Автор: Григорий Варгафтик, г.Москва

Отчет о горном походе 4 к.с. по Ц. Тянь-Шаню (хребты Терскей Алатау, Куйлю), проведенном с 28 июля по 19 августа 2018 года Часть 1

Справочные сведения

Вид туризма:

Горный

Район:

Центральный Тянь-Шань (хребты Терскей-Алатау, Куйлю)

Категория сложности:

130 км

Набор высоты:

8 830 м

Нитка маршрута: а/л «Каракол» р. Кельтор лед. Джигит рад. пер. Солнце-Панорам ный (1Б, 4050) пер. Эпюра (2А, 4320) р. Караколтор р. Куйлю В. р. Каратор пер. Цветной (1А, 4230, п/п) пер. Манасынташ (4495) + рад. в. Плоская (1Б, 4740) Л. приток лед. Борду пер. Альпина (2Б, 4820) лед. Каратор рад. пер. Сторожевой (5010) пер. В. Грушина (2А, 4915) лед. Куйлю Ю. пер. Целинный (2Б+, 5050) лед. Айлампа р. Теректы пер. Чаганак (1Б, 4640) + рад. п. Илья Муромец (5078) (2Б, 5105) лед. Экичат Пр. лед. Экичат Лев. пер. Экичат Ю. + в. Узелок+ пер. Талдысу Зап. (2А, 4670) р. Кичи-Талдысу р. Сарыджаз

Пройдено всего перевалов и вершин: 10
из них перевалов 9
вершин 1
Распределение по категорийности: 1А – 1,
1Б – 3, из них 1 рад.
2А– 3,
2Б – 3, из них 1 рад.
Максимальная высота: 5105 м (п. Илья Муромец)
Максимальная высота ночевки: 4860 м (плато Теректы)

Список участников

снаряженец

Характеристика района путешествия

Физико-географическая характеристика

Хребты Терскей-Алатау и Куйлю относятся к горной системе Центрального Тянь-Шаня. Их географи ческое описание и туристское освоение начались очень, очень давно. Во множестве хороших книг и отче тов подробно описаны геология, климат и т.д., поэтому повторяться здесь не будем. Остановимся на нескольких принципиальных особенностях и на отличиях хребта Куйлю от Терскей-Алатау: первый всё же посещается туристами значительно реже второго, и кое в чём не похож на соседа.

Долины хребта Куйлю в основном проходимы хорошо, однако встречаются каньоны (например, р. Теректы, р. Ирташ), требующие сложного обхода или переправ. Основные реки – полноводные, с выраженным суточным циклом, переправа через наиболее крупные из них возможна только ранним утром. Реку Куйлю Вост. возможно перейти только по мосту. Как правило, в долинах есть достаточно много боковых ручьев с чистой водой. В некоторых долинах леса нет совсем (Куйлю Вост., Куйлю Зап., Куйлю Ю.), в других (Теректы, Кичи-Талдысу, Чон-Талдысу) на высотах 2700-3000 м в глубоких ущельях растет еловый лес.

Снега на ледниках обычно много, после выхода солнца он быстро раскисает, поэтому снегоступы – очень желательный элемент снаряжения, особенно в июле, а лавинная опасность должна всегда приниматься во внимание.

Практически на всех крупных ледниках Куйлю есть ледопады и большие зоны трещин. В наших условиях (мало снега) трещины хорошо читаются и не представляют большой опасности, однако могут быть коварны в плохую погоду, когда их прикрывает свежий снег.

Погода тянь-шаньская, то есть, как правило, ночью заморозки, утром ясно, а с середины дня или во вто рой его половине начинаются осадки. Глобальные (не суточные) изменения погоды связаны, как правило, с приходом воздушных масс с запада. Кроме того, возможны вторжения воздушных масс с юга, из Китая, и с севера, от Иссык-Куля. По нашим наблюдениям, влияние последнего на погоду в Куйлю меньше, чем на Терскей-Алатау, который, собственно, и принимает на себя основной удар. Типичная картина: над Куйлю отдельные облака, а над Терскеем висит сплошная туча и идет дождь/снег. Тем не менее, несложно найти примеры сезонов, когда в Куйлю погода была стабильно плохой на протяжении долгого времени.

Киргизское время : +3 часа относительно московского. В августе это означает рассвет около 5:00-5:30, сумерки около 20:00.

Транспортные возможности, проживание, формальности

Перелёт и переезд Москва – Бишкек – Каракол хорошо известен и не требует комментариев. Граждане России для въезда на территорию Республики Кыргызстан могут использовать как загранпаспорт, так и внутренний российский паспорт. Оформление регистрации для граждан России при пребывании на терри тории страны в пределах 30 дней не требуется.

При организации заезда и выезда мы пользовались услугами давно известной турфирмы «Альп-Тур Иссык-Куль» (Игорь Ханин). Мы пользовались стандартным набором услуг – транспорт в горы и обратно, пограничные пропуска. Все договоренности выполняются четко, переписка по e-mail до похода происходит оперативно.

Долины Сарыджаза и Куйлю Вост. с недавнего времени входят в пограничную зону, требуется про пуск. Заявка на выдачу пропуска должна быть подана не менее, чем за месяц до похода. У нас были ксерокопии погран. пропуска, чтобы отдать пограничникам, если встретим их на маршруте, или при разделении группы. Правда, пограничников мы встретили только при выезде с маршрута в долине р. Оттук.

Информацию о расходах см. в Приложениях.

В целях экономии времени для организации заброски мы купили всю еду в Москве и отправили бльшую ее часть в Бишкек транспортной компанией «Транслогистик» (http://tr-logistik.com/kontakty). Мы остались довольны этим решением: отправка и получение очень простые, стоимость доставки низкая.

Для заезда в горы по большинству долин требуется транспорт повышенной проходимости (вахтовка, УАЗ-буханка или джип). По долине р. Куйлю Вост., куда мы завезли заброску, дорога доходит до коша на слиянии рек Ашутор и Караколтор. Мосты через боковые притоки (например, Сарычат) можно проехать на легкой машине (УАЗ-буханка или меньше), вахтовка не проедет. Мост через Куйлю перед кошем сейчас находится в плохом состоянии, по нему может проехать только Нива или что-то сопоставимое, и то с рис ком.

Для начала и завершения маршрута по массиву Куйлю существует, в общем и целом, три возможности.

• Можно начать маршрут на хребте Терскей-Алатау, а заброску завезти в долину Куйлю Вост. Этот вариант использовали мы, он хорош тем, что старт маршрута происходит на маленькой вы соте, а подъезд к началу маршрута короток и прост. При этом успех мероприятия всецело зависит от того будет ли привезена заброска туда, куда надо. «Узким местом» при завозе заброски является мост через крупный приток Куйлю Вост. – р. Сарычат.
  • Начало маршрута в долине р. Куйлю Вост. В этом случае можно запроситься сразу в центр рай она, однако в качестве недостатка стоит отметить более жесткую акклиматизацию – старт на 3000-3100 м, а практически все окрестные перевалы сложнее 1Б имеют высоту более 4500 м.
  • Третий вариант – начало маршрута в долине р. Кичи-Талдысу или Чон-Талдысу. Этот вариант неплох с точки зрения акклиматизации, но вынуждает начинать маршрут с челнока и организации заброски на (за) ближайший перевал 1Б-2А, 4400 м своими силами.

Ввиду сложности быстрого выхода из района в случае ЧП, мы оформили страховку в «РЕСО-Гарантия» (медицинская страховка для выезжающих за рубеж, страховая сумма 50 000 USD, покрытие – Спорт-4 (альпинизм)). Перед походом мы связались с двумя организациями, которые теоретически могут организовать эвакуацию вертолетом на территории Киргизии, сообщили о своих планах, переслали им информацию по маршруту, карту, список группы и данные о страховке.

1. «Аксай Трэвел». Крупнейший туроператор. По отзывам за многие годы, они – единственные, кто имеет прямой выход на вертолет. Говорят, что готовы поднять вертолет, если группа застрахована и процесс со страховой проходит штатным образом. Правда, в этом сезоне вертолетов на ходу у них не было.
  2. «Служба спасения в горах Кыргызстана». Некоммерческая организация, которая способна теоретически способна помочь. Своего вертолета, штата спасателей нет.

Политическая и социальная ситуация

В целом в Киргизии и в нашем районе в частности, всё спокойно. Местные жители в горах привычны к виду туристов и не проявляют большого интереса. Можно даже сказать, что на Терскее они пресыщены и развращены изобилием сорящих деньгами коммерческих туристов. В Куйлю, особенно в южных и восточных долинах, туристов гораздо меньше, поэтому и люди там приятнее.

Туристские возможности

Хребет Куйлю в сочетании с Терскей-Алатау хорошо подходит для проведения походов 3-5 к.с. Можно построить классные экспедиционные «тройки», с отрывом от цивилизации, хорошей высотой и техникой умеренной сложности. Для «четверок» и «пятерок» можно найти множество самых разнообразных вариантов (разве что интересных скал не найти). Для «шестерок» в массиве Куйлю, как таковом, слишком мало пройденных препятствий, нужно придумывать первопрохождения – для этого есть возможности в виде траверсов пятитысячных вершин (например, пик Обручева, массив Трех Богатырей, плато с пиками Щорса и Пархоменко).

Сам по себе массив Куйлю слишком компактен для построения полноценного маршрута, но включение в маршрут соседних хребтов Терскей-Алатау и Акшийрак позволяет придумать классные нитки.

Несмотря на долгую историю освоения, в районе есть малоисследованные уголки, непокоренные вер шины, возможности для первопрохождений. Очень плохо освоены западные и южные долины. В цен тральной части массива есть возможности для первовосхождений на вершины высотой 4900 5200 м.

Дата Участок маршрута L, км hmin, м hmax, м hноч, м h, м Примечания
1 28/07 Переезд Бишкек – Каракол – а/л «Каракол» - - 2500 2500 - Одновременно Дима и Кирилл отвозят заброску в долину р. Куйлю Вост.
2 29/07 Подъем по долине р. Кельтор. 13,0 2500 3120 3120 +620 Груз на 5 дней.
3 30/07 Подъем в карман лед. Джигит. Рад. п. Кругозор (1Б, 4100). 6,0+2,0 3120 4100 3700 +980/-300 Для акклиматизации и разведки перевала.
4 31/07 место ночевки (м.н.) – пер. Эпюра (2А, 4320) – р. Караколтор 6,0 3700 4320 3700 +620/-620 Ночевка под языком ледника или в основной долине Караколтора.
5 01/08 м.н. – р. Куйлю Вост. 15,0 3150 3700 3150 -550 Спуск по левому берегу р. Караколтор.
6 02/08 день запаса - - - - -
7 03/08 м.н. – р. Каратор – лед. Каратор заброска на лед. Каратор к цирку пер. Альпина. 7,0+6,0 3150 3900 3600 +750/-300 Груз на 18 дней. Вероятно заброску поднять выше не успеем, и рационально сделать это утром, чтобы распределить нагрузку.
8 04/08 м.н. – пер. 1А-1Б, п/п – лед. Манасынташ. 3,0 3600 4250 4200 +750/-150 Груз на 4 дня. Запас времени, если предыдущий день растянется или для прохождения пер. Мана- сынташ в тот же день.
9 05/08 м.н. – пер. Манасынташ (1Б, 4500) + рад. в. Плоская (1Б-2А, 4740) – Л. приток лед. Борду. 3,0 4200 4740 4500 +540/-240 Восхождение сугубо опционально, потребно для ак- климатизации. Как будто разгрузочный день перед следующим.
10 06/08 м.н. – пер. Альпина (2Б, 4850) – лед. Каратор 4,0 3900 4850 3900 +350/-950 Спуск с перевала через вершину к северо-западу от него. Ночевка возможна на перевале.
11 07/08 дневка (день запаса) - - - - - Отдых, запас на прохождение пер. Альпина, взятие заброски.
12 08/08 м.н. – плато лед. Каратор 7,0 3950 4800 4800 +900 Груз на 13 дней.
13 09/08 м.н. – рад. п. Обручева (2А*, 5203). 3,0 4800 5203 4800 +400/-400 Запас: пик Каратор (2А).
14 10/08 М.н. – пер. В. Грушина (2А*, 4910) – лед. Куй лю Ю. Обработка склона пер. Целинный. 1,0 4700 4910 4700 +210/-310
15 11/08 м.н. – пер. Целинный (2Б, 5030) – Фирновое плато Теректы 1,0 4700 5030 4850 +330/-180 В крайнем случае можно ночевать на седловине.
16 12/08 м.н. – лед. Айлампа – р. Теректы. 12,0 2400 4850 2400 -1450 Ключевой участок обход нижнего ледопада! Весь ма вероятно, что не успеем спуститься ниже языка ледника.
17 13/08 м.н. – пер. Чаганак (1Б, 4640). Обработка маршрута на в. 5078. 6,0 2400 4640 4640 +1240 Брод р. Теректы рано утром.
18 14/08 м.н. – рад. в. 5078 (Илья Муромец, 2Б, 5100). 2,0 4640 5100 4640 +460/-460 Если останется время, спуск на лед. Экичат Пр.
19 15/08 м.н. – лед. Экичат Пр. – лед. Экичат Лев. 11,0 3800 4640 4100 +300/-840 Если к этому моменту остается запас времени, поду мать о восхождении на в. Аксакал (2А, в режиме п/п, 5019).
20 16/08 м.н. – пер. Экичат Ю. + в. Узелок + пер. Тал дысу Зап. (2А*, 4670) – лед. Кичи-Талдысу 6,0 4000 4670 4000 +570/-670 Запас: Экичат С. (1Б-2А), Экичат Ю. (2А)
21 17/08 м.н. – р. Кичи-Талдысу – р. Сарыджаз. 16,0 2500 4000 2500 -1500 Если получится, накануне спуститься бы пониже.
22 18/08 День запаса. - - - - -
23 19/08 Переезд в Каракол (полдня запаса). - - - - -
24 20/08 Переезд Каракол – Бишкек, вылет в Москву. - - - - -
1А 1, 1Б 3, 2А – 1, 2А* 3, 2Б 3 130 (122,5 в зачет) 5203
График маршрута заявленный
Дата Участки маршрута L, км hmin, м hmax, м hноч, м h, м Tt, ч Примечания
1 28/07 Переезд Бишкек – Каракол – а/л «Каракол». - 2535 2535 2535 - -
2 29/07 Подъем по долине р. Кельтор. 11,2 2535 3100 3100 +565 4:00
3 30/07 Подъем в карман лед. Джигит. Рад. пер. Солнце-Панорамный (1Б, 4050). 9,0(7,5) 3100 4050 3720 +950/-330 5:40 На вершину не поднялись из-за по годы.
4 31/07 место ночевки (м.н.) – пер. Эпюра (2А, 4320) – р. Караколтор 7,6 3485 4320 3485 +600/-835 5:50 Спустились дальше, чем планиро вали.
5 01/08 м.н. – р. Куйлю Вост. 15,0 3160 3485 3160 -325 4:15
6 02/08 м.н. – р. Каратор – лед. Каратор заброска на лед. Каратор к цирку пер. Альпина. 11,2(8,7) 3160 3935 3620 +775/-315 5:50
7 03/08 м.н. – пер. Цветной (1А, 4230, п/п) – лед. Ма насынташ. 2,5 3620 4270 4110 +650/-160 2:20 Полудневка. Решили, что ни к чему ночевать выше на леднике.
8 04/08 м.н. – пер. Манасынташ (1Б, 4500) + рад. в. Плоская (1Б, 4740) – Л. приток лед. Борду. 4,9(3,7) 4110 4740 4480 +630/-260 3:55 Еще одна полудневка.
9 05/08 м.н. – пер. Альпина (2Б, 4820) – лед. Каратор 4,5 3935 4820 4005 +410/-885 4:30 И еще одна: спуск с перевала ока зался гораздо проще, чем ожидалось.
10 06/08 м.н. – плато лед. Каратор 6,0 3975 4760 4760 +800/-45 6:40 Достаточно тяжелый день.
Высоты приведены по данным GPS, категорийность – по реальному состоянию препятствий на момент прохождения, километраж по дням – реально пройденный по данным GPS.
Дата Участки маршрута L, км hmin, м hmax, м hноч, м h, м Tt, ч Примечания
11 07/08 м.н. – рад. пер. Сторожевой (5010). 4,0 (2,0) 4760 5010 4760 +250/-250 2:25 Отказ от п. Обручева по состоянию маршрута. Полудневка.
12 08/08 М.н. – пер. В. Грушина (2А+, 4910) – лед. Куй лю Ю. 2,0 4710 4915 4710 +155/-205 4:30 Полудневка.
13 09/08 Дневка. Разведка и обработка склона пер. Це линный. 1,0 (0,5) 4710 4850 4710 +140/-140 4:30 Утром неустойчивая погода, тратим день на разведку.
14 10/08 м.н. – пер. Целинный (2Б+, 5055) – Фирновое плато Теректы 2,0 4710 5055 4860 +345/-195 8:45
15 11/08 м.н. – лед. Айлампа – р. Теректы. 10,0 3560 4860 3560 -1300 4:55
16 12/08 «Три-четверти»-дневка. Переход к м.н. напро тив долины пер. Чаганак. 2,0 3465 3560 3465 -95 0:30
17 13/08 м.н. – пер. Чаганак (1Б, 4640). Обработка маршрута на в. 5078. 6,2 3440 4640 4630 +1200/-35 6:40
18 14/08 м.н. – рад. п. Илья Муромец («5078», 2Б, 5100). 1,5 (0,75) 4630 5100 4630 +470/-470 9:40
19 15/08 м.н. – лед. Экичат Пр. – лед. Экичат Лев. 10,0 3780 4630 4015 +235/-850 4:35
20 16/08 м.н. – пер. Экичат Ю. + в. Узелок + пер. Тал дысу Зап. (2А+, 4670) – лед. Кичи-Талдысу 4,5 4015 4670 4015 +655/-655 8:20
21 17/08 м.н. – р. Кичи-Талдысу 7,5 3235 4015 3235 -780 3:15 Тратим запасное время на неспеш ный спуск.
22 18/08 м.н. – р. Кичи-Талдысу 6,5 2745 3235 2745 -490 1:00
23 19/08 м.н. – р. Сарыджаз. Переезд в Каракол. 2,0 2625 2745 - -120 0:25
1А – 1, 1Б – 3, 2A – 1, 2А+ – 2, 2Б – 3 130 (123 в зачет) 5105 +8830/ -8740 102:30
Комментарий к пройденному маршруту

Маршрут был пройден близко к графику, в среднем с небольшим опережением. Поскольку погода и снежная обстановка нам благоприятствовали, мы не из расходовали дни запаса, заложенные на первые два отрезка маршрута. Позже мы вернулись в график.

Основные изменения маршрута связаны с радиальными восхождениями.

• Восхождение на пик Кругозор (1Б) было сокращено до выхода на пер. Солнце-Панорамный (1Б) в связи с плохой погодой.
  • Восхождение на пик Обручева (2А*, 5200) было прекращено по причине того, что состояние снежно-ледового гребня, по которому проходит основная часть маршрута, не позволяло двигаться надежно и достаточно быстро. Запасной вариант – пик Каратор (2А, 5180) – не пошли по причине неустойчивой погоды, возможности лавинной опасности и нежелания делать слишком долгую паузу в маршруте, оставаясь на одном месте три ночи подряд.
  • Бонусное восхождение на пик Аксакал (2А, 5020) не было реализовано, несмотря на наличие запаса времени, т.к. после удачного восхождение на п. Илья Муромец (2Б) у нас не было мотивации для прохождения более длинного, менее техничного и зрелищного маршрута в условиях ухудшающейся погоды.
  • Остальные изменения носят локальный характер в отношении конкретных путей прохождения перевальных взлетов.

Следует отметить следующие изменения графика прохождения маршрута:

• Дневка, запланированная на 07.08 (после перевала Альпина (2Б)), была перенесена на 12.08, т.к. группа чувствовала себя бодрой и в дневке 07.08 не нуждалась, в то время как план не предполагал отдыха в долине Теректы после напряженного участка.
  • 09.08 в связи с неустойчивой погодой утром был израсходован день запаса на разведку и обработку подъема на пер. Целинный (2Б+).
  • Спуск по долине р. Кичи-Талдысу в конце маршрута был растянут на 2 дня по причине наличия «лишнего» времени.

Высокие значения ходового времени в отдельные перевальные дни связаны с тем, что при технической работе большой группы все время кто-то что-то делает (лезет, тропит, страхует, поднимается по перилам), но основная часть группы при этом отдыхает и ждет своей очереди. Все это время считается, как рабочее. В тех случаях, где это возможно, при движении связок выделено время отдельных связок на прохождение участка, а не только общее время группы от первого до последнего участника. Разумеется, группа с бльшим опытом справится с перевальной работой быстрее нас.

Прохождение пер. Эпюра (4320) на третий ходовой день может вызвать проблемы с самочувствием у отдельных участников. У нас все было хорошо, считаем важным для успеха совершенный накануне радиальный выход на пер. Солнце-Панорамный и спуск как можно ниже после перевала.

Очень расслабленный график при прохождении перевалов Цветной и Манасынташ связан с нежеланием форсировать акклиматизацию и переоценкой трудоемкости пути. При наличии акклиматизации несложно пройти через два перевала за один день от лед. Каратор до левого притока лед. Борду. На перевал Альпина в любом случае следует иметь не менее одного дня.

При благоприятных снежных условиях можно подумать о том, чтобы в один день спуститься с перевала Грушина и подняться на пер. Целинный (до мульды под седловиной или до площадок на подъемном гребне, см. описание перевала).

Запланированный нами спуск с плато Теректы в долину Теректы вполне возможен за один день, но это будет насыщенный день (-1450 м, около 12 км).

Подъем на пер. Чаганак (+1300 м) на следующий день после такого спуска будет непрост.

Спуск по долине р. Кичи-Талдысу, пройденный нами за 2 дня, вполне можно пройти за один день.

Высотный график

Во вертикальной оси – высота (м), по горизонтальной – пройденный путь (км). Треугольниками обозначены места ночевок

Техническое описание

Маршрут состоял из трех логических частей:

• Акклиматизация и разминка на Терскей-Алатау (короткий заезд на небольшую высоту, плавный набор, прохождение одного известного и несложного перевала c легкими рюкзаками), которая обеспечивалась предварительной заброской продуктов в долину Куйлю Вост.
  • Малое кольцо к востоку от долины Каратора – продолжение акклиматизации c исследовательскими элементами по давно не хоженым перевалам.
  • Основная линейная часть маршрута с наиболее значимыми техническими и высотными препятствиями.

Погода в течение похода была хорошей, а по меркам района – практически отличной. Да, осадки были почти каждый день, но всё-таки не с утра, а с середины дня, и немного. Сильных снегопадов не было, и вообще снега было достаточно мало.

Отчет представляет собой техническое описание пройденных препятствий, включающее также описание участков прогонов между ними. Также для каждого дня приведена подробная таблица – график движения, включающий абсолютное и относительное время прохождения отдельных участков, наиболее близкие к границам участков маршрутные точки и характер преодолеваемого рельефа. Для удобства использования и легкости чтения, отчет структурирован как по пройденным препятствиям, так и по дням пути.

Переходы обычно составляли 18-20 минут ходового времени для первого участника и 23-30 минут для последнего, привалы – 10 минут по последнему. Обеды – обычно с горячим чаем, порой с супом.

Понятия «правый» и «левый», там, где это не оговорено особо или не ясно из контекста, следует понимать в орографическом смысле. Аббревиатуры: ЛПВ – линия падения воды ЧХВ – чистое ходовое время, п.х.д. – по ходу движения.

В квадратных скобках приведены названия путевых точек, снятых на местности с помощью GPS-при емника Garmin eTrex 30. Полный их список приводится в прилагающейся к отчету внешней таблице. Картографические материалы (обзорная карта и фрагменты окрестностей перевалов в большем разрешении) прилагаются к отчету, подробнее см. в разделе «Картографические материалы и геоданные». В фигурных скобках даны ссылки на отчеты, список которых содержится в списке использованной литературы.

Все высоты посещенных точек приведены по данным спутниковой навигации ( GPS+ГЛОНАСС) с точностью до 5 м. Высоты окружающих вершин даны по топокарте или данным SRTM. Время везде при водится местное бишкекское – т.е. московское плюс 3 часа. В первой половине августа в 5:30 утра уже почти светло, в 20:30 почти совсем темно.

Над отчетом работали Г. Варгафтик, А. Шибалова, К. Львов, А. Хораш. Фотографии Г. Варгафтика, З. Королькова, Ю. Минеевой, А. Хораш.

Картографический материал:

4050 м

снежно-ледово-осыпной

З В

Расположен в коротком северном отроге хребта Терскей-Алатау, соединяет лед. Джигит (Кельтор Зап.) и лед. Кельтор Вост. (оба – р. Кельтор)

Координаты: [SOLNCE], 42° 12’ 18,93” с.ш., 78° 33’ 17,16” в.д.

Прохождение: радиально 30 июля с лед. Джигит. Снята записка группы туристов ТК «КПИ «Глобус» (г. Киев) под руководством Ю. А. Пигарёвой (3 к.с., 9 чел.) от 16.07.2018 г.

Необходимое снаряжение: ледорубы, каски, кошки.

Отчеты*: {8}

* приводятся отчеты из списка использованной литературы, которые содержат описание препятствия или некоторой его части. Естественно, источники возможной информации не исчерпываются этим списком.

В разделе приводится описание подъема по долине р. Кельтор, общего для этого перевала и следующего перевала Эпюра.

28.07 Утром основная часть группы (8 человек) прилетает в Бишкек. Два человека прилетели на сутки раньше и уже находятся в Караколе, их задача на сегодня – отвезти заброску в долину Куйлю Восточной. Мы же на заранее заказанной машине за 6,5 часов доезжаем до Каракола, до базы Игоря Ханина. Перепаковываем продукты, докупаем мелочи, перекусываем.

Около 15:00 после заброски продуктов возвращаются Дима и Кирилл (выехали они около 5 утра). Они успешно отвезли груз к слиянию истоков р. Куйлю Восточная. В 17:00 выезжаем на вахтовке в долину Каракола, добираемся до альплагеря за 1 час 50 минут.

Пасмурно, идет дождь, поэтому отходим на край лагеря и ставим палатки, разбираем еду и снаряжение ([001 KARAKOL], alt=2535).

Характер пути

Подъем от а/л «Каракол»до моста через Каракол.

7:45 – 8:15

[002], h=2570 м

Тропа.

Подъем до ручья из цирка пер. Панорамный.

8:25 – 8:50

25 минут

[003], h=2720 м

Тропа.

Подъем до ручья из цирка пер. Экичат Северный..

9:00 – 10:35

[006], h=2955 м

Тропа.

Прохождение двух завалов до больших сазов.

10:35 – 12:10

1 час 5 минут

[008], h=3075 м

Тропа, местами лазание по курумнику.

Подъем до места ночевки

12:10 – 13:00

[CAMP 29JUL], h=3100

Участки тропы, обход бо лот.

Всего (29.07.2018)

7:45 – 13:00

4 часа 00 минут

h+ = 565 м

11,2 км

Подъем дежурных в 6:00. Ясно, прохладно. В 7:45 выходим из лагеря. За 30 минут поднимаемся к мосту на правый берег Каракола перед слиянием истоков, затем продолжаем подъем по правому берегу Кельтора по хорошей тропе. За 2 часа 10 минут ГХВ от моста поднимаемся к потоку из цирка перевалов Экичат Северный (2А) и Экичат Центральный (2А), еще за 1,5 часа ГХВ проходим завалы курумника и выходим к сазам (фото 1.1). К 13:00 выходим на вторую ступень выполаживания, обойдя прижим, образованный древней мореной, спускающейся из цирка перевалов Каменистый (1Б), Средний (1Б). Здесь из-под морены выходит мощный чистый родник, рядом есть несколько мест под палатки. Площадки не высоко над рекой, в случае продолжительных дождей здесь небезопасно. Для первого дня достаточно – ставим лагерь, обедаем ([CAMP 29JUL], alt=3100). Ветрено.

После обеда планируем пройтись вверх по морене для акклиматизации, но в 15:40 начинается сильный дождь, который продолжается с небольшими перерывами до ночи.

Характер пути

Подъем до р. Кельтор Вост., переход через реку.

6:55 – 7:55

50 минут

[012], h=3255 м

Тропа.

Подъем на язык лед. Джи гит.

8:10 – 9:20

[014], h=3470 м

Старые морены.

Подъем к месту ночевки.

9:15 – 11:00

[CAMP 30JUL], h=3720 м

Открытый ледник, морена.

Подъем на пер. Солнце Панорамный (1Б).

13:30 – 15:20

1 час 35 минут

[SOLNCE], h=4050 м

Морена, крупная осыпь,сн.-лед. склон 250х25.

Спуск в лагерь.

15:30 – 16:40

[CAMP 30JUL], h=3720 м

Морена, крупная осыпь,сн.-лед. склон 250х25.

Всего (30.07.2018)

6:55 – 16:40

5 часов 40 минут

h+ = 950 м

h = 330 м

9,0 (7,6) км

Подъем дежурных в 5:00. Ясно. Выход в 6:55. За 45-50 минут по тропе поднимаемся к слиянию исто ков реки Кельтор. Само слияние обходим слева верхом, т.к. внизу болото. В реке Кельтор Вост. воды на столько мало, что ее можно перейти по камням, что мы и делаем. Продолжаем подъем по слабой тропке, затем концевым моренам до языка лед. Джигит (фото 1.2). Выход на ледник – по центру, через конгломератный островок, «прилипший» к языку ([014]). Выход по правому рантклюфту возможен, но выглядит менее удобным.

По открытому леднику крутизной 10-15 за 55 минут ЧХВ поднимаемся на уровень правого (ор.) кармана, в котором, как мы знаем, находятся хорошие площадки (фото 1.3, 1.4). Выход с ледника на морену не представляет труда, возможен почти в любом месте ([016]). За 15-20 минут поднимаемся в карман и выходим на площадки. Места здесь не очень много, но уютно. Вода находится в центре небольшого осыпного цирка в 150 м восточнее лагеря. Ставим палатки, обедаем (11:00, [CAMP 30JUL], alt=3720). На наших глазах на склоне Джигита рушатся большие ледовые сбросы. Следы другого большого обвала перекрывают путь к седловине популярнейшего перевала Онтор (1Б) (фото 1.5)

После обеда в 13:30 выходим в радиальный выход на пик Кругозор через пер. Солнце-Панорамный.

Погода хмурится, видно, что скоро пойдет дождь или снег.

Подъем начинаем по гребню морены (фото 1.6). Морена неприятная, неустойчивая, крутизной 25-30, камнеопасно. За 15 минут поднимаемся до выполаживания, гребень уводит влево к скалам. У подножия скал есть несколько небольших площадок под палатки ([018], фото 1.7). Жидкой воды не видно, есть снежники. Можно спуститься на ледник (сбросить 30-40 м по средней осыпи).

Через 150-200 м горизонтальный гребень морены упирается в склон, покрытый светлой крупноблочной осыпью. Над осыпью находится небольшой цирк с ледничком – там наш перевал. Опускаются облака, ближайшие гребни и перевалы периодически затягивает и открывает. Поднимаемся вверх по левому (по ходу) краю крупной осыпи, затем по кулуару между осыпью и скально-земляным склоном слева. Вы ходим за 10-15 минут на край небольшого цирка ([020], фото 1.8, 1.9). Начинается снегопад.

Склон перевала – крохотный ледничок, крутизна склона 20-25, длина около 250 м, лёд покрыт 10-20см снега. На всякий случай надеваем кошки и поднимаемся на перевал, формируя ступени в снегу (фото 1.10, 1.11).

Седловина перевала длинная, в южной части снежная, с карнизом (вертикальной фирновой стенкой) на восток, в северной части осыпной гребень поднимается в направлении пика Кругозор (фото 1.12). Тур на гребне слева ([SOLNCE], 15:20). Возможна установка пары палаток на снегу. Снег прекращается, но облачность висит немного выше перевала, поэтому смысла подниматься на вершину нет.

Восточный перевальный склон – скально-осыпной (фото 1.13). Под фирновой стенкой лежит не большая осыпная полка, на которую несложно слезть с седловины, под ней скальная стенка высотой 20 30 м (слева выше, справа ниже), затем осыпной склон и второй крутой участок, выводящий на ледник. Камнеопасно. Закрепление веревок возможно, но при движении по ним будут лететь камни. Сверху вид но плохо, но в целом есть ощущение, что сквозное прохождение соответствует если не технически, то тактически скорее категории 2А.

Проведя на перевале 10 минут, спускаемся обратно в цирк по своим следам. В разрывах облачности просматриваем подъем в цирк перевала Эпюра, видим цепочку следов, а затем и группу из четырех человек на склоне перевала (фото 1.14). Для спуска из цирка выбираем другой кулуар в 100 м левее (ор.) подъема. Характер пути примерно тот же, больше мелкой подвижной осыпи. Затем траверсируем со спуском крупную осыпь и возвращаемся на знакомый путь к началу гребня морены. От площадок под скалами спускаемся не по пути подъема, а прямо в цирк, по мелкой осыпи и мягкому конгломерату. Этот путь выгоднее нашего подъема, в т.ч., видимо, и на подъем.

В лагерь возвращаемся в 16:40. Вечером, ночью небольшие осадки в основном в виде града.

Характер пути

Всего по перевалу (28.07 30.07.2018)

9 часов 40 минут

h+ = 1520 м

h = 330 м

Перевал Солнце-Панорамный при подъеме с запада соответствует категории сложности 1Б. Уча сток крупной осыпи при подъеме в цирк потребует большого внимания в походах 2 к.с., однако не выходит за рамки допустимого. В хорошую погоду с перевала открываются отличные пейзажи. Возможно не сложное восхождение на пик Кругозор или вершину к югу от перевала.

Сквозное прохождение перевала, однако, может быть рекомендовано с оговорками, по всей видимо сти, для походов не ниже 3 к.с. Восточный склон камнеопасен, требует грамотного выбора пути, организации страховки. Однако стоит отметить, что более посещаемый перевал Солнце – Эдельвейс в последние годы также стал весьма неприятен для прохождения в походах 1-2 к.с., так что при планировании про стых маршрутов в районе этого отрога необходимо использовать всю свежую информацию.

Перевал ЭПЮРА (2А)

4320 м

С Ю

Расположен в главном хребте Терскей-Алатау, между п. Джигит и п. Альбатрос. Соединяет лед. Джи гит (р. Кельтор, р. Каракол) с лед. № 68 (Альбатрос) (р. Караколтор, р. Куйлю Вост.)

Координаты: [EPURA], 42° 11’ 46,20” с.ш., 78° 33’ 02,42” в.д.

Прохождение: 31 июля – 1 августа 2018 г. от лед. Джигит до р. Куйлю Вост. (с севера на юг). Снята записка группы туристов ГС МФТИ под рук-вом Е. А. Вишнякова (3(4) к.с., 4 чел.) от 31.07.2018.

Необходимое снаряжение: ледорубы, кошки, основные веревки, ледобуры.

Отчеты: {6, 7}

Характер пути

Подъем в верхний цирк перевала.

6:00 – 9:00

[025], h=4190 м

Открытый, закрытый лед.до 25, связки.

Выход на гребень и подъем на седловину.

9:00 – 10:45

1 час 40 минут

[EPURA], h=4320 м

Лёд, снег, перила 60х35, связки

Спуск до языка ледника Альбатрос.

12:00 – 14:25

1 час 10 минут

[029], h=3875 м

Пологий закрытый ледник, связки.

Спуск до места ночевки.

14:35 – 16:45

[CAMP 31JUL], h=3485

Морены, конгломерат, открытый ледник.

Всего (31.07.2018)

6:00 – 16:45

5 часов 50 минут

h+ = 600 м

h = 835 м

7,6 км

Подъем дежурных в 4:00, выход в 6:00. Ясно, только на пике Каракольском сидит облако. Подморозило, палатки в инее. От места ночевки за 10 минут выходим на ледник, траверсируя склон морены справа по ходу от гребня с небольшим набором высоты. Ледник полуоткрытый, небольшой слой свежего снега не мешает видеть трещины (фото 2.1). Идем по тонкой поверхностной морене параллельно боковой морене. Через 10 минут после выхода на ледник останавливаемся, чтобы надеть обвязки ([022]). Замечаем на склоне, ведущем в цирк перевала Эпюра, одинокую фигуру, идущую вниз, в стороне от следов. Первая мысль – ЧП в группе, которую мы вчера видели на перевале. Пытаемся докричаться до человека. Он нас слышит, но не отвечает. Начинаем готовиться к спасработам, но пока определяем порядок действий, до стаем снаряжение и рации, человек… начинает бодро подниматься наверх! Понаблюдав немного, приходим к выводу, что на ЧП это не похоже.

Продолжаем движение вдоль морены, затем сворачиваем в сторону входа в перевальный цирк. Ледник закрывается, поэтому в точке [023] (alt=3915) связываемся и продолжаем подъем в связках, придержи ваясь следов вчерашней группы. Под склоном следы старой лавины. Снег держит хорошо, за 40-50 минут поднимаемся по фирну крутизной до 25 левее по ходу зоны небольших трещин в цирк ([024], alt=4075, фото 2.2). В цирке – следы старых лавин с перевальной седловины. Поворачиваем на юго-запад и подни маемся к невысокому гребешку, по которому традиционно проходит подъем на перевал (фото 2.3). На гребешке вчерашняя группа собирает палатку, у них все в порядке, это группа из ГС МФТИ под руко водством Е. Вишнякова. С гребня нам навстречу быстро спускается альпинист-одиночка, француз. Это его, заразу, мы видели утром на леднике.

Для подъема к группе физтеховцев вешаем 60-65 м перил по 35-градусному склону. Внизу небольшая хорошо засыпанная трещина, верхняя половина – лёд с небольшим слоем снега, закрепление наверху – на ледорубе. Собираемся под склоном в 9:00 ([025], alt=4190, фото 2.4). По мере подъема людей по перилам формируем связки и уходим по снежному гребню крутизной до 20 в направлении седловины перевала (фото 2.5). Красивый вид на стену Джигита. Последние участники поднимаются по перилам к 10:20 ([026], alt=4250, провешивание и подъем – 1,5 часа), а на перевале собираемся все вместе в 10:45. Группа Е. Вишнякова уже ушла на спуск.

Седловина перевала скально-снежная, достаточно просторная, тур на скалах слева. Погода хорошая, переменная облачность. Видна северо-восточная часть массива Куйлю.

Кипятим чай, перекусываем на перевале и в 12:00 начинаем спуск на юг. Перевальный взлет – около 50 м снежно-ледового склона крутизной 25 (фото 2.6). Спустившись в кошках, формируем связки и начинаем движение по закрытому леднику по следам группы Е. Вишнякова, смещаясь к левому борту, что бы обойти зону крупных трещин на перегибе по центру ледника. Снег раскис, но трещин немного, следы идут разумно. За 45 минут выходим к первому моренному холму под скалами левого борта ([027], alt=4125, фото 2.7). Правее ледник на перегибе образует локальный сброс с трещинами, поэтому выходим по короткому снежнику на морену слева и спускаемся дальше по гребню морены вдоль ледника. На леднике много полуприкрытых трещин, поэтому, видимо, даже при большем количестве снега имеет смысл обходить этот участок по морене.

В течение 20-25 минут спускаемся по морене (фото 2.8), затем выходим на открытый лёд (стоило сделать это на 200-300 м раньше) и пересекаем ледник в направлении правого борта, чтобы спуститься на морены в правой части языка. Есть открытые трещины. По льду крутизной локально до 15-20 за 25 ми нут спускаемся на морену ([029], alt=3875, фото 2.9, фото 2.10).

Прямо под нами небольшие скальные сбросы (бараньи лбы). Влево между ними и ледником уходит крутое русло ледникового потока, справа от лбов есть спуск по крупной осыпи. Спускаемся справа, затем налево вдоль подножия бараньих лбов выходим на выполаживание в высоко подвешенном кармане, оставленном ледником Караколтор Западный (фото 2.11). Здесь можно выровнять площадки (где-то должны быть и готовые), но вода только из ледникового потока, грязная. Над пройденным перевалом и пиком Джигит уже ходят грозные тучи, сверху задувает весьма свежий ветер со снежком. Над долиной же и над ледником Караколтор – ясно.

Спуск на тело главного ледника проходит по промоине в конгломератном склоне кармана правее русла реки ([031], alt=3785). Промоина хорошо читается на спутниковых снимках. В нашем случае спуск ко роткий (около 100-150 м, крутизна 30-35), проходит по осыпи в промоине и по не слишком твердому конгломерату. Других хороших, безопасных мест для спуска рядом не видно (фото 2.12, 2.13).

Существует альтернативный путь спуска с ледника в долину. После выхода с закрытого ледника на морену уйти по ее гребню до уровня лежащего на бараньих лбах языка, уйти влево вниз и спуститься в продолжение моренного кармана, откуда спуститься в долину ниже языка ледника по конгломератной промоине. Визуально снизу спуск выглядит весьма неприятным, так как высота конгломератного склона больше.

Спустившись на открытый, заморененный ледник, идем вблизи левого борта (50 минут до выхода на морену). Выход на концевые морены достаточно прост ([033]). Справа остается красивый участок мертвого льда (фото 2.14). По плоской долине, широким галечным полям за 40 минут спускаемся к месту ночевки в 300 м выше потока с лед. Караколтор Восточный. Здесь есть несколько хороших площадок, чистый родниковый ручеек, но может быть ветрено. Ставим лагерь ([CAMP 31JUL], alt=3485, 16:45). Через час приходит группа Е. Вишнякова и встает на ночевку рядом с нами. Они спускались с ледника альтернативным (см. выше) путем.

Характер пути

Спуск до притока с лед. № 60-61.

7:00 – 8:10

50 минут

[036], h=3375 м

Трава, камни в пойме реки, без тропы.

Переправа через приток.

8:10 – 9:15

[036], h=3375 м

Крупные камни, гимнасти ческая страховка.

Спуск к месту обеда.

9:25 – 10:50

1 час 10 минут

[OBED 01AUG], h=3225 м

Тропа.

Спуск к р. Куйлю Вост. и переход к р. Каратор.

14:30 – 16:25

[CAMP 01AUG], h=3160 м

Тропа, луга.

Всего (01.08.2018)

7:00 – 16:25

4 часа 15 минут

h = 325м

15,0 км

Подъем дежурных в 5:00, выход в 7:00. Ясно, не холодно.

Через 5 минут после выхода переходим по камням поток с ледника Караколтор Восточный. Утром это несложно, разве что камни местами обледенели. Вечером брод может представлять трудность. Дальнейший спуск проходит по невысокой террасе, местами поросшей травой (фото 2.15). Встречаются места для ночевки и чистая вода, например [034]. За 45 минут ЧХВ от места ночевки спускаемся к началу лугов, здесь появляется слабая тропка ([035]). В 8:10 выходим к крупному притоку, несущему воду с ледников № 60 и 61. Река круто падает с устьевой ступени, русло завалено крупными камнями. Место брода хорошо читается, к нему подходит тропа ([036], alt=3375). На другом берегу видим группу, которая заканчивает переправу. Готовимся к броду, но один из участников находит выше место, где можно перепрыгнуть реку по камням. Переходим реку по камням с гимнастической страховкой за 1 час с разведкой и переодеванием (несколько больших шагов, частично залитые водой камни – безопаснее было бы пойти вброд, фото 2.16).

После переправы продолжаем спуск по тропе до притока из цирка пер. Вильнюсский (1Б) (фото 2.17). Несмотря на то, что в верховьях этой долины находятся достаточно крупные ледники, вода в притоке прозрачная. Останавливаемся у реки на обед, т.к. по имеющейся информации дальше воды не будет (10:50, [OBED 10AUG], alt=3225). Здесь же расположилась на обед встреченная нами ранее группа – это «четвёрка» под руководством Д. Арефьева из Санкт-Петербурга (турклубы КТУ и ПКТ). Общаемся с ре бятами. Погода хорошая – солнечно, жарко. Купаемся, стираем одежду. В речной заводи ходит большая стая мальков форели.

После обеда выходим в 14:30. Тропа продолжается по просторным лугам (фото 2.18). В точке [041] пересекаем ручей (хороших мест под палатки рядом нет). Погода постепенно портится: верха в облаках, поднимается ветер. Движемся по ровным лугам, впереди читается слияние Караколтора и Ашутора (фото 2.19). Через 20-30 минут нижняя терраса приводит к прижиму, поднимаемся по короткому крутому травянистому склону на холм (стоило начать забирать вверх раньше). Здесь еще один ручей с чистой во дой ([043], alt=3190) – последний, ниже в долинах Куйлю, Каратор у слияния чистой воды нет. По травя нистым увалам проходим высоко над слиянием рек, затем появляется тропа, которая плавно сбрасывает высоту к мосту через Куйлю (фото 2.20, 2.21, 2.22, 2.23). В 15:40 мы на дороге у больших камней рядом с мостом через Куйлю ([044], alt=3155).

Пешеходный мост около больших камней в русле ниже впадения Каратора в Куйлю сейчас не существует.

Откапываем заброску в камнях на склоне и, кое-как распихав по рюкзакам, переходим по мосту Куй лю и отходим от дороги в долину Каратора, где в 16:25 ставим лагерь ([CAMP 01AUG], alt=3160). Вет рено, начинается дождь. Вода только в Караторе, умеренно мутная. Распределяем заброску, вечером на носим визит вежливости в кош. Рядом с кошем стоит знакомая нам группа Д. Арефьева и еще одна петер бургская группа – «пятёрка» под руководством Н. Хохлова. Они начали маршрут в восточной части мас сива Куйлю, а завтра, как и мы, собираются в долину Каратор и дальше на пер. В. Грушина.

Чабан в коше в принципе способен помочь с заброской груза на 1-2 лошадях по Каратору и, воз можно, другим ущельям. Правда, в этот раз конь куда-то делся и нужно было идти к «соседу сверху» за его конем, в общем, не стали связываться.

Характер пути

Всего по перевалу (31.07 -01.08.2018)

10 часов 05 минут

h+ = 600 м

h = 1160 м

Перевал Эпюра – несложная, разнообразная и обзорная 2А. Перевал может быть лавиноопасен с се верной стороны и физически тяжёл в начале сезона, в условиях большого количества снега. Соседство с пиком Джигит – это красиво, но определяет неустойчивую погоду. Внимания требует спуск с ледника Альбатрос в долину р. Караколтор.

Долина р. Караколтор проста для прохождения, приятна. В 2017-2018 годах мост через р. Ашутор в районе коша отсутствовал, а мост через Куйлю Вост., наоборот, пока стоит, поэтому предпочтителен путь по левому берегу.

Перевал ЦВЕТНОЙ (1А)

Категория трудности: 1А, первопрохождение

Высота: 4230 м

Характер: осыпной

Ориентация З В

Расположен в северном отроге хребта Куйлю, отходящем от безымянной узловой вершины восточнее пика Щорса (5091). Соединяет долину р. Каратор вблизи языка ледника и лед. №119 (Манасынташ) (р. Мана сынташ, р. Куйлю Вост.).

Координаты: [TSVETNOY]: 42° 05’ 23,37” с.ш., 78° 43’ 38,57” в.д.

Прохождение: 2 3 августа 2018 г. от р. Куйлю Вост. до лед. Манасынташ (с запада на восток). Тур и записка не обнаружены, считаем первопрохождением.

Необходимое снаряжение: треккинговые палки, каски

Отчеты: -

Характер пути

Переход через р. Каратор.

6:50 –7:00

[045], h=3175 м

Пойма реки, брод глуби ной до 40 см.

Подъем по террасам до выхода в пойму.

7:15 – 10:35

2 часа 20 минут

[052], h=3505 м

Травянистые склоны. Ста рые морены.

Подъем к месту ночевки.

10:45 – 12:00

[CAMP 02AUG], h=3620 м

Каменистые россыпи под языком ледника.

Подъем с заброской на лед.Каратор.

14:35 – 16:15

h+ = 775 м

h = 315 м

11,2 (8,7) км

Подъем в дежурных в 4:30. Почти ясно, есть отдельные облака. Собрав изрядно потяжелевшие рюкза ки, выходим в 6:50. Сегодня нам нужно не спеша, не надрываясь подняться под ледник Каратор с грузом на 18 дней и, если получится, отнести заброску на ледник. Рюкзаки весят 26-27 кг у девушек и 37-40 кг у мужиков, поэтому темп движения в этот день сознательно невысокий.

Рядом с местом ночевки переходим вброд Каратор ([045], утром воды мало, брод не представляет сложности) и в 7:15 начинаем подъем по лугам на наклонную террасу, которая находится на 100-150 м выше уровня реки. Проходим мимо стада яков. Местами встречаются участки тропы, но в основном идем по травянистым террасам, стараясь не набирать и не сбрасывать лишнего (фото 3.1). Через 1,5 км (1 час), после поворота ущелья, на террасе появляются каменные россыпи и колючая карагана. Без лишних сбро сов и наборов также не обходится. Кое-где попадаются туры и отрезки тропы. Впереди хорошо виден ледник и пик Каратор, затем открываются галечные поля перед языком ледника (фото 3.2). Наконец тра вянистая терраса заканчивается, внизу у воды видны небольшие конгломератные и скальные прижимы, со склона бежит ручеек (первый с начала подъема, [051], alt=3515). Траверсируем достаточно крутой мелкоосыпной склон 200-300 м, затем по мягкому конгломерату и мелкой осыпи спускаемся к воде ([052], alt=3505). Можно было выйти к реке несколько раньше, не траверсируя склон.

Через 1 час ЧХВ подъема по камням вдоль реки и по террасам на небольшом отдалении от нее выхо дим к слабому ручейку, фильтрующемуся между камней (фото 3.3). Хороших мест для палаток рядом нет, но есть участки мелкой осыпи в сухом русле ручья, пригодные для установки палаток. В непогоду здесь стоять не хотелось бы. Ставим лагерь, обедаем (12:00, [CAMP 02AUG], alt=3620). Ручей, у которого мы встали, судя по всему, фильтруется откуда-то из кармана, из маленького ледничка или снежников, со мнительно, что он постоянен. Между нами и языком ледника есть еще 1-2 аналогичных ручейка, но так же нет хороших площадок.

Долина проходима и по левому берегу. Сначала тропка траверсирует склон высоко над рекой, затем идет по травянистым и осыпным террасам. По нашему мнению, путь сопоставим по сложности с прой денным нами, может быть немного удобнее: кажется, что тропа мощнее. Кроме того, на правом берегу нет воды от низа и почти до спуска к реке, а на левом тропа пересекает несколько небольших притоков. Однако выход на ледник проще в орографически правой части языка, то есть при подъеме по левому бе регу придется переходить Каратор вброд в середине дня впрочем, похоже, это не большая проблема, т.к. поток разделяется на два.

После обеда в 14:35 ввосьмером отправляется заносить заброску. От лагеря движемся траверсом не крутого конгломератно-осыпного склона в направлении окончания правого (орогр.) кармана ледника (фото 3.2). Выйдя в карман по конгломерату и морене крутизной до 35 ([054], alt=3760), поднимаемся по нему около 15 минут, пока уровень кармана не сравнивается с уровнем поверхности ледника. Дальше карман менее удобен для движения, чем ледник, который здесь открытый, пологий, незначительно вс холмленный (фото 3.4, 3.5). Выход на ледник прост, не требует кошек ([055], alt=3840). Налетает крат ковременный заряд непогоды (снег, дождь). За 20 минут поднимаемся по леднику к створу долины ледни ка №118, ведущей от перевалов Альпина (2Б) и Щорса (3А). Времени уже немало, погода неустойчивая, поэтому не пытаемся найти впрок хорошее место для лагеря, куда спустимся после кольца, а просто за капываем заброску под большим камнем, приподнявшись на морену немного выше ледника (16:15, [055А], alt=3935).

Спускаемся в лагерь по пути подъема за 1 час. Погода улучшается, ночь ясная.

6:45 – 9:30

h+ = 650 м

h = 160 м

2,5 км

Подъем дежурных в 5:00, выход в 6:45. Ясно.

Намеченный для первопрохождения перевал на ледник Манасынташ от места ночевки (а также из до лины и с ледника ) не виден, но путь к нему очевиден: по небольшой осыпной долинке (фото 3.6). В на чале подъема крутизна составляет около 25, затем падает до 15. Подъем простой, монотонный, осыпь в основном средняя и мелкая, слежавшаяся, малоподвижная. В верхней части подъема осыпная ложбина заворачивает влево по ходу, крутизна увеличивается до 25, появляется подвижная сланцевая осыпь (фото 3.7). В 9:30 выходим на седловину перевала. При подготовке маршрута и в процессе скучного, однообразного подъема мы упражнялись в остроумии, придумывая перевалу разнообразные нелицеприятные названия. На седловине же обнаружились очень живописные полосы разноцветной осыпи, так что решаем дать перевалу название «Цветной».

Седловина просторная, мелкоосыпная (фото 3.8). Тура нет, нет его и на гребне к югу на протяжении ближайших 200-300 м. Хороший вид на пик Обручева и ледник Каратор. Для лучшего обзора поднимаемся по 10-градусному склону на плоскую вершину к северу от перевала ([060], alt=4270). Отсюда отлич но видны южные склоны Терскей-Алатау, наш следующий перевала Манасынташ (1Б), древние поверхности выравнивания, венчающие окончания коротких северных отрогов хребта Куйлю (собственно, как и та точка, на которой мы находимся фото 3.9, 3.10, 3.11). Вдоволь погуляв, сооружаем тур на небольшом скальном выходе в южном части седловины и в 10:30 начинаем спуск на восток.

С восточной стороны седловины лежит мелкий снежный карниз. Обходим его справа и за 10 минут спускаемся по мелкой осыпи крутизной до 25 в миниатюрный карман ледника Манасынташ (фото 3.12). Время ранее, но идти сегодня дальше нет большого смысла: ночевать на перевале Манасынташ высоковато, а на леднике под перевалом – и вовсе бессмысленно.

С трудом изыскиваем воду под осыпью в кармане (если воды здесь не будет, нужно спускаться за ней на ледник: сброс 20 м по мелкой осыпи), равняем площадки ([CAMP 03AUG], alt=4110). С Терскея при носит мощный шквал и снежный заряд. До конца дня прохладно и ветрено, но порой выходит солнце (фото 3.13, 3.14). Классно смотрятся рыжие, красные и желтые скалы в долине Куйлю Восточной напро тив нашего ущелья.

Характер пути

Всего по перевалу (02.08 03.08.2018)

8 часов 10 минут

h+ = 1425 м

h = 160 м

Перевал оказался на удивление приятным, в меру утомительным, при этом красивым. Перевал су губо вспомогательный, позволяет строить небольшие кольца в отроге к востоку от лед. Каратор и избе жать спуска (подъема) по каньону р. Манасынташ.

Сложность нашего прохождения оцениваем, как 1А. Прохождение долины Манасынташ увеличит сложность перевала до 1Б, т.к. добавится обход каньона.

Перевал МАНАСЫНТАШ + вершина ПЛОСКАЯ (1Б)

4740 м

Ориентация:

С Ю

Расположены в северном отроге хребта Куйлю, отходящем от безымянной узловой вершины восточнее пика Щорса (5091), в его ответвлении, разделяющем ледники Манасынташ (№119) и Л. приток лед. Борду (лед. №126). Перевал соединяет названные ледники. Вершина расположена северо-восточнее перевала.

Координаты: [MANASYNTASH]: 42° 04’ 48,13” с.ш., 78° 44’ 36,73” в.д. [PLOSKAYA]: 42° 05’ 09,55” с.ш., 78° 45’ 08,36” в.д.

Прохождение: 4 августа 2018 года от лед. Манасынташ до лед. №126 (с севера на юг). На перевале тур и за писка не обнаружена. На вершине найден тур без записки.

Необходимое снаряжение: страховочные системы, кошки, ледорубы, основные веревки, каски.

Отчёты: {18, 19}

5:55 – 8:10

1 час 50 минут

[MANASYNTASH], h=4495 м

Закрытый ледник до 25, связки.

Восхождение на в. Плос кая и спуск на перевал.

8:40 – 10:35

[PLOSKAYA], h=4740 м

Фирн до 30.

Спуск с перевала на лед ник.

10:50 – 11:25

35 минут

[064], h=4475 м

Снег, перила 50х90-30

Движение в связках к ме сту ночевки.

11:30 – 11:40

h+ = 630 м

h = 260 м

4,9 (3,7) км

Небольшой ледник Манасынташ дает начало одноименной реке, которая впадает в Куйлю Вост. в ки лометре ниже Каратора. В 1970-х годах по крайней мере две группы из Алма-Аты поднялись по долине и прошли перевал с ледника Манасынташ на ледник №126 – левый приток ледника Борду. Свой путь они назвали перевалом Алма-Атинским (2А). Впоследствии на картах и в отчетах появилась двойствен ность. Вместе с названием Алма-Атинский или вместо него возникло название перевала Манасынташ. На этот перевал во второй половине 1980-х с юга поднимались минимум две группы, которые отметили расхождение с алма-атинскими описаниями.

На местности есть две седловины, разделенные небольшим возвышением гребня. Путь на них с севера схож, спуск на юг различается. Нами пройдена западная седловина, для которой мы считаем логичным использовать название Манасынташ. Восточная седловина – условно перевал Алма-Атинский – сложнее и опаснее с юга и, по нашему мнению, ходить ее не стоит.

Восточнее перевалов находится простая вершина под названием Плоская, на которую в 1956 г. совершили восхождение альпинисты (по северному гребню из долины Куйлю Вост.).

Подъем дежурных в 4:00, выход в 5:55. Морозец, ясно. Спускаемся из кармана на открытый ледник и за 30 минут подходим под закрытый участок. Связываемся и продолжаем подъем по плотному фирну крутизной до 25 по центру цирка (фото 4.1, 4.2). Есть некрупные, хорошо засыпанные трещины. Выше подъем становится положе, слева открывается путь подъема к седловине перевала Алма-Атинский – это пологий снежный склон с несколькими большими, хорошо засыпанными разломами (фото 4.3). Наша седловина – прямо по курсу, невысокий взлет подсечен бергшрундом, через который в правой по ходу ча сти есть надежный мост. Поднимаемся к бергшрунду и дальше на седловину в связках (8:10, [ MAN ASYNTASH], alt=4495, фото 4.4, 4.5. 4.6). Крутизна локально до 30, фирн, снег.

Перевальный гребень достаточно широкий, снежный. На южную сторону по всей длине седловины висит снежный карниз (фото 4.7, 4.8). Слева по ходу на гребне есть выходы скал, но тур не находим, складываем свой.

Со страховкой подходим к краю и намечаем путь спуска в точке, где карниз переходит в метровую вертикальную стенку.

В 8:40 выходим на радиальное восхождение на вершину Плоскую. Технического интереса восхожде ние не представляет, но вершина высокая, поэтому рассчитываем на хороший пейзаж и пользу для аккли матизации.

Гребень между пер. Манасынташ и пер. Алма-Атинский снежный, со скальными выходами и большим карнизом на южную сторону (фото 4.9, 4.10, 4.11). Кроме того, есть отдельные трещины, поэто му идем в связках. Путь совсем простой, живописный. Где, собственно, находится перевал Алма Атинский понять сложно, так как подъем с севера везде примерно одинаков и спуск на юг также одина ково плох: карниз и крутые разрушенные скалы. В нескольких местах есть что-то вроде разрушенных ту ров, но без записок.

Склон вершины Плоская – ровный, фирновый, крутизной 20-30. Поднимаемся сначала вдоль осыпного гребня, затем наискосок налево в направлении осыпного купола. Здесь трещин уже нет, поднимаемся индивидуально. Вершина – небольшой скально-осыпной гребешок, венчающий снежно-ледовое плато (9:45, [PLOSKAYA], alt=4740). На вершине красивые зеленоватые скалы, сильный ветер. Есть тур с консервной банкой, но, увы, без записки. Погода ясная, поэтому отлично видны пятитысячники Терскея, верховья долины Борду с перевалами Томичей (3А), Амундсена Зап. и Вост. (3А), Альпина (2Б). Очень необычно выглядят поверхности выравнивания между долинами правых притоков р. Куйлю Вост. Вдали виднеются характерная пирамида пика Хан-Тенгри и многоэтажная конструкция пика Победы (фото 4.12, 4.13).

Проведя на вершине 25 минут, возвращаемся к рюкзакам за 25 минут по пути подъема. Для спуска с перевала вешаем два параллельных коридора по одной веревке перил через снежную стенку и далее по склону 30-40 (на ледорубе, снятие – ледорубный крест). Под карнизом на южной стороне мягкий снег, вероятно, есть небольшие трещины, а в конце веревки полого, но есть лёд. Одной веревки хватает до осыпи ([064], alt=4475, фото 4.14, 4.15). Собираемся, снимаем перила, спускаемся по осыпи к леднику, где связываемся и начинаем движение в направлении перевала Альпина. Отойдя 500 м от перевального взлета, ставим лагерь на пологом закрытом леднике ([CAMP 04AUG], alt=4480, 11:40). Снега много, полноценно окапываемся. Погода солнечная, жарко. Наблюдаем за склоном перевала Альпина, намечаем путь подъема.

Во второй половине дня двое участников в связке и снегоступах подходят под перевальный взлет, что бы натропить следы на утро и посмотреть на склон с другого ракурса. Ложимся спать рано, так как завтра нужно выйти до рассвета, чтобы пройти опасный ледовыми обвалами участок, пока тот не прогрелся.

Характер пути

Всего по перевалу (04.08.2018)

3 часа 55 минут

h+ = 630 м

h = 260 м

Перевал Манасынташ в наших условиях соответствует категории сложности 1Б. Теоретически при совсем малом количестве снега может возникнуть сложность с пересечением бергшрунда или откроется лёд при подъеме по леднику, но и в таком случае до полноценной 2А перевалу далеко. Перевал вполне приятный, симпатичный, обзорный (в сочетании с вершиной), может быть рекомендован для разминки и акклиматизации всем группам от 3 к.с.

По прохождению долины Манасынташ нет информации после 1976 г. (отчет Вуколова), однако нет оснований думать, что ее проходимость стала сильно хуже. Однако с нашей точки зрения заход к перевалу через долину Каратор и перевал Цветной (1А), как минимум, более красив.

Спуск по леднику № 126 в долину Борду был виден с пика Илья Муромец (5078), он вполне соответствует 1Б (фото 4.16).

Перевал Алма-Атинский в том виде, в котором его ходили раньше, по нашему мнению, не имеет смысла. Подъем с севера на обе седловины одинаково прост, переход между седловинами не может представлять сложности ни при каком состоянии снежного покрова, а спуск на юг с Манасынташа проще, короче и безопаснее.

Вершина Плоская – неплохое обзорное, акклиматизационное дополнение к перевалу. Помимо отличного вида на вершины Терскея и Куйлю впечатляет вид поверхностей пенеплена на северных отрогах Куйлю.

Перевал АЛЬПИНА (2Б)

4820 м

снежно-ледово-осыпной

Ориентация:

СВ ЮЗ

Расположен в северном отроге хребта Куйлю, отходящем от безымянной узловой вершины восточнее пика Щорса (5091), к северу от вершины 4920 м по карте 1:100 000. Соединяет ледник №126 (Л. приток лед. Борду) (р. Бордутор) и лед. №118 (приток лед. Каратор, р. Каратор).

Координаты: [ALPINA]: 42° 04’ 12,45” с.ш., 78° 44’ 19,58” в.д

Прохождение: 5 августа 2018 года с лед. №126 до лед. Каратор (с северо-востока на юго-запад). В туре найдена записка группы туристов Турклуба ВАЗа (рук. Шелегов В.В., 5 к.с., 7 чел.) от 15.08.1987 г.

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, страховочные системы, основные веревки, ледобуры.

Отчёты: {16, 17}

Характер пути

Подход под склон и прохождение полки.

4:35 – 6:20 *

45 минут

[066], h=4700 м

Закрытый ледник, фирн до 30, связки.

Провешивание и прохождение перил.

6:15 – 7:50

1 час 35 минут

[067], h=4770 м

Снег, перила 80х35-40.

Подъем на седловину в связках.

8:00 – 8:20

20 минут

[ALPINA], h=4820 м

Снег до 25, связки.

Спуск с перевального взлета.

8:50 – 9:25

35 минут

[068], h=4515 м

Лед.-сн.-ос. склон до 40, самостраховка.

Спуск по моренам и леднику к месту ночевки.

10:15 – 11:50

h+ = 410 м

h = 885 м

4,5 км

* Для участков, проходимых в связках, указано общее время прохождения всей группой и рабочее время на прохо ждение участка одной связкой.

Перевал Альпина до нас был пройден дважды: в июле и августе 1987 года. Оба прохождения (отче ты Носырева и Шелегова на tlib.ru {16, 17}) были совершены в направлении от лед. Каратор на лед. Борду. Описания спуска этих групп (северо-восточного взлета) давали схожую картину в отношении сложности и характера подъема (юго-западного взлета) описания расходились. Обе группы отметили, что южный склон – система снежно-ледовых кулуаров/склонов в окружении скал – весьма камнеопасен по сле выхода солнца. Учитывая, что с тех пор прошло 30 лет, мы не были уверены в том, что успеем под няться на перевал достаточно быстро, чтобы быстро спуститься, поэтому в качестве основного варианта спуска рассматривался предложенный Носыревым обход через вершину к северо-западу от перевала. Ее снежно-ледовый гребень требует технической работы на спуск, однако маршрут безопасен с точки зре ния камнепадов, но может быть при некоторых условиях лавиноопасен.

Подъемная сторона для нас – это снежно-ледовый склон высотой 200-250 м с трещинами и нескольки ми уровнями ледовых сбросов. Нижнюю треть можно обойти, выше существует проход между сбросами по наклонной полке, который требует выбора времени прохождения – либо рано утром, либо вечером. Дальнейший подъем может потребовать той или иной работы на снежно-ледовом склоне, но более без опасен, чем нижняя часть (фото 5.1, 5.2, 5.3, 5.4) При подготовке к прохождению давно не хоженного перевала удалось найти свежие фотографии обоих перевальных взлетов. Фотографии западного склона обнаружились в отчете {20} (виды с пер. Снежная Фантазия и Обручева). Также фотографии западного склона предоставил А. Смуров (клуб «Гадкий утенок», Москва). Фотографии восточного склона (с п. Советская Россия) любезно предоставил А. Ульянов (спортклуб НГУ, Новосибирск)

Также, похоже, перевал Альпина и вершины с обеих сторон от него посещались в начале 2000-х го дов киргизско-английскими альпинистами — см. http://asian-alpine-e-news.com/asian_alpine_e- new_issue_no23.pdf

Подъем дежурных в 2:30, первая связка выходит в 4:35. На небе над нами отдельные облачка, над Терскеем висит темная мрачная туча. В предрассветных сумерках поднимаемся по смерзшимся следам (связ ки, кошки) к подножию сбросов за 25-30 минут (набор высоты 150 м). «Полка» между сбросами – снежный склон крутизной около 30. Снега много, ступени держат нормально, поэтому аккуратно проходим его с одновременной страховкой (участок между точками [065] и [066], фото 5.5). Возможно, немного лавиноопасно.

Если снега не будет, участок траверса по 30-градусному льду доставит немало хлопот. На спуске проще будет уйти вертикально вниз через нижний сброс, на подъем – вопрос.

Уйдя из-под сброса, заканчиваем траверс (выполаживание до 25) и поднимаемся 50 м вверх к нижнему краю разлома ([066], alt=4700, фото 5.6). Разлом рассекает почти весь склон, слева (по ходу) он зияет, справа сужается и продолжается под снегом. Собираемся здесь в 6:20. Из туч выходит солнце. Провешиваем вверх 80 м перил (через засыпанную трещину, затем по снегу/фирну крутизной до 40 ), которые выводят на край мульды (засыпанного разлома) под перевалом ([067], alt=4770, фото 5.7, 5.8, 5.9). В сере дине склона до льда не докопаться, поэтому лидер поднимается более чем на веревку, и делает станцию на льду (надо сказать, довольно-таки плохом). Вешаем два параллельных коридора. Через полчаса-час после выхода солнца по неглубокому кулуару с гребня справа (по ходу) начинают сыпаться мелкие лавинки и кусочки карниза, ими простреливается выполаживание после траверса.

Пройдя взлёт (7:50), связываемся и поднимаемся к седловине (фото 5.10, 5.11). Верхний край мульды это вертикальный край разлома, но через него есть фундаментальный мост (целый склон, его разруше ние маловероятно). Подъем в связках занимает 20-25 минут.

Седловина снежно-осыпная, широкая, в северной части есть трещины, можно поставить палатки на осыпи или на снегу. Тур расположен на скальном выходе южнее и выше низшей точки (8:20, [ ALPINA], alt=4820).

Гребень к вершине, через которую мы планировали спуск, на видимом участке в хорошем состоянии, карнизы маленькие. Впрочем, далеко путь не просматривается (фото 5.12). Гребень к красивой вершине 4920 м с другой стороны выглядит примерно на 2А – пара веревок по льду и немного скал наверху (фото 5.13).

Хороший вид в сторону ледника Каратор (фото 5.14, 5.15). Перспективно смотрится одно из ребер, ведущих с ледника на пик Щорса (5091). Этот путь сложности 3А-3Б выводит на плато в верховьях сред ней ветви ледника Каратор.

Спусковой склон находится в тени, но гребни справа и слева от перевала уже освещены. Спуск выглядит существенно проще, чем можно было ожидать по описанию Шелегова: просматривается спуск по снежному галстуку слева от характерного скального останца, ниже видны снежники, чередующиеся с участками осыпи и совсем разрушенных скал. Принимаем решение спускаться с седловины, а не через вершину, т.к.

• пока склон в тени, камнеопасность невелика,
  • характер склона позволяет рассчитывать на спуск без перил,
  • если количество и состояние снега на спуске через вершину будет таким же, как на подъеме, то с надежной страховкой возникнут проблемы.

Начинаем спуск в 8:50 правее центра седловины (фото 5.14). Пройдя 50 метров по осыпи, выходим на ледово-снежный склон и спускаемся по нему на три такта в направлении характерного скального остан ца. Склон ледовый, крутизной в верхней части 35-40, прикрыт небольшим слоем снега. Через 50-70 м крутизна уменьшается, слой снега растет. Обогнув скальный останец слева (15 минут от седловины), продолжаем спуск по ЛПВ, участки глубокого снега чередуются с отрезками фирна или льда. Идем по ситуации то лицом от склона, то лицом к склону переходим через полоски осыпи с одного снежника на другой. По мере выполаживания склона забираем вправо и вскоре выходим на осыпной бугор, под при крытием которого останавливаемся на привал, снимаем кошки, системы ([068], alt=4515, фото 5.16). Остров прикрывает от камнепадов со стороны правой (ор.) вершины. Спуск от седловины занял 35 ми нут. Дополнительные фотографии склона и запасного спускового гребня — 5.17, 5.18, 5.19.

Развязавшись, раздевшись и отдохнув после спринта, в 10:15 продолжаем спуск по морене: сначала траверсом вправо до русла ручья по средней осыпи, затем вниз вдоль ручья до кармана ледника по кон гломерату и мелкой осыпи. В кармане можно без особого комфорта и не вполне безопасно разместиться на ночевку ([069], alt=4275). Выходим на открытый ледник и по центру, затем левой стороне спускаемся до его окончания (фото 5.20). Выход со льда на морену неприятный, возможно, стоит раньше уходить на левую морену. Среди крутых склонов морен встречаются участки мертвого льда, необходима осмотри тельность при выборе пути. В нескольких сотнях метров впереди и немного ниже виден карман ледника Каратор и моренно-ледовое месиво в нем. Немного поискав, выбираем место для лагеря на маленькой песчаной площадке около потока с нашего ледника, в 50 м выше кармана ледника Каратор. Обедаем немного подумав, здесь же ставим лагерь: внизу у ледника лучше не будет (11:50, [CAMP 05AUG], alt=4005).

Погода памирская в хорошем смысле: синее небо без единого облачка, солнце, и горы за ледником вы глядят по-памирски. Жаримся на солнце, сушим вещи, купаемся. Перед закатом спускаемся к заброске и забираем ее (около 45 минут туда-обратно).

По плану у нас завтра должна быть дневка, однако сегодня и так получилась полудневка , поэтому решаем завтра выходить дальше по маршруту, а дневку устроить в долине Теректы после высотного участка.

Погожий день переходит в ясный вечер и звёздную ночь, несколько человек ложатся спать на улице.

Характер пути

Всего по перевалу (05.08.2018)

4 часа 25 минут

h+ = 410 м

h = 885 м

Перевал Альпина – красивый, высокий, тактически интересный перевал. Его сложность полностью соответствует категории 2Б, указанная в «Перечне…» категория 2Б* с нашей точки зрения не оправдана.

При прохождении перевала следует иметь в виду, что юго-западная сторона перевала отличается кам неопасностью, а северо-восточная сторона может быть лавиноопасной. Изменение конфигурации сбросов на северо-восточной стороне может привести к значительному изменения тактики прохождения.

Юго-западный склон возможно обойти через вершину, что может быть востребовано в иных, чем у нас, условиях.

По нашему мнению, перевал безопаснее, чем параллельный ему перевал Щорса (3А), и заслуживает того, чтобы его ходили чаще, чем раз в 30 лет.

Перевал В. ГРУШИНА (2А+)

Категория трудности: 2А+

Высота: 4915 м

Характер: снежно-ледовый

Ориентация С Ю

Расположен в главном хребте Куйлю, между вершинами В. Грушина (5097) на западе и в. … на востоке. Соединяет плато ледника Каратор с ледником Куйлю Южный.

Координаты: [GRYSHINA]: 42° 01’ 21,99” с.ш., 78° 42’ 11,30” в.д.

Прохождение: 6-8 августа 2018 года от лед. Каратор до верхнего цирка лед. Куйлю Ю. (с севера на юг). Сняты записки: 1) группы туристов ТК Меридиан (г. Пермь) от 11.08.2009 г. (4 к.с., рук. С. Б. Бояршинов), 2) группы туристов ПТК «Траверс» (г. Казань) от 01.08.2012 г. (5 к.с., 8 чел., рук. Д.Е. Мансуров).

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, системы, основные веревки.

Отчёты: {1-3, 5, 9-10, 12-14}

Характер пути

Подъем по карману лед. Ка ратор до выхода на ледник.

7:20 – 10:05

2 часа

h=4215 м

Морена, конгломерат.

Подъем по восточной ветви лед. Каратор.

10:05 – 14:35

2 часа 30 минут

h=4565 м

Открытый, закрытый ледник до 15, связки.

Переход на среднюю ветвь ледника и подъем на плато.

14:35 – 17:20

2 часа 10 минут

[CAMP 06 07AUG], h=4760 м

Закрытый ледник до 25, связки.

Всего (06.08.2018)

7:20 – 17:20

6 часов 40 минут

h+ = 800 м

h = 45 м

6,0 км

Подъем дежурных в 5:00, выход в 7:20. От места ночевки по морене в обход участков мертвого льда за несколько минут спускаемся в карман (рантклюфт) ледника Каратор. По свежей морене, чем далее, тем более неровной, поднимаемся вдоль ледника (фото 6.1). Путь непростой физически, да и рюкзаки потяжелели. В месте, где ледник прижимает карман к скалам, обходим несколько трещин по твердому снежнику с плохим выкатом – неприятно. За 2 часа ЧХВ от начала движения выходим к повороту ледника ([073], alt=4175), а еще за 10 минут выходим все-таки на открытый ледник выше поворота.

Вместо морен можно подниматься по леднику. Выход на него возможен как в начале пути, так и да лее ледник бугристый, но без больших трещин, если сместится от края немного к центру. По всей видимости, в наших условиях путь по леднику был проще, чем по моренам.

Ледопад перевала Снежная Фантазия (3Б), похоже, усложнился ввиду малоснежного года. В верхнем ледопаде видна вертикальная ступень, пересекающая горловину цирка (фото 6.2).

По открытому леднику с небольшим количеством узких трещин за 15 минут поднимаемся до границы снега, где связываемся и превентивно надеваем снегоступы, т.к. снег уже раскисает ([075], alt=4350). Впрочем, реальной нужды в них пока нет. Подъем в связках по пологому леднику почти без трещин вы водит на плато напротив склона перевала Каратор Западный (2Б) (фото 6.3). В 200 м справа по ходу ви дим участки открытого льда, там есть жидкая вода, поэтому останавливаемся здесь на обед (12:20, [OBED 06AUG], alt=4450). Можно поставить лагерь на снегу. За водой идем в связке. Ясно, весьма жар ко.

Перевалы Каратор Восточный (3А) и Каратор Западный (2Б) не претерпели существенных измене ний по сравнению с имеющимися у нас фотографиями (фото 6.4). Узкий камнеопасный кулуар первого со скальными плитами под седловиной, по-видимому, умеренно камнеопасен. Короткий ледовый взлет второ го может быть камне и лавиноопасен. На нем видны следы группы петербуржцев.

После обеда выходим в 13:55 и продолжаем движение в западном направлении. Идем по следам группы Н. Хохлова, которая проходила здесь дней пять назад. Снегоступы уже не кажутся лишним грузом на ногах. В 14:35 выходим на локальный перегиб, символизирующий переход с восточной ветви ледника на центральную – ледопадную (alt=4565, фото 6.5). Погода к этому времени портится, с запада и с Терскея несет снеговые тучи. Небольшой спуск по глубокому снегу (до 30) приводит в лоток ледопадной ветви ледника. При переходе со склона в центр ложбины пересекаем крупный разрыв по хорошему мосту ([077], alt=4515).

Переждав снежный заряд, продолжаем неспешный подъем на плато Каратор (фото 6.6, 6.7). Каждая связка поднимается в своем темпе. Слева по ходу остаются немногочисленные крупные разрывы, наш путь проходит вдали от них. Впереди высятся многоэтажные ледовые сбросы на плече пика Каратор (фото 6.8). За 1,5 (2) часа первая (последняя) связка поднимается на плато немного выше второго ледо падного ответвления (ведущего в цирк перевала Снежная Фантазия между ледопадами), откуда видны перевалы В. Грушина (2Б) и Сторожевой (3А). Останавливаемся на ночевку (17:20, [CAMP 06-07AUG], alt=4760). Ставим лагерь под порывами ветра и снегом (фото 6.9, 6.10). К вечеру погода улучшается.

Переход с восточной ветви ледника Каратор на центральную возможен также выше, чем мы шли, по полке под гребнем западнее перевала Каратор Зап. Это вариант может быть выгоден при спуске, когда можно просмотреть путь, но он опаснее: возможны ледовые обвалы и лавины, необходимо лавировать между крупными разломами.

Переход с плато Каратор на верхнее плато лед. Теректы под склоном пика Каратор технически прост, но весьма опасен, т.к. проходит под громадными ледовыми сбросами.

07.08. Совершаем попытку радиального восхождения на пик Обручева (см. в соответствующем разделе).

Характер пути

Подъем на западную седловину перевала.

7:10 – 8:25

[085], h=4910 м

Закрытый ледник, связки.

Разведка и переход на восточную седловину перевала.

8:30 – 9:05

[GRYSHINA], h=4915 м

Сн.-лед. гребень до 30, связки.

Спуск с перевала на лед. Куй лю Ю.

9:15 – 12:55

h+ = 155 м

h = 205 м

2,0 км

Ночь была ветреной, выпало несколько сантиметров снега. Подъем дежурных в 4:00. Утром переменная облачность, количество облаков быстро увеличивается. Принимаем решение не идти на пик Кара тор, т.к. после вчерашней доски на вершине Грушина опасаемся, что несколько участков подъема могут оказаться лавиноопасными (западная наветренная экспозиция, постоянный ветер в последние сутки и немного свежего снега).

Подъем на седловину перевала Магнит (3А) в левой (орогр.) части значительно проще, чем в правой проходится, видимо, пешком. В верхней части, где склон круче и есть закрытый бергшрунд, может понадобиться страховка. Путь может быть лавиноопасен.

В 7:10 выходим с места ночевки к перевалу В. Грушина в связках и снегоступах. Поднимаемся на самую низкую (западную) седловину за 40 минут ЧХВ. Подъем очень пологий, снег держит хорошо (фото 6.11).

Перевал имеет по меньшей мере 3 седловины, через которые периодически проходят туристские группы (фото 6.12). Перемещение по гребню между ними не вызывает проблем (волнистый гребень, локальные взлеты до 30, есть трещины). В некоторых местах возможна установка лагеря, но комфортнее ночевать на ровном плато в 10 минутах ходьбы. Самая западная седловина примыкает к склону вершины В. Грушина и проще всего на подъем с Каратора ([085], alt=4910). Ее южный склон – камне и лавиноопасный кулуар между скалами слева и ледовым лбом справа. При очень малом количестве снега и высокой камнеопасности можно уйти по ледовому лбу на несколько десятков метров от скал и спускаться там (навскидку около 300 м). На этой седловине мы нашли тур с запиской группы С. Бояршинова {9}, кото рые сняли записку В. Кодыша {14}.

Средняя седловина находится в 100 м восточнее, между скал. Несколько кулуаров начинаются у гребня и ниже собираются в один. Путь по кулуару может быть камнеопасен. В его нижней части глубокий снег, не требующий страховки, начинается выше, чем на соседних склонах, поэтому некоторые группы спускаются отсюда, например группа О. Добрушиной {1}. Как мы увидели снизу, отсюда спускалась группа Н. Хохлова. Тур на этой седловине мы не нашли. Северный склон короткий, но крутой, с большими трещинами.

Самая восточная седловина широкая, ледовая. Вниз уходит ледовый склон шириной 150-200 м, в 150 м ниже из льда выступает приметный скальный остров. Склон может быть лавиноопасен при большом количестве снега и камнеопасен при малом. Тур находится на осыпной полке над скальным ребром в 50 100 м западнее низшей точки ([GRYSHINA], alt=4915). В нем находим неплотно закрытую баночку с вмерзшей в лёд запиской (когда записку разморозили в лагере, оказалось, что это записка группы Д. Мансурова {13}). Северный склон этой седловины также неудобен для прохождения.

Разведав путь по гребню, за 10 минут проходим от западной седловины до восточной и начинаем готовить спуск (фото 6.13). Вешаем вниз 5 веревок по 45-50 м, правее (ор.) скального острова. Крутизна меняется от 20 вверху до 45 на 2й и 3й веревке, затем уменьшается до 35. Склон ледовый с 5-15 см снега, вторая половина последней веревки – снег (фото 6.14, 6.15, 6.16). Все станции делаем на ледобурах. Первые 3 веревки снимаем с помощью бура-самосброса, последние 2 – лазанием с нижней страховкой. С непривычки много времени тратим на распутывание кевларового шнура. При сдергивании 4й веревки были проблемы с самосбросом, на этом потеряли около 30-40 минут.

Из повешенных веревок в принципе можно было бы не вешать первые 0,5 веревки и последние 0,5 веревки.

Ниже конца перил по глубокому раскисшему снегу спускаемся к полностью забитому бергшрунду шириной не более 1 м, а затем в связках на закрытый ледник. Отойдя от склона на 300 м, ставим лагерь (12:55, [CAMP 08-09AUG], alt=4710). Очень тепло, влажно, начинает идти снежок.

В наших условиях снега на склонах было мало, но, вообще говоря, лагерь стоило поставить по дальше от склона в. В. Грушина: при большом снеге здесь лавиноопасно.

До вечера погода не улучшается. Смотрим на склон перевала Целинный и думаем, как его идти. Не смотря на то, что работали сегодня недолго и на спуск, чувствуется усталость.

Характер пути

Всего по перевалу (06 08.08.2018)

11 часов 10 минут

h+ = 955 м

h = 250 м

2А+

Перевал В. Грушина – один из наиболее популярных перевалов в массиве Куйлю. Его популярность определяется принципиальным положением в центре самой высокой части массива, что позволяет разворачивать маршруты через перевал на запад и на восток.

Путь через перевал со стороны Каратора очень живописен: ледопады, ледовые сбросы.

Согласно «Перечню высокогорных перевалов», перевал имеет категорию сложности 2Б. По нашему мнению сложность соответствует 2А* втом смысле, что где-то между 2А и 2Б (по результатам нашего прохождения – скорее сложная 2А, чем простая 2Б). Подъем с ледника Каратор долог и тяжел физически, технически прост. Склон перевала, обращенный к лед. Куйлю Южный, требует обычной работы на снежном-ледовом склоне протяженностью 200-250 м, то есть вполне соответствует категории сложности 2А. Однако в целом, по нашему мнению, перевал не рекомендуется к прохождению в походах 3 к.с., т.к. по совокупности протяженности пути, высоты, тактики и техники группы в «тройках» могут не быть готовы к нему.

Южный склон может быть камнеопасен или лавиноопасен, однако всегда есть возможность выбрать вариант пути, достаточно безопасный в конкретных условиях.

Попытка восхождения на пик ОБРУЧЕВА до перевала СТОРОЖЕВОЙ

Категория трудности: -

Высота: 5010 м

Характер: снежно-ледовый

Пик Обручева расположен в северном отроге хребта Куйлю между ледниками Ашутор и Каратор. Пер.Сторожевой расположен в этом же гребне между в. В. Грушина (5097,7) и вершиной 5100 м.

Координаты: [082], 42° 01’ 42,77” с.ш., 78° 41’ 52,22” в.д.

Прохождение: 7 августа 2018 года радиально с плато Каратор. Тур есть, записку не искали. Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, страховочные системы, основные веревки Отчёты: {2, 5, 10}

Участок маршрута Время Рабочее время Координаты Характер пути
Подъем на пер. Стороже вой. 6:45 – 8:35 1 час 20 минут [082], h=5010 м Закрытый ледник, склон до 35, связки.4,0 (2,0) км
Разведка гребня, попытка подъема на в. В. Грушина. 8:50 – 10:05 40 минут [083], h=5010 м
Спуск в лагерь. 10:20 – 10:45 25 минут [CAMP 06 07AUG], h=4760 м
Всего (07.08.2018) 7:10 – 10:45 2 часа 25 минут hрад = ±250 м
Вечером и ночью ветрено, выпало до 5 см снега, к утру – легкий мороз и отдельные облака на востоке. Подъем дежурных в 4:00. В 6:45 в связках выходим на восхождение на пик Обручева. Маршрут состоит из подъема по неопределяющей стороне на перевал Сторожевой (3А) и последующего траверса через вершину 5100 м и седловину перевала Снежная фантазия (3Б) (фото 7.1).

Несмотря на морозец, утренний наст держит плохо, некоторые участники начинают проваливаться, после чего надевают снегоступы. В связках поднимаемся по пологому снежному плато к перевалу Сторожевому за 55 минут ЧХВ (фото 7.2, 7.3). В мульде под седловиной большой разлом ([081], alt=4985), выход на гребень возможен слева и справа (слева по ходу нужно обойти большой разлом, справа – пере лезть несколько маленьких). Одна связка поднимается на гребень справа (фото 7.4), остальные слева (8:35, [082], alt=5010, фото 7.5). Гребень узкий, снежно-скальный, есть маленькие трещины. Тур на скальном выходе около низшей точки (левее по ходу нашего пути). К моменту выхода на гребень погода портится: с запада дует сильный ветер, периодически идет снег, через вершины проносит облака.

Отдохнув в мульдочке с восточной стороны перевала и переждав снежный заряд, выходим по гребню в направлении вершины 5100 м. Снег прекратился, но иногда порывами налетает ветер. Гребень вершины 5100 м снежно-ледовый, имеет продольную крутизну 20-25 (фото 7.6, 7.7). На правую по ходу сторону по всей его длине висит небольшой карниз. Левый склон в наших условиях фирново-ледовый, крутиз ной 25-35, ниже становится круче и переходит в еще более крутые скалы. При этом сам склон вроде как ледовый – ступени не бьются – но хорошего льда, на котором можно было бы организовать ледобурную страховку нет, только фирново-ледовая корка. Местами на льду лежит 10-15 см слабо сцепленного снега. Пройдя около 100 метров по границе склона и карниза, принимаем решение прекратить восхождение, т.к. состояние гребня не позволяет ни безопасно двигаться индивидуально, ни организовать надежную страховку. Кроме того, это участок нужно будет проходить дважды, на спуске мы тут будем через несколько часов, уставшие, в условиях неустойчивой погоды.

От седловины перевала Сторожевого в качестве моральной компенсации начинаем подъем к верши не В.Грушина (фото 7.8). Сначала проходим снежную стенку 45, 10 м, затем склон выполаживается до 30. Обнаруживаем, что на склоне лежит небольшая ветровая доска. Решаем не рисковать и аккуратно спускаемся по своим следам обратно на перевал. В мульде под гребнем не дует, тепло. Наблюдаем, как через вершины с громадной скоростью проносит облака, а по плато плывут их фигурные тени. Отдохнув, спускаемся в лагерь за 25 минут. Снег раскис, даже находим пару мелких трещин недалеко от лагеря.

Остаток дня отдыхаем. Сначала облачность переменная, жарко, затем затягивает, порой начинается слабый снежок. Думаем, что делать завтра: идти по маршруту на пер. В. Грушина или же использовать запасной вариант для пика Обручева – восхождение на пик Каратор (2А, 5180) через пер. Магнит (фото 7.9). Откладываем решение до утра, т.к. погода неустойчивая и нет большого желания стоять в одном, пускай даже красивом, месте три дня подряд.

Характер пути

Всего по восхождению (07.08.2018)

2 часа 25 минут

hрад = ±330 м

Восхождение на пик Обручева с плато Каратор – длинный и непростой, замысловатый маршрут сложности 2А*-2Б. Для его прохождения группа должна быть хорошо подготовлена индивидуально к продолжительному движению по снежным и ледовым гребням. Здесь нельзя просто «подойти и всё завесить».

Ввиду большой высоты гребней и постоянного воздействия ветра, состояние снега и льда может отличаться от такового на ледниках и более низких перевалах.

Маршрут красивый, в целом безопасный при наличии достаточного количества снега и адекватной техники у группы. До вершины 5100 м мы не дошли, но визуально кажется, что не обязательно идти по пути Д. Осина траверсом ее западного склона, можно пройти через вершину, что, кажется, проще технически и безопаснее.

Перевал ЦЕЛИННЫЙ (2Б+)

2Б+

5045 м

З – В

Расположен в южном отроге хребта Куйлю между вершиной ~5200 м с юга и узловой вершиной ~5050 м с севера. Соединяет лед. Куйлю Ю. (р. Куйлю Ю.) и Фирновое плато Теректы (лед. Айлампа, р. Теректы).

Координаты: [TSELINNIY]: 42° 00’ 56,65” с.ш., 78° 42’ 18,73” в.д.

Прохождение: 9 -11 августа 2018 года от верхнего цирка лед. Куйлю Ю. до р. Теректы. Снята записка группы туристов г. Долгопрудный под руководством Ю.В. Грецова (4 к.с., 6 чел.) от 21.07.2015 г.

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, страховочные системы, веревки, ледобуры.

Отчёты: {1-5, 17}

Участок маршрута Время Рабочее время Координаты Характер пути
Разведка по центру пере вального взлета. 9:00 – 13:00 3 часа h=4850 м Закрытый ледник, склон до 35, связки.
Обработка левой (ор.) части перевального взлета. 15:30 – 17:30 1 час 30 минут [087], h=4730 м
Всего (09.08.2018) 9:00 – 17:30 4 часа 30 минут hрад = ±140 м 1,0 (0,5) км
Подъем дежурных в 3:30. Ночью прояснялось, но утром опять идет легкий снег, всего к утру выпало около 7-10 см. По верхам быстро несет облака. После завтрака решаем понаблюдать за погодой, чтобы понять улучшается она или ухудшается. За пару часов понимание погодной динамики не приходит. Возможные варианты подъема на перевал вчера «пощупать» не удалось, а после снегопада с наскока идти тоже не хочется, к тому же утреннее время упущено. В общем, тратим день запаса: ждем погоду и разведываем путь подъема.

Перевал Целинный – неглубокая, но явная седловина, южнее которой снежно-скальный гребень вол нами поднимается к вершине ~ 5200 м гребень к северу от седловины обрывается в сторону лед. Куйлю Ю. крутыми скалами. Немного ниже седловины на запад отходит короткий отрог, в верхней части пологий, снежно-ледовый, в нижней части скально-снежный. Его правая (ор.) сторона – это снежно-ледовый склон с несколькими уровнями сбросов и разрывов. По склону и гребню проложены несколько вариантов подъема на перевал (фото 8.1, 8.2).

Верхний ледовый сброс находится в 50 м ниже седловины по высоте и нависает над средней частью склона. Обход этого сброса возможен справа (ор.) под скалами или слева (ор.) по гребню, который в этом месте широкий и пологий (фото 8.3). Путь справа, пройденный группами О. Добрушиной и Ю. Грецова, изменился по сравнению с описаниями. Во-первых, склон в средней части теперь подрезает большая трещина, пересечение которой затруднительно (несколько неубедительных мостов и крутая стенка выше). Во-вторых, на участке примыкания верхнего сброса к скалам обнажились скальные выходы, участок может быть камнеопасным и сложным с точки зрения лазания, организации страховки (фото 8.4).

Обход верхнего сброса по гребню слева (ор.) выглядит простым, однако на этот гребень еще нужно попасть. С центральной части склона к средней части гребня ведет крутой снежный склон длиной около 150 м, однако для выхода на склон требуется перелезть бергшрунд, также вызывает вопросы состояние снега на склоне. Выход на гребень возможен снизу, с ледника.

Через пару часов погода все-таки налаживается. Для начала в связке уходим метров на 500 вниз по леднику, чтобы посмотреть на перевальный склон с другого ракурса. Отсюда хорошо виден подъем на гребень с торца (фото 8.5). Затем впятером, в связках и снегоступах выходим в направлении центра склона (фото 8.6). Нижний сброс сейчас можно без труда обойти слева по ходу по снегу крутизной до 25 . Снег местами рыхлый, местами уплотненный, ступени ломаются. Над сбросом обширная полка (засыпанный разлом). На перегибе при выходе на полку склон легонько «ухает». Подходим к трещине-сбросу выше полки. В одном месте переход по мосту через разлом несложен, но выше неудобный вылаз: 10-15 м косым траверсом по 50-60-градусному склону, нормального льда нет, только белый фирно-лёд (фото 8.7). Левее (ор.) крутизна меньше (40), но мост слабый (лидер проваливается в трещину с головой), выше просматриваются еще несколько трещин и далекий косой траверс влево по ходу. Ввиду состояния снега нагруженный склон справа (по ходу), выводящий на гребень, даже не пробуем (фото 8.8). Солнце освещает склон с 10:00-10:30, после чего свежий снег стремительно раскисает и начинает липнуть. Аккурат но спускаемся по следам в лагерь (в нижней части справа возможен сход лавин). Разведка заняла около 4 часов.

Разведка в центре не дала ничего хорошего, поэтому после обеда связка отправляется к торцу гребня, чтобы попробовать подняться там, где спускалась группа К. Савенкова. Мы ожидаем, что около скал меньше снега, нет лавинной опасности. Выбираем для подъема узкий склон (кулуар) рядом со скальным гребнем справа (ор.) склон ограничен скальным островом (фото 8.9). Следов падения камней почти нет (и в течение дня не видели камнепадов), верхний слой снега сошел, в основании кулуара засыпанная трещина шириной около 1 м. Провешиваем 1 веревку перил через трещину и выше (фирн, лёд 30-35 ) и воз вращаемся в лагерь (2 часа).

Вечером наблюдаем изумительный закат (фото 8.10). Краски совершенно фантастические.

Подъем на гребень.

5:30 – 9:15

3 часа 30 минут

[088], h=4855 м

Сн.-лед. склон, перила 170х35-55.

Подъем на выполаживание на уровне сброса.

9:00 – 10:30

[089], h=4920 м

Сн.-лед. склон, перила 50х30-35.

10:20 – 12:35

45 минут

[TSELINNIY], h=5055 м

Снег, связки сн-лед. Склон 40х30

Спуск на фирновое плато.

12:40 – 16:00

3 часа

[CAMP 10AUG], h=4860 м

Сн.-лед. склон, перила 180х40-45.

Всего (10.08.2018)

5:30 – 16:00

8 часов 45 ми нут

h+ = 345 м

h- = 195 м

2,0 км

Подъем в 3:30, выход по готовности с 5:30 до 6:10. Ясно, морозец. По вчерашним следам поднимаемся к склону за 20 минут и начинаем работу около 6:00 ([087], alt=4730). Вешаем еще 3 веревки вверх по кулуару, забирая влево по ходу. Лёд с небольшим слоем фирна, крутизна 35-45, на последних 10-15 м увеличивается до 50-55 (всего около 170 м от бергшрунда, фото 8.11). Выходим на гребень рядом со скала ми, закрепление веревки за скальный выступ (8:00 лидер). У окончания перил небольшая покатая снеж ная площадка, где можно собраться группой без страховки, при необходимости может быть даже поста вить пару палаток ([088], alt=4855).

За локальным выполаживанием следует ледовый лобик крутизной до 35 с несколькими небольшими трещинами провешиваем по нему еще одну веревку (фото 8.12). Выше скал на гребне нет, гребень ши рокий, количество снега увеличивается, крутизна падает. Структура снега не очень хорошая (наст/доска, под ним сыпучий снег), поэтому подстраховываем станцию еще одной веревкой, которая закреплена выше, на пологом склоне с хорошим фирном. Собираемся здесь в 10:30 ([089], alt=4920, фото 8.13).

Дальнейшее движение – в связках по снегу крутизной 15-25, в направлении серака в форме гребешка, который ограничивает снизу разлом-мульду под седловиной (фото 8.14, 8.15). Местами снег рыхлый, местами фирновая корка, которая проламывается, под ней глубокий сыпучий снег. Переход трещины, являющейся продолжением верхнего сброса, не представляет сложности. Между сераком и краем сброса просматривается наклонная (25) снежная полка, однако вблизи она выглядит лавиноопасной, поэтому поднимаемся выше к нижнему краю серака и траверсируем вдоль его основания влево по ходу. В раз ломе-мульде под перевальной седловиной собираемся в 11:15 и быстро обедаем ([090], alt=5005).

Подъем из мульды на седловину – ледовый склон крутизной до 30, для удобства вешаем 40 м перил (фото 8.16). Седловина в районе низшей точки – это широкий снежный гребень, возможен большой кар низ на восточную сторону. При необходимости можно поставить палатки на границе склона и карниза. К северу от седловины гребень сужается и приподнимается, слева есть полоска осыпи и скальные выходы. Здесь находим тур.

Собираемся на седловине ([TSELINNIY], alt=5045) в 12:35 и разведываем путь спуска на восток (фото 8.17, 8.18, 8.19). Выбираем место в 50 м севернее седловины, не доходя до большой карнизной «плюшки» ([091], alt=5055). Карниз здесь совсем маленький, под ним прочищенный лавинами склон, преимущественно ледовый. Южнее нижней точки седловины в этом году также почти нет карниза, склон снежный, несколько длиннее и положе, чем в выбранной нами точке. Вешаем на спуск 3,5 веревки перил, крутизна 40-45, в середине есть несколько небольших трещин, в конце – бергшрунд высотой 3м и шириной 1 м с мостами (при небольшом количестве снега преодоление на подъем не должно быть сложным: стенка 50-70). Крепление перил на ледобурах, снятие с помощью ледобура-самосброса и ледовых проушин (фото 8.20, 8.21, 8.22, 8.23, 8.24). Спуск занимает 2 часа 50 минут. С прогретых склонов цирка периодически сходят маленькие лавинки и камнепады. С большого карниза рядом с линией нашего спус ка также падает несколько сосулек и небольших кусков. Возможно, все-таки стоило спускаться подальше от него.

Конец перил – точка [092], alt=4930. Ниже бергшрунда в связках по глубокому раскисшему снегу от ходим от склона и в 16:00 ставим лагерь на Фирновом плато Теректы ([CAMP 10AUG], alt=4860, фото 8.25).

В условиях небольшого количества снега, как у нас, реальным выглядит восхождение на вершину 5200 м к югу от перевала, которая должна быть хорошей обзорной точкой. Мы не располагаем информа цией о том, чтобы на вершине бывали туристы или альпинисты. Наиболее сложный участок – узкий снежный гребень выше вершины 5087 м, карнизы, похоже на гребень пика Обручева.

Южный склон перевала Магнит (3А) в этом году выглядит хуже, чем обычно: его пересекает полоса камнепадов с гребня (фото 8.25).

Характер пути

Спуск до начала обхода ниж него ледопада.

5:35 – 6:55

[095], h=4470 м

Закрытый ледник, лавирова ние, связки.

Обход нижнего ледопада.

7:00 – 7:45

[098], h=4260 м

Морена, конгломерат, снег. Самостраховка.

Спуск по лед. Айлампа до места обеда.

8:05 – 9:40

[OBED 11AUG], h=3860 м

Открытый ледник, морены.

Спуск к месту ночевки.

14:40 – 17:40

2 часа

[CAMP 11AUG], h=3560 м

Морены, переправа вброд глубиной до 50 см.

Всего (11.08.2018)

5:35 – 17:40

4 часа 55 минут

h = 1300 м

10,0 км

Подъем дежурных в 3:30, выход в 5:35. Ранний выход обусловлен необходимостью обхода нижнего ледопада по опасному обвалами участку. На горизонте облака, но у нас погода хорошая. Покидаем лагерь в связках. Местами фирн проваливается под тяжелыми участниками, поэтому вскоре надеваем снегосту пы. Первый километр спускаемся по плотно укрытому снегом леднику, где трещины едва угадываются. Ниже справа начинается зона крупных разломов – верхний ледопад ([094], alt=4635, фото 8.26). Смеща емся к левому борту и, аккуратно лавируя между полу-открытых трещин, обходим ледопад под стеной пика Каратор. На выполаживании ниже верхнего ледопада ледник уже скорее открыт, через закрыт, тем не менее встречаются достаточно коварные трещины (фото 8.27). Пересекаем выполаживание к правому борту и в 6:55 выходим на морену у начала нижнего ледопада ([095], alt=4470, фото 8.28).

Обход нижнего ледопада по осыпи правого борта технически прост, но опасен тем, что значительный его участок потенциально пробивается камнями и льдом с колоссальных сбросов на вышерасположенном склоне. Ситуация усугубляется тем, что этот склон освещается первыми лучами солнца. К счастью, свежих следов обвалов в кулуарах под сбросами не видно. Выйдя на морену, стараемся действовать бы стро. Развязываемся, пересекаем кулуар из-под первого сброса (средняя и мелкая осыпь, снежники, мяг кий конгломерат) и собираемся на локальном гребешке под прикрытием скал ([096], alt=4410, фото 8.29, 8.30, 8.31). Место достаточно безопасное. Далее плотной группой по осыпи и мягкому конгломерату спускаемся на снежный склон (конус выноса) под вторым сбросом. Снег имеет крутизну 20-25 , плот ный, надеваем кошки, т.к. снизу конус выноса подрезает большой бергшрунд. Смещаемся вдоль трещины направо к середине конуса и находим мост, который преодолеваем с гимнастической страховкой ([097], alt=4310, фото 8.32). Отходим от склона на 200 м и останавливаемся на большой привал после «спринта» в обход ледопада (7:45, [098], alt=4260).

Нижний ледопад выглядит в принципе проходимым на уровне 2Б-3А, но достаточно «злобным» как с точки зрения поиска пути, так и с точки зрения безопасности. По нашему мнению, идти его стоит не ради эстетики или технического удовлетворения, а только если путь обхода станет совсем небезопасен. Спуск по открытому, пологому леднику Айлампа проходит по центру и ближе к левому борту (фото 8.33, 8.34). В средней и нижней части путь затрудняют глубокие русла ручьев. Постепенно справа и слева вырастают высокие боковые морены с участками мёртвого льда. Идем по леднику «до упора», спускаем ся с правой стороны языка в ложбину с ручьем ([100]) и далее на обширные галечные поля с разливами (фото 8.35). Слева за холмиком находится мутное озерцо, справа под языком ледника – второе, чёрное. Останавливаемся на обед на просторной галечной площадке на правом берегу потока, который без труда переходим по камням (9:40, [OBED 11AUG], alt=3860). Не успеваем мы разобрать рюкзаки, как с перевалов Каратор приносит мощный заряд дождя, пережидаем его под спешно поставленным тентом. Туча уходит вниз по долине, оставляя свежий снег на осыпных склонах хребта Богатыри. Через полчаса вы ходит солнце, и мы начинаем наслаждаться жизнью: сушиться, мыться и отдыхать. Окрестности очень живописны: разливы реки, два озерца, виды на ледопады ледника Каратор и долину Теректы среди камней множество цветов (фото 8.36).

После усиленного отдыха выходим в 14:40. Оказывается, дальнейший спуск в долину Теректы не прост (схема участка на основе спутника + горизонтали SRTM+ пояснения – наложить в Global Mapper). Поток из ледника Айлампа, который мы без труда пересекли перед обедом, – только малая часть текущей с ледника воды. Второй поток, куда более мощный, вытекает из правого края языка ледника и сливается с первым ниже места обеда. Во второй половине дня воды много, она чёрная, тащит камни, уклон русла велик, в общем, бродить не хочется. Спуска по левому берегу левого истока вдоль воды нет, нужно от ме ста обеда уходить в северо-восточном направлении на вал древней морены ледника Каратор и спускать ся по неприятному склону к реке Теректы. При этом все равно придется бродить потоки с ледника Айлампа, только уже ниже их слияния.

В общем, приходится подняться вдоль правого потока до ледника ([102], alt=3885), обойти его по ле жащей на льду осыпи, а затем весьма неприятным образом траверсировать осыпь на мертвом льду (около 50 м). Потратив на обход лишних 20 минут, оказываемся на правом берегу реки на уровне места обеда. Спускаться к реке Теректы нет нужды, поэтому, двигаясь по бесконечным моренным холмам в целом па раллельно р. Теректы, за 30 минут переходим в долину следующего притока, берущего начало на леднике №197. Оставив слева высокий моренный гребень, по одному из уютных зеленых распадков между морен спускаемся к реке, затем вдоль реки (фото 8.37). Река с ледника №197 полноводная, молочного цвета. Место, где река уходит в небольшой конгломератный каньон, обходим, поднявшись на морену слева (+20 м). Ниже начинается трава (!) и даже кусты (!!!). Попадаются фрагменты тропы и следы скота. Чистой воды и хороших мест под палатки нет. Спускаемся почти до стрелки с р. Теректы и после разведки пере ходим приток р. Теректы вброд со страховкой в точке [106], alt=3580. Несмотря на позднее время, брод, в общем-то, несложный (фото 8.38). Тем не менее, переход в произвольном месте и без страховки может быть чреват проблемами.

В 300 м от места переправы останавливаемся на ночевку на неровных травянистых площадках ([CAMP 11AUG], alt=3560). Вода в ручейке, который берет начало из водопада высоко на склоне. Вечер непривычно тёплый.

Спуск к месту ночевки.

16:00 – 16:30

[CAMP 12AUG], h=3465 м

Травянистые склоны, слабая тропа.

Всего (12.08.2018)

16:00 – 16:30

h = 95 м

2,0 км

Днёвка. Увы, в первой половине дня периодически идет дождь, пасмурно, с ледников дует холодный ветер. Коротаем время за художественным чтением «Сказки про Конька-Горбунка» и «Сказа про Федота стрельца», пьем какао с зефирками . Когда погода немного улучшается, два участника разведывают путь до планового места ночевки напротив долины перевала Чаганак. После обеда решаем все-таки переползти туда, чтобы совсем не облениться и чтобы завтра было меньше идти (фото 8.39).

Выходим в 16:00. Улучшившаяся было перед обедом, погода опять начинает хмуриться. Путь идет в обход покрытого травой вала древней морены, который вываливается из висячего цирка справа. Есть сла бая тропа, она идет по первой плоской террасе над рекой (высоко над ней), не заходя на осыпи и в зарос ли караганы. За 25-30 минут спускаемся на живописную плоскую поляну с восточной стороны от вала (фото 8.40). Река Теректы течет между конгломератных стен вполне памирского масштаба. Начинается дождь, который, впрочем, быстро заканчивается, но до ночи ветрено и прохладно. Ставим лагерь рядом с небольшим ручейком под склоном ([CAMP 12AUG], alt=3465). Недалеко от лагеря находим череп архара с громадными рогами и еще один поменьше. Красивый вид на долину и острые вершины хребта Уччат вдали. Разведываем спуск к реке Теректы, намечаем место для завтрашнего брода.

Характер пути

Всего по перевалу (10 12.08.2018)

14 часов 10 минут

h+ = 345 м

h = 1590 м

2Б+

Перевал Целинный – красивый, высокий, тактически и технически интересный перевал, одно из самых ярких впечатлений похода.

Категория трудности перевала соответствует сложной 2Б. Его прохождение в любом направлении требует 2-3 дней, вдумчивой тактики и хорошей акклиматизации. Обе стороны перевала могут быть лавино опасны.

Рекомендуется к прохождению в походах от 4 к.с. для групп, желающих повысить свое спортивное мастерство.