всё это интересно )))))

Выражу благодарность компаниям, которые меня поддерживают:

O3 Ozone лидер качественной одежды для спорта, активного отдыха и путешествий. Компания C.A.M.P. - один из мировых лидеров в производстве снаряжения для альпинизма.

Кокшаал-Тоо 2021: новые маршруты на Альпинист, Королёва, Марона

Транго-Тауэр, Южный 6050 м

Интервью с капитаном Томской команды Иваном Темеревым

Первопрохождение на вершину УПИ (3610 м, Алтай) по центру С-З ледового склона, 2Б (л).

Отчет о первопрохождении (в 1988 г) на пик Менделеевец (4122 м) по центру Треугольника Северной стены, 5Б ск.

Схемы маршрутов на пик Джигит (5170 м ), Блюхера (4780 м), Каракольский (5281 м), Огуз-Баши (5168 м)

Отчет о первопрохождении (в 1966 г) Северо-Западной стены пика Джигит (5170 м), 6А к.

Отчет о первопрохождении (в 1976 г) траверса пиков Карбышева (5А) - Блюхера - Тухачевского