|
Автор: Юрий Кошеленко, Ростов-на-Дону
Философия риска в альпинизме
- Гипотеза:
Риск способен накапливаться, а горы посылают предупреждающие сигналы. Существует концепция "нормализации отклонений", где мелкие ошибки постепенно становятся привычными.
Я предлагаю (это основано на 40 летнем опыте в горах) сочетание пассивной и активной стратегий снижения риска. Пауза позволяет разорвать цепь накопленных ошибок, а сознательное упрощение маршрутов работает как перезагрузка системы. Это напоминает принципы риск-менеджмента в авиации, где пилотов временно отстраняют от сложных рейсов после инцидентов.
В нашем советском альпинизме сложилось понятие "звонков" - тонких сигналов, которые часто игнорируются из-за азарта или усталости. В западном сообществе альпинистов такие предупреждения иногда называют "призраками маршрута".
Мой подход, которым я пытался следовать большую часть жизни в альпинизме скорее интуитивно, не полностью осознано. Сейчас его можно сформулировать как метод поэтапного возвращения к сложным восхождениям. Все в мире имеет волновую структуру и в свершениях, особенно связанных с реальным риском, тоже есть свои приливы и отливы. Я за углубленное понимание цикличности подготовки. Если тонких сигналов становится много, просто нужен перерыв, а так же целенаправленная работа по восстановлению "чувства горы". Возможно такой подход будет заслуживать ваше внимание, как система управления не только физическими, но и психологическими аспектами риска.Возможно это один из вариантов системы управления риском, на основе обратной связи от среды.
- Накопление риска, “Звонки”
Риск — это не статическая величина. Он ведет себя как энтропия в замкнутой системе: имеет тенденцию к росту, если им не управлять.
Цепочка ошибок: Одна мелкая, прощенная ошибка (недостаточно проверил узел, немного поторопился, проигнорировал легкое недомогание) не ведет к срыву, но она снижает запас прочности системы. Следующая ошибка накладывается на предыдущую. Это и есть накопление.
"Звонки" — это язык горы. Гора, как сложная система, действительно "подсказывает". Это не мистика, а чтение закономерностей. Сорвавшийся камень, внезапно испортившаяся погода, мелкая травма, забытое снаряжение (разумеется это примеры, можно продолжать) — это не случайности. Это сигналы: "Стоп. Система перегружена. Твое внимание и удача иссякают". Игнорирование этих "звонков" — верный путь к точке, где небольшое событие запускает необратимую цепную реакцию (лавину, срыв, болезнь).
- Пассивный и Активный способы: две стратегии
Пассивный способ (взять паузу): Это "жесткий сброс". Он нужен, когда "звонки" были проигнорированы, и вы оказались на грани. Вы не просто отдыхаете физически.
Рвется шаблон: Выход из контекста, в котором накопились ошибки.
Восстанавливается ментальный ресурс: "Банк внимания" и "резерв спокойствия" пополняются.
Позволяет улечься опыту: Мозг обрабатывает произошедшее, извлекает уроки.
Активный способ (снизить уровень): Это "перепрошивка системы". Это гораздо более тонкий и мощный инструмент, чем просто отдых.
Смысл не в "отдыхе на легких маршрутах", а в восстановлении контроля. Вы сознательно уходите в среду, где фактор непредсказуемости (энтропия) низок. Вы отрабатываете базовые навыки, возвращаетесь к "истокам".
Вы создаете полосу успеха. Мелкие неприятности на сниженном уровне — это стопроцентное подтверждение, что система еще не очистилась. Нужно снижать дальше, пока не найдете тот уровень, где вы снова становитесь хозяином положения, где ваши действия снова предсказуемо ведут к успеху.
Это процесс "заземления" и снижения энтропии. Вы упорядочиваете хаос, который накопился в ваших навыках и психике.
Здесь задается цикличность, надо пережить отлив. И снова начать, когда начнется прилив. Мы понижаем уровень, закрепляемся, начинаем новый подъем. У меня такой перерыв был не раз, самый длительный после Менлунгтзе в 2005 году. С 1985 20 лет непрерывной активности с повышением градуса. Первопроходы и первовосхождения в Каракоруме и Гималаях. И накопление ошибок соответственно, в 2005 мы: Тотмянин, Булер плюс автор прошли северную стену Менлунгтзе, но не до вершины. В последствии интуитивно
пришлось понижать привычный уровень экстрема. Пять лет я потратил больше на скальные маршруты, в том числе в Йосемити, Перу и конечно на Кавказе. В 2010 мне довелось встретить новый прилив на Тонсае, где я помогал Саше Кленовую делать фестиваль скалолазания памяти Самойлина. Переключившись на скальные трассы, я прилично повысил свой уровень свободного лазания, а навык стал снова доминировать над вызовом. После этого состоялось повторное открытие Ашата (Сабаха) в Памиро-Алае, и дальше состоялись отложенные проекты в Больших горах.
- Выводы:
Теория надежности: Любая система имеет вероятность отказа. Накопление ошибок — это увеличение этой вероятности. Профилактическое обслуживание, уступка и переход на ступень ниже - "активный способ", практический путь снизить ее.
Психология: Это прямая работа с "чувством потока". Чтобы войти в поток на сложных задачах, нужно, чтобы навык значительно превосходил вызов. Накопление ошибок — это когда вызов начинает превышать навык. Снижение уровня — это способ снова сделать навык доминирующим. Таким образом: мы начинаем слушать голос опыта, который противостоит голосу эго. Эго говорит: "Ты должен пройти любой ценой, не сдавайся!". Опыт, отвечает: "Цена может быть слишком высока. Лучшая цена — это притормозить для будущих удачных проектов".
Возможно настоящее "долженствование" в альпинизме это в первую очередь уважение к горе, как к Иному. Вы уважаете ее настолько, что готовы отступить, когда Вершина вам "подсказывает". И тем самым получаете право вернуться…
Риск императив эволюции
- (а так же объявление о презентации "Книжки альпиниста" в Питере, Трамонтана 24.11.2025 в 19:00. и РГО 25.11. 18:30)
Мы уже обсудили, что альпинизм, особенно в его исследовательской форме, является способом познания и эволюции.
Теперь вопрос о важности риска для познания и развития общества.
- Моя гипотеза:
Без риска общество засыпает, в то время: деятельность, связанная с риском, стимулирует развитие.
- - Философский аспект: риск как необходимость для подлинного существования
Экзистенциалисты, такие как Хайдеггер, говорили о том, что человек раскрывает свою подлинную сущность перед лицом смерти и риска. Риск выводит нас из рутины повседневности, заставляет задуматься о смысле жизни и своих возможностях.
В этом смысле рискованные виды деятельности, такие как альпинизм, являются практикой свободы и самоопределения. Они позволяют человеку выйти за пределы комфорта и узнать о себе что-то новое.
- - Биологический и эволюционный аспект: риск как двигатель прогресса
В биологической эволюции виды, которые не рискуют и не исследуют новые среды, обречены на вымирание. Именно те популяции, которые осмеливаются на изменение, выживают и развиваются.
Человеческое общество, как живой организм, также предполагаем подчиняется этому закону. Без вызовов и рисков нет стимула для развития технологий, науки, социальных институтов. Риск — это вызов, который заставляет мобилизоваться и находить новые решения.
- - Социальный и исторический аспект: риск как источник инноваций
Все великие географические открытия, научные прорывы и технологические революции были связаны с риском. Мореплаватели рисковали жизнью, ученые — репутацией, новаторы — капиталом.
Общество, которое избегает риска, становится статичным и уязвимым. Оно не готово к неожиданным “Черным лебедям”, потому что не имеет опыта преодоления трудностей.
Тотоша лезет 4 веревку на Менлунгтзе
- - Психологический аспект: риск и личностный рост
Психологи давно установили, что выход из зоны комфорта необходим для развития личности. Рискованные деятельности (в разумных пределах) тренируют навыки — устойчивость к стрессу, способность принимать решения в сложных условиях.
Альпинизм и подобные виды спорта являются школой для развития таких качеств, как смелость, ответственность, хладнокровие. Эти качества затем переносятся и в другие сферы жизни.
- - Культурный аспект: риск как культурный символ
В культуре многих народов есть архетип сказочного героя, который отправляется в опасное путешествие, преодолевает трудности и возвращается с новым знанием или победой. Иванушка дурачок, царевич Елисей, в европейской традиции Ланселот и др. Это архетипы они помогают в инновациях действовать смелее.
Альпинисты тоже продолжают эту традицию, они так же наследуют первопроходцам Сибири и Аляски, полярных исследователей, географов. Их опыт становится частью коллективного сознания, мотивируя других на свершения.
Таким образом, риск — не просто дополнение к познанию, а его неотъемлемая часть. Познание без риска становится кабинетным, абстрактным, оторванным от реальности. Риск же превращает познание в живой, непосредственный опыт.
Однако важно отметить, что речь идет об осознанном и оправданном риске, а не о безрассудстве. Риск должен быть управляемым и принятым добровольно, с пониманием последствий. Именно такой риск ведет к эволюции.
Если перейти к теории познания, мы убедимся: познание — это не пассивное наблюдение, а активное взаимодействие с неизвестным. Риск — это плата за вход в зону непознанного. Безопасное знание — это часто знание поверхностное, теоретическое. Чтобы познать глубину явления, его пределы, его «изнанку» — нужно рискнуть, выйдя за границы комфорта. Как пример множество физических и химических экспериментов, один из ярчайших: исследование радиоактивности Анри Беккерелем и супругами Кюри.
Автор на Менлунгтзе
Ментальный комфорт и зона риска. Человеческий мозг эволюционно настроен на экономию энергии. Без внешнего давления (риска, вызова) он предпочитает идти по накатанным нейронным путям.
Риск принуждает к творчеству. Он ломает шаблоны, заставляет искать неочевидные решения, комбинировать знания новыми способами. В этом смысле риск — отец инноваций.
В замкнутой, комфортной системе растёт энтропия — мера хаоса и беспорядка. В социальном контексте это апатия, цинизм, потеря смыслов, распад связей. В слишком безопасной среде доминируют не самые умные и продвинутые, а осторожные конформисты, среднячки, заточенные на потребление. Начинает работать отрицательный отбор. Это ослабляет «генетический» (как биологический, так и культурный) потенциал общества.
А если кризис? Общество теряет «иммунитет» к неожиданностям, к Чёрным лебедям. Когда реальность прорывается сквозь иллюзию безопасности и контроля (пандемия, землетрясение, цунами, обвал на бирже), общество оказывается беспомощным.
Поэтому моя гипотеза в следующем: альпинизм, глубоководные погружения, космические полёты, сложные научные эксперименты — это не просто увлечения маргиналов. Это социальные институты по производству риска и управления им.
Менлунгтзе С. стена 2005
Такие сферы деятельности нужны для выживания вида в долгосрочной перспективе: смелость, находчивость, кооперация, принятие решений в условиях дефицита информации. Опыт, добытый на грани, фильтруется и транслируется в общество в виде новых технологий (от одежды Gore-Tex до спутниковой связи), управленческих моделей (действия в кризисных ситуациях) и, что важнее, — новых смыслов и ценностей.
Они также напоминают, что человек — не полный хозяин природы, а её часть, находящаяся в хрупком равновесии. Альпинизм и другие риск-практики противоядие от гордыни и забывчивости. Это долг познания перед бытием. Это долг способного рисковать перед нуждающимся в эволюции обществом. Это форма ответа на вызов, брошенный нам миром-как-Иным.
Общество, устранившее риск, — это общество, заключившее сделку с дьяволом: оно покупает сиюминутный комфорт ценой долгосрочной жизнеспособности.
Читайте на Mountain.RU:
|